Полный текст статьи
Печать

 Начало ХХI века ознаменовалось новыми образованиями в экономическом развитии  государств. Одним из таких явления стало государственно-частное партнерство (ГЧП). Как утверждают исследователи, к  ГЧП можно отнести любое взаимодействие государственного и частного секторов в различных сферах деятельности – экономике, политике, культуре, науке, образовании, медицине и т. п.

Цель ГЧП - эффективное использование ресурсов государственного и частного секторов в целях обеспечения устойчивости экономического развития и повышения благосостояния населения.

 

Механизм государственно-частного партнерства - совокупность норм, правил и систему взаимоотношений, позволяющих участникам партнерства взаимодействовать друг с другом на законной (легальной) основе. 

 

Основной принцип ГЧП:

  • государство определяет  области, в которых необходима помощь частных инвесторов;
  • частные инвесторы выдвигают предложения, которые соответствуют требованиям государства.

Важным аспектом в договорной части в рамках ГЧП является распределение между участниками проекта задач, возможностей и рисков. При выборе инвесторов – партнеров, приоритет отдается  тому, кто с наибольшей эффективностью может решить  ту или иную задачу. Распределение задач, ответственности и рисков между государством и частным инвестором зависит от сферы реализации проекта. Если частный инвестор несет большую часть рисков, то государство ограничивает себя в праве, вмешиваться в выполнение проекта.

Помимо рисков, ГЧП  несет и определенные преимущества, которые отражены в следующей таблице.

Таблица 1 

Актуальность государственно-частного партнерства (ГЧП) в мировой практике не вызывает сомнений. В настоящее время его механизмы применяются более чем в 100 странах мира.

Великобритания явилась родоначальником ГЧП, уже в начале 1990 годов, было решено привлечь бизнес структуры к строительству автодорог, которые традиционно находились  в ведении государства. Можно констатировать, что с каждым годом расширяются масштабы использования ГЧП, следствием чего являются новые формы сотрудничества государства и частного сектора. В зависимости от уровня социально-экономического развития страны данное партнерство может быть использовано  в различных сферах. К примеру, в странах "Большой семерки" (США, Великобритания, Германия, Италия, Канада, Франция, Япония) в 2012 года на первом месте стояло здравоохранение, на втором  - образование и т.д. Основанием в использовании ГЧП является приоритетность той или иной отрасли:

  • США – автодороги;
  • Великобритания – здравоохранение и образование;
  • Германия – образование…

О значимости ГЧП говорит тот факт, что за последние два десятилетия в Европейском Союзе были подписаны более 1400 проектов ГЧП, общей стоимостью около € 260 млрд.

 

Анализ источников по ГЧП показал, что в мире существуют различные их модели, которые мы представили в виде таблицы.

Таблица 2

 

Кыргызстан, как и другие государства бывшего социалистического лагеря, находится на начальной стадии развития ГЧП.

В девяностых годах прошлого столетия в Кыргызстане была начата работа по реформированию экономики с целью перевода её на рыночные отношения. В ноябре 1990 г. в Кыргызстане была разработана Программа перехода к рынку и стабилизации экономики.

По данным 1990 года,  экономическое развитие Кыргызстана характеризовалось как самое низкое среди республик Советского Союза. Сравнительные данные приведены в нижеследующей таблице. 

Таблица 3

Уровень экономического развития республик Центральной Азии в 1990 г. 

 

 

Страна

% к среднему показателю СССР

ВНП на душу населения

Потребление на душу населения

Производительность труда

в промышленности

в сельском хозяйстве

Кыргызстан

60

66

65

74

Казахстан

90

84

90

100

Узбекистан

56

59

60

56

Туркменистан

75

66

100

66

Таджикистан

50

48

   

 

Первое упоминания о ГЧП в Кыргызстане появились в Стратегии развития страны на 2008 – 2011 годы, а анализ моделей ГЧП позволяет сделать вывод, что для Кыргызстана наиболее приемлемой является: ВОТ и ROT.

ГЧП в Кыргызстане не нашло пока должного применения, тем не менее, обозначены основные приоритетные направления и области, в которых ГЧП могло бы принести экономический эффект для республики:

Таблица 4

 

Предметом нашего исследования является образование и  применение ГЧП  в системе образования может:

  • Улучшить финансового обеспечения отрасли;
  • Повысить качество и доступность образования;
  • Повысить конкурентоспособность образования;
  • Снизить расходную часть бюджета страны на финансирование образовательных  учреждений;

Среди государственных расходов на образование львиная доля приходится на фонд оплаты труда, который в  2012 г. Составлял 55 % всех расходов на образование. Внедрение механизма ГЧП в системе образования помогло бы ему выйти из критического состояния и повысить качество услуг. Тем не менее, хотелось бы отметить, что больших проектов по ГЧП в системе образования практически нет. Сотрудничество принимает форму  частных образовательных учреждений, где наблюдаются элементы ГЧП.  Не смотря на отсутствие крупных проектов в плане ГЧП в системе образования, частные образовательные учреждения  приносят не малый эффект, снижая финансовую нагрузку государственного бюджета на область образования. Помимо этого, частные образовательные учреждения обеспечивают работой граждан Кыргызстана, происходит оплата налогов, снижается нагрузка на государственные школы в плане наполняемости групп дошкольных учреждений, классов, групп в вузах.

Одним из первых шагов, где можно увидеть элементы ГЧП, являются хозрасчетные темы, когда в вузах создавались группы студентов под руководством преподавателей, которые выполняли определенную работу – заказ того или иного предприятия.  В системе хозрасчета также заложены элементы дуального образования, когда полученные знания, умения и навыки приобретенные в процессе обучения проверяются при выполнении хозрасчетных тем.

Примеров взаимодействия государства – и производства (частного в том числе) являетсяПостановление Правительства Кыргызской Республики  г.Бишкек, от 28 мая 2012 года N 331 «Об утверждении Механизма финансирования обучения студентов».  По данному постановлению бюджетные группы должны открываться после заключения договоров с предприятиями, организациями и учреждениями на подготовку специалистов. В соответствии с постановлением правительства, бюджетные группы открываются при  «заказе» не менее 15 человек. 

С 2016 года в Кыргызстане введен институт аккредитации высших учебных заведений. В механизме аккредитации предусмотрено собеседование с работодателями, не зависимо от форм собственности на предмет соответствия уровня подготовки выпускников профессиональным  требованиям. Также рассматриваются вопросы привлечения работодателей к формированию содержания образования и его соответствию современному развитию науки, техники и практики.  

С переходом к рыночным отношениям и формам хозяйствования, появлением частной собственности, Кыргызстан давно уже перешел на реализацию совместной деятельности государства и частного сектора в виде платного компонента в образовательной деятельности. Тем не менее, с сожалением приходится констатировать, что в плане ГЧП в системе образования Правительство Кыргызстана приоритет отдает зарубежным инвесторам. Анализ и наблюдения показали, что, не зная отечественной системы образования и особенности ментальности, иностранные представители часто допускают достаточно грубые ошибки, как в методике, так и в содержании образования.  В связи с этим, актуальным, на сегодняшний день является создание условий для развития ГЧП    с представителями местными специалистами.