Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Тренинг – это форма обучения, позволяющая сформировать навыки конструктивного поведения и общения. Работа этим методом со студентами в течение многих лет показала его значительную эффективность.
Ключевые слова: тренинг, общение, самоконтроль, конструктивное поведение, сплоченность группы, эффективность поведения, взаимоподдержка, самопознание.

Психологические тренинги как метод активного социально-психологического обучения в настоящее время представляют собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов образования [3].

Они находят широкое применение в преподавании, при организации работы в молодежных клубах, детских оздоровительных лагерях и т.д. Их проведением занимаются в основном психологи, но также и педагоги, и социальные работники.

Основные направлении влияния тренинга на обучающихся [2]:

  • · получение новой информации;
  • · структурирование имеющихся знаний;
  • · формирование новых взглядов;
  • · изменение самооценки;
  • · формирование продуктивных для деятельности установок;
  • · сплочение команды.

При проведении тренингов наиболее часто ставятся следующие задачи [1]:

  1. Научить способам установления контакта в различных ситуациях общения – как благоприятных, так и неблагоприятных.
  2. Научить общаться в напряженных и конфликтных ситуациях.
  3. Научить анализировать слова и эмоции партнера и прогнозировать его состояние и поведение.
  4. Расширить диапазон творческих возможностей.
  5. Повысить эмоциональную стабильность и понизить напряженность и неуверенность в себе.
  6. Содействовать стрессоустойчивости и общей жизнестойкости человека.
  7. Активизировать процесс самопознания и самоактуализации личности.

В данной статье анализируется многолетний опыт проведения занятий с использованием тренинговых методик со студентами 1-3 курсов, проходивших обучение по специальности «менеджмент организации». Тренинговые занятия были включены в учебные программы дисциплин «Коммуникативная компетентность», «Конфликтология» и «Психологический практикум». Исследование проводилось с помощью анкетирования студентов и устного опроса преподавателей других дисциплин. Уровень групповой сплоченности определялся с помощью индекса Сишора.

Анкетирование студентов проводилось трижды: в середине курса обучения (примерно после четвертого занятия), на последнем занятии цикла и спустя два-три месяца после завершения курса тренинговых занятий. Всего было опрошено 208 человек. Подавляющее большинство респондентов позитивно оценили опыт, полученный в ходе тренингов. При оценке учитывались как личностные изменения, так и трансформация отношений между студентами в группе.

Оценка студентами личностных изменений, достигнутых в результате тренинга, показана в таб.1.

табл.1.

Оценка студентами личного опыта, полученного на тренинговых занятиях (в процентах)

Шкалы анкеты

До тренинга

В середине тренинга

Через 2 месяца

Общий

рост показателя

 

%

 

%

Рост показателя

 

%

Рост показателя

Уверенность в себе

44

46

2

58

12

14

Легкость вступления в контакт с противоположным полом

38

44

6

50

6

12

Дружелюбие в отношениях с окружающими

56

60

4

68

12

12

Интерес к учебе

52

54

2

62

8

10

Самоконтроль в конфликтных ситуациях

42

44

2

50

6

8

Усвоение знаний

44

46

2

52

6

8

Осознание личных проблем

40

42

2

48

6

8

Эмоциональная стабильность

40

44

4

48

4

8

Как видно из таблицы 1, наиболее высоко студенты оценили возросшую уверенность в себе и улучшение контакта с противоположным полом. Причем рост первого качества проявился больше уже после окончания тренинга, а второе нарастало в процессе тренинга более равномерно. Также респонденты отметили, что стали заметно дружелюбнее в отношениях с окружающими. Вообще дружелюбие, свойственное студенческой среде, оказалось наиболее часто упоминаемым параметром – его подтвердили 68% опрошенных. Немаловажным результатом можно назвать также повышение интереса к учебе. Оно и изначально занимало достойное место (что не удивительно – ведь молодые люди поэтому и поступали в вуз), и после тренинга по частоте упоминаний осталось вторым (62%).

А вот такого же выраженного прогресса в эмоциональном развитии респонденты не отметили: рост эмоциональной стабильности и самоконтроля в конфликтных отношениях отметило наименьшее количество студентов. Вероятно, в этом повинен юный возраст респондентов (17-20 лет). По этой же причине не так много опрошенных отметили прогресс в осознании личных проблем.

Оценка студентами изменений межличностных отношений в группе показана в табл.2.

табл.2.

Оценка студентами изменений отношений в группе (в процентах)

Шкалы анкеты

До тренинга

В середине тренинга

Через 2 месяца

Общий

рост показателя

%

%

Рост показателя

%

Рост показателя

Сплоченность группы

36

46

10

68

22

32

Совместное проведение свободного времени

32

46

14

62

16

30

Взаимоподдержка и взаимовыручка

32

40

8

56

16

24

Теплота эмоциональных отношений

36

44

8

56

12

20

Бодрый, жизнерадостный настрой группы

52

56

4

66

10

14

Конструктивное разрешение конфликтов в группе

32

38

6

42

4

10

Как видно из табл. 2, наиболее высоко студенты оценили возросшую сплоченность группы, что проявилось также в более частом совместном проведении свободного времени (празднование дней рождения, завершения сессии, выездов за город, посещение зрелищных мероприятий и пр.). Заметно повысился также уровень взаимовыручки. В целом именно эти параметры, а также бодрый, жизнерадостный настрой группы высоко оценены наибольшим количеством студентов.

В то же время заметного прогресса в разрешении групповых конфликтов не отмечалось – видимо, опять причина в том, что молодежи не хватает жизненного опыта и самоконтроля, более присущего старшему возрасту.

Для объективизации данных, полученных с помощью анкетирования, было проведено дополнительное исследование сплоченности группы с помощью индекса Сишора в конце курса тренинговых занятий. Оно подтвердило субъективные оценки студентов: средние показатели возросли с 11,8 (низкий уровень нормы) до 14,2 (высокий уровень нормы). Причем повторное тестирование через три месяца показало те же цифры, что говорит о стабильности полученных результатов.

Устный опрос преподавателей подтвердил положительные сдвиги в отношениях между студентами, в их поведении и отношении к учебе, что также подтверждают результаты специальных исследований [4]. Наиболее часто среди позитивных изменений педагоги называли повышение дисциплины, сплоченность и доброжелательность отношений. Интересно, что это практически совпало с мнением студентов.

Выводы:

  1. Проведение тренинговых занятий по программам ряда учебных дисциплин дало положительные результаты, которые отметили не только сами студенты, но и преподаватели.
  2. Наиболее часто фиксировался рост контактности, уверенности и дружелюбия в отношениях с окружающими, повышение сплоченности и взаимоподдержки в группе.
  3. Проведение тренинга позволяет заметно улучшить коммуникативные умения студентов, в то же время успехи в управлении эмоциональной стороной общения (самоконтроль, эмоциональная стабильность и пр.) расцениваются респондентами несколько ниже.
Ссылки на источники 
  1. Большаков В.Ю. http://www.many-books.org/auth/3921/book/11444/bolshakov_vyu/psihotrening/read.
  2. Журавлёв А.Н. Специфика обучения с помощью тренингов. Научные исследования в образовании. №1, 2013. http://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-obucheniya-s-pomoschyu-treningov.
  3. Заиченко Н.А. Инновации в образовании: поиски смыслов. http://petersburgedu.ru/content/view/category/239/
  4. Семухина Е.В. Педагогический потенциал коммуникативной культуры студентов вуза. – Петрозаводск: КНЦ РАН, 2008 – 178.с.