Основные механизмы управления качеством подготовки профессионально компетентных специалистов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Набатова Л. Б., Мазилина Н. А. Основные механизмы управления качеством подготовки профессионально компетентных специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 511–515. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970117.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые актуальные механизмы управления качеством подготовки будущих специалистов среднего профессионального образования, а также влияние взаимодействия социальных партнеров и образовательного учреждения на организацию продуктивной учебной деятельности обучающихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Набатова Лидия Борисовна,кандидатпедагогическихнаук, доцент кафедры педагогикиУльяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновскnabatova04@mail.ru

Мазилина Надежда Александровна,кандидатпедагогическихнаук, доцент кафедры философииУльяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновскnamazilina@yandex.ru

Основные механизмы управления качеством подготовки профессионально компетентных специалистов

Аннотация. Встатье рассматриваются некоторые актуальныемеханизмы управления качеством подготовки будущих специалистов среднего профессионального образования, а также влияние взаимодействия социальных партнерови образовательного учреждениянаорганизациюпродуктивной учебной деятельности обучающихся.

Ключевые слова:управление качеством, продуктивная учебная деятельность, потребность в саморазвитии, профессиональнокомпетентный специалист.

Повышение приоритета образования в системе социальноэкономических преобразований, обозначенных в политике российского государства, усиливает роль управленческих функций образовательной организацией любого уровня и профиля образования[1;2;3].Основные направления совершенствования управленческих функций в настоящее время концентрируются вокруг основных трех аспектов исследований: –подготовки конкурентоспособных, профессионально мобильных, компетентных и широко образованных специалистов;–интенсификации профессиональной подготовки специалистов в современных условиях, нацеленной на максимальное развитие обучающихся, формирование у них умений самостоятельного и творческого переноса знаний в изменившиеся социальноэкономические и производственные условия;–формирование познавательной мотивации у обучающихся, высокий уровень которой представляет им большие возможности построения собственной программы образования и самообразования, способствует личностной ответственности за результаты своего обучения и деятельности.

Выпускник, обладающий высоким уровнем познавательной мотивации,в совокупности с мотивационноценностными и когнитивными составляющими всегда будет соответствовать требованиям компетентного специалиста конкретного профиля и уровня профессионального образования (рабочий, специалисти др.)[6]. Многоаспектное направление содержания системы управления качеством профессионального образования в рамках данной статьи позволяет остановиться нам на характеристике лишь некоторых из них, которые, на наш взгляд, в наибольшей степени позволяют влиять на качественные характеристики уровня подготовленности будущих специалистов. Для решения задач, связанных с реализацией идеи повышения качества профессионального образования в России разработана и активно внедряется государственная система управления качеством общего и профессионального образования.Нормативнометодической базой этой системы является стандартизация, включающая различные уровни управления: государственный (республиканский), региональный и уровень образовательного учреждения.[3].

Государственный (республиканский) уровень предназначендля обеспечения защиты интересов потребителей и общества путем установления в государственных образовательных стандартах обязательных требований безопасности, охраны жизни и здоровья, охраны окружающей среды, а также основных качественных характеристик (содержание образования) предоставляемых образовательных услуг; создания государственной (республиканской) системы отслеживания качества предоставляемых образовательных услуг и их результатов; проведения регулярного анализа состояния образования в масштабах страны и предоставления материалов правительству для принятия управленческих решений.На региональном уровне, выполняя все требования государственного стандарта, обеспечивается реализация регионального компонента образования; проводится анализ состояния образования и, в случае обнаружения тех или иных отклонений от стандарта, находить пути их устранения.На уровне образовательного учреждения управление качеством образования заключается в организации условий для реализации образовательных стандартов. Здесь первостепенное значение приобретает организация психологопедагогической поддержки педагога и обучаемого в их совместной деятельности.Качественный процесс внедрения стандартов, по мнению практиков,позволяет поднять ответственность всех участников общеобразовательного процесса, а сам образовательный стандарт гарантирует эквивалентность образования на территории всей страны.Процесс стандартизации предусматривает соблюдение определенных этапов работы: –разработки нормативной документации, а также методических материалов по их применению;–приданию нормативной документации юридической силы;–разработки организационных и научнотехнических мероприятий по эффективному применению стандартизации в системе управления качеством профессионального образования.Такимобразом, основным механизмом по управлению качеством современного профессионального образования в условиях существования рынка образовательных услуг являются государственные образовательные стандарты. В конкретных условиях образовательного учебного заведения стандартизация в области образования может быть осуществлена только при условии совместных и целенаправленных действий всех его работников, требующей от педагогов (преподавателей и мастеров производственного обучения) инициативы, самостоятельности творческого подхода[4].Будущий специалист должен оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в профессиональной деятельности (изменения в технологиях, техническом оснащении производственного процесса и др.). Вследствие этого при определении качества подготовки специалиста одновременно учитываются его деятельностные и личностные характеристики.В совокупности они составляют профессиональную компетентность специалиста, которая определяется уровнем его профессионального образования, индивидуальными способностями, запросом, личным опытом, и стремлением к постоянному самообразованию, самосовершенствованию и самовыражению, а также инициативным и творческим подходом к своему делу, выражающемся в поиске нетрадиционных решений производственных задач, ориентирования в различных нетипичных производственных ситуациях

и т. п.В формировании указанных характеристик особое значение приобретают самообразование и самостоятельная работа для обучающихся в учреждениях профессионального образования. Выход на качественно иной уровень подготовки специалистов ведущие ученые видят в переориентации учебного процесса с информационнорецептивного на развивающий и профессиональноориентированный уровни, сущностью которых является формирование, в первую очередь, учебнопрофессиональной деятельности и элементов профессиональных видов деятельностей, согласно показателям профессиональной характеристики будущего специалиста. Осуществление в педагогическом процессе этих видов деятельностей требует от преподавателя умений проектировать компоненты учебнопрофессиональной деятельности:–мотивационносмыслового (профессиональная мотивация понимания предназначения профессии, профессионального общения, мотивы проявления личности в профессии); –деятельностного (решения учебных задач входе самостоятельной работы и выполнения учебных действий в рамках формирования профессионально значимых качеств специалиста, а также умений по выполнению задач профессионального характера);–оценочноконтрольного (формирование и совершенствование навыков самооценки и самоконтроля).Опыт показывает, что успешная организация учебнопрофессиональной деятельности обучаемых возможна лишьпри условии обоснованного выбора преподавателем соответствующих форм организации образовательного процесса и технологии обучения, умелого использования закономерностей управления познавательной деятельностью обучаемых. В практике профессионального образования широко используются разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся. Их выбор зависит от различных условий: от уровня подготовленности обучаемых, содержания учебного материала, от источника знаний и т.п. Педагоги учреждений среднего профессионального образования испытывают некоторые методические затруднения в реализации педагогических условий, способствующихкомплексному проектированию компонентов учебнопрофессиональной деятельности обучающихся. Так, педагоги профессиональной школы, как показывают результаты анкетирования слушателей курсов повышения квалификации (2016 г.), испытывают острую потребность в применении нетрадиционных форм обучения с целью активизации и повышения эффективности учебной работы, формирования учебнопрофессиональной деятельности обучаемых. (деловая игра, урокдиспут, урокКВН и др.)[5]. Нестандартные формы организации обучения в наибольшей степени способствуют формированию познавательного интереса и моделирования некоторых элементов будущей профессиональной деятельности. Так, для того чтобы на материале содержания традиционных учебных занятий осуществлялось формирование различных видов учебных действий, на наш взгляд, задачная и проблемная формы организации обучения являются наиболее эффективными. При этом педагогу необходимо четко представлять технологию создания (проектирования) проблемных задач, ситуационнопроизводственных задач, производственнотехнических ситуаций и т.п.Таким образом,организация продуктивной учебной деятельности обучающихся также является одним из важных механизмов управления качеством подготовки профессионально компетентных специалистов. При этом следует обратить внимание на то, что из ключевых компонентов продуктивной учебной деятельности является самообразовательная компетенция. Уровень овладения этой компетенцией позволяет оценивать мотивы проявления личности в профессии, выполнение учебных действий в рамках формирования профессионально значимых качеств будущего специалиста, а также навыки самооценки и самоконтроля. Реализация приоритетных направлений, указанных в Концепции модернизации образования, в Программах развития профессионального образования, других документах федерального и регионального назначения в наибольшей степени возможна через введение педагогических инноваций путем целенаправленного изменения отдельных частей или компонентов образовательной системы в целом, а также путем освоения новшеств в методиках, технологиях, программах и др. Следует также отметить, что,в целом,введение инновационных процессов в профессиональные учебные заведения создает в целом положительную мотивацию всего педагогического коллектива к развитию новых приоритетных направлений, предусмотренных концепцией модернизации российского образования до 2020 г.Одним их основных механизмов управления качеством подготовки профессионально компетентных специалистов является социальное партнерство, которое продекларировано в Программе развития профессионального образования. Необходимость социального партнерства обусловлена современными требованиями, предъявляемыми к деятельности профессиональных учебных заведений, способных готовить профессионально мобильного специалиста, умеющего эффективно организовывать и планировать коллективный труд, самостоятельно исполнять сложные производственные операции, способного к предпринимательской деятельности и профессионально адаптации в условиях конкуренции[6]. Подготовка таких специалистовневозможна без эффективного взаимовыгодного сотрудничества сферы профессионального образования с широким кругом заинтересованных сторон заказчика –работодателя.Такое сотрудничество предполагает комплексное решение проблем подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях по заданным параметрам, т.е. модели специалиста.

Это означает, что работодатель с одной стороныдолжен формировать заказ на специалиста с определенными качествами и видамидеятельности.А с другой стороны –способствовать созданию необходимых условий для более качественной подготовки выпускника, творческой деятельности обучаемых, и, тем самым,приниматьнепосредственное участие в процессе подготовки специалистов с заданными качествамии востребованными видами профессиональнойдеятельности.Эффективность данного взаимодействия способствуют также и совместно организуемые конкурсы профессионального мастерства по рабочим профессиями специальностям, по совместно разработанным критериям и показателям, приближенным к реальным требованиям современного производства. Именно в конкурсах профессионального мастерства трансформируются интересы социальных партнеров, происходит более объективная диагностикасформированных компетенций обучающихся, их профессиональной самостоятельности и творческого подхода в выполнении практических конкурсных заданий[7].Проблема совместной с представителями предприятий оценки уровня профессиональноподготовленности будущего специалиста, освоения им общих и профессиональных компетенций, приобретения им опыта рационализаторской деятельности является комплексной, поскольку включает в себя такие составляющие как проверка качества/уровня обученности, воспитанности и развитости личности.

Таким образом, многоаспектный характер управления качеством профессионального образования позволил нам выделить наиболее первостепенные управленческие механизмы в части комплексного содержания экономических,методических,организационных, педагогических и другихнаправлений, позволяющих оптимизировать в целом качество подготовки профессионально компетентных специалистов.

Ссылки на источники1.Государственная программа Российской Федерации"Развитие образования" на 2013 2020 годы.ПП РФ от 15 апреля 2014 г. N 295 [Текст]. URL:base.garant.ru›70643472/(Дата обращения 16.02.2017).2.Концепция долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Развитие образования[Текст].URL: ifap.ru›ofdocs/rus/rus006.pdf. (Дата обращения 16.02.2017).3.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 2020 годы[Текст]. URL: docs.cntd.ru›document/4202442164.Набатова Л.Б., Мазилина Н.А.Педагогические условия формирования методической компетентности педагога профессиональной школы в условиях внедрения ФГОС. //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс: Периодическое научное издание. Пенза: Издво Пенз. гос. технол. унт, 2015. № 06(28). 5.Гайнеев, Э.Р. Формирование опыта творческоконструкторской деятельности у обучающихся учреждений начального профессионального образования. [Текст] / Э.Р. Гайнеев //Автореф. дисс. канд. пед. наук.Чебоксары.: 2011,

22 с.6.Гайнеев, Э.Р. Формированиепрофессиональной компетентности обучающихся с позиций дуального подхода [Текст] / Э.Р. Гайнеев // Среднее профессиональное образование.–2013.–№6.–С. 911. 7.Гайнеев, Э.Р. Конкурс профессионального мастерства как средство формирования опыта творческоконструкторской деятельности в подготовке современного рабочего [Текст]: монография./ Э.Р. Гайнеев,: Монография, УлГПУ им. И.Н. Ульянова, 2016. –206 с.