Педагогическая профилактика эмоционального выгорания будущих педагогов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Еремкина
О.
В.
Педагогическая профилактика эмоционального выгорания будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 8 (август). – С.
33–51. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251150.htm.
Аннотация. Актуальность проблемы педагогической профилактики эмоционального выгорания будущих педагогов обусловлена ограниченными возможностями педагогов-практиков самостоятельно преодолевать стресс в силу отсутствия у них знаний о своих индивидуальных особенностях и механизме протекания профессионального эмоционального выгорания. Наш опыт осуществления педагогической профилактики эмоционального выгорания будущего учителя подтвердил реальные возможности ее реализации в рамках преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла. Цель исследования состояла в выявлении педагогических условий профилактики эмоционального выгорания будущего педагога. Ведущая идея нашего исследования заключалась в определении возможностей формировать в процессе педагогической профилактики готовность будущего учителя к сопротивляемости в стрессовых ситуациях, которая характеризуется через критерии: личностный, когнитивный и праксеологический, что позволяет осуществлять ее диагностику. Формирование готовности студентов преодолевать стресс осуществлялось благодаря реализации педагогических условий: а) организации самопознания студентов, выявлению предрасположенности к эмоциональному выгоранию, информированию студентов о сущности синдрома выгорания; б) актуализации данных диагностического обследования и определению стратегии личностного и профессионального развития; в) выявлению причин неуспеха в профессиональном становлении студентов и стимулированию развития будущего профессионала; г) организации мероприятий по профилактике и преодолению эмоционального выгорания будущего педагога. Анализ результатов экспериментальной работы по формированию готовности студентов к преодолению стресса на основе реализации педагогических условий позволил установить динамику стрессоустойчивости будущих педагогов в соответствии с оценкой ее критериев, так, на 14% возрос уровень когнитивного и праксеологического критериев готовности студентов к сопротивляемости стрессу. Подтвердилась зависимость подверженности стрессу студентов от тревожности личности, от уровня субъективного контроля и успешности профессионального становления, зафиксирован рост развития социальной коммуникативной компетентности и снижение тревожности. Теоретическая значимость исследования обусловлена выявлением критериев готовности студентов к преодолению стресса и педагогических условий ее формирования. Практическая значимость подтверждается экспериментальной проверкой педагогических условий формирования готовности будущих педагогов к преодолению стресса на основе диагностики их индивидуальных особенностей.
Ключевые слова:
стрессоустойчивость, будущий педагог, эмоциональное выгорание, педагогическая профилактика, готовность к преодолению стресса
Похожие статьи
О.
В. Еремкина