Полный текст статьи
Печать

Введение образовательных стандартов в российском образовании и закрепление этой нормы в ФЗ РФ «Об образовании в РФ» связано с парадигмальными изменениями регулирования в отрасли. Образовательные организации стали полноправными участниками рынка услуг. Услуги в объёме стандарта возмещаются бюджетами разных властных уровней, дополнительные услуги развиваются за счёт различных источников, включая личную оплату граждан за услугу. Стандарты изменили не только порядок регулирования в образовании, но стали инструментом оценки, развития, конкуренции и проявления рисков, как неотъемлемой черты предприимчивости и успеха в улучшении качества. Исследования научных проблем и практики управления освоением стандартов для улучшения качества в настоящее время идут по нескольким направлениям: изучение инновационных методов и исследование возможности применения бизнес-технологий управления в образовании [1], концептуально – методологические исследования организации процесса качества образования и его оценки (М. М. Поташник, А. И. Субетто, Н. А. Селезнёва, А. М. Новиков, В. С. Аванесов, В. И. Байденко).

 Введение образовательных стандартов выявило необходимость изменить условия измерения результатов оказания услуги. В связи с этим появились совершенно новые исследования по измерениям в образовании А. А. Маслака, Т. С. Анисимовой, С. А. Позднякова, изучающих измерение сформированности компетенций латентными переменными на основе модели Раша [2], В. И. Звонникова, М. Б. Челышковой, изучающих вопросы приведения результатов в образовании в измеримое состояние [3].

 Стремление осмыслить развитие стандартов в новых условиях проявилось в поисках новых моделей управления и оценки продуктивности образовательного процесса и менеджмента [4]. Многие исследователи пытаются в условиях стандартизации утверждать духовно-нравственные ценности, представлять доказательства о необходимости изменения стандартов с поправкой на выполнение главной миссии образования: духовно-нравственное воспитание, передача и сохранение генетического кода нации [5].

Освоение школьных стандартов понимается как процесс развития образовательных организаций, качественных изменений в процессах работы с педагогическими кадрами по освоению профессиональных компетенций, дифференциация и персонификация ответственности управленческих кадров.

Перечисленные направления управления развитием образовательных систем и качеством в настоящем российском образовании нельзя считать охватывающими весь спектр проблем, так как в условиях парадигмальных изменений и введения стандартов в образовании возникла неизбежность рисков, появления негативных явлений и коррупции. Анализ развития систем качества и самой системы образования свидетельствует о необходимости изучения и прогнозирования этих явлений, выделение этих исследований ещё в одно направление.

Инновационное развитие в любой отрасли в то числе и в образовании на основе стандартов неизбежно порождает риски в управлении качеством и влияет на рост негативных явлений или порождает несоответствие целей и затрат полученным результатам. Одним из факторов, тормозящих развитие качественных характеристик, является хроническое противостояние в вертикали управления и педагогов. Стандарты спускаются сверху и насаждаются вертикалью власти, что снижает инновационный порыв и минимизирует роль реформаторского движения. Рассмотрим в этой связи политику выявления и поощрения лучших школ. Исходя из политики образования, главная задача внедрения стандартов заключается в улучшении качества и доступности. Проводятся конкурсы «100 лучших школ», «Лучшая школа года», «500 лучших школ России», «Лучшие учителя России» и др. Мы побывали на встрече руководителей лучших школ, изучили их системы управления качеством и пришли к выводу, что и до освоения стандартов эти школы были лучшими. Так, в МО Славянский район МБОУ лицеи № 1, 4, как были самыми престижными, так и остались. Ежегодно они подтверждают свой высокий статус. Такие же образовательные организации можно выделить в каждом субъекте Федерации. В престижные школы существует негласный отбор, конкурс, в них работают успешные учителя. Однако развитие лучших школ, наличие лучших учителей не приводит к системным изменениям и не решает проблему улучшения качества во всех школах. Освоение новых стандартов помогает выявить болевые точки в каждой образовательной организации, на их исправление и должны быть направлены политика и усилия каждого уровня властных структур. Исследуя влияние изменений на качество образования, связанных со стандартами и инновациями, мы пришли к выводу, что эти процессы порождают немало недостатков и негативных явлений.

 В практике применения стандартов значительный объём работы делается шаблонно, без понимания и принятия сущности изменений, осознания их влияния на качество, как педагогами, так и управленцами. Спускаемые сверху нормативы (требования к программам, методичкам, планам, конспектам уроков) не помогают решению вопросов, которые волнуют учителя, а сами учителя пока не готовы их разрабатывать. Поэтому реально нововведения, связанные со стандартами, не могут дать ощутимых продуктивных результатов.

 Исследуя условия работы разных сельских школ муниципалитета с одинаковой материальной базой, контингентом, социальными условиями жизни детей и преподавателей в условиях освоения новых стандартов и технологий обучения мы получили совершенно разные результаты качества по тем критериям, которые существуют в системе образования. Причины этих различий никем пока не анализируются и не изучаются. Управленцев не интересует данные «на входе», в основном важен результат, т. е. данные «на выходе». При таком менеджменте удобно поощрять и карать, а вот существенного улучшения качества не происходит. Исследование показывает, что чрезмерная зависимость от установленных стандартов, нацеленных на результат (стандарты результата), имеет серьезные негативные последствия, которые присутствуют на каждом уровне системы образования. Собранные нами факты на различных уровнях образования, с разным персональным отношением к реализации стандартов показывают, что причиной негативных явлений и распространения коррупции, является высокое значение тестирования. Ранее результаты нашего исследования о причинах распространения коррупции были опубликованы [6]. Нами выявлено и проанализировано более одной тысячи фактов негативных явлений и коррупции в образовании. На основании анализа можно сделать выводы о трансформационных изменениях в дидактике, методике, технологиях и управлении образованием. Акцент «на результат» предполагает повышение качества и эффективности использования ресурсов (материальных и человеческих), а также изменение политики самого результата от оценивания знаний к формированию компетенций. Также глубокие инновационные изменения в условиях неопределённости неизбежно ведут к рискам. Провести успешно модернизацию образования без рисков невозможно. Образовательные организации стали единицами рыночных отношений, оказывающие образовательные услуги. Рынок рождает конкуренцию, и риск неотъемлемая черта предприимчивости и развития в этих условиях. Модернизационные риски можно снизить за счёт прогнозирования положительных результатов и негативных явлений при инновационных изменениях.

В связи с тем, что в образовании научное обоснование качества не имеет устоявшихся научных подходов и эмпирических традиций использование систем качества приводит нередко к искажению результата и негативным явлениям. Внедряются новые стандарты, новые системы качества, однако негативные явления растут. При реализации новых подходов игнорируются измерения и прогнозирования рисков, которые присущи любому инновационному процессу, интересам участников образовательного процесса.

Таким образом, концептуальные подходы к управлению качеством нередко приводят к нежелательным эффектам и условиям для негативных явлений.

Для прогнозирования и управления рисками при использовании различных подходов сделаем анализ черт управления.

Черты управления качеством, их практический результат и полученные негативные эффекты в ряде педагогических подходов показаны в таблице.

 

Выявление негативных эффектов влияния различных подходов

 

Подходы

Черты управления качеством в педагогической теории

Состояние педагогической практики

Результат несоответствия теории и практики

Компетентностный

Нацеленность на конечный результат

Отсутствие ясных целей, достижение цели «любой ценой»

Стремление «любой ценой» показать хороший результат (искажение отчётности, натаскивание)

Рейтинговый

Многобальная шкала отметки, приоритет стандартизованных формализованных методов, наглядное сравнение результатов

Использование системы для оценки дисциплины и прилежания. Слабое владение модульной системой, в основном используются тестовые задания на выбор варианта

Искажение результата, признаются учащиеся не с творческим мышлением, а дисциплинированные (приоритет отдаётся не творчеству, а дисциплине и формализованному ответу)

Профессионально-ориентированный

Видение ряда решений поставленных задач

Неумение осуществлять выбор лучшего варианта, незнание технологий

Несформированность у учителя профессиональной компетенции (дискомфорт, снижение физического и ментального здоровья)

Системный

Системность

Неумение выделить главное – невозможность видеть структуру системы

Огромное количество программ, учебных пособий, которые ежегодно меняются (перегрузка всех участников образовательного процесса)

Личностно-ориентированный

Педагогическая направленность

Не учитываются возможности среды (в классах есть дети, требующие коррекции – 7, 8 вида)

Подмена качественного бесплатного образования репетиторством

Мобильность

Нерешительность в действиях

Списывание, подлог, взятки, коррупция

Антропоцентрический

Рефлексивность

Отсутствие объективной самооценки, неумение видеть себя со стороны

Жалобы, конфликтные ситуации, суициды

Системно-деятельностный

Конкретность в принятии решений

Стереотипность мышления, неумение видеть главного, приверженность к шаблонам

Натаскивание учащихся на тесты, стремление к высокому рейтингу, мошенничество

Оригинальность

Шаблонность, отсутствие креативности

Повторение достижений индустриальной эпохи

Самостоятельность мышления

Отсутствие собственных позиций, игнорирование любых мнений

Отсутствие доверия, постоянные проверки, подмена учителей на ЕГЭ другими, давление вертикали власти

Борьба с перегрузкой

Стремление добиться результата при минимальных затратах Увеличение отчётности, оптимизация за счёт увеличения нагрузки

Увеличение нагрузки, отсутствие качества, нежелание работать

Деятельностный

Практичность

Игнорирование научных подходов, нежелание изучать новое

Неэффективные курсы повышения квалификации

Последовательность

Неприятие креативности, большое количество детей в классе, строгие рамки урока

Использование шпаргалок, Интернета, заказ работы за оплату, невозможность использования дискуссионных технологий, ограниченность во времени

Процессный

Поиск и реализация объективных закономерностей

Движение «вслепую»

Огромное количество мониторинговых работ, тестов

Выявление потребности и определении требований к качеству. Рейтинговый субъективизм обучения, системное стимулирование, обратная связь, индивидуализация

Отсутствие маркетинговой службы

Постоянное проведение мониторингов, административное давление, искажение

отчетности для улучшения результата в рейтинге

Конкуренция

Отсутствие конкуренции

Отсутствие стремления к профессиональному росту

Инновационный

Новаторство

Попытка ввести инновации, ничего не меняя в работе, гонка за неосознанной новизной ради рейтинга.

Не прогнозируется управление рисками, не учитываются закономерности развития науки, противоречия между суммативным и формирующим оцениванием результатов

Построение системы качества на стандартном подходе

Построение системы на предметном подходе. Отсутствие системы объективных измерений

Оценка сконцентрировалась на получении одобрения учителя, а не на измерении собственных возможностей. Учащихся интересуют не знания, а отметки. Вред физическому и ментальному здоровью учителей и учащихся

 

 Решение этой задачи обязывает образовательные организации отслеживать и анализировать состояние рынка образовательных услуг, оценивать свои возможности, разрабатывать варианты альтернативных услуг и своего поведения в зависимости от макросреды. Отрасль образования имеет не только экономические, но и свои особые риски, связанные с формированием ценностных ориентаций, мировоззрения, качества образования [7]. В этих особенностях следует учитывать цели, подходы, требования текущей политики государства, стандартов и ресурсов (материальных и кадровых). Особого внимания требует оценка качества, нацеленная на результат. Эта цель рождает множество негативных явлений порой неосознаваемых, отсроченных (в связи с отсроченностью результата в образовании) [8]. Анализировать риски в образовании очень сложно. В отрасли отсутствуют стандартизированные методики, в зародыше формирование сравнительной базы экономических показателей, нет опыта статистического анализа у управленческих кадров.

 В своём исследовании мы предприняли попытку систематизировать риски по времени, месту, субъекту, установить связи между собой и степенью влияния на качество образования, создание условий для негативных явлений [9].

Проанализировав внутренние риски образовательных организаций, мы сделали вывод, что значительное их число зависит от ориентации на один показатель, который обеспечивает благополучие всех участников процесса (ЕГЭ); от стандартов, учитывающих результаты «на выходе»; от качества подготовки специалистов; сформированности ценностей, мировоззрения и профессиональной компетентности; экономической нестабильности; неэффективности использования ресурсов.