Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Утёмов В. В. Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2011. – 4 квартал 2011. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2011/11402.htm.
Аннотация. В статье рассматривается проблема развития креативности учащихся общеобразовательных учреждений. Близка к решению проблемы существующая классификация задач на закрытые и открытые. Автором предлагается использование задач открытого типа. Сформулированные требования к условию задач открытого типа и критерии их оценивания позволяют выстроить систему задач, способствующих развитию креативности. Результаты авторской апробации выявляют уровень проявления креативности учащихся и положения для построения комплексной задачной системы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Утёмов Вячеслав Викторович,аспирант кафедры педагогикиВятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ), г. Кировlider_slava@mail.ru

Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихсясредней школы

Аннотация.В статье рассматривается проблема развития креативности учащихся общеобразовательных учреждений. Близка к решению проблемысуществующая классификация задач назакрытые и открытые. Автором предлагается использование задач открытого типа. Сформулированные требования к условию задач открытого типа и критерии их оценивания позволяют выстроить систему задач, способствующих развитию креативности. Результаты авторскойапробации выявляют уровень проявления креативности учащихся и положения для построения комплексной задачной системы.Ключевые слова:задачи открытого типа, творческие задачи, развитие креативности, творческий потенциал.

Формирование личности с высоким интеллектуальным потенциалом, способствующим развитию креативности как основы инновационной деятельности, актуализировано в федеральных и региональных документах. Например, в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования,утверждённом приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17декабря2010г., а также в указах, постановлениях, распоряжениях и других нормативноправовых актах по школьному образованию, касающихся различных образовательных областей.Анализу современного состояния проблемы развития креативности учащихся посвящено немало исследований. Выводы, сделанные С.И.Гин [1], А.А.Нестеренко [2], Т.А.Сидорчук [3],И.А.Шовгуровой [4] на основе анализа открытых урокови опроса учителей, показывают необходимость целенаправленного развития креативности учащихся и свидетельствуют о снижении соответствующих показателей. Анализ диссертационных исследований Г.Н.Гавриловой [5], Е.В.Галиуллиной [6], Б.С.Касумовой [7],Т. А. Дроновой [8] и др. подтверждает, что развитие креативности возможно при активизации творческого потенциала личности в учебновоспитательном процессе. Однако решение проблемы развития креативности (творческости) на сегодняшний день далеко от желаемых результатов.Все сказанное выше определяет цельпроводимогонамиисследования:разработать и экспериментально апробировать систему задач открытого типа, способствующих повышению уровня развития креативности учащихся основной школы.Гипотезатакогоисследованиязаключается в следующем положении: развитие креативности учащихся основной школы будет более эффективным, если в рамках образовательного процесса использовать систему задач открытого типа и соответствующие методики их решения.В отечественной психологопедагогической науке исторически возникли несколько научных направлений, в рамках которых разрабатывалась тематика развития творческой личности:1)развивающее обучение (Л.В.Занков, В.В.Давыдов, Д.Б.Эльконин);проблемное обучение (А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов);3)творческая педагогика (Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин);4)воспитание интеллектуальной творческой личности (В.А.Сухомлинский, И.П.Иванов);5)развитие творческой личности школьника при обучении математике, физике, биологии, химии, литературе и др. (Н.В.Аммосова, Г.Н.Гаврилова, И.Ю.Андржеевская, А.А. Гин и др.).Разработки этих направлений в той или иной степени внедряются в учебновоспитательный процесс, но говорить о создании «школы развития», акцентирующей внимание на творческом потенциале личности и его развитии, рано (см. результаты мониторинга международной программы PISA2009 в Россииирезультаты международной программы по оценке образовательных достижений учащихся. Центр оценки качества образования ИСМО РАО. http://www.centeroko.ru/).Креативность рассматривается нами как сложное многоуровневое интегративное образование, взаимосвязанное с различными психическими процессами и характеристиками, с наиболее характерными показателями: субъективная новизна, оптимальность выбранного пути решения, эффективность найденного решения, оригинальность идей и степень разработанности технологии решения.В этом контексте творческие задачи в учебном процессе можно рассматривать как средство развития креативности [9–13]. Внедрение творческих задач в учебный процесс достаточно проблемно изза сложности определения самого «творчества» и реального его развития. Близка к решению проблемы выбора существующая классификация задач на закрытые и открытые. В рамках нашего исследования для развития креативности мы используем задачи открытого типа [14]. Учебные задания, моделирующие ситуации, являющиеся неразрешимыми (в субъективном смысле относительно ученика), значительно приближены к открытым задачам. Такие задачи предусматривают возможность применения стандартныхзнаний в нестандартной ситуации, при выполнении таких заданий ученик может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению [15], то есть умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, применяя интуицию, воображение и фантазию. Следует сказать несколько слов о различиях между закрытыми и открытыми задачами.Задачи зарытого типа. Выделим характеристики основных параметров задач данного типа. Такие задачи предусматривают четкую и однозначную трактовку условий решения проблемы, из которой, зачастую, единственный способ напрашивается сам собой. В результате задача имеет, как правило, одно правильное решение. Задачи не дают возможности ребенку в полной мере проявлять и развивать креативность. Задания данного типа хороши для отработки какоголибо конкретного приема решения, при изучении нового материала и являются основой традиционной парадигмы образования, зачастую способствуя игнорированию креативности ребенка.Пример1.Выделите части слова «мухоловка»?Вспоминаем необходимые определения, применяем их –и ответ готов. Перед нами задача с четким условием, содержащая все необходимые данные. Метод решения известен, ответ единственный. Поэтому эта задача закрытого типа. Задачи открытого типа. Задачи открытого типа имеют размытое условие, из которого недостаточно ясно, как действовать, что использовать при решении, но понятен требуемый результат. Такие задачи предполагают разнообразие путей решения, не являющихся прямолинейными, двигаясь по которым попутно приходиться преодолевать возникающие препятствия. Вариантов решений много, но нет понятия правильного решения: решение либо применимо к достижению требуемого результата, либо нет. Следовательно, возникает необходимость проведения специально организованного обучения, направленного на развитие креативных качеств личности.Пример2.Как на ваш взгляд древнегреческий мыслитель Пифагор определил, что земля шарообразная?Из условия задачи не ясно, что необходимо использовать для ее решения. Возможных методов решений и ответов много. Это задача открытого типа.Системызадач открытого типа. Учитывая нестандартность задач, а, следовательно, и сложность оценки заданий творческого характера, нами были выбраны и апробированы следующие критерии оценивания задач открытого типа (табл. 1) [16].

Таблица 1

Критерии оценивания задач открытого типа

Критерии



ОценкаЭффективность решения (достигнуто ли требуемое в задаче?)Оптимальность (оправдано ли такое решение?)

Оригинальность (новоерешение или обыденное?)

Разработанность (достаточно ли подробно описан ход решения, или решение на уровне идей?)0По решению не ясно, как можно достигнуть искомого результатаРешение слишком громоздкое; использование многихприемов неоправданоРешение стандартное, встречается более чем у 10% школьниковНе описан или непонятен ход решения задачи1В целом ход решения понятен, и результат так достигнуть можно, но некоторые моменты решения не продуманы или нечетко объясненыРешение оптимально, но некоторые моменты процесса решения можно значительно упроститьРешение встречается в ответах редко: от 5 до 10 % школьниковРешение описано на уровне идей, которые возможно довести до разумного конца2Предложенное решение позволят четко понять, как достигнуть результатаВ решении использован тот или иной метод, благодаря которому получилось достаточно емкое, четкое и оптимальное «красивое» решениеРешение оригинальное встречается менее чем у 5% школьниковЧетко и грамотно описано решение и обоснованы все действия

Таким образом, критерии оценивания решения задачи открытого типа предполагают восьмибалльную суммарную оценку, которая характеризуетшкалу уровня проявления креативности учащегося.Разбор решенийзадач открытого типа более 15000 учащихся разных регионов России в 2010–2011 учебном году показал невысокую среднюю суммарную оценку по шкале уровня проявления креативности учащихся (анализ работ эвристических олимпиад «Совенок»и «Прорыв»в 2010–2011 учебномгоду. АНОО «Межрегиональный ЦИТО» http://www.covenok.ru/) –2,1 балла. (Приведем для примера результаты некоторых регионов: Краснодарский край –1,7;Кировская область –2,1; Республика Бурятия –2,3; Красноярский край –2,4;Республика Хакасия –2,5;Самарская область –2,5).Отметим некоторые особенности подбора задач открытого типа для составления их систем при активизации творчества учащихся.Формулировка задачи должна вызывать интерес учащегося, не теряя в тоже время дидактической ценности задачи. В рамках опытноэкспериментальной работы были выявлены три требования к формулировке открытой задачи. 1. Обучение –социальнопедагогический процесс. Поскольку процесс –это движение, то возникает вопрос о его движущих силах. Известный советский дидакт М. А. Данилов сделал вывод, что главной движущей силой процесса обучения являются противоречия [17]. Противоречиев условии задачи –главное требование к открытой задаче.Пример3.У древних людей часов не было. Но пастухи всегда знали, когда надо выпускать скот, и когда загонять обратно. А когда и вернуться домой днем, уберегая скот от палящего солнца. Как измеряли время пастухи?В формулировке задачи скрыто противоречие: время без часов узнать не могли, но возвращались всегда вовремя.2. Кроме скрытого противоречия, условие задачи должно содержатьвсе необходимые данные для ее решения, не требующие специальных знаний. Достаточностьусловия–второе требование к открытым задачам. 3. Задача, содержащая противоречие и достаточное условия, формальна, если учащийся неправильно интерпретирует вопрос к задаче. Поэтому корректностьвопроса–необходимое требование к формулировке открытой задачи. Если достаточность и корректность условия –требования, которые опытные педагоги интуитивно закладывают в условие задачи, то противоречие, зачастую, в учебных задачах не встречается, хотя именно противоречия характеризуют уровень подготовленности самого школьника к выполнению учебных заданий. Получается своеобразная формула: НАДО –МОГУ / НЕМОГУ –ХОЧУ / НЕХОЧУ.Противоречие располагается между требованиями учебной программы «надо» и уровнем возможности ученика «могу/не могу»; кроме того, –между его возможностью «могу/не могу» и мотивами учения «хочу/не хочу». Также исследование, проведённое нами в 2009–2011 учебном году,показывает, что система открытых задач, используемая в учебновоспитательном процессе в сочетании с условиями, благоприятствующими проявлению творческого потенциала школьников способствует целенаправленному развитию креативности учащихся, с учетом того, что для комплексной системы открытых задач должны учитываться следующие положения:

1)важна не отдельная трудность, а их система, которая сочетается с условиями, благоприятствующими их преодолению школьниками;

2)разрешение противоречия должно осознаваться ими как необходимость;3)возникновение противоречия должно быть подготовлено и обусловлено ходом учебного процесса, его логикой.Предлагаемая нами система открытых задач для развития креативности может стать одним из ведущих факторов модернизации образования. Открытые задачи позволяют включить учащихся в специально организованную, постепенно усложняющуюся образовательную деятельность, обеспечивающую развитие качеств личности: любознательности, стремления к фантазированию, дивергентного мышления, чувствительности к проблемам, изобретательности, оригинальности, эмоциональности и продуктивности.В ходе опытноэкспериментальной работы установлено, что использование задач открытого типа для учащихся основной школы способствует экспериментально подтвержденному повышению уровня сформированности основных характеристик креативности: эффективности, оптимальности, оригинальности и разработанности.Для реализации предлагаемой технологии необходимо её теоретическое осмысление, создание базы данных или картотек открытых задач по различным дисциплинам, выявление соответствующей «дозировки» степени внедрения открытых задач в систему изучения каждой дисциплины.

Ссылки на источники1.Гин С.И. Формирование креативности младших школьников в процессе обучения: автореф. дис. канд. пед. наук.–Минск, 2010.–24 с.2.Нестеренко А. А.Дидактические модели реализации проблемноориентированного обучения: автореф. дис. канд. пед. наук.–М: АПКиППРО, 2006.–26 с.3.Сидорчук Т. А. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности: автореф. дис. канд. пед. наук.–М.:МГИУ, 1998.–22 с.4.Шовгурова И. В. Формирование креативности будущего учителя технологии на основе гуманитарного изучения этнокультурных традиций: автореф. дис. канд. пед. наук.–Астрахань: АГУ, 2010.–19с.5.Гаврилова В.Н. Педагогические условия развития креативности у учащихся 711х классов общеобразовательной школы в процессе внеклассной работы по физике: автореф. дис. канд. пед. наук.–Чебоксары, 2010.–24 с.6.Галиуллина Е. Н. Методическая подготовка будущих учителей начальных классов к обучению младших школьников решению «открытых»задач: автореф. дис. канд. пед. наук.–М: МПГУ, 2006.–23с.7.Касумова Б. С. Дивергентные математические задачи как средство развития креативности мышления у младших школьников: автореф. дис. канд. пед. наук.–Астрахань: АГПУ, 2010.–22 с.8.Дронова Т. А. Концепция формирования интегральнокреативного стиля мышления в процессе личностнопрофессионального становления педагога: автореф. дис. канд. пед. наук.–Воронеж: РГСУ, 2011.–42с.9.Зиновкина М. М. Креативное инженерное образование.Монография.–М.: МГИУ, 2003,–304 с.10.Модестов С.Ю. Проектирование образовательных технологий на основе ТРИЗ: автореф. дис. канд. пед. наук.–СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.–18 с.11.Терехова Г. В. Творческие задания как средство развития креативных способностей школьников в учебном процессе: автореф. дис. канд. пед. наук.–Челябинск, 2002.–18 с.12.Фёдорова Е. А. Развитие творческой активности студентов средствами ТРИЗпедагогики (на примере изучения информатики): автореф. дис. канд. пед. наук.–Ульяновск, 2009.–22 с. 13.Ширяева В. А. Развитие системнологического мышления учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ): автореф. дис. канд. пед. наук.–Саратов: СГУ им.Н.Г. Чернышевского, 2000.–18 с.14.Гин А.А. Теория открытых задач: проблематизация // Сайт ЛОТ «Универсальный решатель». URL: http://trizway.com–[Дата обращения: 13.06.2011].15.Дронова Т. А. Указ. соч.16.Утёмов В. В. К вопросу формирования инновационного мышления учащихся общеобразовательной школы посредством решения задач открытого типа // Вестник ВятГГУ. –2010. –№2(3). –С. 3134.17.Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе. М.: Учпедгиз, –1960. –299 с.

Utemov Vyacheslav,graduate student of the chairof pedagogy Vyatka State University humanities (VyatGGU), Kirovlider_slava@mail.ruTasks open as a tool for creativity high school studentsAbstract. In article the problem of development of creative abilities of pupils of educational institutions is considered. Existing classification of problems on closed and opened is close to a solution of a problem. The author suggests using problems of open type. The formulated requirements to the formulation of problems of open type and criteria of their estimation allow building system of the problems promoting development of creative abilities. Results of author's approbation reveal level of display of creative abilities of pupils and position for construction of complex system of problems.Keywords:problems of open type, creative problems, creativity development, creative possibility

Рецензент: ГоревПавел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»