№ 12 (декабрь)
Статей: 27
Читателей: 55579
Ситникова К. О., Котряхов Н. В. Обучающая функция юридической клиники // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 12 (декабрь). – С. 1–10. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170221.htm
ART 170221
DOI 10.24422/MCITO.2017.12.8653
Просмотров: 3391
Актуальность проводимого исследования объясняется тем, что на этапе активного распространения юридических клиник в системе юридического образования они не имели единого статуса и организовывались в разных, зачастую взаимоисключающих, форматах. Противоречие между социально ориентированными (юридическая помощь малоимущим гражданам) и сугубо обучающими целями (практическая составляющая образовательных программ) деятельности юридических клиник обострилось в период вступления в силу Федерального закона № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и сохраняется по сей день. Проводимое исследование ставит задачу обосновать обучающую функцию юридической клиники как ключевую. В формате настоящей статьи освещены отдельные положения проводимого исследования. Цель статьи – показать основания к разрешению противоречия между тенденциями функционирования юридической клиники в системе бесплатной юридической помощи населению и потребностью вузов реализовывать на базе юридических клиник сугубо обучающие программы, не связанные доминантой социального заказа. При проведении исследования были использованы такие методы, как метод теоретического анализа, метод синтеза и абстрагирования; системно структурный метод; аксиоматический метод; метод моделирования. В результате проведенного исследования была уточнена категория «функция» и спроецирована на задачи деятельности юридических клиник. Понятие «обучающая функция» определено как ожидаемая внешними потребителями услуг юридического вуза область деятельности юридической клиники по оптимизации практической подготовки будущих юристов. Также в актуальном для современной системы юридического образования контексте употреблены термины «программа практики», «программа клинического обучения». В рамках исследования предпринято комплексное изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; проведен анализ нормативных документов. Сущность юридической клиники рассмотрена в единстве правозащитного и обучающего компонентов. Показано, что доминирование учебного компонента отличает юридическую клинику от прочих организаций и структур в системе бесплатной юридической помощи населению. Статья может представлять интерес для соискателей ученых степеней в сфере теории и практики профессионального образования; для профессорско-преподавательского состава юридических вузов, занимающегося развитием систем практической подготовки будущих юристов; а также для социальных инвесторов, заинтересованных в продвижении актуальных технологий подготовки высококомпетентных специалистов юридического профиля.
Тропникова В. В. Международный опыт реформирования систем высшего образования на примере Скандинавских стран // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 12 (декабрь). – С. 11–22. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170222.htm
ART 170222
DOI 10.24422/MCITO.2017.12.8654
Просмотров: 2838
Модернизация как процесс изменения в модели образования связана с вызовами и требованиями современности в инновационных составляющих. Рассмотрен опыт реформирования систем высшего образования в Финляндии, Швеции и Норвегии. Актуальность исследования связана с необходимостью изучения опыта развитых стран, использующих различные модели и современные технологии в обучении, с возросшей дифференциацией образовательных услуг для различных слоев населения. Движущие силы экономического, технологического, социального и человеческого развития лежат в основе изменений, коренным образом влияющих на образовательные технологии. Проблемой образования явилось противоречие между смещением к практической ценности и востребованности образования, с одной стороны, и необходимостью выделения под новые тенденции значительных ресурсов национальными правительствами, с другой стороны. Цель работы – изучение особенностей образовательных моделей Скандинавских стран, влияющих на формирование человеческого капитала. Результаты анализа позволили выявить значительные особенности программ обучения, успешный образовательный педагогический опыт и понимание практической ценности высшего образования. Модели обучения связаны с глобальными изменениями на рынке труда, миграционными потоками и старением населения европейских стран. Характерные черты зарубежных стран – наличие моделей для студентов от 25 до 64 лет. Определено, что роль государства и бизнеса в проведении образовательной и инновационной политики Скандинавских странах значительна. Правительства Скандинавских стран, развивая институциональную среду и базовую инфраструктуру, извлекают выгоду из глобализации образования, предоставляя гражданам возможность получать знания и навыки, иметь здоровую окружающую среду, необходимые им для получения работы и высокого дохода. Получив образование, граждане участвуют в дальнейшем в местных, национальных и глобальных сообществах. Теоретическая значимость статьи состоит в необходимости обоснования широкого распространения эффективных методик преподавания, особенно для послевузовского образования, различным категориям российских граждан. Рекомендуется расширять возможности современных дистанционных технологий электронного обучения, включая дисциплины естественнонаучного цикла.
Атласова С. С. Научно-исследовательская деятельность учителя и магистратура // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 12 (декабрь). – С. 23–32. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170223.htm
ART 170223
DOI 10.24422/MCITO.2017.12.8655
Просмотров: 1845
Актуальность статьи заключена в том, что в современной школе научно-исследовательская деятельность является одним из показателей профессионализма учителя. Организация научно-исследовательской работы воздействует на теоретическую и практическую подготовку учителя. В настоящее время многие учителя защищают магистерские диссертации, занимаются научно-исследовательской деятельностью в рамках магистерских программ. Обучение на магистерских программах дает стимул к занятию научно-исследовательской работой. Однако современные требования к учителю обязывают его заниматься научно-исследовательской деятельностью и вне магистратуры, таким образом, магистратура не является единственным стимулом для учителя заниматься наукой. Цель статьи заключается в попытке раскрыть особенности организации научно-исследовательской деятельности учителей, обучающихся в магистратуре. Содержание статьи опирается на опыт работы с практикующими учителями, обучавшимися в рамках реализации магистерской программы. Многое в ходе реализации программы вызывало вопросы: очно-заочная форма обучения, срок обучения – более двух лет, работающие учителя, необходимость совместить их график работы с учебным расписанием. Но самой важной была проблема организации научно-исследовательской деятельности: как рассчитать время, заинтересовать магистрантов научными темами, постараться объединить их профессиональные и личностные потребности. Наблюдение за магистрантами позволило сделать отдельные выводы, изложенные в статье. В ней выделены общие проблемы, с которыми сталкиваются учителя, работая над магистерскими диссертациями, и пути их решения. Данная попытка обобщить опыт работы с учителями будет интересна в том числе практической направленностью. В тексте изложены основные моменты работы с учителями в магистратуре. Прослеживается, какие проблемы были в начале обучения учителей в магистратуре и как можно было улучшить ситуацию. Обучающиеся в магистратуре учителя смогут увидеть себя со стороны. Преподаватели получат возможность учесть нюансы работы с практикующими учителями, которые поступают в магистратуру. Надеемся, что публикация окажет помощь в понимании особенностей научно-исследовательской деятельности учителей и педагогической магистратуры.
Столярова Е. В., Федотова М. Г., Дмитриева А. Г. Обучение навыкам ассертивности на уроках иностранного языка в сфере делового и профессионального общения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 12 (декабрь). – С. 33–41. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170224.htm
ART 170224
DOI 10.24422/MCITO.2017.12.8656
Просмотров: 1829
Навыки межличностного взаимодействия признаны исследователями и экспертами в области образования как одни из наиболее значимых навыков XXI века для будущих специалистов. Они, в свою очередь, включают навыки ассертивного поведения. Авторы обращаются к самому понятию ассертивности, так как толкование этого термина в различных публикациях неоднозначно, что определяется как целями исследований, так и сложностью самого феномена и его взаимосвязью с другими поведенческими и коммуникативными навыками. В статье исследуется понятие ассертивности и описываются приемы и система упражнений, направленные на развитие ассертивных навыков студентов экономических специальностей на занятиях иностранного языка. Опираясь на обзор литературы по данному вопросу, авторы рассматривают понятие ассертивности с точки зрения лингвистического, социального, психологического, культурологического и прагматического аспектов. На основании этого в статье выдвигается гипотеза о том, что лингвистический аспект может служить не только вербальным отражением коммуникативной ситуации, но и средством структурирования и управления взаимодействием собеседников. Поскольку язык структурирует и управляет взаимодействием, на уроке иностранного языка представляется возможным через обучение приемам ассертивного вербального взаимодействия развитие самих ассертивных навыков обучающихся. В статье описывается апробация обучения навыкам ассертивности, виды деятельности и упражнения, применяемые авторами на занятиях иностранного языка. При этом ставились задачи осознания обучающимися навыка и его развития с помощью системы описываемых упражнений, применения навыка ассертивности в общении на иностранном языке, соотнесения языковых средств на иностранном (английском) языке с приемами ассертивного поведения и образовательными технологиями, способствующими его закреплению. Обучение предполагало овладение определенными приемами и соответствующим вербальным взаимодействием, ознакомление с межкультурными различиями, ролевые игры и симуляции реальных ситуаций делового и профессионального общения. Система приемов и коммуникативных упражнений демонстрируется авторами на конкретных примерах в рамках последовательных этапов обучения. Практика обучения и опрос студентов в конце серий занятий по обучению ассертивным навыкам, интегрированных в дисциплину «Иностранный язык», показали, что обеспечивалось повышение мотивации к изучению данной дисциплины через интерес студентов к самопознанию и управлению саморазвитием, достигалось развитие языковой и межкультурной компетенции, а также навыков межличностного, в частности ассертивного, взаимодействия. Результаты исследования могут представлять интерес и быть использованы на уроках иностранного языка в сфере делового и профессионального общения.
Новочук П. А. Формирование этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста средствами фольклора // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – № 12 (декабрь). – С. 42–51. – URL: http://e-koncept.ru/2017/170225.htm
ART 170225
DOI 10.24422/MCITO.2017.12.8657
Просмотров: 2300
Современное общество практически полностью находится под воздействием процесса модернизации, который так или иначе затрагивает все сферы развития социума. Результатом такого воздействия становится переосмысление ценностей современного человека, а также средств, задач, путей формирования как всего общества в целом, так и отдельно взятого индивида. Зачастую такой современный подход практически исключает из образовательного процесса и культурной жизни целые пласты народного творчества, на которых строилось этнокультурное формирование личности на протяжении многих поколений. Тенденция к угасанию, а следом и к полному исчезновению национальных культурных основ в последние годы становится особенно явной. На первое место выходят явления глобализации – унификация и стандартизация многих сфер деятельности человека, среди которых находится и культурная жизнь. Интернет-пространство также диктует определенные направления в развитии личности, поскольку занимает значительную часть жизни современного человека. Особенно сильно это влияние ориентировано на подрастающее поколение, формирование личности которого находится в стадии развития. В связи с этим актуальной становится проблема формирования этнокультурной компетентности подрастающего поколения с самого раннего возраста, приобщение его к традиционным формам культуры и ценностным ориентирам. Цель данного исследования – выявление эффективных средств, форм и методов формирования этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста. Методами исследования являются анкетирование, опрос, педагогический эксперимент. В ходе социологического исследования удалось выявить основные организационно-педагогические условия эффективного формирования этнокультурной компетентности дошкольников. Разработанный проект детского этнографического музея был реализован и апробирован в дошкольных образовательных учреждениях. Результаты, полученные в ходе проведенной работы, свидетельствуют об эффективности предложенного проекта и могут быть использованы в деятельности учреждений дошкольного образования и дополнительного образования детей.
Ключевые слова:
этнокультурное образование, дети дошкольного возраста, фольклор, этнокультурная компетентность