Активные и интерактивные методы обучения в системе среднего профессионального образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кучерявенко С. В., Тащиян И. Н., Кучерявенко Д. В. Активные и интерактивные методы обучения в системе среднего профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 456–460. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85092.htm.
Аннотация. Статья посвящена отдельным аспектам применения активных и интерактивных методов обучения в системе профессионального образования. В качестве примера авторы представляют некоторые элементы интерактивного обучения, применяемые на занятиях по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кучерявенко Сергей Владимирович, кандидат философских наук, доцент, преподаватель ГБОУ СПО Юргинский технологический колледж, доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института (филиала) Национального исследовательского Томского политехнического университета (ЮТИ НИТПУ), г. Юргаserg_kuch60@mail.ru

КучерявенкоДарья Валерьевна, преподаватель английского языка ГБОУ СПО Юргинский технологический колледж, г. Юргаdashutka260310@mail.ru

Тащиян Ирина Николаевна, преподаватель правовых дисциплин ГБОУ СПО Юргинский технологический колледж, г. Юргаirina82nik@mail.ru

Активные и интерактивные методы обучения в системе среднего профессионального образования

Аннотация. Статья посвящена отдельным аспектамприменения активных и интерактивных методов обучения всистеме профессионального образования. В качестве примера авторы представляют некоторые элементы интерактивного обучения, применяемые на занятиях по гуманитарными социальноэкономическим дисциплинам.Ключевые слова:модернизация образования, активные и интерактивные методы обучения, кейсстади, мозговой штурм.

МодернизацияроссийскогосреднегопрофессиональногообразованияосуществляетсявусловияхсистемныхизмененийсоциальнополитическогострояРоссии,главнымиаспектамикоторогоявляютсяреформированиегражданскогообщества,совершенствованиерыночнойэкономики,укреплениерегиональныхструктур,фрикционныеподвижкивсферезанятости,вчастностидиверсификацияспросанарабочуюсилуотпроизводственнойсферывсферууслугисервиса,возрастаниесоциальныхтребованийккачествуиконкурентоспособностикадровогопотенциаластраны.Всёэтовозможнолишьприкоренномизменениипроцессовобучениявпреподаванииобщественныхиэкономическихдисциплинвтехникумахиколледжах.

Основополагающимикомпонентамихарактеристикиспециалистасреднегозвена(выпускникалюбогообразовательногоучреждения)являютсяегокомпетентность,конкурентоспособностьимобильность.Всвязисэтимприизучениисоциальноэкономическихдисциплинакцентыпереносятсянатакуюорганизациюпроцессапознавательнойдеятельности,эффективностькоторойбудетвомногомзависетьотпознавательнойактивностисамихобучающихся.Приэтомважнонетолькокачествосодержательнойсоставляющейданногопроцесса,ноиоттого,какбудетусваиватьсяучебныйматериал:индивидуальноиликоллективно,вавторитарныхилигуманистическихусловиях,сопоройнавнимание,восприятие,памятьилинавесьличностныйпотенциалчеловека,спомощьюрепродуктивныхилиактивныхметодовобучения[1].

Однойизнаиболеечастоиспользуемойклассификацииметодовактивногообучениявпрофессиональномобразованиилюбогоуровнясчитаетсясхема,предложеннаяА.М.Смолкиным.Всоответствииснейвактивномобучении,втомчислевыделяются неимитационные(способыактивизациипознавательнойдеятельностиналекционныхзанятиях)иимитационныеметоды.Кпоследнимотносятсятакиеформыпроведениязанятий,вкоторыхучебнопознавательныйпроцесспостроеннаимитациибудущейпрофессиональнойдеятельности.Всвоюочередьимитационныеметодыделятсянаигровыеинеигровые.Кигровымотносятсяделовыеигры,игровоепроектированиеит.п.,акнеигровым–анализконкретныхситуаций(т.н.кейсстади),решениеситуационныхзадачидругие[2, с.30].Перечислимнекоторые активные методы работы, которые эффективно используютсяна занятиях гуманитарного и социальноэкономического цикла. Этоделовая игра, ролевая игра, работа в парах и группах, «мозговой штурм», общая дискуссия, дебаты, дискуссия по типу «аквариум», общий галдёж, проекты, работа над понятиями, анализ документов, подготовка рекламы, работа с газетой, работа по вопросам, рисование, интервьюирование, кейсметод.Большинство из этих методов и их отдельные элементы используются нами, преподавателями гуманитарных и социальноэкономических дисциплин ГБОУ СПО Юргинский технологический колледж. Так, при проведении практического занятия «Методы принятия управленческих решений» по дисциплине Менеджмент применяется универсальный и весьма эффективный метод «мозгового штурма». Обучающиеся сами чётко и однозначно формулируют проблемы управленческой деятельности, по которым нужно принять оптимальное решение. С этой целью организуется семинар, на котором участники разделяются на две группы: «группу генерации идей» и «группу оценки». Обе группы должны иметь руководителей, роль которых необычайно велика. Это дирижер «синтетического мозга». От его эрудиции, такта, умения «завести» членов группы зависит очень многое. Правила мозгового штурма: вопросы, относящиеся к проблеме, нужно задавать в такой форме, чтобы можно было давать краткие (без основания) ответы; абсолютно запрещены критика участников атаки и их предложений, а также иронические реплики и замечания; озарениям и фантазиям отдается предпочтение перед систематическим мышлением; поощряются комбинации и новые применения уже сделанных предложений; все высказывания фиксируются; высказанные идеи лишаются персональной принадлежности; критика, оценка и селекция предложений осуществляются в особо отведенное время «группой оценки» [3, 213215]. Эта методика не заменяет ни таланта, ни знаний, ни опыта обучающихся, она лишь преумножает их мысли. Но атмосфера эмоциональной приподнятости, которая создается при коллективном мышлении, способствует вскрытию глубинных творческих резервов человеческой личности. Так, на занятиях появляются оригинальные идеи преодоления провинциальной отсталости Юрги и Юргинского района (результаты были предложены городской администрации в форме статьи в юргинскойпопулярной «Новой газете»). Самореализация обучающихся в образовательной деятельности возможна с помощью различных способов и методов. При этом большое значение в современной науке отводится интерактивным методам обучения, так как они ориентированы на активную совместную учебную деятельность, общение, взаимодействие преподавателя и обучающихся и позволяют выстроить образовательное пространство для самореализации личности.В настоящее время понятие «интерактивные методы обучения» наполняется новым содержанием, приоритетная роль в нем отводится взаимодействию,развитию навыков общения личности,развитию и осуществлению социального опыта людей,учебнопедагогическому сотрудничеству между участниками образовательного процесса.Следует отметить, что дисциплины гуманитарного цикла в последнее время всё чаще проводятся с использованием интерактива. В рамках таких предметов, как«Психология общения», «Имиджелогия», «Деловая культура» в колледже проводится несколько видов из арсенала интерактивных методов: тренинговое занятие, деловая игра, дискуссия, «мозговой штурм». Интерактивные методы помогают совершенствовать коммуникативные навыки, вырабатывать конструктивное поведение в конфликтной ситуации. Дело в том, что специальности сферы «человекчеловек» предполагают активное взаимодействие с клиентом. Очень часто умение общаться, знание психологических основ, умение осуществлять выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации является такой же важной компетенцией наряду с профессиональными навыками. Хорошо, если обучающийсяне просто теоретически знает,как вести себя в конфликте, а в ходе деловой игры имеет возможность проигрыватьконфликтные ситуации, работая в паре. Игра даёт возможность почувствовать сложность конфликта, совершенствовать навык конструктивного разрешения трудных ситуаций с клиентом.Немаловажным разделом, где также используются интерактивные методы,является эффективное поведение на рынке труда. В ходе интерактивного занятия по теме «Собеседование с работодателем» обучающийсяимеет возможность участвовать в смоделированной ситуации взаимодействия с работодателем, совершенствует навыки самопрезентации, имеет возможность на практике применить теоретические знания по теме «Самопрезентация как условие профессионального успеха». Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учётом включённости в процесс познания всех обучающихсягруппы без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивноеобучение –это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между обучающимисяи преподавателем, между самими обучающимися.В последние годы в практике профессионального обучения стал более широко использоваться кейсметод –метод анализа конкретной ситуации. Понятие «анализ ситуации» составляет суть деятельности обучающихсяпри решении кейса. Поэтому обучающий потенциал кейсметода сконцентрирован вокруг аналитической деятельности как таковой, а также действий и методов работы, необходимых обучающимсядля нахождения оптимального решения учебной проблемы (поиск информации, дискуссия, самооценка и оценка других обучающихся). Преподавателем правовых дисциплин был разработан сборник ситуационных задач по трудовому праву. По каждой теме в сборник включены задачи, в которых изложена практическая ситуация. Они сформулированы таким образом, что допускают включение других дополнительных условий, и это позволяет видоизменять фабулу. Решение задачи складывается из анализа действийсторон казуса.На занятиях возможно как письменное, так и устное решение задач. На современном этапе необходимо в образовательном процессе использовать информационнокоммуникационные технологии. Поэтому преподаватели совместно со обучающимисясоздают видеокейсы. Содержание учебной ситуации может быть связано, например, с такими процессами и явлениями, как нарушениями финансового, гражданского, трудового законодательства.Кейсметод развивает компетентностные качества личности: аналитические, практические,творческие, коммуникативные и социальные умения. Наличие в структуре кейсметода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. Можно сказать, что метод направлен не столько на освоение конкретных знаний, или умений, сколько на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучающегося и преподавателя. В результате применения кейсметода обучающиеся умеют рассматривать ситуацию во всех ее составляющих и взаимосвязях;выявлять движущие силы и этапы протекания изучаемых процессов; строить структурные модели и выделять проблемы; прогнозировать дальнейшее течение событий, выходить за рамки готовых алгоритмов деятельности в принятии решений и т.д. В Концепции долгосрочного социальноэкономического развития Российской Федерации на период до 2020года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17ноября 2008г. №1662р, отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась перед долговременными системными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.Вомногомэтосвязаноснесовершенствомотечественногопрофессиональногообразования.Концепция его модернизации определяет необходимость опережающего развития среднего профессионального образования, так как в современных условиях возрастает потребность в высококвалифицированных практикоориентированных работниках, способных реализовывать широкий спектр производственных функций[4].Вэтойсвязиотметим,чтоактивныеметодыполучаютотражениевомногихтехнологияхобучения,направленныхнаперестройкуисовершенствованиесовременногоучебновоспитательногопроцесса.

Именноактивныеиинтерактивныеметодысоздаютнеобходимыепредпосылкидляразвитияуменийсамостоятельномыслить,ориентироватьсявновыхситуациях,находитьсобственныетворческиеподходыкрешениюпроблем,устанавливатьделовыеконтактысаудиторией,такимобразом,оказываясущественноевлияниенаподготовкубудущихпрофессионаловвсферепроизводстваиуслуг.

Ссылки на источники1.Шумова И.В. Активные методы обучения как способ повышения качества профессионального образования. [Текст]/И.В. Шумова//Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 20011 г.). Т.II. –Челябинск: Два комсомольца, 2011. –С. 5761. 2.СмолкинА.М.Методыактивногообучения.Науч.метод. пособие.[Текст]/–М.: Высшая школа, 1991. –176 с. 3.Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент: Учеб.пособие для студ. учреждений сред.проф.образования. –11е изд., стер., СПО[Текст]/ Драчева Е.Л., Юликов Л.И. –М.: Издательский центр «Академия», 2010. –288 с. 4.Гарант. РУ. Распоряжение Правительства РФ от 7 февраля 2011г. №163р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 20112015 годы». –[Электронный ресурс]. –URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/