Семейные ценности в период духовного кризиса в современном российском обществе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хохлова О. М. Семейные ценности в период духовного кризиса в современном российском обществе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 661–665. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970147.htm.
Аннотация. Современное общество переживает духовный кризис, в условиях которого современная молодежь не считает семейные ценности приоритетными, создание семьи и ответственность, возлагаемая на человека семейного, заменяется карьерой, развлечениями и удовольствиями. Это свидетельствует о преобладании потребительской ориентации в кругах современной российской молодежи. Выход из сложившейся ситуации и возрождение исторически сложившихся семейных ценностей, возрождение духовно-нравственных ценностей, приобщение молодежи к культурно-религиозным традициям своего народа является важной задачей нашего государства.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Хохлова Ольга Михайловна,кандидат философских наук, доцент кафедры уголовное право ВСФ «Российский государственный университет правосудия», г. Иркутскchochlovaolga17@mail.ru

Семейные ценности в период духовного кризисав современном российском обществе

Аннотация.Современное общество переживает духовный кризисв условиях которого современная молодежь не считает семейные ценности приоритетными, созданиесемьии ответственность, возлагаемая на человека семейного заменяется карьерой, развлечениями и удовольствиями. Это свидетельствует о преобладании потребительской ориентации в кругах современной российской молодежи. Выход из сложившейся ситуации и возрождение исторически сложившихся семейных ценностей, возрождение духовнонравственных ценностей, приобщение молодежи к культурнорелигиозным традициямсвоегонародаявляется важной задачей нашего государства.Ключевые слова:семейные ценности, современная молодежь, традиции, духовнонравственные ценности, культурнорелигиозные традиции.

Семья и общество неразрывно взаимодействуют и тесно связаны между собой. Это проявляется в процессах воспитания и становленияличности вусловиях семьи, где почитаются истинные ценности своего народа, соблюдаются семейные традиции, основанные на семейных ценностях.Почти вся наша жизнь строится на основе семьи: с момента рождения до подросткового возраста мы живём в доме наших родителей, а через определенный период времени мы создаём нашу собственную семью.В семье мы переживаем наш первый опыт любви в отношениях с нашими родителями. Эта любовь создаёт наш характер. Не важно какаяу нас позиция в обществе, какой уровень образования, богатства или известности –семья это то место, где создаётся окружение долгосрочных отношений, заботы и даже образца нашего поведения в будущем.Семья это и школа любви, и школа нравственности, источник наших самых сокровенных ценностей.Возможноли существование идеальной семьи? Как она строится и выглядит? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо сделать семью школой любви, определить и отыскать истинные семейные ценности.

Создание семьи великий подвиг и грандиозная работа.Родить, дать новую жизнь порой бывает не так трудно, как вырастить и воспитатьребенка, дать ему образование, привить семейные ценности, вложить в ребенка понятия любви, свободы, веры, совести, ответственности задача не из простых и невыполнима вне любви и вне семьи.В семье закладываются такие общечеловеческие ценности какчувство патриотизма, любви и уважения к близкому, щедрости, взаимопонимания, ответственности за свои поступки.По мнению многих отечественных ученых, занимающихся этой проблемой, экономические процессы и система трудовых отношений, сложившиеся в рамках рыночного капитализма, фактически исключают существование семьи, не рассматривают ее в качестве субъекта экономических отношений. Для современных корпорацийсемья –это помеха для распространения их финансового могущества. Можно выразить и убеждение в том, что экономика семьи до сих пор не разработана. Ярко сегодня проявляются и такие проблемы, как антисемейность и антидетность –это свойство современного капитализма, поскольку нынешние экономические расчеты не учитывают труд по воспроизводству населения. Затраты домохозяйств на рождение, обеспечение и воспитание детей никак не отражаются ни в оплате труда, ни в современной пенсионной системе.Необходимостью современного общества выступает, и конкретизация самого понятия «традиционные семейные ценности», и уточнение возможностей его применения на практике. Стержнемпозитивногоразвитияроссийскойсемьинапротяжениивсегоисторическогопроцессавыступаетеедуховнонравственнаясоставляющая–Христианство,ставшееосновойнациональнойрелигии(Православия),крестьянскойэтикииморали,атакжеопределяющимфакторомвстановлениисистемыотечественногоправа[1].Основополагающимифакторамиустойчивостироссийскойсемьи,столетиямиобеспечивавшимисоциальнуюидемографическуюстабильность,былцелыйкомплексэтическихпринципов:

единобрачие–каксимволжертвенностирадилюбвикединственномуизбраннику(избраннице);

целомудрие–каксимволсохранениядевственнойчистотыиотверженияпорока;

супружескаяверность–каквыражениеискреннейпреданности;

семьецентризм–какпрестижсемейногообразажизниираскрытиясебявсемье;

общественноеодобрениебрака–черезсогласиеродителейицерковноевенчание;

ранняябрачность–какподтверждениестремленияжитьвсемье,создатьсвоюнеповторимую«малуюцерковь»;

межпоколеннаясемейнаяорганизациянабазеобщегодомохозяйства–каксимволнепрерывнойпреемственности,взаимопомощииуважения;

строгаясемейнаяиерархия–какбогоустановленныйпорядокжизни;

пожизненныйхарактербрака–знаменующийнедопустимостьразводов,сохранениесвятостисемьиприлюбыхжизненныхневзгодах;

высокаярепродуктивность–какследствиежеланноймногодетностиистремленияпродолжитьсебявдетях.

Духовный кризис, стабильнозанявший позиции современного общества, показывает, что большинство людей искаженно воспринимают любовь и семейные ценности. Этому способствовало множество причин прошлого столетия:

атеистическое воспитание;

пренебрежение религиозными, духовнонравственными, культурными традициями своего народа. Любовь как феномен и великий дар на современной этапе развития общества претерпевает существенные изменения, порой подменяясь материальными ценностями или различного рода услугами. Восхождение к истинной (абсолютной) любви имеет длительный путь в своем развитии: от восторженной влюбленности, проходящей свой путь через испытания и трудности, к истинной любви. Существующая позиционноуровневая модель отношений мужчины и женщины яркодемонстрирует направленность отношений, основанных на позиционных основаниях: ядро «эговлечений» и ядро «совести» [2]. Совесть является основанием для проявления истинной любви, а эговлечения являются основанием искаженного ее восприятия и проявления. Поступки, потребности, устремления эговлечения определяются лексической установкой «ради себя». Жизнедеятельность, определяющаяся из уважения к долгу, совести, определяется формулой «ради другого» и имеет психологическую реальность атеиста, в основе которой заложена идеология разрушения христианских ценностей.

Психологическаяреальность совести взывает человека к истокам и смыслам православной культуры, утверждает божественные истины и законы бытия. Любовь обладает такой силой, что способна освободить человека от греховных влеченийи очистить его душу.Супружеский союз, основанный на единой системе нравственных ценностей, со временем приводит мужа и жену к постижению смысла истинной любви[3,С.

55].

Окружениеребенка, налагает огромную ответственность за его дальнейшее воспитание и развитие. Русский религиозный философ И. А. Ильин отмечал, что «семья –это лаборатория человеческих судеб», а духовная атмосфера, царящая в здоровой семье, способна привить ребенку потребность в чистой, искренней любви. Философ отмечал, что ребенку для полноценного психофизического развития необходимо создать обстановкуискренностиицеломудрия.

И. А. Ильин писал: «счастливый ребенок наслаждается в счастливой семьеэротически чистой атмосферой. Для этого родителям необходимо искусство духовноцеломудренной любви» [4, С.

250].Семья –многогранное и сложное социокультурное явление, специфика и уникальность которого состоит в том, что она фокусирует в себе практически все аспекты человеческой жизнедеятельности и имеет выход на все уровни социальной практики: от индивидуального до общественноисторического, от материального до духовного. Сущность, смысл и предназначение семьи состоит прежде всего в продлении рода (в воспроизводстве населения),и проявляется в самом широком смысле этих понятий. Семья выступает как связующее звенопоколений рода, черезкоторыйразвиваютсязаложенныевегоприродедушевнодуховныеинравственныекачествачеловека.Именновпамятирода,веговересемьяобретаетсвоебессмертие.Внародномсознаниидревнерусскогочеловекарод(семья,родственники,племя),народ,Родинаотражалиспецификумиропонимания,идеюразвитияобщества.Русскоеправославиеусиливаетдуховноесодержаниеродаисемьи.

Семьявыступаетнетолькосоциальнымсообществомсупругов,родителейидетей,ноидуховнойячейкойобщества.Этот подход к институту семьи позволяет акцентировать внимание не на частных проявлениях проблем семьи, а видеть ее в контексте развития того социума, из которого она происходит.Всовременной действительности кризис российской семьи объясняется безнравственностью, распущенностью, пошлостью, насаждаемыми в качестве образцов и установок поведения в молодежной субкультуре. Отсутствие христианских оснований брака исказило эмоциональносмысловое устройство семейной жизни современного общества. Моральноэтические нормы, правовые законы общества, чувство ответственности, долга, справедливости, милосердие и любовь изначально свое формирование у ребенка берут в семье, а дальше происходит их дальнейшее развитие на всех ступенях образования: дошкольное учреждениешколавысшее учебное заведение.Вся полнота ответственности ложится именно на семью, а образовательные учреждения призваны лишь помочь в процессе воспитания гармоничной во всех аспектах личности, поскольку формирование зрелого правосознания подрастающего поколения –одна из приоритетных задач государства, что становится возможным при создании условий всестороннего развития личности, возрождения традиционных семейных ценностей и духовности народа [5,С.83].

Литература и СМИ в процессе формирования семейных ценностей играют важную роль, именно они тиражируют и несут в массы определенные социокультурные образы. Средства массовой коммуникации и влияют на массы, и производят их, читатель и зритель «примеряют» на себя социальные образцы и воспроизводят модель поведения, в соответствии с пропагандируемой, в результате чего теряется уникальность и индивидуальность молодого индивида, а молодой индивид выступает продуктом серийного производства. Сегодня в обществе необходимо создавать привлекательные социокультурные образы, способные нести в массы «высокий смысл и нравственные ценности» [6, С.

63].

В установках горожан на брак и семью в конце XX в. обострялись противоречия между современными и традиционными семейными ценностями. В условиях значительных социальных потрясений возникшие противоречия нарастали и болезненно проявлялись в снижении уровня брачности и усилении нестабильности брачносемейных отношений, повышении числавнебрачных рождений и материнских семей, сознательной бездетности и отказах от родившихся детей, существенном понижении уровня рождаемости и повышении смертности, в том числе от алкоголизма, наркомании и самоубийств, что свидетельствовало о демографическом кризисе в России.

Проблема ценностей является одной из центральных тем в гуманитарном знании. Это связано с тем, что ценности являются фундаментальной основой духовного развития личности и общества. В первую очередь следует отметить, что сама семья, как феномен признается социальной ценностью. Изученная нами научная литература Ж. Н. Дюльдиной, С. П. Акутиной, А. В. Артамоновой, Е. И. Балдициной, С. Р. Болотовой, Т. А. Гелло, Е. А. Глушковой, С. А. Ефименковой, С. В. Ивановой, А. И. Нестеренко, В. А. Уваровой и А. Б. Федуловой, посвященных различным аспектам исследования семейных ценностей, где авторы предлагают различные классификации и определения семейных ценностей. Обобщая представления о семейных ценностях в современных научных исследованиях, мы можем выделить следующие основные положения: а) семейные ценности являются частным случаем социальных ценностей; б) семейные ценности являются содержанием отношений членов семьи между собой и к внешнему миру; в) основными направлениями взаимоотношений членов семьи являются супружеские отношения, отношения между родителями и детьми, отношения между родственниками; г) отдельно сферой действия семейных ценностей является домашний очаг. Определяя понятие «семейные ценности», наука опирается на констатацию необходимости для человека реализации жизненных потребностей в супружестве, родительстве, родстве, домашнем очаге и т. п., но не отвечает определенно на вопрос, на какой именно ценностномировоззренческой основе Исследования: педагогика должна строиться эта реализация. Этот вопрос связан с мировоззренческими основаниями понимания человека, семьи в рамках определенной религиозной или нерелигиозной системы взглядов на мир. И соответственно с ценностномировоззренческими основами реализации людьми своих жизненных потребностей, в том числе потребностей, связанных с институтом семьи. Для большинства российских семей традиционными, т. е. передающимися от старшего поколения, стали семейные ценности, не опирающиеся на христианское мировоззрение, лишенные какойлибо целостной мировоззренческой основы. Для того, чтобы выяснить отношение современной молодежи на проблемы создания семьи, формирования семейных ценностей, рождение детеймы провели исследование среди студентов города Иркутска. В качестве респондентов выступали студенты ведущих вузов города (старшекурсники, 45 курс). Старшекурсники в качестве респондентов были выбраны не случайно, именно после окончания вуза было принято создавать семью всоветском периоде. Нами было опрошено163 студента из Иркутского государственного университета путей сообщения, 287 из Иркутского государственного технический национальноисследовательского университета, 67 изВосточноСибирского филиала Российского государственного университета правосудия, 83 из Байкальского государственного университетаи 100 студентов Иркутского государственного университета,вобщей сложности опрошено 700 респондентов (412 девушек, 288 юношей). Анкета была анонимной и содержала следующие вопросы: 1)В каком возрасте вы планируете создать семью?На этот вопрос молодые люди и девушки выбрали разный возрастной ценз: создание семьи большинствомдевушек планируетсяв 2326 лет, а юношами в 2630 лет. Названные рамки говорят о том, что современная молодежь собирается вступать в брак в сознательном зрелом возрасте, как правило уже имея специальность и работу, что, конечно, положительно сказывается на условиях формирования и создания молодой семьи.2)С какой целью создается семья по вашему мнению? Ответы на этот вопрос показывают, что девушки выбирают любовь в качестве главного критерия создания семьи, а юноши на первый план ставят свои эгоистические предпочтения –удовольствия. 3)По каким причинам создается семья? Отвечая на этот вопрос, выбирая любовь в качестве основной причины создания семьи большинство девушек показывают вполне зрелую позицию, сложившуюся традиционно в семейных ценностях, а вот современные юноши в большинстве своем не способны взять ответственность за семейные отношения,эгоистические предпочтения преобладают, и здесь ждать крепких семейных отношений не приходится.4)Расставьте семейные ценности в приоритетном порядке?В качестве выбора ценностей предлагалось: принадлежность, гибкость, уважение, честность, прощение, щедрость, любопытство, общение, ответственность, традиции. Отвечая на этот вопрос и юноши, и девушки выбрали одинаковые три варианта: честность, принадлежность и общение. Необходимо отметить, что традиции оказались далеко не в лидирующих критериях.В условиях сложившегося современного духовного кризиса у большинства молодежи преобладающее большинство получила потребительская ориентация характера и модель поведения «ради себя». Выход в этой ситуации очевиден –возрождение семейных ценностей, пропаганда здорового образа жизни, возрождение духовнонравственных традиций, приобщение молодежи к культурным и религиозным традициям своего народа.Восстановление этих и подобных им традиций требует изменений приоритетных направлений деятельности государства не только в социальной сфере, а в семейной и молодежной политике, пересмотра практически всех основных направлений жизни общества, их реформирования исходя из необходимости обеспечения преемственности подлинно российских, национальных ценностей и воплощения на их основе собственного пути развития страны.Только культивация традиционных семейных ценностей, свойственных русскому народу, в образовательном, информационном и правовом пространстве может дать ответ на целый ряд острых вызовов.Дадим, на наш взгляд, наиболее приемлемое определение понятия «семейные ценности». Семейные ценности –это исторически и духовнонравственные приоритетные направления развития семьи, которые определяют отношение к окружающему миру.Данные, полученные в ходе социологических опросов и проведенного нами исследования, свидетельствуют о значительной конкуренции внесемейных установок (на образование, успешную карьеру и т. д.) по отношению к ценности семейного образа жизни. По нашему мнению, исправление сложившейся ситуации напрямую зависит от наличия государственного заказа на популяризация традиционной модели семьи в СМИ и кинематографе.Необходимы практические меры, направленные на оздоровление института семьи и улучшение демографической ситуации в России.

Ссылки на источники1.Кравчёнок И.А., Михальчук С.Н. Семейные ценности как фактор духовнонравственного воспитания ребенка // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIIIмеждунар. науч.практ. конф. Часть III. –Новосибирск: СибАК, 2012.2.КатаеваТ.Н.Возрождениесемейныхценностейвусловияхпреодолениядуховногокризисасовременногообщества//Личность,семьяиобщество:вопросыпедагогикиипсихологии:сб.ст.поматер.XXXIXмеждунар.науч.практ.конф.№4(39).ЧастьII.–Новосибирск:СибАК,2014.3.Культура семьи:Учебноепособие.

М.,

2009.

184

с.

4.Ильин И.А. Почему мыверимвРоссию:Сочинения / И.А.

Ильин. М.:

Эксмо,2008. –912 с.5.Агеева Н.А.

Психологопедагогические аспектыправовогосознания личности //Актуальныевопросыобщественныхнаук:социология, политология,философия,история.

№10 (30):сборник статейпоматериаламXXXмеждународнойнаучнопрактическойконференции. Новосибирск, 2013.

с.

7983.6.АгееваН.А.Социокультурныеобразцыкакэффективноесредстводуховного

возрождения

семьи

и

общества

//

Гуманитарные

и

социальные

науки.

2012.



3.С.

5864.