К проблеме преемственности музыкального образования: школа, училище, вуз. Потери и достижения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Васютинская Е. А., Васютинский В. В. К проблеме преемственности музыкального образования: школа, училище, вуз. Потери и достижения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 376–380. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970090.htm.
Аннотация. Музыкальное образование в России сегодня переживает трудные времена. Наряду с успехами и достижениями в большинстве музыкальных школ, колледжей, университетов репертуар, уровень исполнения очень низкий. Музыкальные и общественные деятели, учителя страны должны возродить музыкальное образование.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Васютинская Евгения Александровна,профессор, ФГБОУ ВО Красноярский государственный институт искусств, г.Красноярск

Васютинский Владимир Викторович,доцент, ФГБОУ ВОКрасноярский государственный институт искусств, г.Красноярскeva@gservice.ru

К проблеме преемственности музыкального образования: школа, училище, вуз.Потериидостижения

Аннотация.Музыкальное образование в России сегодня переживает трудные времена. Наряду с успехами и достижениями, в большинстве музыкальных школ, колледжей, университетов, репертуар, уровень исполнения очень низкий. Музыкальные и общественные деятели, учителя страныдолжны возродить музыкальное образование.Ключевые слова:школа, училище, вуз. потери и достижения.

Погружение в мир музыки и постижение смысла музыкальных произведений –дело далеко не простое. Но тем и жив человек, тем и славен, что он должен всегда стремиться к саморазвитию. Музыка играет важнейшую роль в становлении личности. Заметим, что с самого раннего возраста дети, которые занимаются музыкой (или другими видами искусств –рисунком, балетом, художественной гимнастикой), заметно отличаются от сверстников, не имеющих к оным никакого отношения. У них более глубокий, осмысленный взгляд, развито художественное мышление, они более целеустремленные и достаточно организованны.С сожалением приходится констатировать тот факт, что общая картина музыкального образования в России в целом оставляет желать лучшего. Наряду с радостными и важными в мире музыки событиями, многие выдающиеся исполнители, если не сказать большинство, говорят о том, что наше образование в целом, и музыкальное в частности, когдато неимевшие себе равных, на сегодняшний день занимает отнюдь не приоритетное место в мире. И речь здесь идет не о центральных специальных музыкальных школахи вузах, а о начальных, средних ивысших музыкальных заведенияхрегионов нашей страны.На одной из встреч с Михаилом Васильевичем Плетневым в Красноярске, музыкантом мирового класса, пианистом и дирижером, вызывающим восхищение миллионов слушателей и высочайшие оценки художников и лучших представителей мира музыки, было высказано глубочайшее сожаление поповоду снижения уровня и потери традиций в некогда лучшем в мире музыкальном образовании. Приходится попрежнему отмечать,чтолучшие силы покидали и покидают страну. Многие деятели столичных вузов большую частьвременипроводят за границей, отдавая свой неоценимый опыт другим.

Лучшие педагоги центральных десятилеток при Московской и СанктПетербургской консерваториях, разумеется, готовят лауреатов международных конкурсов, иделают это блистательно. Но если говорить о сети музыкальных заведений по стране в целом, к примеру,Сибирском регионе, то наши преподаватели вузов, колледжейи школбьются и тратят свои силы скорее на «совершенствование» новых программи огромные отчеты. Каждые полгода в непонятных таблицах они пытаются «внести свою лепту» в обучение. Наивная и чистая вера многих неоценима. Преподаватели высших и средних музыкальных заведений вынуждены делать заведомо бесперспективные проекты. Тратя огромные силы на составление какихто «таблиц», ежегодное «обновление» программ, горячность и темперамент в выяснении «эффективности» каждого в работе, многие преподаватели, сами того не осознавая, обречены на неслыханный доселе процент сомнительного сочинительства, наукообразное изложение, с указаниями углов, чертежейисхем, касающихся интерпретации музыкального произведения, или на переписывание одних и тех же истин в педагогике, много раз уже сказанных, бездумно повторенных, заболтанных и постепенно теряющихсвою значимость, того не осознавая, все сильнее и сильнее расшатывают систему всего музыкального образования и совместными усилиями его же и топят.Само страшное в искусстве –это демагогия. Головы и мысли направлены куда угодно, только не на самое главное –спокойное, без суеты, кропотливое и терпеливое обучение детей музыке. Ведь, несомненно,куда более нужным и полезным было бы продолжение традиций, передача из рук в руки исполнительских навыков,умения ориентироваться в стиле. Об этом говорят многие общественные деятели. В музыкальных школах, колледжах, высших учебных заведенияхзаметно снизился уровень владения инструментом. Еще какихнибудь десятьпятнадцать лет назад он был значительно выше. У родителей и детей заметно снизился интерес к процессу обучения, ему теперь отводят вспомогательноразвлекательный роль. Общее падение уровня культуры и запросов населения привело к тому, что нетребовательная публика довольствуется малым. А нетребовательные исполнители, которых трудно назвать не только профессионалами, но и ремесленниками, работают под девизом «главное –шумно, громко и весело». Мы в замкнутом кругу, и будем оставаться в нем до тех пор, пока вокруг будет царить равнодушие. Круг нужно разомкнуть и попытаться шаг за шагом поднимать планку требований в обучении, исполнении, восприятии. Задача это далеко не простая, но ее надо решать.

Несмотря на огромные сложностипоследних десятилетий, в одних и тех же условиях многие преподаватели продолжали трудиться и служить верой и правдой музыкальному искусству. Так, в тяжелые годы перестройки в Новосибирске Александром Марченко была построена одна из сильнейших специальных музыкальных школ в России, куда с мастерклассами приезжают звезды мирового уровня: З.Брон, В.Репин, М.Венгеров и др. Положительных примеров не мало. Так, авторам этих строк довелось напрямую общаться с удивительно творческим человеком, музыковедом–Ольгой Евгеньевной Тимофеевой. Редкая работоспособность, организованность, талантпозволили ей в Красноярском хоре сложных и мало подготовленных мальчишек достичьне только хорошей дисциплины, но и гораздо большего: многие из этого хора, под управлением супруга Ольги Евгеньевны, М. А.Тимофеева, посвятили себя музыке. Те же,кто выбрал другие профессии, тем не менее,попрежнему хранят верность своему коллективу–приходят на концерты, общаются со своими наставниками, друг с другом, поддерживая своеобразное мужское братство.Авторам статьи приходилось сотрудничать с этим коллективом напрямую, в качестве концертмейстеров, выступая с концертами в России иза рубежом–Самаре, Екатеринбурге, Японии, Венгрии –в трудное время его становления. Проблемы детского музыкального воспитания пишущие эти строкизнают не понаслышке. Анализируя прошлое и решая задачисегодняшнего дня, с уверенностью можно сказать главное: на энтузиастах и преданных своему делу учителях наше образование както выстояло. Главная сила этого хора была в сплоченности педагогов, детей и родителей.Несмотря на то, что в хор нередкоприходилидети, что называется, улицы, т.е. абсолютно неподготовленные, с годами они постепенно втягивались в предмет изучения, становились старшими по отношению к вновь пришедшим иуже сознательно,с достоинствомвносили свою лепту в развитие общего дела. Приходилось диву даваться.ФантазияОльги Евгеньевны помогала ейукрашать занятия интересными рисунками,фотографиями,таблицами, укрощать строптивых, вселять веру в сомневающихся, увлекать непосед. Эти методы она использует до сих пор.Вот, к примеру, «Лента времени», в создании которой принимали участие многиедети и родители. Даже беглый взгляд на нее радует взор, не говоря уже о том, что эта таблица поможет любому ребенку в изучении истории.

Несколько лет назад М.А. и О.Е.Тимофеевы переехали в СактПетербург. В работе Ольги Евгеньевны в последнее время попрежнему используются интереснейшие материалы: "Музыкальная литература.Экспресскурс"авторы

Е.Столова, Э.Кельх,Н. Нестерова. Весь курс музыкальной литературы дляшколы в таблицах. Учебники, Методические рекомендации и Рабочие тетради Е.Ткачевой. Рабочиететради Н. Пановой по зарубежной и русскоймузыкальной литературе. Музлитература в таблицах Соротягиной. "Рабочие тетради" Е. Исабаевой. Учебники и рабочие тетради М. Шорниковой. Внедряется ею в музыкальное образование и методы системы ТРИЗ. Но самое главное, помимо перечисленной литературы, на уроках царит творческая атмосфера.В своей работе Ольга Евгеньевна обращает основное внимание на отработку так называемых базовых навыков, которые в дальнейшем помогут ученикам ориентироваться мире искусства, в выборе и изучении предлагаемой литературы. Вот одни из последних примеров её работы с учащимися. Даженазвание конкурса делает его невероятно привлекательным:«Мы играем Прокофьева. Мы играем в Прокофьева», посвященном 125летию со дня рождения С.С. Прокофьева.Вот некоторые выдержки из положения этого конкурса:1.3. Фестивальконкурс включает:Торжественный концерт «Мы играем Прокофьева»;Конкурс «Мы играем в Прокофьева» на воссоздание атмосферы любимых занятий композитора в возрасте от 7 до 12 лет, известных нам из его книги «Детство»2. Основные цели и задачи.2.1. Выявление творческого потенциала учащихся;2.2. Повышение уровня взаимодействия детей, родителей, преподавателей и администрации школы; 2.3. Углубление знаний о жизни творчестве С.С. Прокофьева.3. Участники конкурсафестиваля:3.1. В концерте «Мы играем Прокофьева» могут принять учащиеся, прошедшие отборочное прослушивание,и преподаватели.3.2. В конкурсе «Мы играем в Прокофьева» могут принимать участие учащиеся, их родители, преподаватели и представители администрации школы.

Или олимпиада, посвященная В.А. Моцарту. Вот некоторые вопросы:



6\2Мое первое сочинение___________?

Живость и увлекательность захватывают не только учеников, глаза которых начинают светитьсялюбопытством, но и взрослых. В этом нет никакого сомнения.И это один из ярчайших примеров работы с начинающими.Практика показывает, что при любых условиях и в любой обстановке творческий человек продолжает трудиться и помогает трудиться душам еще не окрепших детей, открывает их распахнутым сердцам путь в мир музыки.Еще один интересный случай вспоминается в одной из школ Красноярск, где авторам статьи довелось выступать с концертами. Рассматривая стендыв классах, мы заметили интереснейшую таблицу, автором которой была Татьяна БорисовнаКилепо(двадцать с лишним лет назад она, в связи со сложившимися обстоятельствами в стране, поменяла род деятельности). Мы долго рассматривали ее, советовали опубликовать в какомнибудь сборнике. Суть ее вспоминается до сих пор. Некоторое время назад мы нашли этого педагогаи снова задали вопрос: как возникла идея создания этого стенда?Вот что нам ответил автор:«Работая преподавателем фортепьяно в детской музыкальной школе, я вспомнила, что в детстве каждому из нас непросто было разобраться в музыкальной литературе: казалось, композиторов было так много, что представлять точную картину кто из нихжил раньше или позже было вопросом почти неразрешимым. При изучении истории музыкив среднем звене, затем в консерватории, мненередко казалось, что в учебниках не хватало какогото наглядного пособия, которое позволяло бы выявить и обозначить основные этапы развития изучаемого предмета, основные эпохи музыкального искусства, увидеть жизнь композиторов в соотношении с этими эпохами. Это и явилось стимулом в работе над таблицей.

«Таблица зарубежных (европейских) композиторов» была составлена на простой миллиметровой бумаге. Размер таблицы получился около метра в ширину и примерно два метра в высоту. В нее я включила самых известных, самых великих европейских композиторов, начиная с конца 16го века. Жизнь композитора в моей таблице обозначалась прямоугольником, в который были вписаны фамилия и годы его жизни. Сам прямоугольник был помещен в соответствующее годам место, и его длина зависела от продолжительности жизни композитора. Помню, какое сильное впечатление производила на учеников наглядность краткости жизни Моцарта (То же самое можно было бы сказать и о Шуберте –Е.В. и В.В.)»Мы попытаемся по памяти воспроизвести примерную, если угодно, идею построения, для того, чтобы было ясно,о чем идет речь. Фр. Шуберт 17971828 (австр.) Л.В. Бетховен 17701827 (нем.) М. Клементи 17521832 (итал.,англ) Й. Гайдн 17321809 (австр.) К.В. Глюк 17141787 (австр.) И.С. Бах 16851750 (нем.) Ф. Куперен 16681733 (фр.) Г. Перселл 16591685 (англ.)





Фр. Шуберт 17971828 (австр.)//////////////



Л.В. Бетховен 17701827 (нем.)////////////////



М. Клементи 17521832 (итал.,англ)//////////////



Й. Гайдн17321809 (австр.)/////////////





К.В. Глюк 17141787 (австр.)/////////////



И.С. Бах 16851750 (нем.)//////////////



Ф. Куперен 16681733 (фр.)//////////////



Г. Перселл 16591685 (англ.)///////////////





Наша коллега продолжает: «Рамки прямоугольников, а также фамилии и годы жизни композиторов были выполнены определенными цветами:

красным,синим, зеленым, а композиторы, желтым, взависимости от значимости его вклада в историю музыки (что на наш взгляд, является несколько спорным –Е.В. и В.В.). Таблица, таким образом, была яркой, даже, нарядной. Она висела в классе, и в ней ученик обязан был отыскивать фамилию автора, произведение которого в данный момент им изучалось. Кроме того, мы вместе определяли как давно жил этот композитор, в каком веке, сколько именно лет, какие у него были великие современники. С этой таблицей ученикимладших классов легко запоминали, что, например, В.А. Моцарт жил задва века до нас, а И.С. Бах –жил многораньше. Кто был современником, к примеру, Ф. Шопена и т.д.».Авторы статьи считают,что,несмотря на то, что учебников и всевозможных таблиц достаточно много, «Таблица зарубежных (европейских) композиторов» Т.Б. Килепо наряду с ними может быть доработана –в нее могут бытьвнесены имена русских композиторов –и использоваться в практике. Она могла бы статьнаглядным пособием во всех классах музыкальных,общеобразовательных школ,ДШИ,хореографических училищ. Таблица будет полезна любителям музыки, родителям, которым небезразлично развитие своих детей, да и обществув целом. Структурированность и наглядность такого подхода к истории помогает иметь наиболее полное и адекватное представление о мире музыки. Однако, далеко не всегда, ине всем удается так увлекать детей. Кроме того, помимо развлечений, детей еще нужно учить и профессионализму.А это,прежде всего,огромный труд. Многиеиз выдающихся мастеров искусств постоянно твердят одни и те же истины: талант нужно все время совершенствовать. Так С.Т.Рихтер после своих замечательных концертов в Новосибирске запирался в одном из классов консерватории и несколько часов кряду работал над уже сыгранными произведениями, чему были свидетели многие студенты тех лет, в том числе и авторы приведенного примера.

С образованием двадцать с лишним лет назаду нас возникли большие проблемы. Почти во всех (кроме, может быть,столичных) школах, училищах, вузах престиж музыканта был попран, профессия преподавателя почти обесценена. С началаперестройки образование медленно, но очень последовательно снижает свою высоту, снижаются критерии и требовательность.Авторы этих строк вкачестве небольшого исследования опросили многих и многих педагогов музыкальных школ –уровень низкий.Написание бесконечных отчетов, программ,переписывание одних и тех же постулатов повышают уровень формальных достижений. Иначе как можно назвать ситуации, в которых сравнивают выступления по количеству (а не по качеству), когда людям, умудренным опытом, предлагают «состязаться» в количестве сыгранных концертов с начинающими свою карьеру молодыми людьми, получающим ежедневную обработку типа: «ты личность» и «бери от жизни все». Молодым педагогам с экранов телевидения, в токшоу навязываются беззастенчивость, ничем не обоснованная самоуверенность. Между тем куда более нужным и полезным было бы продолжение традиций.

И у каждого поколения своя задача, как в одной большой и дружной семье:у стариков –мудрость, у родителей–жизненный опыт и профессионализм, у детей –молодость, накопление умений и навыков, приобретение иммунитета против дурного вкуса. При этомвсе взаимодействуют,и каждый посвоему вносит лепту в общее дело процветания и крепости своего дома, своего дела.

Беседовали с педагогами среднего звена –картина печальная, высказывания абсолютно схожи и отличаются только в нюансах. Одному из авторов даннойстатьи в свое время довелось выпускать студентаВУЗа, талантливого человека и педагога от природы А. Потапцева. Прекрасный аналитик, замечательный музыкант, интересный человек, он мог бы работать в любом звене музыкального образования. В вузе не остался, хотя имел на это безусловное право. Работает вколледже искусств г. Иркутска. Мы попросили охарактеризовать положение в среднем звене. Вот какая картина нам была представлена на сегодняшний день:«Уровень у нас пестрый. Группы порой разнятся очень сильно. Заметим, что это не всегда зависит от специальности. Наборы каждый год все слабее и слабее, брать приходится всех. Стараемся всех тянуть до конца, чтобы сохранить контингент. Многие поступают по принципу: плохо учился, денег в семье мало пойдем в музыкальный колледж, хоть чтото будет, раз престижное образование не светит. А далее начинается высиживание диплома (и это еще благополучный вариант). Педагоги вынуждены ставить положительные оценки. Есть ребята, которые ходят, стараются но Бог слуха не дал. Музыку не чувствуют. Талантливыеребята идут в другие престижные (как поменялись акценты –быть музыкантом, оказывается, не престижно –Е.В., В.В.) специальности. Если повезет достанется нормальный "середнячок", иэто уже счастье. В основном работатьприходится с уровнем ниже среднего. Талантливых ребят единицы.Планку снижаем. По гармонии и сольфеджио не до лирики. Там дрессура, без нее и таких мизерных результатов не получишь. У нас нет звезд, которые все схватывают, играют, поют и слышат. Музыкальная литература воспринимается многими как лишний и ненужный предмет. Самое жуткое, что педагоги самив таких условиях деградируют». То же самое авторы статьи могут сказать и о студентах ВУЗа. Музыкантского комплекса почти нет ни у кого. Но самое печальное, что такая профессиональная беспомощность и ограниченность самих обучаемых ничуть не смущает. Престиж профессиимузыканта снижен до предельнодопустимого минимума. Некоторые педагоги, не теряя надежды на лучшее, бьются изо всех сил. Даже самых слабых пытаются заинтересовывать концертами, проектами, ансамблевым музицированием. Минимальные успехи уже радуют.В настоящее время в целях улучшения системы музыкального образования педагогов ВУЗов загружаютмаксимально: учебная нагрузка составляет порядка 900 часов в год. К ней прибавляется так называемая вторая половина нагрузки: написание статей, учебных пособий, ежегодно обновляемых программ, в которых мало кто может разобраться. Прежде работа шла по единым программам, от Министерства культуры. Ничто не мешало использовать их с учетом новых требований сегодняшнего дня, возможностей ученика, изменения общего контингента учащихся.То есть подход был дифференцированный и гибкий. Однако,последние нововведения и написание программ два плюс, три плюс, ставят многих преподавателей в тупик, приводя к напрашивающемуся выводу об их некомпетентности. Но это отнюдь не соответствует действительности. Компетентен в музыке не тот, кто испишет сотни страниц в программах«три плюс», а тот, кто научит слушать и слышать музыку, разбираться в стилях, отличать дурной вкус от подлинного искусства, профессионально исполнить любое произведение классиков, будь то полифония, крупная форма, пьеса, ансамбль или аккомпанемент. Компетентен тот, кто зажжет в душе ученика огонек неравнодушия и пробудит интерес ко всем видам искусств, в том числе и кмузыке, ктов классе создаст атмосферу,при которой каждому захотелось бы показать себя с лучшей стороны. Ведь так было до начала девяностых годов –каждый день студенты делились вновь выученными произведениями, участием в концертах, возможностью лучше других сыграть наиболее сложные этюды, каприсы, сонаты, концерты. Красивый, одухотворенный звук –самое главное для музыкантапрофессионала, но о нем почемуто теперь нигде не сказано.Преподаватели вузов, концертмейстеры изза низкой заработной платы вынуждены иметь несколько работ. При такой загруженности вряд ли можно надеяться на эффективность и полную отдачу. Известно, что в европейских странах и на американском континенте профессионаластараются максимально освободить от рутины, создают все условия для творчества.Во время написания статьи пересматривался многочисленный видеоматериал корифеев музыкального искусства: И. Менухина, А. Рубинштейна, Я.Хейфеца и других исполнителей прошлого.После прослушивания со студентами Трио Шуберта в исполнении И.Менухина, Х.Менухинойи М.Жандрона, для многих стало очевидным, что к роялю нужно прикасаться иначе, что рояль и скрипкапод пальцами должны петь*.Игра свободных,неподавленных людей разительным образом отличается от игры психологически несвободной.Музыкальная ткань «дышит», инструмент «поет», игра остается «игрой».Перенимать лучшее–вот наша задача. Укреплять престиж профессии музыканта, учителя и исполнителя, создавать условия, при которых быпроцессом руководили личности исключительные, масштабные, с безупречной профессиональной репутацией –вотк чему должно стремиться наше общество.

До недавнего времени общая деградация образования в стране казалась удручающе безнадежной. Но малопомалу, шаг за шагом картина в стране постепенно начала меняться в лучшую сторону.И идут эти импульсы из центра.Так событием, переоценить которое невозможно, был концерт хоровых коллективов под управлением Валерия Гергиева. Идея казалась многим рисковой и не очень нужной. Но после самого концерта видение предмета поменялось коренным образом: детский хор из 1000 человек был великолепен. Искренность, эмоциональность, верадетей и «проживание»ими звучащего теста покорили сердца миллионов слушателей. Это было не только единение участников, всех сидящих в зале, но это было единение всей страны! Это было начало возрождения не только хорового пения, но и возрождения культуры России. Валерий АбисаловичГергиев взял на себя решение столь непростой задачи. Для непосвященных скажем, что держать дисциплину даже в небольшом коллективе

–сложнейшая из задач. Привезти участников из других городов, организовать репетиции, увлечь огромную массу детей под силу только выдающемуся мастеру. Шел обмен энергиями. Для возрождения культуры нашей страны нужны общие усилия. Несмотря на то, что хоровые общества существуют во всех регионах, благодаря усилиям Валерия Гергиевав данном случае был организован смотр разных коллективов без всяких конкурсных условий. И каждый показал «свое лицо», многие хормейстеры продемонстрировали сбережение традиций и великолепное мастерство. Советское время, советский репертуар, все, что впоследнее время поносилось ипреподносились в весьма сомнительной интерпретации «возродилось из пепла». Репертуар советских композиторовпесенников зазвучал вновь. Старшему поколению он хорошо знаком, и сегодняшниедети изучают его с огромным интересом, открывают для себя много нового.Это былобез преувеличения грандиозное событие для всей страны, от Камчатки до западных границ нашей родины.

ФранцШуберт. Трио/FranzSchubert

PianoTrioNo 1 Bdur./ Исполняют И.Менухин, ХефцибаМенухин, Морис Жандрон. Интернет ресурс

https://youtu.be/GBuHBQaYZoU

В Москве создана бесплатная балетная школа, с бесплатным четырехразовым питанием, бассейном, оборудованными по последнему слову техники репетиционными классами, где собраны лучшие, талантливейшие дети России. Неслыханный проект.С неизменным успехом проходят ежегодные конкурсы «Щелкунчик», приобретшие огромную популярность во всем мире. Еще один проект –это «Синяя птица». Лучшие музыканты, поэты, актеры участвуют в нем в качестве почетных гостей. В жюри –признанные мэтры, Народные артисты России. Но это все центр. Крупные личности с безупречной профессиональной выучкой, интуицией в области нового и повышенным чувством ответственности нужны во всех регионах России.Мы знаем, что роль музыки в жизни человекачрезвычайно важна. Роль классических произведений в цивилизованном обществе трудно переоценить. Они способныдавать пищу и уму, и сердцу, как это ни банально звучит. Слушание и понимание музыки это огромный,благородный и благодарный труд. Она имеет мощное воздействие на человека. Самое главное,в домашних условиях нужно слушать все только в эталонном исполнении: С.Рахманинова, Ф.Бузони, А.Зилотти, С.Рихтера,Э.Гилельса,Д.Ойстраха, Л.Когана,Я.Хейфеца. Дирижеров:К.Кондрашина, Н. Голованова, Е.Мравинского, В. Фуртвенглера и т.д. В общем, стариков. В молодом поколении много талантливых исполнителей, но подходить ко всем существующим аудио и видеозаписям нужно весьма избирательно.Безусловного внимания заслуживают все записи последнего XVмеждународного конкурса им. Чайковского, особенно его победителей.Звучащая в хорошем исполнении классическая музыка детям необходима. Те из них, кто вырос в атмосфере классики, живописи, поэзии, театра –люди особого сорта.Такое поколение может строить новое обществоЗадача всех городов России продолжить эстафету, начатую центром. На подлинных педагогахэнтузиастах в малых и больших городах России, втом числе Сибирском регионе, лежит основная задача: пробудить от равнодушия наше общество. На них все и держится. Многие продолжают выполнять свой долг, традиции, несмотря ни на что, воспитывая поколения молодых исполнителей. Здоровый консерватизм –не самое худшее качество вообще, и уж тем более в искусстве. «Учителяконсерваторы» должны твердить –с учетом нового в сегодняшнем дне

вечные истины. Наши кумиры исполнительского искусства, наши лучшие педагоги живы, пока мы помним их имена, изучаем их интерпретации, передаем их знания и свой опыт следующему поколению. Важно, чтобы кругрусских музыкантов ширился, чтобы педагогическое мастерство центральных школ, десятилеток и вузов помогало профессиональному росту педагоговна периферии, ибо культура страны оценивается не только столичными достижениями, но и пониманием важной роли музыкального академического искусства и втак называемой провинции.В качестве эпилога.Статья давно былаготова к отправке. Буквально за несколько днейдо нее в кремле вручали государственные награды выдающимся россиянам. Вот что сказал президент нашей страны, В.В. Путин, перед собравшимися: «Всех вас объединяет высочайший уровень мастерства, умение работать, причем с полной самоотдачей, и, что самое главное, добиваться поставленных целей. Ваш труд, ответственность, личные качества служат нравственным и профессиональным ориентиром для тысяч, а может, и миллионов людей, и это не менее значимо, чем достигнутые вами результаты». Эти словакак нельзя более точно отражают мысли и чаяния всех людей, кому не безразлична судьба России. Эти слова могли бы стать лейтмотивом,политикой государства, прочной основой для созидания, длявосстановления теперь уже обновленного, но не теряющего традиции, образования в целом, в том числе и музыкального.

Ссылки на источники1.Кельх Э., Нестерова Н., Столова Е. Музыкальная литература. Экспресскурс. Учебное пособие для ДМШ, ДШИ. СанктПетербург: "Композитор", 2009.