Этническая маргинальность и тревожность женщины в период беременности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коваленко В. Ф. Этническая маргинальность и тревожность женщины в период беременности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 31. – С. 911–915. – URL: http://e-koncept.ru/2017/970197.htm.
Аннотация. Современный период развития этнокультурных систем характеризуется активными динамическими процессами слияния, дробления, что может создавать в этих системах множественные взаимосвязи. Такие процессы изменяют этническое самосознание людей, в которое включены и признаки, обладающие этнической функцией, т. е. этнические признаки. Изменения в отношениях к этническим признакам у женщин может приводить к различным депрессивным проявлениям, в том числе тревоге, являющимся признаками психической дезадаптации. Но гораздо острее психические нарушения возникают у женщин в период беременности. Для выявления возможных причинно-следственных связей показателей тревожности женщины в период беременности с уровнем ее этнической маргинальности в исследованиях применялся авторский этнофункциональный тест. Изучено возможное влияние этнической маргинальности и тревожности женщины в период беременности на состояние нервной системы новорожденного.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коваленко Владимир Федорович,ведущий специалист антикризисной службы семьи ООО ИЦС «Ресурс», г.Москваv.f.kovalenko@mail.ru

Этническая маргинальность и тревожностьженщины

в период беременности

Аннотация. Современный период развития этнокультурных систем характеризуется активными динамическими процессами слияния, дробления, что может создавать в этих системах множественные взаимосвязи.Такие процессы изменяют этническое самосознание людей, в которое включены и признаки, обладающие этнической функцией, т.е. этнические признаки. Изменения в отношениях к этническим признакам у женщинможет приводить к различным депрессивным проявлениям,в том числе тревоге, являющихся признаками психической дезадаптации. Но гораздо острее психические нарушения возникаюту женщин в период беременности.Для выявлениявозможных причинноследственных связей показателей тревожностиженщиныв период беременности с уровнем ее этнической маргинальностив исследованиях применялся авторский этнофункциональный тест.Изучено возможное влияние этнической маргинальности и тревожностиженщиныв период беременности на состояние нервной системы новорожденного.Ключевые слова: этнические признаки, тревожность, этническая маргинальность, нервная система новорожденного.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯИсторический опыт каждой этнокультурной системы является особым, специфичным, что в дальнейшем закрепляется в теоретических обоснованиях ценностных ориентаций данной системы. Именно в опыте аккумулируются обычаи и нравы, социальная направленность, мировоззрение и другие ценностные паттерны данной системы. Этнокультурные системы стимулируются коллективной деятельностью членов сообщества, сформированной стандартизированными и нормированными социальными целями, базирующихся, в том числе, и на культуре, которая "…предстает формой трансляции социального опыта через освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков и приемов технологического отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения" [1] и включает такиекритерии, как территориальную общность, физические признаки и принадлежность к разным расам. Формируются устойчивые традиции образа жизни и взаимоотношения к миру, которые создают, в том числе, и коллективное бессознательное. В коллективном (объективном) и личном (субъективном) бессознательном не просто отражаются, а происходят самостоятельные процессы, активно взаимодействующие и влияющие друг на друга [2].Современный период развития этнокультурных систем характеризуется возникновением новых, слиянием, дроблением, исчезновением этносов, образованием отдельных субэтнических групп, а социальная практика создает более или менее жесткие, а также пластичные множественные взаимосвязи между этнокультурными системами в пространстве и во времени [3; 4]. Влияние напроницаемость образовавшихся связей, как для внешних, так и для внутренних явлений, оказывают конкретные исторически сложившиеся условия, зависящие и от множества разнородных признаков: врожденных (пол, раса, психический склад, способности) и социальных (гражданство, образование, профессия, социальный и имущественный статус, конфессиональная принадлежность) [5].Но в этническом самосознании включены множества взаимодействующих друг с другом признаков, в т.ч. и обладающихэтнической функцией, дифференцирующихили интегрирующихлюдей и человеческие общности с тем или иным этносом или этнической системой. Это такие признаки как социокультурные, расовобиологические и климатогеографические [Бромлей Ю.В., 1981; Гумилев Л.Н., 1993; Козлов В.И., 1995; Сухарев А.В. 2000] [6]. В условиях современной цивилизации, посредствоминформационноговоздействия,вышеперечисленные признаки, обладающие этнической функцией(этнические признаки),характеризующие человека, могут рассогласовыватьсяс этническими свойствами индивида,и приводить его в состояние депрессии. В качестве одного из основных критериев в исследовании рассматривалосьсостояние тревожности, как элемента депрессивного аффекта, могущего возникнуть при этнофункциональных рассогласованиях отношения человека к группам этнических признаков.Отношение человека к этническим признакам, являющихся значимым фактором его культурноисторического развития в настоящий момент, может играть существенную роль на показатель его тревожности.

ЭТНИЧЕСКАЯ МАРГИНАЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИНаиболее типичны для нового времени интеграционные процессы, приводящие к общему сокращению числа этносов. Процессы, связанные с массовыми миграциями,экологическими изменениями, урбанизация воздействуют на климатогеографические этнические признаки.Метисации с представителями других рас, изменение типа питания, появление экзотических инфекций и др. корректируют расовобиологические признаки.На изменения социокультурных признаков влияют развитие средств массовых коммуникаций и информации, культурный обмен, свободное вероисповедание, плюрализм ценностей и т.д. Кризисные процессы в национальных культурах, заставляют говорить о проявлении маргинальных свойств личности. Концепция маргинальности была предложена в 1932 году R.E. Park‱ом и развита E. Stonequist‱ом [1960]. Наиболее распространено понимание маргинальности как отклонения от нормы, удаление от некоторого символического центра ценностной системы координат [7].Понятие маргинальности происходит от латинского margo –край, граница, окраина. Человек, сменяющий в результате миграций, брака, получения образования, работы свою группу или культуру, может не найти достаточно успешного варианта адаптации в другой субкультуре и может оказаться на периферии каждой из таких субкультур, не являясь в полной мере членом ни одной из них и становясь в результате “маргинальной личностью”. Маргинальность личности может показывать отношение индивида к какимлибо объектам, в частности, и к бытию вообще и может отражаться в его психике как осознанные, так и бессознательные психологические конфликты, что может провоцировать этнофункциональные рассогласования элементов в психике этого человека [6], создавая психологическую предрасположенность или уязвимость к эмоциональным и психическим расстройствам. Этнофункциональные рассогласования, в психологическом смысле, указывают на наличиеэтнической маргинальности личности. В маргинальной психике стандарты, стереотипы поведения, духовные ценности различных групп могут приходить в противоречие, проявляясь в ней в форме внутренних конфликтов, состояния тревоги, напряженности, обусловливая нарушение идентификации личности. Особая роль отводится этническим признакам, оказывающим значительное влияниена адаптивные или дезадаптивные возможности организма.Этническая маргинальность личности взаимосвязана и с гендерным поведением. Женщина более точно интуитивно оценивает ситуации и людей, зачастую она не может объяснить это словами, но просто интуитивно чувствует возможные опасности и перспективы [8].Переживание женщиной какихлибо изменений в отношениях к этническим признакам, переживание кризиса этнической идентичности, ее этническая маргинальность в целом,выражается в форме различных депрессивныхпроявлений –тревоги, страха перед будущим, социальной самоизоляции и др., являющихся признаками психической дезадаптации.Но гораздо острее психические нарушения возникают у женщин в период беременности. Эти нарушения обычно сводятся к заострению определенных черт характера. Одни женщины становятся более раздражительными, возбудимыми, иногда агрессивными; другие впечатлительными, плаксивыми, обидчивыми, требующими к себе повышенного внимания, особенно со сторонымужа. У части женщин, обладающих тревожномнительным характером, появляется тревожная сосредоточенность на беременности, страх перед возможностью выкидыша. Тревожные мысли о неожиданной гибели плода или возможных пороках его развития усугубляются при наличии хотя бы незначительных обстоятельств, отягчающих течение беременности. В таких случаях тревожные мысли становятся упорными, неотступными, нарушается сон, женщина худеет, вместо прибавки в весе. И на все вышеперечисленное накладывают влияние этнофункциональные рассогласования отношения женщины к группам этнических признаков, т.е. ее уровень этнической маргинальности, которой может создавать и резонансный психотравмирующий эффект.Этнофункциональные рассогласования отношений женщины к группам климатогеографических, расовобиологических и социокультурных этнических признаков, то есть ее этническая маргинальность, могут влиять науровеньтревожности женщины в период беременности. Низкий уровень этнической маргинальностиможет указывать наее низкуюили умереннуютревожность.Тревожный компонент характеризуются появлением внутреннего волнения, беспокойства, напряженного ожидания, отчаяния. При тревоге характерно ускорение темпа мышления, неустойчивость внимания, сужение круга ассоциаций; возникают неуверенность в принятии решений, постоянные сомнения, яркие представления возможных неприятностей. Характерны беспорядочность, хаотичность мыслей, их одноплановость и концентрация на волнующей теме. При доминирующем тревожном аффекте, хотя в легких случаях и отмечается повышенное стремление к общению с окружающими, при нарастании тревоги контакт с окружающими утрачивается, целенаправленная деятельность становится невозможной.В содержательном отношении у женщины на первый план выступает тревога относительно способности к воспроизводству потомства, социального облика и отношения к будущему.Известный авторитет в области детской психиатрии проф. В.В. Ковалев отмечал, что “неблагоприятные микросоциальные средовые влияния, действующие на ребенка в периоды наиболее интенсивного психического развития, могут через посредство природных компонентов психики оказывать патогенное воздействие на функционирование нейрофизиологических систем, а, возможно, и на их структурную основу, тормозя в большей или меньшей степени их развитие, т.е. приводя к нарушению постнатального онтогенеза высшей нервной деятельности и к психическому дизонотогенезу” [Ковалев В.В., 1995] [9].

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧА И ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЙОсобый интерес для настоящего исследования представляет одна из составляющих депрессивного аффекта–тревожность.Целью психологических исследований предусматривалосьвыявление возможных причинноследственных связей показателей тревожностиженщиныв период беременности с уровнем ее этнической маргинальности, а также степеньвлиянияизучаемых факторов на состояние нервной системы новорожденного.Общей задачей исследования являлосьопределение уровня этнической маргинальности,тревожностиженщины в период беременности, изучение состояния нервной системы новорожденного. Общая гипотеза исследования заключаласьв предположении о наличии возможной связи показателей ситуативной и личностной тревожности женщины в период беременности, как составляющей депрессивного аффекта, с ее уровнемэтнической маргинальности,что может отражаться и на состояниинервной системы новорожденного.Объектом исследования были женщины в период беременности. Исследование проводилось в процессе экспериментальнополевого изучения уровня этнической маргинальности и показателя тревожности у жительниц Московской области. Всего экспериментальным исследованием было охвачено 133 беременных, из них полное тестирование прошли 96 женщин. Состояние нервной системы новорожденного изучено по историям развития у 82 новорожденных.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИКИОпределение показателей ситуативной и личностной тревожности проводилось по шкалеСпилбергера –Ханина, относящейся к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности[10].

Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и как состояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л.Ханина (1976), которая им же была адаптирована к русскому языку. Реактивная (ситуативная) тревожность —состояние субъекта в данный момент времени, которая характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию, может быть разным по интенсивности и динамичным во времени. Очень высокая реактивная тревожность может вызывать нарушение внимания, иногда –нарушение тонкой координации.Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как содержащих угрозу, побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых не соответствует величине реальной опасности. Изначально тревожность не является негативной чертой и определенный уровень тревожности естественная и обязательная особенность активной личности.Этническая маргинальность является значимой характеристикой современного человека вследствие распространения смешанных браков, большей свободы перемены места жительства, развития информационных технологий. Психологический смысл этнической маргинальности состоит в наличии в психике человека этнофункциональных рассогласований ее элементов, что может обусловливать осознанные или бессознательные психологические конфликты.Для определения в проводимых исследованиях уровня этнической маргинальностис применениемматематических методов обработки результатов был разработан и применялся авторский этнофункциональный тест(ЭФТ), объединивший базовые компоненты методики структурированногопсихологического этнофункционального интервью доктора психологических наук, профессора А.В.Сухарева [11] и элементы методики «Ценностные ориентации»М. Рокича[12].ЭФТ составлен на двух листах. На первом и на втором листах приведены три раздела этнических признаков: климатогеографические, расовобиологические и социокультурные.Каждый раздел состоит извосьми групп. В разделе климатогеографических этнических признаков представлены такиегруппы, какклимат, ландшафт, пейзаж и другие.В разделе расовобиологическихэтнических признаков представлены такие группы, как форма лица, разрез глаз, цвет волос, цвет кожи и другие.В разделе социокультурныхэтнических признаков представлены такие группы, как вероисповедание, нравы, обычаи, искусство и другие.Били разработаныследующие правила заполненияЭФТ: На первом листе теста следовалооценить перечисленные в таблице этнические признакив каждой группепо личному к ним отношению и поставитьнапротив каждого признака по предпочтению цифру от 1 до 5. Самый предпочитаемый признак будет с цифрой 1 (первое место), наименее –с цифрой 5 (пятое место). Если трудно отдать предпочтение двум и болеепризнакам, то можнобыло оценить их одинаково. Цифры ставятся напротив каждого признака. На втором листе ЭФТэтнические признаки оценивались,как и на первом листе, но уже не по личному к ним отношению, а с точки зрения своего народа (своей нации, своего этноса).Здесь очень важно было максимально настроить женщину на абстрагирование от личной(субъективной)оценки признаков, максимально перейдя к коллективной(объективной).Второйлист заполнялся на следующий день после оформления первого листа.И если на первом листе ЭФТ отражалась личностная (субъективная) оценка (ЛО) распределения этнических признаков по степени предпочтения, то на втором листе, с определенной степенью вероятностиможно сказать, что давалась личностноколлективная оценка (ЛКО). Разница между этими оценками и условно показывалуровень этнической маргинальности женщины. Конечно,такая оценка носит больше субъективный характер, но при соответствующем подходе психолога к исследованию результаты будут более достоверными. Изучение состояния нервной системы новорожденного проводилось по историям развития новорожденных, из которых выписывался этот показатель. Для математической обработки результатовпоказатели были закодированы (таблица 1):Таблица 1Кодирование состояния нервной системы новорожденного

Нервная система новорожденногоКодРефлексы вызываются1Рефлексы оживлены2Рефлексы вызываются, нестойкие3Рефлексы избирательные, нестойкие4Рефлексы избирательные, быстро угасают5Гипорефлексия6

ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВИССЛЕДОВАНИЯДля вычисления уровня этнической маргинальности(ЭМ)применялся следующий порядок обработки результатов:По каждой iтой оценкезначимостиЭМ этнического признака, группы, раздела определяется: ЭМi= ЛОi–ЛКОi, где ЭМi

показательэтнической маргинальности для iтогозначения. Значение ЭМiберется в абсолютном значении и может колебатьсяот 0 до +20.Результаты вычисления записывалисьна первом листе напротив оценки соответствующего признака.Затем эти показателисуммировалисьпо каждой группе признаков. Суммируя полученные значениягрупп, получалиЭМ по каждому разделу этнических признаков. Эти значениямогликолебаться от 0 до 160.Полученные результаты вычислений переносились в сводную таблицу. ЭМ показывает степень рассогласования у испытуемого между "личностной" и "личностноколлективной" оценками данного признака, группы или раздела признаков, т.е. эта оценка для личности испытуемого условно обладает свойством этнической маргинальности. Оценку уровням этнической маргинальности для каждого раздела определялись эмпирическим путем:при ЛОЛКОдо 48 баллов –ЭМ низкий;при ЛОЛКОот 48 до 96 баллов –ЭМ средний;при ЛОЛКОсвыше 96 баллов –ЭМвысокий.Для определения показателей личностной и ситуативной тревожности применялся тест СпилбергераХанина. В нем женщинепредлагалосьпрочитать внимательно каждое из приведенных предложений и поставить "галочку" (V) в соответствующей графе,в зависимости от того, как оначувствует себя в данный момент. Показателиличностной и ситуативной тревожности оценивались таким образом:до 30 баллов низкая тревожность, от 31 до 45 баллов умеренная тревожность, свыше 46 баллов

высокая тревожность.Результаты проведенного исследования представлены в видедиаграмм, отражающих связь показателей беременной женщины ситуативной и личностной тревожностью с уровнемее этнической маргинальности (диаграммы №1 и №2). Диаграммы строились в программе Excelс добавлением линийтренда.

Связь показателейДиаграмма №1

01020304050607080050100150200Ситуативная тревожностьЭтническая маргинальностьСитуативная тревожность

Связь показателейДиаграмма №2

Взаимосвязи показателей состояния нервной системы новорожденного с этнической маргинальностью, ситуативной и личностной тревожностью представлены в видедиаграмм(диаграммы №3, №4и№5).

Зависимость показателей от этнической маргинальности Диаграмма №3

01020304050607080050100150200Личностная тревожностьЭтническая маргинальностьЛичностная тревожностьЛинейная (Личностная тревожность)01234562070120170ПоказателиизисторииЭтническая маргинальностьНервная система новорожденногоЛинейная (Нервная система новорожденного)

Зависимость показателей от ситуативной тревожности Диаграмма №4

Зависимость показателей от личностной тревожностиДиаграмма №5

АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Результаты исследования показали, что наибольший уровень этнической маргинальности приходился на раздел климатогеографических этнических признаков, средний –на раздел расовобиологических и самый низкий –на раздел социокультурных этнических признаков. Кроме того обращает на себя внимание тот факт, что личностная тревожность имеет тенденцию некоторого роста при повышении уровня этнической маргинальности. Несколько в меньшей степени подобная зависимость сохраняется и в отношении ситуативнойтревожности.Среди групп этнических признаков наибольшим влиянием на рост тревожности обладают такие как климат, ландшафт, водная стихия, форма лица, цвет глаз, цвет кожи, деятельность, нравы и обычаи.Значимую роль, которую оказывают климатогеографические этнические признаки на поведение, психику и даже физический облик человека отмечали многие исследователи.В частности, К.Г. Юнг [1993] пишет: “Если мысленно переместить значительную часть европейской расы на чужую землю и в другой климат, то можно ожидать, что эта группа людей, даже если не произойдет смешения с другой кровью, через несколько поколений испытает определенные изменения психического, а возможно,и физического характера” [с. 134] [13].0123456203040506070ПоказателиизисторииСитуативная тревожностьНервная система новорожденногоЛинейная (Нервная система новорожденного)0123456253545556575ПоказателиизисторииЛичностная тревожностьНервная система новорожденногоЛинейная (Нервная система новорожденного)К.П. Иванов [1985] при исследовании русского этноса в Архангельской области показал, что утрата связи русского этноса с определенными ландшафтами и способами взаимодействия с последними является одной из главных причин кризиса русской сельской культуры [13].В полученных данных обращает на себя внимание тот факт, что и личностная, и ситуативнойтревожность имеют тенденции некоторого роста при повышении уровня этнической маргинальности (графики №1 и №2).Повышение же тревожности женщины в состоянии беременности может приводить к напряжениям, беспокойствам, озабоченности, нервозности, эмоциональным и невротическим срывам и, как следствие, к психосоматическим заболеваниям. Было также зафиксировано, что с ростом уровня этнической маргинальности, ситуативнойи личностной тревожности имеется тенденция изменения состояния нервной системы новорожденного в сторону ухудшения (графики №3, №4 и №5).В большей степени влияние на состояния нервной системы новорожденного оказывает этническая маргинальность и ситуативнаятревожность (графики №3 и №4).

ВЫВОДЫДля минимизации возможных последствий негативного влияния повышенного уровня этнической маргинальностина состояние тревожности беременных женщин и, в конечном итоге, на состояние нервной системы новорожденного можно рекомендовать дополнить курсы подготовки к родам психопрофилактическими занятиями по этнофункциональной психопрофилактике.Существующие методики этнофункциональной психопрофилактикибеременных женщин акцентируют работу с этнокультурной составляющей их отношения к образам природы, с элементами мировоззрения, мироощущения и самоотношения, а также с теми переживаниями и психическими состояниями, которые составляют специфику основной симптоматикибеременных женщин с повышенным уровнем этнической маргинальности.Целью этнофункциональной психопрофилактикиявляется психокоррекцияэтнофункционального психического дизонтогенеза беременной женщины. Существенным моментом психопрофилактикиявляется восстановлениеаффективной, когнитивной и моторноповеденческой сторон процесса психической адаптации беременной женщины к системе этнических признаков.Индивидуальная этнофункциональная психопрофилактикаженщиныв период беременности собственно и направлена на создание у нее органичной и этнофункционально согласованной внутренней, прежде всего психической,среды.

Конечный результат снижения уровня этнической маргинальности, а,следовательно,личностной и ситуативнойтревожности беременной женщины,может проявиться в лучшемсостояниинервной системы новорожденного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕВ итоге проведенного исследования выявились этнические признаки, группы и разделы признаков, оказывающих превалирующеевлияние на ситуативную и личностную тревожность женщины в период беременности. В нашем исследовании было установлено, что этнофункциональныерассогласованиямогут оказывать в большей степени влияниеналичностнуютревожность, чем на ситуативную.По результатам исследования можно заключить, что гипотеза о наличии возможной связи уровня этнической маргинальности женщины (отношение к этническим признакам) в период беременностис показателями ее ситуативной и личностной тревожности, как составляющей депрессивного аффекта, доказана.Ссылки на источники1.История мировой культуры (мировых цивилизаций) под научной редакцией доктора философских наук, профессора Г. В. Драча. РостовнаДону “Феникс” 2002.2.Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного /Пер. с нем.М.: Канон, 1994.320с., С 253281.3.Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т., т. 5. М.: Педагогика, 1983. 4.Флиер А.Я. Культурогенез. Москва. 1995 г.5.МечковскаяH.Б. Язык и религия, лекции по философии и истории религий. Пособие для студентов гуманитарных вузов. –М.: Агентство "ФАИР", 1998.6.Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека —Вопросы психологии, 23.4.2002.7.Гурин С.П. Маргинальная антропология. Саратов, 20008.Перспективы метафизики. Классическая и неклассическая метафизика на рубеже веков. Под редакцией засл. деят. науки РФ, проф. Г.Л. Тульчинского и проф. М.С. Уварова. СанктПетербург –2000.9.Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме психического вырождения. СПЖ. 2003. № 18.10.Шкала тревоги СпилбергераХанина, http://psyclinic.info/index.php/testy/103shkalatrevogispilbergera, [Дата обращения 17.02.2017].11.Сухарев А. В. Этнофункциональная психология в воспитании, психотерапии и психопрофилактике. М.: Издво «ЭКО», 2004.12.Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича 1.http://medicinapediya.ru/vozrastnayapsihologiya_783/metodikatsennostnyieorientatsii39997.html, [Дата обращения 17.02.2017].13.Сухарев А.В. Психологический этнофункциональный подход кпсихическойадаптации человека. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. 2.http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskiietnofunktsionalnyipodkhodkpsikhicheskoiadaptatsiicheloveka, [Дата обращения20.01.2017].