Речь и формирует и отражает наше духовное состояние. Сквернословие это предельное отражение внутренней нечистоты человека. К чему мы направляем своё сознание, то и приближаем к себе. Настоящая работа предпринята с целью обоснования экстренных и эффективных мер духовной гигиены на всём пространстве России.
Дети растут и стараются познавать разнообразные стороны вмещающего их миpa. То, какие именно стороны действительности они сочтут главными и наиболее интересными, зависит от нас – от взрослых. Между прочим, очень интересно им знать существуют ли пределы для их детских шалостей и дальнейших взрослых безобразий. Они активно исследуют эту проблему, испытывают реакцию взрослого окружения. По большей части им самим уже надоело сквернословить, напиваться, курить, бездельничать уже невмоготу, а предела бесчинствам никто и не полагает. Так и тянется вся эта тщета, попеременно - то вспыхивая бестолковой суетой, то замирая беспросветной скукой.
Причины нравственной деградации давно и хорошо известны, о них писал, например, еще Л.Н.Гумилёв [1]. Процесс можно остановить, но для этого непременно нужно хотя бы начать называть вещи своими именами. Это трудно. Значительно комфортней наше собственное оскотинивание называть прогрессом, а собственное падение называть полётом. «Человек – звучит гордо», следовательно, всякому человеку надо дать возможность жить, человека нельзя оставить, человеку нужно помочь, надо его накормить, надо его напоить, ну а если он не умеет работать, что же надо научить, а если не хочет учиться, ну что же - значит, плохо учили. Вообще самое главное – человек, всё для человека. Ничто человеческое нам не чуждо, а значит всякий наш порок, всякий наш грех имеет полное право на существование. Не правда ли, как приятно и удобно считать свои недостатки достоинствами? Так совершается в наших головах смешение грешного с праведным. Мы начинаем думать, что высшим проявлением доброго отношения к людям является терпимость (толерантность) к нашим порокам, а это – ложь.
Особенности речи, эстетические вкусы и привязанности, нравы распространяются посредством сигнальной системы наследственности. Сигнальную систему наследственности, в целом, можно определить, как историческую память популяции. Приведём в качестве иллюстрации следующий опыт. Если только что вылупившиеся утята несколько дней находились вместе с матерью, то на все сигналы они отвечают положительной реакцией. Если к утке подсадят утят того же возраста и той же окраски, но выведенных в инкубаторе, то эти утята не только не реагируют на сигналы утки, но доже разбегаются. Между матерью и потомством в этом случае нет преемственности – сигнальной связи. Птенцы многих певчих птиц, вскормленных в гнёздах других видов, подражают голосу и рефлексам приёмных родителей. То же самое имеет место и у млекопитающих. Эта система называется сигнальной, поскольку поведенческие реакции передаются посредством условных раздражителей, являющихся сигналами к действию [2]. Применительно к человеку сигнальную систему можно определить, как историческую память нации. В отличии от птиц и млекопитающих у человека не одна, а две сигнальные системы. Первая связана более с «образным» типом памяти, вторая – со «словесно-логическим» типом [3]. Наша сигнальная система начинает работать уже в период внутриутробного развития. Ребёнок, находящийся в утробе матери не отделён от внешнего мира никакой шумоизоляцией. Он прекрасно слышит слова, звуки, ощущает окружающую эмоциональную, эстетическую и, в конце концов, нравственную среду жизни. Совершенно не напрасно к беременным женщинам во все времена было особое отношение. Их старались окружать заботой, спокойствием и лаской. Православные женщины в этот период жизни становились ревностней к молитве, чаще бывали в храме, чаще причащались. Духовное состояние матери и вмещающего её мiра определяют духовную реальность потомства.
Первая сигнальная система продолжает работать у новорождённого ребёнка. Он воспринимает окружающие его уже видимые образы, копирует поведение родителей: их мимику, жестикуляцию, интонации речи, то есть всё то, что отражает состояние нашей внутренней духовной жизни или её отсутствие. Постепенно дети понимают речь, а там уже и сами начинают говорить. Включается вторая сигнальная система, развивается словесно – логический тип памяти. Появляется возможность воздействовать на человека словом. Чрезвычайно важно, чтобы смысловое, эмоциональное, эстетическое и нравственное содержание первой и второй сигнальных систем соответствовали и дополняли друг друга. Если отец с сигаретой во рту объясняет сыну, что курить вредно – враньё! Если родители требуют уважения к себе, а сами и дня не могут прожить баз ссор и взаимных упрёков – ложь! Ещё не замутнённый взрослыми страстями детский взгляд улавливает малейшие нюансы нашей лживости или искренности. В семье все друг у друга на виду. Показаться лучше, чем ты есть на самом деле невозможно. Не надо казаться – следует быть. Если мы хотим воспитывать своих дорогих и любимых людей, нужно нелицемерно вместе с ними прилежно трудиться для достижения желаемых жизненных идеалов. В нашей повседневной жизни мысли должны соответствовать словам, слова соответствовать делам, а добрые дела непременно дадют добрые плоды. Если между мыслью, словом или делом мы ставим знак неравенства, то получается ложь. Враньё – первейший признак скудоумия. К чему лгать, ведь следующий раз не поверят?!
Мера лжи есть мера разорённости личности, мера хаоса, степень энтропии. Чем больше мы внутренне разорены, тем больше в нас накапливается беспричинной злобы и пустой раздражительности. Внешне это наиболее отчётливо проявляется в сквернословии. Чем примитивней личность и чем ниже уровень её нравственного и эстетического чувства, тем с большей лёгкостью она научается сквернословию. Свои чувства мы можем выражать словами. Если эти слова приходятся по сердцу слушающим нас, то в их души через наши слова, с лёгкостью проникают и наши чувства. Очевидно, что матерная брань не только отражает разорённость самого матершинника, но и разоряет слушающих и не отвергающих её. Таким образом, порок распространяется, словно эпидемия, по каналам сигнальной системы наследственности.
Опасность того, что пространство современной русской жизни всё более пропитывается сквернословием в том, что мерзость эта начинает восприниматься, как нечто само собой разумеющееся и вполне допустимое: допустимое в той же мере, как допустимо и всё нравственное разложение. Свою болезнь мы болезнью не считаем и, понятное дело, лечиться не собираемся.
Пути преодоления зла, также как и его причины давно и хорошо известны. Главнейший из них: воспитание совести. «Совесть» мы понимаем в соответствии с толковым словарём живого великорусского языка В.И.Даля [4], как нравственное сознание, нравственное чутьё, внутреннее сознание добра и зла; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла. Таким образом, всякая безнравственность и ложь есть грубейшее нарушение свободы совести. Свобода совести без совести невозможна. Воспитание совести неотделимо от эстетического образования. Эстетическому развитию нации в России препятствуют зримые проявления пошлятины и безнравственности на улицах, в средствах массовой информации, в рекламе, в искусстве. Впечатлительные натуры или не представляющие своей собственной эстетической личности, склонны легко подчиняться чужому влиянию, особенно если им в этом помогает мода, как преобладающее направление вкусов данного времени [5].
В России есть регионы, где весьма эффективно пресечены внешние проявления безнравственности. Августом 2008 года наши сотрудники побывали в г. Грозном. Там и в помине нет ни игровых автоматов, ни стриптиз-клубов; в газетных киосках невозможно увидеть безнравственную печатную продукцию. К чести наших чеченских соотечественников, живущих, как и все мы, в едином правовом пространстве России, следует добавить не только примеры внешнего благочестия, но и глубокой внутренней культуры. В Чечне полностью отсутствует беспризорность, а рождаемость самая высокая в России. Это и есть вопрос нравственности, любви к отечеству, самоуважения и элементарной вменяемости граждан нашего Отечества.
Порок сквернословия характеризует, в целом, всю нашу духовную, житейскую, национальную и государственную разломанность. Преодоление этого зла – одна из актуальнейших проблем современной России «…какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф 7:2).
Национальная духовная гигиена означает, прежде всего, взращивание совести на всех уровнях нашей жизни: личном, семейном, государственном. Все эти уровни организации должны пребывать в единой системе нравственных координат. В православии, например, эти координаты хорошо известны. Не может и не должно быть благом на государственном уровне то, что для личности и семьи является подлостью, предательством или простой бестолковостью. Даже победившая ложь не становится правдой. Ясное различение добра и зла позволит эффективно изолировать зло, то есть создать не преодолимые препятствия для его распространения.
Особенное внимание следует уделять всем внешним проявлениям страстей и пороков: сквернословию, игровому бизнесу, различным стриптиз шоу, рекламе, насквозь пропитанной сексуально – гастрономической чувственностью и проч., и проч. Пороки, к несчастью, известны с давних времён первого грехопадения. С тех пор ничего нового никем не выдумано. Наши грехи должны оставаться делом нашего сугубо личного стыда и раскаяния. Они недолжны быть предметом какой бы то ни было популяризации, искусства и уж тем более поддержки на общественном или государственном уровне. «Горе мiру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18:7).
Главнейшей же задачей духовной гигиены, является правильная постановка религиозного, нравственного и эстетического воспитания нации, укоренения нетерпимости к порокам в нашем общественном сознании.
Первенствующее значение религии в формировании национальной культуры с точки зрения физиологии высшей нервной деятельности обосновал великий русский учёный И.П.Павлов: «…основной закон нервной системы тот, что она состоит из двух половин: из проявления деятельности раздражения, или свободы в широком смысле, и из проявления деятельности задерживания, торможения, или дисциплины, узды. Вне этого нет жизни. Жизнь уничтожается. Как только происходи перевес одной половины над другой, вы сейчас же получаете некультурный, не соответствующий действительности тип. Безусловно, это фундаментальный закон и для человека, только для него он ещё более необходим… Мы очень хорошо знаем, что в человеческой жизни практикуется и нарочно, сознательно масса тормозов. Эти тормоза представлены, во-первых, религией, затем законом, властью, контролем, затем воспитанием, обычаями, привычками. Это всё тормоза» [6].
Следует специально отметить, что само свойство раздражения даётся человеку, по крайней мере, уже при рождении, а торможение нужно воспитывать. В православной традиции есть синоним понятию «торможение» – понятие «аскетика». Вне аскетики культура, воспитание, образование – всё совершенно бессмысленно и может привести к появлению различных девиаций и проявлению социального неравенства.