Построение эффективной модели управления стрессом в образовательном процессе у преподавателей вузов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Романова Е. В., Пронина Н. А. Построение эффективной модели управления стрессом в образовательном процессе у преподавателей вузов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2021. – № 4 (апрель). – С. 58–74. – URL: http://e-koncept.ru/2021/211022.htm.
Аннотация. Стресс является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Он рассматривается не только как социальная, но и как организационная проблема, которая может влиять на все сферы жизнедеятельности человека. Актуальность обращения к проблеме управления стрессом в педагогической деятельности обусловливается рядом противоречий как между научно-теоретической разработанностью проблемы управления стрессом и существующим практико-техническим обеспечением данного явления в среде педвуза, так и между уровнем текущего стресса у сотрудников академической среды и недостаточной осведомленностью о способах управления им. Целью данной статьи является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности модели управления стрессом в педагогической деятельности. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (эксперимент), методы математической статистики (для оценки достоверности различий между выборками использовался G-критерий знаков, t-критерий Стьюдента; для выявления связей между данными применялся корреляционный анализ). Управление стрессом в академической среде педвуза предполагает единство трех критериев: личностных особенностей (повышение жизнестойкости, отсутствие саморазрушающих свойств личности); профессионально значимых мотивационно-ценностных ориентаций личности (формирование положительной мотивации, наиболее выраженного у большинства сотрудников типа организационной культуры); сопряженных с профессиональной деятельностью свойств и состояний (повышение удовлетворенностью работой, повышение уровня работоспособности, работа над отсутствием аддикций к экстренным ситуациям, уменьшение текущего уровня стресса, изменение индивидуальной картины стрессовых факторов). Основными факторами управления стрессом в педагогической деятельности являются стимулирование педагогов к изучению специфики стресса, развитие личной ответственности каждого работника за свою стрессоустойчивость, повышение внешней положительной мотивации, удовлетворенности работой, проведение релаксационных занятий. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении, дополнении и систематизации научных представлений об управлении стрессом в педагогической деятельности; выявлении и описании факторов стресса в академической среде вуза. Практическая значимость состоит в обосновании критериев и показателей управления стрессом в академической среде вуза, которые нашли отражение в структурно-содержательной модели управления стрессом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.