Занятия по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: специфика организации и проведения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Миронова С. П. Занятия по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: специфика организации и проведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 126–130. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970040.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются меры по организации и проведению занятий по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: направления рабочих программ по дисциплине «Физическая культура», критерии оценки результата реализации занятий по физической культуре, материально-технические условия, дополнительные требования в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Миронова СветланаПетровна,кандидат педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания ФГАОУ ВО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет»,г. Екатеринбургgolst@e1.ru

Занятияпо физической культуредля инвалидов илиц с ограниченными возможностями здоровья: специфика организации и проведения

Аннотация.В статье рассматриваются меры по организации и проведению занятий по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: направления рабочих программ по дисциплине «Физическая культура», критерии оценки результата реализации занятий по физической культуре, материальнотехнические условия, дополнительные требования в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.Ключевые слова:физическая культура, образовательная программа, инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья, средства физической реабилитации и социальной адаптации.

В ФГАОУ ВО «Российский государственный профессиональнопедагогический университет» (далее–РГППУ) разработан Порядок реализации дисциплины «Физическая культура» (далее по тексту–Порядок), который определяет особенности организации процесса физического воспитания и спорта обучающихся по образовательным программам высшего образования–программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (далее–образовательные программы) при очной, очнозаочной и заочной формах обучения, при сочетании различных форм обучения, при освоении образовательных программ инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее–инвалиды и лица с ОВЗ). Настоящий Порядок разработан в соответствии со следующими нормативными документами, регламентирующими организацию и проведение занятий по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченнымивозможностями здоровья (в соответствии с ограничениями жизнедеятельности), действующие в Субъекте РФ.1.Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273ФЗ [1].2.Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181ФЗ [2].3.Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования–программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденным Минобрнауки России от 19.12.2013г. №1367.4.Приказом Министерства образования Российской Федерации от 01.12.1999г. №1025 «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования».5.Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования.6.Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса от 08.04.2014г. №АК44/05вн.7.Положением «Об организации инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным в РГППУ от 02.02.2016 № 01Р/665117. 7. Уставом РГППУ. 8. Положением «Об организации инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья», утвержденным в РГППУ от 02.02.2016 № 01Р/665117. Целью Порядка является создание оптимальных условийобучающимся по образовательным программам не зависимо от форм и технологий обучения, для формирования необходимых компетенций, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психологического благополучия, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности.Программа по физической культуредля инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с ограничениями жизнедеятельности) с использованием средств адаптивной физической культуры находится в стадииразработки. В рабочейпрограммепо дисциплине «Прикладная физическая культура» отмечено, что для реализации дисциплины «Физическая культура» для инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается особый порядок освоения дисциплины на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. В зависимости от нозологий обучающегося и степени ограниченности возможностей, в соответствии с медицинскими рекомендациями, занятия для обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть организованы в виде:–адаптивной физической культуры в объеме предусмотренном рабочей программой;–занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта;–лекционных занятий по тематике здоровьесбережения.Комплектование групп спортивной подготовки, а также планирование тренировочных занятий (по объему и интенсивности тренировочных нагрузок разной направленности) по адаптивным видам спорта осуществляется в соответствии с гендерными и возрастными особенностями развития, функциональными группами, а также индивидуальными особенностями ограничения в состоянии здоровья.Распределение инвалидов и лиц с ОВЗ по учебным группам для проведения практических занятий (группу СМГ и ЛФК) осуществляется в начале каждого учебного года по результатам медицинского обследования и педагогической диагностики, где определяется состояние их здоровья, физического развития и уровень физической подготовленности.

Рабочие программы дисциплины «Физическая культура» для инвалидов и лиц с ОВЗ включают следующие направления:–проведение занятий по физической культуре с учетом индивидуальных особенностей инвалидов и лиц с ОВЗ и образовательных потребностей в области физической культуры;–разработку индивидуальных программ физической реабилитации в зависимости от нозологии и индивидуальных особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ;–разработку и реализацию методик, направленных на восстановление и развитие функций организма, полностью или частично утраченных инвалидом или лицом с ОВЗ после болезни, травмы; обучение новым способам и видам двигательной деятельности; развитие компенсаторных функций;–обеспечение психологопедагогической помощи обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ, использование на занятиях методик психоэмоциональной разгрузки и саморегуляции;–организацию дополнительных (внеурочных) и секционных занятий физическими упражнениями для поддержания (повышения) уровня физической подготовленностиобучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ с целью увеличения объема их двигательной активности и социальной адаптации в студенческой среде;–включение инвалидов и лиц с ОВЗ в совместную со здоровыми студентами физкультурнорекреационную деятельность, то есть в инклюзивную физическую рекреацию.

Форма проведения текущей и промежуточной аттестации для инвалидов и лиц с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных особенностей.Учитывая, что физическая культура для инвалидов и лиц с ОВЗ предусматривает использование комплекса эффективных средств физической реабилитации и социальной адаптации, устанавливаются следующие критерии оценки результата реализации занятий по физической культуре:–на этапе начальной подготовки: углубленная физическая реабилитация, социальная адаптация и интеграция; формирование устойчивого интереса к занятиям спортом; расширением круга двигательных умений и навыков; освоение основ техники по избираемому виду спорта; развитие физических качеств и функциональных возможностей.–на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации): социальная адаптация и интеграция;–положительная динамика двигательных способностей; участие в спортивных соревнованиях;–повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и психологической подготовки.Университет обеспечивает проведение занятий по физической культуре инвалидам и лицам с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья.Для занятий обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в университете созданы материальнотехнические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа в помещения для занятий по дисциплине, а также их пребывания в этих помещениях (в том числе наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов).Занятия для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ проводятся в отдельной аудитории. Число студентов не превышает 812 человек в одной аудитории. Допускается проведение занятий для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ в одной аудитории совместно с иными обучающимися, если это не создает трудностей припроведении испытаний. Допускается присутствие в аудитории во время проведения занятия ассистента из числа работников университета или привлеченных лиц, оказывающего обучающимся инвалидам и лицам с ОВЗ необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных возможностей (передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими текущуюи итоговую аттестацию по дисциплине «Физическая культура»).Инвалиды и лица с ОВЗ в процессе проведения занятий или сдачи итогового испытания могут пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.При проведении занятий обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

Для слепыхобучающихся:–письменные задания для выполнения самостоятельной работы, задания для текущей и промежуточной аттестации оформлены рельефноточечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;–письменные задания выполняются на бумаге рельефноточечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых либо надиктовываются ассистенту;–обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефноточечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых.Для слабовидящихобучающихся:–обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;–обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;–задание для выполнения, а также методические указания для выполнения аттестации оформляются увеличительным шрифтом.Для глухих и слабослышащих обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости обучающимся предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования.Для слепоглухих предоставляются услуги тифлосурдопереводчика (помимо требований, выполняемых соответственно для слепых и глухих).Для лиц с тяжелыми нарушениями речи, глухих, слабослышащих занятия проводятся с использованием письменной формы.Для лиц с нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту.Условия указанные выше, предоставляются обучающимся на основании заявления, содержащегосведения о необходимости создания соответствующих специальных условий.

Освоение дисциплин по физической культуре инвалидамии лицами с ОВЗ направлено на следующие результаты коррекционной работы.–коррекцию отклонений в развитии и здоровье, восстановление нарушенных функций, нормализацию двигательной активности и обмена веществ, предупреждение развития атрофии мышц, профилактику контрактур и нарушений опорнодвигательного аппарата, выработку способности самостоятельного передвижения и навыков бытового самообслуживания;–общее укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни, улучшение физического развития и совершенствование двигательных способностей, увеличение степени приспособляемости и сопротивляемости организма к факторам внешней среды.

Основными формами образовательного процессапри реализации дисциплин по физической культуре для инвалидов и лиц с ОВЗ являются тестирование и медицинский контроль; теоретические занятия; групповые и индивидуальные практические занятия; работа по индивидуальным учебным планам; спортивномассовые и физкультурнооздоровительные мероприятия.Теоретические занятия предусматривают приобретение знаний основ теории физической культуры, спорта и здорового образа жизни, использования средств физической культуры в профилактике заболеваний.Практические занятия для инвалидов и лиц с ОВЗ проводятся в виде адаптивной физической культуры и направлены на повышение уровня функционального состояния и физической подготовленности, оптимизацию психофизического развития. При проведении практических занятий обучающимся даются индивидуальные рекомендации по практическому самосовершенствованию двигательных действий.Для отдельной категории обучающихся в зависимости от степени ограниченности здоровья возможна разработка индивидуального учебного плана с индивидуальным графиком посещения занятий.Для оснащенияуниверситета спортивным оборудованием, адаптированным для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, с цельюполноценного занятия инвалидами и лицами с ОВЗ физической культурой в РГППУ модернизирована физкультурнооздоровительная база: оборудованы специальные площадки (в помещениях и на открытом воздухе); установлены специализированные тренажеры общеукрепляющей направленности и фитнестренажеры.Все спортивное оборудованиеотвечает требованиям доступности, надежности, прочности и удобства.Помещения спортивного комплекса и прилегающей территории отвечает принципам создания безбарьерной среды.Спортивномассовые и физкультурнооздоровительные мероприятиядля инвалидов и лиц с ОВЗ представляют собой внеурочную форму занятий по физическому воспитанию и направлены на обеспечение возможности самовыражения личности и приобретения индивидуального и коллективного опыта физкультурноспортивной деятельности.Опыт организации и реализации программфизической культуры для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с ограничениями жизнедеятельности) с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта в РГППУ основывается на разработанном планкалендаре Спартакиады студентов университета на 20162017 учебный год, в который включены соревнования для студентовинвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с ограничениями жизнедеятельности) с использованием средств адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Ссылки на источники1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273ФЗ.2.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995г. №181ФЗ.