Венцом словесного искусства якутского народа, его любимым и наиболее характерным видом творчества являются большие героические сказания, называемые олонхо - сказание о богатырях, о борьбе их с темными силами, демонами, бесами, населяющими нижний мир и преисподнюю. Олонхо — общее название героического эпоса якутов, состоящего из множества больших сказаний.
Педагогический аспект Олонхо как устного народного творчества народа Саха, его философского воззрения на жизнь и роль человечества в нем, передаваемое из поколения в поколение, несет в себе огромный педагогический аспект в организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организация региона на всех его уровнях и направлениях. Образовательный потенцил Олонхо охватывае все три этапа деятельности по формированию личности обучающегося: учебную, воспитательную деятельности, занятия по интересам
В Олонхо велика роль фантастического элемента как средства выражения героического. Сюжеты Олонхо, в котором много и фантастического, и мифологического, раскрывают героический характер подвигов главных богатырей. Подвиги героев Олонхо не ограничиваются пределами семьи. Исследователи рассматривают проблематику Олонхо намного шире: в нем идет речь о борьбе за счастье и благополучие всего племени. Носителем этой идеи счастья является герой Олонхо, который ведет борьбу против сил зла и находится в центре всего происходящего. Для композиции Олонхо характерно развертывание действия от рождения героя до возвращения его в родную страну после завершения всех подвигов. Жизнь героя описывается как цепь подвигов, совершаемых им для установления счастливой жизни на земле, что составляет суть духовно-нравственного становления личности человека.
Олонхо учит детей различать «добро» и «зло», противостоять плохому, защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе.
Остановимся на важной стороне жанра якутского эпоса – на форму исполнения. Олонхо, которая состоит из декламационной и песенной части. Декламационную часть составляют излагаемые от лица сказителя описания и повествования, а так же короткие реплики персонажей. Декламирует Олонхосут то в убыстренном темпе, то замедленном, то повышая голос, то понижая – декламация выразительна и артистична. В Олонхо монологи и диалоги персонажей поются. Айыы – добрые существа поют приятными, мелодичными голосами. Могущественный, великий богатырь айыы, главный герой Олонхо обладает голосом не просто приятным, но и могучим, сильным – это мощный бодрый баритон или высокий бас. А богатыри абаасы поют грубым, неприятным басом. Грубы и голоса женщин абаасы. Это противопоставление голосов персонажей айыы и персонажей абаасы также подчеркивает справедливость финального торжества в Олонхо добрых существ. При исполнении Олонхо большое значение имеют движения и мимика сказителя. Движения становится энергичными и резкими при исполнении предбоевых песен, передаче гнева богатыря и, наоборот, плавными при передаче обращение к героине или к духу земли.
Таким образом, у детей рассказывающих Олонхо обогащается не только словарный багаж и искусство исполнения, но и развивается эмоциональная составляющая - сопереживание героям-богатырям и неприятие злых духов жителей нижнего мира. Таким образом, видится потенциал Олонхо в развитии психо-эмоционального составляющего личности исполнителя эпоса. Каждый кто учит Олонхо кроме всего развивает в себе такие качества как: природный интеллект, совершенствует языковой центр, ритм-тембр звука голоса.
В этой связи отметим, что древние якуты имели свои понятия и представления о тайнах мироздания и происхождении земли, о жизни и смерти, о добре и зле. О сущности и предназначении человека, о растительном и животном мире. В суровой борьбе за существования в условиях вечной мерзлоты они выработали своеобразные законы жизни в гармонии с природой, морально-этические нормы поведения среди людей, разнообразные обычаи и традиции, бережно хранимые и передаваемые из поколения в поколение[2].
Педагогический аспект Олонхо расскрывает роль человека в мире. Человек, появившись на земле, начинает организовывать жизнь на ней, преодолевая различные препятствия, встающие на его пути. Препятствия эти создателям Олонхо представляются в виде чудовищ, заполонивших прекрасную страну. Они разрушают ее и уничтожают на ней все живое. Человек должен очистить страну от этих чудовищ и создать на ней изобильную, мирную и счастливую жизнь. Таковы высокие цели, стоящие перед первым человеком - богатырем Олонхо. Поэтому им должен быть необыкновенный, чудесный герой с предопределенной свыше судьбой, специально посланный:
Чтоб улусы солнечные защитить,
Чтоб людей от гибели оградить.
Опрос, проведенный исследователем Чехурдиной Е.П., к.п.н., сотрудником лаборатории этнокультурного образования пединститута, в Вилюйском, Сунтарском, Нюрбинском, Верхне-Вилюйском улусах с охватом 241 человек выявил, что Олонхо знают 32,6% опрошенных, наслышаны об Олонхо - 94,8%. Из числа опрошенных исполняют Олонхо – 0,6 %, а 55,9 % не заинтересованы культурой своего народа. Также опрос с охватом 1156 учащихся из 27 школ 8 улусов показал, что 37,1% признают значение эпоса Олонхо в духовно-нравственном воспитании, 38% сомневается[1]. Эти цифры показывают, что педагогический аспект Олонхо используется не в полной мере в национальных образовательных учреждениях республики Саха(Якутия), но и также признают факт, что Олонхо обладает мощным образовательным потенциалом, который может быть реализован во всех направлениях дея:тельности системы образовательных организаций.
Таким образом, прогрессивные традиции и обычаи, отраженные в памятнике духовной культуры народа саха – Олонхо должны занять подобающее место в современной национальной школе. Это поможет подрастающему поколению овладеть идеями, прогрессивными средствами народной педагогики, воспитанию правильного и уважительного отношения к культурным ценностям своего народа.