Дидактические аспекты применения вебинаров для методического сопровождения профессиональной деятельности педагога дошкольного образования

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Геркушенко (Соколова) С. В., Геркушенко Г. Г. Дидактические аспекты применения вебинаров для методического сопровождения профессиональной деятельности педагога дошкольного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S8. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2013/13580.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования вебинаров в качестве средства организации методического сопровождения профессиональной деятельности специалистов дошкольного профиля. Анализируются возможности существующих интернет-технологий для организации методического сопровождения. Рассматриваются дидактические свойства вебинаров, обосновываются их дидактические функции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Соколова Светлана Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования, ФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный социальнопедагогический университет», г. Волгоградsvetlana@gerkushenko.ru

Геркушенко Георгий Геннадьевич,кандидат технических наук, доцент кафедры систем автоматизированного проектирования ипоискового конструированияФГБОУ ВПО «Волгоградский государственный технический университет», г. Волгоградgeorgiy@gerkushenko.ru

Дидактические аспекты применения вебинаров для методического сопровождения профессиональной деятельности

педагога дошкольного образования

Аннотация.В статье рассматриваются вопросы использования вебинаров в качестве средства организации методического сопровождения профессиональной деятельности специалистов дошкольного профиля. Анализируются возможности существующих интернеттехнологий для организации методического сопровождения. Рассматриваются дидактические свойства вебинаров, обосновываются их дидактические функции.

Ключевые слова: дошкольное образование, информационные технологии, вебинары, методическое сопровождение.

Развитие информационных технологий и информатизация являются одной из приоритетных задач современного образования. Важнейшей составляющей данных процессов выступает информатизация сопровождения образовательных учреждений, в том числе дошкольных. При этом информатизация сопровождения дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) рассматривается как процесс его информационного обеспечения с использованием современных информационных технологий, выступающих в качестве управленческого и координационного ресурса.Особая роль в решении этой задачи принадлежит, по всей видимости, учреждениям высшего профессионального педагогического образования, обеспечивающих объединение различных учреждений в систему образовательный кластер. Важно отметить, что система дошкольного образования долгое время находилась в стороне от вопросов, связанных с использованием информационных и коммуникационных технологий для повышения качества образовательной деятельности. Прежде всего, это было связано с невключенностью системы дошкольного образования в государственную программу информатизации образования и, соответственно, отсутствием финансирования на ресурсное обеспечение. У многих детских садов отсутствовало подключение к сети Интернет, не было компьютерного оборудования для подготовки к образовательной деятельности и работы с дошкольниками. В настоящее время, когда проблема находит решение и многие детские сады уже не только подключены к Интернет, но и имеют собственные сайты, а также многие педагоги овладели основами компьютерной грамотности, становятся возможными проекты по созданию Интернет порталов для дистанционной научнометодической поддержки дошкольных учреждений и отдельных педагогов дошкольного профиля. Идея создания порталов для научнометодической поддержки и сопровождения образовательных учреждений и организаций очень востребована в мире, в США, например, создан портал методической поддержки профессионального развития учителей Solution Tree (дерево решений) www.solutiontree.com.Портал рассчитан на педагогов всех уровней образования и предлагает информационную, координационную, консультационную и другие виды поддержки образовательных учреждений, профессиональных образовательных сообществ и отдельных педагогов в выработке стратегии успешного обучения. На сегодняшний день в России отсутствуют проекты с подобной функциональностью, однако отдельные идеи реализованы на следующих интернетсайтах: Методисты.Ру (отсутствует научноинформационный, консультационный компонент, сайт не ставит цели кластеризации организаций, практически отсутствует специфика дошкольного образования), Педагогический мир www.pedmir.ru(отсутствует ориентация на создание сообщества педагогов, нет консультационной, научнометодической и других функций), Образовательная система «Школа 2100»www.school2100.ru(один из крупнейших образовательных порталов с массой функционала, однако направлен на научноинформационную поддержку только одной образовательной программы, отсутствует функционал для студентов, к тому же в задачи портала не входит координация сообществ педагогов).

По нашему мнению, одной из перспективных форм оказания консультационной и методической поддержки педагогов с использованием интернеттехнологий являются вебинары. С помощью вебинара можно организовывать различные формы интерактивного взаимодействия с использованием сети интернет: лекцию, консультацию, семинар, дискуссию, брейнринг, конференцию, круглый стол и многое другое. Во время организации такого общения каждый из участников вебинара находится у своего электронного устройства. Их взаимодействие осуществляется через интернет посредством загружаемого приложения, установленного на устройстве каждого участника, либо через вебприложение. В последнем случае, чтобы стать участником конференции, нужно ввести адрес сайта в окне браузера. При проведениивебинаров традиционно выделяют следующие роли: организатор, ведущий и слушатель.Организатор осуществляет планирование вебинара, назначает ведущего, формирует группу участников, рассылает уведомления о дате и времени проведения вебинара.Ведущий занимается проведением вебинара, привлекая имеющиеся возможности используемой программы, (загружает презентации, меняет слайды, включает/отключает камеры и микрофоны, использует указку и др.). В случае интеграции с системой дистанционного обучения ведущий может по итогам вебинара оценивать деятельность его участников,либо назначать контрольные мероприятия.Роль слушателя заключается в непосредственном участии в вебинаре, общении в системе аудиоконференция или чат, просмотре презентации ведущего. Кроме того, вебинар может быть записан для тех, кто не смог присутствовать, и для них всегда будет возможность просмотреть архивную запись.

При организации и проведении вебинаров важную роль занимает понимание тех уникальных дидактических аспектов применения, которыми обладают средства информационнокоммуникационных технологий(ИКТ). В исследованиях, посвященных применению информационных и коммуникационных технологийвобразовании, встречаются такие понятия как:«дидактические свойства»компьютерных коммуникаций, а также«дидактические функции»компьютерных коммуникаций. Рассмотрим данные понятия подробнее.Так, в исследованиях Е.С.Полат дается подробная характеристика дидактических свойств коммуникаций с использование компьютера.[1, 2]. Дидактические свойства она характеризует как те стороны компьютерных коммуникаций, которые могут быть использованы в образовательном процессе с дидактическими целями, например:передача информации (текстовой или бинарной) одному или нескольким пользователям;автоматическое уведомление, что информация достигла адресата, либо о невозможности ее вручения;отправка запросов на получение информации из сетевых баз данных и получение информации по запросу;свободный поиск информации в сети интернет;Дидактические функции компьютерных коммуникаций (телекоммуникаций) Е.С.Полат понимает,внешнее проявление их свойств –их назначение, роль и место в образовательном процессе. Она выделяет следующие дидактические функции:организация совместных исследовательских работ педагогов, методистов, научных сотрудников;организация оперативных консультаций;организация дистанционного обучения и сопровождение процесса повышения квалификации;развитие у участников телекоммуникаций культуры общения;развитие способности находитьи анализировать информацию из разнообразныхисточников.В своих исследованиях А.А.Ахаян вводит такое понятие, как «дидактические возможности компьютерных коммуникаций», под которым понимает различные формыинформационноговзаимодействия субъектов коммуникации между собой (либо с удаленными ресурсами), поддерживаемые той или иной технологией компьютерной коммуникации при реализации той или иной педагогической задачи[3].Выстраивая логическую цепочку из рассмотренных понятий, можно заключить, что«дидактическиевозможности»занимаютположение «посередине»,отвечаянавопрос:«Как? Посредствомкакойдеятельности?».В то время как«дидактические функции», в приведенной выше логистической интерпретации, отвечают на вопрос«Для чего? Для решения какой педагогической задачи?», а «дидактические свойства» решают задачу«Путем каких действий?». А.А.Ахаян описывает это на примере следующего утверждения: «Формированию у педагогов коммуникативных навыков и культуры общения способствует их участие в тематической дискуссии,распределенной группы педагоговединомышленников, осуществляемой посредством приема и отправки текстовой информации каждым из участников всем остальным участникам группы» [4].Рассмотрим эту фразу более пристально.В данном случае часть фразы, отвечающаянавопрос: «Для решения какой задачи?» звучит как «Формированиеупедагогов коммуникативных навыковикультурыобщения» и отражает (по Е.С.Полат) одну из дидактических функций компьютерных коммуникаций.Вторая часть фразы «Участие в тематической дискуссии, распределенной в пространстве группы» соответствует постановке вопроса о виде деятельности, в которой будет осуществляться коммуникация и отражает одну из дидактических возможностей листсервера –технологии компьютерной коммуникации в режиме «offline», предназначенной обеспечивать проведение дискуссии удаленных друг от друга субъектов.Третьячастьфразы«Посредством приема и отправкитекстовойинформациикаждымиз участников всем остальным» раскрывает путь осуществления коммуникациии демонстрирует использование свойства листсервераразмножатьи рассылать письмо по списку адресов.Опираясь на определения понятий, сформулированные Е.С.Полат и А.А.Ахаяном, можно говорить о том, что применительно к вебинарам[5], как средству методической поддержки педагогов, дидактические свойства определяются прежде всего функциональностью и ограничениями конкретного программного обеспечения и техническими возможностями участников вебинара, но как минимум включают в себя следующие функции:1.Многостороннее видеои аудиообщение.2.Загрузка ведущим и просмотр участниками презентаций, документов и других информационных материалов (иногда с расширенными возможностями демонстрации и ограниченного редактирования).3.Средства демонстрации экрана компьютера ведущего.4.Текстовые чаты между участниками (групповые и индивидуальные).5.Средства рисования на виртуальной доске системы (whiteboard).6.Организационные инструменты (включение/отключение микрофонов участников, передача роливедущего, запись проводимого мероприятия).7.Проведение тестов, голосований и опросов.Таким образом, из представленных характеристик вебинаров можно заключить о возможности их включение в систему методического сопровождения педагогов совместно с системой дистанционного обучения (СДО). Сочетание данных технологий обеспечит предпосылки для достижения планируемых результатов сопровождения, так как возможности онлайн общения в ходе вебинара дополняются возможностями методической поддержки самостоятельной работыпедагогов с помощью СДО.Таким образом,дидактические возможности вебинаров определяются рассмотренными нами типами и форматами проводимого мероприятия, а также функциональными ограничениями конкретного программного и технического обеспечения. Вебинары позволяют в полной мере применить в процессе организации методического сопровождения педагогов дошкольного образования такие типы занятий, как лекции, семинары, консультации и различные контрольные мероприятия. Особенно эффективно проведение: интерактивных лекций, семинаров и консультаций в смешанном, дистанционном обучении и дополнительном обучении; организация онлайн конференцийили круглых столов с участием территориально распределённых участников; информационноознакомительные беседыили интервью для фокусгрупп.Рассматривая возможныедидактические функциинеобходимо говорить о том, что основные методические инновации в образовании сегодня связаны с применением интерактивных методов и технологий обучения, которые предполагают такую организацию процесса, при которой практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность актуализировать и рефлексировать собственный профессиональный опыт и опыт своих коллег [6]. Наиболее общие характерные для всех средств интернет коммуникаций, дидактические функции позволяют:организовывать систему дистанционного обучения педагогов;организовывать оперативную консультационную помощь воспитателям, методистам, руководителям образовательного учреждения;обеспечить индивидуализацию сопровождения;усилить мотивацию обучения участников образовательного сообщества;обеспечить гибкость управления процессом сопровождения и изменить контроль за деятельностью слушателей;активно развивать навыки самостоятельной работы участников;формировать умения добывать информацию из разнообразных источников и производить её критическую оценку;формировать коммуникативные навыки и культуру профессионального общения;реализовывать педагогические технологии обучения в сотрудничестве (например, метод проектов)[6, 7].Для вебинаров в частности можно выделить несколько специфических дидактических функций [8].1.Возможность реализации синхронного и асинхронного сопровождения педагогических кадров. В том случае если педагог участвует в онлайнвебинаре, т.е. слушаетведущего в режиме реального времени и может задать ему вопрос через чат, то имеет место синхронное сопровождение. Если же педагог скачивает запись вебинара, прошедшего определенное время назад, то речь идет об асинхроннром типе электронного сопровождения.2.Возможность использования инновационных педагогических подходов таких, как смешанное обучение (blending learning), перевернутое обучение (flipped learning) и др.Приведем пример использования вебинара в системе методической поддержки педагогов дошкольногопрофиля. На базе Международного Центра проблем Детства и образования ВГСПУ регулярно проводятся международные вебинары по различным аспектам дошкольного образования. Организаторами являются Международный центр и Высшая школа прикладных наук г. Гамбург (Германия). Для организации вебинаров используется система AdobeConnect, которая является одним из лидеров данного рынка в сфере образования. Данная система, основана на Flashи позволяет проводить онлайн встречи, презентации с использованием Power Point, совместно работать с десктопприложениями, кроме того легко позволяет транслировать видеофайлы. Решение Adobe Connect включает в себя следующие модули:Adobe Connect Meeting –виртуальная классная комнатаили система вебконференцсвязи;Adobe Connect Training –система дистанционного обучения (СДО);Adobe Connect Events –модуль работы с открытыми семинарами и конференциями;Adobe Presenter –средство для быстрой разработки курсов.Для реализации задач методического сопровождения педагогов и студентов дошкольного профиля двух стран организаторами вебинаров используется виртуальная классная со следующими функциями.1.Многоточечная трансляция аудио и видео.2.Загрузка и воспроизведение видеофрагментов в формате Flash Video (FLV).3.Демонстрация презентаций PowerPoint с сохранением анимационных эффектов.4.Трансляция экрана компьютера и совместное использование приложений.5.Совместная работа над документами.6.Инструменты для общения: чат, обмен файлами, комментарии, опросы, ссылки.7.Запись собраний, редактирование записей, сохранение записей на своем компьютере.Использование виртуальной класснойкомнатыочень удобно для участников онлайн встреч, так как позволяет работать с презентационными материалами в онлайн режиме. Поскольку имеется два ведущих –с Российской и Германской стороны, система удобна возможностью для слушателей оставлять комментарии и вопросы для ведущих с обеих сторон. Имеется возможность загружать материалы после окончания вебинара, что особенно актуально для педагогов, не имевших возможности «живого» участия.

Таким образом, можно заключить, что успешность и качество вебинара в большей мере зависят от эффективной организации и педагогического качества используемых материалов, а также педагогического мастерства педагогов, чем от конкретных технических возможностей. Это связано с тем, что эффективность любого вида дистанционного обучения зависит от: эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они физически разделены расстоянием; используемых при этом педагогических технологий; эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки; эффективности обратной связи [9].

Ссылки на источники1.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ Под ред. Е.С.Полат.

М., Академия, 1999.–224с.2.Дистанционное обучение / Под ред. А.С. Полат.–М. : Владос, 1998.–192 с.3.Ахаян А.А. Дидактические возможности компьютернойкоммуникации на основе Internetтехнологий, как инструмента дистанционной научнообразовательной деятельности. –URL: http://www.emissia.org/offline/2000/770.htm.4.Там же.5.Красильникова В.А. Информационные и коммуникационные технологии в образовании. –Оренбург:ГОУ ОГУ, 2006. –235 с.6.Сысоев П.В. Cовременные информационные и коммуникационные технологии: дидактические свойства и функции. –URL: http://www.lib.tsu.ru/mminfo/000349304/17/image/17120.pdf.7.Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., МоисееваМ.В. Теория и практика дистанционного обучения.–М.: Академия, 2004.8.Геркушенко Г.Г., Соколова С.В. Проектирование и реализация программноаппаратного комплекса для проведения образовательных вебинаров// Инновационные информационные технологии: матер. Междунар. науч.практ. конф., г. Прага, Чехия, 22–26 апр. 2013 г. В 4 т. Т. 1.–М., 2013. –C. 123128.9.Полат Е.С., Петров А.Е., Аксенов Ю.В. Концепция дистанционного обучения на базе компьютерных телекоммуникаций в России. –URL: http://www.ode.ru/ejournal/1998/concept.html.

Sokolova Svetlana,candidateof Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics of preschool education, Volgograd State SocialPedagogical University, Volgogradsvetlana@gerkushenko.ru

Gerkushenko Georgy,candidateof Engineering Sciences, Associate Professor at the chair of CAD, Volgograd State Technical University, Volgogradgeorgiy@gerkushenko.ruDidactical aspects of using webinars for methodical scaffolding of preschool teachers’ professional activityAbstract. The authors highlight the aspects of using webinars as a tool for organizing methodical scaffolding and support of preschool education teachers’ activity. The authors analyze the possibilities of existing Internet technologies for organizing methodical scaffolding process. They describe the didactical features of webinars, and their didactical functions. Keywords:preschool education, information technologies, webinar, methodical scaffolding.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»