Полный текст статьи
Печать

Проблемы адаптации первоклассников к школе давно привлекают внимание медиков, психологов и педагогов. Но традиционно на первый план выходили психологические и социальные аспекты адаптационного процесса, как наиболее наглядные и демонстративные. Действительно, у детей со сниженной стрессоустойчивостью, повышенной готовностью к невротическим реакциям в адаптационный период к обучению в школе возможно преобладание поведенческих нарушений. Этой проблемой преимущественно занимались психологи и педагоги.  

Между тем, нарушения школьной адаптации могут быть проявлением нарушений более общего физиологического характера. Сама по себе школьная нагрузка является тестирующим фактором, а протекание адаптации является индикатором состояния здоровья ребенка. Последние данные указывают на значительную величину нагрузок на детский организм, особенно на регуляторные системы, сравнимую с экстремальными нагрузками взрослых.

Смена характера ведущей деятельности с игровой на учебную, изменение характера их нагрузки (преобладание статического напряжения, значительная информационная нагрузка) вызывают у младших школьников стрессовое состояние регуляторных систем. У первоклассников с неблагоприятным течением раннего онтогенеза, со скрытыми дизонтогенетическими нарушениями, адаптация протекает по типу «адаптационной болезни» с длительным тяжелым, рецидивирующим течением, нарастанием соматовегетативных отклонений со стороны органов-мишеней, определяемых генетическими особенностями ребенка, значительным снижением резистентности, выраженными поведенческими нарушениями вплоть до развития невротических расстройств, замедлением темпов физического, нервно-психического, речевого развития.

По оценкам различных ученых, около 50-55% первоклассников проходят адаптационный период относительно благополучно, около 35-40% имеют проблемы, и около 15% дают выраженные нарушения процесса школьной адаптации, проявляющиеся в различных физиологических отклонениях. Это соотношение является стабильным по данным ряда авторов, особенно в группе с тяжелым протеканием адаптации. Считается, что адаптация в случае благоприятного течения длится в среднем 5-6 недель, а последние  исследования показывают, что адаптация в случае неблагоприятного течения может затягиваться до года. Даже в случае внешне благоприятного течения адаптации к школе (В.А. Малиевский, Г.И. Баширова, Г.К. Клишо, 2014) следовые явления в организме ребенка в виде признаков дисбаланса регуляторных систем сохраняются в течение года [1].

Рассмотрим подробнее медико-биологические аспекты нарушений адаптации первоклассников к обучению в школе.

Иммунологические аспекты. Ученые выделяют пять критических периодов в развитии иммунитета у детей (Ю.Е. Вельтищев, 1996) [2]. Первый критический период – первые четыре недели жизни новорождённого, т.е. период неонатологии, второй – с 3-его по 6-ой месяцы жизни характеризуется ослаблением пассивного (материнского) иммунитета, третий – 2-й год жизни. В это время иммунитет ребенка всё ещё пребывает в процессе становления. Четвертый критический период проходится на 6–7-й годы жизни, а сильный или слабый ответ иммунной системы окончательно формируется в 5-ом критическом периоде в подростковом возрасте: у девочек с 11–13 лет, у мальчиков с 13–15 лет [6].   

 В эти периоды при воздействии неблагоприятных факторов иммунная система детей может дать неадекватный ответ, т.е. либо недостаточный для защиты, либо чрезмерный — гиперергический. Нередко прослеживаются отдаленные негативные последствия для дальнейшего формирования иммунной системы. В критические периоды наиболее часто проявляются дефекты, недостаточность развития иммунной системы.

Начало школьного обучения совпадает с четвертым критическим периодом формирования иммунитета. В этот период  происходит второй перекрест в содержании форменных элементов крови, снижается абсолютное и относительное содержание лимфоцитов. Средняя концентрация JgG и JgM в крови соответствует уровню взрослых, уровень JgA не достигает окончательных значений и увеличивается к 7-ми годам в 2 раза. Содержание JgE в плазме крови отличается максимальным уровнем по сравнению с другими возрастными периодами. Система местного иммунитета у большинства детей еще не завершает своего развития.

В период адаптации первоклассников к школе, отмечается нарастание частоты атопических, иммунокомплексных, паразитарных заболеваний, проявление поздних иммунодефицитов, формируются многие хронические заболевания многофакторной природы. Стрессовая ситуация, возникающая при адаптации организма к изменившимся микросоциальным условиям, сама по себе способна провоцировать иммунодепрессивный эффект. Формирование нового коллектива, с эпидемиологической точки зрения, сопровождается увеличением эпидконтактов, обмена возбудителями инфекций на фоне снижения резистентности, значительно нарастает тубинфицированность, заболеваемость ОРВИ,  с учащением повторных заболеваний до 7-ми раз за этот период.

Эндокринные аспекты. У детей младшего школьного возраста ведущей эндокринной железой является щитовидная, которая определяет рост и развитие ребенка. С 5-и лет эти функции переходят к передней доле гипофиза, продуцирующей соматотропный гормон. Действие передней доли гипофиза становится особенно заметным у детей 6-7 лет, что совпадает с периодом «первого вытягивания». Оно в свою очередь, создает дополнительную нагрузку на сердечно-сосудистую систему (несоответствие размеров тела возможностям сердца).

Ортопедические аспекты. Переход к изменению вида деятельности, вынужденное сидячее положение предъявляют новые требования к позвоночнику первоклассника. Происходит нарушение осанки ребенка, получившее название школьного сколиоза. Сколиоз приводит к развитию вторичной неврологической симптоматики – вторичного корешкового и оболочечно-корешкового синдрома из-за изменений в межпозвоночных дисках, возникших с 6-7-летнего возраста и достигших наибольшей выраженности к подростковому возрасту, вплоть до симптома негнущейся спины, хотя это происходит редко.

Начало обучения связано с преобладанием вынужденного сидячего положения. В то же время устойчивость детей этого возраста к подобного рода физическим нагрузкам остается крайне низкой и статические напряжения для них оказываются наиболее утомительными.

Моторные аспекты. Морфологическое дозревание двигательной коры мозга завершается в период от 7 до 12-14 лет. К этому же возрасту полностью развиваются рецепторный аппарат двигательной системы. Качественная реализация моторной программы при выполнении движений первоклассников (особенно на начальных этапах формирования учебных навыков) требует напряженного зрительного контроля, так как он выступает в качестве ведущего механизма обратной связи и в процессе онтогенетического развития, и в процессе формирования произвольных движений. К 13-14 годам уже достаточно развиты зрительно-моторные функции, обеспечивающие точность многих двигательных действий. По мере совершенствования навыков более значимой в регуляции движений становится проприоцетивная информация. (Т.Н. Осипенко, 1996) [3].

Низкая устойчивость к статическим нагрузкам, отсутствие взаимосвязи между устойчивостью к статическим нагрузкам и мышечной силой у детей этого возраста объясняется, по-видимому, несовершенством регуляторных влияний коры головного мозга и недостаточно развитой способностью дифференцирования мышечного напряжения.

Вплоть до 7-ми лет, биодинамику движений верхних и нижних конечностей у детей отличает наличие лишних колебаний и неравномерность изменений скорости и ускорения. Даже такой наиболее рано формирующийся вид локомоций, как ходьба, по своим биомеханическим показателям и биоэлектрической активности мышц ещё несовершенен. Лишь к возрасту 9-10 лет иннервационная структура двигательной координации становится устойчивой к влиянию дополнительных нагрузок и различных «шумов», мешающих реализации движения    (Д.А. Фарбер, 1998.) [4].  

В период адаптации первоклассников к школе начинает развиваться такая новая для них речевая деятельность как письмо. Письмо – сложный координированный навык, требующий сложной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений тела. Выполнение таких движений обеспечивается интегральной деятельностью различных мозговых структур, и нарушение этой деятельности может быть основой нарушения движений, трудностей их формирования и контроля. Кроме того, у детей 6-7 лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция. Это также затрудняет выполнение мелких кистевых движений руки, ведь формирование мелкой моторики завершается лишь к 10-13 годам, а формирование центральных механизмов управления, когда появляется возможность реализации нового класса движений, окончательно заканчивается к 7-10 годам.

Зубочелюстные аспекты. В младшем школьном возрасте происходит смена молочных зубов на постоянные. Молочные зубы выпадают в том же порядке, в каком появляются: резцы, коренные зубки, клыки. Процесс смены молочных зубов постоянными заканчивается только в 12-14 лет. Существенное значение особенно для коррекционной педагогики имеет то обстоятельство, что формирование постоянного прикуса начинается с появления первых моляров нижней челюсти (6-7 лет) и в норме заканчивается к 15-18 годам. Поэтому ортодонтические проблемы появляются у учащихся и их родителей в младшем школьном возрасте, особенно, согласно этой физиологической особенности, в период адаптации первоклассников к школе.

Зрительная система. Острота зрения только к 6-7 годам (а по разным данным и к 10-11) достигает 0,8-1,0. К 11-12 годам улучшаются функции бинокулярного, монокулярного, центрального и периферического зрения, а после 12-ти лет монокулярная оценка удаленности предмета становится достаточной для исполнения точного моторного действия рукой. В возрасте 12 лет формируется бинокулярный  контроль за движениями. Способность к стереоскопическому восприятию и различительная чувствительность к цвету меньше, чем в юношеском возрасте. Зрительный анализатор (его центральный и периферический отделы) еще находится в стадии становления. Морфофункциональные особенности зрительного анализатора в этот период делают его очень чувствительным к нагрузкам, возникающим у первоклассников при работе с мелкими объектами – буквами, цифрами, знаками в период школьной адаптации.

Слуховые аспекты. Слуховой анализатор у детей, поступающих в первый класс общеобразовательной школы хотя и равен по корковому представительству анализатору взрослого, однако еще не обладает всеми его качествами. У ребенка ниже порог слышимости, ниже острота слуха на слова, чем на тоны, костная проводимость высоких тонов также ниже. Пороги слышимости речи у детей 6,5-9,5 лет лежат на уровне 19-24 дБ для низкочастотных слов, а у – взрослых на уровне 7-10 дБ. Это также необходимо учитывать в педагогической практике работы с младшими школьниками.

Медицинские аспекты. Современное состояния здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста свидетельствует о серьезном неблагополучии, причем реально состояние здоровья детей хуже, чем это регистрируют школьные документы. Чем старше ребенок, тем менее достоверны сведения школьной медицинской документации. По данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы к обучению в школе, а 30-35% дошкольников имеют хронические заболевания,  в 13,5% случаев выявляются отклонения в физическом развитии (дефицит массы тела или ее избыточность, низкорослость). За последнее десятилетие в 2,7 раза сократилась 1-я группа здоровья (с 15,6 до 5,7%), в тоже время в 2,3 раза возросла численность 3-й группы здоровья (с 11,8 до 26,9%). Большинство детей (60-70%) во всех возрастных группах имеют 3-4 морфофункциональных отклонения, только 10-20% детей – 1-2 отклонения. Вызывает тревогу рост числа детей, имеющих пять и более морфофункциональных отклонений. (Т.М. Параничева, Е.В. Тюрина, 2012) [5].

Среди детей 5-9 лет число абсолютно здоровых не превышает 10-12%. Структура хронической патологии существенно не изменилась. По-прежнему, велика доля болезней опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), болезней ЛОР-органов, нарушений со стороны сердечно-сосудистой системы и органов зрения. С увеличением возраста увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов: школьники 7-9 лет имеют в среднем 2-3 диагноза. Процент детей имеющих патологию органа зрения растет с возрастом (с 4% у 5-летних до 18% у 9-летних). У мальчиков чаще, чем у девочек в любом возрасте, наблюдаются хронические заболевания. У мальчиков стабильно чаще, чем у девочек отмечается патология нервной системы, а также «прочие заболевания». В возрасте 5-7 лет у мальчиков также чаще наблюдается патология опорно-двигательного аппарата, однако это различие значимо у детей в возрасте 6 лет.

На первом месте у детей школьного возраста находятся нарушения осанки, которые в настоящее время проявляются у детей уже в дошкольном возрасте. Второе место в структуре заболеваемости у детей занимают болезни ЛОР - органов (17,8%). Отклонения со стороны органов дыхания во всех возрастных группах детей встречаются одинаково часто: от 13,7 до 21,4 случаев на сто детей. Это в основном аденоиды первой и второй степени, гипертрофия миндалин второй степени. Патология в виде гипертрофий миндалин, аденоидов, отитов у детей данного возраста является довольно распространенной.

Третье место занимают нарушения сердечно-сосудистой системы (16,7%) чаще проявляющиеся в виде функциональных шумов и врожденных пороков сердца. Среди функциональных нарушений сосудистого тонуса у детей данного возраста указываются проявления гипотонии, т.е. пониженного артериального давления.

Четвертое место занимают нарушения органов зрения (12,6%). По данным многих авторов, распространенность аномалий рефракции среди детей, поступающих в школу с 7 лет, колеблется от 8,7 до 12,5 %. Нарушения функционирования органов зрения обусловлены многими причинами: генетическими, морфологическими (строение глаза), неврологическими, трофическими (питание), функциональными (нагрузки на цилиарную мышцу).

Тенденция к увеличению в последние годы частоты нарушений зрения и слуха уже у дошкольников свидетельствует о причинах, не связанных с учебным процессом. Однако наличие у каждого пятого-шестого первоклассника данных отклонений обязывает начальную школу создавать необходимые условия для профилактики и коррекции нарушений зрения и слуха у школьников.

На пятом месте в структуре заболеваемости детей 5-9 лет стоят отклонения со стороны нервной системы (6,7%). Чаще других встречаются невротические состояния, легкие задержки психоречевого развития, проявления минимальной мозговой дисфункции, являющиеся следствием резидуально-органических перинатальных повреждений (энцефалопатий).

Итак, сниженный исходный уровень здоровья детей 6-7 лет, приступающих к систематическому обучению в школе и физиологические особенности растущего организма, существенно повышают риски первоклассников в период школьной адаптации и снижают возможности успешного получения начального общего образования. С учетом, инертности динамики здоровья детского населения, разрыв между воздействием и результатом может быть значительным, достигая нескольких лет, а конечные результаты, к сожалению, могут быть еще более неутешительными. Анализ критических фаз и сенситивных периодов в онтогенезе первоклассников обусловливает необходимость проведения медико-психологических оздоровительных и реабилитационных мероприятий, прежде всего в эти возрастные сроки.