Формирование навыков эффективной мыслительной деятельности в процессе обучения в вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ахметжанова Р. Н. Формирование навыков эффективной мыслительной деятельности в процессе обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 4136–4140. – URL: http://e-koncept.ru/2014/55092.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые приемы формирования метакогнитивных умений и навыков студентов посредством визуализации информации с целью активизации их интеллектуальной активности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ахметжанова Раиса Нигматжановна,кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языковФГБОУ ВПО Башкирский аграрный государственный университетahmetjanova_r@mail.ru

Формирование навыков эффективной мыслительной деятельности в процессе обучения в вузе

Аннотация.В статье рассматриваются некоторые приемы формирования метакогнитивных умений и навыков студентов посредством визуализации информации с целью активизации их интеллектуальной активности.

Ключевые слова:эффективность, обучение, виды (типы) мышления, интеллекткарты, предметные карты, метакогниция.

Вся жизнь есть обучение, и каждый в ней учитель и вечный ученик.А. Маслоу

Проблема повышения эффективности мыслительной деятельности студентов является приоритетной и актуальной на всех этапах и направлениях обучения.Одним из важнейших условий эффективности обучения, несомненно, является сформированность навыков эффективного мышления обучающихся. Эффективность –это сопоставление или соизмерение результата деятельности и затрат на ее осуществление. Эффективность мышления –это управление собственными мыслительными процессами, способность ограничивать и направлять мысли, "расковывать" их при необходимости, концентрировать, использовать временные параметры мыслительных процессов [1].

В последнее время обучениемногими исследователями определяется как управляемый процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Справедливо отмечается, что в ходе обучения накладываются друг на друга два вида активности: 1)взаимодействие между обучающими обучаемым,2)непосредственные умственные и физические действия, которые осуществляет обучаемый для присвоения некоторого учебного содержания, способа деятельности [2]. Другими словами, процесс обучения предполагает такие когнитивные действия, как восприятие (распознавание) информации, усвоение (запоминание, хранение) информации в неизменном и/или измененном (переработанном, осмысленном) виде, создание новой информации, а также применение её на практике, передача информации и др.Исследования в области когнитивистики выявили целый ряд видов (типов) мышления, выделенных по различным критериям:1)по динамике мышлениявыделяютдогматическоемышление –приверженность какойлибо идее без оценки её актуальности, превращение идеи в единственный системообразующийфактор концепции, явное нежелание критически переоценивать исходную идею;стереотипноемышление –склонность мыслить принятыми шаблонами, боязнь отойти от этих шаблонов и попасть в область неопределенности, потерять ориентиры оценок;гибкоемышление –способность меняться в соответствии с развитием науки, практическими потребностями эффективной деятельности.2)по степенииндивидуальности выделяют:индивидуализированноемышление, в котором наиболее ярко проявляются такие черты личности, как индивидуальность, неординарность. К сожалению, иногда индивидуализация мышления приводит к ситуации властного самоутверждения, манипулирования сознанием;

тенденциозноемышление, часто ограниченное какойлибо тенденцией оценок, подходов, выбора вариантов. Эти тенденции могут быть результатом опыта или господствующей идеологии. Могут они быть и результатом деформированной системы знаний;

коллективизированноемышление, реагирующее на коллективное мнение или аккумулирующее определенным образом различные типы мышления, господствующего в коллективе.В основе каждого из типов мышления лежит определенная методология, которая либо сознательно выбирается, либо бессознательно формируется, как выражение накопленного опыта. Во втором случае она несет как позитивные, так и негативные компоненты опыта. И те и другие всегда присущи опыту, поэтому его необходимо корректировать и дополнять знаниями.по факторам методологии, таким как подход к анализу и оценкам, средствам и методам исследования, выделяют 

аспектноемышление, которое характеризуется поиском какогонибудь одного, наиболее важного аспектапроблемы в тех случаях, когда проблема достаточно сложна и в целом ее решать весьма трудно или когда нет необходимости все аспекты проблемы решать в комплексе (по закону экономии усилий). Недостатком является одностороннее восприятие проблемы, отсутствие учета взаимосвязи ее различных аспектов, в результате чего возникает опасность искаженного представления о проблеме.системноемышление –наиболее эффективный тип мышления, который является весьма ценным качеством исследователя, потому что оно помогает охватить в оценках и анализе все явление целиком, учесть самые различные связи между его компонентами, свойствами и характеристиками, найти главное –системообразующий фактор, увидеть невидимые аспекты проблемы, прогнозировать поведение элементов;концептуальноемышление(разновидность системногомышления) включает в себя все преимущества системного, но отличается от него повышенным вниманием к формированию концепции. Этот тип мышления предполагает всесторонний учет особенностей изучаемого явления на основе комплекса принципов, которые гарантируют сохранение сущностных признаков, предохраняют от "потери сущности" в процессах анализа, оценок, изучения явления. Поэтому эффективность мышления исследователя зависит от того, в какой мере присущий ему тип мышления соответствует конкретным условиям, целям и возможностям исследования, как развивается его мышление в процессах самообразования. Более детально описание приведенных выше видов мышления см. [1]. Термин «латеральное мышление» («lateral thinking») (или «боковое мышление» от англ. Lateral –боковой, поперечный, направленный в сторону), ввел в науку Эдвард де Боно (британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления), разработавший систему научных методов по развитию в человеке способностей к активному творческому поиску –к «взвешенному», «нешаблонному» мышлению [3, 4].

Интеллекткарты (Mindmaps) Т. Бьюзена и предметные карты и Э. Боно

На русский язык термин «Mindmap»может переводиться как «карта мыслей», «интеллекткарта», «карта памяти», «ментальная карта», «ассоциативная карта», «ассоциативная диаграмма» или «схема мышления». Методика визуального представления движения мысли в процессе решения тех или иных проблем разработана психологом Тони Бьюзеном [5]. Интеллекткарта –это графическое выражение процесса радиантного мышления (термин, также использумый Э, Боно) и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге. Метод интеллекткарт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решатьразнообразные интеллектуальные задачи. Приведем пример интеллекткарты «Области применения Mindmap». Многочисленные примеры интеллекткарт можно найти на сайте: www.mindmap.ru)Интеллекткарта имеет четыре существенных признака:1)объект внимания/изучения кристаллизован в центральном образе;2)основные темы, связанные с объектом внимания/изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей;3)ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами. Вторичные идеи также изображаются в виде ветвей, отходящих от ветвей более высокого порядка; то же справедливо для третичных идей и т. д.;4)ветви формируют связанную узловую систему.Качество интеллекткарт можно улучшать с помощьюцвета, рисунков, сокращений (например, общепринятых аббревиатур).Интеллекткарты помогают усвоить разницу между способностью к хранениюобъема информации, которая может быть запечатлена в памяти, и эффективностью хранения информации, повысить которую призван данный метод. Эффективное хранение информации в мозге увеличивает объем усвоенной информации. Это напоминает разницу между хорошо и плохо организованным складом или между двумя библиотеками, в одной из которых имеется каталог книг, а в другой таковойотсутствует [6].По мнению многочисленных последователей и пропагандистов этой весьма плодотворной идеи [см, например, 7, 8, 9, 10], в контексте обучения, интеллекткарты можно использовать для следующих задач:конспектирование (учебников, книг, статей, лекций и др.);написание статей/рефератов/курсовых;анализ/понимание;запоминание;презентации (http://www.mindmap.ru/?s=30). При подготовке и проведении презентации интеллекткарты помогают практически на каждом этапе:сбор и анализ материала подготовка плана выступления использование интеллекткарт, как наглядного материала (плакаты, слайды) раздаточные материалы в виде интеллект карт;принятие решений (http://www.mindmap.ru/?s=28) «мозговой штурм» с использованием Интеллекткарт: (http://www.mindmap.ru/?s=27). Как показывает практика, если собирать идеи, рождаемые в ходе мозгового штурма именно в виде интеллекткарт, то с ними гораздо удобнее работать, ни одна из идей не потеряется в ходе обсуждения, легко создаются новые идеи, т.к. карта сама способствует генерации новых идей.Как видно из вышеизложенного, диаграмма связей, или интеллекткарта, карта мыслей, ассоциативная карта, —это не только способ изображения, но и весьма эффективный прием наблюдения и самоконтроля при переходе от этапа ассоциативного мышления к системному с помощью схем. Тони Бьюзен в общей сложности написал 82 книги на эту тему, в которых систематизировал принципы конструирования ментальных карт и правила их использования. Самая известная из них – «Научите себя думать», входящая в список 1000 величайших книг тысячелетия [11]. Рассмотрим еще один пример оригинальной эффективной методики «когнитивного самообучения» –предметная картаЭ.Боно. Ярким примером предметной картыЭ.Боно стала «картаотношения к ситуации», или ПЛЮМИН (проверка цели на истинность)«Само название ПЛЮМИН означает «Плюсы –Минусы –Интересно»… Вместо того чтобы просто реагировать на требования обстоятельств, человек рисует карту своего отношения к ситуации.Делает он это следующим образом: вначале отмечает положительные стороны рассматриваемого вопроса, записывает все, что при этом приходит ему в голову, и ставит «плюсы» напротив каждого отмеченного пункта момента –выносит ему свою оценку. После этого он описывает отрицательные стороны вопроса, «выставляет» им «минусы» и в заключение приступает к оценке тех явлений, которые имеет смысл для себя подчеркнуть, но которые нельзя безоговорочно отнести ни к положительным моментам –«плюсам», ни к отрицательным –«минусам». Такие пункты получают оценку «интересно». После этого карту своего отношения к ситуации, или «Карту ПЛЮМИН», можно считать составленной. А когда у человека имеется карта, ему остается только сверить по ней намеченный маршрут» (Из книги Э. Боно «Шесть шляп» [12]).Высокая эффективность и притягательность рассмотренных двух приемов активизации мыслительной деятельности обусловлена, на наш взгляд, тем, что они основываются на формировании метакогнитивных умений обучаемых.

Метакогниция (термин, введенный в обиход в 1970 г. Джоном Флэйвелом [13]), обозначает особый познавательный процесс, направленный на понимание собственной когнитивной деятельности, или, проще говоря, «мыслительную деятельность, направленную на понимание процессов мышления». Метакогниция является личностным свойством и сохраняется в поведении индивида при решении им любой задачи, в любой области научного знания Она определяется как: знания и контроль за собственным мыслительным процессом и учебной деятельностью;осознание собственного процесса мышления и содержания собственной системы представлений, активный мониторинг своего когнитивного процесса для целей дальнейшего обучения и использование эффективных приемов для решения познавательных задач;осознание и управление собственным мышлением.мониторинг мыслительного процесса и управление им.Исследователи в области когнитивной психологии связывают метакогницию с рядом других психологических феноменов, таких как метапамять, критическое мышление и мотивация. В последнее время заметно возрос интерес к прикладным возможностям метакогниции, в частности как одного из надежных показателей, прогнозирующих успех в учебной деятельности [см. об этом подробно: 14].В русле метакогнитивного подхода следует, на наш взгляд, интерпретировать термины «эффективное мышление» [15]. и «умелое (критическое) мышление» [16]. в названиях различных семинаровтренингов. Так, например, можно обнаружить «алгоритм эффективного мышления», который, по мнению автора, включает четыре операции:

1. Определить, что в данный момент для вас наиболее ценно и не противоречит ли это вашим основным (глобальным) целям в жизни. 2. Составить текущую иерархию ценностей, определяя наиболее и наименее значимые задачи и цели.3. Сопоставить каждый элемент иерархии с вашими глобальными целями. 4. Определить, какойиз элементов иерархии поможет в решении глобальных целей наиболее эффективно. Принцип эффективного мышления помимо основного алгоритма, включающего четыре изложенных выше позиции, предполагает использование еще двух методик —переключения(инкубации,в другой терминологии) и всем хорошо известного «мозгового штурма» [15]. В программе семинаратренинга Е.Волкова находим сочетание терминов «умелое (критическое) мышление» и «эффективное решение проблем» в действительности постулируются метакогнитивные принципы: Эффективное умелое мышление —это способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения [16].Особое место в системе формирования навыков эффективного мышления занимает обучение такому виду речевой коммуникации, какслушание (аудирование). Слушание, при котором слушатель вовлечен впроцесс общения истараетесь понять (!)собеседника, называется активным.На каждом занятии необходимо отрабатывать основные приемы активного слушания [17]:Выяснение, уточнение:—янепонял—повторите еще раз…—что выимеете ввиду?—немоглибы Выобъяснить?Парафраз, тоесть повторение слов собеседника своими словами, чтобы удостовериться, что выего правильно поняли:

Отражение чувств:—мне кажется, Вычувствуете…—понимаю, Высейчас разгневаны…Резюмирование:—итак, Высчитаете…—Ваши слова означают…—другими словами…

В заключение отметим, что описанные нами некоторые визуальнографические и аудиальные техники формирования метакогнитивных умений и навыков студентов активно используются нами на занятиях по таким дисциплинам, как «Русский язык и культура речи», «Речевая коммуникация» и нек. др. Важнейшая составляющая учебного процесса –специальные занятия, которые называются «Учимся думать», «Учимся слушать», включенные в программы данных дисциплин. На этих занятиях студенты знакомятся с техникой составления личной Mindmapкартотеки, карт ПЛЮМИН, а также традиционных схем, таблиц и диаграмм, овладевают «искусством слушать». Впоследствии эти умения используются ими во время выполнения самостоятельных работ, домашнего задания, конспектирования лекции, подготовки плана/текста/карты ораторского выступления, участия в дискуссии, ролевых играх и др., поскольку эти приемы направлены на развитие интеллекта, памяти и воображения –основы творческого потенциала.

Ссылки на источники1.Коротков Э. М. Исследование систем управления. –М.: Издательскоконсалтинговая компания «ДеКА». –2000. –URL: http://www.bibliotekar.ru/sistemaupravleniya/index.htm –[Дата обращения 23.02.2014].2.Лебединцев В. Б. Теоретикодидактические предпосылки создания новых систем обучения // Инновации в образовании. –2012. –№ 3. –С.519.3.Боно Э. Латеральное мышление. –Мн.: ООО «Попурри», 2005. –URL: http://www.galactic.org.ua/Biblio/lm1.htm–[Дата обращения 23.03.2014].4.Боно Э. Научите себя думать: самоучитель по развитию мышления/Э. Боно//Пер. с англ. А. А. Курсков.Мн.: 000 «Попурри», 2005.288 с.5.Бьюзен Т.. Супермышление.. –URL: http://bookz.ru/authors/tonib_uzen/supermi6_677/page4supermi6_677.html –[Дата обращения 23.02.2014].6.Бьюзен Т., Бьюзен Б. Интеллекткарты. Практическое руководство. –М.: Попурри, 2010. –368 с. 7.Горовая Т. П. Методика создания интеллекткарт по русскому языку: Методическое пособие Опубликовано 26.06.2011 –URL: http://metodisty.ru/m/files/view/metodicheskoe_posobie_2011_06_20–[Дата обращения 23.03.2014].8.Полякова Е.В. Интеллекткарты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуализации информации // Международный научноисследовательский журнал. –2012. –№ 8 (август). –Серия Пед. науки. Психол. науки –URL: http://researchjournal.org/featured/pedagogy/intellektkartykaksposobaktivizac/–ISSN 22276017 ПИ № ФС 77 51217 –[Дата обращения: 18.03.2014].9.Учить учиться (книжка) –URL: http://as2x2.com/content/uchituchitsyaknizhka–[Дата обращения 23.02.2014].10.Филиппович А. Ю. Когнитивные, концептуальные и ассоциативные карты –URL: http://blogs.itclaim.ru/andrey/2011/01/19/cognitivemaps/–[Дата обращения 23.02.2014].11.Бьюзен Тони. Научите себя думать!. –URL: http://elibra.ru/read/243887nauchitesebyadumat.html–[Дата обращения 23.03.2014].12.Боно Э. Шесть шляп мышления.Питер; СПб.; 1997 –URL: http://bookz.ru/authors/edvarddebono/6est_6l_686/16est_6l_686.html13.Flavell J.H. Metacognition and cognitive monitoring: A new area of cognitivedevelopmental inquiry //American Psychologist. –1979. Vol. 34. № 10. –P. 906 911.14.Литвинов А. В., Иволина Т. В. Метакогниция: Понятие, структура, связь с интеллектуальными когнитивными способностями (по материалам зарубежных исследований) –С. 59 60 [URL: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/SZP032013/SZP0591.htm] –[Дата обращения 23.03.2014].15.Шереметьев Л. Эффективное мышление –URL: http://www.rentalhome.ru/polezno_znat/clauses/show118/: –[Дата обращения 23.02.2014].16.Волков Е. Умелое (критическое) мышление и эффективное решение проблем –URL: http://www.evolkov.net/training/skilled.critic.think.&.problem.solving.01.html–[Дата обращения 23.02.2014].17.Ахметжанова Р.Н. Формирование навыков эффективного слушания // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: Материалы Х Международной научнопрактической конференции 2022 апреля 2011 г. –СПб.: Издво РГПУ им. А.И,Герцена, 2011. –С.102104.

Akhmetzhanova Raisa NigmatjanovnaСandidate of Philological Sciences, associate professor of the chair of foreign languagesFederal State Educational Institution of Higher Professional EducationBashkir State Agrarian University, UfaSkills for effective cognitive activity in the process of studying at the UniversityAbstract. The paper conciders some methods of formation of metacognitive skills of students through visualization of information to enhance their intellectual activity.Keywords:effectiveness, learning, ways of thinking, mind maps, subject maps, metacognition