Модель мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики в условиях конвергентной образовательной среды
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Белоусов
А.
О.
Модель мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики в условиях конвергентной образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 9 (сентябрь). – С.
131–150. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251178.htm.
Аннотация. В современных условиях образовательной системы особое внимание уделяется созданию эффективных условий для обучения, которые поддерживают активное вовлечение учащихся в учебный процесс. Актуальность исследуемой проблемы заключается в необходимости разработки и внедрения модели мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики, что становится важным в контексте формируемой в общеобразовательных организациях конвергентной образовательной среды. Разработка модели процесса мотивации учащихся позволяет учителю физики создать методику мотивации учащихся к совместной деятельности в конвергентной образовательной среде при изучении физики при выполнении конвергентных заданий. Цель статьи – описать структуру модели мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики в конвергентной образовательной среде. В рамках исследования мы ставим задачу охарактеризовать специфику и целевое назначение концептуально-целевого, содержательного, процессуально-методического, аналитико-оценочного блоков модели. Ведущими методами исследования проблемы являются теоретический анализ существующих моделей процесса мотивации к изучению физики, обобщения и анализа передового опыта учителей-предметников по организации совместной деятельности школьников; эмпирический: использование конвергентных заданий по физике, наблюдение, анкетирование. Основные результаты, описанные в исследовании, позволяют учителям физики разрабатывать ресурсы, стратегии, формы организации, свою методику мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики в конвергентной образовательной среде. Теоретическая значимость заключается в расширении научных представлений о процессе мотивации учащихся, отличных от исследований отечественных ученых-дидактов. Практическая значимость заключается в выявлении условий функционирования модели мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики в условиях конвергентной образовательной среды и описании предметных, дидактических, методических, рефлексивных действий учителя физики при реализации на основе разработанной нами модели методики мотивации учащихся к совместной деятельности при изучении физики в конвергентной образовательной среде.
Ключевые слова:
совместная деятельность, коворкинг, мотивация учащихся, изучение физики, структурно-функциональная модель, конвергентная образовательная среда
А.
О. Белоусов