Аспекты использования профессиональных терминов при реализации образовательных программ «Повышение квалификации водителей транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов»
Выпуск:
ART 970085
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бакулин
Н.
П.,
Домбровский
А.
А. Аспекты использования профессиональных терминов при реализации образовательных программ «Повышение квалификации водителей транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
351–355. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970085.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются профессиональные толкования терминов (юридических и педагогических), связанных с комплексом повышения квалификации, водительского мастерства и уровня деятельности сотрудников МВД, чьими дополнительными обязанностями является управление оперативно-служебными транспортными средствами категории «В», оборудованными специальными сигналами.
Ключевые слова:
контраварийная подготовка, дорожное движение, прием управления транспортным средством, техника управления транспортным средством, транспортное средство категории «в», оборудованное устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, экстремальные условия вождения, экстремальная ситуация
Текст статьи
Бакулин Николай Петрович,преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования,ФГКУТюменскийинститут повышения квалификации сотрудников МВД России,г. Тюменьbakullin@mail.ru
Домбровский Алексей Анатольевич,преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования, Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюменьdobrinya_52@bk.ru
Аспекты использования профессиональных терминов при реализации образовательных программ «Повышение квалификации водителей транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов»
Аннотация.В статье рассматриваются профессиональные толкования терминов (юридических и педагогических), связанных с комплексом повышения квалификации, водительского мастерства и уровня деятельности сотрудников МВД, чьими дополнительными обязанностями является управление оперативнослужебными транспортными средствами категории «В» оборудованных специальными сигналами. Ключевые слова:дорожное движение, контраварийная подготовка, прием управления транспортным средством, техника управления транспортным средством, транспортное средство категории «В», оборудованное устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, экстремальные условия вождения, экстремальная ситуация.
Для успешной профессиональной деятельности сотруднику полиции необходимо свободное владение профессиональными специфическими терминами и понятиями. Вождение оперативнослужебного автомобиля оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов является для него дополнительной обязанностью для выполнения основных функции защиты общественного порядка и общественной безопасности. Различные толкования одних и тех же терминов создают проблемы в общении преподавателей, занимающихся подготовкой и воспитанием водителей, водителей профессионалов и лиц, чьими дополнительнымиобязанностями является управление оперативнослужебным автотранспортом[11].В статье рассматриваетсяиспользованиеключевых терминовв процессе реализации образовательных программ «Повышение квалификации: дорожное движение, контраварийная подготовка, прием управления транспортным средством, техника управления транспортным средством, транспортное средство категории «В», оборудованное устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, экстремальные условия вождения, экстремальная ситуация. Термин дорожное движение(RoadTraffic) был введен в международную практику Конвенцией о дорожном движении, принятой в 1949 году в Женеве на всемирной конференции по дорожному движению. В нашей стране он получил официальное признание в 1971 году после одобрения Комитетом научнотехнической терминологии Академии наук СССР. Под дорожным движением понимался процесс движения транспортных средств по дорогам, в котором действия его участников –водителей, пешеходов и пассажиров определяются специальными правилами.
Термин дорожное движение регламентирован специальным нормативным актом –Правилами дорожного движения РФ, которые устанавливают определенный порядок. 1.Дорожное движение это процесс движения транспортных средств по дорогам, в котором действия его участниковводителей, пешеходов, пассажиров и иных участников, в том числе и водителей, имеющих право преимущественного движения с включенным и проблесковыми маячками синегокрасного цветов и специальным звуковым сигналом, определяются специальными правилами. В данном процессе отмечены две принципиальны стороны системного процесса: пространственное перемещение транспортных средств с регламентируемой скоростью и наличие правил, определяющих и устанавливающих последовательность действий. «Современное дорожное движение это сложная открытая динамическая антропотехническая система взаимодействующих и взаимосвязанных подсистем «человектранспортное средстводорогасреда» Дорожное движение следует рассматривать как особый вид деятельности, осуществляемой человеком. «Дорожное движение –совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог» [10]Из этого определения точно следует, что дорожное движение –процесс взаимодействия участников, т. е. процесс социальный. В связи с этим не вызывает сомнений необходимость регулирования данного процесса, т. е. правового воздействия на указанные общественные отношения. Задача данного регулирования тоже ясна: упорядочивание взаимоотношений участников дорожного движения с целью избежания конфликтов (ДТП).2.Ряд исследователей (Гринберг М.С., Самойлов Д.С., Иванов В.Н.) отмечают, что дорожное движения сложный процесс «дорожное движение это совокупность движущихся и взаимодействующих между собой транспортных средств и пешеходов». В настоящее время «…характерно, что темпы роста интенсивности значительно опережают темпы роста протяженности дорог..»[4] Термин контраварийная подготовка—это система обучения водителей транспортных средств, выходящая за рамки обычных Правил дорожного движения, основ управления автомобилем. Контраварийное вождение—управление автомобилем в критических ситуациях, встречающихся на дорогах общего пользования.Термин контраварийная подготовка введен профессором Цыганковым Э.В.[9] Контраварийная подготовка многоэтапный системный тренинг, позволяющий сформировать навыки, необходимые для выхода из критических (экстремальных) ситуаций.В системе МВД такое обучение проводитсяна базе специализированных институтов путем откомандирования сотрудников на курсы повышения квалификации. Водители, допущенные к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых сигналов проходят подготовку в сроки не реже 1 раза в 5 лет. Цель этой подготовки состоит в обучении водителей грамотному реагированию любым неблагоприятным обстоятельствам: ошибкам других участников дорожного движения, погодным условиям. Навыки противодействия наступающей аварийной ситуации подразделяются на: ориентированные на управление автомобилем в экстремальных режимах, ориентированные на вождение автомобиля в штатном режиме.Содержание контраварийной подготовки максимально привязано к реальному вождению с ограниченными габаритными параметрами дорожного полотна. Соответственно, все контраварийные приемы должны быть применимы на дорогах общего пользования, а обучение повышает безопасность вождения. В настоящее время можно выделить ряд навыков, которые необходимо совершенствовать водителям оперативнослужебных транспортных средств: быстрый старт на любой поверхности, безопасное торможение в различных условиях, прохождение поворотов, проезд перекрестков, использование в повседневной деятельности устройств подачи специальных световых извуковых сигналов, основы тактических действийТермин прием управлениятранспортным средством,прием управления транспортным средством–это отдельное законченное действие водителя, направленное на существенное изменение характера элемента движения транспортного средства путем воздействия на режимы работы его агрегатов и механизмов. Приемы управления водитель обязан выбирать исходя из дорожных, климатических условий и технического состояния транспортного средства, включая физиологическое и психологическое состояние водителя. В качестве основных приемов управления транспортным средством можно назвать приемы руления и их виды: основное, компенсаторное, корригирующее.Термин тактика управления транспортным средством. Тактика управления автомобиля —это умение водителя выбрать оптимальный режим движения на определенном участке, в конкретно сложившейся дорожной обстановке, при преодолении определенного препятствия. Тактика вождения проявляется в выборе скорости движения, траектории и в создании наилучших в данныхусловиях режимов работы двигателя и других агрегатов и механизмов двигателя. Тактика управления основывается на высокой технике управления автомобилем и без умений водителя автоматически четко и грамотно работать с органами управления теряет смысл. Подготовленность водителя определяется наличием у него совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного управления автомобилем в разнообразных дорожных условиях [8].В системе МВД в основном при операциях транспортных средств используется тактика экскортирования и сопровождения колонны автомобиля. Тактика в таких случаях отрабатывается групповым способомТермин техника управлениятранспортным средством.Под техникой управления автомобилем понимаются целенаправленные действия водителя, обеспечивающие безопасность движения в системе автомобиль —водитель —дорога и оптимальное решение задач, стоящих перед ним в этом процессе. В различных условиях у водителей оперативнослужебных транспортных средств техника управления автомобилем будет различна. Как указывал чемпион СССР по автогонкам М.Г.Горбачев: «Быстрый гонщикэто не отважный пилот, а техничный» [3].
Анализ литературы по обучению водителей Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.позволил выполнить выделение следующих элементов техники вождения:Техника начала движения (трогания с места);Техника торможения;Техника руления;Техника преодоления поворотов;Техника преодоления неровностей,Техника преодоления бездорожья и пр.
Посадка водителя за рулем, разгон на различных поверхностях, торможение в различных температурнопогодных условиях, разворот в ограниченном пространстве, прохождение поворотов и преодоление неровностей [5]. Вместе с тем ряд авторов делают вывод о тождественности техники управления и элементов безопасного управления транспортным средством.Термин транспортное средство категории «В», оборудованное устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов,согласно правилам дорожного движения, транспортное средство представляет собой устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В данном случаем под транспортным средством понимается оперативнослужебный автомобиль с нанесенной с нанесенной на наружные поверхности специальной цветографической схемой, с установленными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом. Данное транспортное средство имеет массу до 3500 кг и классифицируется под категорией «В».Устройством для подачи специальных световых сигналов (проблесковый маячок) является устройство, устанавливаемое на транспортном средстве, не являющееся штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов синего или красного цвета. Проблесковые маячки устанавливаются на крыше транспортного средства оперативной службы или над ней. Установка в иных местах не допускается. Согласно законодательству Российской Федерации транспортные средства полиции, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан (транспортные средства оперативных служб) должныиметь нанесенные на наружную поверхность специальные цветографические схемы, а также устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов, оборудование, необходимое для выполнения задач, возложенных на оперативные службы.
Согласно ГОСТ Р 505742002. «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования» специальный световой сигнал (проблесковый маячок) представляет собой устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов установленных цветов, частоты мигания и продолжительности свечения; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора и устанавливается на него дополнительно по специальному разрешению..."
Термин экстремальные условия вождения.Экстремальные условия вожденияавтомобилей зависят от 3 условий: погодные условия (низкие высокие температуры), тип поверхности дорожного полотна, тактические условия эксплуатации (тактика погони, тактика экскортирования).Термин экстремальная ситуация(от лат. extremus–крайний, критический) –внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию [6]. Анализ существующих понятий «экстремальная ситуация» в условиях вождения оперативнослужебного автомобиля показал, что к ним относят резкое изменение окружающих условий (например погодных с крайне низкими температурами и условиями ограничивающими видимость), которые выходят за границы обыденного привычного управления транспортными средствами, несут опасность для его жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья других участников движения, ошибки операторов других транспортных средств, ведущию к травмам и повреждениям, и действия по использованию возможностей транспортного средства для нанесения ущерба окружающим с угрозой жизни и здоровью.Определения экстремальной ситуации в служебной деятельности сотрудника полиции, чьими дополнительными обязанностями является управление транспортными средствами категории «В», оборудованнымиспециальными устройствами для подачи световых и звуковых сигналов, отражают его профессиональную специфику. В.Я. Кикоть, А.М. Столяренко указывают, что ситуациями, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к крайнему, предельному напряжению сил и возможностей для решения стоящих задач, наполнена вся служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел. Такие ситуации возникают как при осуществлении оперативнослужебных задач, опасных для жизни и здоровья сотрудника, так и в обычной служебной деятельности, когда возникают конфликтные обстоятельства. Управление оперативнослужебным транспортным средством также может привести к возникновению экстремальной ситуации в служебной деятельности. Под экстремальной ситуацией в оперативнослужебной деятельности сотрудника полиции понимаются также ситуации, связанные с повышенными умственными, психическими и физическими нагрузками, опасностью для его жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья граждан [1]. Следовательно к таковым можно отнести следующие ситуации связанные с управлением оперативнослужебного транспортного средства: пресечение правонарушений с использованием автомобильного транспорта, задержание преступников, передвигающихся на автомобиле, использующего его скоростные возможности для побега, задержание вооруженных преступников, использующих огнестрельное оружия для повреждения оперативнотранспортного средства полиции и иные ситуации. К понятию «ситуация» приписываются следующие атрибуты: катастрофическая, экстраординарная, чрезвычайная, травматическая, выходящая за обычные пределы существования, необычная, особая, трудная. Данные определения раскрывают объективную сторону экстремальной ситуации, однако не отражают специфики использования оперативнослужебного транспортного средства. Оттенок беспомощности и неизбежности катастрофических последствий, которыми пронизаны характеристики экстремальных ситуаций, не соответствует социальному назначению и обязанностям полиции. Согласно ФЗ «О полиции», последняя предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Таким образом, под экстремальными ситуациями оперативнослужебной деятельности с использованием транспортных средств можно понимать складывающиеся при выполнении служебных задач условия, где существует потенциальная или реально действующей угроза здоровью, жизни сотрудника полиции либо граждан. Указанные опасные условия являются неотъемлемым элементом, сопровождающим реализацию ряда задач в рамках профессиональной деятельности полиции, в частности и полицейского, чьими дополнительными обязанностями является управление транспортным средством категории «В», оборудованного специальными устройствами для подачи световых и звуковых сигналов. Выделяют несколько типов экстремальных ситуаций, связанных с деятельностью водителя оперативнослужебного транспортного средства:
1) объективно экстремальные ситуации (опасности исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно например низкие температуры, ограниченная видимость, гололедные явления на дорожном полотне); 2) потенциально экстремальные ситуации (скрытая угроза –например скрытый дефект мат.части на оперативнослужебном транспортном средстве);3) лично спровоцированные экстремальные ситуации (опасность порождается самим человеком, его поведением –например ошибкив управлении оперативнослужебным транспортным средством);4) воображаемые экстремальные ситуации (не несущие опасности, например преувеличение погодных условий для использования оперативнослужебного транспортного средства).Специалисты особо выделяют классификацию экстремальных ситуаций А.М. Столяренко, основанную на способности ситуации влиять на служебную деятельность сотрудника органов внутренних дел, а следовательно и на водителя полицейского: По специфичности (неспецифичности). Специфические –связанные с угрозой жизни при скоростном управлении, маневрировании оперативнослужебного транспортного средства в случае осуществления тактики преследования вооруженных преступников на автомобиле. Неспецифические (присущие любым стрессовым ситуациям)–длительная напряженная деятельность за рулем оперативнослужебного транспортного средства в погодных условиях неблагоприятных для вождения, с ограничением факторов, связанных с дефицитом времени. Попризнаку непосредственности воздействия выделяют «стрессоры» непосредственного эмоционального воздействия. Для водителей можно выделить следующие «стрессоры»: внезапность действий лиц, участвующих в дорожном движении, ошибки других водителей, ошибки самого водителя вызвавшие занос, снос, блокирование колес вызывающие опасность и внезапность. Опосредованное непосредственное эмоциональное воздействие на водителя оперативнослужебного транспортного средства –дефицит времени, увеличение темпа действий с увеличением скорости движения, избыток информации и др.
Управление механическим транспортным средством является процессом, требующим специальных практических навыков и определенного рода знаний. Согласно словарю Ожегова –Управление совокупность приборов, приспособлений, устройств, посредством которых управляется ход машины, механизма. То есть управление это другими словами ход активное действие транспортного средства. Под управлением в психофизиологическом смысле следует понимать ряд двигательных (управляющих) операций мышечного аппарата –физических действий распределенного характера с максимальным задействованием органов осязания и реакцией на динамическую окружающую действительность (дорожную обстановку). Управляющие операции, производимые водителем,осуществляются в форме физических действий –движение рулевым устройством, педалями сцепления, тормоза, акселератор, рычагом переключения коробки передач и рычагов поворотников и т.д., и их сочетания. Распределенный характер указанных действий выражается в том, что одномоментно водитель выполняет разные операции с помощью разных органов и конечностей –наблюдает в боковые зеркала заднего вида и следит за знаками, разметкой, встречным транспортом, переключает передачи рукой и выжимает ногами педали сцепления и т. п. Психической основой вождения следует считать отражение в сознании водителя окружающей действительности. Соответственно, органы восприятия водителя должны быть полностью активированы, так как технические возможности скорости перемещения современных автомобилей, скорость смены окружающей обстановки, насыщенность дорог общего назначения в городах несут большие информационные объемы. Пропуск дорожных факторов, неправильная оценка или запоздалая обработка информационных массивов при управлении оперативнослужебным транспортным средством неминуемо грозит повлечь утрату контроля за обстановкой и, как следствие, контактный конфликт нескольких сторон –дорожнотранспортное происшествие. Это накладывает особые обязательства на мышление и особенно –на реакцию водителя. Она всегда должна быть своевременной, выверенной и правомерной. Законодательной дефиниции «Управление транспортным средством» нет. Исходя из нормативного материала, управление ТС можно определить как активное действие субъекта дорожнотранспортных правоотношений, заключающееся в пользовании ТС, то есть извлечении его полезных свойств. или как действия собственника и гражданина, реализующего свое правообладание транспортным средством и свое право на беспрепятственное перемещение в рамках установленных государством процедур и территорий. Однако согласно пункта 2.74. Правил дорожного движения Республики Беларусь, управление транспортным средством —воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального. Вместе с тем в комментариях кодекса административных действий Российской Федерации можно найти следующее определение: «Под управлением транспортным средством понимается совершение технических действий, связанных с приведением транспортного средства в движение, троганием с места, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с предназначением и техническими возможностями транспортного средства». В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях есть следующая Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, —влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц —двадцати тысяч рублей. Законодатель явно разграничивает два этих понятия управления транспортным средством и пользование транспортным средством.
Понятие термина «управление транспортным средством» раскрывается и в статье 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196ФЗ «О безопасности дорожногодвижения» Согласно ст.25 в Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее —правона управление транспортными средствами): категория «A» —мотоциклы; категория «C» –автомобили: категория «D» –автомобили; и т.д. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением, а в предусмотренных настоящим Федеральным законом и Кодексом Российской Федерации обадминистративных правонарушениях случаях временным разрешением на право управления транспортными средствами.
Понятие управления транспортным средством не определено, и отдано на судебное усмотрение. Но есть практика Верховного суда РФ (бюллетень ВС РФ № 5 за 1999 год), где при пересмотре дела Белоусова, осужденного по ст. 264 УК РФ, понятие управление ТС было связано с совершением маневра транспортным средством [2]. Что конечно можно использовать на практике. Уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ подлежит только лицо, управляющее автомобилем и допустившее нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств [7].Подводя итог сказанному, хочется отметить, что знание и использование профессиональных юридически корректных терминов, наилучшим способом оказывается влияние на качество подготовки водительского состава МВД.
Ссылки на источники1.Ахматгатин А.А. Основы подготовки сотрудников полиции к действиям в экстремальных ситуациях // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. 2013. –№3(66). –с. 3–8.2.Бюллютень Верховного суда Российской Федерации. БВС РФ, №5 от 31 мая 1999года. [электронный ресурс] Режим доступа: https://legallib.ru/byulletenvsrfza1999god.html.3.Горбачев, М.Г. Экстремальный автотренинг. М.Г. Горбачев Риполклассик. М., 2007. с.5.4.Кабачко, Е.Д. Развитие дорожной сети города Барнаула с точки зрения права / Е.Д.Кабачко. // Вестник барнаульского юридического института. Вып. № 1 (28). 2015.5.Круглов, С.М. Вождение легкового автомобиля. С.М.Круглов [электронный ресурс] // Автомобиль от А до Я: Советы водителю. Режим доступа: http://www.worz.ru/p/auto0001.html. Дата доступа: [07.12.2016].6.Психология экстремальных ситуаций / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. –М., 2009. –с.105.7.Федеральный Закон РФ от 13.06.1993г. № 63 ФЗ (ред. от 22.11.2016) "Уголовный кодекс Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.8.Фельде, Ю.В. Педагогические условия формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению: автореф. дис. …канд пед.наук:13.00.08. / Ю.В.Фельде Казань, 2012. 24 с.9.Цыганков, Э.С. Контраварийная подготовка водителей: (15 приемов стабилизации автомобиля). –М.: Транспорт, 1993.78 с.10.Якубенко, Н.В. Антропотехническая система «дорожное движение» (криминологические и психологические аспекты): монография. / Н.В.Якубенко. Тюмень, 1999. с.18.11.Бакулин Н. П., Домбровский А. А. Психофизиологические факторы, влияющие на процесс переподготовки водителей оперативных служб МВД // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2015. –№ 5 (май). –С. 56–60. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15140.htm.
Домбровский Алексей Анатольевич,преподаватель кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования, Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, г. Тюменьdobrinya_52@bk.ru
Аспекты использования профессиональных терминов при реализации образовательных программ «Повышение квалификации водителей транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов»
Аннотация.В статье рассматриваются профессиональные толкования терминов (юридических и педагогических), связанных с комплексом повышения квалификации, водительского мастерства и уровня деятельности сотрудников МВД, чьими дополнительными обязанностями является управление оперативнослужебными транспортными средствами категории «В» оборудованных специальными сигналами. Ключевые слова:дорожное движение, контраварийная подготовка, прием управления транспортным средством, техника управления транспортным средством, транспортное средство категории «В», оборудованное устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, экстремальные условия вождения, экстремальная ситуация.
Для успешной профессиональной деятельности сотруднику полиции необходимо свободное владение профессиональными специфическими терминами и понятиями. Вождение оперативнослужебного автомобиля оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов является для него дополнительной обязанностью для выполнения основных функции защиты общественного порядка и общественной безопасности. Различные толкования одних и тех же терминов создают проблемы в общении преподавателей, занимающихся подготовкой и воспитанием водителей, водителей профессионалов и лиц, чьими дополнительнымиобязанностями является управление оперативнослужебным автотранспортом[11].В статье рассматриваетсяиспользованиеключевых терминовв процессе реализации образовательных программ «Повышение квалификации: дорожное движение, контраварийная подготовка, прием управления транспортным средством, техника управления транспортным средством, транспортное средство категории «В», оборудованное устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов, экстремальные условия вождения, экстремальная ситуация. Термин дорожное движение(RoadTraffic) был введен в международную практику Конвенцией о дорожном движении, принятой в 1949 году в Женеве на всемирной конференции по дорожному движению. В нашей стране он получил официальное признание в 1971 году после одобрения Комитетом научнотехнической терминологии Академии наук СССР. Под дорожным движением понимался процесс движения транспортных средств по дорогам, в котором действия его участников –водителей, пешеходов и пассажиров определяются специальными правилами.
Термин дорожное движение регламентирован специальным нормативным актом –Правилами дорожного движения РФ, которые устанавливают определенный порядок. 1.Дорожное движение это процесс движения транспортных средств по дорогам, в котором действия его участниковводителей, пешеходов, пассажиров и иных участников, в том числе и водителей, имеющих право преимущественного движения с включенным и проблесковыми маячками синегокрасного цветов и специальным звуковым сигналом, определяются специальными правилами. В данном процессе отмечены две принципиальны стороны системного процесса: пространственное перемещение транспортных средств с регламентируемой скоростью и наличие правил, определяющих и устанавливающих последовательность действий. «Современное дорожное движение это сложная открытая динамическая антропотехническая система взаимодействующих и взаимосвязанных подсистем «человектранспортное средстводорогасреда» Дорожное движение следует рассматривать как особый вид деятельности, осуществляемой человеком. «Дорожное движение –совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог» [10]Из этого определения точно следует, что дорожное движение –процесс взаимодействия участников, т. е. процесс социальный. В связи с этим не вызывает сомнений необходимость регулирования данного процесса, т. е. правового воздействия на указанные общественные отношения. Задача данного регулирования тоже ясна: упорядочивание взаимоотношений участников дорожного движения с целью избежания конфликтов (ДТП).2.Ряд исследователей (Гринберг М.С., Самойлов Д.С., Иванов В.Н.) отмечают, что дорожное движения сложный процесс «дорожное движение это совокупность движущихся и взаимодействующих между собой транспортных средств и пешеходов». В настоящее время «…характерно, что темпы роста интенсивности значительно опережают темпы роста протяженности дорог..»[4] Термин контраварийная подготовка—это система обучения водителей транспортных средств, выходящая за рамки обычных Правил дорожного движения, основ управления автомобилем. Контраварийное вождение—управление автомобилем в критических ситуациях, встречающихся на дорогах общего пользования.Термин контраварийная подготовка введен профессором Цыганковым Э.В.[9] Контраварийная подготовка многоэтапный системный тренинг, позволяющий сформировать навыки, необходимые для выхода из критических (экстремальных) ситуаций.В системе МВД такое обучение проводитсяна базе специализированных институтов путем откомандирования сотрудников на курсы повышения квалификации. Водители, допущенные к управлению транспортными средствами, оборудованными устройствами для подачи специальных световых сигналов проходят подготовку в сроки не реже 1 раза в 5 лет. Цель этой подготовки состоит в обучении водителей грамотному реагированию любым неблагоприятным обстоятельствам: ошибкам других участников дорожного движения, погодным условиям. Навыки противодействия наступающей аварийной ситуации подразделяются на: ориентированные на управление автомобилем в экстремальных режимах, ориентированные на вождение автомобиля в штатном режиме.Содержание контраварийной подготовки максимально привязано к реальному вождению с ограниченными габаритными параметрами дорожного полотна. Соответственно, все контраварийные приемы должны быть применимы на дорогах общего пользования, а обучение повышает безопасность вождения. В настоящее время можно выделить ряд навыков, которые необходимо совершенствовать водителям оперативнослужебных транспортных средств: быстрый старт на любой поверхности, безопасное торможение в различных условиях, прохождение поворотов, проезд перекрестков, использование в повседневной деятельности устройств подачи специальных световых извуковых сигналов, основы тактических действийТермин прием управлениятранспортным средством,прием управления транспортным средством–это отдельное законченное действие водителя, направленное на существенное изменение характера элемента движения транспортного средства путем воздействия на режимы работы его агрегатов и механизмов. Приемы управления водитель обязан выбирать исходя из дорожных, климатических условий и технического состояния транспортного средства, включая физиологическое и психологическое состояние водителя. В качестве основных приемов управления транспортным средством можно назвать приемы руления и их виды: основное, компенсаторное, корригирующее.Термин тактика управления транспортным средством. Тактика управления автомобиля —это умение водителя выбрать оптимальный режим движения на определенном участке, в конкретно сложившейся дорожной обстановке, при преодолении определенного препятствия. Тактика вождения проявляется в выборе скорости движения, траектории и в создании наилучших в данныхусловиях режимов работы двигателя и других агрегатов и механизмов двигателя. Тактика управления основывается на высокой технике управления автомобилем и без умений водителя автоматически четко и грамотно работать с органами управления теряет смысл. Подготовленность водителя определяется наличием у него совокупности знаний, умений и навыков, необходимых для безопасного управления автомобилем в разнообразных дорожных условиях [8].В системе МВД в основном при операциях транспортных средств используется тактика экскортирования и сопровождения колонны автомобиля. Тактика в таких случаях отрабатывается групповым способомТермин техника управлениятранспортным средством.Под техникой управления автомобилем понимаются целенаправленные действия водителя, обеспечивающие безопасность движения в системе автомобиль —водитель —дорога и оптимальное решение задач, стоящих перед ним в этом процессе. В различных условиях у водителей оперативнослужебных транспортных средств техника управления автомобилем будет различна. Как указывал чемпион СССР по автогонкам М.Г.Горбачев: «Быстрый гонщикэто не отважный пилот, а техничный» [3].
Анализ литературы по обучению водителей Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.Ошибка! Источник ссылки не найден.позволил выполнить выделение следующих элементов техники вождения:Техника начала движения (трогания с места);Техника торможения;Техника руления;Техника преодоления поворотов;Техника преодоления неровностей,Техника преодоления бездорожья и пр.
Посадка водителя за рулем, разгон на различных поверхностях, торможение в различных температурнопогодных условиях, разворот в ограниченном пространстве, прохождение поворотов и преодоление неровностей [5]. Вместе с тем ряд авторов делают вывод о тождественности техники управления и элементов безопасного управления транспортным средством.Термин транспортное средство категории «В», оборудованное устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов,согласно правилам дорожного движения, транспортное средство представляет собой устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. В данном случаем под транспортным средством понимается оперативнослужебный автомобиль с нанесенной с нанесенной на наружные поверхности специальной цветографической схемой, с установленными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом. Данное транспортное средство имеет массу до 3500 кг и классифицируется под категорией «В».Устройством для подачи специальных световых сигналов (проблесковый маячок) является устройство, устанавливаемое на транспортном средстве, не являющееся штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов синего или красного цвета. Проблесковые маячки устанавливаются на крыше транспортного средства оперативной службы или над ней. Установка в иных местах не допускается. Согласно законодательству Российской Федерации транспортные средства полиции, используемые для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан (транспортные средства оперативных служб) должныиметь нанесенные на наружную поверхность специальные цветографические схемы, а также устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов, оборудование, необходимое для выполнения задач, возложенных на оперативные службы.
Согласно ГОСТ Р 505742002. «Автомобили, автобусы и мотоциклы оперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи, специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования» специальный световой сигнал (проблесковый маячок) представляет собой устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения проблесковых световых сигналов установленных цветов, частоты мигания и продолжительности свечения; устройство не является штатным составным элементом конструкции транспортного средства в качестве внешнего светового прибора и устанавливается на него дополнительно по специальному разрешению..."
Термин экстремальные условия вождения.Экстремальные условия вожденияавтомобилей зависят от 3 условий: погодные условия (низкие высокие температуры), тип поверхности дорожного полотна, тактические условия эксплуатации (тактика погони, тактика экскортирования).Термин экстремальная ситуация(от лат. extremus–крайний, критический) –внезапно возникшая ситуация, угрожающая или субъективно воспринимающаяся человеком как угрожающая жизни, здоровью, личностной целостности, благополучию [6]. Анализ существующих понятий «экстремальная ситуация» в условиях вождения оперативнослужебного автомобиля показал, что к ним относят резкое изменение окружающих условий (например погодных с крайне низкими температурами и условиями ограничивающими видимость), которые выходят за границы обыденного привычного управления транспортными средствами, несут опасность для его жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья других участников движения, ошибки операторов других транспортных средств, ведущию к травмам и повреждениям, и действия по использованию возможностей транспортного средства для нанесения ущерба окружающим с угрозой жизни и здоровью.Определения экстремальной ситуации в служебной деятельности сотрудника полиции, чьими дополнительными обязанностями является управление транспортными средствами категории «В», оборудованнымиспециальными устройствами для подачи световых и звуковых сигналов, отражают его профессиональную специфику. В.Я. Кикоть, А.М. Столяренко указывают, что ситуациями, которые ставят перед человеком большие трудности, обязывают его к крайнему, предельному напряжению сил и возможностей для решения стоящих задач, наполнена вся служебная деятельность сотрудника органов внутренних дел. Такие ситуации возникают как при осуществлении оперативнослужебных задач, опасных для жизни и здоровья сотрудника, так и в обычной служебной деятельности, когда возникают конфликтные обстоятельства. Управление оперативнослужебным транспортным средством также может привести к возникновению экстремальной ситуации в служебной деятельности. Под экстремальной ситуацией в оперативнослужебной деятельности сотрудника полиции понимаются также ситуации, связанные с повышенными умственными, психическими и физическими нагрузками, опасностью для его жизни и здоровья, а также для жизни и здоровья граждан [1]. Следовательно к таковым можно отнести следующие ситуации связанные с управлением оперативнослужебного транспортного средства: пресечение правонарушений с использованием автомобильного транспорта, задержание преступников, передвигающихся на автомобиле, использующего его скоростные возможности для побега, задержание вооруженных преступников, использующих огнестрельное оружия для повреждения оперативнотранспортного средства полиции и иные ситуации. К понятию «ситуация» приписываются следующие атрибуты: катастрофическая, экстраординарная, чрезвычайная, травматическая, выходящая за обычные пределы существования, необычная, особая, трудная. Данные определения раскрывают объективную сторону экстремальной ситуации, однако не отражают специфики использования оперативнослужебного транспортного средства. Оттенок беспомощности и неизбежности катастрофических последствий, которыми пронизаны характеристики экстремальных ситуаций, не соответствует социальному назначению и обязанностям полиции. Согласно ФЗ «О полиции», последняя предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств. Таким образом, под экстремальными ситуациями оперативнослужебной деятельности с использованием транспортных средств можно понимать складывающиеся при выполнении служебных задач условия, где существует потенциальная или реально действующей угроза здоровью, жизни сотрудника полиции либо граждан. Указанные опасные условия являются неотъемлемым элементом, сопровождающим реализацию ряда задач в рамках профессиональной деятельности полиции, в частности и полицейского, чьими дополнительными обязанностями является управление транспортным средством категории «В», оборудованного специальными устройствами для подачи световых и звуковых сигналов. Выделяют несколько типов экстремальных ситуаций, связанных с деятельностью водителя оперативнослужебного транспортного средства:
1) объективно экстремальные ситуации (опасности исходят из внешней среды, возникают перед человеком объективно например низкие температуры, ограниченная видимость, гололедные явления на дорожном полотне); 2) потенциально экстремальные ситуации (скрытая угроза –например скрытый дефект мат.части на оперативнослужебном транспортном средстве);3) лично спровоцированные экстремальные ситуации (опасность порождается самим человеком, его поведением –например ошибкив управлении оперативнослужебным транспортным средством);4) воображаемые экстремальные ситуации (не несущие опасности, например преувеличение погодных условий для использования оперативнослужебного транспортного средства).Специалисты особо выделяют классификацию экстремальных ситуаций А.М. Столяренко, основанную на способности ситуации влиять на служебную деятельность сотрудника органов внутренних дел, а следовательно и на водителя полицейского: По специфичности (неспецифичности). Специфические –связанные с угрозой жизни при скоростном управлении, маневрировании оперативнослужебного транспортного средства в случае осуществления тактики преследования вооруженных преступников на автомобиле. Неспецифические (присущие любым стрессовым ситуациям)–длительная напряженная деятельность за рулем оперативнослужебного транспортного средства в погодных условиях неблагоприятных для вождения, с ограничением факторов, связанных с дефицитом времени. Попризнаку непосредственности воздействия выделяют «стрессоры» непосредственного эмоционального воздействия. Для водителей можно выделить следующие «стрессоры»: внезапность действий лиц, участвующих в дорожном движении, ошибки других водителей, ошибки самого водителя вызвавшие занос, снос, блокирование колес вызывающие опасность и внезапность. Опосредованное непосредственное эмоциональное воздействие на водителя оперативнослужебного транспортного средства –дефицит времени, увеличение темпа действий с увеличением скорости движения, избыток информации и др.
Управление механическим транспортным средством является процессом, требующим специальных практических навыков и определенного рода знаний. Согласно словарю Ожегова –Управление совокупность приборов, приспособлений, устройств, посредством которых управляется ход машины, механизма. То есть управление это другими словами ход активное действие транспортного средства. Под управлением в психофизиологическом смысле следует понимать ряд двигательных (управляющих) операций мышечного аппарата –физических действий распределенного характера с максимальным задействованием органов осязания и реакцией на динамическую окружающую действительность (дорожную обстановку). Управляющие операции, производимые водителем,осуществляются в форме физических действий –движение рулевым устройством, педалями сцепления, тормоза, акселератор, рычагом переключения коробки передач и рычагов поворотников и т.д., и их сочетания. Распределенный характер указанных действий выражается в том, что одномоментно водитель выполняет разные операции с помощью разных органов и конечностей –наблюдает в боковые зеркала заднего вида и следит за знаками, разметкой, встречным транспортом, переключает передачи рукой и выжимает ногами педали сцепления и т. п. Психической основой вождения следует считать отражение в сознании водителя окружающей действительности. Соответственно, органы восприятия водителя должны быть полностью активированы, так как технические возможности скорости перемещения современных автомобилей, скорость смены окружающей обстановки, насыщенность дорог общего назначения в городах несут большие информационные объемы. Пропуск дорожных факторов, неправильная оценка или запоздалая обработка информационных массивов при управлении оперативнослужебным транспортным средством неминуемо грозит повлечь утрату контроля за обстановкой и, как следствие, контактный конфликт нескольких сторон –дорожнотранспортное происшествие. Это накладывает особые обязательства на мышление и особенно –на реакцию водителя. Она всегда должна быть своевременной, выверенной и правомерной. Законодательной дефиниции «Управление транспортным средством» нет. Исходя из нормативного материала, управление ТС можно определить как активное действие субъекта дорожнотранспортных правоотношений, заключающееся в пользовании ТС, то есть извлечении его полезных свойств. или как действия собственника и гражданина, реализующего свое правообладание транспортным средством и свое право на беспрепятственное перемещение в рамках установленных государством процедур и территорий. Однако согласно пункта 2.74. Правил дорожного движения Республики Беларусь, управление транспортным средством —воздействие на органы управления транспортного средства, приведшее к изменению его положения относительно первоначального. Вместе с тем в комментариях кодекса административных действий Российской Федерации можно найти следующее определение: «Под управлением транспортным средством понимается совершение технических действий, связанных с приведением транспортного средства в движение, троганием с места, процессом самого движения вплоть до остановки, в соответствии с предназначением и техническими возможностями транспортного средства». В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях есть следующая Статья 12.35. Незаконное ограничение прав на управление транспортным средством и его эксплуатацию применение к владельцам и водителям транспортных средств, другим участникам дорожного движения не предусмотренных федеральным законом мер, направленных на ограничение прав на управление, пользование транспортным средством либо его эксплуатацию, —влечет наложение административного штрафа на граждан в размере двух тысяч рублей; на должностных лиц —двадцати тысяч рублей. Законодатель явно разграничивает два этих понятия управления транспортным средством и пользование транспортным средством.
Понятие термина «управление транспортным средством» раскрывается и в статье 25 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196ФЗ «О безопасности дорожногодвижения» Согласно ст.25 в Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее —правона управление транспортными средствами): категория «A» —мотоциклы; категория «C» –автомобили: категория «D» –автомобили; и т.д. Право на управление транспортными средствами подтверждается водительским удостоверением, а в предусмотренных настоящим Федеральным законом и Кодексом Российской Федерации обадминистративных правонарушениях случаях временным разрешением на право управления транспортными средствами.
Понятие управления транспортным средством не определено, и отдано на судебное усмотрение. Но есть практика Верховного суда РФ (бюллетень ВС РФ № 5 за 1999 год), где при пересмотре дела Белоусова, осужденного по ст. 264 УК РФ, понятие управление ТС было связано с совершением маневра транспортным средством [2]. Что конечно можно использовать на практике. Уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ подлежит только лицо, управляющее автомобилем и допустившее нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств [7].Подводя итог сказанному, хочется отметить, что знание и использование профессиональных юридически корректных терминов, наилучшим способом оказывается влияние на качество подготовки водительского состава МВД.
Ссылки на источники1.Ахматгатин А.А. Основы подготовки сотрудников полиции к действиям в экстремальных ситуациях // Вестник ВосточноСибирского института МВД России. 2013. –№3(66). –с. 3–8.2.Бюллютень Верховного суда Российской Федерации. БВС РФ, №5 от 31 мая 1999года. [электронный ресурс] Режим доступа: https://legallib.ru/byulletenvsrfza1999god.html.3.Горбачев, М.Г. Экстремальный автотренинг. М.Г. Горбачев Риполклассик. М., 2007. с.5.4.Кабачко, Е.Д. Развитие дорожной сети города Барнаула с точки зрения права / Е.Д.Кабачко. // Вестник барнаульского юридического института. Вып. № 1 (28). 2015.5.Круглов, С.М. Вождение легкового автомобиля. С.М.Круглов [электронный ресурс] // Автомобиль от А до Я: Советы водителю. Режим доступа: http://www.worz.ru/p/auto0001.html. Дата доступа: [07.12.2016].6.Психология экстремальных ситуаций / под общ. ред. Ю.С. Шойгу. –М., 2009. –с.105.7.Федеральный Закон РФ от 13.06.1993г. № 63 ФЗ (ред. от 22.11.2016) "Уголовный кодекс Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.8.Фельде, Ю.В. Педагогические условия формирования готовности водителей автотранспорта к безопасному дорожному движению: автореф. дис. …канд пед.наук:13.00.08. / Ю.В.Фельде Казань, 2012. 24 с.9.Цыганков, Э.С. Контраварийная подготовка водителей: (15 приемов стабилизации автомобиля). –М.: Транспорт, 1993.78 с.10.Якубенко, Н.В. Антропотехническая система «дорожное движение» (криминологические и психологические аспекты): монография. / Н.В.Якубенко. Тюмень, 1999. с.18.11.Бакулин Н. П., Домбровский А. А. Психофизиологические факторы, влияющие на процесс переподготовки водителей оперативных служб МВД // Научнометодический электронный журнал «Концепт». –2015. –№ 5 (май). –С. 56–60. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15140.htm.