№ 06 (июнь)

Педагогика
Ершова К. Е. Образовательный курс в рамках «стратегии глобализации»: опыт Японии и России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201041.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Для Японии и России, находящихся в центре мирового сообщества, важно приспособиться к эре быстрых перемен. Главный вопрос для системы образования сейчас состоит в том, может ли коллаборация с другими странами внести вклад в интеллектуальное развитие как внутри страны, так и за рубежом. Актуальность темы заключается в том, что с успехами глобализации социальная активность граждан начинает выходить за рамки национальных границ, а опыт показывает, что программы по обмену студентами помогают в поиске решения вопросов внутреннего и внешнего значения, становятся ключом к пониманию других культур, улучшают коммуникационные навыки и повышают уровень владения иностранным языком. Целью данной статьи является обзор изменений образовательного курса в Японии и России на примере опыта Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова РС (Я) в рамках «стратегии глобализации». В данном исследовании отражена история развития международного обучения в Японии, проводимого при поддержке министерства образования, культуры, спорта, науки и технологии (MEXT), и практика зарубежных стажировок в СССР на примере главного университета Якутии. В статье автор исследует становление практики обменных программ в японской системе образования, начиная с реставрации Мэйдзи и вплоть до современности; расширение возможностей обменных программ в Якутии с начала основания университета. Основными результатами исследования стали: всестороннее рассмотрение вопроса организации стажировок в Японии в исторической ретроспективе, выявление преимущества обучения с помощью билингвальной и мультилингвальной программ, а также зарубежных стажировок. До недавнего времени активность в изучении иностранного языка в Японии была направлена лишь на английский язык, а новая парадигма – трилингвальная программа – рассчитана на расширение границ личностного роста. Новая концепция в образовательной политике призывает начинать изучение английского языка с первых классов начальной школы. Пока для одних английский язык является обязательным лишь в 5-м классе, другие школы предлагают программу двухъязыкового обучения с погружением в среду на более раннем этапе, что способствует удачной сдаче сертификационных экзаменов на уровень владения иностранным языком к окончанию школы. Теоретическая значимость состоит в том, что для Японии и России оставаться конкурентоспособными странами в будущем среди стремительных изменений в международной среде означает рассматривать иностранные языки в качестве важных инструментов для поднятия международного статуса страны, используя его наравне с достижениями в науке и технологиях. Для улучшения коммуникационных навыков в изучении второго и третьего языков единая траектория должна выстраиваться с детства и должна быть рассчитана до окончания университета. Подобные меры, как считается, будут способствовать изучению большего количества языков, достижению экономического роста и созданию рабочих мест, обеспечению безопасности и процветания страны.
Габдуллина А. Ш. Принципы профессионально-ориентированного иноязычного обучения на базе продуктивного подхода в неязыковых вузах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 16–27. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201042.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена классификации и отбору принципов профессионально ориентированного иноязычного обучения студентов неязыковых вузов на базе продуктивного подхода. Актуальность исследования обоснована следующими факторами: необходимостью повышения качества подготовки студентов в неязыковых вузах, формирования самостоятельного управления учебно-познавательным процессом в овладении иностранным языком, что способствует личностному росту; недостаточной разработанностью профессионально ориентированных учебных материалов по иностранному языку. Цель данной статьи – сформулировать специальные принципы иноязычного профессионально ориентированного обучения в неязыковых вузах на базе продуктивного подхода; проанализировать профессионально ориентированное обучение иностранному языку; раскрыть сущность и содержание продуктивного подхода и его принципов в иноязычном обучении, которые описываются с точки зрения содержания курса иностранного языка по отношению к содержанию будущей профессии студентов. В ходе исследования были рассмотрены следующие аспекты: продуктивное обучение как комплекс управления языковым образованием студентов и развития личности, способной к самообразованию и саморазвитию на профессиональном языковом уровне; основные принципы обучения, базирующиеся на профессионально ориентированном иноязычном обучении, которые, как правило, опираются на теоретические основы профессионально ориентированного обучения в целом; междисциплинарный принцип как один из ведущих принципов профессионально ориентированного иноязычного обучения, который формируется на основе связи междисциплинарных тем. При проведении исследования были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической, методической литературы; изучение и анализ документации; организация и проведение эмпирического исследования; наблюдение за практическим осуществлением работы по письменному переводу на иностранном языке студентов I курса факультета «Информационные технологии»; математическая обработка полученных данных. Вывод исследования заключается в выделенных принципах иноязычного профессионально ориентированного обучения (формируют у студентов переводческую компетенцию) путем продуктивного подхода (развивает внутреннюю мотивацию и самовоспитание в дальнейшей профессиональной деятельности). Данная статья адресована преподавателям иностранного языка неязыковых вузов.
Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Методический потенциал лекции: взгляд обучающихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 28–41. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201043.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Лекция, будучи классической формой преподнесения информации большой аудитории, оставаясь базовой в своей идее, претерпевает изменения. Основные новшества касаются внедрения элементов информационно-коммуникационных технологий. Анализ отечественной и зарубежной литературы позволяет сделать вывод, что в современных исследованиях базовый вопрос о методическом потенциале лекционных курсов глазами обучающихся рассмотрен недостаточно. В связи с этим на факультете лингвистики и перевода Челябинского государственного университета был проведен опрос среди обучающихся II–V курсов, выявляющий основные методические и организационные аспекты лекций. Цель исследования состоит в выявлении методического потенциала лекции глазами студентов. Для достижения поставленной цели авторами использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы, обобщение, опрос и анализ полученных результатов. В статье приводятся результаты опроса обучающихся с целью определения необходимости лекционных курсов в вузе, а также частичная психологическая и педагогическая интерпретация лекционных курсов. Ответы респондентов распределяются на группы и подгруппы по таким признакам, как темпоральность, (не)информативность, (не)проработанность, стереотипность и др. Респондентами также приводится обратная связь после прохождения лекционных курсов в режиме онлайн. Практическая значимость работы заключается в выделении сильных и слабых сторон лекционных курсов в вузе с точки зрения обучающихся. Актуальность определяется новым опытом приобретения теоретических знаний в дистанционном режиме. Полученные результаты имеют обобщенный характер, ценность представляют комментарии, которые позволяют выявить дальнейшие направления работы как со студентами (психологический аспект), так и с профессиональным сообществом (педагогический, методический аспекты). Описан опыт проведения лекций в режиме онлайн в рамках общероссийского перехода на дистанционную форму обучения. В выводах предлагаются рекомендации по ведению лекций и намечаются перспективы дальнейшего исследования.
Колесникова А. К., Пшеничная О. В., Чернова Е. В. Геймификация: использование игровой механики для обучения школьников основам безопасности в сети Интернет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 42–56. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201044.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Информатизация образования и всех аспектов повседневной и профессиональной жизни человека привела к тому, что современный человек не может полноценно функционировать вне цифровой среды. Это относится и к сфере образования. Современная цифровая образовательная среда должна отвечать требованиям безопасности работы в сети Интернет всех субъектов образовательного процесса. Данная задача осознается руководством страны, и рекомендовано вводить в общее и дополнительное образование школьников образовательные материалы по обеспечению собственной кибербезопасности. Вместе с тем встает проблема сложности материалов по информационной безопасности, нежелания учащихся тратить силы на погружение в специфичную область кибербезопасности, неготовности педагогов разрабатывать новые формы и методы обучения основам собственной безопасности. Педагогам приходится самостоятельно разрабатывать дидактические материалы, при этом не являясь специалистами в области безопасности в Интернет, что зачастую приводит либо к использованию устаревшей, но распространенной в сети информации, либо к тому, что вся работа сводится к классным часам, сравнимым с лекциями. Цель работы – разработать и представить описание игровой механики и гейм-сценарий для обучения школьников основам безопасности в сети Интернет. Мы рассматриваем геймификацию как оптимальный инструмент для достижения цели, позволяющий активизировать познавательную деятельность школьников, включить в образовательный процесс принципы наставничества и сотрудничества. Мы разработали гейм-сценарий, который в дальнейшем будет реализован в виде мобильного приложения с элементами дополненной реальности. Уровень сложности заданий будет варьироваться в зависимости от возраста обучающихся. Предполагается, что ученики старшего звена станут наставниками для обучающихся младшего и среднего школьного возраста. Для разработки заданий нами были использованы последние данные по проблемам безопасности в сети Интернет от ведущих компаний в области безопасности – лаборатории Касперского, PositiveTechnologies, Avast, а также опыт и научные исследования специалистов в исследуемой области.
Шалагинова К. С., Декина Е. В. Формирование навыков здорового образа жизни у студентов педагогического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 57–69. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201045.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье приводятся результаты исследования студентов педагогического вуза по вопросам здорового образа жизни. Наличие значительной доли студентов с отклонениями в состоянии здоровья и общая тенденция к его ухудшению выдвигают на передний план решение проблемы формирования навыков здорового образа жизни студентов. Особую актуальность приобретает содействие формированию ориентации на здоровый образ жизни у будущих педагогов (педагогов-психологов, социальных педагогов). Цель статьи – повышение психолого-педагогической компетентности студентов педагогического вуза в вопросах формирования установок и ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы), эмпирические (анкетирование). Выявлена необходимость систематической и комплексной работы по подготовке будущих педагогов к сохранению и укреплению здоровья обучающихся, использованию здоровьесберегающих образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе: диагностика и просвещение по вопросам здорового образа жизни; проектирование работы в сфере оздоровления детей и молодежи, формирования ориентации на здоровый образ жизни у всех участников образовательного процесса; профилактика девиантного поведения. Авторы обращают внимание на потенциал проектной деятельности с целью формирования установок на сохранение различных видов здоровья, жизненной позиции, направленной на здоровый образ жизни обучающихся. Одна из основных задач мероприятий – формирование у студентов опыта здорового образа жизни, который в дальнейшем можно использовать с участниками образовательного процесса (учащимися, родителями, педагогами), разработка и реализация программ формирования культуры здоровья. Формы работы: дискуссии, тематические беседы, организационно-деятельностные игры, форсайт-сессии в игровой форме, акции, предусматривающие интерактивный формат, занятия с элементами тренинга, арт-терапии, практики, включающие реализацию проектов и программ, обмен опытом в рамках оздоровительной деятельности. Результаты исследования показали целесообразность использования инновационного опыта формирования навыков здорового образа жизни студентов – будущих педагогов, их применения в работе с обучающимися разных возрастных категорий.
Ниязова А. А. Социально-экологический подход в профессиональной подготовке будущего педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 70–82. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201046.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена требованиями к личности современного педагога в целях реализации социально-экологического образования обучающихся в условиях экологического кризиса и устойчивого развития общества. Значимость профессиональной подготовки будущего педагога к реализации задач социально-экологического образования и педагогической деятельности в данной области подчеркнута в Экологической доктрине, Концепции устойчивого развития, Концепции непрерывного экологического образования и т. д. Цель исследования – определение значимости социально-экологического подхода в профессиональной подготовке будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся. В статье представлены ведущие способы изучения феномена социально-экологического подхода, а также взгляд автора на социально-экологический подход как теоретико-методологический, определяющий содержательно-процессуальную составляющую профессиональной подготовки будущего педагога к социально-экологическому образованию обучающихся. Социально-экологический подход в образовании сочетает в себе социальный и экологический подходы, что интегрирует науки и позволяет более целостно изучать определенные проблемы, например развитие социально-экологической образованности, формирование экологической культуры, социально-экологическое взаимодействие личности в социоприродной среде и т. д. Согласно зарубежным исследованиям, социально-экологический подход включает четыре компонента: население, среду, технологию и организацию, которые нашли отражение в педагогической системе непрерывного социально-экологического образования в вузе, включающего субъектов образовательного процесса, экологосообразную образовательную среду, технологии, формы, методы социально-экологического образования, процесс проектирования и организации профессиональной подготовки к предстоящей деятельности по социально-экологическому образованию обучающихся. В основе социально-экологического подхода лежит принцип междисциплинарности, способствующий взаимодействию двух или более научных дисциплин, каждая из которых выступает самостоятельной, с одной стороны, и предполагает объединение усилий в решении и исследовании определенных проблем – с другой. Такой междисциплинарной наукой выступает социальная экология. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты, а также учебное пособие «Социальная экология» могут быть использованы в процессе проектирования содержания социально-экологического образования в вузе и при формировании социально-экологических знаний будущего педагога.
Хмелькова Е. В., Титлянова Е. С., Шешукова Н. Н. Использование комплекса наглядно-образных средств в коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 83–93. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201047.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
На современном этапе развития дошкольного образования использование традиционных коррекционно-логопедических приемов и средств для устранения нарушений звукопроизношения у детей оказывается недостаточным. Необходимы разработка и внедрение в практику инновационных методик и технологий логопедического воздействия, что позволит повысить эффективность оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, – все это и составляет актуальность нашего исследования. Целью работы является научное обоснование, разработка, апробация и оценка эффективности комплекса наглядно-образных средств по формированию произносительных умений у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Авторы опираются на положение Л. С. Выготского о социальной обусловленности аномального и нормального развития. В статье обобщены научные сведения по проблеме становления звукопроизношения в ходе нормального развития, охарактеризованы особенности произносительной стороны речи у детей с особыми образовательными потребностями. Осуществлено исследование состояния звукопроизношения, и определено качественное своеобразие фонетических средств языка у дошкольников с различными недостатками речевого развития. На основании теоретического анализа отечественных и зарубежных исследований по обозначенной проблематике разработана технология использования наглядных средств в воспитании произносительных умений и навыков у детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Показана возможность применения наглядно-образных средств на разных этапах работы по постановке звуков у детей дошкольного возраста с недостатками речевого развития. Применение данного комплекса способствует повышению мотивации детей к выполнению заданий, оптимизации развития артикуляционной и мелкой моторики, введения звуков в слоги, слова и закреплению произносительных навыков в самостоятельной речи дошкольников. Представленные результаты контрольного эксперимента доказали эффективность проделанной коррекционно-педагогической работы.
Вылегжанина И. В., Макарова Е. С. Педагогические условия формирования пространственного мышления младших школьников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 94–109. – URL: http://e-koncept.ru/2020/201048.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Пространственное мышление является важной стороной интеллектуального развития ребенка. Под пространственным мышлением вслед за И. С. Якиманской понимаем специфический вид мыслительной деятельности, основным содержанием которой является оперирование пространственными образами в процессе решения задач, требующих ориентации как в видимом, так и в воображаемом пространстве. Поскольку наглядно-образная мыслительная деятельность младшего школьника выступает ведущей деятельностью, именно этот возраст является сенситивным периодом для развития пространственного мышления. Большими возможностями для развития этого вида мышления обладает образовательная робототехника, поскольку предполагает не только мысленное выделение пространственных свойств и отношений в объектах и явлениях, оперирование образами, но и деятельность руками, дающую кинестетические ощущения и возможность оперирования реальными объектами. Это новое направление внеурочной деятельности в начальной школе, потенциал которой для развития пространственного мышления обучающихся недостаточно изучен. Соответственно, целью статьи является теоретическое и опытно-экспериментальное обоснование педагогических условий формирования пространственного мышления младших школьников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности. Ведущим подходом при этом выступает системно-деятельностный подход. Обучение выстраивается таким образом, чтобы оно целенаправленно вело за собой развитие, а в организации учебного процесса главное место отводится активной самостоятельной познавательной деятельности обучающегося под руководством учителя. В результате проведенного исследования авторами статьи определены педагогические условия формирования пространственного мышления младших школьников на внеурочных занятиях по робототехнике, включающие выявление и учет уровней развития пространственного мышления у обучающихся и наличие предпосылок к его дальнейшему развитию; грамотное использование практической деятельности на внеурочных занятиях по образовательной робототехнике; применение серии заданий, направленных на формирование пространственного мышления младших школьников; оснащенность кабинета необходимыми средствами обучения (конструкторами, ноутбуками, программным обеспечением, дидактическими материалами). Теоретическая значимость статьи обусловлена вкладом в разработку методических представлений об условиях формирования пространственного мышления младших школьников на занятиях по робототехнике во внеурочной деятельности. Практическое использование результатов исследования позволяет более эффективно организовать внеурочные занятия по образовательной робототехнике для младших школьников.
Психология
Даллари А. А. Туризм как средство адаптации инвалидов к социальной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 110–116. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202020.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье подчеркивается актуальность исследования туризма как средства адаптации инвалидов к социальной среде. Цель статьи – изучение теоретических аспектов проблемы туризма как средства адаптации инвалидов к социальной среде, где адаптивный туризм выступает в качестве средства социальной интеграции инвалидов для актуализации их личностного развития. В ходе теоретического исследования было выявлено, что адаптивный туризм обладает огромным мобилизующим и оздоровительным потенциалом, так как расширяет жизненное пространство инвалидов с отклонениями в развитии опорно-двигательного аппарата и способствует их сближению со здоровыми людьми, что обусловливает их психологическую реабилитацию и социальную интеграцию в общество, активизируя их личностное развитие.
Седельникова Е. В., Коврова М. А. Формирование алгоритмического мышления у второклассников в процессе обучения их составлению логических задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 117–126. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202021.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы определяется предписанием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к развитию алгоритмического мышления у младших школьников. Цель данной работы – выявление педагогических условий формирования алгоритмического мышления у второклассников через обучение их составлению логических задач. Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогических исследований по проблемам развития алгоритмического мышления у младших школьников, исследований, посвящённых обучению детей решению логических задач; педагогический эксперимент. Основные результаты статьи: раскрыты понятия «алгоритмическое мышление», «алгоритм», «логические задачи»; разработана экспериментальная программа по формированию алгоритмического мышления в процессе обучения второклассников составлению логических задач, и определена её эффективность.
Михайлова М. А., Сараева Е. В. Взаимосвязь профессиональной мотивации с копинг-стратегиями у инженерно-технических работников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 127–136. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202022.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена важным факторам поддержания производительности труда: мотивации сотрудников и стратегиям преодоления стрессовых ситуаций, характерных для профессиональной деятельности. С целью изучения взаимосвязи между профессиональной мотивацией и копинг-стратегиями у инженерно-технических работников было проведено исследование среди сотрудников научно-исследовательского института. В результате были выявлены положительные взаимосвязи между ориентацией на результат и конструктивными стратегиями преодоления, а также отрицательные взаимосвязи между результативной ориентацией и неконструктивными стратегиями преодоления.
Ходырева А. Ю., Александрова Н. С. Познавательные сказки как средство формирования психологических компонентов основ безопасного поведения в быту детей 5–6 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 137–142. – URL: http://e-koncept.ru/2020/202023.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В ФГОС ДО определены задачи формирования основ безопасного поведения детей в быту. Ввиду того что ребенок часть времени проводит дома, педагогам необходимо обучать детей правилам безопасности. Цель – выявление педагогических условий формирования представлений у детей 5–6 лет об основах безопасного поведения в быту средствами познавательных сказок. Проведенный нами констатирующий этап исследования подтвердил низкий уровень представлений детей 5–6 лет об основах безопасного поведения в быту. На формирующем этапе было осуществлено прочтение разработанных нами познавательных сказок. Контрольный эксперимент подтвердил эффективность их использования.
Экономика
Боровских Н. В. Научный комплекс России: структура и кадровая обеспеченность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 143–149. – URL: http://e-koncept.ru/2020/203012.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Повышение эффективности функционирования научного сектора является одним из обязательных условий инновационного развития страны, следовательно, можно считать актуальными исследования, связанные с анализом структуры научного комплекса и его структуры. Цель статьи состояла в оценке кадровой обеспеченности научного комплекса России, анализе его кадровой составляющей и обосновании направлений повышения эффективности функционирования научного комплекса страны. По результатам исследования обоснован комплекс мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования научного комплекса страны.
Якушин Д. И., Юдин С. В. Гибридная аддитивно-мультипликативная модель ряда динамики экономических показателей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 150–157. – URL: http://e-koncept.ru/2020/203013.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
С целью анализа и прогнозирования динамики экономических процессов используется построение моделей временных рядов. Наиболее часто на практике строятся аддитивная и мультипликативная модели. Однако данные модели имеют ограниченную сферу применения и не подходят для математического описания временных рядов определенного вида. Целью данной статьи является разработка модели нового типа – гибридной аддитивно-мультипликативной модели, позволяющей преодолеть отмеченные ограничения. В работе на примере рассмотрен алгоритм построения данной модели. Показано, что предложенная модель является более универсальной, чем известные ранее.
Балашев Н. Б., Кулахсзян А. А. Проблемы функционирования иностранных банков в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 6 (июнь). – С. 158–164. – URL: http://e-koncept.ru/2020/203014.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность статьи обусловлена постепенным ослаблением численного присутствия иностранных банков в российском банковском секторе, в связи с чем раскрыты возможные причины этого явления, поскольку данная тенденция двойственна: с одной стороны, снижение количества иностранных банков, а с другой стороны, увеличение их доли в российской банковской системе и усиление их роли в российском банковском секторе. Целью работы является анализ функционирующих иностранных банков на протяжении 25 лет с учетом факторов, влияющих на изменение конъюнктуры на рынке банковских услуг. В результате исследования раскрыта сущность тенденций функционирования банков с участием нерезидентов в РФ.