№ 11 (ноябрь)

Педагогика
Маслова С. В., Кузнецова Н. В., Чиранова О. И. Трансформация методической подготовки будущих учителей начальных классов в условиях цифровизации образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231105.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Цифровые технологии все больше входят в повседневную жизнь каждого человека. Не остается в стороне и процесс образования. Это влечет за собой необходимость изменения методической подготовки будущих учителей начальных классов в соответствии с требованиями времени. Современный этап цифровизации в России повлек за собой появление нового поколения детей. Учителя начинают работать с детьми поколения альфа. Это дети нового поколения, предъявляющие обществу новые требования. Актуальным для начинающего учителя является соотнесение цифрового образовательного пространства школы, собственного опыта по использованию информационно-коммуникационных технологий, уже имеющегося цифрового опыта современного ребенка и основной цели обучения – получения детьми определенного объема знаний и умений. Будущему учителю начальных классов необходимо учитывать в образовательном процессе характерные черты детей поколения альфа, связывающие их психологические особенности, всеобщую цифровизацию и традиционную школу. Целью данной статьи является анализ возможностей интеграции в образовательный процесс следующих выделенных позиций: применение гаджетов в процессе обучения; распределение когнитивных ресурсов ребенка в процессе выполнения заданий; оценивание его деятельности; реализация нестандартности в обучении; развитие коммуникационных умений младшего школьника; негативные последствия неконтролируемого включения цифровых материалов в образовательный процесс. Ведущий метод для исследования проблемы – педагогический эксперимент. Суть экспериментальной работы заключалась в использовании разработанных подходов к детям поколения альфа в процессе методической подготовки будущих учителей начальных классов. Теоретическую значимость работы составил анализ литературы по обозначенной проблеме и вычленение характеристик детей нового поколения. Практическая значимость статьи заключается в предложенных вариантах соотнесения характерных особенностей детей поколения альфа с организацией образовательного процесса.
Калина Н. Д. Условия конструктивистского подхода к формированию конструктивно-процессуальных механизмов визуальной культуры у студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 14–29. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231106.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Ввиду необходимости современной визуальной культуры общества в формировании специалистов высокой квалификации актуальным становится применение в высшем образовании конструктивистского подхода. Цель статьи – показать для образовательной среды преимущества концепции конструктивизма относительно метафизической концепции создания изображений. Конструктивистский подход создает в образовании рациональные, междисциплинарные и предпосылочные условия визуально-грамотного, художественно-эстетического построения моделей объектов культуры и формирования структуры механизмов субъекта в построении изображений. В учебном построении объектов визуальной культуры используются методы: умеренный конструктивизм в форме геометрического обобщения объектов (реализуется в комплексе структурных знаково-символических элементов визуального языка); радикальный конструктивизм (проявляется во взаимосвязи с художественными интерпретациями). Интерпретации изображений геометрических структур объектов осуществляются в системе стилевых признаков с опорой на принципы композиции и художественно-эстетической выразительности. Результаты статьи могут внести существенные изменения в образование архитекторов и дизайнеров, повысить их возможности в построении моделей культурных объектов. Это значимо для визуальной культуры общества. Теоретически и практически значимыми становятся следующие условия конструктивистского подхода: регулярное обновление содержания обучения конструктивному процессу, выполняемое соответственно внутренним условиям студентов; создание образовательной среды обеспечения студентов универсальными средствами построения моделей, общими для комплекса дисциплин; организация учебного конструирования в два этапа: первый этап развивает объективно-пространственное построение моделей конвенционально узнаваемых объектов; второй этап формирует у студентов конструктивную активность в самостоятельном концептуально-художественном построении объектов визуальной культуры. Этапы обучения спроектированы на основе закономерностей формирования структуры механизмов личности будущего дизайна.
Грамма Д. В. Развитие терминологической компетентности магистрантов неязыковых направлений подготовки в процессе изучения английского языка для профессиональных целей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 30–41. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231107.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современном обществе активно растет спрос на преподавание английского языка для обучающихся неязыковых вузов всех уровней (бакалавриат, магистратура, аспирантура), что требует разработки и внедрения новых методов обучения и развития профессиональной компетентности будущих специалистов. Целью исследования является рассмотрение теоретических аспектов терминологической компетентности магистрантов неязыковых направлений подготовки для профессиональных целей. Автор также предлагает методы ее развития на примере обучающихся магистратуры инженерного вуза. Терминологическая компетентность рассматривается как определенный уровень владения профессиональной терминологией в определенной сфере деятельности в целях приобретения опыта и обмена им. На основе проведенного теоретического исследования выявлено, что уровень развития терминологической компетентности обусловлен осознанным стремлением специалиста оперировать профессиональной терминологией, а также личностными качествами, позволяющими целенаправленно использовать знания (когнитивный компонент), имеющуюся терминологическую информацию (информационный компонент), а также анализировать собственную деятельность с точки зрения адекватности и точности применения терминологии для решения конкретной профессиональной задачи. Разработаны и описаны уровни и показатели развития компонентов терминологической компетентности. Предложены направления и методы развития терминологической компетентности магистрантов инженерного вуза, ситуации использования методов. Отмечено, что применение разных методов развития терминологической компетентности магистрантов инженерного вуза в процессе изучения английского языка для профессиональных целей позволяет решить ряд задач: расширение возможностей карьерного роста, лучшее понимание технической документации, участие в международных проектах, профессиональное общение с зарубежными коллегами и клиентами, что способствует более эффективному обмену информацией, решению проблем и достижению согласия на проектах, появлению большего числа возможностей для обучения и саморазвития. Статья содержит вывод о том, что постоянное развитие терминологической компетентности магистрантов инженерного вуза в процессе изучения английского языка для профессиональных целей дает будущему специалисту значительное конкурентное преимущество на рынке труда, расширяет его профессиональные горизонты и открывает новые возможности для карьерного роста и развития.
Савинов А. М., Савинова С. В. Проектирование системы преподавания рисунка при подготовке дизайнеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 42–59. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231108.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования заключается в том, что существующая система подготовки дизайнеров по рисунку не обеспечивает качественную подготовку студентов, от этого страдает готовность выпускников к творческой проектной деятельности. Цель статьи – представить спроектированную систему преподавания академического рисунка в дизайн-образовании, которая позволяет обеспечить современную профессиональную подготовку дизайнеров по рисунку. Методологией исследования выступает системный подход, который позволяет увидеть в процессе преподавания рисунка педагогическую систему и выявить в ней основные свойства и характеристики. Методами исследования являются анализ методических трудов по подготовке дизайнеров по рисунку, педагогическое моделирование и педагогический эксперимент. В результате проведения исследования разработана модель системы преподавания рисунка в дизайн-образовании, которая позволяет повысить эффективность обучения. В модели раскрыты ее состав, структура и функциональная направленность. Составлена программа управления системой преподавания рисунка. Программа предполагает осуществление перехода системы в режим развития в определенно заданных условиях. Составлен комплекс специальных заданий, который способствует эффективному освоению студентами методических принципов работы над рисунком за счет создания действенной системы их повторения, и заданий, предусматривающих будущую проектную деятельность выпускников. Выявлены условия, которые следует учитывать при внедрении спроектированной модели системы преподавания рисунка. Условия связаны прежде всего с управленческим воздействием на существующую систему в процессе ее перехода к разработанной модели. Результаты исследования готовы для использования в учебном процессе при подготовке дизайнеров, применимы при планировании работы кафедр рисунка для рационализации целей, задач и структуры научно-методической работы.
Зверяева В. А. Подходы к отбору абитуриентов на магистерские программы по педагогике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 60–72. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231109.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность изучения отбора абитуриентов на магистерские программы по педагогике обусловлена тем, что многообразие вступительных испытаний позволяет судить о приоритетах вузов и требованиях, которые они выдвигают будущим педагогам. Критерии оценки абитуриентов соотносятся с содержанием учебных программ и отражаются в профессиональной деятельности выпускников магистратуры, затрагивая все уровни образования. Требования к поступлению в магистратуру влияют на учебную и внеучебную деятельность бакалавров, играют роль в выборе вуза и программы для дальнейшего обучения. Цель настоящего исследования – выявить подходы, используемые российскими вузами при отборе абитуриентов на магистерские программы по педагогике. Для анализа были выбраны пять магистерских программ, реализуемых Московским педагогическим государственным университетом, Московским городским педагогическим университетом, Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургским государственным университетом и Высшей школой экономики. В основу определения подходов легли результаты анализа документов приемных комиссий указанных вузов: правил приема, программ вступительных испытаний, перечней и порядков учета индивидуальных достижений. Были выделены три компонента оценки абитуриентов: индивидуальные достижения, знания и умения, мотивация – и определена доля каждого из них в максимальной сумме баллов поступающего. Обобщенные данные позволяют судить о наличии двух подходов к отбору абитуриентов. Первый, экзаменоцентричный, применяется в педагогических вузах и ориентирован на проверку предметных и методических знаний, которая проводится в тестовой или устной форме. Он характеризуется ведущей ролью экзаменационных результатов при поступлении, малым удельным весом индивидуальных достижений, отсутствием мотивационного компонента оценки и служит примером реализации знаниевой модели в высшем образовании. Второй подход – комплексный, в нем решающая роль отводится индивидуальным достижениям и навыкам, оценивается мотивация поступающего. Он применяется в многопрофильных вузах и соответствует принципам компетентностной образовательной модели.
Зиннатуллина Л. М. Введение понятия soft-skills на уроках иностранного языка студентам инженерных специальностей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 73–86. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231110.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Развитие мягких навыков (soft skills) является приоритетным в современную эпоху массовых коммуникаций. Наличие механизмов массовой коммуникации, в частности социальных сетей, позволяет обмениваться информацией, заниматься преподаванием, продвигать личный бренд и предоставлять различные услуги. Данные обстоятельства предъявляют значительные требования к наличию soft skills. Подобные требования справедливы к обучающимся не только гуманитарных, но и инженерных специальностей, так как полное предоставление информации о своей деятельности позволит улучшить позиции выступающего и достигнуть стабильно высокого навыка коммуникации. Понятие soft skills является достаточно широким и может быть интерпретировано обучающимися сквозь призму не академического опыта, а житейского. Данное обстоятельство может привести к неправильному восприятию требований soft skills, которые предъявляют к выпускникам технических вузов индустрия и возможные работодатели. Целью данного исследования стало определение уровня осведомленности обучающихся инженерных специальностей о мягких навыках (soft skills) и проведение опроса с целью выявить наиболее значимые компоненты данных навыков среди обучающихся. Также одной из целей исследования стало выявление роли обучающих материалов и применения таких материалов обучающимися на практике в оценке основных компонентов мягких навыков. В качестве исследовательского метода был использован метод опроса, который был направлен на выявление наиболее важных компонентов soft skills, по мнению обучающихся. Далее в роли обучающего компонента нами был выбран ресурс TED talks, наглядно иллюстрирующий успешное применение soft skills. После изучения обучающего материала, группового обсуждения перед учащимися была поставлена задача по подготовке публичного выступления в команде. В качестве критериев оценки были отобраны компоненты soft skills из учебных материалов. После завершения задания обучающимся было предложено пройти опрос еще раз и скорректировать свои оценки важных компонентов soft skills с учетом полученного опыта. Данные двух опросов были проанализированы и сопоставлены. Результаты исследования могут внести вклад в формирование soft skills и позволят повысить качество образовательного процесса для студентов не гуманитарной направленности.
Сажина О. П., Салимова С. Ш. Подготовка первокурсников к работе в интерактивном формате на учебных занятиях – необходимый этап обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 87–102. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231111.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время накоплен богатый опыт применения интерактивных методов в вузовском обучении. Их применение на первом курсе связано с рядом трудностей, обусловленных разным уровнем знаний, умений и навыков, полученных в ходе предшествующего обучения, сменой его формата, несформированностью межличностных отношений. Актуальным является исследование подготовительного этапа к интерактивному обучению, в ходе которого следует решать указанные образовательные, адаптационные и коммуникативные задачи. Цель статьи – обоснование необходимости и исследование процесса подготовки первокурсников к интерактивному обучению. В качестве методов исследования использованы: систематический опрос, собеседование и тестирование студентов; педагогическое наблюдение; статистическая обработка результатов. Установлено, что на начальном этапе обучения эффективны традиционные и активные методы, использование которых способствует формированию базовых знаний, умений и навыков, необходимых для их дальнейшего приобретения и совершенствования в интерактивном формате; постепенной адаптации к вузовским формам и методам обучения, новому учебному пространству, что позволяет устранить психоэмоциональный дискомфорт. Для формирования коммуникаций между участниками учебного процесса важен оптимальный стиль педагогического общения, который должен создавать наилучшие условия для развития мотивации обучающихся и творческого характера учебной деятельности, обеспечивать благоприятный эмоциональный климат. Личность педагога является основным инструментом осуществления педагогической деятельности. Эффективным средством формирования устойчивых коммуникативных взаимоотношений между студентами является работа в малых группах и использование группового взаимодействия для изучения материала. Индикаторами готовности к интерактивному обучению являются: наличие знаний, умений и навыков их применения к решению конкретных задач; активная позиция студентов во время учебного процесса; стремление с их стороны к совершенствованию в образовательном и социальном плане. Практическая значимость работы обусловлена методически грамотным построением учебного процесса в контексте реализации компетентностно ориентированных образовательных программ.
Нестерова А. А. Историко-педагогическое исследование сферы экологического просвещения в начале XXI века // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 103–114. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231112.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность развития экологического направления в просвещении обусловлена нарастанием кризисных явлений в окружающей природной среде, которое продолжается на протяжении уже нескольких десятилетий вопреки предпринимаемым усилиям международного сообщества по достижению гармоничного сосуществования человека и природы. Требуется поиск и осмысление причин такого противоречия и разрывов между декларацией целей-идеалов во взаимодействии с природой и реальным положением дел. Это обусловливает необходимость глубокого критического анализа прошлого опыта организации экологического просвещения, выявления причин его неэффективности, а также лучших результативных практик, использование которых следует распространять в условиях сегодняшнего дня. В связи с этим важное научное и социокультурное значение приобретает историко-педагогическая интерпретация вопросов экологического просвещения. Вместе с тем возникает необходимость обратиться к уже имеющимся в этой области разработкам, выявить исследователей, которые заняты историко-педагогическим осмыслением вопросов становления и развития экологического просвещения в России и в других странах. Вот почему цель статьи состоит в том, чтобы проанализировать современное состояние научного знания в области изучения историко-педагогических аспектов экологического просвещения, а также выявить перспективные направления дальнейших исследований прошлого эколого-педагогического опыта. Методологическим основанием для настоящего анализа послужили положения, сформулированные в работах ведущих российских историков педагогики, посвященных характеристике методологии и теории историко-педагогического знания. Основные результаты представленного в статье анализа заключаются в выявлении характерных особенностей современного историко-педагогического осмысления вопросов становления и развития сферы экологического просвещения, а также в определении направлений, актуальных для дальнейшего научного поиска. Выводы, полученные в результате исследования, дополняют теорию и методику экологического просвещения и могут представлять интерес для исследователей, работающих над развитием эколого-просветительского направления в историко-педагогическом ракурсе.
Хитрова А. В., Колосова Н. Н. Модель обучения в профильных психолого-педагогических классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 115–131. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231113.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Профильное обучение сегодня призвано решить ряд насущных и актуальных проблем, одной из которых является повышение мотивации молодых людей к будущей профессиональной деятельности, формирование у них необходимых для ее осуществления ключевых компетенций и практических навыков. Профориентация и самоопределение школьников, казалось бы, должны способствовать этому, но, как показывает опыт работы в профильных психолого-педагогических классах, это далеко не так. Стоит отметить, что профориентация и самоопределение ориентированы на устранение частных проблем и являются частью общей работы по организации профильного обучения, которое, однако, по нашему мнению, значительно шире, чем может показаться на первый взгляд. Поэтому аспект изучения системы обучения в профильных классах представляется нам особо важным. Данное обстоятельство дает возможность сформулировать цель статьи, заключающуюся в описании модели обучения в профильных психолого-педагогических классах. Системно-деятельностный подход как основополагающий принцип образования позволяет выстроить соответствующую модель деятельности педагога по организации обучения в классах психолого-педагогической направленности. Практическая вовлеченность старшеклассников в активную педагогическую деятельность способствует формированию мотивационной, личностной, поведенческих сфер, о чем свидетельствуют их качественные изменения. Предложенная модель обучения существенно отличается от традиционного видения построения предпрофессионального образования. В основе авторского толкования лежит комплексный подход, позволяющий охватить всех обучающихся через вовлечение в проектную, научно-исследовательскую, практическую деятельность. Школьники уже на этапе профильной подготовки примеряют на себя роли воспитателя, учителя, преподавателя, исследователя. Теоретическая значимость статьи заключается в описании модели обучения в профильных психолого-педагогических классах; сравнительном анализе подходов к организации предпрофильного и профессионального образования в отечественной и зарубежной практике; обобщении современной системы профильного обучения. Практическая значимость статьи состоит в обосновании авторской модели обучения в профильных психолого-педагогических классах на примере школ города Евпатории, что в дальнейшем поможет как авторам, так и научному сообществу, занимающемуся вопросами профилизации, разнообразить виды, формы вовлечения педагогически заинтересованного поколения в будущую профессиональную деятельность.
Зубков А. Д. Features of professional foreign language competence development in students majoring in international business // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 132–144. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231114.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
In an increasingly globalized world, the development of professional foreign language skills is crucial for university students majoring in the International Business, but the existing level of teaching is often insufficient. This highlights the need for specialized foreign language teaching adapted to authentic work contexts. This paper examines the principles and methodology for optimizing professional foreign language teaching, which enables the design of a teaching system tailored to the future needs of students. The main purpose of this article is to review the principles and methodologies for the development of professional foreign language competence optimized for students specializing in international business, taking into account their future needs. The analysis is based on applied linguistics, discourse analysis and language education theory. Key approaches include the use of corpus analysis and genre studies to identify target language use, the application of needs assessment and a competency model to curriculum design, and the integration of real-life business tasks and texts to contextualize learning. A multidimensional set of competencies is highlighted, including communicative competence, analytical ability, intercultural expertise, and strategic skills. Active project-based methodologies are offered to engage students in practical activities. Continuous program evaluation is offered to ensure relevance and accountability. This research-based approach transforms foreign language education into specialized training for the global business environment. The article provides valuable guidance on how to design curricula, teaching and assessment methodologies with key professional language competencies in mind. This can enhance learning outcomes and optimize graduates' readiness to work in multicultural and multilingual business environments. Further applied re-search is needed to improve this integrated system through job analyses, pedagogical supervision and tracking of long-term learning outcomes. The theoretical significance lies in generalizing and extending cur-rent research on the principles of language education, needs analysis and the development of communicative competence, providing an integrated framework for developing a concept of optimized professional language teaching. The practical significance lies in offering recommendations to curriculum developers, program coordinators and teachers seeking to improve language competence outcomes and prepare graduates for the complex demands of globalizing professional careers.
Кошелева И. Н. Стратегии повышения вовлеченности студентов в процесс обучения английской письменной речи в контексте высшего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 145–160. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231115.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы определяется востребованностью среди специалистов различных областей знания навыков английской письменной речи, а также способов их эффективного развития путем повышения студенческой вовлеченности в процесс обучения. Кроме этого отмечается недостаточное освещение проблемы учебной вовлеченности применительно к иноязычной речи. Соответственно, целью статьи является комплексное рассмотрение понятия студенческой вовлеченности, ее соотношения с мотивацией, а также описание стратегий ее повышения при обучении английской письменной речи. Ракурс исследования определяется рамками гуманистического подхода, где учитываются интересы, стремления, ожидания обучающихся, а занятия отличаются студентоориентированностью и поддержанием внутренней мотивации. Также работа выполнена с позиции теории самодетерминации, предполагающей, что студенческая вовлеченность повышается при удовлетворении основных потребностей обучающихся в автономии, компетентности, построении доброжелательных отношений с другими людьми. В исследовании актуализируются положения социокультурной теории, подразумевающей, что обучение происходит во взаимодействии с другими людьми, где важен обмен приобретенными знаниями и их обсуждение. Кроме того, работа основана на процессуальном подходе к обучению письменной речи, где выделяются этапы создания письменного продукта, как то: предтекстовый, составление плана, написание первоначального варианта текста, его редактирование, вычитка. Анализ научной литературы по теме позволил выделить такие компоненты студенческой вовлеченности, как поведенческий, эмоциональный (аффективный), когнитивный и социальный. В статье дается описание каждого компонента, сопровождающееся рядом стратегий по их развитию. Теоретическая значимость исследования заключается в комплексном описании студенческой вовлеченности, что расширяет угол зрения на проблему мотивации в обучении письменной речи, а также открывает новые возможности для развития и поддержания автономного обучения в данной области. Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования можно использовать при разработке программ по обучению иноязычной речи в различных учебных контекстах в зависимости от целей и потребностей обучающихся. Реализация описанных стратегий повышения вовлеченности студентов в обучение английской речи закладывает основы позитивного отношения к учебному процессу и способствует поддержанию их мотивации.
Самарина А. Е., Бояринов Д. А. Нейросети для генерации изображений: педагогический потенциал в высшем образовании // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 161–179. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231116.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Последние годы процессы информатизации образования характеризуются существенными качественными изменениями, связанными с технологиями искусственного интеллекта. Речь идет о нейронных сетях, обрабатывающих графическую и текстовую информацию. Их стремительное появление уже оказало существенное влияние на течение образовательного процесса и, несомненно, окажет еще большее влияние в ближайшем будущем. В данном контексте авторами представлено исследование, цель которого – выявление педагогического потенциала нейросетей для генерации изображений применительно к высшему образованию. Задачи исследования: выявление специфики современного уровня развития нейронных сетей применительно к возможным педагогическим приложениям; выявление возможностей нейросетей для генерации изображений, которые могут найти применение в решении проблем, актуальных для современной педагогики; установление основных направлений применения в педагогическом процессе нейросетей для генерации изображений; анализ степени готовности обучающихся как субъектов образовательного процесса к работе с этой технологией; выявление уровня информированности студентов о работе нейросетей, отношения к их использованию, определение возникших трудностей, определение наиболее доступных и удобных нейросетей для использования в обучении, обоснование необходимости включения в содержание образования работы с такими приложениями. На основе комплексного обзора отечественных и зарубежных исследований делается вывод о значительном педагогическом потенциале нейросетей для генерации изображений и их ведущем педагогическом приложении – генерации учебного контента. Анализируются возможности основных доступных на настоящий момент нейросетей для генерации изображений – Kandinsky 2.1, Lexica art, Шедеврум, Dream by Wombo, Craiyon и Playground AI. Рассматривается их функционал, возможности и ограничения. Анализируются результаты анкетирования студентов, имеющих опыт работы с нейросетями для генерации изображений. Приводятся данные о том, с какими нейросетями работали студенты, каковы основные направления их использования, по мнению анкетируемых, какими достоинствами и недостатками обладают нейросети, с какими трудностями столкнулись опрашиваемые в процессе работы. Значимым представляется тот вывод, что, по мнению большинства опрошенных, системы искусственного интеллекта, и в частности нейросети для генерации изображений, предпочтительно использовать в качестве источника идей для собственной учебной деятельности. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлен педагогический потенциал нейросетей для генерации изображений применительно к высшему образованию и выделено ключевое направление их применения – генерация учебного контента. Практическая значимость исследования состоит в том, что выделен комплекс факторов повышения эффективности использования нейросетей для генерации изображений в высшем образовании, включающий в себя обучение потенциальных пользователей (как студентов, так и преподавателей) интерфейсу, основным принципам работы нейросетей, а также процедурам взаимодействия с ними. Также выявлена основная «зона риска» в использовании систем искусственного интеллекта студентами – стремление использовать их в качестве «источника идей», и предложен механизм купирования этого риска, состоящий во введении в процесс взаимодействия студента и нейросети соревновательных элементов.
Варушкина А. В., Талагаева Ю. А. Разработка методики анализа англоязычного военно-политического дискурса в процессе формирования коммуникативной компетенции будущих военных специалистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 180–194. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231117.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Изучение англоязычного военно-политического дискурса, являющегося не только ценным источником информации об отношении к войне, но и средством манипуляции, представляется наиболее актуальным в условиях современных информационных войн. Целью настоящего исследования является разработка подхода к анализу современного военно-политического дискурса лидеров США. Теоретико-методологическую базу исследования составили работы отечественных и зарубежных авторов в области теории дискурса, институционального, политического, военного, военно-публицистического дискурса. Анализ феномена военно-политического дискурса показал, что, будучи многоплановым коммуникативным явлением, он представляет собой средство реализации военно-дипломатической стратегии США. Спецификой военно-политического дискурса США является оказание речевого воздействия на адресата с целью внести когнитивные изменения в его картину мира. При обучении будущих военных специалистов восприятию, переработке, извлечению информации из иноязычных источников профессионального характера необходимо уделять внимание не только собственно языковым аспектам военно-профессионального дискурса, но и когнитивным. Лингвокогнитивный подход предполагает лингвистический анализ текста выступлений военно-политических лидеров, а также критический анализ дискурса, рассмотрение прагматики речевых актов, социокультурных обстоятельств высказывания, что, по мнению авторов, является особенно актуальным в современной ситуации ведения информационных войн. В настоящем исследовании сформулирован подход к интерпретации современного англоязычного военно-политического дискурса США, который может быть реализован в ходе иноязычной подготовки будущих специалистов в военной, дипломатической областях, а также в подготовке переводчиков.
Гаибова В. Е. Цифровое воспитание: «старые технологии» на новый лад // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 195–206. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231118.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Цифровизация образования – актуальное направление в течение последних 15–20 лет. Новый виток в развитии этой идеи пришелся на период пандемии, когда было важно научиться работать (обучать и воспитывать подрастающее поколение) на расстоянии, не выходя из дома. В современных документах также отражена необходимость использования различных интернет-ресурсов и цифровых средств в рамках воспитательной работы с обучающимися, например в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Данная проблема в настоящее время является актуальной, что отражают многочисленные исследования в данной области. Цель исследования – проверка положения о том, что реализация некоторых воспитательных технологий будет эффективнее при применении цифровых средств, так как виртуальное пространство является для подрастающего поколения такой же частью жизни, как и реальность. Ведущий метод – опытно-экспериментальная работа, а также методы статистической обработки данных эксперимента. В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: цифровизация воспитания действительно является актуальной проблемой образовательного процесса в целом; работа по созданию цифрового контента для воспитания подрастающего поколения ведется во многих учебных учреждениях, но в разных направлениях; обучающиеся охотнее воспринимают виртуальные экскурсии, нежели идут на обычные; мотивация в освоении информации, которую однокурсники создали самостоятельно, выше, чем аналогичная, предложенная преподавателем. Теоретическая значимость нашего исследования представлена как анализом проблемы использования различных цифровых средств в рамках воспитательной деятельности при работе с обучающимися, так и обоснованием положительных и негативных сторон использования цифровых средств. Автором предложены варианты применения некоторых воспитательных технологий (технология организации деятельности, технология целеполагания) и методов (воспитывающая ситуация, метод убеждения, пример) в цифровой «плоскости». Практическая значимость исследования заключается в применении некоторых технологий и методов воспитания в рамках цифровизации воспитательной деятельности, которые показали свою эффективность (в рамках нашего эксперимента) и могут быть использованы при разработке программ воспитательной работы.
Гун Ф. , Чжао Х. Обучение русскому языку китайской аудитории с использованием вопросительных предложений: коммуникативные аспекты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 207–219. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231119.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Обучение русскому языку как иностранному (РКИ) обязательно должно иметь коммуникативную направленность, нацеленность на формирование у студентов умения строить коммуникацию с носителями языка на самые разные темы, участвовать в диалоге друг с другом, с преподавателями, с носителями языка. Изучение вопросительных предложений будет способствовать повышению коммуникативных навыков обучающихся, формированию у них коммуникативной компетенции. Целью статьи стало выявление способов использования вопросительных предложений как средств формирования у китайских студентов коммуникативной компетенции. В статье представлены результаты теоретико-методического исследования, основанного на методах анализа научной и методической литературы, наблюдения, сопоставления, систематизации, а также на методе проектирования системы использования вопросительных предложений в коммуникативно ориентированном образовательном процессе. Отмечается, что вопросительные предложения являются действенным средством построения диалога с собеседником, поэтому выступают важными инструментами формирования коммуникативной компетенции. Выявлены ситуации обращения к вопросительным предложениям, способы их использования на занятиях по РКИ. Вопросительные предложения являются незаменимым ресурсом при работе с дополнительными аутентичными материалами на русском языке (кинофильмами, телевидением, мультфильмами и т. п.); при общении с носителями русского языка в условиях естественной и искусственной языковой среды; при знакомстве с правилами русского этикета; при освоении студентами такой формы учебной работы, как интервью и т. д. Преподавателю РКИ в ходе формирования у китайских обучающихся коммуникативной компетенции следует обратить внимание студентов на выражение с их помощью не только вопроса, но и просьбы. Также он должен учитывать культурные особенности китайских обучающихся, обусловливающие трудности при формировании у них коммуникативных навыков. Теоретическая значимость статьи заключается в формулировке необходимости системного подхода в освоении китайскими студентами вопросительных предложений русского языка. Практическая значимость состоит в подборе заданий на использование вопросительных предложений как средств формирования у студентов коммуникативной компетенции.
Ходырева Е. А. Оценка цифровых компетенций будущих педагогов в контексте обеспечения качества педагогического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 220–233. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231120.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В эпоху трансформации педагогического образования, связанной с необходимостью обеспечения соответствия подготовки будущих педагогов требованиям индустрии 4.0, закономерен интерес образовательного сообщества к вопросам формирования, оценки и развития цифровых компетенций обучающихся по основным профессиональным образовательным программам укрупненной группы «Образование и педагогические науки». Цель исследования заключается в обосновании методологии компетентностного и ситуационного подходов к оценке цифровых компетенций будущих педагогов в условиях трансформации педагогического образования. Задачами исследования являются: обосновать сущность и особенности оценки цифровых компетенций будущих педагогов на основе компетентностного и ситуационного подходов; оценить уровень сформированности цифровых компетенций обучающихся на основе модели ключевых компетенций цифровой экономики и разработать рекомендации по совершенствованию оценки цифровых компетенций будущих педагогов. Ведущие методы исследования: педагогическое моделирование оценки цифровых компетенций; изучение нормативных правовых актов в сфере высшего образования; анализ локальных актов образовательных организаций в сфере оценки цифровых компетенций; опросные методы. Исследование проводилось на базе Вятского государственного университета. В эксперименте приняли участие студенты II–IV курсов, обучающиеся по направлению подготовки бакалавриата «Педагогическое образование». В целом предложенные подходы позволят выработать инновационные решения для повышения качества педагогического образования в условиях его трансформации. Полученные в процессе исследования результаты могут быть использованы руководителями основных профессиональных образовательных программ, научно-педагогическими работниками образовательных организаций высшего образования, экспертами, которые обеспечивают проведение оценки цифровых компетенций будущих педагогов, в том числе в условиях применения «смешанных» форматов обучения, а также вырабатывают инновационные решения для повышения качества педагогического образования в условиях его трансформации.
Ли Л. Перспективы совершенствования системы высшего музыкального образования КНР на основе принципов целостности и культуросообразности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 234–249. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231121.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье рассматриваются современное состояние и перспективы совершенствования процесса подготовки специалистов в системе высшего музыкального образования КНР. Актуальность проблемы исследования определяется необходимостью разрешения существующих в настоящее время в системе высшего музыкального образования КНР проблем и противоречий на основе применения концептуальных положений, разработанных в современной российской и китайской педагогике. В качестве цели исследования рассматривается выявление и характеристика возможностей принципов целостности и культуросообразности в совершенствовании системы высшего музыкального образования Китая. Особенность представленной в статье авторской позиции состоит в том, что совершенствование системы высшего музыкального образования КНР рассматривается в неразрывной связи с формированием в Китае национальной музыкально-педагогической фортепианной школы. Ведущий методологический подход, позволивший получить представленные в статье новые научные результаты, – гуманитарно-целостный, в полной мере учитывающий специфику гуманитарного знания и рассматривающий образование как феномен культуры. В результате проведенного исследования выявлены специфические особенности применения принципов целостности и культуросообразности в системе высшего музыкального образования КНР. Установлено, что необходимым условием успешного решения стоящих перед системой высшего музыкального образования КНР задач является наличие в стране оригинальной национальной музыкально-педагогической школы, что позволит полноценно реализовать в образовательном процессе принципы целостности и культуросообразности. Доказано, что возможности принципа целостности в совершенствовании системы высшего музыкального образования КНР состоят в оптимальном разрешении противоречий на методологическом, теоретическом и методическом уровнях, достижении баланса между образовательной, воспитательной и развивающей функциями образовательного процесса. Принцип культуросообразности реализуется в первую очередь в области совершенствования содержания и средств профессиональной подготовки музыкантов. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут стать основой для разработки эффективной модели подготовки музыкантов-исполнителей и музыкантов-педагогов с учетом культурных особенностей и образовательных традиций страны. Практическая значимость результатов исследования обусловлена возможностью их применения в образовательном процессе музыкальных вузов, музыкальных факультетов педагогических вузов с целью совершенствования процесса профессиональной подготовки специалистов.
Психология
Сафронова Е. А. Особенности выборов тем и форм сочинений о жизни детей с ОВЗ как элемент социальных представлений студентов в контексте нравственного воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 250–257. – URL: http://e-koncept.ru/2023/232012.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В фокусе внимания статьи оказывается обсуждение современного состояния социальных представлений студентов о детях с ОВЗ в контексте нравственного воспитания. Цель статьи – показать результаты эмпирического исследования особенностей выборов тем и форм сочинений о жизни детей с ОВЗ как элемент социальных представлений студентов в контексте нравственного воспитания. Выборку исследования составили 77 студентов Петрозаводского государственного университета, из них представителей Института педагогики и психологии (ИПП) (кафедра начального образования) – 11, Института педагогики и психологии (ИПП) (кафедра дизайна) – 15, Института физической культуры, спорта и туризма (ИФКСиТ) – 51; распределение выборки по полу: девушки – 48 (62%), юноши – 29 (38%). На основе теории социальных представлений были проанализированы сочинения студентов по темам: «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью» (31 сочинение), «Жизнь на планете “Особые люди”» (18 сочинений), «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым» (28 сочинений). Студенты могли выбрать форму своей работы: эссе, стихотворение, творческое сочинение, рассказ. На основе полученных данных были сделаны следующие выводы: приоритеты выборов тем для сочинений различны у представителей выборки в зависимости от пола, курса обучения и профиля подготовки.
Соколова А. А., Коробкина М. А. Изучение потребностей персонала и их влияние на трудовую мотивацию на примере коммерческой организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 258–265. – URL: http://e-koncept.ru/2023/232013.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
На сегодняшний день изучение потребностей персонала в организации является ключевым фактором для достижения высокой трудовой мотивации персонала. В статье рассмотрены различные подходы к понятию потребности, а также сам мотивационный процесс. Они широко применяются для понимания и улучшения работы сотрудников. Цель статьи – диагностика доминирующих потребностей персонала в организации и их влияние на мотивацию трудовой деятельности. Результаты исследования можно положить в основу совершенствования систем мотивации персонала коммерческих организаций.
Титова С. Ф., Горбушина А. В. Особенности субъективного благополучия студентов младших курсов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 266–272. – URL: http://e-koncept.ru/2023/232014.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Субъективное благополучие является одним из факторов формирования здоровой личности, что делает изучение данного феномена особенно актуальным в современных реалиях. Цель статьи – изучение особенностей субъективного благополучия студентов. В статье приведены определения, описание и подходы к изучению проблемы субъективного благополучия. Рассмотрены особенности юношеского периода и факторы, оказывающие влияние на структуру и компоненты субъективного благополучия. Представлены результаты исследования субъективного благополучия студентов. Показано, что большинство студентов имеет средний уровень субъективного благополучия при высоком уровне социально-нормативного компонента благополучия, но при этом низкий уровень эгоблагополучия.
Экономика
Файзуллина Т. Е., Квон Г. М. Маркетинговая стратегия и маркетинговый потенциал муниципального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 11 (ноябрь). – С. 273–282. – URL: http://e-koncept.ru/2023/233008.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена важностью разработки и реализации маркетинговой стратегии муниципального образования, направленной на создание благоприятного имиджа территории, обеспечение социально-экономического развития территории и максимально возможное удовлетворение потребностей населения. В данной статье проанализированы теоретические аспекты оценки эффективности реализации маркетинговой стратегии муниципального образования, направленной на повышение маркетингового потенциала территории. Целью статьи является исследование подходов к изучению маркетинговой стратегии муниципального образования, определению ее стратегических целей, конкретизации задач, рассмотрению различных концепций стратегии и взаимосвязей элементов маркетинга. Также в работе рассматриваются различные методики анализа и оценки маркетингового потенциала муниципального образования, которые позволят выявить его конкурентные преимущества и обеспечить инвестиционную привлекательность. На основе анализа существующих методик оценки маркетингового потенциала муниципального образования обоснована потребность в разработке собственного подхода к его оценке.