Полный текст статьи
Печать

В настоящее время очень важным для развития современного общества является возрождение духовности, которую можно связать с развитием творческих способностей человека. Педагогическая деятельность по приобщению детей  к миру прекрасного  раскрывает в каждом из них всё самое лучшее,  светлое и  доброе. При этом ребенок учится видеть то, что скрыто от глаз многих, учится уважать традиции, любить и беречь окружающий мир, природу.

Развитию художественно-эстетического творчества учащихся в общеобразовательных школах придается огромное значение как одному из главных этапов образования. Задача школы сохранять, обогащать и развивать тот потенциал творчества, который закладывается в детском саду.  Эффективность работы школы в настоящее время определяется, в какой мере учебно-воспитательный процесс гарантирующий формирование творческих способностей каждого школьника, развивает творческую личность и готовит ее познавательной и социальной занятости. Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности в настоящее время несет не только теоретический, но и практический смысл.

Развитию художественно-эстетического творчества учащихся в общеобразовательных школах  придается огромное значение как одному из главных этапов образования.  

Творчество - создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей [3]. В художественном творчестве как в процессе создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения, организуется творческая деятельность, которая характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Художественное творчество детей - это выражение индивидуальных особенностей, отношение к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме.  Оно обладает огромным потенциалом в  системе эстетического и художественного воспитания как средство развития личности [2].  Творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Ручная роспись по ткани, или как ее называют еще батик - популярный в настоящее время вид декоративного искусства. Родиной искусства росписи ткани считают Индонезию. Одежда из тканей, расписанных собственными руками, и по сей день, очень популярна в Азии. Само слово «batik» в переводе с индонезийского означает "капля воска". На деле же этим, словом называется любая ручная роспись по ткани.

Техника батик является разновидностью художественного текстиля, который имеет свои корни и традиции, представляет собой немаловажный раздел декоративно-прикладного искусства. В современном мире существует несколько видов батика. Однако в основе каждой лежит принцип резервирования. Речь идет о тех местах на ткани, которые должны остаться неокрашенными, образуют общий узор или рисунок, специальным составом, непроницаемой для краски. Этот способ изготовления  рисунков на ткани с незапамятных времен используется в Индокитае и в африканских странах. Современные техники росписи ткани более разнообразны, и включают ключевые особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств: акварели, пастели, графики, витража и мозаику. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный резервирующий состав. Он может быть на основе парафина, бензина, воды - в зависимости от выбранной техники, ткани и красок [1].

Таким образом, появилась потребность апробировать доступные технологии «росписи по ткани» с детьми на кружковых занятиях  в практической деятельности, поэтому была изучена литература по росписи ткани и разработан проект программы кружка «Искусство росписи по ткани». Предлагаемая программа рассчитана на обучение рос­писи ткани на кружковых занятиях 6-9 классов.  Основываясь на программы кружков по росписи ткани, мы составили свою программу с приобщением детей к культуре народов Севера.

Занятия росписи по ткани помогают:

-развивать творческие способности, чувство художественного вкуса у детей;

-развивать фантазию;

-учат правильно сочетать цвета, оттенки;

-способствуют развитию аккуратности и усидчивости, внимания.

-развивает познавательный интерес к культуре родного края.

Таблица 1   

Программа внеклассных занятий «Искусство росписи по ткани».

п/п

Тема занятия

Количество

Часов

 

 

теория

практика

всего

 

                      I четверть

 

 

 

1

Вводное занятие. Беседа "История батика"

Техника безопасности при работе с материалом и инструментами.

 

 

2

 

 

-

 

 

2

2

Знакомство с видами художественной росписи ткани.

2

 

-

 

2

3

Холодный батик. Состав резерва и его свойства.

Изготовление панно в якутском стиле. Коллективная работа.

 

2

 

8

 

10

 

                     II четверть

 

 

 

4

Узелковый батик. Виды узлов

1

3

4

5

 Методы крашения, прошивания, складывания.        

2

4

 

6

6

Расписывание одежды в национальном стиле.

 

8

8

 

                    III четверть

 

 

 

7

Свободная роспись ткани.

Роспись картин на тему «Природа Крайнего Севера».

 

2

 

12

 

 

14

8

Лессировка. Сбор данных.

1

4

5

 

                     IV  четверть

 

 

 

9

Батик без кисти. Обсуждение полученных данных.

2

5

 

7

10

Творческий проект. Разработка эскизов. Выбор вида росписи.

2

10

12

11

Итоговое занятие. Оформление выставки всех работ.

2

 

-

 

2

 

                                                         Всего часов:

18

 54

72

 

Работая по данной программе, обучая ребенка росписи по ткани с различными материалами добились таких результатов: развитие фантазии и творческих способностей, развитие мелких мышц рук, также повышается выносливость, упорство, направленность личности. Опора на этнопедагогические идеи при проведении занятий приобщает детей к национальной культуре, воспитывает уважительное отношение к ценностям и традициям народа, одухотворяет процесс познания. Работа над творческими проектами позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, а эмоции, как известно, - это процесс и результат практической деятельности, особенно художественного творчества. По эмоциям можно увидеть, что в данный момент радует, интересует, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность.