Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития взаимоотношений детей и родителей в условиях учреждения дополнительного образования. В статье приведены итоги исследования взаимоотношений родителей и детей, занимающихся в ЦРТДЮ города Кирова.
Ключевые слова: учреждение дополнительного образования, исследование взаимоотношений детей и родителей. 

            В процессе социально-экономических изменений в нашей стране осложняется система взаимоотношений детей и родителей в семье. Успешное решение задач воспитания часто возможно при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Однако некоторые родители не желают вмешательства со стороны, полагаясь на собственные возможности, выказывают недоверие образовательному учреждению из-за негативного влияния процесса обучения на здоровье ребенка и неудовлетворительного качества образования. В то же время многие родители не в состоянии преодолеть возникающие трудности собственными силами. Если семья не вполне справляется сама со своими функциями, ей необходима помощь. Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость для педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного партнерства [3].

Исследование проводилось нами на базе «Центра развития творчества детей и юношества города Кирова». В исследовании принимали участие подростки 12–15 лет общей численностью 15 человек, а так же родители общей численностью 25 человек. Результат нашего исследования заключается в разработке и реализации социально-педагогической технологии взаимодействия организаций дополнительного образования детей с семьей и использовании ее при работе с семьей в учреждениях дополнительного образования детей. Сегодня педагоги учреждений дополнительного образования нуждаются в осмыслении имеющегося опыта и проблем сотрудничества с семьями обучающихся, выявлении наиболее  перспективных направлений и форм работы. Без союза с семьей, без активного и заинтересованного взаимодействия с родителями, без установления прочных и эффективных контактов сложно ожидать высоких результатов в личностно-творческом развитии ребенка [1].

            Сущность социально-педагогических технологий в дополнительном образовании детей с семьей заключается в направленной последовательности действий социального педагога, а так же в обеспечении наилучших достижений определенной социально-педагогической цели в развитии, воспитании детей и овладении ими умениями и навыками.

            Специфика реализации социально-педагогических технологий заключается в особенностях социально-педагогического взаимодействия между педагогами и их воспитанниками: педагог дополнительного образования и его воспитанник имеют общий интерес. Педагог не только передает определенный объем новой для ребенка информации, но и формирует развивающую среду воспитанника, используя для этого различные социально-педагогические технологии [5].

Вопрос взаимодействия семьи и учреждений дополнительного образования весьма актуален, так как сегодня некоторые родители воспитанников не имеют работы, подвержены вредным привычкам, все чаще уклоняются от воспитания ребенка, предоставляя выполнить эту миссию педагогам.

Поэтому, крайне важно, чтобы составной частью профессиональной деятельности педагогов учреждений дополнительного образования была регулярная работа по повышению эффективности их взаимодействия с семьей [4]. Одна из главных задач педагогов и образовательного учреждения − это сотрудничество и развития поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. Организация сотрудничества с родителями в учреждении дополнительного образования включает следующие направления деятельности:

1. Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

2. Объединение усилий для полноценного развития и воспитания.

3. Создание атмосферы общности интересов.

4. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей [2].

Включение семьи в деятельность учреждений дополнительного образования должно быть основано на:

-    гуманистическом стиле общения и взаимодействия;

-    уважительном отношении семьи и учреждения дополнительного образования к ребенку и друг к другу;

-    систематическом повышении психолого-педагогического уровня педагогов и родителей;

            Для разработки социально-педагогической технологии взаимодействия организации дополнительного образования детей с семьей, было необходимо провести исследование для определения запросов родителей и детей, занимающихся в ЦРТДЮ города Кирова и их родителей.

Мнения разделились в следующем вопросе: «Каким бы конкретно видом деятельности и творчества вы бы хотели заниматься?» следующим образом: 30% из 100% хотят заниматься хореографией и пением, 40% детей хотят заниматься декоративно-прикладным искусством, 10% − отдали предпочтение спорту (спортивные игры и т.п.), 15% − хотели бы заниматься организаторской деятельностью, остальные ребята выбрали краеведческий кружок (см. рис.1)

Рис. 1. Запросы детей

Затем был проведен опрос среди родителей воспитанников по выявлению пожеланий, по поводу того, какие занятия должны проводиться для их детей в УДО.

 

Рис. 2. Запросы родителей

Из рисунка 2. видно, что большинство родителей, так же как и дети, отдали предпочтение декоративно-прикладному искусству. Проанализировав результаты исследования, в технологию взаимодействия организации дополнительного образования детей с семьей было включено совместное творческое занятие.

Для определения качества взаимоотношений в семье, были проведены две методики. Первая − «Взаимоотношения в вашей семье с детьми» (автор                   В. И. Нефедов). В ходе исследования были опрошены родители 15-ти детей. Результаты представлены на рисунке 3. 

            Рис. 3. Проявления взаимоотношений в семьях по результатам опроса родителей 

28% родителей отметили, что их отношения с детьми в основном являются благополучными, то есть процесс их семейной социализации можно считать успешным. В таких семьях дети, как показывают наблюдения социального педагога, отличаются спокойным и благожелательным тоном, дружелюбием по отношению к одноклассникам и учителям. Они улыбчивы и открыты для общения. Учатся ровно, успевают по всем предметам.

40% отметили, что их отношения с детьми можно оценивать как удовлетворительные, их семейная социализация протекает недостаточно многосторонне. Наблюдения социального педагога показывают, что дети из этих  семей нередко испытывают трудности в общении с одноклассниками и учителями, в их настроении случаются перепады, при ухудшении своего настроения они могут и нагрубить как своим товарищам, так и старшим.

32% родителей отметили, что их контакты с детьми явно недостаточны. Дети из этих семей, по наблюдениям социального педагога, имеют трудности в социализации и в эмоциональной сфере: они грубы, редко улыбаются, мало общаются с товарищами, испытывают большие трудности в учебе.

      Методика «Моя семья» была обращена к детям и направлена на восприятие ребенком своего места в семье, отношения к семье в целом и отдельным ее членам. Полученные результаты отражены на диаграмме (рис 4): 

Рис. 4. Результаты по методике «Моя семья»

33% детей, которые считают свою семью дружной, назвали в качестве своих самых близких людей кого-то из родителей или даже обоих родителей. Причины такой близости назывались разные: «Мама добрая», «Папа всегда может выслушать меня», «Родители всегда помогают мне», «С мамой и папой мне интересно и весело», «Родители любят меня, а я люблю их». Эти дети писали, что они могут родителям доверить любые свои тайны, посоветоваться с ними, хотят быть похожими на них. Из ответов этих детей следовало также, что родители свое свободное время проводят с ними: ходят в театры, музеи, вместе ездят в отпуск. Кроме того, родители этих детей постоянно контролируют выполнение детьми уроков, дети же активно помогают родителям по хозяйству.

40% детей, которые считают отношения в своей семье  удовлетворительными, не назвали свою семью дружной, однако все эти дети хотели бы быть похожи на мать или на отца, но свои тайны никто из них родителям не доверил бы.  Дополнительно дети сообщили, например, что «Мама и папа часто ссорятся», «Папа с нами не живет» и т. п.

Наконец, 27%, считающие, что обстановка в их семьях неблагополучна, не назвали в качестве близкого человека никого из родителей, ни с кем они не могут посоветоваться или поделиться тайной. Им не помогают в выполнении домашних заданий, они же не помогают родителям. В этих семьях дети вместе с родителями никуда не ходят, вместе не отдыхают.

На основе полученных результатов опроса мы разработали социально-педагогическую технологию взаимодействия организации дополнительного образования детей с семьей «Гармония в семье». Её цель − поддержка семей, в которых  имеются проблемы во взаимоотношениях с детьми. Она включала разнообразные формы воспитательной работы.

Цель тренинга семейных отношений «Тепло семьи» - сплочению членов семьи.

Задачи: 1) создание в группе доброжелательной, доверительной атмосферы; 2) формирование умения слушать и давать обратную связь; 3) способствовать безоценочному принятию родителями детей, детьми родителей; 4) эмоциональная разрядка (показать, как можно приемлемым, увлекательным способом сбрасывать накопившуюся агрессию); 5) актуализация жизненных ценностей семьи.

Творческое занятие с детьми и родителями было проведено на тему: «Цветы своими руками»

            Цель: развитие общих интересов детей и родителей в совместной творческой деятельности. Задачи: 1) познакомить с изготовлением цветов из гофрированной бумаги, а также и изготовлением сладких букетов; 2)  практически овладеть приемами изготовления цветов; 3) способствовать установлению более тесных контактов между родителями воспитанников и педагогами.

Беседа с родителями на тему «Родители и подростки», целью которой стала помощь родителям в выстраивании  взаимоотношений с детьми.

Задачи: 1) объединить усилия семьи и Центра в формировании у родителей подростков ответственного отношения к воспитанию своих детей; 2) научить родителей умению бесконфликтного общения со своими детьми.

            В целях оценки эффективности данной социально-педагогической технологии была проведена заключительная диагностика по выявлению изменений отношений в семьях. Для этого был использованы те же методики

            40% родителей и 40% детей – посчитали  отношения в своей семье  удовлетворительными и 32% родителей и 27% детей – посчитали отношения в своей семье неполноценными.

            После реализации социально-педагогической технологии «Гармония в семье», была проведена итоговая диагностика, которая показала, что взаимоотношения в семье стали более близкими. В результате, большинство опрошенных респондентов отметили, что взаимоотношения в их семьях улучшились, но над этим ещё стоит работать. Родители на этапе рефлексии поделились тем, что раньше уделяли недостаточно внимания своим детям, тем самым отдалились от них. Что касается детей, они отметили повышение внимания к себе со стороны родителей.

            Для укрепления семейно-бытовых отношений и микроклимата в семье, родители предложили укрепить семейные традиции (семейные праздники, выезд за город, обсуждение событий в конце дня). Необходимо наладить доверие между членами семьи. Дети согласны с тем, чтобы больше времени проводить с семьей.

            Итоговая диагностика была необходима для того, чтобы члены семей осознали свои проблемы и приняли решение о том, что можно изменить. Рефлексия на завершающем этапе помогла определить дальнейший план действия семей в укреплении их отношений.

            Таким образом, реализация данной социально-педагогической технологии в организациях дополнительного образования детей через использование творческих занятий, тренинга и беседы способствует положительному взаимодействию родителей и детей, а также повышает эффективность воспитательного процесса. 

Ссылки на источники

  1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5 − 9 классы [Текст] / Н.И. Дерклеева − М.: ВАКО, 2007. – 302 с.
  2. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей [Текст] / Теория и методика социально-педагогической деятельности. – Ярославль: Академия развития, 2004. – 304 с.
  3. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование, 2005. – № 9. – С. 21 – 23. 5. festival.1september.ru
  4. Мелентьева Е.В. Психологические особенности взаимодействия родителей  с детьми дошкольного возраста в современной семье // Ярославский педагогический вестник – 2014. [Электронный ресурс]. (Дата обращения 03.03.2015)
  5. Методические рекомендации «О взаимодействии УДО с семьей». Приложение к письму МО РФ от 31.01.01 г. №90/30 – 16.