Микроквалификации как эффективный компонент реализации профессиональной подготовки студентов технических специальностей
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ермакова
Ю.
Д., Капустина
Л.
В., Ермаков
А.
К.
Микроквалификации как эффективный компонент реализации профессиональной подготовки студентов технических специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2024. – № 12 (декабрь). – С.
325–336. – URL:
http://e-koncept.ru/2024/241218.htm.
Аннотация. Актуальность данного исследования обусловлена запросом общества на сотрудничество вузов и бизнеса, что приводит к существенным изменениям в системе высшего образования в свете последних геополитических, социальных и экономических предпосылок. Однако при этом необходимо сохранить преемственность ключевых элементов высшей школы, которые оцениваются академическим сообществом как первостепенные в ходе формирования устойчивого интереса студентов. Целью данного исследования является изучение возможности эффективного использования микроквалификаций в системе традиционного высшего образования. В связи с этим задачный ряд включает: описание возможных путей сотрудничества вузов и бизнеса; изучение микроквалификаций как одной из перспективных точек соприкосновения университета и бизнеса; выявление основных предпосылок, которые влияют на существующую парадигму высшего образования. В ходе нашего исследования были использованы теоретические методы (сравнительный анализ, анализ литературы, причинно-следственный анализ, прогнозирование), а также эмпирические (анкетирование, обработка данных) на базе Приволжского государственного университета путей сообщения и Самарского государственного технического университета. Признаки, выявленные в ходе исследования, указывают на происходящую постепенную эволюцию профессиональной подготовки. Это находит отражение в портфолио студентов, в конфигурации системы высшего образования и в педагогических методологиях. В связи с этим адаптивность и персонализация образования реализуются через «микроквалификации» (micro-credentials), которые внедряются с учетом уникальных потребностей и предпочтений студентов, что позволяет накапливать опыт в нескольких направлениях подготовки и формировать более гибкое сочетание компетентностей, исходя из потребностей рынка труда. Такой деятельностный подход позволяет стратегически подбирать микроквалификации, которые дополняют друг друга. Теоретическая значимость исследования заключается в углублении знаний по проблеме поиска точек соприкосновения традиционной системы преподавания в вузах и актуализации нововведений, определяющих концептуальные преобразования высшего образования. Практическая значимость исследования лежит в плоскости использования полученных данных в рабочих программах университетов как одного из основных компонентов образовательной программы, определяющей общую структуру дисциплины, адаптируя их под реальные потребности бизнеса. Научная новизна исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют сделать вывод о возможности расширить формат преподавания в вузах, внедряя микроквалификации, сохранив при этом необходимый академизм и фундаментальность.
Ключевые слова:
проектная деятельность, цифровизация образования, преемственность образовательных стратегий, микроквалификации