Анализ правовых аспектов запрета использования средств связи в обучении
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Агеева
Г.
Е., Кудряшова
Е.
Ю.
Анализ правовых аспектов запрета использования средств связи в обучении // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 3 (март). – С.
49–66. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251037.htm.
Аннотация. Актуальность темы настоящего исследования предопределена в первую очередь не так давно случившимся реформированием современной системы школьного образования в виде установления запрета использования различных электронных средств связи в обучении и нуждающимся в общетеоретическом осмыслении. Проблема цифровизации современной системы образования обсуждается научным сообществом уже достаточно давно: подчеркиваются достоинства, обсуждаются риски, выдвигаются предложения. Идеи о необходимости запрета использования мобильных телефонов высказывались также продолжительное время. Однако для установления подобного императивного ограничения требуется не только детальная проработка регулирования, но и предложение процедур внедрения. Цель работы заключается в проведении комплексного анализа законодательных положений вкупе со складывающимся пониманием как собственно необходимости запрета, так и с возможными последствиями закрепленных изменений для подтверждения непродуманности реализации. Для достижения цели изучается, прежде всего, нормативно-правовой массив, которым установлен запрет на использование в процессе обучения мобильных телефонов. В статье проведен анализ мнений как отечественных, так и зарубежных ученых, исследовавших особенности и проблемы процесса цифровизации образовательной деятельности, а также риски злоупотребления обучающимися различными гаджетами. Особое внимание отведено позициям юридического сообщества, которые отмечают некоторую несогласованность правовой регламентации и недостаточную проработку готовности в принципе образовательной системы к подобным запретам. Результаты исследования не только отражают глубокий анализ нормативно-правового материала установленного запрета использования мобильных телефонов обучающимися и теоретических позиций научного сообщества, но и основываются на практической педагогической и юридической деятельности авторов работы. Одним из основных выводов является мнение о наличии ряда проблем вследствие недостаточно глубокой проработки проведенного реформирования и нарушении единства содержания теории и практики применения. В итоге авторами сформулирован ряд предложений, во-первых, для обеспечения запретом телефонов в школах повышения эффективности образовательного процесса, а во-вторых, для снижения его возможных негативных последствий при обучении. Теоретическая значимость исследования состоит в возможности его использования для дальнейшей работы по научному осмыслению запрета или ограничения использования любых цифровых устройств в образовании. Практическая значимость выражается в том, что основные выводы могут быть полезны в образовательной деятельности для разрешения появляющихся проблем.
Ключевые слова:
образование, школа, цифровизация, средства подвижной радиотелефонной связи, мобильные средства связи, мобильные телефоны, запрет использования телефонов
Похожие статьи
- Психологические ресурсы и риски развития личности обучающихся в условиях цифровизации общества
- Роль родителей в обучении детей в условиях этой трансформации: (эмпирический опыт)
- Онлайн-курс как инновационная форма дистанционного обучения
- ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО ФИЗИКЕ
- Дистанционное обучение как одна из форм организации учебного процесса в условиях цифровизации образования