Полный текст статьи
Печать

Современное профессиональное образование в качестве приоритетов развития определяет: интернационализацию, достижение стандартов международного уровня; переход от предметного обучения к межпредметно-модульному на компетентностной основе, обеспечивающему освоение ключевых и профессиональ­ных компетенций, позволяющих быстро реагировать на изменения рынка труда; непрерывность профессионального образования в течение всей жизни человека.

В процессе перехода образовательных организаций к реализации основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования (далее – СПО) в рамках новых федеральных государственных образовательных стандартов, разработанных на основе компетентностной модели образования, актуальной становится проблема формирования у преподавателей профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности: социально-организационная; общекультурная; научно-исследовательская; учебно-научная; научно-методическая; технологическая; психолого-педагогическая; информационно-коммуникационная [1].

Необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов, удовле­творение образовательных запросов личности обучающегося ставят перед организациями среднего профессионального образования задачи, направленные на совершенствование процесса управления качеством образования. Как следствие, возникает необходимость постоянного совершенствования содержания основной профессиональной образовательной программы, применения инновационных педагогических технологий и активных методов обучения, использования сетевых форм организации образовательного пространства, обеспечения эффективного контроля качества образования.

В соответствии с требованиями к условиям реализации программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ), представленными в федеральных государственных образовательных стандартах СПО, образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает ППССЗ в соответствии с соответствующим ФГОС СПО и с учетом соответствующей примерной ППССЗ. Перед началом разработки ППССЗ образовательная организация должна определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. При этом конкретные виды деятельности, к которым готовится обучающийся, должны соответствовать присваиваемой квалификации, определять содержание образовательной программы, разрабатываемой образовательной организацией совместно с заинтересованными работодателями.

При формировании ППССЗ образовательная организация имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть учебных циклов ППССЗ, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, на практики, и (или) вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательной организации; обязана ежегодно обновлять ППССЗ с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим ФГОС; обязана в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; должна предусматривать в целях реализации компетентностного подхода использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Реализация ППССЗ на основе компетентностного подхода должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.

Современные преобразования, связанные с реформированием и модернизацией системы российского обра­зования, предъ­являют повышенные требования к педаго­гам, в том числе и к преподавателям системы СПО. В настоящее время возросла потребность в преподавателях, способных обновлять содержание своей профессиональной деятельности через критическое, творческое ее освоение, применение дос­тижений науки и передового педагогического опыта. В конечном итоге, качество подготовки будущих специалистов напрямую зависит от уровня и качества профессио­нальной подготовки преподавателей, реализующих процесс обучения [2].

В связи с вышеизложенным, можно констатировать тот факт, что на современном этапе развития системы образования изменяются функции методического сопровождения, обес­печивающего деятельность педагога системы СПО. Сегодня востребованы новые подходы к ор­ганизации методической работы, обеспечивающей подготовку педагогических кадров к эффективной педагогической деятельности.

Реализацию компетентностной модели подготовки будущего специалиста могут обеспе­чить педагогические технологии, соответствующие вероятностной образова­тельной модели – технологии 4-го и 5-го поколений. При этом предпочтение образовательным сообществом отдается инте­гральной образовательной технологии, сочетающей личностно-деятельностный подход с дидактоцентрическим, позволяющим обеспечивать раз­витие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания и дея­тельностно-ценностной техно­логии образования в глобальном информаци­онном сообществе (ТОГИС).

Целевым ориентиром про­фессио­нальной подготовки при компетентностном подходе является становление интегральной профессио­нально-лично­стной компетентности педагога, определяющей его универ­сальную способность проектировать и обеспечивать в практической деятельности новое качество образования. Задачами научно-методического сопровождения педагоги­че­ского коллектива являются:

-          научно-методическое обеспечение реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО);

-          научно-методическое обеспечение и организация активного участия чле­нов педагогического коллектива в инновационной деятельности;

-          информационное и методическое обеспечение педагогов в со­ответствии с их профессиональными потребностями;

-          обеспечение условий повышения профессиональной компе­тентности, роста педагогического мастерства;

-          создание единого информационного пространства, обеспечи­вающего обобщение и пропаганду лучшего педагогического опыта, инновационных педагогических технологий и опыта их использования;

-          повышение мотивации участников учебно-воспитательного процесса.

Для реализации поставленных перед педагогическим коллективом целей и задач научно-методическая работа осуществляется по следующим направлениям:

-          внедрение системы педагогического проектирования, отработка про­граммных и нормативно-правовых параметров развития образовательной организации, развитие научно-методического обеспечения ФГОС СПО на основе техноло­гизации образовательного процесса;

-          развитие методической, научно-исследовательской работы и иной творче­ской деятельности преподавателей и студентов;

-          совершенствование содержания образовательного процесса через развитие инновационных профессиональных образовательных программ, использование инновационных педагогических технологий и методов обучения;

-          изучение, обобщение передового педагогического опыта и внедрение его в практику работы образовательной организации.

Реализация компетентностного подхода происходит через: развитие мо­тивации педагогов на повышение профессионально-педагогической компе­тентности и реализацию творческого потенциала преподавателей; проведение анализа и самоанализа профессиональной деятельности; поддержку научно-исследовательской деятельности педагогов; освоение и внедрение ин­новационных педагогических технологий; создание информационно-методи­ческой среды; создание банка данных педагогической информации о достижениях науки и практики.

Деятельность преподавателя в условиях внедрения стандартов третьего поколения отличается совершенно новым уровнем требований к его компетентности, что обусловлено необходимостью:

-          создания контрольно-оценочных материалов нового качества;

-          совершенствования информаци­онного обеспечения учебного процесса;

-          разработки дидактических материалов для выстраивания индивидуальных образова­тельных траекторий обучения;

-          создания принципиально иных учебно-методических комплексов с учетом перехода с цикличной орга­низации учебного плана;

-          освоения инновационных, личностно-ориентированных пе­даго­гических технологий, в том числе блочно-модульных.

В сложившихся условиях существуют противоречия между возрастающими требованиями к компе­тенциям педагога СПО и недостаточным уровнем его подготовки к управлению иннова­ционными процессами.

Успешность реализации модели методического сопровождения инно­ваци­онной деятельности в организации СПО обеспечивается комплексом не­обходи­мых и достаточных условий, который включает психолого-педагоги­ческие усло­вия: наличие стратегии развития образовательной организации, формирование мотивации и стимулирование инновационной деятельности педагогов, применение демо­кратического стиля ру­ководства; организационно-педагогические условия: наличие методической службы образовательной организации, ресурсное обеспечение инновационной деятельности, обеспечивает потенциально возможный уровень профессио­нального развития и саморазвития педагогов СПО.

Методическое обеспечение образовательного процесса, существующее в традиционной практике и предполагающее наличие нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля не помогает устранить профессиональные затруднения педагогов. Как следствие, возрастает роль методического сопровождения инновационной деятельности, под которым понимается целенаправленная совместная деятельность методической службы и коллектива образовательного учреждения, осуществляющего режим развития, реализованная в виде профессиональной помощи в освоении инновационной педагогической деятельности при решении аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогности­ческих, организационно-деятельностных и коррекционно-регулирующих задач по управлению достижением результатов в рамках индивидуальной профессионально-педагогической деятельности.

Следует отметить, что в процессе модернизации системы СПО возникают новые мотивационные, коррекционные и методические проблемы при разработке, реализации инновационных образовательных про­грамм, что тре­бует внедрения интерактивных и информационных методов обучения, расшире­ния спектра методического обеспечения и методического сопровождения учеб­ного процесса.

Практика введения ФГОС СПО выявляет педагогические риски и трудности, связанные с недопонима­нием положений ФГОС, концептуальных и методологических основ современ­ной системы подготовки рабочих кадров и специалистов, формальной под­меной нового содер­жания, стремлением сохранить репродуктивные способы профессиональной дея­тельности, недостаточным усвоением понятийного ап­парата новых стандартов, неэффективным управлением методической рабо­той, инерцией при переходе системы повышения квалификации на адрес­ную помощь педагогам и использова­ние интерактивных форм приращения знаний.

Обязательным условием при разработке и внедрении педагогических нов­шеств в образовательной организации должно стать создание образовательной среды, кото­рая будет способствовать установлению субъект-субъектных от­ношений между участниками образовательного процесса, раскрытию творческого потенциала педагогических работников, будет побуждать их к самореализации в профессиональной деятельности, самосовершенствованию, учитывать их индивидуаль­ные особенности и интересы. Важ­ной составляющей такой образовательной среды является благоприятный психо­логический климат в педагогическом коллективе.

Для непрерывного самообразования и профессионального роста педагогов, а также учета уровня их реальной профессиональной готовности к решению инновацион­ных методиче­ских задач требуются: целостность, систематичность методиче­ской деятельности в образовательном учреждении; согласованность и коор­динация деятельности всех педагогов, работающих по новым образователь­ным стандартам; сохранение тра­диций, ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых; учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также опреде­ление перспектив его профессио­нального роста; выбор форм и методов методиче­ской работы, обеспечиваю­щей развитие творческих способностей и предусматри­вающей большую са­мостоятельность и ответственность педагога.

Процессы реализации новых стандартов требуют специально организо­ван­ной деятельности методической службы, нового содержания повышения профес­сиональной компетенции педагогических кадров, особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики, форми­рование и разви­тие методической компетентности педагогов.