Инструментарий разработки и оценки программ развития

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Батьковский А. М., Фомина А. В. Инструментарий разработки и оценки программ развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 461–465. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970107.htm.
Аннотация. Проанализированы действующие методологические основы и инструментарий программно-целевого планирования, определены их основные недостатки и важнейшие направления совершенствования в современных условиях. Исследованы теоретические аспекты моделирования процесса разработки данных программ на основе описания закономерностей их обоснования. Определены основные методы, процедуры и показатели оценки реализуемости программ развития радиоэлектронной промышленности. Представлена информационно-логическая схема указанной оценки. Предложен инструментарий комплексной оценки эффективности программы развития радиоэлектронной промышленности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Батьковский Александр Михайлович,

доктор экономических наук, советник генерального директора,АО «ЦНИИ «Электроника»,г. Москваbatkovskiy_a@instel.ru,

Фомина Алена Владимировна, доктор экономических наук, генеральный директор,АО «ЦНИИ «Электроника», г.Москва, fomina_a@instel.ru

Инструментарий разработки и оценки программ развития радиоэлектронной промышленности

Аннотация.Проанализированы действующие методологические основы и инструментарий программноцелевого планирования, определены их основные недостаткии важнейшие направления совершенствованияв современных условиях. Исследованы теоретические аспекты моделирования процесса разработки данных программ на основе описания закономерностей их обоснования. Определены основные методы, процедуры и показатели оценки реализуемости программ развития радиоэлектронной промышленности. Представлена информационнологическая схема указаннойоценки.Предложен инструментарий комплексной оценки эффективности программы развития радиоэлектронной промышленности. Ключевые слова: программа развития, радиоэлектронная промышленность, разработка, оценка, инструментарий, модели, методы.

Введение Методологической основой формирования программ развития радиоэлектронной промышленностислужит программноцелевой метод планирования развития социальноэкономических и сложных технических систем, а методической базой –инструментарий разработки и оценкиданных программ [1].Как показала практика формированияи оценки программ, указанные методологические основы и инструментарийпрограммноцелевого планирования имеют два основных недостатка. Вопервых, они не обеспечивают в достаточной мере адаптивность разрабатываемыхпрограммк условиям неустойчивого бюджетного финансирования долгосрочных программ[2]. Вовторых, отсутствуют механизмы плановой ежегодной корректировки отдельных показателей программ для обеспечения возможности гибкого реагирования на возможные изменения масштабов и содержания реально складывающихся финансовоэкономических обстоятельств[3]. Отмеченные недостатки вызваны следующими основными обстоятельствами:1. В настоящее время наблюдается тенденцияусложнения процессов разработки и оценкипрограмм,которая имеет объективный характер. Основная причина –существенное возрастание значимости фактора неопределенности, особенно на начальных этапах долгосрочного прогнозирования внешних и внутренних условийразвития радиоэлектронной промышленности. Особенно существенный,дестабилизирующий разрыв между прогнозными и реальными данными выявился в последние годы развития экономики[4].

2. Нормативноправовая база в области ценообразования развита недостаточно. Положение дел в этой области усугубляется отсутствием регламентированных механизмов увязки цен на разных этапах выполнения работ с возможными изменениями бюджетного классификатора, налогов, транспортных и таможенных тарифов.Объемы Статья подготовлена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 160600028).ежегодного финансирования работ,осуществляемых в рамках утвержденных программ, индексируются на усредненную по отношению ко всей экономике величину инфляции, рассчитываемую без должного учета специфики роста цен в различных сферах производства за соответствующий программный период.Все это не позволяет выстраивать долгосрочную финансовую политику реализации программ, усложняет финансовоэкономическое положение предприятий –исполнителей программ[5].В свете перечисленных проблем формирования и оценки программ развитияРЭПможно сформулировать основные направления развития теории и практики программноцелевого планирования. Главными направлениями совершенствования этогопланирования в условиях существенной неопределенности, порождаемой современным этапом развития отечественной экономики, является, с нашей точки зрения,следующие:

формирование общих принципов и инструментов (методов и методик) управления риском с целью минимизации влияния фактора неопределенности;

обеспечение адаптивности программ ко всему диапазону прогнозируемых изменений условий хозяйствования на программный период;

создание финансовых резервов выполнения программ развития РЭП[6].Отдельные результаты решения указанных задач представлены в данной статье.

Оценка реализуемости программыразвития радиоэлектронной промышленности

В условиях имеющихся ограничений целью оценки реализуемости программы (ОРП) развития РЭП является определение степени сбалансированностиееработ и мероприятий с прогнозируемыми ресурсами ивозможностями по их выполнению. Под сбалансированностью в общем случае понимается обеспечение соответствия ресурсной базы исполнителей программы с ее мероприятиями по всему периоду выполнения программы.В традиционном смысле реализуемость программыпонимается как возможность решения комплекса организационных, научнотехнических, проектноконструкторских и производственнотехнологических задачв заданные сроки [7].Сложные научнотехнические программы по степени риска их реализации в соответствии с заданными целевыми установками можно разделить на два типа:1) программы, принципиальная возможность реализации которых обеспечена выполненными научнотехническими заделами;2) программы, для реализации которых необходимо выполнение НИОКР фундаментального и/или поискового характера и, следовательно, существуют факторы риска в достижении целей программы в заданные сроки, в возможностях ресурсного обеспечения.В первом случае под оценкой реализуемостипрограммыпонимается установление расчетноаналитическим или экспертным методом степени соответствия потребностей программы во всех видах ресурсов (производственных, трудовых, финансовых, материальных, временных и др.) с возможностями удовлетворения этих потребностей в плановом периоде.Во втором случае при оценке реализуемости и принятии проектных решений необходимо учитывать неопределённость, связанную с научнотехническим риском разработки, испытаний и производства продукции с длительным полным жизненным циклом. Возрастание степени рисков при ОРП сопровождается соответствующим повышением потребности в ресурсах, прежде всего,финансовых и временных.

Основными методамиОРП являются: –балансовый метод, осуществляющийвзаимное сопоставление располагаемых ресурсов ипотребностей в них для реализации работ и мероприятий;–метод последовательного приближения к искомому балансу, заключающийсяв итеративномуточненииисходных данных проводится улучшение оценок реализуемости[8].

Общая процедура проведения ОРП предусматривает:–формирование варианта реализации программыс указанием состава и последовательности работ и мероприятий, ресурсов, их источников, временных ограничений;–расчет показателей затрат ресурсов, необходимых для выполнения программы по всему жизненному циклу ееработ и мероприятий;–количественное определение ресурсных ограничений;–расчет техникоэкономических показателей работ и мероприятийпрограммы;–расчет показателей реализуемости программы;–расчет показателей эффективности программы;–анализ показателей и коррекцию(в случае необходимости) исходных данных для последующих циклов расчетов[9]. Показатели, используемые для ОРП, отражают:–обеспеченность финансированием всех работ и мероприятий программы(НИОКР, серийного производства, капитального строительства производственной и научноэкспериментальной баз и т.д.);–напряженность работ и мероприятий программыпо трудоемкости;–обеспеченность научноэкспериментальными средствами;–наличиесредств технологического обеспечения производства;–продолжительность технологических циклов выполнения работ и мероприятий программы;–обеспеченность кооперационными поставками (по номенклатуре, объемам, срокам).Оценка реализуемости программыразвитияРЭП является обязательным этапом процесса ееформирования.Таким образом, процедуру оценки реализуемости программыв целом и ее отдельных составных элементов необходимо производить практически на всех этапах ее формирования и выполнения.Эти оценки носят универсальный характер, используемая для их получения информация может иметь различную степень агрегирования и достаточна для получения точных и детальных оценок реализуемости в соответствии с качеством и характером используемых данных.Проблема ОРП особенно актуальна и сложна для такихпрограмм, в которых высока доля НИОКР и возможность ее выполнения зависит от результатов научноисследовательских работ (в том числе и поискового фундаментального характера).Для оценки реализуемости таких программнеобходимспециальный инструментарий, позволяющий на этапе их формирования учитывать степень риска и неопределенности результатов части НИОКР, вероятностный характер части исходной информации, получая при этом заведомо надежные оценки реализуемости проектных работ и мероприятий.Рассматриваемые процессы являются, с одной стороны, вероятностными.Поэтому можно говорить о наличии в задачах ОРП статистической и стратегической неопределенности[10].Существует метод, который позволяет учитывать недетерминированную постановку задач формирования и оценки реализуемости программ развития радиоэлектронной промышленности. Это метод имитационного моделирования, позволяющий ставить эксперименты с исследуемым объектоманализа, имитируя случайность процесса планирования и выполнения программы. Исходными данными для ОРП являются: совокупность работ и мероприятий (с указанием требуемых характеристик и сроков разработки); объемы финансирования, трудовых, материальных ресурсов, капитальных вложений.ОРП осуществляется применительно к существующим мощностямпредприятийисполнителей программыс учетом перспектив и динамики их развития. При этом необходимо учитывать наличие неснимаемых ограничений, под которыми понимаются дефицитное сырье и материалы, трудовые ресурсы, минимальный технологический цикл создания программных продуктов[11].

Для факторов, зависящих от ресурсного обеспечения, ресурсные ограничения (Fr) определяются как отношение величины располагаемого ресурса к его потребному количеству (суммарному за весь рассматриваемый проектный период или в определенной динамике). Значения Fr1 указывают на наличие “узких мест”. Общее заключение об ОРП может быть сделано на основании минимального из частных (локальных) показателей реализуемости.Целью согласования является ликвидация или возможное уменьшение «узких мест»(Fr1).

Оценка реализуемости по другим параметрам проводится по аналогичной схеме, различие состоит в составе используемых показателей. После того, как значения Frдля каждого блокаресурсов(r)на очереднойjой итерации практически (например, менее h%) не будут отличаться от соответствующих значений Frпредыдущей (j1)ой итерации, процедура ОРП прекращается с фиксацией результата –показателя реализуемости программы. Число итераций обычно не превосходит двух–трех. Основные мероприятия по сбалансированию потребных и располагаемых ресурсов заключаются в уточнении номенклатуры, объемов и сроков выполнения работ в соответствии с их приоритетами; в определении ограничений по финансовым и производственным ресурсам; в перераспределении объемов работ с целью выравнивания загрузки исполнителей программы; в оптимизации кооперации (рис. 1).

Рис. 1. Информационнологическая схема оценки финансовой реализуемости программы развития радиоэлектронной промышленности

Решение задачи определения объемов финансирования и прогнозирования сроков завершения отдельных работ и мероприятий программызаключается в следующем:–ранжирование отдельных работ и мероприятий по приоритетам;Исходные данные программы: состав работ и мероприятий и их техникоэкономические показатели, кооперация, мощности,возможности научноэкспериментальной базы и т.д.Обоснование финансового обеспечения программыа) потребный объем финансирования по программе в целом и её стадиямФпотр;б) фактические темпы роста объемов работ по программе по отношению к базовому периоду Ффакт.Располагаемые или гипотетические объемы финансовых ресурсова) предельные объемыфинансирования программы Флим;б) нормативные или среднестатистические темпы роста объемов работ Фнорм.

Стандарты,нормативы,статистическиеи отчетныеданные,методики,сценарии, моделиФпотрФлим ,ФфактФнормВозврат в начало процедурыПереход к следующей процедуренетда–определение потребного финансирования работы или мероприятия в зависимости от состояния их выполнения в данный момент времени;–приведение объемов финансирования по каждой работе (мероприятию) программыв соответствие с ограничением по суммарному объему ее финансирования.Распределение финансирования должно осуществляться в фиксированных ценах, с учетом дисконтирования затрат.В качестве основных критериев оценки работ и мероприятий программы, определяющих их ранжирование по приоритетам, принимаются: значимость отдельных работ и мероприятий для реализации конечных целей программы, состояние работ (близость к завершению).В основу методики распределения финансирования между конкретными мероприятиями и работами программыи приведения в состояние равновесия потребных и располагаемых финансовых ресурсов должны быть положены следующие положения и алгоритмы [12]:1. Для каждой iой работы существует потребный уровень финансирования Si, который определяется стадией (степенью завершенности), на которой она находится и нормативным сроком ее завершения Ti.2. Сумма всех потребных уровней, как правило, превосходит объем располагаемого финансирования Ссум(иначе оценка реализуемости по показателю финансовых возможностей теряет смысл).3. В условиях дефицита средств необходимо определить степень сокращения (секвестирования) объема финансирования каждой или некоторых работ по сравнению с потребной величиной с тем, чтобы уложиться в заданные ограничения. При этом предполагается, что все работыи мероприятия предварительно проранжированы по приоритетам.При нулевом их приоритете средства временно не должны выделяться;при сколь угодно большом значении приоритета поправочный коэффициент к потребному финансированию не должен превосходить единицы. Этим требованиям соответствует функция вида:, (1)где Ki1 –поправочный коэффициент, путем умножения которого на величину потребного финансирования Siопределяется реально возможное финансирование; Ri–приоритет конкретнойiой работы; a –вспомогательный параметр, путем подбора значения которого обеспечивается выполнение суммарных финансовых ограничений (он определяется путем решения уравнения aiKiSi Ссум); b–параметр, управляющий степенью жесткости проводимой финансовой политики.

Основным свойством этой функции является возможность путем варьирования параметра bполучить любую степень жесткости: от равномерного секвестирования всех работ до сохранения финансирования ряда работ на максимальном уровне при «замораживании»других. Тогда при промежуточных значениях реализуются промежуточные варианты. При этом, чем больше b, тем сильнее отличаются друг от друга коэффициенты Ki.Предлагаемый подход к решению рассматриваемой задачи позволяет определить:–динамику возможного финансирования каждого мероприятия программы при располагаемых объемах финансирования; –динамику потребного финансирования всей совокупности, а также отдельных работ и мероприятий программы;–основные показателипрограммы, такие, как время завершения работ, прогнозируемый объем финансирования напроектный период или его частьи др. [13].

Комплексная оценкаэффективности программы развития радиоэлектронной промышленности Оценка эффективности программы развития РЭП должна осуществляться с использованием методов экономического анализа (сравнения, балансового, корреляционнорегрессионного анализа, графического, метода дисконтирования и пр.), а также различных расчетных процедур и приемов: расчета абсолютных, относительных и средних величин, декомпозиции показателей на отдельные составляющие, сводки и группировки.Для комплексной оценки эффективности программы необходимо определить показатели ее экономического эффекта и затрат на ее реализацию. Эффективность данной программы характеризуется системой показателей, соизмеряющих планируемый эффект с затратами инвестированного в программу капитала. Особенностью комплексной оценки программы развития РЭП является необходимость определения не только экономической и социальной(военной)эффективности (степени достижения целей программы), но и бюджетной (оценка экономическихпоследствий реализации программы), финансовой (оценивается целесообразность инвестирования предприятийисполнителейи предоставления средств организациямикредиторами), а также эффективности использования собственного капитала предприятия.

Важнейшей составляющей комплексной оценки эффективности программы является оценка ее экономической эффективности. К наиболее известным показателям оценки эффективности программ развития РЭП относятся:

дисконтные показатели (чистая текущая стоимость (NPV); внутренняя норма рентабельности (IRR); модифицированные ставки рентабельности; дисконтированный срок окупаемости (DPB); показатели инвестиционной привлекательности; индекс рентабельности инвестиций(PI); показатели, скорректированные с учетом ставки реинвестирования, минимум приведенных затрат);

комплексные показатели, рассчитываемые на основе СВАподхода (модифицированная внутренняя норма рентабельности (MIRR); маржинальная рентабельность инвестированного капитала (MRIC); годовые эквивалентные затраты (AEC); годовая чистая текущая стоимость (ANPV); коэффициент прироста денежных средств (KTW); чистая текущая стоимость с учетом реинвестирования денежных средств (NPVTW));

показатели, не учитывающиефактор времени (максимум проектной прибыли (АСВР); срок окупаемости (РВ); учетная норма рентабельности (ARR); коэффициент сравнительной экономической эффективности (КЭ); ожидаемый экономический эффект от внедрения инвестиционных мероприятий (ЭТ)).В основе их классификации лежит подразделение показателей на три группы: дисконтные показатели; показатели, при расчете которых не учитывается фактор времени; комплексные показатели. Учет временной ценности денежных вложений и ставки рентабельности реализуется в основном при расчете показателей первой группы: чистой текущей стоимости, внутренней нормы рентабельности, дисконтированного срока окупаемости, индекса рентабельности инвестиций и др. Точность расчета этих показателей зависит от объективности оценки соответствующих денежных потоков и проектной дисконтной ставки. В зависимости от цели оценки, системы используемых при этом показателей, алгоритмов их расчета, порядка анализа получаемых результатов отдельные показатели оценки эффективности могут использоваться для определения экономической, бюджетной, финансовой, отраслевой, региональной, социальной и комплексной эффективности программы, эффективности использования собственного капитала предприятия и участия в программе организацийкредиторов.Наиболее корректным среди основных показателей комплексной оценки эффективности программы развития РЭП является чистая текущая стоимость проектных денежных потоков (NPV). Данный показатель определяет разницу между первоначальной величиной инвестиционных затрат и общей суммой дисконтированных чистых денежных потоков за весь период реализации программы. Он учитывает временную ценность денежных средств, генерируемых программой в разных временных периодах. Реализация программы, имеющей положительное значение показателя чистой текущей стоимости,приводит к повышению рыночной цены обыкновенных акций ее предприятийисполнителей. При этом,если показатель чистой текущей стоимости положительный, то осуществлять данную программу целесообразно. Если он отрицательный то нецелесообразно. Если рассматриваемые программы являются альтернативными, то необходимо реализовывать программу с наибольшей чистой текущей стоимостью. Расчет чистой текущей стоимости программных денежных потоков можно осуществлять по следующим формулам:NPV= PV

I0

(2)

(3)гдеPV–текущая стоимость программных денежных потоков; I0–начальные инвестиционные затраты;CFi–чистый денежный поток в периодt; r–проектная дисконтная ставка;n–планируемый срок реализации программы.

Если величина проектной дисконтной ставки непостоянна, то чистую текущую стоимость можно определить по формуле:

(4)При этом:



(5)При оценке эффективности программ развития РЭП необходимо использовать показатель срока окупаемости инвестиций (РВ). Он определяет период времени, необходимый для возмещения инвестиционных затрат из чистых денежных потоков. При его использовании необходимо учитывать следующее: программы со сроком окупаемости, меньше нормативного принимаются к реализации; программы с большим сроком окупаемости отвергаются; из нескольких альтернативных программ следует принимать программу с меньшим значением срока окупаемости.Показатель «срок окупаемости инвестиций» легко рассчитывается, он прост для понимания и приемлем в качестве критерия при оценке программного риска. Однако он игнорирует временную ценность денежных вложений, так как оценивает по одинаковой стоимости денежные потоки, которые осуществляютсяв начале реализации программы и в конце срока её окупаемости. Кроме того, данный показатель не учитывает денежные потоки после наступления срока окупаемости, а также не обладает свойством аддитивности, то есть не позволяет суммировать сроки окупаемости проектов программы.Для нейтрализации указанных недостатков необходимо применять показатель дисконтированного срока окупаемости, позволяющий находить период, в котором текущая стоимость чистых денежных потоков будет равна начальным инвестиционным затратам.Среди дисконтных показателей комплексной оценки эффективности программ развития РЭП наиболее приемлемым является внутренняя норма рентабельности (IRR). Этот показатель выражается процентной ставкой, прикоторой текущая стоимость программных денежных потоков равна начальным инвестиционным затратам. Он определяется из условия приравнивания чистой текущей стоимости программы к нулю.При оценке данных программ, связанных с использованием привлеченных средств, внутренняя норма рентабельности определяет максимально приемлемую процентную ставку, позволяющую без потерь для предприятийисполнителей программывкладывать собственные средства в ее реализацию. Данный показатель также определяет минимальную величину рентабельности, при которой кредиты предприятийисполнителей программыокупятся в течение планируемого срока ее реализации. Преимущества использования данного показателя заключаются в его способности учитывать временную ценность капитальных вложений, а такжеопределять допустимую границу риска реализации программы (предельные значения процентной ставки и срок окупаемости). Однако этот показатель не позволяет корректно оценивать альтернативные программы с разными масштабами капиталовложений. Чтобы избежать некоторых недостатков, присущих показателю внутренней нормы прибыльности при оценке эффективности долгосрочных программ целесообразно применять показатель модифицированной внутренней нормы рентабельности (MIRR), который определяется по следующей формуле: (6)



(7)где:It–капиталовложения вtыйпериод времени;r–цена инвестированного капитала;TV–заключительная стоимость;РVI–текущая стоимость инвестиционных затрат;MIRR–модифицированная внутренняя норма рентабельности.Показатель модифицированной внутренней нормы рентабельности представляет собой процентную ставку, уравнивающую дисконтированную стоимость денежных потоков, реинвестированных по ставке r,с текущей стоимостью капиталовложений. Будущая оценка реинвестированных денежных потоков это заключительная стоимость программных чистых денежных потоков. Если капиталовложения носят единовременный характер и происходят в начальный период инвестирования (t=0), то расчет модифицированной внутренней нормы рентабельности можно осуществлять по следующей формулам:

(8)



(9)гдеI0–капиталовложения в начальный период инвестирования;FVIFMIRR,n–будущая стоимость денежных вложений при ставкеMIRRзаnпериодов времени.Для оценки эффективности программы развития РЭП можно использовать показатель «маржинальная рентабельность инвестированного капитала» (МRIС), который учитывает заключительную стоимость чистых денежных потоков. При помощи данного показателя можно сравнивать альтернативные программы разной продолжительности, но с одинаковыми объемами капиталовложений. Маржинальная рентабельность инвестированного капитала рассчитывается по следующей формуле:

(10)гдеh–общий временной период для программ с разными сроками реализации;МСС –предельная (маржинальная) цена капитала.При оценке эффективности программы развития РЭП иногда необходимо рассчитать средние годовые показатели инвестиционной привлекательности альтернативных вариантов капиталовложений. Решить данную задачу можно с помощью показателя годовых эквивалентных затрат(AЕС). Он учитывает временную ценность капитальных вложений и позволяет оценить эффективность альтернативных программ с различными объемами инвестиций. Данный показатель определяет среднегодовую величину возмещения издержек инвестированных в программу. Онопределяется по формулам:,

(11),

(12)где

–будущая стоимость денежных вложений за nпериодов при цене инвестированного капиталаr.Чтобы оценить и сравнить альтернативные программы с различными сроками их реализации необходимо использовать показатель годовой чистой текущей стоимости (АNРV). Он представляет собой сумму годовых аннуитетов за весь планируемый срок реализации программы и рассчитывается путем деления чистой текущей стоимости на текущую стоимость аннуитета. Программа, имеющая наибольшее значение годовой чистой текущей стоимости является наиболее выгодной.Для оценки продолжительности программы необходимо определить ее ликвидационную стоимость в пределах планируемого горизонта инвестирования. Программа с оптимальным сроком реализации имеет максимальное значение чистой текущей стоимости. Для определения этого показателя можно использовать следующую формулу:,при этом 1 dn

(13)гдеSd–ликвидационные денежные потоки вdый период времени.Важным показателем комплексной оценки эффективности программы развития РЭП является индекс рентабельности (РI). Он определяется по формулам:

(14), (15)гдеPVCF–текущая стоимость будущих денежных потоков.До тех пор, пока значение данного показателя больше единицы, программуможно реализовывать. При комплексной оценке эффективности программы развития РЭП необходимо использовать показатель минимума приведенных затрат, представляющий собой сумму текущих затрат и капиталовложений, приведенных к одинаковой размерности с учетом нормативного показателя эффективности. Он рассчитывается по формулам:,

(16), (17)гдеС годовыетекущие затраты;K

единовременные капиталовложения;ЕН

нормативный показатель эффективности капиталовложений.Нормативный показатель эффективности (ЕН) отражает значение цены инвестированного в программу капитала. При анализе эффективности программ целесообразно принимать программу с минимальными приведенными затратами. Другим показателем, который следует использовать в комплексном анализе эффективности программ развития РЭП, является коэффициент сравнительной экономической эффективности (КЭ). Его расчет осуществляется по следующей формуле:, (18)гдеС1,С2–себестоимость продукции до и после осуществления капитальных вложений;K1,K2–объем капиталовложений по старым и планируемым к вводу активам.Данный показатель целесообразно использовать для комплексной оценки инвестиционных программ.Для оценки программы необходимо сравнивать значение коэффициента сравнительной экономической эффективности с нормативной величиной эффективности. При анализе альтернативных программ принимается вариант с наибольшим значением указанного коэффициента, превышающим норматив. Однако данный показатель не учитывает временную ценность капитальных вложений, при его расчете используются учетные данные вместо денежных потоков и ему не присущи свойства аддитивности, что существенно снижает обоснованность принимаемых спомощью этого показателя инвестиционных решений. При анализе эффективности программ должна учитываться инфляция.Учет влияния инфляции на уровень процентных (дисконтных) ставок можно осуществлять путем конвертирования дисконтной ставки в номинальное исчисление. Зависимость между реальной и номинальной дисконтными ставками оценивается с помощью следующей формулы:(1+rn)= (1+r) (1+k) (19)гдеrn–номинальная дисконтная ставка;r–реальная дисконтная ставка;k–ожидаемая ставка инфляции.Применение указанных показателей позволяет получить комплексную оценку эффективности программы развития РЭП[14, 15].

ЗаключениеКачество управления радиоэлектронной промышленностьюво многом зависит от реализуемости и эффективности программ развития отрасли. Основным направлением совершенствования методологических основ программноцелевогопланирования является использование методов математического моделирования в сочетании с экспертными оценками, знаниями и опытом специалистов, возможностями компьютерной техники по обработке, передаче и представлению необходимой информации. Комплексная автоматизация технологии планирования на основе математического моделирования, вычислительных и информационных возможностей современных компьютеров и их сетей позволяет встраивать эту технологию в коммуникационные отношения субъектов планирования и управления[16].Модельная технология программного планирования предоставляет реальную возможность, используя экономикоматематические методы, создавать модель процесса выработки решений, на этой основе формировать альтернативные варианты программы, оценивать их параметры и осуществлять выбор наиболее эффективных вариантов.Комплекс экономикоматематических моделей и алгоритмов формирования и оценки программы развития РЭП должен отвечатьтребованиям реальной специфики развития радиоэлектронной промышленности. В нем должна быть реализована концепция непрерывности научнотехнического и производственного программноцелевого планирования на основе взаимосогласованных сквозных расписаний программных работ в увязке с капитальными вложениями, материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.Комплекс моделей, используемый для согласования экономических решений, обеспечивает проведение экономического анализа и оценки реализуемости программы, служит инструментом поиска путей повышения её эффективности, поскольку его применение позволяет в реальном режиме времени осуществлять многовариантные расчеты для выработки оптимального решения по определенной системе критериев.Моделиоценки программыразвития РЭПявляются инструментарием повышения её эффективности путемобеспечения сбалансированности работ и мероприятий с прогнозируемыми ресурсами в условиях имеющихся ограничений.

Ссылки на источники1.Батьковский А.М., Фомина А.В.,Батьковский М.А. и др.Управление развитием обороннопромышленного комплекса. –М.: Тезаурус, 2015. –536 с. 2.Батьковский М.А.,Кравчук П.В., Фомина А.В. Развитие методов и инструментария экономической оценки технологий и НИОКР. // Вопросы радиоэлектроники, серия СОИУ. 2015. № 1.С. 186201.

3.Батьковский М.А., Стяжкин А.Н., ФоминаА.В. Инновационное развитие радиоэлектронной промышленности России. // Вопросы радиоэлектроники, серия ЭВТ. 2015.№ 3.С. 243258. 4.Батьковский М.А., Коновалова А.В., Фомина А.В. Управление рисками инновационных проектов.// Вопросы радиоэлектроники, серия ОТ.2015. № 5. С.246265. 5.Батьковский М.А., Коновалова А.В., Фомина А.В. Риски инновационного развития базовых высокотехнологичных отраслей. // Вопросы радиоэлектроники, серия ЭВТ. 2015.№ 7. С. 224246.6.БатьковскийА.М. Моделирование инновационного развития высокотехнологичных предприятий радиоэлектронной промышленности. // Вопросы инновационной экономики. 2011. № 3. С. 3646. 7.Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Батьковский М.А. Оценка экономической устойчивости предприятий радиоэлектронного комплекса в посткризисный период развития российской экономики. // Электронная промышленность. 2010. № 3. С. 3150.8.Балычев С.Ю., БатьковскийМ.А., Наумов И.С. и др. Теоретические основы и инструментарий анализа деятельности предприятия обороннопромышленного комплекса. // Вопросы радиоэлектроники. 2015. № 11 (11). С. 142160.9.Авдонин Б.Н., Батьковский А.М., Батьковский М.А.и др.Развитие инструментария оценки финансовой устойчивости предприятий обороннопромышленного комплекса. // Дайджестфинансы. 2014. № 2. С. 2937.10.Чудинов С.М., Батьковский М.А., Наумов И.С. Оптимизация планов производства продукции. // Вопросы радиоэлектроники. 2014. Т. 4. № 1. С. 172178.11.Бородакий Ю.В., Кравчук П.В., Батьковский М.А. Моделирование инновационного развития высокотехнологичного предприятия.// Статистика и Экономика. 2014. № 2. С. 3236.12.Батьковский М.А., Божко В.П., Булава И.К. и др. Финансовое оздоровление предприятий на основе реализации инвестиционных программ. // Бизнес, менеджмент и право. 2009. № 3 (20). С. 3640.13.Батьковский М.А., Булава И.В., Мингалиев К.Н. Совершенствование управления финансовой устойчивостью предприятия в современных условиях с целью снижения рисков его деятельности. // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2009. № 3. С. 5052.14.Божко В.П., Балычев С.Ю., Батьковский М.А. и др. Управление финансовой устойчивостью предприятий. // Статистика и Экономика. 2013. № 4. С. 3641.15.Мингалиев К.Н., Булава И.В., Батьковский М.А. Анализ и прогнозирование развития предприятия в условиях кризиса. // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 1. С. 1221.16.BozhkoV.P., BatkovskyM.A., StiazkinA.N. и др. Modeling technological relations in the structure of production. // СтатистикаиЭкономика. 2014. № 1. С. 3639.