Студенческое самоуправление вуза как способ развития лидерских качеств молодежи
Выпуск:
ART 970646
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лазаренко
Л.
А.,
Давтян
К.
З. Студенческое самоуправление вуза как способ развития лидерских качеств молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2017. – Т. 39. – С.
1596–1600. – URL:
http://e-koncept.ru/2017/970646.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации студенческого самоуправления в высшем учебном заведении, его ведущие направления, аспекты функционирования. Проанализирован опыт работы Кубанского социально-экономического института, структура и содержание деятельности органов студенческого самоуправления данного вуза. Выделены особенности качеств и функций лидера студенческой группы.
Ключевые слова:
лидер, студенческое самоуправление, активная жизненная позиция, студенческая среда, студенческий совет, личные качества
Текст статьи
Лазаренко Лариса Анатольевна,канд. психол. наук, доцент кафедры сервиса и туризма. АНОО ВО Кубанский социальноэкономический институт, г. Краснодарlarisa_bulanova@mail.ru
Давтян Карина Зограбовна,студенткафакультета журналистики, АНОО ВО Кубанский социальноэкономический институт, г.Краснодар
Студенческое самоуправление вуза как способ развития лидерских качеств молодежи
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы организации студенческого самоуправления в высшем учебном заведении, его ведущие направления, аспектыфункционирования. Проанализирован опыт работы Кубанского социальноэкономического института, структура и содержание деятельности органов студенческого самоуправления данного вуза.Выделены особенности качеств и функций лидера студенческой группы.Ключевые слова: студенческое самоуправление, лидер, студенческая среда, студенческий совет, активная жизненная позиция, личные качества.
На сегодняшний день в Российской Федерации активно ведётся государственная молодёжная политика, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним определённого качества жизни самой молодёжи, котораяв перспективе станет экономически активным населением. Одной из многочисленных форм проявления молодёжной политики является студенческое самоуправление, проводимое с целью укрепления студенческого общественного движения, наиболее широкого использования потенциала студенчества, а также возможности самореализации молодого поколения во внеучебной деятельности.Согласно требованиям государственного образовательного стандарта выпускник вуза должен быть самостоятельной, самоорганизующейся личностью и обладать нетолько глубокими знаниями в области своей профессиональной деятельности, но и организаторскими способностями, лидерским качествами, быть готовым к решению нестандартных задач. В качестве такой школы выступает активное включение студентов в деятельность студенческого самоуправления, которая обладает огромным спектром возможностей для саморазвития личности[3]. В разное время, членами Студенческого Совета являлись самые достойные студенты. Главное условие для членства –хорошая успеваемость и активная жизненная позиция, потому как, студент приходит в институт, прежде всего –учиться. В то же время, это орган самоуправления, построенный на энтузиазме студентов, на желании чтото изменить в лучшую сторону. Еще одна задача органа –развивать управленческие навыки и инициативность среди молодежи.Рассмотрим опыт организации работы органов студенческого самоуправления в Кубанском социальноэкономическом институте. Главным органом студенческого самоуправления в вузе уже 15 лет является студенческий совет, созданный с целью достойно представлять студенчество, справедливо защищать и реализовывать права студентов, развивать инициативу и самостоятельность студентов, повышать ответственность за качество знаний и социальное поведение будущих педагогов.
Главная функция студенческого совета, это привлечение обучающейся молодежи к сознательному и систематическому участию в управлении делами вуза. Его важными задачами являются:1.Создавать условия для активного созидательного включения студентов в социальноэкономическую икультурную жизнь общества;2.Обеспечить надлежащую защиту законных прав и интересов молодежи;3.Поддержать различные студенческие инициативы и создать условия для их реализации;4.Совершенствовать способности студентов к самоконтролю, самооценке, рефлексии, эмоциональному сопереживанию, самоутверждению;5.Оказать помощь в трудоустройстве молодых людей;6.Обеспечить доступ к информации, необходимой для разностороннего развития студентов в условиях современного общества в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями молодежи.Студенческий совет Кубанского социальноэкономического института насчитывает более 20 студентов. Это основной самодостаточный орган, в нем есть шесть секторов: научный, учебный, спортивнооздоровительный, культурномассовый, информационноаналитический и социальнобытовой. Недавно в структуре органа произошли преобразования, в результате чего появилась еще несколько должностей: ответственный по внешним связям, взаимодействие с молодежным театром Altra и ответственный по делам волонтерства. Члены студенческого совета планируют, организуют, анализируют мероприятия самостоятельно, приобретая, таким образом, определенный опыт и развивая свои лидерские качества.Необходимо дать понять студентам, что вуз –это дом, где они хозяева, от которых многое зависит. Так в КСЭИ, Студенческий совет является организатором массы мероприятий, среди которых: поэтические вечера, интелектуальноразвлекательный турнир «Активити». Проводит праздничные мероприятия, такие как: День учителя, День студента, День влюбленных, различные соревнования и спортивные мероприятия. Осуществляет волонтерскую деятельность. Волонтерский центр студенческого совета делает упор на пропаганду здорового образа жизни среди студентов и преподавателей института. Так, служба инициировала проведение акций в День донора, Международный день отказа от курения, Всемирный день борьбы со СПИДом. Волонтеры регулярно выезжают в школы, детские дома, социальнореабилитационные центры с оказанием шефской помощи детям, организовывают флешмобы.Особое внимание в вузе уделяется формированию у студентов активной жизненной позиции, социальной ответственности и лидерских качеств. Регулярно организуются выездные семинарысовещания по вопросам совершенствования работы органов студенческого самоуправления и воспитательной работы. С участием студенческого актива, кураторов, заместителей деканов по воспитательной работе ежегодно проводятся школы молодого куратора, где преподаватели учатся строить студенческое самоуправление на уровне академической группы и факультета[1].КСЭИ заинтересован в сильном органе самоуправления, так как это хороший инструмент сосуществования и диалога между студенчеством и руководством вуза.Как и в любой организации, студенческому самоуправлению характерен признак иерархичности, то есть наличие уровней соподчинения, между которыми распределяются функции, обязанности и права. Причём данная иерархичность присуща не только системе студенческого самоуправления в целом, но и её отдельным, более узким структурам: советам учебных групп, советам факультетов, студенческим деканатам, учебновоспитательным студенческим комиссиям и т.д. Для правильной организации такой обширной и масштабной деятельности студенческое самоуправление должно иметь главное лицо, которое будет задавать курсвсей группе активистов и их настроению, нацеленности на продуктивную работу.Далеко не каждый человек по своей натуре является лидером. Это можно назвать чертой характера, которая, как и другие черты, комуто присуща, а комуто нет. Только данная черта включает в себя совокупность множественных качеств, и в том случае, если их сочетание близко к идеалу, то можно говорить о лидерских задатках человека, который их имеет.Существуют явные отличия между лидерскими качествами представителей разных социальных групп, так как разные органы подразумевают работу с различным контингентом людей. Лидер студенческого самоуправления работает, в первую очередь, со студентами, и при ведении своей деятельности должен учитывать этот факт.В образе идеального лидера студенческого самоуправления условно можно выделить три группы качеств личности:1.Личные качества лидера.2.Управленческие и организационные лидерские качества.3.Психологические и социальные лидерские качества.Рассмотрим составные части каждой из представленных групп.Лидер студенческого самоуправления должен являться, в первую очередь, лидером собственной жизни, что относится к группе личных качеств человека. Под этим подразумевается знание самого себя, своих чувств и эмоций, чёткое представление о том, чего ты хочешь, осознание цели своих действий. Вместе с целью рождается мотивация, которая помогает организовать себя, своё время и свои возможности. Лидером собственной жизни может являться только уверенный в себе человек. Уверенность в собственных силах позволяет нам расширять пределы своих возможностей и приобретать новый жизненный опыт. Она заставляет нас чаще идти на риск, что просто необходимо в креативной среде студенческого развития. Не бояться пробовать новое, проводить кардинальные изменения, чтобы исключитьпонятие «консерватизма» в студенческой среде. Отсюда можно вынести ещё одно личное качество умение покидать зону комфорта. Как правило, зона комфорта определяется привычными шаблонами поведения: к чему человек привык то ему и комфортно. Это устоявшийся мир, где все знакомо, стабильно и предсказуемо. Но эти понятия не должны быть свойственны лидеру, ведь он, как первооткрыватель, меняет обыденность вокруг себя, ищет чтото новое и тем самым уходит от старого.Ещё одной неотъемлемой составляющей лидерских качеств является умение слушать других. Лидерами студенческого самоуправления являются, как правило, ещё совсем молодые люди, поэтому они должны понимать, что наличие смекалки и уверенность в себе не делают их специалистами во всех областях сразу. Им стоит прислушиваться к советам и призывам компетентных в той или иной области людей, чтобы их деятельность строилась не на произвольном мышлении, а на обоснованных фактах.Наравне с умением слушать стоит, безусловно, и умение признавать свои ошибки. Отсутствие данной черты может привести, по меньшей мере, к разладу в коллективе, а в худшем случае –к наступанию на одни и те же грабли и, как следствие, топтание на месте, что противит успешной и деятельной работе студенческого самоуправления.Умение слушать и признавать свои ошибки напрямую зависимы от самооценки человека. У лидера она не должна быть слишком высокой или, наоборот, низкой. Он должен четко осознавать, что он может, а что нет, и сосредотачивать свои усилия на том, что у него лучше получается. Активная жизненная позиция –вот ещё одно важное личное качество настоящего лидера. Активную жизненную позицию можно описать, как форму проявления идейнонравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающую регулирующее воздействие на поведение и деятельность человека. Почему лидеру необходимо наличие именно данного качества? Человек с активной жизненной позицией никогда не будет сидеть, сложа руки, он все время совершенствуется, изучает чтото новое, пытается найти иные области применения своим талантам и идеям. Она характеризуется проявлением храбрости, мужества в борьбе за утверждение новых идей, желанием предать масштабность и общественную значимость поднимаемых нравственных проблем. Управленческие и организационные лидерские качества отражаются в таких аспектах характера, как страсть к работе и умение зажигать, а также объединять людей. Как правило, деятельность лидера студенческого самоуправления является безвозмездным занятием, поэтому на данную работу никогда не подпишется не любящий её человек. Лидер студенческого самоуправления должен быть заинтересован в своем деле, что позволит ему поддерживать интерес к работе, увеличивать её эффективность и результативность.Также в деятельности лидера должны быть исключительно благие намерения. Безусловно, лидер будет обладать качеством манипулирования, но, осознавая это, он непременно должен видеть разницу между полным манипулированием и просто умением направлять в необходимое русло людей в своём подчинении. Нельзя пользоваться своим статусом и особенно перекидывать работу на своих помощников. Лидер больше всех должен трудиться и на собственном примере показывать, как следует вести работу.К необходимым психологическим и социальным качествам главного представителя студенческого самоуправления следует отнести готовность поддержать в трудную минуту. Нельзя забывать о том, что студенческое самоуправление подразумевает работу с молодёжью, которая, возможно, делает только первые шаги в своей инициативной деятельности. Им требуется помощь, поддержка и поощрение. Председателю стоит учитывать данный факт, чтобы не лишиться своих «последователей». А тот лидер, который никогда не забывает об интересах людей, безусловно, будет пользоваться большим уважением.Все эти качества помогают лидеру успешно выполнять его функции, которые можно разделить на стратегические, административные и представительские.
Одной из важнейших стратегических функций лидера является координирование и контроль деятельности активов группы студенческого самоуправления. Именно председатель студенческого совета служит источником ценностей и норм, так как именно он выступает инициатором и проводником всех идей[2].Административная функция подразумевает под собой регулирование отношений внутри группы и распределение обязанностей между её членами.Председатель студенческого самоуправления –это официальное лицо коллектива, выступающее и внедряющее в социум идеи от имени всех членов студенческого совета. Он воспринимается в качестве символа коллектива, в чём и отражается его представительская функция.Как и любое другое официальное лицо, лидер студенческого самоуправления несёт определённую социальную ответственность. Она проявляется в исполнении гражданского долга, решении социальных задач, формировании и соблюдении норм и ценностей, понимании последствий осуществляемой деятельности.Студенческая среда –это одна из наиболее интенсивных зон межличностных контактов. Именно в высших и средних учебных заведениях молодые люди закрепляют свои стереотипы восприятия и поведения, которые они пронесут через всю жизнь.
Ссылки на источники1.Лазаренко Л.А., Недбайло В.Г. Студенческое самоуправление как фактор социализации и развития личности студентов вуза // В сборнике: Практическая педагогика и психология: методы и технологии сборник статей Международной научнопрактической конференции. 2016. С. 178182.2.Лазаренко Л.А Теоретикометодические аспекты воспитательной работы в современных вузах на примере Кубанского социальноэкономического института //В сборнике: Современный специалист и профессиональные компетенции: методический аспект подготовки 2016. С. 4955.3.Лазаренко Л.А., Недбайло В.Г. Воспитание студентов с позиции личностноориентированного подхода //В сборнике: Инновационные технологии научного развития сборник статей Международной научнопрактической конференции. 2016. С. 273276.
Давтян Карина Зограбовна,студенткафакультета журналистики, АНОО ВО Кубанский социальноэкономический институт, г.Краснодар
Студенческое самоуправление вуза как способ развития лидерских качеств молодежи
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы организации студенческого самоуправления в высшем учебном заведении, его ведущие направления, аспектыфункционирования. Проанализирован опыт работы Кубанского социальноэкономического института, структура и содержание деятельности органов студенческого самоуправления данного вуза.Выделены особенности качеств и функций лидера студенческой группы.Ключевые слова: студенческое самоуправление, лидер, студенческая среда, студенческий совет, активная жизненная позиция, личные качества.
На сегодняшний день в Российской Федерации активно ведётся государственная молодёжная политика, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним определённого качества жизни самой молодёжи, котораяв перспективе станет экономически активным населением. Одной из многочисленных форм проявления молодёжной политики является студенческое самоуправление, проводимое с целью укрепления студенческого общественного движения, наиболее широкого использования потенциала студенчества, а также возможности самореализации молодого поколения во внеучебной деятельности.Согласно требованиям государственного образовательного стандарта выпускник вуза должен быть самостоятельной, самоорганизующейся личностью и обладать нетолько глубокими знаниями в области своей профессиональной деятельности, но и организаторскими способностями, лидерским качествами, быть готовым к решению нестандартных задач. В качестве такой школы выступает активное включение студентов в деятельность студенческого самоуправления, которая обладает огромным спектром возможностей для саморазвития личности[3]. В разное время, членами Студенческого Совета являлись самые достойные студенты. Главное условие для членства –хорошая успеваемость и активная жизненная позиция, потому как, студент приходит в институт, прежде всего –учиться. В то же время, это орган самоуправления, построенный на энтузиазме студентов, на желании чтото изменить в лучшую сторону. Еще одна задача органа –развивать управленческие навыки и инициативность среди молодежи.Рассмотрим опыт организации работы органов студенческого самоуправления в Кубанском социальноэкономическом институте. Главным органом студенческого самоуправления в вузе уже 15 лет является студенческий совет, созданный с целью достойно представлять студенчество, справедливо защищать и реализовывать права студентов, развивать инициативу и самостоятельность студентов, повышать ответственность за качество знаний и социальное поведение будущих педагогов.
Главная функция студенческого совета, это привлечение обучающейся молодежи к сознательному и систематическому участию в управлении делами вуза. Его важными задачами являются:1.Создавать условия для активного созидательного включения студентов в социальноэкономическую икультурную жизнь общества;2.Обеспечить надлежащую защиту законных прав и интересов молодежи;3.Поддержать различные студенческие инициативы и создать условия для их реализации;4.Совершенствовать способности студентов к самоконтролю, самооценке, рефлексии, эмоциональному сопереживанию, самоутверждению;5.Оказать помощь в трудоустройстве молодых людей;6.Обеспечить доступ к информации, необходимой для разностороннего развития студентов в условиях современного общества в соответствии с индивидуальными запросами и потребностями молодежи.Студенческий совет Кубанского социальноэкономического института насчитывает более 20 студентов. Это основной самодостаточный орган, в нем есть шесть секторов: научный, учебный, спортивнооздоровительный, культурномассовый, информационноаналитический и социальнобытовой. Недавно в структуре органа произошли преобразования, в результате чего появилась еще несколько должностей: ответственный по внешним связям, взаимодействие с молодежным театром Altra и ответственный по делам волонтерства. Члены студенческого совета планируют, организуют, анализируют мероприятия самостоятельно, приобретая, таким образом, определенный опыт и развивая свои лидерские качества.Необходимо дать понять студентам, что вуз –это дом, где они хозяева, от которых многое зависит. Так в КСЭИ, Студенческий совет является организатором массы мероприятий, среди которых: поэтические вечера, интелектуальноразвлекательный турнир «Активити». Проводит праздничные мероприятия, такие как: День учителя, День студента, День влюбленных, различные соревнования и спортивные мероприятия. Осуществляет волонтерскую деятельность. Волонтерский центр студенческого совета делает упор на пропаганду здорового образа жизни среди студентов и преподавателей института. Так, служба инициировала проведение акций в День донора, Международный день отказа от курения, Всемирный день борьбы со СПИДом. Волонтеры регулярно выезжают в школы, детские дома, социальнореабилитационные центры с оказанием шефской помощи детям, организовывают флешмобы.Особое внимание в вузе уделяется формированию у студентов активной жизненной позиции, социальной ответственности и лидерских качеств. Регулярно организуются выездные семинарысовещания по вопросам совершенствования работы органов студенческого самоуправления и воспитательной работы. С участием студенческого актива, кураторов, заместителей деканов по воспитательной работе ежегодно проводятся школы молодого куратора, где преподаватели учатся строить студенческое самоуправление на уровне академической группы и факультета[1].КСЭИ заинтересован в сильном органе самоуправления, так как это хороший инструмент сосуществования и диалога между студенчеством и руководством вуза.Как и в любой организации, студенческому самоуправлению характерен признак иерархичности, то есть наличие уровней соподчинения, между которыми распределяются функции, обязанности и права. Причём данная иерархичность присуща не только системе студенческого самоуправления в целом, но и её отдельным, более узким структурам: советам учебных групп, советам факультетов, студенческим деканатам, учебновоспитательным студенческим комиссиям и т.д. Для правильной организации такой обширной и масштабной деятельности студенческое самоуправление должно иметь главное лицо, которое будет задавать курсвсей группе активистов и их настроению, нацеленности на продуктивную работу.Далеко не каждый человек по своей натуре является лидером. Это можно назвать чертой характера, которая, как и другие черты, комуто присуща, а комуто нет. Только данная черта включает в себя совокупность множественных качеств, и в том случае, если их сочетание близко к идеалу, то можно говорить о лидерских задатках человека, который их имеет.Существуют явные отличия между лидерскими качествами представителей разных социальных групп, так как разные органы подразумевают работу с различным контингентом людей. Лидер студенческого самоуправления работает, в первую очередь, со студентами, и при ведении своей деятельности должен учитывать этот факт.В образе идеального лидера студенческого самоуправления условно можно выделить три группы качеств личности:1.Личные качества лидера.2.Управленческие и организационные лидерские качества.3.Психологические и социальные лидерские качества.Рассмотрим составные части каждой из представленных групп.Лидер студенческого самоуправления должен являться, в первую очередь, лидером собственной жизни, что относится к группе личных качеств человека. Под этим подразумевается знание самого себя, своих чувств и эмоций, чёткое представление о том, чего ты хочешь, осознание цели своих действий. Вместе с целью рождается мотивация, которая помогает организовать себя, своё время и свои возможности. Лидером собственной жизни может являться только уверенный в себе человек. Уверенность в собственных силах позволяет нам расширять пределы своих возможностей и приобретать новый жизненный опыт. Она заставляет нас чаще идти на риск, что просто необходимо в креативной среде студенческого развития. Не бояться пробовать новое, проводить кардинальные изменения, чтобы исключитьпонятие «консерватизма» в студенческой среде. Отсюда можно вынести ещё одно личное качество умение покидать зону комфорта. Как правило, зона комфорта определяется привычными шаблонами поведения: к чему человек привык то ему и комфортно. Это устоявшийся мир, где все знакомо, стабильно и предсказуемо. Но эти понятия не должны быть свойственны лидеру, ведь он, как первооткрыватель, меняет обыденность вокруг себя, ищет чтото новое и тем самым уходит от старого.Ещё одной неотъемлемой составляющей лидерских качеств является умение слушать других. Лидерами студенческого самоуправления являются, как правило, ещё совсем молодые люди, поэтому они должны понимать, что наличие смекалки и уверенность в себе не делают их специалистами во всех областях сразу. Им стоит прислушиваться к советам и призывам компетентных в той или иной области людей, чтобы их деятельность строилась не на произвольном мышлении, а на обоснованных фактах.Наравне с умением слушать стоит, безусловно, и умение признавать свои ошибки. Отсутствие данной черты может привести, по меньшей мере, к разладу в коллективе, а в худшем случае –к наступанию на одни и те же грабли и, как следствие, топтание на месте, что противит успешной и деятельной работе студенческого самоуправления.Умение слушать и признавать свои ошибки напрямую зависимы от самооценки человека. У лидера она не должна быть слишком высокой или, наоборот, низкой. Он должен четко осознавать, что он может, а что нет, и сосредотачивать свои усилия на том, что у него лучше получается. Активная жизненная позиция –вот ещё одно важное личное качество настоящего лидера. Активную жизненную позицию можно описать, как форму проявления идейнонравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и привычек, оказывающую регулирующее воздействие на поведение и деятельность человека. Почему лидеру необходимо наличие именно данного качества? Человек с активной жизненной позицией никогда не будет сидеть, сложа руки, он все время совершенствуется, изучает чтото новое, пытается найти иные области применения своим талантам и идеям. Она характеризуется проявлением храбрости, мужества в борьбе за утверждение новых идей, желанием предать масштабность и общественную значимость поднимаемых нравственных проблем. Управленческие и организационные лидерские качества отражаются в таких аспектах характера, как страсть к работе и умение зажигать, а также объединять людей. Как правило, деятельность лидера студенческого самоуправления является безвозмездным занятием, поэтому на данную работу никогда не подпишется не любящий её человек. Лидер студенческого самоуправления должен быть заинтересован в своем деле, что позволит ему поддерживать интерес к работе, увеличивать её эффективность и результативность.Также в деятельности лидера должны быть исключительно благие намерения. Безусловно, лидер будет обладать качеством манипулирования, но, осознавая это, он непременно должен видеть разницу между полным манипулированием и просто умением направлять в необходимое русло людей в своём подчинении. Нельзя пользоваться своим статусом и особенно перекидывать работу на своих помощников. Лидер больше всех должен трудиться и на собственном примере показывать, как следует вести работу.К необходимым психологическим и социальным качествам главного представителя студенческого самоуправления следует отнести готовность поддержать в трудную минуту. Нельзя забывать о том, что студенческое самоуправление подразумевает работу с молодёжью, которая, возможно, делает только первые шаги в своей инициативной деятельности. Им требуется помощь, поддержка и поощрение. Председателю стоит учитывать данный факт, чтобы не лишиться своих «последователей». А тот лидер, который никогда не забывает об интересах людей, безусловно, будет пользоваться большим уважением.Все эти качества помогают лидеру успешно выполнять его функции, которые можно разделить на стратегические, административные и представительские.
Одной из важнейших стратегических функций лидера является координирование и контроль деятельности активов группы студенческого самоуправления. Именно председатель студенческого совета служит источником ценностей и норм, так как именно он выступает инициатором и проводником всех идей[2].Административная функция подразумевает под собой регулирование отношений внутри группы и распределение обязанностей между её членами.Председатель студенческого самоуправления –это официальное лицо коллектива, выступающее и внедряющее в социум идеи от имени всех членов студенческого совета. Он воспринимается в качестве символа коллектива, в чём и отражается его представительская функция.Как и любое другое официальное лицо, лидер студенческого самоуправления несёт определённую социальную ответственность. Она проявляется в исполнении гражданского долга, решении социальных задач, формировании и соблюдении норм и ценностей, понимании последствий осуществляемой деятельности.Студенческая среда –это одна из наиболее интенсивных зон межличностных контактов. Именно в высших и средних учебных заведениях молодые люди закрепляют свои стереотипы восприятия и поведения, которые они пронесут через всю жизнь.
Ссылки на источники1.Лазаренко Л.А., Недбайло В.Г. Студенческое самоуправление как фактор социализации и развития личности студентов вуза // В сборнике: Практическая педагогика и психология: методы и технологии сборник статей Международной научнопрактической конференции. 2016. С. 178182.2.Лазаренко Л.А Теоретикометодические аспекты воспитательной работы в современных вузах на примере Кубанского социальноэкономического института //В сборнике: Современный специалист и профессиональные компетенции: методический аспект подготовки 2016. С. 4955.3.Лазаренко Л.А., Недбайло В.Г. Воспитание студентов с позиции личностноориентированного подхода //В сборнике: Инновационные технологии научного развития сборник статей Международной научнопрактической конференции. 2016. С. 273276.