Характерные ошибки, возникающие во время обучения сотрудников правоохранительных органов бросковой технике

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Камнев Р. В. Характерные ошибки, возникающие во время обучения сотрудников правоохранительных органов бросковой технике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 641–645. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970143.htm.
Аннотация. В статье представлен материал, подготовленный на основе практического опыта автора в обучении сотрудников полиции России приемам борьбы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Камнев Роман Викторович,кандидат педагогических наук, Волгоградская академия МВД России, г. Волгоградtaekvondoroman@mail.ru

Характерные ошибки, возникающие во время обучения сотрудников правоохранительных органов бросковой технике

Аннотация. В статье представлен материал, подготовленный на основе практического опыта автора обучения сотрудников полиции России приемам борьбы.Ключевые слова: сотрудники полиции, броски, характерные ошибки.

Применение бросков сотрудниками ОВД России в основном происходит вмомент оказания правонарушителем активного сопротивления или его нападения в момент, когда сотрудник этого не ожидает, а также в условиях, когда проводить задержание приходится в ограниченном пространстве. Еще одним существенным фактором при котором сотрудник применяет бросковую технику, на наш взгляд является ситуация,при которой сотруднику ОВД не удалось выполнить прием задержания полностью. Например,полицейский начал выполнять задержание рычагом руки наружу, но не выполнил сгибание руки правонарушителя до угла,при которомнаблюдается болевой эффект, это дало возможность задерживаемому напрячь руку и вместо падения начать вырываться из захвата, в этот момент сотруднику целесообразно выполнить прием задняя подножка, при этом оставляя первоначальный захват. По результатам анализа анкетных данных и изучения практических ситуаций, при которых сотрудники ОВД применяли физическую силу, мы установили, что применение бросковой техники стоит на третьем месте после болевых приемов на руку и ударов руками и ногами. Но необходимо подчеркнуть, что все случаи применения бросковой техники имели чрезмерно напряженных характер, т.е. правонарушитель пытался применить физическую силу против сотрудников полиции, стремясь при этом не просто освободится от удержания, а именно нанести увечья лицам, проводящим задержание. Болевые приемы на руку напротив в большинстве случаев применялись против правонарушителя не оказывающем сопротивление и в худшем случае, пытавшемся убежать. Техника ударов руками и ногами применялась сотрудниками полиции в условиях как активного сопротивления правонарушителя, так и для проведения болевого приема на руку или броска, т.е. была промежуточной между тем или иным двигательным действием. Многие сотрудники ОВД отмечают, что владение бросковой техникойи техникой нанесения ударов позволило им, в ситуациях противоборства с агрессивным правонарушителем, провести задержание без причинения задерживаемому серьезных повреждений. Что связанно с особенностью бросков, многие из которых способствуют переводу содержимого из положения стоя в положение лежа, в котором в свою очередь гораздо проще провести надевание наручников или удержание.Также в некоторыхслучаях группового нападения, при котором число правонарушителей превосходит количество сотрудников, и пытающихся при этом нейтрализовать полицейских повалив их на землю, для разрыва дистанции, что позволит сотрудникам обнажить табельное оружие или извлечь спецсредства, целесообразно применять некоторые броски.

Некоторым правонарушителям удачно удается маскировать свои намерения напасть на сотрудников полиции, до момента максимального приближения к ним, делается это для того чтобы полностью исключить возможность применяя сотрудниками табельного оружия или спецсредств. Для маскировки своих противозаконных намерений, избираются вербальные способы отвлечения внимания, так задавая всевозможные вопросы правонарушитель вплотную приближается к полицейскому и в благоприятный для него момент осуществляет нападения, при этом захватывая или обхватывая сотрудника в целях проведения дальнейшего броска или удара. В таких случаях правонарушители прекрасно понимают, что у них буде один шанс для реализации своих планов, в худшем случае сотруднику удастся воспользоваться оружием. Исходя из этого, нападение будет быстрым и мощным. Одним из шансов при этом у сотрудника полиции остается выполнить опережающий удар, или контрприем с дальнейшим увеличением дистанции или проведением броска. В последнем случае провести эффективные действия без знания техники бросков не представляется никакой возможности. Следующий случай, рассматриваемый нами применения сотрудниками полиции бросковой техники, является ее использование в условиях ограниченного пространства. К таким случаям относятся задержания в подъездах, коридорах, лестничных площадках, жилых комнатах и т.д. Эти ситуации перекликаются с рассмотренными нами выше случаями внезапного нападения, также,как и в них, в условиях ограниченного пространства, нападения производятся внезапно, часто в ситуациях,которые невозможно просчитать, то есть в которых гражданин, не показывающий ни каких признаков агрессии, молниеносно производит нападение и усугубляется все это тем, что места для совершения маневра у полицейского нет и достать оружие не представляется ни какой возможности, в прочем как и принять удобное положение для нанесения удара. В таких случаях и приходят на помощь знание бросков. Оно способствует если не выполнению самого броска, то хотя бы пониманию каким образом необходимо переместиться или перенести вес тела, чтобы не дать себя повалить.Еще одной положительной сторонойзнания техники бросков, является приобретение знанийиспользованиямассы своего тела против противника, а также формирования навыкавыведения из равновесия, которые помимо всего необходимы для выполнения болевых приемов в стойке. Эти знания и навыки позволят эффективно применять боевые приемы борьбы не только сотрудникам мужчинам против превосходящего по весоростовым показателямправонарушителем, но и сотрудникам женщинам.Основная часть.Броски ‬это техническое действие, после применения которого противник теряет равновесие и падает или изменяет против своей воли направление падения.В учебнометодическом пособии подготовленное В. Путиным, В. Шестаковым, А. Певицким©Дзюдо: история, теория, практикаªв общем понимании техника бросков описана следующим образом ©Человек падает, если теряет равновесие и не успевает его восстановить. С точки зрения законов биомеханики, когда проекция центра тяжести выходит за границы площади опорыª. Также авторами пособия сформулированы некоторые механизмы, обеспечивающие падение противника, наиболее часто встречающиеся в практике единоборств:А) если, приложив усилия, выводить человека из состояния равновесия, заставляя его для восстановления равновесия шагнуть той ногой, которой он шагать не может; Б) если,приложив усилия выводить человека из состояния равновесия, который должен для восстановления равновесия встать на ногу, на которую он встать не может; В) если, лишить партнера возможности выпрямить согнутую ногу и встать на нее, чтобы избежать падения, то сильный толчок непременно приведет к падению. Броски, являются двигательными действиями,результативность которых в большей степени зависит от техники их выполнения. Результативность применения бросков сотрудниками полиции в различных условиях, согласно работам В.Н.Платонова, зависит от ее эффективности, вариативности, стабильности, вариативности, экономичности и минимальной тактической информативностью для соперника. Эффективность техники зависит от стоящих перед сотрудником полиции задач, конечным результатом, соответствия уровня психологической, техникотактической и физической подготовки.Стабильность техники связанна с ее помехоустойчивостью, независимостью от условий ее применения. Противодействие нападению правонарушителя характеризуется большим количеством сбивающих факторов (противодействие соперника, прогрессирующие утомление, непривычная манера нападения, непривычное состояние окружающей среды), поэтому способность выполнять эффективно приемы в сложных условиях является основным показателем стабильности техники и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.Вариативность техники определяется способностью сотрудника к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от внешних условий.Экономичность техники характеризуется рациональным использованием энергии, времени и пространства при выполнении приемов и действий.Процесс технической подготовки ‬это становление умений и навыков, обеспечивающих эффективное использование функционального потенциала сотрудника. Умение выполнять двигательное действие формируется на основе определенных знаний о его технике, наличия соответствующих двигательных предпосылок в результате ряда попыток сознательно построить заданную систему движений.Многократное повторение двигательных действий приводит к автоматизации основных элементов их координационной структуры, и двигательное умение переходит в навык, когда управление движением происходит автоматизировано, а действия отличаются высокой надежностью.По этому вопросу академик Л.П. Матвеев, вторя мысли В.Н.Платонова писал: ©…возможность научится рациональным двигательным действиям (как, впрочем, и любым другим разумным действиям) зависит от приобретения верных знаний о сути, правилах и условиях их выполнения, но превращениезнаний в действие может произойти лишь на основе его практического осуществленияª.Совершенствование техники выполнения приемов, а также формирования навыков связано с использованием основной и дополнительной информации. К основной информации относится функциональные процессы, происходящие во время выполнения действия, а также информация о взаимодействии организма с внешней средой. Дополнительная информация направлена непосредственно на сознание занимающегося, источником данной информации является рассказ или показ, эта информация дает возможность составить представление о совершаемых движениях, ошибках, расхождении фактического состояния с заданным, о результативности двигательных действий в целом.При формировании навык выполнения двигательного действия важно знать, что из множества разнообразных двигательных действий отбираются самим организмом только те, которые приводят к заданному результату. При этом необходимо вспомнить концепциюпрофессора П.К. Анохин о формировании произвольных движений, который доказал, что в их основе лежит цикличность, которая предполагает, что каждый двигательный акт должен заканчиваться обратной связью, дающей представление о результате действий.В качестве средств технического совершенствования и формирования навыка необходимо в обязательном порядке использовать разнообразные упражнения: вспомогательные и специальноподготовительные использующиеся преимущественно в начале разучивания нового приема и его дальнейшего совершенствования; для закрепления двигательного навыка необходимо применять сформированные приемы в различных условиях и с различными смоделированными условиями.Процесс становления и совершенствования технического мастерства разработал и опытным путем доказал в 1971 году Г.Штарк, определив следующиеего этапы:

этап создания представления о двигательном действии и формирование установки на обучение, на этом этапе используются словесный и наглядный метод, эти методы должны сформировать установки и основные пути обучения техники.

этап формирования первоначального действия, на этом этапе основное внимание необходимо уделить устранению ненужных движений, излишних мышечных движений.Процесс обучения должен концентрироваться во времени, так как длительные перерывы междузанятиями снижают его действенность. Слишком частые повторения осваемого упражнения в занятии нецелесообразны, поскольку образование новых навыков связанно с быстрым угнетением функциональных возможностей нервной системы.Основным методом является метод расчлененного упражнения. Лучшему усвоению двигательных действий способствует использование различных методов ориентирования ‬световых, звуковых и механических, регламентирующих темп движения, их направленность и т.д.

этап формирования совершенного двигательного действия. На этом этапе особое значение имеет формирование целесообразного ритма двигательных действий, объединения раздробленных частей приема в единое целое. Основным принципом является постепенное возрастание трудностей

этап формирования полного образования навыка. На этом этапе широко используется многократное повторение упражнений в стандартных и вариативных условиях, с выполнением объемной и разнообразной работы.Особое внимание следует уделять техническому совершенствованию при различных функциональных стояниях, в том числе в состоянии явного утомления.

этап достижения вариабельного навыка и его реализация. Педагогические задачи этого этапа заключаются в следующем: совершенствование навыка с учетом индивидуальных особенностей и всего многообразия условий профессиональнослужебной деятельности.

Основы обученияВ работе А.А. Харлампиева ©Самозащита без оружия (самбо)ª встречается следующие методические рекомендации формирования навыка выполнения бросков: ©Разучиванию приемов самбо должна предшествовать общая физическая подготовка, при помощи которых развиваются необходимые качества. Изучение приемов самбо проводится в соответствии с обще педагогическими принципами: от простого к сложному, от изучения техники выполнения отдельных элементовприемов, до изучения техники применения приемов самбо. Сознательное освоение учебного материала, его наглядность и доступность, являются обязательными требованиями, предъявляемыми к методике обучения приемов самбо ª

В своей работе Г.С. Туманян ©Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистовª(Туманян, Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ‬М.: Издательский центр ©Академияª, 2006. ‬592 с.) пишет, что в основе обучения броскам, как и во многих направлениях обучения, находится многократное повторение разучиваемых элементов,сосознаниемзанимающихся о возможности мозга человека использовать его лишь на 57%.При этом на начальных этапах обученияосуществляет свою деятельность ©центрдвигательной активностиª (первичная моторная зона), а в течениемногократного повторения движений начинает работать вторая моторная зона(отвечает за автоматизированные формы движения), а также зона тактильной чувствительности. Обучение любому новому двигательному действию заключается в формировании новых условнорефлекторных связей в ЦНС (центральной нервной системе).Во время начального обучения, приемы целесообразно разделять на отдельные элементы, при этом,объясняя занимающимся за счет каких механизмов должно выполнятся действие, т.е. что лежит в его основе это может быть оптимальная форма захвата, изменение положения центра тяжести, выведение из равновесия, передвижение или маневрирование и т.д. Когда элементы будут изучены, некоторые из них объединяются в группы или целое упражнение, в зависимости от сложности приема. Во всех случаях, если занимающиеся при выполнении целостного приема продолжают выполнять ошибки в отдельных его действиях, прием вновь разделяется на отдельные элементы,которые совершенствуются отдельно. Чередования расчлененного и целостного метода продолжается до тех пор, покаприем не будет выполнен без ошибок, лишь после этого можно переходить к формированию навыка применения изученного приема в различных условиях и в различных комбинациях. Часто бывает так, что занимающимися прием выполняется без ошибок, но при выполнении этого же приема в иных условиях (сопротивление ассистента, предварительное маневрирование и т.д.) появляются технические ошибки, это свидетельствует об отсутствии навыка выполнения приема в ©облегченныхª условиях, для чего необходимо вновь возвращаться на этап первоначального разучивания технического действия, плоть до применения расчлененного метода обучения. Следующим этапом формирования навыка применения бросков против активно сопротивляющегося правонарушителя ‬это разучивание бросков в разные стороны. Темп выполнения приема при этом постепенно возрастает, доводя его до максимальной скорости. После это выполняются броски против медленно выполняемых ассистентом атак, но которые заранее не известны защищающемуся, в том случаеесли защита броском выполнена уверенно и без ошибок, скорость атак увеличивается.

Исходя из того, что сотрудникам полиции необходимо уметь применять приемы борьбы против правонарушителей любых ростовесовых показателей, необходимо как можно чаще производить смену партнеров во время формирования навыка применения бросков, подбирая ассистентов различного роста и веса.Выводы и предложения1.Одной из причинпо которой сотрудники полиции не формируют навык применения бросков, заключается в их нежеланииделать это, так как они считают их малоэффективнымив условиях противоборствас правонарушителем. Связанно этопрежде всего с опубликованиеммногочисленных результатованкетирования сотрудников полиции в которыхони на первый план ставят выполнение болевых приемов в стойке. Мы не сколько не хотим принизить их возможности, но считаем, что они выполняются чаще всего в условиях неоказанияактивного сопротивлениясотрудникам полициисо стороны правонарушителей.Для исправления данного положения дел, мы рекомендуем в начале каждого практического занятия по физической подготовке, лицам, проводящим занятия, рассказывать различные случаи, во время которых сотрудникам ОВД удавалось предотвратить противоправные действия посредства применения бросковой техники.2.Для формирования высокого уровня мотивации занимающихся, сам преподаватель, проводящий занятия, должен владеть техникой бросков, а главное знать и соблюдать основные педагогически принципы. Он должен быть готов ответить на любые вопросы касающиеся тактики и техники разучиваемых действий. От того сможет или нет преподаватель объяснить все нюансы выполнения броска на начальном этапе обучения, зависит на сколько быстро у занимающихся будет сформирован навыки их применения. 3.Техника выполнения броска, во многих случаях, лежит в основе формирования навыка его применяя в различных условиях. Для обучения правильной техники на первых этапах обучения, необходимо применять расчленённый метод обучения, объясняя занимающимся на какие ключевые моменты необходимо обратить внимание и каким образом они должны быть реализованы.4.Во время применения целостного метода необходимо постоянно контролировать правильность выполнения отдельных частей броска, в том случае если занимающиеся продолжают выполнять ошибки, необходимо снова применять расчленённый метод. И так до тех пор, пока занимающиеся не будут уверенно и безошибочно выполнять прием целиком.5.Во время обучения новому приемузанятия должны быть не реже двух раз в неделю, но длительностью не более 4560 мин с включением в это время разминки и общефизических упражнений.6.Для формирования навыка выполнения приема занятия могут проводится один раз в неделю, но продолжительностью не менее 90 мин, с включением различных заданий. Броски необходимо разучивать как в левую, так и в правую сторону, с постоянно меняющимися партнерами.7.Стабильный навык выполнения приемов появляется лишь при условии, что задания будут почти всегда различными.

Ссылки на источники1.В. Путин Дзюдо: история, теория, практика : учебнометодическое пособие для тренеров и спортсменов / В. Путин, В. Шестаков, А. Певицкий. ‬Архангельск: Издательский Дом ©СКª, 2000. ‬154 с.: ил.2.Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. ‬М.: Физкультура и спорт, 1986. ‬286 с., ил.3.Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. ‬М.: Физкультура и спорт, 1986. ‬286 с., ил.4.Алиханов, И.И. методические рекомендации по дальнейшему совершенствованию тактического мастерства борцов вольного стиля. ‬М., 19825.Матвеев Л.П. Общая характеристика закономерностей спортивной тренировки. ‬Теория и методика физического воспитания. ‬М., 19766.ТерОванесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. ‬М., 19787.Овчинников В.А., Якимович В.С. Профессиональноприкладная физическая подготовка курсантов и слушателей вузов МВД России: альтернативный подход // Научнометодический журнал ©Вестник Волгоградской академии МВД Россииª. ‬2013. ‬№ 2(25). ‬С. 137‬142.8.Овчинников В.А., Крючков В.В., Кормаков А.Э. Об объективизации педагогического контроля в вузах МВД России // Научнометодический журнал ©Вестник Волгоградской академии МВД Россииª. ‬2013. ‬№ 4(27). ‬С. 152‬155.9.Овчинников В.А., Галкин В.Н., Плешивцев А.Ю. Профессионально важные способности сотрудников органов внутренних делРоссии // Научнометодический журнал ©Вестник Волгоградской академии МВД Россииª. ‬2013. ‬№ 4(27). ‬С. 172‬177.