Влияние бедности и малообеспеченности граждан на экономическую безопасность государства

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Молчан А. С., Байкенич В. Е., Болгарская А. Д. Влияние бедности и малообеспеченности граждан на экономическую безопасность государства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № 2 (февраль). – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/15027.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам обеспеченности экономики государства рабочей силой, бедности и реформирования сферы образования в условиях современной России. Авторы обосновывают набор факторов и условий (формирование систем развития и поддержки профессиональных компетенций персонала, динамичность и гибкость социальной структуры, эффективность социальной политики), влияющих на экономическую безопасность государства в условиях инновационного развития.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
УДК001Молчан Алексей Сергеевич,доктор экономических наук, профессор кафедры экономической безопасности ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г.Краснодарmolchan.alexey@gmail.com

Байкенич Виктория Евгениевна, студентка ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодарmangaka_18@mail.ru

Болгарская Ангелина Дмитриевна, студентка ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет», г. Краснодарmangaka_18@mail.ru

Влияние бедности и малообеспеченности граждан на экономическую безопасность государства

Аннотация.Статья посвящена вопросам обеспеченности экономики государства рабочей силой, бедности и реформирования сферы образования в условиях современной России. Авторы обосновывают набор факторов и условий (формирование систем развития и поддержки профессиональных компетенций персонала, динамичность и гибкость социальной структуры, эффективность социальной политики), влияющих на экономическую безопасность государства в условиях инновационного развития.Ключевые слова: экономическая безопасность, бедность, занятость, рабочая сила,образование, квалифицированные кадры.Раздел: (04)экономика.

В общемировой практике проблема бедности присуща любому обществу независимо от общественного устройства. В России, как и в большинстве стран мира, уровень бедности определяется на базе бюджета прожиточного минимума.

Бюджет прожиточного минимума, рекомендуемый как основа социальных гарантий трудоспособному населению, представляет собой набор товаров и услуг, удовлетворяющих самые насущные текущие потребности работника на уровне таких нормативов, ниже которых нарушается физическая активность и здоровье. Сюда входят расходы на питание и непродовольственные товары краткосрочного пользования, включая оплату за жилье, транспорт, связь и ремонт предметов домашнего обихода, а также налоги и иные платежи [1].Большие масштабы бедности, особенно вразвивающихся странах, представляют серьезную опасность не только для национального, но и для мирового устойчивого развития.

С позиции процессов глобализации следует различать внутреннюю и внешнюю угрозу экономической безопасности страны.Под внутренними угрозами понимают неспособность страны к самосохранению и саморазвитию, обусловленную состоянием собственной экономики. Здесь необходимо отметить, что если зарубежные исследователи основное внимание уделяют внешнеэкономической безопасности государства, то современные российские исследователи в рамках проблемы экономической безопасности преимущественно рассматривают обеспечение внутренней безопасности. УДК001Различают следующие виды уровней бедности:национальный;международный.Национальный уровень бедности–этодоля населения, живущего ниже национальной черты бедности. В большинстве стран мира,в том числе в России, под национальной чертой бедности понимаетсядоход ниже прожиточного минимума, т.е.не позволяющий покрывать стоимость потребительской корзины –набора самых необходимых по меркам данной страны в данный период времени товаров и услуг. Во многих развитых государствах бедными считаются люди с доходом в размере 40–50% от среднего дохода по стране.Международный уровень бедности–этодоход, обеспечивающий потреблениеменее чем на 2 долл. в деньпопаритету покупательной способности. Определяют также международный уровень чрезвычайной бедности (или, иначе,сверхбедности) –доход, обеспечивающий потребление менее чем на 1 долл. в день. Это, по сути, предельный уровень бедности с точки зрения выживания человека.Паритет покупательной способности (ППС) –это количество одной валюты, выраженное в единицах другой валюты, необходимое дляприобретения одинакового товара или услуги на рынках обеих стран [2]. Считается, что рациональный потребительский бюджет, который отражает уровень и структуру потребностей населения, необходимых для полного удовлетворения разумных потребностей человека, соответствует высокому достатку семьи, а минимальный потребительский бюджет приближает ее к среднему уровню. Действующая минимальная потребительская корзина не отвечает задачам динамичного развития страны, поскольку сохраняет все признаки «модели выживания»: большая часть расходов приходится на группу «продукты питания», что характерно для слаборазвитых экономик. Использование бюджета прожиточного минимума в качестве минимальных социальных гарантий работникам оправдывалось лишь кризисным состоянием российской экономики. По мере стабилизации экономики необходимо повышать границу социальных гарантий работников до потребительского бюджета более высокого уровня. С возобновлением экономического роста постепенно критерием минимального индивидуального потребления идоходов должен стать прожиточный минимум, который основывается на бюджете материальной обеспеченности более высокого стандарта, учитывающем весь круг основных потребностей [3].Еще одним критерием бедности является структура потребительских расходов. Треть расходов на питание тратят крайне бедные семьи, а если на питание расходуется 50%, то это свидетельствует о крайней нищете. Данная закономерность была выведена в конце XIX в.бельгийским ученым Э. Энгелем. Специалисты полагают, что достойная жизнь семьи начинается с того момента, когда ее затраты на продовольствие составляют менее 30% от доходов. По оценкам, 60% россиян тратят на питание более 50% денежных доходов. С точки зрения развитых государств это очень много.

По оценкам Всемирного банка, общее количество бедных, т.е.живущих менее чем на 2 долл. в день, в мире составляет 2,5–3 млрд человек, втом числе общее количество людей, живущих в чрезвычайной бедности,–1–1,2 млрд чел. Иными словами,40–48% населения мира –бедные, а 16–19% –сверхбедные.В некоторых развивающихся странах проблема бедности уже давно переросла из внутренней проблемы в критическую, а иногда и патовую ситуацию. К примеру, в начале XXв.менее чем на 1 долл.в день приходится существовать 76% жителей Замбии, 71%–Нигерии, 61%–Мадагаскара, 55%–Танзании и 52%–Гаити.УДК001С 80х гг. XX в. по начало XXI в. численность людей, живущих в чрезвычайной бедности, сократилась примерно на 200 млн. Это произошло главным образом за счет уменьшения количества сверхбедных в Китае. С начала 90х гг. проявляется тенденция к сокращению количества сверхбедных в другом многонаселенном государстве –Индии. В то же время в странах Африки южнее Сахары на протяжении последних 20лет, наоборот, наблюдался постоянный рост численности сверхбедных [4].Также следует рассмотреть, как связана малообеспеченность с занимаемыми в системе производственных и в целом рыночных отношений структурными позициями.В связи с этим важно прежде всего оценить специфику профессиональных позиций малообеспеченных, а также техактивов, которыми они располагают и которые могут предложить на рынках труда, капитала, товаров и услуг. Обратной стороной этой проблемы выступает уточнение характера самих этих рынков –от их пространственной локализации до их спектра.

Вероятность для представителей различных профессиональных статусов попасть в состав тех или иных страт, выделенных по их уровню жизни, %

Предприниматели, самозанятые, руководители всех уровней и специалисты (как гражданские, так и военные) в массе своей в состав малообеспеченныхслоев не попадают, причем по каждой из этих социальнопрофессиональных групп в отдельности этот принцип также соблюдается. Что же касается неквалифицированных рабочих, пенсионеров и безработных, то они оказываются в массе своей именно малообеспеченными. При этом если из числа безработных вывести домохозяек и домохозяев, оставив только реальных безработных, то картина распределения их по стратам практически совпадет с картиной по неквалифицированным рабочим. При выборе путей, методов социальной защиты неимущих слоев населения необходимо исходить прежде всего из того, что основным гарантом этих программ является государство, а главным источником финансирования –государственный бюджет. Регулирование доходов и потребления сегодня должно быть направлено прежде всего на преодоление бедности, которая приняла массовые масштабы, а также смягчение значительной дифференциации в доходах и потреблении богатых и бедных [5]. Ведущая роль государственного регулирования доходов находит свое отражение в смягчении возможных неблагоприятных последствий либерализации экономики, сохранении необходимого баланса между требованиями экономической эффекУДК001тивности и социальной защиты населения. В настоящее время обеспеченность предприятия высококвалифицированной рабочей силой, способной быстро адаптироваться к требованиям современного производства, осваивать новые участки, объединять усилия членов коллектива является существенным фактором, обеспечивающим конкурентоспособность предприятия.Профессии и специальности, которые получали обучающиеся в результате профессиональной подготовки в тех или иных учебных учреждениях, в значительной степени не соответствовали реально существовавшим довольно ограниченным возможностям трудоустройства, в результате чегодоля молодых людей в возрасте до 29 лет составляла 30% безработных, в то время как предприятия испытывали значительный дефицит рабочей силы. Для этого необходима высококвалифицированная рабочая cилa. На сегодняшний день государство в должной мере таковой не располагает и встает вопрос о ее подготовке.Существующая сегодня информационная база не позволяет с высокой степенью достоверности определить ни совокупный спрос экономики страны на рабочую силу, в частности молодежь, ни полный объем предложения со стороны потенциальных работников и, соответственно, потребность в рабочих местах. Значительное число вакансий по наиболее конкурентоспособным рабочим местам замещается предприятиями за счет самостоятельного приема работников, который они вправе вести без обращения в центры занятости [6].Средства массовой информации наряду с известными учеными, деятелями образования, представителями правительственных структур активно рассматривают проблемы и особенности национальной системы образования и перспектив ее развития, что обусловлено не только государственной приоритетной политикой в этой области, но и живым обывательским интересом к данному сектору хозяйственной деятельности. В настоящее время выпускники учебных заведений, ведущих профессиональную подготовку, попрежнему являются одним из существенных возможных источников удовлетворения потребности предприятий и организаций в рабочей силе. Анализ динамики выпуска специалистов разного уровня квалификации учебными заведениями Российской Федерации показал значительный рост масштабов выпуска специалистов со средним специальным и высшим профессиональным образованием и сокращение подготовки квалифицированных рабочих, потребностьпроизводства в которых растет наиболее высокими темпами.Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед. Прежде всего, это выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи –иными словами,делает ставку на лидеров и содействуетраспространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, –это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики –образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех. С другой стороны, государствунужно направитьусилияна обеспечение доступности образования, выравнивание условий получения образования, например: обеспечение всех школ высокоскоростнымдоступомк глобальным информационным ресурсам, разУДК001мещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих. Утвержденная в феврале 2011 г.Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 гг. подтверждает и расширяет границы модернизации системы профессионального образования, определяет приоритетные ориентиры государства в становлении новых форм взаимодействия государства, экономики, науки, образовательной системы на пути подготовки высококвалифицированных кадров, востребованных на современном рынке труда [7]. Начальное профессиональное образование продолжает оставаться наиболее проблемным. Попытки реформирования начального профессионального образования, нацеленные на усиление его социальной направленности, не дают пока должного эффекта. Для средней профессиональной школы характерен ряд проблем, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено ее инновационное развитие. Одной из проблем является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза по отраслям экономики, нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием, низкой ценой труда молодого специалиста.Для того чтобы грамотно выстроить систему развития и поддержки профессиональных компетенций персонала, необходимо: оценить профессиональный потенциал персонала; провести анализ результатов исследования и установить связь между профессиональными компетенциями персонала и индивидуальной результативностью; разработать и внедрить программы развития персонала; осуществлять мониторинг изменений.Подготовка персонала требуется в тех случаях, когда работник приходит на предприятие; когда работника назначают на новую должность или поручают ему новую работу; когда у работника не хватает навыков для выполнения своей работы, а также когда происходят серьезные изменения в экономике организации или во внешней среде. Подготовка квалифицированных кадров представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на систематическое получение и повышение квалификации, отвечающей текущим и перспективным целям организации и обеспечивающей соответствие требований, предъявляемых рабочим местом к способностям работника.Учитывая, что структура специальностей, полученных выпускниками вузов, зачастую не отвечает спросу предприятий на рабочую силу, реальные возможности обеспечить прохождение студентами учебной, производственной и преддипломной практики для вузов весьма ограничены. Невозможность организации практики на сегодняшний день является общей проблемой учреждений высшего и среднего специального образования.Отсутствие производственных контактов большинства учебных заведений с предприятиями и организациями препятствует не только рациональной организации профессиональной подготовки специалистов, но в значительной степени и их трудоустройству по окончании обучения. Однако основной функцией учебных заведений является качественная подготовка профессионалов.В целом следует сказать, что проблема реформированиясферы образования, совершенствования системы профессиональной подготовки и трудоустройства молодежи –одна из основных проблем современного российского общества, и от того, насколько грамотно и обдуманно она будет решена сегодня, зависит будущее нашей страны, ее конкурентоспособность на мировом рынке.УДК001Сегодня население страны поставлено в такие условия, когда любая, даже самая эффективная стратегия реформ не может быть реализована без немедленного спасения трудового потенциала страны, для чего необходимо проведение эффективной социальной политики. После более двадцати лет реформ стала очевидной пагубность недооценки решения социальных проблем. Реформы в их избранном варианте привели к беспрецедентной производственной деградации и обнищанию значительной части населения [8]. Однако эффективность экономических реформ и обеспечение на их основе экономического роста возможны только тогда, когда параллельно с ними формируется динамичная и гибкая социальная структура. Эффективная социальная политика в современныхусловиях предполагает создание принципиально новых механизмов функционирования социальнотрудовых отношений: перераспределение доходов населения, сокращение дотирования и льготного кредитования различных отраслей, реструктуризацию рынка труда, проведение реформы оплаты труда, создание благоприятных условий для активной экономической деятельности всех членов общества. Таким образом, можно утверждать, что грамотная социальная политика государства может стать действенным инструментом решения проблем бедности и малообеспеченности, гарантом экономической безопасности государства.

Ссылки на источники1.

Бобков В. Уровень социального неравенства // Экономист. –2006. –№ 3. –С. 59–63.2.Тихонова Н.Е. Малообеспеченность в современной России: причины и перспективы//Социологические исследования (СОЦИС). –2009.–№ 9.3.Щепакин М.Б., Маштаков А.И. Человеческий ресурс − ключевое звено устойчивого развития экономики региона // Вопросы структуризации экономики. –2010. –№ 2.–С. 530–534.4.Генкин Б.М. Экономика труда икачество жизни. –СПб.,2005. –298 с.5.Голотина И.И., Молчан А.С. Исторические предпосылки и современные подходы к определению и оценке «человеческого капитала» // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрногоуниверситета. –2013. –№ 93. –С. 1134–1147.6.Молчан А.С., Голотина И.И. Проблемы стоимостной оценки и учета «человеческого капитала» компаний в рыночных условиях // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. –2014. –№ 95. –С. 981–994. 7.Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163р // ГАРАНТ.РУ. –URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 550706478.Королюк Е.В. Специфические характеристики формирования институциональнохозяйственных систем в современной России // Вопросы экономики и права. –2012. –№ 51. –С. 54–60.

AlexeyMolchan,Doctor of EconomicSciences, Professor at the chair of Economic Security,Kuban State Technological University, Krasnodarmolchan.alexey@gmail.comVictoriaBaykenich,Student,Kuban State Technological University, Krasnodarmangaka_18@mail.ruAngelinaBolgarskaya,Student,Kuban State Technological University, Krasnodarmangaka_18@mail.ruThe effects of poverty and poor citizens on the economic security of the stateAbstract.The paper is devoted to the issue of ensuring the country's economy labor, poverty and education reform in modern Russia. The authors justify the set of factors and conditions (the formation of systems development and support of the professional competencies of staff, dynamic and flexible social structure, the effectiveness of social policies) that affect the economic security of the state in terms of innovative development.Keywords:economic security, poverty and employment, labor, education, skills.УДК001References1.Bobkov,V. (2006) “Uroven' social'nogo neravenstva”,Jekonomist,№ 3,pp.59–63(in Russian).2.Tihonova,N. E. (2009) “Maloobespechennost' v sovremennojRossii: prichiny i perspektivy”,Sociologicheskie issledovanija (SOCIS),№ 9(in Russian).3.Shhepakin, M. B. &Mashtakov,A. I. (2010) “Chelovecheskij resurs − kljuchevoe zveno ustojchivogorazvitija jekonomiki regiona”,Voprosy strukturizacii jekonomiki,№ 2,pp.530–534(in Russian).4.Genkin,B. M. (2005) Jekonomika truda i kachestvo zhizni,St. Peterburg,298 p.(in Russian).5.Golotina,I. I. &Molchan,A. S. (2013) “Istoricheskie predposylki i sovremennye podhody k opredeleniju i ocenke ‘chelovecheskogo kapitala’”,Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta,№ 93,pp.1134–1147(in Russian).6.Molchan, A. S. &Golotina,I. I. (2014) “Problemy stoimostnoj ocenki i ucheta «chelovecheskogo kapitala» kompanij v rynochnyh uslovijah”,Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta,№ 95,pp.981–994(in Russian). 7.“Koncepcija federal'noj celevoj programmy razvitija obrazovanija na 2011–2015 gg., utv. rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 7 fevralja 2011 g. № 163r”,GARANT.RU.Available at: http://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/ 55070647(in Russian).8.Koroljuk,E. V. (2012) “Specificheskie harakteristiki formirovanija institucional'nohozjajstvennyh sistem v sovremennoj Rossii”,Voprosy jekonomiki i prava,№ 51,pp.54–60(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»