№ 08 (август)
Статей: 19
Читателей: 60608
Долгова В. И. Повышение мотивации волонтеров в процессе реализации проекта «Голос Книги» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 8 (август). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170201.htm
ART 170201
DOI 10.24422/MCITO.2017.8.6959
Просмотров: 3293
Актуальность исследования связана с огромной текучестью кадров в добровольческой сфере и низким уровнем подготовки к волонтерской помощи людям с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому целью работы поставлено раскрытие особенностей деятельности проекта «Голос книги» и программы, способной повлиять на повышение уровня мотивации её волонтеров. Деятельность проекта «Голос книги» разворачивается в несколько этапов, каждый из которых направлен на достижение общей цели и содержит ключевые события: обсуждение проекта с депутатом Государственной думы РФ и руководителями области, представителями разных сфер добровольческой деятельности и Челябинской областной специальной библиотеки для слабовидящих и слепых, участие в конвейере проектов на Всероссийском образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме»; участие в Национальной премии «Студенческий дозор» в номинации «За защиту прав людей с особенностями здоровья», оборудование помещения студии звукозаписи, создание официального сайта проекта «Голос книги» и группы в социальных сетях, взаимодействие с другими странами, реклама проекта «Голос книги», мониторинг необходимой литературы для дальнейшего озвучивания, запись аудиокниг и др. Базу исследования составляют волонтеры социального проекта «Голос книги» Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В ходе исследования использованы шесть методик: «Определение направленности личности» Б. Басса, тест «Определение удовлетворенности личности своим трудом» А. В. Батаршева, «Диагностика мотивационной структуры личности» В. Э. Мильмана, «Опросник для определения источников мотивации» Дж. Барбуто, Р. Сколла; «Исследование мотивов» К. Б. Кристиане, опросник В. И. Долговой, Л. А. Млкеян. Основные результаты работы состоят в разработке программы формирования мотивации к деятельности волонтеров проекта «Голос книги», включающей десять занятий, реализуемых на протяжении месяца. После реализации программы значительно изменилось отношение волонтеров к своему добровольческому труду, направленность личности на задачу и взаимодействие; удовлетворенность трудом; стремление к познанию; стандарты оценки качеств личности и стандарты компетентности. Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы, сделанные по результатам сравнительно-сопоставительных процедур проведенного анализа, могут обогатить просветительскую, консультативную, коррекционно-развивающую работу с волонтерами социальных программ.
Караваев Н. Л., Соболева Е. В. Анализ программных сервисов и платформ, обладающих потенциалом для геймификации обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 8 (август). – С. 14–25. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170202.htm
ART 170202
DOI 10.24422/MCITO.2017.8.6960
Просмотров: 5354
В современной информационной образовательной среде наблюдается увеличение интереса к применению компьютерных игр для повышения качества обучения, что обусловливает актуальность представленного исследования, посвященного анализу программных средств, обладающих потенциалом для геймификации учебного процесса в контексте требований государства, общества и образования. Цель статьи – выбор нескольких игровых платформ, на основе которых будет совершенствоваться методология геймификации учебного процесса. Методологию исследования составляет изучение информационных источников психологической, педагогической, методической и технической направленности, анализ компьютерных образовательных игр зарубежных и отечественных авторов, авторитет и научная репутация которых признаны научным сообществом. В статье из необходимости геймификации учебного процесса выводится необходимость уточнения понятия «геймификация». С учетом особенностей и принципов этого феномена выполнен анализ программных средств, которые обладают дидактическим эффектом и максимально соответствуют идее геймификации. Всё многообразие программных средств, обладающих потенциалом для геймификации обучения, было поделено на группы: игровые платформы, образовательные квесты, сервисы управления обучением и сайты – конструкторы игр. В рамках каждой группы рассмотрены те платформы, которые наиболее распространены в зарубежной и отечественной образовательной среде. В группе игровых платформ представлены Classcraft, MinecraftEdu и DuoLingo. Группа образовательных квестов включает Scratch, Quandary и Ribbon Hero. Среди сервисов, используемых для геймификации управления обучением, показаны ClassDojo, Goalbook, Coursera и Brainscape. Спектр сайтов-конструкторов игр не такой широкий: еТреники и LearningApps. По результатам анализа на основе применения конкретных критериев сравнения и для максимально полного воплощения идеи геймификации учебного процесса выбран набор сервисов и платформ, которые при соответствующем методическом сопровождении позволят повысить качество обучения: платформа ClassCraft, среда Scratсh, программный продукт Quandary и проект LearningApps.
Селиванова О. Г., Бабкина Е. С. Мировоззренческий диссонанс современного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 8 (август). – С. 26–36. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170203.htm
ART 170203
DOI 10.24422/MCITO.2017.8.6961
Просмотров: 2702
Актуальность представленного в статье исследования определяется необходимостью теоретического обоснования и практической разработки содержания и форм мировоззренческой подготовки современного педагога в условиях смены образовательной парадигмы. Отсутствие такой подготовки в современных условиях порождает мировоззренческий диссонанс, размытость и противоречивость профессиональных ориентиров педагога, неготовность раскрывать учащимся личностные смыслы учения. Целью исследования является изучение характеристик мировоззрения современного педагога, разработка и апробирование методики организации мировоззренческой подготовки педагога в общеобразовательной организации. Основным методом исследования выступил метод диагностических ситуаций, с помощью которого были выявлены, зафиксированы и изменены характерные свойства исследуемого нами явления в реальном действии. Результатом применения методики организации мировоззренческой подготовки педагога стала теоретическая и практическая готовность педагога раскрывать школьнику личностные смыслы учения. Теоретическая готовность педагога обеспечивалась освоением им основных положений аксиологии, осознанием ценностей и смыслов современного образования и педагогической профессии. Практическая готовность была достигнута в процессе дискуссий, дебатов, разрешения педагогами кейсов, сложных психолого-педагогических ситуаций, освоения субъектно ориентированных педагогических технологий. Качественным результатом мировоззренческой подготовки педагога выступает четкость его педагогической позиции, уверенность во взаимоотношениях с учащимися, сочетание педагогической требовательности и гуманного отношения к школьнику. Количественный результат мировоззренческой подготовки – увеличение числа педагогов школы, проявляющих инициативу в своей профессиональной деятельности, уменьшение числа проблемных ситуаций с учащимися. Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная методика организации мировоззренческой подготовки педагога в общеобразовательной организации позволяет выявить и разрешить его мировоззренческие диссонансы.
Лунеева О. Л. Элементы проектной деятельности межпредметной направленности на уроках математики в 5–9-х классах в контексте реализации ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 8 (август). – С. 37–47. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170204.htm
ART 170204
DOI 10.24422/MCITO.2017.8.6962
Просмотров: 2201
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью в методических разработках, связанных с внедрением в педагогическую деятельность учителя математики межпредметных проектов как средства реализации системно-деятельностного подхода, а также как одного из связующих звеньев между основным и дополнительным образованием школьников. Важность интеграции данной дисциплины объясняется тем, что она имеет широкое применение в различных науках, но на уроках это остается «за бортом» из-за ограниченности временными рамками, а также недостаточности математического аппарата у обучающихся. Исходя из этого, целью статьи является определение возможностей применения проектной деятельности в межпредметной взаимосвязи с естественными науками на уроках математики в 5–9-х классах, реализующих ФГОС. Ведущим методом при этом выступает моделирование ситуаций использования в рамках школьных занятий элементов такой деятельности, позволяющей целенаправленно и систематически работать над совершенствованием метапредметных проективных умений. В статье обоснована необходимость использования проектной технологии в форме межпредметных проектов по математике. Также авторами предлагаются конкретные примеры ее использования в ходе уроков, которые дают представление о возможных способах активного включения элементов проектирования. Практическое использование данной работы позволяет восполнить недостаток инструментов метапредметных технологий в опыте педагогической деятельности, поскольку она требует умения работать в команде, коммуникабельности, толерантности, самоорганизации, умения самостоятельно ставить цели, достигать их и анализировать полученные результаты. Помимо этого авторы статьи акцентируют внимание на том, что метод проектов позволяет значительно разнообразить процесс обучения, внести в него творческую составляющую, а значит, стимулировать рост мотивации к более глубокому изучению не только математики, но и интегрируемых с ней дисциплин, осуществлять профориентационную работу. Материал может быть интересен практикующим учителям математики, работающим в рамках системно-деятельностного подхода, учителям других предметов, интересующихся проектной деятельностью межпредметной направленности, а также студентам педагогических специальностей.
Скурихина Ю. А. Учет результатов процедур оценки качества образования в профессиональном развитии педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 8 (август). – С. 48–60. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170205.htm
ART 170205
DOI 10.24422/MCITO.2017.8.6963
Просмотров: 2413
Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что в современной образовательной системе происходят кардинальные изменения, в которых ведущая роль отводится новому типу педагога – творческой личности, готовой к самостоятельным решениям, педагогическим исследованиям и изысканиям, постоянному саморазвитию. Это, в свою очередь, предъявляет новые требования к системе повышения квалификации. Она не может ограничиваться только курсовой подготовкой, обеспечивающей формирование (или развитие) базовой предметной или методической компетентности, что подходит для начинающих учителей. Важно предусмотреть различные подходы к повышению квалификации учителей-методистов (учителей-наставников), передающих свой опыт молодым учителям, учителей-исследователей, апробирующих в своей деятельности научные концепции. В процессе проектирования системы повышения квалификации большую роль играет анализ результатов различных процедур оценки качества образования, таких как Всероссийские проверочные работы, Единый государственный экзамен, исследования компетенций учителей и др. Тем самым целью проводимого исследования является обзор системы оценочных процедур, результаты которых могут использоваться при проектировании системы повышения квалификации, проектировании системы профессионального роста педагога в курсовой и межкурсовой период с учетом данных результатов. Методологию исследования составляет изучение информационных источников по вопросам эффективности системы повышения квалификации, анализ результатов оценочных процедур и возможности их применения в планировании работы Института развития образования, моделирования системы профессионального роста педагогов в курсовой и межкурсовой период. В статье проводится анализ подходов к понятию «повышение квалификации» в российской и зарубежной литературе, определяются современные требования к повышению квалификации, проводится анализ того, каким образом результаты процедур оценки качества образования могут использоваться при планировании профессионального развития педагогов. На основании данного анализа в статье представлена модель системы повышения квалификации, основанная на анализе результатов оценочных процедур как российского и областного уровней, так и исследований, проводимых на уровне организации. Данная модель может использоваться для планирования системы профессионального роста педагогов.
Карнацкая Н. В. Влияние семьи на социализацию подростка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 8 (август). – С. 61–70. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170206.htm
ART 170206
DOI 10.24422/MCITO.2017.8.6964
Просмотров: 10615
Актуальность представленного исследования обусловлена тем, что многие дети подросткового возраста испытывают трудности в процессе социализации. Семья как институт первичного социального становления личности способна помочь подростку стать полноценным членом общества или, напротив, осложнить данный процесс. Исходя из этого, целью статьи является изучение таких факторов влияния семьи на результаты социализации подростка, как состав (полная, неполная), ценностные ориентации родителей, воспитание и его стиль (авторитарный, демократический, попустительский), тип детско-родительских взаимоотношений (диктат, опека, невмешательство, сотрудничество). При проведении исследования был использован общенаучный метод теоретического анализа научного опыта отечественных и зарубежных педагогов, психологов и социологов по изучению проблемы влияния семьи на социализацию подростка. В результате проведенного исследования удалось прийти к выводу, что семья оказывает как непосредственное (при использовании механизма подкрепления), так и опосредованное (при помощи механизма идентификации) влияние на социализацию подростка. Важнейшая роль в данном процессе принадлежит воспитанию и его стилю: демократический – способствует социальному становлению личности подростка, авторитарный и попустительский – затрудняют его. Что касается типа семейных взаимоотношений, то только сотрудничество между родителями и детьми благотворно влияет на формирование полноценной личности, способной к вхождению в социум; диктат, опека и невмешательство в семейных отношениях формируют у подростка искаженные модели поведения в обществе, что осложняет его социализацию. Благоприятный итог социального становления подростка зависит и от состава семьи. Так, неполная семья (чаще отсутствует отец, чем мать) ослабляет социальную позицию подростка в обществе, что, в свою очередь, влечет за собой проблемы во взаимоотношениях индивида как со сверстниками, так и со взрослыми. Полная семья помогает предотвратить возникновение подобных трудностей у подростка. Статья может представлять интерес для преподавателей и студентов вузов, при изучении тем, посвященных проблеме влияния семьи на социализацию подростка, в рамках таких дисциплин, как социальная педагогика, психология, социология. Статья может быть полезна родителям, воспитывающим подростков, для понимания того, каким образом можно обеспечить успешное вхождение ребенка в социум.
Чистобаева А. Ю. Интегративно-целостный подход как методологическая ориентация процесса формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 8 (август). – С. 71–81. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170207.htm
ART 170207
DOI 10.24422/MCITO.2017.8.6965
Просмотров: 1840
В настоящее время, в связи с вступлением в действие «Профессионального стандарта педагога», проблема формирования интегративно-целостных характеристик педагога является одной из актуальных в современном высшем образовании, декларирующем компетентностную направленность. Цель данной статьи – анализ теоретико-практического исследования проблемы формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов, а также раскрытие возможностей использования интегративно-целостного подхода как методологической ориентации и методического регулятива в процессе формирования компетенций. В статье приведен анализ взглядов отечественных и зарубежных исследователей на проблему формирования профессиональной компетентности педагога. Проанализировано многообразие аспектов формирования коммуникативной компетенции педагога. Обоснован авторский взгляд на необходимость объединения отдельных коммуникативно-речевых знаний, умений, способностей, указанных в стандарте, в единое целое, в «компетенции сферы профессионального общения». Обосновывается поиск оптимального методологического подхода, обеспечивающего эффективность и результативность подготовки будущих педагогов к профессиональному общению. На решение этой задачи ориентирован рассматриваемый в статье интегративно-целостный подход. На основе теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований раскрыта сущность интегративно-целостного подхода как системообразующего понятия. Обоснованы структурные составляющие, наличие которых определяет своеобразие генеза интегративно-целостного подхода. Результаты экспериментального исследования позволили определить возможности использования интегративно-целостного подхода в подготовке будущих педагогов к профессиональному общению. Раскрыта сущность исследуемого процесса формирования компетенций в сфере профессионального общения будущих педагогов на основе интегративно-целостного подхода. Результаты и выводы исследования расширяют знания о методологическом и методическом потенциале интегративно-целостного подхода и направлены на совершенствование образовательного процесса в контексте компетентностного и коммуникативного образования.