Мелодико-интонационный склад свадебных песен Орловской области
Выпуск:
ART 970031
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Чернобаева
О.
В. Мелодико-интонационный склад свадебных песен Орловской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
81–85. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970031.htm.
Аннотация. Данная статья посвящена раскрытию регионального своеобразия музыкально-фольклорных текстов орловской свадьбы с позиции мелодико-интонационного строения. Особое внимание автор уделяет рассмотрению инвариантных мелодических оборотов орловских свадебных песен, функционирующих как на поповечном уровне, так и в структуре музыкальной фразы.
Ключевые слова:
свадебные песни, мелодико-интонационный склад, инвариантность мелодических попевок, мелодическая композиция
Текст статьи
Чернобаева Оксана Вячеславна,кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры народного пения,ФГБОУ ВО «Орловский государственный институткультуры», г. Орёлoksana_jv@mail.ru
Мелодикоинтонационный складсвадебных песен Орловской области
Аннотация.Данная статья посвящена раскрытиюрегионального своеобразия музыкальнофольклорных текстов орловской свадьбы с позициимелодикоинтонационного строения. Особое внимание автор уделяет рассмотрениюинвариантных мелодических оборотоворловских свадебныхпесен, функционирующих как на поповечном уровне, так и в структуре музыкальной фразы.Ключевые слова:свадебные песни, мелодикоинтонационный склад, инвариантность мелодических попевок, мелодическая композиция.
Современный подход к изучению региональных свадебныхтрадиций базируется на структурнотипологическом методе исследования музыкальнофольклорных текстов, который позволяет выявить закономерности музыкальной стилистики исследуемых образцов, как на уровне отдельных её элементов, так и в комплексе. При этом важнейшими для анализа являются такие составляющие –метрическое согласование стиха и напева, композиционная организация напева на уровне музыкальнопоэтической строфы, ладовая основа, мелодикоинтонационный склад, вид многоголосной фактуры, которыеслужат основой классификации, систематизации и картографирования музыкальных диалектов.Мелодическая структура напевов –одно из существенных средств художественной выразительности музыкального фольклора. На формирование мелодики оказывают большое влияниекак музыкальные элементы стиля –лад, многоголосие, так и строфическая организация песен, структура стиха и ритмика, и, как следствие, она концентрирует в себе важнейшие признаки локальной традиции. По мнению Н.М. Савельевой, «Особенно тесно мелодика связана с ладом,который во многом определяет еёспецифику и звуковысотный контур. Но, все же в пределах одного и того же лада возникают разные мелодические построения, позволяющие отличить одну песню от другой, несмотря нажанровостилевое единство» [7, c. 105]. На сегодняшний день в этномузыкознаниивопрос мелодического строения остаётся одной из наименее изученных сторон музыкального фольклора.Заметная роль в созданииметодологииизучения мелодического развития принадлежит учёным Л.А.Мазелю[1] и В.А. Цуккерману[2], в трудах которых охарактеризованы основные принципы анализа мелодики. Некоторые общие замечания о законах мелодического развёртывания напевов многоголосных крестьянских песен содержатся в книге Т.С. Бершадской [3]. Важные положения, относительно мелодического строения песенного фольклора изложены в трудах Б.Б. Ефименковой и М.А.Енговатовой [4]. К вопросам рассмотрения мелодики на конкретном региональном материале обращаютсяИ.И. Земцовский [5], А.В. Руднева [6], Н.М.Савельева [7], Л.Л.Христиансен [8], В.М. Щуров [9].В этномузыкознании установились определённые подходы, позволяющие выявить характерные черты мелодического строения исследуемых песенных образцов. Среди ключевых положений, можно отметить следующие. «Мелодикоинтонационный контурнапеваобразуется путём сложения мелодических звеньев –единиц его мелодической структуры. Они представляют собой типизированные мелодические обороты, каждый из которых допускает множественность, вариантность своего воплощения в каждом конкретном напеве. Мелодические звенья обладают логически завершенной конструкцией на звуковысотном и ритмическом уровне. Последовательность мелодических звеньев образует мелодическую композицию, реализующуюся на уровне мелострофы. Различают два класса мелодических композиций: моноячейковые и полиячейковые. Набор ячеек в напеве определяют тип мелодической композиции»[4, с. 2641]. Устойчивым мелодическим оборотом, свойственным ранним песенным слоям может выступать попевка, которая является важным структурным элементом особого «попевочного» типа мелодики.Мелодическое строение напева напрямую зависит от лада. Поскольку правила развёртывания мелодики во многом определяются и ритмической организацией напевов, то рассмотрение мелодической композиции целесообразно осуществлять в зависимости от класса ритмических форм, к которому они принадлежат. Разные формы согласования лада и ритма создают многообразие мелодических композиций напевов и придают им индивидуальный облик. При этом важно учитывать принадлежность песенных образцов к гетерофонному фактурному типу, в котором отсутствует дифференциация вокальных линий и все голоса являются вариантами одной мелодии.Как отличительную стилевую черту свадебных песен Орловской области нужно отметить, прежде всего, отсутствие в них развитых мелодических образований. В основе большинства исследуемых песенных образцов лежит попевочный типмелодического строения напевов, что тесно связанос их ограниченным звуковым объёмом и незначительным слоговым распевом. Каждая попевка представляет собой сопряжение нескольких тонов, объединяющих 23 интонации, где целое складывается путем объединения простейших попевок.Мелодикоинтонационный склад орловских свадебных песен обнаруживает высокую степень типизированности. Сходство интонаций, попевок в них настолько велико, что позволяет говорить о существовании ряда стереотипных мелодических фигур, из которых складывается строфа. Каждая из этих фигур представляет собой мелодический оборот, закреплённый заопределёнными ладовыми ступенями.Рассмотрим выявленные инварианты мелодических попевок орловских свадебных песен.Цезурированные напевы с терцовой основой и переходные терцовоквартовые структуры как мажорного, так и минорного наклонения обладают следующими общими принципами интонационного развития:1. Заполнение терцовой / квартовой ячейки при поступенном движении от основного тона к терцовому / квартовому и наоборот:
Пример № 1
2. Терцовый / квартовый шаг, с последующим его нисходящим поступенным заполнением с захватом VII низкой ступени:
Пример № 2
3. Иногда мелодическое движение в рамках трихорда начинается со II или IIIступени к I, с дальнейшим использованием средств мелодического развития второго типа (терцовый шаг с нисходящим поступенным движением к тонике). Возникает эффект «вращения» вокруг ладового центра:
Пример № 3
4. Характерной для ряда песен является попевка из последовательности IVVII низкой Iступеней в нижнем голосе напева, а также переинтонированный еёвариант из IVII низкойVI ступеней, возникающий, как правило, в кадансовых участках напева:
Пример № 4
5. Типичным является мелодический оборот в заключительных частях музыкальных построений, который строится по принципу опевания звука тоники IIиVII низкой ступенями в различных комбинациях:
Пример № 5
Необходимо отметить, что в большинстве исследуемых песенных образцов в процессе образования мелодической строфы происходит взаимодействие всех выявленных устойчивых мелодических попевок, которое определяется принципом комбинаторики:
Пример № 6. «Ой, куры мои». Свадебная величальная с. Репнино Болховского района
Мелодические звенья неравномерно сегментированных и отчасти контаминированных напевов в большинстве случаев охватывают ритмический период целиком и отличаются законченностью мелодического развития. В таких напевах мелодическое движение опирается на универсальную для традиционного мелодического мышления модель «волны». Для данной музыкальноритмической формы она является наиболее употребительной, хотя встречаются и другие «интонационные фигуры». Так, в ряде песен с квинтовой основой присутствуют восходящие скачки на кварту, квинту, а также нисходящие терцовые / квартовые ходы:
Пример № 7. «Ветры буйны сбушевалися». Прощальная песня невесты с. Репнино Болховского района
Виды мелодических композиций орловских свадебных напевов определяются последованием мелодических звеньев и их комбинацией в пределах музыкальнопоэтической строфы. Среди наиболее типичных являются:Моноячейковые напевы, основанные на многократном повторении одной попевки в различных вариантах. Мелодическая композиция таких напевов не замкнута и ограничена только размерами поэтического текста. Этот вид композиции представлен во всех жанровых разновидностях музыкального фольклора орловской свадьбы –в ритуальных, прощальных песнях невесты, а также в величальных песнях:
Пример № 8. «А кто у нас холостой». Свадебная величальная с. Репнино Болховского района
Полиячейковые напевы строятся по принципусвободного чередования разных мелодических ячеек с сохранением их относительной автономности. В процессе комбинации различных мелодических звеньев в музыкальной строфе возникают предпосылки для возникновения форм более высокого порядка. 1. Примеры, в основе мелодического строения которых лежит принцип вопросоответного соотношения музыкальных фраз, встречаются в нескольких образцах, относящихся к группе величальных песен:
Пример № 9. «У ворот сосна зелёная». Свадебная величальная с. Репнино Болховского района
2. Мелодические композиции ответовопросного строения характерны для типологической группы ладовых форм, структура которых представляет собой мажорный тетрахорд на большетерцовой основе с секундовой переменностью устоев. Заключительный тон напева находится на II ступени лада, что в конце каждой музыкальнопоэтической строфы песни создаетощущение вопроса, недосказанности. С точки зрения ладового тяготения II ступень всегда стремится в тонику, с которой начинается музыкальная композиция, что символизирует «ответ»на поставленный в конце предложения вопрос:
Пример № 10. «Села Татьяна за стол». Прощальная песня невесты с. Промклево Дмитровского района
Одной из ярких и специфических особенностей мелодики исследуемых песенных образцов является «гукание» –звонкий возглас в высоком регистре, звучащий в конце каждой музыкальнопоэтической строфы:Пример № 11. «Выкатили медовую бочку». Свадебная ритуальная
с. Репнино Болховского района
В некоторых примерах возглас «Гу!» заменяется на такой же звучащий в октаву звук «И!», свойственным некоторым песням юга России:
Пример № 12. «Да не мы ли тебе, наша Марьюшка, говаривали».
Прощальная песня невесты с. Репнино Болховского района
Данный вокальный приём встречается вгруппе ритуальных и прощальных песен невесты. Объясняется это генетической связью свадебных обрядовых песен с календарным песенным циклом, в котором этот своеобразный приём несётфункцию заклинания и отпугивания нечистой силы.Подытоживая всёвышеизложенное можно утверждать следующее. В мелодике исследуемых песен обнаружено 5 интонационномелодических типов, образующихся на основе той или иной связи ладовых ступеней. Установлено, что мелодическое богатство орловских свадебных напевов обусловлено не столько многообразием интонационномелодических типов, сколько их многогранным сочетанием и вариантным развитием. Одной из важнейших стилевых черт мелодического строения орловских свадебных песен является попевочный тип развития мелодики. Попевочный материал является структурообразующим как на уровне образования мелодических звеньев напева, так и в образовании мелодических композиций в целом. Подтверждением тому служит обширный корпус песенных текстов свадебного музыкального фольклора, в основе которых лежит попевочный тематизм. В процессе интонационного развертывания напевов попевки всячески варьируются, получая каждый раз новое воплощение. В этом многообразии интонационномелодического варьирования и кроется секрет яркой индивидуальности орловских свадебных напевов с их скромным диапазоном и лаконичной формой.
Ссылки на источники1.Мазель Л.О. О мелодии / Л.О. Мазель. –М.: Музгиз, 1952. –299 с.2.Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальной формы / В.А. Цуккерман. –М., 1964.3.Бершадская Т.С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни / Т.С. Бершадская. –Л.: Музгиз, 1961. –156 с.4.Енговатова М.А. Звуковысотная организация русских народных песен в свете структурнотипологических исследований / М.А. Енговатова, Б.Б.Ефименкова // Мир традиционной музыкальной культуры: Сб. трудов. Выпуск 174. –М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. –с. 644.5.Земцовский И.И. Мелодика календарных песен / И.И. Земцовский. –М.: Издательство «Музыка», 1975. –222 с.6.Руднева А.В. Курские танки и карагоды: Таночные и карагодные песни и инструментальные танцевальные пьесы / А.В. Руднева. –М.: Сов. композитор, 1975. –309 с., нот.7.Савельева Н.М. Региональная стилистика русской народной музыки. Русскобелорусскоукраинское пограничье. Исследование / Н.М.Савельева. –М.: Композитор, 2005. –191 с., нот.8.Христиансен Л.Л. Ладовая интонационность русской народной песни [Текст]: Исследование / Л.Л. Христиансен. –М.: Советский Композитор, 1976. –390 с.9.Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. Исследование / В.М.Щуров. –М.: Советский композитор, 1987. –320 с., ил.
Мелодикоинтонационный складсвадебных песен Орловской области
Аннотация.Данная статья посвящена раскрытиюрегионального своеобразия музыкальнофольклорных текстов орловской свадьбы с позициимелодикоинтонационного строения. Особое внимание автор уделяет рассмотрениюинвариантных мелодических оборотоворловских свадебныхпесен, функционирующих как на поповечном уровне, так и в структуре музыкальной фразы.Ключевые слова:свадебные песни, мелодикоинтонационный склад, инвариантность мелодических попевок, мелодическая композиция.
Современный подход к изучению региональных свадебныхтрадиций базируется на структурнотипологическом методе исследования музыкальнофольклорных текстов, который позволяет выявить закономерности музыкальной стилистики исследуемых образцов, как на уровне отдельных её элементов, так и в комплексе. При этом важнейшими для анализа являются такие составляющие –метрическое согласование стиха и напева, композиционная организация напева на уровне музыкальнопоэтической строфы, ладовая основа, мелодикоинтонационный склад, вид многоголосной фактуры, которыеслужат основой классификации, систематизации и картографирования музыкальных диалектов.Мелодическая структура напевов –одно из существенных средств художественной выразительности музыкального фольклора. На формирование мелодики оказывают большое влияниекак музыкальные элементы стиля –лад, многоголосие, так и строфическая организация песен, структура стиха и ритмика, и, как следствие, она концентрирует в себе важнейшие признаки локальной традиции. По мнению Н.М. Савельевой, «Особенно тесно мелодика связана с ладом,который во многом определяет еёспецифику и звуковысотный контур. Но, все же в пределах одного и того же лада возникают разные мелодические построения, позволяющие отличить одну песню от другой, несмотря нажанровостилевое единство» [7, c. 105]. На сегодняшний день в этномузыкознаниивопрос мелодического строения остаётся одной из наименее изученных сторон музыкального фольклора.Заметная роль в созданииметодологииизучения мелодического развития принадлежит учёным Л.А.Мазелю[1] и В.А. Цуккерману[2], в трудах которых охарактеризованы основные принципы анализа мелодики. Некоторые общие замечания о законах мелодического развёртывания напевов многоголосных крестьянских песен содержатся в книге Т.С. Бершадской [3]. Важные положения, относительно мелодического строения песенного фольклора изложены в трудах Б.Б. Ефименковой и М.А.Енговатовой [4]. К вопросам рассмотрения мелодики на конкретном региональном материале обращаютсяИ.И. Земцовский [5], А.В. Руднева [6], Н.М.Савельева [7], Л.Л.Христиансен [8], В.М. Щуров [9].В этномузыкознании установились определённые подходы, позволяющие выявить характерные черты мелодического строения исследуемых песенных образцов. Среди ключевых положений, можно отметить следующие. «Мелодикоинтонационный контурнапеваобразуется путём сложения мелодических звеньев –единиц его мелодической структуры. Они представляют собой типизированные мелодические обороты, каждый из которых допускает множественность, вариантность своего воплощения в каждом конкретном напеве. Мелодические звенья обладают логически завершенной конструкцией на звуковысотном и ритмическом уровне. Последовательность мелодических звеньев образует мелодическую композицию, реализующуюся на уровне мелострофы. Различают два класса мелодических композиций: моноячейковые и полиячейковые. Набор ячеек в напеве определяют тип мелодической композиции»[4, с. 2641]. Устойчивым мелодическим оборотом, свойственным ранним песенным слоям может выступать попевка, которая является важным структурным элементом особого «попевочного» типа мелодики.Мелодическое строение напева напрямую зависит от лада. Поскольку правила развёртывания мелодики во многом определяются и ритмической организацией напевов, то рассмотрение мелодической композиции целесообразно осуществлять в зависимости от класса ритмических форм, к которому они принадлежат. Разные формы согласования лада и ритма создают многообразие мелодических композиций напевов и придают им индивидуальный облик. При этом важно учитывать принадлежность песенных образцов к гетерофонному фактурному типу, в котором отсутствует дифференциация вокальных линий и все голоса являются вариантами одной мелодии.Как отличительную стилевую черту свадебных песен Орловской области нужно отметить, прежде всего, отсутствие в них развитых мелодических образований. В основе большинства исследуемых песенных образцов лежит попевочный типмелодического строения напевов, что тесно связанос их ограниченным звуковым объёмом и незначительным слоговым распевом. Каждая попевка представляет собой сопряжение нескольких тонов, объединяющих 23 интонации, где целое складывается путем объединения простейших попевок.Мелодикоинтонационный склад орловских свадебных песен обнаруживает высокую степень типизированности. Сходство интонаций, попевок в них настолько велико, что позволяет говорить о существовании ряда стереотипных мелодических фигур, из которых складывается строфа. Каждая из этих фигур представляет собой мелодический оборот, закреплённый заопределёнными ладовыми ступенями.Рассмотрим выявленные инварианты мелодических попевок орловских свадебных песен.Цезурированные напевы с терцовой основой и переходные терцовоквартовые структуры как мажорного, так и минорного наклонения обладают следующими общими принципами интонационного развития:1. Заполнение терцовой / квартовой ячейки при поступенном движении от основного тона к терцовому / квартовому и наоборот:
Пример № 1
2. Терцовый / квартовый шаг, с последующим его нисходящим поступенным заполнением с захватом VII низкой ступени:
Пример № 2
3. Иногда мелодическое движение в рамках трихорда начинается со II или IIIступени к I, с дальнейшим использованием средств мелодического развития второго типа (терцовый шаг с нисходящим поступенным движением к тонике). Возникает эффект «вращения» вокруг ладового центра:
Пример № 3
4. Характерной для ряда песен является попевка из последовательности IVVII низкой Iступеней в нижнем голосе напева, а также переинтонированный еёвариант из IVII низкойVI ступеней, возникающий, как правило, в кадансовых участках напева:
Пример № 4
5. Типичным является мелодический оборот в заключительных частях музыкальных построений, который строится по принципу опевания звука тоники IIиVII низкой ступенями в различных комбинациях:
Пример № 5
Необходимо отметить, что в большинстве исследуемых песенных образцов в процессе образования мелодической строфы происходит взаимодействие всех выявленных устойчивых мелодических попевок, которое определяется принципом комбинаторики:
Пример № 6. «Ой, куры мои». Свадебная величальная с. Репнино Болховского района
Мелодические звенья неравномерно сегментированных и отчасти контаминированных напевов в большинстве случаев охватывают ритмический период целиком и отличаются законченностью мелодического развития. В таких напевах мелодическое движение опирается на универсальную для традиционного мелодического мышления модель «волны». Для данной музыкальноритмической формы она является наиболее употребительной, хотя встречаются и другие «интонационные фигуры». Так, в ряде песен с квинтовой основой присутствуют восходящие скачки на кварту, квинту, а также нисходящие терцовые / квартовые ходы:
Пример № 7. «Ветры буйны сбушевалися». Прощальная песня невесты с. Репнино Болховского района
Виды мелодических композиций орловских свадебных напевов определяются последованием мелодических звеньев и их комбинацией в пределах музыкальнопоэтической строфы. Среди наиболее типичных являются:Моноячейковые напевы, основанные на многократном повторении одной попевки в различных вариантах. Мелодическая композиция таких напевов не замкнута и ограничена только размерами поэтического текста. Этот вид композиции представлен во всех жанровых разновидностях музыкального фольклора орловской свадьбы –в ритуальных, прощальных песнях невесты, а также в величальных песнях:
Пример № 8. «А кто у нас холостой». Свадебная величальная с. Репнино Болховского района
Полиячейковые напевы строятся по принципусвободного чередования разных мелодических ячеек с сохранением их относительной автономности. В процессе комбинации различных мелодических звеньев в музыкальной строфе возникают предпосылки для возникновения форм более высокого порядка. 1. Примеры, в основе мелодического строения которых лежит принцип вопросоответного соотношения музыкальных фраз, встречаются в нескольких образцах, относящихся к группе величальных песен:
Пример № 9. «У ворот сосна зелёная». Свадебная величальная с. Репнино Болховского района
2. Мелодические композиции ответовопросного строения характерны для типологической группы ладовых форм, структура которых представляет собой мажорный тетрахорд на большетерцовой основе с секундовой переменностью устоев. Заключительный тон напева находится на II ступени лада, что в конце каждой музыкальнопоэтической строфы песни создаетощущение вопроса, недосказанности. С точки зрения ладового тяготения II ступень всегда стремится в тонику, с которой начинается музыкальная композиция, что символизирует «ответ»на поставленный в конце предложения вопрос:
Пример № 10. «Села Татьяна за стол». Прощальная песня невесты с. Промклево Дмитровского района
Одной из ярких и специфических особенностей мелодики исследуемых песенных образцов является «гукание» –звонкий возглас в высоком регистре, звучащий в конце каждой музыкальнопоэтической строфы:Пример № 11. «Выкатили медовую бочку». Свадебная ритуальная
с. Репнино Болховского района
В некоторых примерах возглас «Гу!» заменяется на такой же звучащий в октаву звук «И!», свойственным некоторым песням юга России:
Пример № 12. «Да не мы ли тебе, наша Марьюшка, говаривали».
Прощальная песня невесты с. Репнино Болховского района
Данный вокальный приём встречается вгруппе ритуальных и прощальных песен невесты. Объясняется это генетической связью свадебных обрядовых песен с календарным песенным циклом, в котором этот своеобразный приём несётфункцию заклинания и отпугивания нечистой силы.Подытоживая всёвышеизложенное можно утверждать следующее. В мелодике исследуемых песен обнаружено 5 интонационномелодических типов, образующихся на основе той или иной связи ладовых ступеней. Установлено, что мелодическое богатство орловских свадебных напевов обусловлено не столько многообразием интонационномелодических типов, сколько их многогранным сочетанием и вариантным развитием. Одной из важнейших стилевых черт мелодического строения орловских свадебных песен является попевочный тип развития мелодики. Попевочный материал является структурообразующим как на уровне образования мелодических звеньев напева, так и в образовании мелодических композиций в целом. Подтверждением тому служит обширный корпус песенных текстов свадебного музыкального фольклора, в основе которых лежит попевочный тематизм. В процессе интонационного развертывания напевов попевки всячески варьируются, получая каждый раз новое воплощение. В этом многообразии интонационномелодического варьирования и кроется секрет яркой индивидуальности орловских свадебных напевов с их скромным диапазоном и лаконичной формой.
Ссылки на источники1.Мазель Л.О. О мелодии / Л.О. Мазель. –М.: Музгиз, 1952. –299 с.2.Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальной формы / В.А. Цуккерман. –М., 1964.3.Бершадская Т.С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни / Т.С. Бершадская. –Л.: Музгиз, 1961. –156 с.4.Енговатова М.А. Звуковысотная организация русских народных песен в свете структурнотипологических исследований / М.А. Енговатова, Б.Б.Ефименкова // Мир традиционной музыкальной культуры: Сб. трудов. Выпуск 174. –М.: РАМ им. Гнесиных, 2008. –с. 644.5.Земцовский И.И. Мелодика календарных песен / И.И. Земцовский. –М.: Издательство «Музыка», 1975. –222 с.6.Руднева А.В. Курские танки и карагоды: Таночные и карагодные песни и инструментальные танцевальные пьесы / А.В. Руднева. –М.: Сов. композитор, 1975. –309 с., нот.7.Савельева Н.М. Региональная стилистика русской народной музыки. Русскобелорусскоукраинское пограничье. Исследование / Н.М.Савельева. –М.: Композитор, 2005. –191 с., нот.8.Христиансен Л.Л. Ладовая интонационность русской народной песни [Текст]: Исследование / Л.Л. Христиансен. –М.: Советский Композитор, 1976. –390 с.9.Щуров В.М. Южнорусская песенная традиция. Исследование / В.М.Щуров. –М.: Советский композитор, 1987. –320 с., ил.