Педагогическое просвещение родителей – новый дизайн в профилактике девиаций
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Гуров
В.
Н., Боронилова
И.
Г., Богомазова
А.
Е.
Педагогическое просвещение родителей – новый дизайн в профилактике девиаций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2025. – № 11 (ноябрь). – С.
188–204. – URL:
http://e-koncept.ru/2025/251222.htm.
Аннотация. Педагогическое просвещение родителей в контексте девиантного поведения школьников всегда являлось актуальной проблемой. Объясняется это тем, что формирование растущего ребенка является сложным процессом и результатом воздействия на него различных факторов, таких как макро-, мезо-, микро-. Фактически речь идет о социализации нормативной личности. Однако в практике работы образовательных организаций приходится взаимодействовать с различными типами семей, в некоторых из них нормативные ценности искажены. В данном случае мы выходим на понимание формирования девиантного ребенка. В связи с этим возникает острая необходимость со стороны образовательных организаций работы по педагогическому просвещению родителей. Целевая установка данной статьи – краткий разбор сущности девиации детей и построение работы образовательных организаций по педагогическому просвещению родителей с учетом современных реалий в целях предупреждения формирования девиаций у детей. Авторы в результате анализа большого объема данных по этой проблеме на обзоре мировых подходов в ее организации предлагают свое видение. В основе методологической базы этих подходов авторы предлагают использовать разработанную 20 лет назад профессором В. Н. Гуровым модель работы образовательной организации с семьей. Вместе с тем большой массив данных, приводимых авторами, полученных при анкетировании, обусловливает необходимость внесения определенных коррективов и дополнений в использовании базисной модели В. Н. Гурова, среди них – создание цифровой образовательной среды, повышение рисков и угроз современного детства (травля, вовлечение детей в опасные группировки и т. д.), растущие трудности взаимоотношений между детьми и родителями. В доказательство этого авторы приводят данные, полученные центром психолого-педагогической и консультационной помощи «Мы вместе» БГПУ им. М. Акмуллы. Авторы в статье описали структуру цифрового образовательного контента, который, по их мнению, дополняет модель В. Н. Гурова и может быть использован в создании электронного материала в просвещении родителей по профилактике девиаций у детей, причем как отдельный дистанционный курс, так и в сочетании с классными часами на родительских собраниях. Таким образом, спроектированный рабочий вариант модели педагогического просвещения родителей в профилактике девиаций у обучающихся предполагает совершенствование работы по просвещению родителей на основе программных продуктов; рассмотрение вопроса об обновлении сетевой инфраструктуры образовательной организации и включении новейшей программы просвещения родителей по овладению учителями навыками широкого применения технических средств. Фактически авторы ведут речь о цифровой трансформации педагогических кадров.
Ключевые слова:
цифровой образовательный контент, девиация у детей, семья в социализации ребенка, педагогическое просвещение родителей, модель работы образовательной организации с семьей
В.
Н. Гуров