Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Горев
П.
М.,
Сунцова
Е.
В. Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № 2 (февраль). – С.
76–80. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/15040.htm.
Аннотация. В статье предлагается один из вариантов наполнения содержанием дисциплины «Основы проектирования» для 10-го класса средней школы, определенной в качестве обязательной региональным компонентом учебных планов общеобразовательных учреждений Кировской области. Организация деятельности школьников осуществляется в активных формах по трем взаимодополняющим и взаимообусловленным линиям: технологии работы над созданием и описанием проектов; совершенствование личностных качеств участников проектной деятельности для успешного овладения ею; методы научного творчества и развития творческой личности средствами проектной деятельности. Результатом работы учащихся в рамках этой дисциплины становятся разработанные ими индивидуально социально значимые и исследовательские проектные работы.
Ключевые слова:
проект, мозговой штурм, основы проектной деятельности, научное творчество, психологическая инерция, управление проектами, презентация проекта, методы генерирования новых идей
Текст статьи
Горев Павел Михайлович,кандидат педагогических наук, доцент кафедры фундаментальной и компьютерной математики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировpavelgorev@mail.ru
Козлова Елена Владимировна,аспиранткафедры фундаментальной и компьютерной математики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировlenakoz84@mail.ru
Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы
Аннотация.В статьепредлагается один из вариантов наполнения содержанием дисциплины «Основы проектирования» для 10го класса средней школы, определенной в качестве обязательной региональным компонентом учебных планов общеобразовательных учреждений Кировской области. Организация деятельности школьников осуществляется в активных формах по трем взаимодополняющим и взаимообусловленным линиям: технологии работы над созданием и описанием проектов; совершенствование личностных качеств участников проектной деятельности для успешного овладения ею; методы научного творчества и развития творческой личности средствами проектной деятельности.Результатом работы учащихся врамках этой дисциплины становятся разработанные ими индивидуально социальнозначимые и исследовательские проектные работы.Ключевые слова:методы генерирования идей, мозговой штурм, научное творчество, основы проектной деятельности, презентация проекта, проект, психологическая инерция, управление проектами.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Метод проектов (технология проектной деятельности) давно и прочно вошел в практику работы средней школы. Чуждый классическому отечественномуобразованию, он имеет несомненные преимущества для воспитания активной жизненной позиции ученика, его способности ориентироваться в быстроизменяющемся мире, работать с информацией, выделяя из огромного количества сведений ту необходимую часть, которая может эффективно содействовать продвижению новых идей.Несмотря на все споры о необходимости или невозможности включения школьниковв проектную деятельность по отдельным предметам, знакомство с технологией проектной деятельности учащихся старших классов является не столько данью моде, сколько необходимым условием включения их в будущую созидательную творческую деятельность, обеспечивающую сознательный выбор профессии и дальнейший карьерный рост. Сегодня ни одна сфера человеческой деятельности не обходится без проектирования новых идей, а значит, метод проектов становится ведущим в профессиональной сфере человеческого бытия.Однако большое количествопубликаций и споров, касающихся вопросов проектной деятельности в средней школе, не решают главного вопроса: как научить работать над проектами икакими эти проекты должны быть?
Анализируя опыт приобщения школьников и активной молодежи к работе над проектами (см., например,[1;2]), мы пришли к выводу, что курс, знакомящий учеников с проектной деятельностью,должен быть внепредметным. Он не должен быть направлен на осуществление проектной деятельности в какойто одной сфере человеческой деятельности или одной области знаний, а должен давать учащимся общее представление о различных форматах проектной деятельности, направленных на решение и социальных, и исследовательских(научных)задач. Ко всему прочему, такой курс не должен быть оторван от общего учебновоспитательного процесса, осуществляемого в средней школе, а значит,должен давать прирост новых знаний, направленных на сознательное применение проектной деятельности, и нести воспитательноразвивающийпотенциал, обеспечивающий личностный рост обучающегося. Таким образом, мы пришли к выводу, что курс, знакомящий учеников старших классов с проектной деятельностью, должен осуществляться как минимум по трем взаимодополняющим и взаимообусловленным линиям: 1)знакомство с технологиямиработы над созданием и описанием проектов; 2)совершенствование личностных качеств участников проектной деятельности для успешного овладения ею; 3)знакомство с методаминаучного творчества и развития творческой личности средствами проектной деятельности.Курс «Проектная деятельность инаучное творчество»в объеме 68 академических часов для учащихся 10х классов, предлагаемый нами, осуществляется в рамках дисциплины «Основы проектирования» региональногокомпонентабазисных учебных планов для средних общеобразовательных учреждений Кировской области в 1011х классах, на которую отводится дванедельных часа. В пилотном проекте по реализации курса участвуют три 10х класса МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова.Курс предполагает решение вопросов формирования личностных и метапредметных результатов школьников и направлен:‒на обучениеметодам генерирования новых идей на основе научного творчества и преодоления психологической инерции [3;4];‒разработку, осуществление, публичную защиту и продвижение социально значимых проектов в образовательном пространстве лицея;‒разработку исследовательских работ учеников. При конструировании занятий курса мы в первую очередь ориентировались на необходимость включения активных и интерактивных форм взаимодействия учащихся и педагога, направленность на реальный конечный результат проектной деятельности.Кратко охарактеризуем основные линии реализации курса. В поурочном планировании, представленном в таблице, для каждого занятия определен номер линии, к которой оно преимущественно относится. Однако это деление достаточно условное.Первая линия предполагает знакомство учащихся с технологиямиработы над созданием,описанием, продвижением и защитойпроектов.Здесь определяются основные понятия, необходимые в работе над проектами, описываются признаки проекта, характеризуются виды проектов, обсуждаются возможные варианты представления продукта проекта.Большое внимание уделяется при этом описанию работы с проектной идеей, представляемой в так называемом «Паспорте проектной идеи» (см., например, [5]). Именно правильная работа на этом этапе позволяет сконструировать качественный продукт, отличающийся новизной идеи или ее воплощения. Так, на этом этапе ученики знакомятся с возможными этапамиуправления проектами, понятиемSMARTтеста разработки проектной идеии техникой проведения SWOTанализа, учатся определять угрозы и риски в проекте.Огромное значение при разработке проектатакжеимеет планирование этапов работы над ним. Именно поэтому достаточно большое количество учебного времени отдается вопросам планирования и управления проектами: описанию иерархическойструктурыработ проекта, разработкематрицы ответственности проекта, сетевогои календарногографиков. Подкрепляется вся эта работа знакомством учащихся с математическимиметодамисетевого планирования и управления.Сложными, но очень важными моментами в работе над проектами являются вопросы планирования бюджета на выполнение проекта и оценки его эффективности. Именно такая работа учит школьников смотреть на свой проект реально, с позиции потребителя продукта проекта. Определение этих аспектов позволяет продолжить разговор в контексте поиска необходимых ресурсов для осуществления проекта: временных, трудовых, материальных и финансовых. На этом этапе ученикам предлагается работа над бизнеспланом проекта и его эффективным представлением в формате презентации. Таким образом, первая линия курса определяет все этапы работы над проектом: от зарождения идеи до представления проектав форме текстового документа и презентациипотенциальным инвесторам и потребителям.Нельзя считать первую линию курса знакомство с технологиямиработы над созданием и описанием проектовоторванной от совершенствованияличностных качеств участников проектной деятельности для успешного овладения ею, что определяется второй линией курса, представленнойв большинстве своем интерактивными формами работы с учениками. Школьникам предлагается принять участие в мастерклассе поформулированию проектных идей, ролевой игре по выбору сферы ответственности за работу над проектом, тренинге «Мой идеальный план проекта», творческой мастерской «Сколько стоит проект», деловыхиграх«Ведение переговоров»и «Ищу инвестора», дискуссии«Кудауходит время?», деловыхиграх«Мне важно Ваше мнение»и«Я оратор». Все это способствует не только и не столько знакомству с работой над проектом, сколько обеспечивает включение учащихся в непосредственную проектную деятельность, в которой разговор ведется не о проекте, а средствами проекта.Третья линия курса направлена на знакомство учащихся с методаминаучного творчества и развития творческой личности средствами проектной деятельности. Для формулирования качественной проектной идеи часто бывает необходимо освободиться от так называемой психологической инерции, мешающей организации научного творчества. Поэтому учащимся предлагается изучить виды психологической инерции и способы ее преодоления. Но это только один аспект проблемы формулирования новых идей. Чтобы научиться формулировать новые идеи, нужно знать, как это делать, поэтому ученикам предлагается серия занятий по методам генерирования новых идей, таких как мозговой штурм, морфологический анализ, метод фантограмм и пр. К научному творчеству в этом курсе мы отнесли и вопросы, связанные с логикой простых и сложных высказываний, необходимых для правильного формулирования идей и продвижения проекта. Также к вопросам научного творчества близко примыкают вопросы визуализации идей и создания электронных презентаций. Все эти виды научной деятельности обеспечивают целостность курса как технологии создания качественных проектов на основе научного творчества.Таким образом, все три линии, дополняя и обусловливая друг друга, дают возможность школьнику рассматривать проектную деятельность как созидательный научный труд, не оторванный от реальной жизни и обеспечивающий рост личностных качеств ученика.Весь курс сопровождается созданием каждым учеником двух проектов: социального, направленного на реализацию идей совершенствования образовательного и культурного пространства лицея, и исследовательского, определяющего стремление ученика к будущей профессиональной деятельности.В первом случаекаждый ученик получает возможность разработки собственного социальнозначимого проекта, реализующегося в образовательном пространстве лицея и сопровождающегося конечным продуктом (результатом). Так, например, в этом учебном году разработаны и осуществляются такие проекты:«Радость в каждый дом помощь детскому дому», «Памятный альбом ученика», «Операция “Книжный обмен”», «Уроки handmade», «Лицейский клуб “Что? Где? Когда?”», «Операция “Твори добро!”» и многие другие.Другим результатом курса становится разработкапод руководством учителя или педагога дополнительного образования одной из предложенных тем, представленной в форме письменной работы (статьи), включающей элементы собственного исследования. К примеру, в этом году ученикам математического класса предложены работы на следующие темы: «Тригонометрический анализ правильных пирамид», «Геометрические построения “необычными” инструментами», «Коллекция полуправильных многогранников», «Неисчерпаемая бесконечность: факты и парадоксы», «Геометрия кристаллических решёток», «Мифы, легенды и сказки с точки зрения математики» и другие.Такая деятельность школьников приучает их к опыту исследовательской деятельности, проектированию своего времени и возможного результата, показывает социальную значимость их учебного труда и возможности представления результатов на внешнюю экспертизу.Следует сказать, что разработанныйкурс появился не спонтанно. В последние шесть лет в лицееуспешно проводитсямолодежнаяинтенсивнаяшколанаучного творчества «Прорыв: наука, творчество, успех». Учащиеся лицея, учителя, студенты в этой смене получают возможность не только укрепить свое здоровье, но и развить интеллектуальные и творческие способности. Образовательная программа лагеря построена на теории открытых задач и ориентирована на использование инновационных педагогических систем по развитию креативного мышления, таких как «ТРИЗпедагогика», тренинг креативного мышления, способствует формированию у подростков научной одаренности, лидерских качеств и активной жизненной позиции. Важным результатом выполнения программы является создание участникаминовых решений проблемных задач. Многие из разработанных учениками в ходе работы лагеря проектов находят отражение на различных конкурсах и выставках проектных работ школьного, городского и российского уровней. Отдельные идеи доводятся до авторских свидетельств (например, проект «Система развития образного мышления посредством оригами» получил свидетельство о государственной регистрации базы данных №2013621458 от 25 ноября 2013 г.).В заключениеотметим, что представленный курс реализуется сейчас в пилотном режиме и будет, несомненно, дорабатываться и видоизменяться. Отдельные вопросы его реализации мы планируем представить в виде серии статей в научнометодическом журнале «Концепт», открываемойданной публикацией.
Поурочное планирование курса
№ ЛинияТемазанятияФорма проведения11Введение в проектную деятельностьИнтерактивная лекция21Понятие проекта: признаки, виды, проектный продуктИнтерактивная лекция31Этапы управления проектамиПрактическая работа41Понятие проектной идеиИнтерактивнаялекция52Техники формулирования проектной идеиМастеркласс 63Понятие психологической инерции и ее видыИнтерактивная лекция73Общие правила и рекомендации по преодолению психологической инерцииТестирование.
Тренинг83Методы развития творческого воображения Тренинг93Неалгоритмические методы поиска новых решенийИнтерактивная лекция103Метод проб и ошибок и его оптимизацияПрактическая работа113Метод мозгового штурмаТренинг121Понятие SMARTтеста разработки проектной идеиИнтерактивная лекция131SWOTанализ как метод оценки проектаПрактическая работа141Угрозы и риски в проектеКруглый стол 151Иерархическая структура работ проектаПрактическая работа161Матрицаответственности проектаРолевая игра «Я отвечаю за…»172Разработка матрицы ответственности проектаПрактическая работа18
Контрольная работа № 1191Сетевой и календарный планграфик проектаИнтерактивная лекция20211Математические методы сетевого планирования и управленияРешение задач221График ГантаПрактическая работа233Оптимизация расписания проектаПрактическая работа241Понятие плана проектаИнтерактивная лекция251Разработка плана проектаПрактическая работа262Разработка плана проектаУпражнениетренинг «Мой идеальный план проекта»271Виды расходов на реализацию проектаИнтерактивная лекция281Составление бюджета проектаПрактическая работа292Составление бюджета проекта Творческая мастерская «Сколько стоит проект»301Понятие эффективности проекта: критерии, показатели, индикаторыИнтерактивная лекция312Оценка эффективности проектаПрактическая работа32
Контрольная работа № 2332Основы фандрайзингаИнтерактивная лекция341Типы инвесторов и их особенностиИнтерактивная лекция351Алгоритм поиска ресурсов в зависимости от типа проектаДискуссия «Кому интересен мойпроект»362Искусство ведения переговоровТренинг372Принципы работы при ведении переговоровДеловая игра383Логика высказыванийРешениезадач393Простые и сложные высказывания, их построениеРешение задач403Кванторы, логика высказываний с кванторамиРешение задач413Логические задачи
Ролевая игра «Аргументы и факты»421Понятие бизнесплана проектаИнтерактивная лекция431Структура бизнесплана инвестиционного проектаИнтерактивная лекция442Составление бизнеспланаПрактическая работа452Составление бизнеспланаДеловая игра «Ищу инвестора»462Понятие timeменеджментаИнтерактивная лекция
Козлова Елена Владимировна,аспиранткафедры фундаментальной и компьютерной математики ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировlenakoz84@mail.ru
Содержание и структура курса «Основы проектной деятельности и научного творчества» для учащихся старших классов средней школы
Аннотация.В статьепредлагается один из вариантов наполнения содержанием дисциплины «Основы проектирования» для 10го класса средней школы, определенной в качестве обязательной региональным компонентом учебных планов общеобразовательных учреждений Кировской области. Организация деятельности школьников осуществляется в активных формах по трем взаимодополняющим и взаимообусловленным линиям: технологии работы над созданием и описанием проектов; совершенствование личностных качеств участников проектной деятельности для успешного овладения ею; методы научного творчества и развития творческой личности средствами проектной деятельности.Результатом работы учащихся врамках этой дисциплины становятся разработанные ими индивидуально социальнозначимые и исследовательские проектные работы.Ключевые слова:методы генерирования идей, мозговой штурм, научное творчество, основы проектной деятельности, презентация проекта, проект, психологическая инерция, управление проектами.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Метод проектов (технология проектной деятельности) давно и прочно вошел в практику работы средней школы. Чуждый классическому отечественномуобразованию, он имеет несомненные преимущества для воспитания активной жизненной позиции ученика, его способности ориентироваться в быстроизменяющемся мире, работать с информацией, выделяя из огромного количества сведений ту необходимую часть, которая может эффективно содействовать продвижению новых идей.Несмотря на все споры о необходимости или невозможности включения школьниковв проектную деятельность по отдельным предметам, знакомство с технологией проектной деятельности учащихся старших классов является не столько данью моде, сколько необходимым условием включения их в будущую созидательную творческую деятельность, обеспечивающую сознательный выбор профессии и дальнейший карьерный рост. Сегодня ни одна сфера человеческой деятельности не обходится без проектирования новых идей, а значит, метод проектов становится ведущим в профессиональной сфере человеческого бытия.Однако большое количествопубликаций и споров, касающихся вопросов проектной деятельности в средней школе, не решают главного вопроса: как научить работать над проектами икакими эти проекты должны быть?
Анализируя опыт приобщения школьников и активной молодежи к работе над проектами (см., например,[1;2]), мы пришли к выводу, что курс, знакомящий учеников с проектной деятельностью,должен быть внепредметным. Он не должен быть направлен на осуществление проектной деятельности в какойто одной сфере человеческой деятельности или одной области знаний, а должен давать учащимся общее представление о различных форматах проектной деятельности, направленных на решение и социальных, и исследовательских(научных)задач. Ко всему прочему, такой курс не должен быть оторван от общего учебновоспитательного процесса, осуществляемого в средней школе, а значит,должен давать прирост новых знаний, направленных на сознательное применение проектной деятельности, и нести воспитательноразвивающийпотенциал, обеспечивающий личностный рост обучающегося. Таким образом, мы пришли к выводу, что курс, знакомящий учеников старших классов с проектной деятельностью, должен осуществляться как минимум по трем взаимодополняющим и взаимообусловленным линиям: 1)знакомство с технологиямиработы над созданием и описанием проектов; 2)совершенствование личностных качеств участников проектной деятельности для успешного овладения ею; 3)знакомство с методаминаучного творчества и развития творческой личности средствами проектной деятельности.Курс «Проектная деятельность инаучное творчество»в объеме 68 академических часов для учащихся 10х классов, предлагаемый нами, осуществляется в рамках дисциплины «Основы проектирования» региональногокомпонентабазисных учебных планов для средних общеобразовательных учреждений Кировской области в 1011х классах, на которую отводится дванедельных часа. В пилотном проекте по реализации курса участвуют три 10х класса МОАУ «Лицей № 21» г. Кирова.Курс предполагает решение вопросов формирования личностных и метапредметных результатов школьников и направлен:‒на обучениеметодам генерирования новых идей на основе научного творчества и преодоления психологической инерции [3;4];‒разработку, осуществление, публичную защиту и продвижение социально значимых проектов в образовательном пространстве лицея;‒разработку исследовательских работ учеников. При конструировании занятий курса мы в первую очередь ориентировались на необходимость включения активных и интерактивных форм взаимодействия учащихся и педагога, направленность на реальный конечный результат проектной деятельности.Кратко охарактеризуем основные линии реализации курса. В поурочном планировании, представленном в таблице, для каждого занятия определен номер линии, к которой оно преимущественно относится. Однако это деление достаточно условное.Первая линия предполагает знакомство учащихся с технологиямиработы над созданием,описанием, продвижением и защитойпроектов.Здесь определяются основные понятия, необходимые в работе над проектами, описываются признаки проекта, характеризуются виды проектов, обсуждаются возможные варианты представления продукта проекта.Большое внимание уделяется при этом описанию работы с проектной идеей, представляемой в так называемом «Паспорте проектной идеи» (см., например, [5]). Именно правильная работа на этом этапе позволяет сконструировать качественный продукт, отличающийся новизной идеи или ее воплощения. Так, на этом этапе ученики знакомятся с возможными этапамиуправления проектами, понятиемSMARTтеста разработки проектной идеии техникой проведения SWOTанализа, учатся определять угрозы и риски в проекте.Огромное значение при разработке проектатакжеимеет планирование этапов работы над ним. Именно поэтому достаточно большое количество учебного времени отдается вопросам планирования и управления проектами: описанию иерархическойструктурыработ проекта, разработкематрицы ответственности проекта, сетевогои календарногографиков. Подкрепляется вся эта работа знакомством учащихся с математическимиметодамисетевого планирования и управления.Сложными, но очень важными моментами в работе над проектами являются вопросы планирования бюджета на выполнение проекта и оценки его эффективности. Именно такая работа учит школьников смотреть на свой проект реально, с позиции потребителя продукта проекта. Определение этих аспектов позволяет продолжить разговор в контексте поиска необходимых ресурсов для осуществления проекта: временных, трудовых, материальных и финансовых. На этом этапе ученикам предлагается работа над бизнеспланом проекта и его эффективным представлением в формате презентации. Таким образом, первая линия курса определяет все этапы работы над проектом: от зарождения идеи до представления проектав форме текстового документа и презентациипотенциальным инвесторам и потребителям.Нельзя считать первую линию курса знакомство с технологиямиработы над созданием и описанием проектовоторванной от совершенствованияличностных качеств участников проектной деятельности для успешного овладения ею, что определяется второй линией курса, представленнойв большинстве своем интерактивными формами работы с учениками. Школьникам предлагается принять участие в мастерклассе поформулированию проектных идей, ролевой игре по выбору сферы ответственности за работу над проектом, тренинге «Мой идеальный план проекта», творческой мастерской «Сколько стоит проект», деловыхиграх«Ведение переговоров»и «Ищу инвестора», дискуссии«Кудауходит время?», деловыхиграх«Мне важно Ваше мнение»и«Я оратор». Все это способствует не только и не столько знакомству с работой над проектом, сколько обеспечивает включение учащихся в непосредственную проектную деятельность, в которой разговор ведется не о проекте, а средствами проекта.Третья линия курса направлена на знакомство учащихся с методаминаучного творчества и развития творческой личности средствами проектной деятельности. Для формулирования качественной проектной идеи часто бывает необходимо освободиться от так называемой психологической инерции, мешающей организации научного творчества. Поэтому учащимся предлагается изучить виды психологической инерции и способы ее преодоления. Но это только один аспект проблемы формулирования новых идей. Чтобы научиться формулировать новые идеи, нужно знать, как это делать, поэтому ученикам предлагается серия занятий по методам генерирования новых идей, таких как мозговой штурм, морфологический анализ, метод фантограмм и пр. К научному творчеству в этом курсе мы отнесли и вопросы, связанные с логикой простых и сложных высказываний, необходимых для правильного формулирования идей и продвижения проекта. Также к вопросам научного творчества близко примыкают вопросы визуализации идей и создания электронных презентаций. Все эти виды научной деятельности обеспечивают целостность курса как технологии создания качественных проектов на основе научного творчества.Таким образом, все три линии, дополняя и обусловливая друг друга, дают возможность школьнику рассматривать проектную деятельность как созидательный научный труд, не оторванный от реальной жизни и обеспечивающий рост личностных качеств ученика.Весь курс сопровождается созданием каждым учеником двух проектов: социального, направленного на реализацию идей совершенствования образовательного и культурного пространства лицея, и исследовательского, определяющего стремление ученика к будущей профессиональной деятельности.В первом случаекаждый ученик получает возможность разработки собственного социальнозначимого проекта, реализующегося в образовательном пространстве лицея и сопровождающегося конечным продуктом (результатом). Так, например, в этом учебном году разработаны и осуществляются такие проекты:«Радость в каждый дом помощь детскому дому», «Памятный альбом ученика», «Операция “Книжный обмен”», «Уроки handmade», «Лицейский клуб “Что? Где? Когда?”», «Операция “Твори добро!”» и многие другие.Другим результатом курса становится разработкапод руководством учителя или педагога дополнительного образования одной из предложенных тем, представленной в форме письменной работы (статьи), включающей элементы собственного исследования. К примеру, в этом году ученикам математического класса предложены работы на следующие темы: «Тригонометрический анализ правильных пирамид», «Геометрические построения “необычными” инструментами», «Коллекция полуправильных многогранников», «Неисчерпаемая бесконечность: факты и парадоксы», «Геометрия кристаллических решёток», «Мифы, легенды и сказки с точки зрения математики» и другие.Такая деятельность школьников приучает их к опыту исследовательской деятельности, проектированию своего времени и возможного результата, показывает социальную значимость их учебного труда и возможности представления результатов на внешнюю экспертизу.Следует сказать, что разработанныйкурс появился не спонтанно. В последние шесть лет в лицееуспешно проводитсямолодежнаяинтенсивнаяшколанаучного творчества «Прорыв: наука, творчество, успех». Учащиеся лицея, учителя, студенты в этой смене получают возможность не только укрепить свое здоровье, но и развить интеллектуальные и творческие способности. Образовательная программа лагеря построена на теории открытых задач и ориентирована на использование инновационных педагогических систем по развитию креативного мышления, таких как «ТРИЗпедагогика», тренинг креативного мышления, способствует формированию у подростков научной одаренности, лидерских качеств и активной жизненной позиции. Важным результатом выполнения программы является создание участникаминовых решений проблемных задач. Многие из разработанных учениками в ходе работы лагеря проектов находят отражение на различных конкурсах и выставках проектных работ школьного, городского и российского уровней. Отдельные идеи доводятся до авторских свидетельств (например, проект «Система развития образного мышления посредством оригами» получил свидетельство о государственной регистрации базы данных №2013621458 от 25 ноября 2013 г.).В заключениеотметим, что представленный курс реализуется сейчас в пилотном режиме и будет, несомненно, дорабатываться и видоизменяться. Отдельные вопросы его реализации мы планируем представить в виде серии статей в научнометодическом журнале «Концепт», открываемойданной публикацией.
Поурочное планирование курса
№ ЛинияТемазанятияФорма проведения11Введение в проектную деятельностьИнтерактивная лекция21Понятие проекта: признаки, виды, проектный продуктИнтерактивная лекция31Этапы управления проектамиПрактическая работа41Понятие проектной идеиИнтерактивнаялекция52Техники формулирования проектной идеиМастеркласс 63Понятие психологической инерции и ее видыИнтерактивная лекция73Общие правила и рекомендации по преодолению психологической инерцииТестирование.
Тренинг83Методы развития творческого воображения Тренинг93Неалгоритмические методы поиска новых решенийИнтерактивная лекция103Метод проб и ошибок и его оптимизацияПрактическая работа113Метод мозгового штурмаТренинг121Понятие SMARTтеста разработки проектной идеиИнтерактивная лекция131SWOTанализ как метод оценки проектаПрактическая работа141Угрозы и риски в проектеКруглый стол 151Иерархическая структура работ проектаПрактическая работа161Матрицаответственности проектаРолевая игра «Я отвечаю за…»172Разработка матрицы ответственности проектаПрактическая работа18
Контрольная работа № 1191Сетевой и календарный планграфик проектаИнтерактивная лекция20211Математические методы сетевого планирования и управленияРешение задач221График ГантаПрактическая работа233Оптимизация расписания проектаПрактическая работа241Понятие плана проектаИнтерактивная лекция251Разработка плана проектаПрактическая работа262Разработка плана проектаУпражнениетренинг «Мой идеальный план проекта»271Виды расходов на реализацию проектаИнтерактивная лекция281Составление бюджета проектаПрактическая работа292Составление бюджета проекта Творческая мастерская «Сколько стоит проект»301Понятие эффективности проекта: критерии, показатели, индикаторыИнтерактивная лекция312Оценка эффективности проектаПрактическая работа32
Контрольная работа № 2332Основы фандрайзингаИнтерактивная лекция341Типы инвесторов и их особенностиИнтерактивная лекция351Алгоритм поиска ресурсов в зависимости от типа проектаДискуссия «Кому интересен мойпроект»362Искусство ведения переговоровТренинг372Принципы работы при ведении переговоровДеловая игра383Логика высказыванийРешениезадач393Простые и сложные высказывания, их построениеРешение задач403Кванторы, логика высказываний с кванторамиРешение задач413Логические задачи
Ролевая игра «Аргументы и факты»421Понятие бизнесплана проектаИнтерактивная лекция431Структура бизнесплана инвестиционного проектаИнтерактивная лекция442Составление бизнеспланаПрактическая работа452Составление бизнеспланаДеловая игра «Ищу инвестора»462Понятие timeменеджментаИнтерактивная лекция