Нужно ли воспитывать хладнокровие у студента-медика?
Выпуск:
ART 970204
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Нуйкина
М.
Р. Нужно ли воспитывать хладнокровие у студента-медика? // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 31. – С.
946–950. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970204.htm.
Аннотация. Профессиональная деятельность работников медицины предполагает повышенный риск тяжелых эмоциональных переживаний. Сложный психологический опыт может привести к серьезному эмоциональному выгоранию. Глубина эмоциональной вовлеченности специалиста-медика зависит как от индивидуальных характеристик, так и от профессионального опыта, в том числе в сфере саморефлексии. Лабильность психики снижает риск профессионального выгорания. В процессе получения медицинского образования каждый студент-медик сталкивается с потенциально травмирующими обстоятельствами. Адаптивность студента, его способность хладнокровно реагировать на критические ситуации и стресс составляют основу профессиональной психологической устойчивости.
Текст статьи
Нуйкина Маргарита Рифовна,магистр психологии, старший преподаватель, БГМУ, УфаDissertacia2013@mail.ru
Нужно ли воспитывать хладнокровие у студентамедика?
Аннотация.Профессиональная деятельность работников медицины предполагает повышенный риск тяжелых эмоциональных переживаний. Сложный психологический опыт может привести к серьезному эмоциональному выгоранию. Глубина эмоциональной вовлеченности специалистамедика зависит как от индивидуальных характеристик, так и от профессионального опыта, в том числе в сфере саморефлексии. Лабильность психики снижает риск профессионального выгорания. В процессе получения медицинского образования каждый студентмедик сталкивается с потенциально травмирующими обстоятельствами. Адаптивность студента, его способность хладнокровно реагировать на критические ситуации и стресс составляют основу профессиональной психологической устойчивости.Ключевые слова:стресс,синдромпрофессиональноговыгорания, эмоциогенные факторы, адаптивность.
Специфика профессиональной деятельности медицинского работника заключается в том, что он становится для пациента основным объектом общения приустановлении окончательного диагноза, и в дальнейшем сопровождает его все лечение. От умения медика корректно взаимодействовать с пациентом зависит дальнейшее физическое и психологическое благополучиебольного. Особая роль в становлении профессионализма студентовмедиков принадлежит психологическойподготовкена этапе обучения в высшем учебном заведении. Стоит заметить, что в современноммедицинском образовании все заметнее становится тенденция, наряду с традиционным патоцентристским подходом (борьба с болезнями), внедрять саноцентристский подход (направленность на здоровье и его обеспечение). Поэтому нахождение тех факторов, которые имеют эффект опосредованного действия (поскольку напрямую не вмешиваются в физиологические системы организма человека), но от которых зависит отношение индивида к своей болезни (что существенным образом влияет на картину ее протекания), является важной областью медицинского образования при подготовкебудущих медицинских работников.Цель статьи раскрыть содержание понятия «психологическая устойчивость» в формате вузовской подготовки будущих врачей. В основе анализа подготовки специалиста медицинского профилянаходится осознание необходимости выработки психологической устойчивости к стрессогенным факторам.Задачами являются определение и описание понятия профессионального выгорания студентовмедиков, выделение факторов, способствующих повышению их психологической устойчивости, а также анализ литературных данных, описывающихадаптивные механизмы студентовмедиков. Медицина это профессия, которая основывается на чувствах, эмоциях и переживаниях. Работа врача и медицинского персоналасвязана не только с большим физическим, но и с эмоциональным напряжением. Согласно классификации профессий Е.А Климова[1], которая лучше всегоподходит для определения влиянияличных параметровработниканапрофессиональнуюдеятельность, профессия медикаотносится к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной внутренней деятельности и самосовершенствования. Это можно объяснить высокой эмоциональной вовлеченностьюи огромнымнаборомфакторов, которые вызываютстресс [2]. Последнийвозникает при работес больными, для которых характерны болезненная требовательность, повышенная раздражительность, обидчивость и т.п. В общем подходе, медицинский работникпринимает большуючасть рабочих нагрузокв ходе предоставления лечебнопрофилактической помощи населению, что иногда ведет к нарушениям его психологического здоровья. Психологическое здоровье в данном случаерассматривается как эмоциональная устойчивость личности, ее адаптивность, самопринятие, способность к самореализации, уровень сформированностиценностных ориентаций[3]. В ряде работотечественных и зарубежных авторов особый акцент делается насоциальнопсихологические особенностипрофессиональной адаптации медицинских работников к рабочимусловиям.Хладнокровие –это одно из психологических свойств личности, которое состоит в способности адекватно реагировать на тяжелые обстоятельства. Устойчивостьпсихики и ее адаптивность основные составляющие понятия «хладнокровие»,и именно на них будет фокусироваться данная статья.В литературе описываютсякризисы профессионального становления личностимедицинского работника. Авторы условноразделяютихна нормативные, те, чточасто встречаются при переходе от одной стадии профессионализации к другой и на ненормативные, то есть вызванные случайными или неблагоприятными обстоятельствами и психотравмирующими факторами[4, 5].По характеру профессиональной деятельности медицинские работники зачастую испытывают высокую социальнопсихологическую нагрузку, одновременно решая собственные жизненные проблемы и проблемы пациентов. При этом следует учитывать спецификудеятельностимедицинских работников,ввиду которой ониподвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов рабочей среды и самого трудового процесса. Но наиболее травмирующими для личности медицинскогоработникаявляютсянегативные переживания при работе с пациентами в критическихсостояниях. В результате воздействия многочисленных объективных и субъективных эмоциогенных факторов появляетсянарастающее чувство неудовлетворенности,накопление усталости,что ведет к кризисам, истощениюи выгоранию.Эмоциональнаядезадаптацияпрофессионаловопределенного профилявследствие невыносимых эмоциональных перегрузокв англоязычной литературе трактуется как «синдром эмоционального выгорания»(СЭВ), то есть профессиональноезаболеваниелиц, работающих в системе человек человек (психологов, психиатров, медиков, учителей и др.) [6].Анализ исследований эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп показал, что ему подверженычаще представители профессий типа «субъект субъект»,к которым относится и профессия медицинского работника [7]. Понятие "профессионального выгорания" медицинских работников давно известный синдром, лечением и профилактикой которого занимаются врачи и психологи. Из статистических данных Международной организации труда (МОТ) 19832010 годовследует, что при условии возникновения профессионального стресса,профессия медицинского работникаотносится к числу профессий высокого риска. Исследователи данногостресса у медицинского персоналав Англии, Швеции и США, изучая влияние эмоционального перенапряжения в процессе работы и уровень влияния стресса на показатели психосоматического здоровья, приходятк выводу, что практически 50% работающих медицинских работниковподвергаются воздействию хронического стресса на работе[8]. В данных исследованиях подчеркивается связь между психосоматической реакцией медиковна стресс в рамках профессиональной деятельности и условиями труда.Важно отметить, что признаки синдрома эмоционального выгорания одинаково могут возникатькак у работников стационаров(30%), так и у персонала, работающегов отделении неотложной помощи (30%) [9]. "Сгорают" как правило, медикине безразличныек своей работе, и не те, кто в профессиональной деятельности реализуют модус социальных достижений или владения, а, наоборот, профессионалы, для которых деятельность значима, сознательно выбрана и предполагает известное эмоциональное отношение, ориентацию на других людей, то есть реализуют модус служения.Особое внимание уделяется студентам медицинской сферы. По данным Американской Медицинской Ассоциации, студентымедики сталкиваются с эмоциональным выгоранием гораздо чаще студентов других профессий. Частота стрессообусловленныхдепрессий и СЭВ среди студентов медицинских вузов Голландии, Англии достигает 2026% [10]. Данные, касающиеся медицинских вузов России, очень ограничены.Следует отметить, что тяжесть СЭВ сильно зависит от личных качеств студента.Так, показано, что у девушек с высокой лабильностью и тревогой данный синдромразвивается очень быстро,уже на первом курсе,и проявляется апатией, депрессивными эпизодами, вплоть до попыток суицида. Юноши,склонныек развитию СЭВ, чаще интроверты, импульсивные, эгоцентричные, с выраженной соматизацией избыточными вегетативными реакциями на стрессоры, конфликтным поведением с выраженной агрессией, гневом [11].Наиболее эмоционально выраженныепотрясения студенты ВУЗов переживают на втором и третьем курсах обучения. Это связано с психологическими проблемами, которые могут возникать во время практических занятий в лечебных учреждениях. То есть во время практической деятельности, когда нельзя произвольно абстрагироваться от тех или иных компонентов ситуации, с которой имеет дело субъект [12]. А именно при прямом контакте с критическими состояниями больных: со страданиями, болью, процессом умирания и смерти.Студент начинает выполнять практические задания, входить в прямой контакт с больными людьми и медицинским персоналом. Важно, что некотораястепень адаптации является естественной, как для медицинского работника, так и студентамедика. В начале профессиональной деятельности эмоциональное восприятие страданий другого человека обычнонезначительно, а порой и довольно сильнопритупляется. К примеру, студентымедики после нескольких часов, проведенных в "анатомичке", справляютсяс психическимипотрясениямии приступают к деловому изучению анатомии[12].К психологическим стресс факторам, которые способны влиять на личность студента, относятся контакты с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, ответственность за жизнь и здоровье других людей, производственная среда с новыми факторами социального риска (преступность, наркомания, бездомность и др.).В результате таких практических занятий могут возникать негативные переживания, которые способны влиять на личность молодого человека и его профессиональное самоопределение.Большая часть студентов на момент прохождения практических занятий уже имеет более или менее сложившеесяпрофессиональноесамоопределение. Но, как показывают собственные наблюдения, определенный процент студентов меняет свое профессиональное отношение и в дальнейшем выбирает другую профессию. Если проанализировать причины, то можно выделить несколько.Неожиданные переживания студента могут быть вызваныусловиями, в которых приходится работать медицинскому персоналу. Вследствие созерцания человеческих страданий и условий медицинской помощи умногих студентовразрушаются прежние представления о данной профессии. Особенно это характерно для студентов, имеющих низкий уровень поддержки извне и самоконтроля над своей жизнью.Еще один из важных факторов современной медицинской помощи, который способен негативно повлиять на студента взаимоотношения между медицинским персоналом и пациентом. Иногда во время практики студенты могут наблюдать этические нарушения со стороны врачей или сестер, причиной которых является профессиональное выгорание, нервные расстройства или просто недовольство материальным положением. К сожалению, на сегодня недостаточность финансирования медицины привела к снижению уровня сопереживаниямедицинского персонала, что влияет на весь лечебный процесс. И если студент становится свидетелем такогоинцидента, который не соответствует этическим нормам медицинского работника, то это может изменить его представления о специалисте и привести к сильной внутренней борьбе.Наибольшеепсихоэмоциональное напряжение вызывают взаимоотношения с пациентами,которыеиспытывают боль, которые боятся врачебного вмешательства, встревоженными и напряженными, иногда агрессивно настроенными, недоверчивыми, а также их родственниками.При уходе за больным человеком медработник, как правило, надеется, что он выздоровеет или, по крайней мере, состояние здоровья пациента в результате лечения и ухода улучшится. Надежда на благоприятный исход заболевания и видимое улучшение состояния здоровья больного человека даютмедработнику дополнительные силы и наполняют смыслом его труд. Однако не всегда, ухаживая за пациентом, можно надеяться, что он выздоровеет и вернется к обычному образу жизни. Не всегда происходитвыздоровление или улучшение здоровья. Времяиусилия оказываются тщетными.Бывают ситуации, которые заканчиваются инвалидностью, когда пациент выходит из болезни с тем или иным дефектом, что приводит его в отчаяние, иногда вызывает у него необоснованную обидуна медицинских работников. Больной может оказаться неблагодарным и неправым. А могут быть ситуации, которые заканчиваются смертью пациента, и тогда медицинскийработниксталкивается с оскорблением со стороны родственников и близких умершего человека.Студент, который проходит практику, также может стать свидетелем и участником одного из таких процессов и воспринять проблемы пациентов как личностные. Учитывая молодой возраст и неподготовленность к стрессовым переживаниям, к этому могут присоединиться собственные проблемы, которых в современной жизни студента множество, это выливается в чрезмерную утомляемость и вскоре проявляется в специфическом состоянии.Медицинские работники постоянно видят людей, которые сталкиваются со страданием, поэтому вынуждены строить своеобразный барьер психологической защиты от больного, выявлять меньше эмпатии, иначе им грозит эмоциональное перегорание и даже невротические срывы, то есть им необходимо определеннаястепень эмоциональной устойчивости, но они должны сохранять те качества, которые делают человека не просто хорошим профессионалом, но и оставляют человеком: способность к сопереживанию,уважение к другому человеку, соблюдение норм профессиональной этики[13]. Соединить все указанное без посторонней помощи оказывается слишком трудно для большинства студентов, требует пересмотра учебного процесса с целью включения в программы дисциплин психологической профилактики негативных переживаний.В результате выполнения профессиональных навыков под влиянием
стрессогенных ситуацийстудентом переживаются негативные эмоции, которые влияют на профессиональное самоопределение и личность в целом [14].В результате, студенты каждой категории на этапе окончания обучения могут разделиться на несколько групп в зависимости от дальнейших профессиональных планов:
Трудоустройство в качестве медицинскогоработника;
Продолжение обучения в медицинском университете;
Смена профессии.Социальнопсихологические факторы адаптивного поведения студентовмедиков в процессеих профессиональной подготовки делятся на внутриличностные: адаптивность,нервнопсихическая устойчивость, моральная нормативность, уровень тревожности, система ценностных ориентаций, мотивация к получению необходимых знаний инавыков медицинской профессии, направленность личности, интернальность, самопринятие, адекватная самооценка, коммуникативные способности и внешние (социальные): положительный социометрический статус личности в группе, коммуникативная компетентность и конструктивность стратегий поведения, направленных на поиск компромисса, адаптивнаяобразовательная среда высшего медицинского учебного заведения в целом. Адаптация студентов высших учебных заведений учебной деятельности под влиянием общественных изменений происходит с трудом и требует осознания личностью собственного поведения при принятии решений. Психологические исследования эмоционального комфорта, состояния тревоги, настроения, готовности к деятельности, мотивации, личностной направленности и напряженности содержат важный материал для анализа эмоциональной регуляции поведения и деятельности в ситуации адаптации, в том числе отечественных студентов. Феномен дезадаптациив научной литературе рассматривается как нарушение процесса адаптации [16], а дезадаптированость как показатель нарушения свойств личности, как следствие неприспособленности к удовлетворению своих потребностей без конфликта с самим собой и близким окружением. Используя понятие «дезадаптация» и «дезадаптированность», ученые отмечают, что такое психическое состояние личности лишенотех положительных особенностей, которые свойственны состояниюее адаптации.Адаптивность значительно повышает шансы студентамедика на сопротивление стрессогенным факторам, и улучшает его профессиональные качества.В целом можно сказать, что повышение адаптивности, частным проявлением которого является наличиеу студентамедика хладнокровия в критических или стрессовых ситуациях,улучшает его уровень профессиональной подготовки.Таким образом, в результате анализа литературыможно уверенно сказать, что эмоциональное выгорание во время профессиональной подготовкистудентовмедиковимеет очень большое значение, так как оно может оказыватьнегативное влияние на личность студента и дальнейшую профессиональную деятельность.Влияние на формирование и развитие личности, зависимость социальнопсихологической адаптации от групповых норм и процессов имеет групповой характер, что должно быть учтено при построении программы оптимизации адаптивного поведения студентовмедиков. Активная личностная позиция, осознание социального статуса, адекватная ролевое поведение, соответствие нормам группы, использованиеадаптивных стратегий поведения выступают важными составляющимипрофессиональной компетентности будущего врача.Адаптивное поведение студентовмедиков это поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям профильного высшего учебного заведения. Онозаключается в целенаправленной последовательности социальных действий и поступков студента для получения профессии и реализации стратегических жизненных целей. Это приводит к качественнойадаптациив типичных проблемных ситуациях без нежелательных изменений структуры личности студентамедика и одновременно без нарушения норм той социальной группы, в которой происходит адаптация.Повышение хладнокровности студентамедика, как частный случай проявления адаптивности, приводит к повышению его профессиональных качеств и снижению вероятности психологического выгорания.
Ссылки на источники1.Иванова Е. М. Субъектнодеятельностнаяконцепция профессионального труда Е. А. Климова и её научнопрактическая ценность. М: Вестник Московского университета Серия 14 ПСИХОЛОГИЯ 2010, № 2 С. 1523.2.Гуреева И. Л. Качество жизни и «эмоциональное выгорание» у медицинских работников// Ананьевские чтения –2005. Материалы научнопрактической конференции. СПб., 2005. С. 304–306.3.Фельдман И. Л. Особенности профессионального становления студентамедика // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. №1 С.404412.4.Уколова Е.М., Кудрявая Н.В. Образ человека в сознании врача // Психология и педагогика в высшем медицинском образовании. Вып.к 3. М.: Издво МГМСУ, 2007. С. 2136.5.Хохлов Р.А., Минаков Э.В., Фурменко Г.И., Ахмеджанов Н.М. Влияние синдрома эмоционального выгорания на стереотипы врачебной практики и клиническую инертность // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. —2009. —№ 1. —С. 1222.6.Пчелина И.В., Дьяченко В.Г. Профессиональная ориентация в подготовке врачей (учебнометодическое пособие). Хабаровск: Издательский центр ДВГМУ, 2004. –145 с.7.Муфтахова Ф. С., Изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания и поведение преодоления в стрессовых ситуациях // Вестник Башкирского университета. 2009.Т. 14, N 1.С. 290293.8.Lindblom К. M. Burnout in the working population: relations to psychosocial work factor / К. M. Lindblom, S. J. Linton, C. Fedeli, I.L. Bryngelsson // Int. J. Behav. Med. 2006. Vol. 13, N l.P. 5159.9.Винокур В. А. Профессиональное «выгорание» и состояние здоровья медицинских работников / В. А. Винокур // Новые СПб. врачебные ведомости. 2008. № 1. С. 8292.10.Полякова О. Б., Burnout гореть или выгорать // Мир образования образование в мире. 2010.N 2 (38).С. 148158.11.Королева Е. Г., Шустер Э. Е. Синдром эмоционального выгорания // Журнал ГрГМУ. 2007. №3 (19)С.108111.12.Таткина Елена Геннадьевна Синдром эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования // Вестник ТГПУ. 2009. №11 С.131134.13.Фельдман Инесса Леонидовна Особенности развития личностного и профессионального самопознания у студентов будущих врачей // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. №2 С.205215.14.Жданова Н. Е. Исследование ценностных ориентаций студентов в условиях профессиональнообразовательного пространства вуза // Образование и наука. 2014. №7 (116) С.7586.15.Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б. Педагогика в медицине / под ред. Н.В. Кудрявой. М.: Медицина, 2006. 320 с.16.Курилкин Д. Е. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников // БМИК. 2013. №2 С.456.
Нужно ли воспитывать хладнокровие у студентамедика?
Аннотация.Профессиональная деятельность работников медицины предполагает повышенный риск тяжелых эмоциональных переживаний. Сложный психологический опыт может привести к серьезному эмоциональному выгоранию. Глубина эмоциональной вовлеченности специалистамедика зависит как от индивидуальных характеристик, так и от профессионального опыта, в том числе в сфере саморефлексии. Лабильность психики снижает риск профессионального выгорания. В процессе получения медицинского образования каждый студентмедик сталкивается с потенциально травмирующими обстоятельствами. Адаптивность студента, его способность хладнокровно реагировать на критические ситуации и стресс составляют основу профессиональной психологической устойчивости.Ключевые слова:стресс,синдромпрофессиональноговыгорания, эмоциогенные факторы, адаптивность.
Специфика профессиональной деятельности медицинского работника заключается в том, что он становится для пациента основным объектом общения приустановлении окончательного диагноза, и в дальнейшем сопровождает его все лечение. От умения медика корректно взаимодействовать с пациентом зависит дальнейшее физическое и психологическое благополучиебольного. Особая роль в становлении профессионализма студентовмедиков принадлежит психологическойподготовкена этапе обучения в высшем учебном заведении. Стоит заметить, что в современноммедицинском образовании все заметнее становится тенденция, наряду с традиционным патоцентристским подходом (борьба с болезнями), внедрять саноцентристский подход (направленность на здоровье и его обеспечение). Поэтому нахождение тех факторов, которые имеют эффект опосредованного действия (поскольку напрямую не вмешиваются в физиологические системы организма человека), но от которых зависит отношение индивида к своей болезни (что существенным образом влияет на картину ее протекания), является важной областью медицинского образования при подготовкебудущих медицинских работников.Цель статьи раскрыть содержание понятия «психологическая устойчивость» в формате вузовской подготовки будущих врачей. В основе анализа подготовки специалиста медицинского профилянаходится осознание необходимости выработки психологической устойчивости к стрессогенным факторам.Задачами являются определение и описание понятия профессионального выгорания студентовмедиков, выделение факторов, способствующих повышению их психологической устойчивости, а также анализ литературных данных, описывающихадаптивные механизмы студентовмедиков. Медицина это профессия, которая основывается на чувствах, эмоциях и переживаниях. Работа врача и медицинского персоналасвязана не только с большим физическим, но и с эмоциональным напряжением. Согласно классификации профессий Е.А Климова[1], которая лучше всегоподходит для определения влиянияличных параметровработниканапрофессиональнуюдеятельность, профессия медикаотносится к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной внутренней деятельности и самосовершенствования. Это можно объяснить высокой эмоциональной вовлеченностьюи огромнымнаборомфакторов, которые вызываютстресс [2]. Последнийвозникает при работес больными, для которых характерны болезненная требовательность, повышенная раздражительность, обидчивость и т.п. В общем подходе, медицинский работникпринимает большуючасть рабочих нагрузокв ходе предоставления лечебнопрофилактической помощи населению, что иногда ведет к нарушениям его психологического здоровья. Психологическое здоровье в данном случаерассматривается как эмоциональная устойчивость личности, ее адаптивность, самопринятие, способность к самореализации, уровень сформированностиценностных ориентаций[3]. В ряде работотечественных и зарубежных авторов особый акцент делается насоциальнопсихологические особенностипрофессиональной адаптации медицинских работников к рабочимусловиям.Хладнокровие –это одно из психологических свойств личности, которое состоит в способности адекватно реагировать на тяжелые обстоятельства. Устойчивостьпсихики и ее адаптивность основные составляющие понятия «хладнокровие»,и именно на них будет фокусироваться данная статья.В литературе описываютсякризисы профессионального становления личностимедицинского работника. Авторы условноразделяютихна нормативные, те, чточасто встречаются при переходе от одной стадии профессионализации к другой и на ненормативные, то есть вызванные случайными или неблагоприятными обстоятельствами и психотравмирующими факторами[4, 5].По характеру профессиональной деятельности медицинские работники зачастую испытывают высокую социальнопсихологическую нагрузку, одновременно решая собственные жизненные проблемы и проблемы пациентов. При этом следует учитывать спецификудеятельностимедицинских работников,ввиду которой ониподвергаются воздействию различных неблагоприятных факторов рабочей среды и самого трудового процесса. Но наиболее травмирующими для личности медицинскогоработникаявляютсянегативные переживания при работе с пациентами в критическихсостояниях. В результате воздействия многочисленных объективных и субъективных эмоциогенных факторов появляетсянарастающее чувство неудовлетворенности,накопление усталости,что ведет к кризисам, истощениюи выгоранию.Эмоциональнаядезадаптацияпрофессионаловопределенного профилявследствие невыносимых эмоциональных перегрузокв англоязычной литературе трактуется как «синдром эмоционального выгорания»(СЭВ), то есть профессиональноезаболеваниелиц, работающих в системе человек человек (психологов, психиатров, медиков, учителей и др.) [6].Анализ исследований эмоционального выгорания у представителей различных профессиональных групп показал, что ему подверженычаще представители профессий типа «субъект субъект»,к которым относится и профессия медицинского работника [7]. Понятие "профессионального выгорания" медицинских работников давно известный синдром, лечением и профилактикой которого занимаются врачи и психологи. Из статистических данных Международной организации труда (МОТ) 19832010 годовследует, что при условии возникновения профессионального стресса,профессия медицинского работникаотносится к числу профессий высокого риска. Исследователи данногостресса у медицинского персоналав Англии, Швеции и США, изучая влияние эмоционального перенапряжения в процессе работы и уровень влияния стресса на показатели психосоматического здоровья, приходятк выводу, что практически 50% работающих медицинских работниковподвергаются воздействию хронического стресса на работе[8]. В данных исследованиях подчеркивается связь между психосоматической реакцией медиковна стресс в рамках профессиональной деятельности и условиями труда.Важно отметить, что признаки синдрома эмоционального выгорания одинаково могут возникатькак у работников стационаров(30%), так и у персонала, работающегов отделении неотложной помощи (30%) [9]. "Сгорают" как правило, медикине безразличныек своей работе, и не те, кто в профессиональной деятельности реализуют модус социальных достижений или владения, а, наоборот, профессионалы, для которых деятельность значима, сознательно выбрана и предполагает известное эмоциональное отношение, ориентацию на других людей, то есть реализуют модус служения.Особое внимание уделяется студентам медицинской сферы. По данным Американской Медицинской Ассоциации, студентымедики сталкиваются с эмоциональным выгоранием гораздо чаще студентов других профессий. Частота стрессообусловленныхдепрессий и СЭВ среди студентов медицинских вузов Голландии, Англии достигает 2026% [10]. Данные, касающиеся медицинских вузов России, очень ограничены.Следует отметить, что тяжесть СЭВ сильно зависит от личных качеств студента.Так, показано, что у девушек с высокой лабильностью и тревогой данный синдромразвивается очень быстро,уже на первом курсе,и проявляется апатией, депрессивными эпизодами, вплоть до попыток суицида. Юноши,склонныек развитию СЭВ, чаще интроверты, импульсивные, эгоцентричные, с выраженной соматизацией избыточными вегетативными реакциями на стрессоры, конфликтным поведением с выраженной агрессией, гневом [11].Наиболее эмоционально выраженныепотрясения студенты ВУЗов переживают на втором и третьем курсах обучения. Это связано с психологическими проблемами, которые могут возникать во время практических занятий в лечебных учреждениях. То есть во время практической деятельности, когда нельзя произвольно абстрагироваться от тех или иных компонентов ситуации, с которой имеет дело субъект [12]. А именно при прямом контакте с критическими состояниями больных: со страданиями, болью, процессом умирания и смерти.Студент начинает выполнять практические задания, входить в прямой контакт с больными людьми и медицинским персоналом. Важно, что некотораястепень адаптации является естественной, как для медицинского работника, так и студентамедика. В начале профессиональной деятельности эмоциональное восприятие страданий другого человека обычнонезначительно, а порой и довольно сильнопритупляется. К примеру, студентымедики после нескольких часов, проведенных в "анатомичке", справляютсяс психическимипотрясениямии приступают к деловому изучению анатомии[12].К психологическим стресс факторам, которые способны влиять на личность студента, относятся контакты с больными людьми и их родственниками, постоянное соприкосновение с чужими проблемами и чужой болью, с негативными эмоциями, ответственность за жизнь и здоровье других людей, производственная среда с новыми факторами социального риска (преступность, наркомания, бездомность и др.).В результате таких практических занятий могут возникать негативные переживания, которые способны влиять на личность молодого человека и его профессиональное самоопределение.Большая часть студентов на момент прохождения практических занятий уже имеет более или менее сложившеесяпрофессиональноесамоопределение. Но, как показывают собственные наблюдения, определенный процент студентов меняет свое профессиональное отношение и в дальнейшем выбирает другую профессию. Если проанализировать причины, то можно выделить несколько.Неожиданные переживания студента могут быть вызваныусловиями, в которых приходится работать медицинскому персоналу. Вследствие созерцания человеческих страданий и условий медицинской помощи умногих студентовразрушаются прежние представления о данной профессии. Особенно это характерно для студентов, имеющих низкий уровень поддержки извне и самоконтроля над своей жизнью.Еще один из важных факторов современной медицинской помощи, который способен негативно повлиять на студента взаимоотношения между медицинским персоналом и пациентом. Иногда во время практики студенты могут наблюдать этические нарушения со стороны врачей или сестер, причиной которых является профессиональное выгорание, нервные расстройства или просто недовольство материальным положением. К сожалению, на сегодня недостаточность финансирования медицины привела к снижению уровня сопереживаниямедицинского персонала, что влияет на весь лечебный процесс. И если студент становится свидетелем такогоинцидента, который не соответствует этическим нормам медицинского работника, то это может изменить его представления о специалисте и привести к сильной внутренней борьбе.Наибольшеепсихоэмоциональное напряжение вызывают взаимоотношения с пациентами,которыеиспытывают боль, которые боятся врачебного вмешательства, встревоженными и напряженными, иногда агрессивно настроенными, недоверчивыми, а также их родственниками.При уходе за больным человеком медработник, как правило, надеется, что он выздоровеет или, по крайней мере, состояние здоровья пациента в результате лечения и ухода улучшится. Надежда на благоприятный исход заболевания и видимое улучшение состояния здоровья больного человека даютмедработнику дополнительные силы и наполняют смыслом его труд. Однако не всегда, ухаживая за пациентом, можно надеяться, что он выздоровеет и вернется к обычному образу жизни. Не всегда происходитвыздоровление или улучшение здоровья. Времяиусилия оказываются тщетными.Бывают ситуации, которые заканчиваются инвалидностью, когда пациент выходит из болезни с тем или иным дефектом, что приводит его в отчаяние, иногда вызывает у него необоснованную обидуна медицинских работников. Больной может оказаться неблагодарным и неправым. А могут быть ситуации, которые заканчиваются смертью пациента, и тогда медицинскийработниксталкивается с оскорблением со стороны родственников и близких умершего человека.Студент, который проходит практику, также может стать свидетелем и участником одного из таких процессов и воспринять проблемы пациентов как личностные. Учитывая молодой возраст и неподготовленность к стрессовым переживаниям, к этому могут присоединиться собственные проблемы, которых в современной жизни студента множество, это выливается в чрезмерную утомляемость и вскоре проявляется в специфическом состоянии.Медицинские работники постоянно видят людей, которые сталкиваются со страданием, поэтому вынуждены строить своеобразный барьер психологической защиты от больного, выявлять меньше эмпатии, иначе им грозит эмоциональное перегорание и даже невротические срывы, то есть им необходимо определеннаястепень эмоциональной устойчивости, но они должны сохранять те качества, которые делают человека не просто хорошим профессионалом, но и оставляют человеком: способность к сопереживанию,уважение к другому человеку, соблюдение норм профессиональной этики[13]. Соединить все указанное без посторонней помощи оказывается слишком трудно для большинства студентов, требует пересмотра учебного процесса с целью включения в программы дисциплин психологической профилактики негативных переживаний.В результате выполнения профессиональных навыков под влиянием
стрессогенных ситуацийстудентом переживаются негативные эмоции, которые влияют на профессиональное самоопределение и личность в целом [14].В результате, студенты каждой категории на этапе окончания обучения могут разделиться на несколько групп в зависимости от дальнейших профессиональных планов:
Трудоустройство в качестве медицинскогоработника;
Продолжение обучения в медицинском университете;
Смена профессии.Социальнопсихологические факторы адаптивного поведения студентовмедиков в процессеих профессиональной подготовки делятся на внутриличностные: адаптивность,нервнопсихическая устойчивость, моральная нормативность, уровень тревожности, система ценностных ориентаций, мотивация к получению необходимых знаний инавыков медицинской профессии, направленность личности, интернальность, самопринятие, адекватная самооценка, коммуникативные способности и внешние (социальные): положительный социометрический статус личности в группе, коммуникативная компетентность и конструктивность стратегий поведения, направленных на поиск компромисса, адаптивнаяобразовательная среда высшего медицинского учебного заведения в целом. Адаптация студентов высших учебных заведений учебной деятельности под влиянием общественных изменений происходит с трудом и требует осознания личностью собственного поведения при принятии решений. Психологические исследования эмоционального комфорта, состояния тревоги, настроения, готовности к деятельности, мотивации, личностной направленности и напряженности содержат важный материал для анализа эмоциональной регуляции поведения и деятельности в ситуации адаптации, в том числе отечественных студентов. Феномен дезадаптациив научной литературе рассматривается как нарушение процесса адаптации [16], а дезадаптированость как показатель нарушения свойств личности, как следствие неприспособленности к удовлетворению своих потребностей без конфликта с самим собой и близким окружением. Используя понятие «дезадаптация» и «дезадаптированность», ученые отмечают, что такое психическое состояние личности лишенотех положительных особенностей, которые свойственны состояниюее адаптации.Адаптивность значительно повышает шансы студентамедика на сопротивление стрессогенным факторам, и улучшает его профессиональные качества.В целом можно сказать, что повышение адаптивности, частным проявлением которого является наличиеу студентамедика хладнокровия в критических или стрессовых ситуациях,улучшает его уровень профессиональной подготовки.Таким образом, в результате анализа литературыможно уверенно сказать, что эмоциональное выгорание во время профессиональной подготовкистудентовмедиковимеет очень большое значение, так как оно может оказыватьнегативное влияние на личность студента и дальнейшую профессиональную деятельность.Влияние на формирование и развитие личности, зависимость социальнопсихологической адаптации от групповых норм и процессов имеет групповой характер, что должно быть учтено при построении программы оптимизации адаптивного поведения студентовмедиков. Активная личностная позиция, осознание социального статуса, адекватная ролевое поведение, соответствие нормам группы, использованиеадаптивных стратегий поведения выступают важными составляющимипрофессиональной компетентности будущего врача.Адаптивное поведение студентовмедиков это поведение, связанное с необходимостью приспосабливаться к объективным условиям профильного высшего учебного заведения. Онозаключается в целенаправленной последовательности социальных действий и поступков студента для получения профессии и реализации стратегических жизненных целей. Это приводит к качественнойадаптациив типичных проблемных ситуациях без нежелательных изменений структуры личности студентамедика и одновременно без нарушения норм той социальной группы, в которой происходит адаптация.Повышение хладнокровности студентамедика, как частный случай проявления адаптивности, приводит к повышению его профессиональных качеств и снижению вероятности психологического выгорания.
Ссылки на источники1.Иванова Е. М. Субъектнодеятельностнаяконцепция профессионального труда Е. А. Климова и её научнопрактическая ценность. М: Вестник Московского университета Серия 14 ПСИХОЛОГИЯ 2010, № 2 С. 1523.2.Гуреева И. Л. Качество жизни и «эмоциональное выгорание» у медицинских работников// Ананьевские чтения –2005. Материалы научнопрактической конференции. СПб., 2005. С. 304–306.3.Фельдман И. Л. Особенности профессионального становления студентамедика // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2011. №1 С.404412.4.Уколова Е.М., Кудрявая Н.В. Образ человека в сознании врача // Психология и педагогика в высшем медицинском образовании. Вып.к 3. М.: Издво МГМСУ, 2007. С. 2136.5.Хохлов Р.А., Минаков Э.В., Фурменко Г.И., Ахмеджанов Н.М. Влияние синдрома эмоционального выгорания на стереотипы врачебной практики и клиническую инертность // Рациональная фармакотерапия в кардиологии. —2009. —№ 1. —С. 1222.6.Пчелина И.В., Дьяченко В.Г. Профессиональная ориентация в подготовке врачей (учебнометодическое пособие). Хабаровск: Издательский центр ДВГМУ, 2004. –145 с.7.Муфтахова Ф. С., Изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания и поведение преодоления в стрессовых ситуациях // Вестник Башкирского университета. 2009.Т. 14, N 1.С. 290293.8.Lindblom К. M. Burnout in the working population: relations to psychosocial work factor / К. M. Lindblom, S. J. Linton, C. Fedeli, I.L. Bryngelsson // Int. J. Behav. Med. 2006. Vol. 13, N l.P. 5159.9.Винокур В. А. Профессиональное «выгорание» и состояние здоровья медицинских работников / В. А. Винокур // Новые СПб. врачебные ведомости. 2008. № 1. С. 8292.10.Полякова О. Б., Burnout гореть или выгорать // Мир образования образование в мире. 2010.N 2 (38).С. 148158.11.Королева Е. Г., Шустер Э. Е. Синдром эмоционального выгорания // Журнал ГрГМУ. 2007. №3 (19)С.108111.12.Таткина Елена Геннадьевна Синдром эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования // Вестник ТГПУ. 2009. №11 С.131134.13.Фельдман Инесса Леонидовна Особенности развития личностного и профессионального самопознания у студентов будущих врачей // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. 2014. №2 С.205215.14.Жданова Н. Е. Исследование ценностных ориентаций студентов в условиях профессиональнообразовательного пространства вуза // Образование и наука. 2014. №7 (116) С.7586.15.Кудрявая Н.В., Уколова Е.М., Смирнова Н.Б. Педагогика в медицине / под ред. Н.В. Кудрявой. М.: Медицина, 2006. 320 с.16.Курилкин Д. Е. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников // БМИК. 2013. №2 С.456.