Методика развития креативности учащихся основной школы
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Утёмов
В.
В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №1 (Январь). – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/1202.htm.
Аннотация. В статье рассматривается авторская методика развития креативности учащихся основной школы посредством решения задач открытого типа, которая основывается на составлении систем таких задач для развития основных характеристик креативности, проявляющихся при преодолении проблем. Методика предполагает спирально-циклический характер прохождения этапов каждого занятия и использование методов и приемов, разработанных в теории решения изобретательских задач.
Ключевые слова:
задачи открытого типа, творческие задачи, развитие креативности, творческий потенциал
Похожие статьи
- Задачи открытого типа как средство развития креативности учащихся средней школы
- Модель развития креативности учащихся на основе системы задач открытого типа
- Диагностика уровня развития креативности учащихся на основе систем задач открытого типа
- Учебные задачи открытого типа
- Адаптированные методы научного творчества в обучении математике
Текст статьи
Утѐмов ВячеславВикторович, преподаватель кафедры естественнонаучных и технических дисциплин Кировского филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», г. Киров
1@covenok.ru
Методика развития креативности учащихся основной школы
Аннотация. В статье рассматривается авторская методика развития креативности учащихся основной школы посредством решения задач открытого типа, котораяосновывается на составлении систем таких задач для развития основных характеристик креативности,проявляющихся при преодолении проблем. Методика предполагает спиральноциклический характер прохождения этапов каждого занятия и использование методов и приемов,разработанных в теории решения изобретательских задач.Ключевые слова: задачи открытого типа, творческие задачи, развитие креативности, творческий потенциал.
Современные психологические исследования по проблеме развития креативности подростков преимущественно носят специальный характер и предполагают создание особых курсов в области общих надпредметных и внепредметных знаний (Э.деБоно [1, 2], Е.Л. Яковлева [3]). В педагогических источниках в разверткеноваторского и передового опыта последней трети XX в. (И.П. Волков [4], В.Ф. Паламарчук [5], В.Ф.Шаталов [6]) и в теоретических исследованиях (Б.И.Коротяев [7], А.М.Матюшкин [8], В.С. Шубинский [9]) развитие творческих способностей, креативности учащихся трактуется как обязательное условие и цель образовательного процесса в школе; при этом наиболее разработанными являются теоретикоприкладные аспекты проблемы, не позволяющие в полной мере выстраивать методику развития креативности для учащихся основной школы.Анализ полученных результатовпроведенных нами курсов[10,11]и олимпиад [12]даѐт возможность утверждать, что при отсутствии направленности обучения на развитие креативности учащихся основной школы, процесс развития креативных качеств осуществляется стихийно, не обеспечивая полноценной творческой реализации личности. Следовательно, возникает необходимость проведения специально организованного обучения, направленного на развитие креативности. Цель образовательного курса заключается в повышении уровня сформированности основных характеристик проявления креативности при решении задач открытого типа: оптимальности идей, эффективности рассуждений, оригинальности ответа и разработанности решения.Разработана и апробирована методика развития креативности учащихся основной школы посредством решения задач открытого типа с использованием инструментария теории решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера. Внедрение инструментов ТРИЗ в процесс обучения способствует формированию творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса, а также играет роль «общего» языка для интеграции различных образовательных областей. Методика реализуется в соответствии с курсами «Эвристические методы мышления и активизации творчества» и «На пути к творческому мышлению». Общими требованиями к проведению занятий по данным разделам являются:‒проблемный характер предъявления учебного материала;‒обучение посредством специально организованных диалогов;‒минимизация теоретического материала, использование методов и приемов разработанных в ТРИЗ, широкое применение дидактических игр и упражнений построенных на основе задач открытого типа. Образовательныйкурс является дополнительным для учащихся основной школы. Темп обучения в среднем составляет одно занятие в неделю. Это необходимо для того, чтобы учащийся успел полно и корректно ответить на все поставленные перед ним вопросы в задачах занятия. Занятия направлены на самостоятельное изучение материала курса учениками с помощью взрослого (педагога или родителя). Каждое занятие снабжено комментариями для взрослых, в которых раскрывается суть рассматриваемых методов и приводятся контрольные решения, поэтому вести курс могут педагоги любой специализации, воспитатели идажеродители.Образовательный курс состоит из нескольких взаимосвязанных занятий. Все занятия посвящены отдельным методам, приѐмам и идеям научного творчества, реализованным на материале математического, лингвистического и естественнонаучного характера. Методы, приѐмы и идеи подобраны таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно реализовать все шаги алгоритма исследования объекта, используемого в ТРИЗ [13]: сбор информационного фонда → обработка фонда, выявление моделей → сбор дополнительной информации и описание ее в выбранной модели → выявление противоречий между новой информацией и построенной моделью → разрешение противоречия, построение новой модели. В исследовании обучение рассматривается как система, объединяющая целый ряд компонентов (педагог, обучающийся, содержание, методы обучения, формы организации обучения, средства обучения, методы стимулирования и мотивации личности обучающегося в процессе обучения, цель и результат) [14]. Одни компоненты процесса обучения имеют первичный характер (без них сам процесс невозможен), а другие –вторичный (они вовлекаются в учебный процесс выборочно). Занятие рассматривается нами как обучающая деятельность педагога и учащегося,направленнаяна формирование системы знаний, умений и навыков обучаемого, включая одновременно цели развития и воспитания личности. Поэтому образовательный курс может рассматриваться как прерывистая протяженная во времени образовательная деятельность.Каждоезанятиесостоит из шести этапов. В табл.1 приведено содержание и описание этапов. В последнем столбце условно предлагается временной интервал на прохождение этапа учащимися, выявленный в процессе апробации курса.Логика прохождения этапов занятия курса для большинства учащихся не является последовательной; она имеет спиральноциклический характер (рис. 1).
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
5 этап
6 этап
Рис. 1. Логическая последовательность прохождения этапов занятий курса
Таблица 1Поэтапная структура построения занятия образовательного курса
№ этапаСодержание этапаОписание этапаИнтервал времени на прохождениеэтапа1Актуализация материала, рассмотренного на предыдущем занятии Реализуется через постановку проблемных вопросов, решение которых позволяет выявить недостатки усвоения рассмотренного на предыдущем занятии метода До 10 минут (ответы на поставленные проблемные вопросы)2Теоретическая справка о методе, приѐме или идее научного творчестваРеализуется через специальноорганизованную беседу персонажей курса с учащимися, осваивающими материал. Возникающие проблемные ситуации решаются персонажами курса с постепенным описанием метода и показом способа его использованияДо 30 минут (на осмысление материла и ответа на поставленные вопросы)3Постановка задач открытого типа первого или второго уровня сложностиСтавятся задачи, решение которых заключается в использовании средства прямо предназначенного именно для данной цели или выборе из нескольких альтернатив. Все необходимое только что рассмотрено или разобрана аналогичная задача в теоретической справкеДо 20 минут на каждую задачу (на формулирование и описание решения по данному методу)4Постановка задач открытого типа третьего уровня сложностиСтавятся задачи, решение которых заключается в модернизации или адаптации предложенного метода, или требуется переформулированияисходной задачи в другой терминологии для ее решенияДо 1 дня на каждую задачу (на поиск решения по предложенному методу)5Постановка задачи открытого типа четвертого уровня сложности Для решения поставленной задачи необходимо получить решение, принципиально отличающееся от рассмотренного метода. Для получения решения необходимо воспользоваться логическим или абстрактным рассуждением, то есть проявить умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, применять интуицию, воображение и фантазиюДо 2–3 дней (на поиск аналогичных проблемных ситуаций и рассмотрения методов решения, подбор метода решения)6Постановка исследовательскопоисковой задачи Ставиться задача, ответ которой будет получен индивидуально каждым обучающимся в соответствии с социальной окружающей средой, уровнем жизненного опыта и наблюдательностиДо 2–3 дней
Для решения задач 3, 4 и 5го этапов необходим возврат ко 2му этапу для рассмотрения схемы решения по методу. Возврат с 4го этапа к 3му необходим для рассмотрения уже имеющихся способов решения для их адаптации или модернизации в новое решение. Как наиболее сложный и ключевой 5ый этап требует усвоения и систематизации полученной информации по новому методу, актуализует переход от 5го этапа к 4, 3 и 2му этапам. Зацикливание последовательности от 6го этапа ко 2му необходимо для проявления наблюдательности и жизненного опыта.Организация образовательного курса реализуется на основе модели развития креативности посредством решения задач открытого типа и накладывается на логическую структуру занятия.Личность в соответствии с личностнодеятельностным подходом, рассматривается каксубъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Проявление условий модели позволят создать обучающую среду, направленную на достижение цели. В рамках занятия на 1, 2, 3, 6м этапах используются индивидуальные и парные формы обучения, на 4 и 5м этапе возможно использование коллективных форм обучения. Комбинация методов обучения позволяет учащемуся комфортнее воспринимать получаемую информацию (эвристический и игровойметод на 2, 3, 4 и 5м этапе) с одновременной поисковой направленностью деятельности (проектный метод на 6м этапе). Адаптированные методы ТРИЗ позволяют активизировать самостоятельную творческую деятельность учащихся, направленную на получение нового результата и способствующую решению задач открытого типа на всех этапах занятия.Разработка и подбор задач открытого типа реализуется с позиции развития основных структурных элементов креативности,проявляющихся при преодолении проблем: в оптимальности предлагаемых идей, эффективности рассуждений, оригинальности ответа и степени разработанности решения.На развитиеоптимальности предлагаемых вариантов решений влияют задачи, характеризующиеся скалярными или скаляризованными схемами, основанными на уникальных решениях при наличии полной информации. На содержательном уровне оптимальность может быть определенакак нечто наилучшее в следующем смысле: оно в наибольшей степени соответствует цели управляющей системы в рамках имеющейся у неѐинформации о состоянии среды.Пример1.Азбука Морзе –это система двух знаков для замещения букв алфавита по особым правилам для передачи сообщений. Известно, однако, что китайские иероглифы –это не буквы, а знаки понятий. Один знак –«дом», другой –«дерево», третий –«смотреть» ит. д. Как китайским радистам удаѐтся передавать сообщения?Поиск решений основан на различных содержательных линиях, что позволяет исследовать возможности применения одного или нескольких алгоритмов и общих приемов действий к новым задачам.На развитиеэффективности рассуждений влияют задачи, на заключительном этапе решения которыхучащиеся возвращаются к условию, осмысливают его, анализируют различные детали. Далее в соответствии с проведенным анализом происходит соотношение полученного и требуемого, осмысление результата, коррекция или переход к следующему витку деятельности.Пример2.Из истории арифметики мы знаем, что сначала людям было известно только сложение чисел, а уже затем появилось умножение. Сложение было нужно для подсчета овец после объединения стада, подсчета собранного урожая за несколько дней. Как ты думаешь, с чем связано появление умножения?Анализируя результат и путь решения задачи, с одной стороны, учащиеся могут сделать свои знания более прочными и глубокими, закрепить навыки, необходимые для решения задач. С другой стороны, исходя из условия, хода решения и результата решенной задачи, –получить новые для себя знания (рассмотреть метод решения задачи и выделить в нем главное, попытаться найти его применение к другим задачам; попытаться сформулировать и решить новые задачи).На развитиеоригинальности ответа влияют задачи, основанные на умении создавать оригинальный способ решения при известности других. Необходимость отказываться от стереотипов деятельности, знаний должнабыть заложенав контрольном ответе к задаче.Пример3.В романе С. Лема «Эдем» механические зародыши преобразуют материал окружающей среды в строительные материалы, из которых возводятся стены. Придумай 2–3 идеи новых произведений, в которых новое создаѐтся «из ничего».Отказ от невозможности заранее заданного в задаче позволяет расширить поле для творчестваучащегося. Поэтому обучение должно, с одной стороны, прививать стереотипные навыки, умения, знания и, с другой –одновременно создавать установку на возможность отказаться от них в поисках других знаний и способов деятельности, более продуктивных для данного случая.На развитиестепени разработанности решения влияют задачи с уклоном на качество результатов творческой деятельности. Разработанность решения творческой задачи делает доступным для понимания другим человеком результата деятельности ребенка. Пример4.Изучи схему. Опиши объект по схеме.
БумагаОдин лист легко промокаетМного листов не промокаютПЛОХОХОРОШОВитаминыСъесть много витаминов опасноОдна витаминка полезнаПЛОХОХОРОШОТелевизор
В таких задачахпредполагается наличие опорной схемы для рассужденияи его описания, котораяпозволяетвыстроить осмысленную логическую структуру решения задачиидаѐтвозможность критически осмыслить результат.Таким образом, уже на этапе проектированиязадач возможно ориентироваться на основные характерные показателикреативности,способствующие ее развитию.В процессе использования разработанной методики традиционное содержание обучения изменению не подвергается[15], но дополняется проведением занятий по этой программе и обогащается за счет переноса полученных знаний и умений на содержание общеобразовательных предметов.
Ссылки на источники1.Боно Э. Латеральное мышление. –СПб.: Питер Паблишинг, 1997. –320 с.2.Боно Э. Учите своего ребенка мыслить.–Мн.: Попурри, 2005. –432 с.3.Яковлева E. Л. Психология развития творческого потенциала личности. –М.: Флинта, 1997. –222 с.4.Волков И. П. Цель одна –дорог много: проектирование процессов обучения. –М.: Просвещение,1990. –159 с.5.Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. –М.: Просвещение, 1987. –208 с.6.Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. –М.: Педагогика, 1979. –134 с.7.Коротяев Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий: учебное пособие. –М.: Просвещение, 1986. –208 с.8.Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. –М.: Издво МПСИ, 2003. –720 с.9.Шубинский В. С. Педагогика творчества учащихся. –М.: Просвещение,1989. –450 с.10.ГоревП.М., УтѐмовВ.В. Учимся вместе с Совѐнком: эвристические методы мышления и активизации творчества: учебное пособие.–Киров: Издво ВятГГУ, 2010. –104 с.11.ГоревП.М., УтѐмовВ.В. Школа Совѐнка: на пути к творческому мышлению: учебное пособие. –Киров: Издво ВятГГУ, 2011. –114 с.12.Горев П. М., Утѐмов В. В. Формула творчества: решаем открытые задачи. Материалы эвристической олимпиады «Совѐнок»: учебнометодическое пособие. –Киров: Издво ВятГГУ, 2011.–288 с.13.Альтшуллер Г. С. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Теория и практика решения изобретательских задач. –Кишинев: КартяМолдовеняскэ, 1989. –381 с.14.Насс О. В. Формирование компетентности педагогов в проектировании электронных образовательных ресурсов в контексте обновления общего среднего и высшего образования: монография. –М.: Издво МПГУ, 2010. –200 с. 15.Утѐмов В.В. Система задач открытого типа как средство развития креативности учащихся//Современные проблемы науки и образования. –2011. –№ 5. –URL: www.scienceeducation.ru/994805 [Дата обращения: 04.12.2011].
Utyomov Vyacheslav,teacher of the chair natural sciences and technical disciplines Kirovray branch Moscow State Industrial universities, Kirov1@covenok.ruDevelopment technique креативности pupils of the basic schoolAbstract. In article the author's technique of development креативностиpupils of the basic school by means of the decision of problems of open type to be based on drawing up of systems of problems of open type for development of the basic characteristics креативности problems shown at overcoming is considered. The technique assumes spirallycyclic character of sequence of passage of stages of each employment and use of methods and receptions developed in the theory of the decision of inventive problems.Keywords: problems of open type, creative problems, creativity development, creative possibility.
Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»
1@covenok.ru
Методика развития креативности учащихся основной школы
Аннотация. В статье рассматривается авторская методика развития креативности учащихся основной школы посредством решения задач открытого типа, котораяосновывается на составлении систем таких задач для развития основных характеристик креативности,проявляющихся при преодолении проблем. Методика предполагает спиральноциклический характер прохождения этапов каждого занятия и использование методов и приемов,разработанных в теории решения изобретательских задач.Ключевые слова: задачи открытого типа, творческие задачи, развитие креативности, творческий потенциал.
Современные психологические исследования по проблеме развития креативности подростков преимущественно носят специальный характер и предполагают создание особых курсов в области общих надпредметных и внепредметных знаний (Э.деБоно [1, 2], Е.Л. Яковлева [3]). В педагогических источниках в разверткеноваторского и передового опыта последней трети XX в. (И.П. Волков [4], В.Ф. Паламарчук [5], В.Ф.Шаталов [6]) и в теоретических исследованиях (Б.И.Коротяев [7], А.М.Матюшкин [8], В.С. Шубинский [9]) развитие творческих способностей, креативности учащихся трактуется как обязательное условие и цель образовательного процесса в школе; при этом наиболее разработанными являются теоретикоприкладные аспекты проблемы, не позволяющие в полной мере выстраивать методику развития креативности для учащихся основной школы.Анализ полученных результатовпроведенных нами курсов[10,11]и олимпиад [12]даѐт возможность утверждать, что при отсутствии направленности обучения на развитие креативности учащихся основной школы, процесс развития креативных качеств осуществляется стихийно, не обеспечивая полноценной творческой реализации личности. Следовательно, возникает необходимость проведения специально организованного обучения, направленного на развитие креативности. Цель образовательного курса заключается в повышении уровня сформированности основных характеристик проявления креативности при решении задач открытого типа: оптимальности идей, эффективности рассуждений, оригинальности ответа и разработанности решения.Разработана и апробирована методика развития креативности учащихся основной школы посредством решения задач открытого типа с использованием инструментария теории решения изобретательских задач Г.С. Альтшуллера. Внедрение инструментов ТРИЗ в процесс обучения способствует формированию творческого мышления как осознанного, целенаправленного и управляемого процесса, а также играет роль «общего» языка для интеграции различных образовательных областей. Методика реализуется в соответствии с курсами «Эвристические методы мышления и активизации творчества» и «На пути к творческому мышлению». Общими требованиями к проведению занятий по данным разделам являются:‒проблемный характер предъявления учебного материала;‒обучение посредством специально организованных диалогов;‒минимизация теоретического материала, использование методов и приемов разработанных в ТРИЗ, широкое применение дидактических игр и упражнений построенных на основе задач открытого типа. Образовательныйкурс является дополнительным для учащихся основной школы. Темп обучения в среднем составляет одно занятие в неделю. Это необходимо для того, чтобы учащийся успел полно и корректно ответить на все поставленные перед ним вопросы в задачах занятия. Занятия направлены на самостоятельное изучение материала курса учениками с помощью взрослого (педагога или родителя). Каждое занятие снабжено комментариями для взрослых, в которых раскрывается суть рассматриваемых методов и приводятся контрольные решения, поэтому вести курс могут педагоги любой специализации, воспитатели идажеродители.Образовательный курс состоит из нескольких взаимосвязанных занятий. Все занятия посвящены отдельным методам, приѐмам и идеям научного творчества, реализованным на материале математического, лингвистического и естественнонаучного характера. Методы, приѐмы и идеи подобраны таким образом, чтобы учащийся мог самостоятельно реализовать все шаги алгоритма исследования объекта, используемого в ТРИЗ [13]: сбор информационного фонда → обработка фонда, выявление моделей → сбор дополнительной информации и описание ее в выбранной модели → выявление противоречий между новой информацией и построенной моделью → разрешение противоречия, построение новой модели. В исследовании обучение рассматривается как система, объединяющая целый ряд компонентов (педагог, обучающийся, содержание, методы обучения, формы организации обучения, средства обучения, методы стимулирования и мотивации личности обучающегося в процессе обучения, цель и результат) [14]. Одни компоненты процесса обучения имеют первичный характер (без них сам процесс невозможен), а другие –вторичный (они вовлекаются в учебный процесс выборочно). Занятие рассматривается нами как обучающая деятельность педагога и учащегося,направленнаяна формирование системы знаний, умений и навыков обучаемого, включая одновременно цели развития и воспитания личности. Поэтому образовательный курс может рассматриваться как прерывистая протяженная во времени образовательная деятельность.Каждоезанятиесостоит из шести этапов. В табл.1 приведено содержание и описание этапов. В последнем столбце условно предлагается временной интервал на прохождение этапа учащимися, выявленный в процессе апробации курса.Логика прохождения этапов занятия курса для большинства учащихся не является последовательной; она имеет спиральноциклический характер (рис. 1).
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
5 этап
6 этап
Рис. 1. Логическая последовательность прохождения этапов занятий курса
Таблица 1Поэтапная структура построения занятия образовательного курса
№ этапаСодержание этапаОписание этапаИнтервал времени на прохождениеэтапа1Актуализация материала, рассмотренного на предыдущем занятии Реализуется через постановку проблемных вопросов, решение которых позволяет выявить недостатки усвоения рассмотренного на предыдущем занятии метода До 10 минут (ответы на поставленные проблемные вопросы)2Теоретическая справка о методе, приѐме или идее научного творчестваРеализуется через специальноорганизованную беседу персонажей курса с учащимися, осваивающими материал. Возникающие проблемные ситуации решаются персонажами курса с постепенным описанием метода и показом способа его использованияДо 30 минут (на осмысление материла и ответа на поставленные вопросы)3Постановка задач открытого типа первого или второго уровня сложностиСтавятся задачи, решение которых заключается в использовании средства прямо предназначенного именно для данной цели или выборе из нескольких альтернатив. Все необходимое только что рассмотрено или разобрана аналогичная задача в теоретической справкеДо 20 минут на каждую задачу (на формулирование и описание решения по данному методу)4Постановка задач открытого типа третьего уровня сложностиСтавятся задачи, решение которых заключается в модернизации или адаптации предложенного метода, или требуется переформулированияисходной задачи в другой терминологии для ее решенияДо 1 дня на каждую задачу (на поиск решения по предложенному методу)5Постановка задачи открытого типа четвертого уровня сложности Для решения поставленной задачи необходимо получить решение, принципиально отличающееся от рассмотренного метода. Для получения решения необходимо воспользоваться логическим или абстрактным рассуждением, то есть проявить умение классифицировать, обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, применять интуицию, воображение и фантазиюДо 2–3 дней (на поиск аналогичных проблемных ситуаций и рассмотрения методов решения, подбор метода решения)6Постановка исследовательскопоисковой задачи Ставиться задача, ответ которой будет получен индивидуально каждым обучающимся в соответствии с социальной окружающей средой, уровнем жизненного опыта и наблюдательностиДо 2–3 дней
Для решения задач 3, 4 и 5го этапов необходим возврат ко 2му этапу для рассмотрения схемы решения по методу. Возврат с 4го этапа к 3му необходим для рассмотрения уже имеющихся способов решения для их адаптации или модернизации в новое решение. Как наиболее сложный и ключевой 5ый этап требует усвоения и систематизации полученной информации по новому методу, актуализует переход от 5го этапа к 4, 3 и 2му этапам. Зацикливание последовательности от 6го этапа ко 2му необходимо для проявления наблюдательности и жизненного опыта.Организация образовательного курса реализуется на основе модели развития креативности посредством решения задач открытого типа и накладывается на логическую структуру занятия.Личность в соответствии с личностнодеятельностным подходом, рассматривается каксубъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения. Проявление условий модели позволят создать обучающую среду, направленную на достижение цели. В рамках занятия на 1, 2, 3, 6м этапах используются индивидуальные и парные формы обучения, на 4 и 5м этапе возможно использование коллективных форм обучения. Комбинация методов обучения позволяет учащемуся комфортнее воспринимать получаемую информацию (эвристический и игровойметод на 2, 3, 4 и 5м этапе) с одновременной поисковой направленностью деятельности (проектный метод на 6м этапе). Адаптированные методы ТРИЗ позволяют активизировать самостоятельную творческую деятельность учащихся, направленную на получение нового результата и способствующую решению задач открытого типа на всех этапах занятия.Разработка и подбор задач открытого типа реализуется с позиции развития основных структурных элементов креативности,проявляющихся при преодолении проблем: в оптимальности предлагаемых идей, эффективности рассуждений, оригинальности ответа и степени разработанности решения.На развитиеоптимальности предлагаемых вариантов решений влияют задачи, характеризующиеся скалярными или скаляризованными схемами, основанными на уникальных решениях при наличии полной информации. На содержательном уровне оптимальность может быть определенакак нечто наилучшее в следующем смысле: оно в наибольшей степени соответствует цели управляющей системы в рамках имеющейся у неѐинформации о состоянии среды.Пример1.Азбука Морзе –это система двух знаков для замещения букв алфавита по особым правилам для передачи сообщений. Известно, однако, что китайские иероглифы –это не буквы, а знаки понятий. Один знак –«дом», другой –«дерево», третий –«смотреть» ит. д. Как китайским радистам удаѐтся передавать сообщения?Поиск решений основан на различных содержательных линиях, что позволяет исследовать возможности применения одного или нескольких алгоритмов и общих приемов действий к новым задачам.На развитиеэффективности рассуждений влияют задачи, на заключительном этапе решения которыхучащиеся возвращаются к условию, осмысливают его, анализируют различные детали. Далее в соответствии с проведенным анализом происходит соотношение полученного и требуемого, осмысление результата, коррекция или переход к следующему витку деятельности.Пример2.Из истории арифметики мы знаем, что сначала людям было известно только сложение чисел, а уже затем появилось умножение. Сложение было нужно для подсчета овец после объединения стада, подсчета собранного урожая за несколько дней. Как ты думаешь, с чем связано появление умножения?Анализируя результат и путь решения задачи, с одной стороны, учащиеся могут сделать свои знания более прочными и глубокими, закрепить навыки, необходимые для решения задач. С другой стороны, исходя из условия, хода решения и результата решенной задачи, –получить новые для себя знания (рассмотреть метод решения задачи и выделить в нем главное, попытаться найти его применение к другим задачам; попытаться сформулировать и решить новые задачи).На развитиеоригинальности ответа влияют задачи, основанные на умении создавать оригинальный способ решения при известности других. Необходимость отказываться от стереотипов деятельности, знаний должнабыть заложенав контрольном ответе к задаче.Пример3.В романе С. Лема «Эдем» механические зародыши преобразуют материал окружающей среды в строительные материалы, из которых возводятся стены. Придумай 2–3 идеи новых произведений, в которых новое создаѐтся «из ничего».Отказ от невозможности заранее заданного в задаче позволяет расширить поле для творчестваучащегося. Поэтому обучение должно, с одной стороны, прививать стереотипные навыки, умения, знания и, с другой –одновременно создавать установку на возможность отказаться от них в поисках других знаний и способов деятельности, более продуктивных для данного случая.На развитиестепени разработанности решения влияют задачи с уклоном на качество результатов творческой деятельности. Разработанность решения творческой задачи делает доступным для понимания другим человеком результата деятельности ребенка. Пример4.Изучи схему. Опиши объект по схеме.
БумагаОдин лист легко промокаетМного листов не промокаютПЛОХОХОРОШОВитаминыСъесть много витаминов опасноОдна витаминка полезнаПЛОХОХОРОШОТелевизор
В таких задачахпредполагается наличие опорной схемы для рассужденияи его описания, котораяпозволяетвыстроить осмысленную логическую структуру решения задачиидаѐтвозможность критически осмыслить результат.Таким образом, уже на этапе проектированиязадач возможно ориентироваться на основные характерные показателикреативности,способствующие ее развитию.В процессе использования разработанной методики традиционное содержание обучения изменению не подвергается[15], но дополняется проведением занятий по этой программе и обогащается за счет переноса полученных знаний и умений на содержание общеобразовательных предметов.
Ссылки на источники1.Боно Э. Латеральное мышление. –СПб.: Питер Паблишинг, 1997. –320 с.2.Боно Э. Учите своего ребенка мыслить.–Мн.: Попурри, 2005. –432 с.3.Яковлева E. Л. Психология развития творческого потенциала личности. –М.: Флинта, 1997. –222 с.4.Волков И. П. Цель одна –дорог много: проектирование процессов обучения. –М.: Просвещение,1990. –159 с.5.Паламарчук В. Ф. Школа учит мыслить. –М.: Просвещение, 1987. –208 с.6.Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. –М.: Педагогика, 1979. –134 с.7.Коротяев Б. И. Педагогика как совокупность педагогических теорий: учебное пособие. –М.: Просвещение, 1986. –208 с.8.Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. –М.: Издво МПСИ, 2003. –720 с.9.Шубинский В. С. Педагогика творчества учащихся. –М.: Просвещение,1989. –450 с.10.ГоревП.М., УтѐмовВ.В. Учимся вместе с Совѐнком: эвристические методы мышления и активизации творчества: учебное пособие.–Киров: Издво ВятГГУ, 2010. –104 с.11.ГоревП.М., УтѐмовВ.В. Школа Совѐнка: на пути к творческому мышлению: учебное пособие. –Киров: Издво ВятГГУ, 2011. –114 с.12.Горев П. М., Утѐмов В. В. Формула творчества: решаем открытые задачи. Материалы эвристической олимпиады «Совѐнок»: учебнометодическое пособие. –Киров: Издво ВятГГУ, 2011.–288 с.13.Альтшуллер Г. С. Поиск новых идей: от озарения к технологии. Теория и практика решения изобретательских задач. –Кишинев: КартяМолдовеняскэ, 1989. –381 с.14.Насс О. В. Формирование компетентности педагогов в проектировании электронных образовательных ресурсов в контексте обновления общего среднего и высшего образования: монография. –М.: Издво МПГУ, 2010. –200 с. 15.Утѐмов В.В. Система задач открытого типа как средство развития креативности учащихся//Современные проблемы науки и образования. –2011. –№ 5. –URL: www.scienceeducation.ru/994805 [Дата обращения: 04.12.2011].
Utyomov Vyacheslav,teacher of the chair natural sciences and technical disciplines Kirovray branch Moscow State Industrial universities, Kirov1@covenok.ruDevelopment technique креативности pupils of the basic schoolAbstract. In article the author's technique of development креативностиpupils of the basic school by means of the decision of problems of open type to be based on drawing up of systems of problems of open type for development of the basic characteristics креативности problems shown at overcoming is considered. The technique assumes spirallycyclic character of sequence of passage of stages of each employment and use of methods and receptions developed in the theory of the decision of inventive problems.Keywords: problems of open type, creative problems, creativity development, creative possibility.
Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»