№ 09 (сентябрь)

Педагогика
Макар Л. В. Тест множественного выбора как средство тренировки лексики при обучении профессионально-ориентированному общению на иностранном языке // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 1–15. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231078.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В современной практике обучения профессионально ориентированному общению на иностранном языке тест множественного выбора является одним из самых распространенных тестовых форматов. Однако в обучающей функции он служит исключительно для решения дискретных задач, что существенно ограничивает его потенциал. Цель данной статьи заключается в том, чтобы продемонстрировать возможность расширения практики использования теста множественного выбора, рассмотрев его как часть системы упражнений и заданий, направленной на обучение важнейшему аспекту профессионально ориентированной речи – лексике. Тест предлагается использовать на этапе тренировки подлежащих усвоению лексических единиц с применением стратегии непроизвольного запоминания. На основе изучения и анализа литературы по психологии были выявлены теоретические предпосылки использования теста множественного выбора в качестве инструмента для совместной, одновременной реализации двух учебных задач: эксплицитной – работы с содержанием прочитанного текста – и имплицитной – тренировки лексики, входящей в состав минимума для освоения по теме. Совмещение задач обусловлено объективной необходимостью экономии учебного времени в условиях небольшого количества часов, отводимых программой неязыкового вуза на изучение иностранного языка. Обсуждается вопрос конструирования лексически акцентированного теста множественного выбора на основе текста для чтения, формулируются базовые требования для его составления, и выполняется экспериментальное конструирование теста с их учетом. Опыт использования сконструированного теста в практике обучения лексической стороне речи анализируется на основе данных, полученных в результате проведения контрольного и итогового срезов. Результаты исследования позволяют сделать вывод о перспективном характере организации учебной работы на основе теста множественного выбора, предназначенного для контроля понимания прочитанного текста, с одновременной реализацией стратегии непроизвольного запоминания лексики.
Гаран Е. П. Дисциплина «Методика воспитательной работы» в системе формирования воспитательной компетенции у будущих бакалавров профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 16–27. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231079.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблема формирования у будущих педагогов воспитательной компетенции является очень актуальной, поскольку осуществление воспитательного воздействия на обучающихся – одна из важнейших функций педагога, наряду с функцией обучения. Воспитание, тесно слитое с обучением, является одной из важнейших задач современного среднего профессионального образования (СПО), в рамках которого предстоит работать будущим бакалаврам направления 44.03.04. Профессиональное обучение (по отраслям). В статье рассмотрена система преподавания курса «Методика воспитательной работы» в Азово-Черноморском инженерном институте в процессе обучения будущих бакалавров. Цель статьи – анализ роли воспитания в современном профессиональном образовании и выстраивание на основе этого анализа системы преподавания дисциплины «Методика воспитательной работы» в вузе. Использовались методы анализа и синтеза, критического обзора литературы, содержательной интеграции, выделения главного, а также метод включенного мониторинга при проведении исследования в вузе. В центре описанной системы формирования воспитательной компетенции студентов – будущих преподавателей СПО находится дисциплина «Методика воспитательной работы». Кроме того, данная система включает межпредметные связи с другими дисциплинами педагогической и психологической направленности, педагогические и другие практики, написание выпускной квалификационной работы. Проанализировано преподавание дисциплины «Методика воспитательной работы», в ходе которого особое внимание предлагается уделять коллективным формам учебной деятельности, выполнению проектных заданий, формированию методической грамотности студентов, развитию у них творческого подхода к воспитанию, написанию и защите курсовых работ. В качестве перспектив развития данной дисциплины указана ориентация на гуманизацию процесса воспитания и подготовку студентов к профессиональной деятельности в гуманной воспитательной среде. Результаты исследования могут быть использованы в ходе преподавания методики воспитательной работы в различных вузах.
Нонь Н. А., Позднякова Е. В., Фомина А. В. Модель формирования информационно-математической компетентности студентов в системе бакалавриата // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 28–42. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231080.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования особое значение приобретает подготовка специалистов, владеющих универсальными компетенциями в области системного и критического мышления; при этом математика как инструмент системного познания мира и критического анализа объективной реальности играет в образовании особо важную роль. Целью исследования является представление модели формирования информационно-математической компетентности (на примере студентов педагогических направлений) и оценка ее эффективности методами статистического анализа. Высказана гипотеза о предикторной роли информационно-математической компетентности (далее – ИМК) в области развития критического мышления студентов. Методом теоретического анализа уточнено понятие информационно-математической компетентности, определены ее характеристические особенности и структурные компоненты. Модель формирования ИМК предлагается проектировать на основе принципов соответствия ключевым компетенциям будущего, требованиям ФГОС и соответствующих профессиональных стандартов. Таким образом, данная модель включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты. Целевой компонент актуализирует формирование ИМК как готовность применять математические знания, умения и навыки, а также средства ИКТ для осуществления поиска, критического анализа и синтеза информации, решения сложных задач в профессиональной и предметной областях; конкретизируются задачи создания креативной образовательной среды и проектирования программы и диагностического инструментария мониторинга динамики развития рассматриваемой компетентности студентов педагогических направлений. Содержательный компонент отражает инвариантный и вариативный компоненты учебного плана, раскрывающиеся в дисциплинах обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Технологический компонент раскрывает методы и технологии, а также формы и средства обучения. Результативный компонент представлен в трех аспектах: мотивационно-ценностном, эмоционально-волевом, рефлексивном. Средствами педагогического эксперимента проведена оценка эффективности спроектированной модели в балльно-рейтинговой системе. Методами корреляционного анализа устанавливается взаимосвязь между уровнями развития ИМК и критического мышления студентов педагогических направлений. Делается вывод о перспективности дальнейших исследований в области проектирования модели формирования информационно-математической компетентности как предиктора критического мышления в системе высшего образования.
Чигашева М. А., Зимина Е. А., Ларина Т. С. Возможности российских коммуникационных платформ для дистанционных занятий по иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 43–59. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231081.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Стремительное развитие информационных технологий приводит к их широкому проникновению в различные сферы жизни общества. В последние три года максимальному воздействию с этой стороны подверглась система образования. Под влиянием объективных причин на смену традиционному формату очных занятий пришло дистанционное обучение, что внесло существенные коррективы в систему организации учебного процесса. Об актуальности нового явления в массовом образовании свидетельствует и наличие различных терминов. Дистанционное, удаленное или онлайн-обучение подразумевает использование современных информационных технологий. Наибольшие сложности возникают в случае преподавания иностранного языка, что обусловлено спецификой дисциплины и коммуникативной направленностью обучения. По этой причине одной из основных задач при организации дистанционного формата является выбор коммуникационной платформы, позволяющей проводить занятия с учетом основных дидактических принципов. Цель данного исследования – провести сравнительный анализ четырех доступных отечественных коммуникационных платформ (Sberjazz, Яндекс. Телемост, Контур. Толк и ТруКонф) и оценить их функционал применительно к преподаванию иностранного языка с опорой на критерии, выделенные в ходе предыдущего исследования на базе МГИМО МИД России. Тестирование рассматриваемых платформ проводилось на занятиях по немецкому языку со студентами младших курсов бакалавриата Университета МГИМО. При подготовке статьи применялись общенаучные методы сбора и анализа информации, а также метод классификации. В результате сравнительного анализа авторы приходят к выводу, что наибольшим преимуществом обладает платформа Контур. Толк. Ее использование при организации дистанционных занятий по иностранному языку представляется наиболее оптимальным вариантом и позволяет обеспечивать реализацию основных дидактических принципов. Теоретическая значимость исследования видится в предложенных критериях классификации коммуникационных платформ. Результаты исследования могут оказаться востребованными преподавателями при выборе коммуникационной платформы для проведения занятий по иностранному языку в дистанционном формате обучения.
Виневская А. В. Выбор тьютором стратегии сопровождения ребенка с расстройствами аутистического спектра в процессе формирования коммуникативных навыков на основе технологии «Цветовой режим сопровождения» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 60–76. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231082.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В предлагаемой статье приводится обоснование особой роли тьютора при формировании коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра (РАС). В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили: концептуальные положения работ, выявляющих основы тьюторского сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях инклюзивного образования; теоретические и эмпирические труды, раскрывающие особенности коммуникативной сферы детей с аутистическими нарушениями; публикации, рассматривающие особенности, технологии, формы и методы формирования коммуникативных умений и навыков у детей с РАС дошкольного и младшего школьного возраста. Цель исследования – проанализировать деятельность тьютора по формированию коммуникативных навыков младших школьников с РАС и выделить ее организационно-методические особенности в процессе учебной деятельности на основе технологии «Цветовой режим сопровождения». С позиции современных подходов к обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности детей с расстройствами аутистического спектра, описывается использование технологии индивидуализации сопровождения «Цветовой режим сопровождения» в образовательной деятельности обучающихся с расстройствами аутистического спектра, анализируются результаты разработки методического инструментария реализации деятельности тьютора по формированию коммуникативных навыков детей с РАС в инклюзивной школе. Кроме того, в данной статье описываются условия по обеспечению разработки алгоритма организации деятельности тьютора по формированию коммуникативных навыков младших школьников с РАС. Предложенный организационный и методический инструментарий деятельности тьютора может быть использован при формировании коммуникативных навыков младших школьников с РАС в условиях других общеобразовательных организаций, а также адаптирован под потребности уровней дошкольного и основного общего образования.
Ли Ц. Модель обучения китайских студентов написанию научных статей с использованием платформы WeChat // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 77–90. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231083.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В настоящее время, благодаря быстрому развитию науки и техники с широким применением Интернета и компьютеров, использование информационных технологий в преподавании, несомненно, способствует внедрению новых инновационных методов в систему образования, становится средством изменения режима обучения преподавателей, что делает методы обучения все более и более разнообразными. К тому же вуз становится ярким и творческим местом для приобретения необходимых навыков и знаний в выбранных научных областях, что позволяет предоставить обучающимся открытую учебную среду и ресурсы и способствует улучшению отношения студентов к обучению на протяжении всей жизни, ведет к активному, осознанному изучению инноваций. Компьютерное дополнительное обучение – это необходимость в реформе образования, а также необходимость адаптироваться к современным реалиям. Рациональное и эффективное использование информационных технологий в преподавании, абсолютное стимулирование интереса студентов к процессу обучения, их мотивирование и развитие способности продолжать инновации – это задачи, которые набирают свою значимость. Актуальностью исследуемой проблемы становится то, что рассматривается модель обучения с использованием публичной платформы WeChat для написания научных статей в процессе формирования у студентов профессиональных способностей. С учетом особенностей и преимуществ публичной платформы WeChat в сочетании с системой упражнений анализируется реализация умений письменной речевой деятельности в процессе обучения русскому языку как иностранному (РКИ). Кроме того, в соответствии с моделью обучения и проектированием эксперимента приведен пример обучающего курса. Цель данной статьи – продемонстрировать модель обучения китайских студентов по использованию платформы WeChat для написания научных статей, а также разработать соответствующую программу обучения. Методы исследования проблемы: теоретический анализ литературы, изучение опыта обучения иностранных магистрантов и аспирантов написанию научных статей, обобщение и систематизация данных, моделирование системы обучения китайских студентов написанию научных статей при помощи платформы WeChat. Теоретическая значимость данного исследования заключается в разработке модели обучения китайских студентов написанию научных статей с использованием платформы WeChat и определении преимущества и эффективности сетевых информационных технологий в обучении иностранных студентов-филологов написанию научных статей на русском языке. Практическая значимость исследования заключается в создании интернет-платформы для формирования умений написания научной работы в жанре «статья» на русском языке, разработке модели обучения, учитывающей особенности речевого жанра и специфику онлайн-обучения.
Воронова А. А. Готовность педагогов к социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях цифровизации общества // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 91–104. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231084.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В условиях цифровизации общества перед общеобразовательной школой встают новые задачи, школой, которая дает путевку в жизнь обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). В настоящее время педагоги должны быть готовы к оказанию педагогической поддержки своим ученикам в освоении новых и быстро обновляющихся технологий. Педагоги должны быть готовы решать актуальные задачи социализации обучающихся с ОВЗ. Цель данной статьи всесторонне рассмотреть современное состояние готовности педагогов к социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях цифровизации общества. В исследовании используется опрос по поводу изучения цифровой компетентности педагогов, без которой невозможно на достойном уровне решать задачи социализации. Педагог должен быть готов психологически, подкован в области цифровых технологий, владеть навыками использования их на практике. В условиях отсутствия специального предмета по изучению цифровых технологий в школе решение задач социализации в условиях цифровизации общества видится через внедрение в уроки по разным предметам, коррекционно-развивающие занятия и воспитательную практику цифровых технологий, разъяснение их значимости и возможности. В результате исследования выделены особенности мотивации педагогов к использованию в своей профессиональной деятельности цифровых технологий, проанализированы ценностно-смысловые основания их деятельности в этом направлении и выделена специфика функциональной готовности учителей. В статье определены векторы и пути профессионального совершенствования педагогов по вопросам введения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современный мир, где важным инструментом выступают цифровые технологии. Теоретическая значимость статьи заключается в том, что впервые проведен анализ готовности педагогов к социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях цифровизации общества. Статья будет полезна педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, разработчикам курсов повышения квалификации, ученым, проводящим исследования в направлении профессионального развития учителей.
Ананьина М. А. Обучение интерпретации художественного текста с использованием аллюзивных имен как одно из направлений лингвокультурной языковой педагогики // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 105–116. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231085.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Статья посвящена проблеме лингвокультурной языковой педагогики, в рамках которой необходимо в настоящее время формировать вторичную языковую личность обучающихся в лингвокультурологическом аспекте. Данное направление является относительно новым и недостаточно разработанным. Тем не менее необходимость обучения лингвокультурному компоненту языковой личности назрела и является актуальной. В качестве одного из возможных подходов в рамках культуроловедчески-ориентированных подходов в современной лингводидактике автором статьи предлагается подход, связанный с обучением интерпретации художественного текста с опорой на аллюзивные имена на уроках английского языка в старшей школе в классах с углубленным изучением английского языка. Цель статьи состоит в теоретическом обобщении научной литературы по вопросу особенностей и целей формирования вторичной языковой личности, способов формирования вторичной языковой личности на основе интерпретирующей деятельности при изучении художественного текста, содержащего аллюзивные имена, и обосновании возможности, закономерности и целесообразности использования предлагаемого подхода. Ведущими методами в исследовании проблемы являются теория вторичной языковой личности, деятельностный подход, а также коммуникативный подход, принятый в современной лингводидактике. Автор статьи приходит к выводу о возможности и перспективности внедрения в процесс обучения иностранному языку в старших классах с углубленным изучением иностранного языка методического подхода, основанного на интерпретации художественного теста с использованием аллюзивных имен с целью формирования гармонично развитой вторичной языковой личности, способной полноценно и успешно участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке. Обучение интерпретации художественного текста имеет классический алгоритм работы с текстом, включающий дотекстовые, текстовые и послетекстовые задания. Затем, при работе над аллюзивными именами, следует использовать комментарий, различные языковые упражнения поискового характера на заполнение табличных данных энциклопедической информацией, соотносимой с аллюзивными именами, а также интерактивные упражнения деятельностной направленности в виде ролевых игр, игр типа «Аукцион», обучение по «станциям». На заключительных этапах рекомендуется использование поисково-эвристических методов, таких как метод проектов (групповой и индивидуальный), составление маршрута движения героев в произведении, ведение блога от лица героя, коммуникативные задания в виде ситуативных диалогов на материале изученного текста.
Апанасюк Л. А., Артемьева Ю. В. Оценка эффективности стратегии университета в рамках цифрового дистанционного обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 117–127. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231086.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Предпосылки исследования: качественные и количественные изменения, происходящие на современном этапе развития системы высшего образования России, привели к смещению акцентов в конкурентной борьбе между высшими учебными заведениями и предлагаемым ими образовательным продуктом: университеты повышают качество реализации образовательных программ за счет продвижения новых или более конкурентоспособных продуктов во все более жесткой борьбе за абитуриентов. Цель статьи – отразить результаты проведения масштабного мониторинга качества реализации образовательных программ высшего учебного заведения. Гипотеза исследования: авторы предполагают, что для повышения качества реализации образовательных программ университета необходим анализ существующей стратегии в рамках цифрового дистанционного обучения как одного из наиболее востребованных в современных условиях и набирающего все большую популярность. В качестве метода исследования был выбран социологический опрос (анкетирование), респондентами которого выступили 250 обучающихся и преподавателей Российского государственного социального университета. В исследовании было выявлено, что полностью переходить на цифровое дистанционное обучение подавляющее число опрошенных отказалось – порядка 87%. Однако студенты бакалавриата и магистранты заочного отделения выступили за использование в учебном процессе цифрового дистанционного обучения – 80% и 75% соответственно. Одновременно с этим низкое качество обучающих программ, используемых в цифровом дистанционном обучении, и отсутствие в них индивидуальной адаптации учебных материалов к требованиям и возможностям обучающегося требует внесения интерактивности в материалы и грамотного наполнения программ обучения, что является одним из показателей, влияющих на выбор учебного заведения потенциальными потребителями образовательных услуг. Авторы пришли к выводу, что необходима организация обучения преподавателей для повышения их профессионального уровня с целью соответствия вызовам современности в виде цифровых технологий. Также необходима организация контроля за применением цифровых технологий в обучении. Результаты исследования могут быть использованы для повышения качества реализации образовательных программ университета.
Матвеев В. В., Ефименко И. С., Грибков Д. Н. Возможности сервиса геймификации AhaSlides для развития эмоционального интеллекта участников библиотечно-информационного взаимодействия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 128–146. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231087.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Эффективность библиотеки как социокультурного института зависит не только от профессионализма, но и от эмоциональных способностей ее сотрудников (их коммуникабельности, реагирования на непредвиденные ситуации, умений «считывать» потребности, ожидания и интересы окружающих), навыков применения цифровых технологий в библиотечной коллаборации. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности применения игровых приложений в контексте формирования эмоционально комфортной библиотечной среды. Цель исследования – изучить возможности сервиса геймификации AhaSlides для развития эмоционального интеллекта участников библиотечно-информационного взаимодействия. Методология основывается на выявлении возможностей библиотечной коллаборации и цифровых технологий для развития эмоционального интеллекта личности; на уточнении вариантов и форм применения сервисов геймификации в работе библиотек. Научная новизна: обосновывается потенциал применения игровых приложений для формирования умений и навыков, составляющих основу эмоционального интеллекта (эмоциональной осведомленности, управления своими эмоциями, самомотивации, эмпатии). Теоретическая значимость: выявлены факторы, влияющие на качество применения средств геймификации для развития эмоционального интеллекта участников информационно-библиотечного взаимодействия. В опытно-экспериментальной работе задействованы студенты Орловского государственного института культуры, сотрудники и пользователи Централизованной библиотечной системы города. AhaSlides – средство геймификации взаимодействия сотрудников, читателей, посетителей и партнеров библиотек. На этапе диагностики и оценки сформированности эмоционального интеллекта применен тест Н. Холла. В качестве метода статистической обработки использован критерий χ2 (хи-квадрат) Пирсона. В результатах представлен методический подход, отражающий описание программы занятий для подготовки специалистов, идеи и принципы включения цифровых сервисов геймификации в проектирование среды библиотечно-информационной коллаборации для развития эмоционального интеллекта ее участников. Определены перспективы геймификации библиотечного пространства: вовлечение новых пользователей, применение нейросетей, поддержка профориентации и т. п. Полученные результаты могут быть использованы при подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы, в работе библиотек и других центров культурно-просветительского характера.
Чернявская В. С., Екинцев В. И., Свириденко Е. И. Педагогическая интенциональность как компонент направленности современного учителя: теория и метод // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 147–162. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231088.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Проблемы качества профессиональной деятельности учителя – это проблемы будущего общества. Постоянные изменения в обществе накладывают негативный отпечаток на деятельность педагога, увеличивают нагрузку. Лимит сил и возможностей учителя нивелирует ценности деятельности и активности учеников. Снижаются способности к дифференцированию значимых и незначимых направлений деятельности. Педагогическая направленность, которую активно исследовали в течение десятков лет, остается важным личностно-профессиональным качеством учителя, интегрирующим разные стороны его деятельности и обеспечивающим образовательные результаты. Современная ситуация требует выделения теоретических оснований для реализации наиболее важной части педагогической направленности, которая остается категорией с широким диапазоном понимания и недостаточно ресурсным способом диагностики. Цель статьи – обоснование феномена педагогической интенциональности как компонента педагогической направленности, представление диагностического потенциала и результатов исследования. Ведущие подходы исследования – феноменологический, гуманистический, личностно-деятельностный, культурно-исторический и теоретические подходы к исследованию способностей учителя. Ведущий метод эмпирической части исследования – интент-анализ, он позволяет выделить в тексте содержание, которое отражает мотивационную сторону текста, стоящие за речью интенции автора. Результаты работы: в ходе теоретического обзора отечественных и зарубежных исследований показана сущность и роль педагогической интенциональности в деятельности учителя как ключевого компонента педагогической направленности, которая, в свою очередь, является интегративной личностно-профессиональной характеристикой учителя, предопределяющей образовательные результаты. Обоснован и представлен метод исследования педагогической интенциональности учителя. Показаны результаты исследования педагогической интенциональности на выборке из 128 учителей. Выявлено, что лишь меньшая часть из них показала наличие педагогической интенциональности. Теоретическая значимость статьи состоит в разработке нового понятийного и диагностического аппарата педагогической интенциональности. Практическая значимость – в подробном и воспроизводимом методе исследования и диагностики педагогической интенциональности учителя.
Шакирова О. В. Опыт реализации технологии подготовки будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся основной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 163–176. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231089.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Использование педагогических технологий, предполагающих повышение качества обучения, получает все более широкое распространение в практике подготовки будущих педагогов в системе высшего образования. В статье обобщен опыт разработки и применения одной из таких технологий, связанной с подготовкой будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся основной школы. Цель статьи – представить описание и продемонстрировать преимущества технологии подготовки будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся основной школы. Теоретический анализ проблемы дополнен эмпирическим исследованием с применением диагностических методик: комплексной авторской методики (опросники по мотивационно-ценностному, деятельностному, рефлексивно-оценочному компонентам, тест по когнитивному компоненту); методики К. Замфир в модификации А. Реана «Изучение мотивации профессиональной деятельности»; методики «Педагогические ситуации» Р. С. Немова; методики «Определение уровня сформированности педагогической рефлексии» О. В. Калашниковой. Результатом исследования является разработка и апробация технологии подготовки будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся основной школы. Использование предложенной технологии позволяет более эффективно осуществлять подготовку будущих педагогов, что подтверждается выводами проведенной опытно-экспериментальной работы: показатели в экспериментальной группе значительно улучшились в сравнении с результатами контрольной группы. Приведены доказательства эффективности использования технологии подготовки будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся основной школы. Теоретическая значимость состоит в том, что уточнено определение технологии подготовки будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся основной школы, представлена педагогическая технология ее формирования в процессе подготовки будущих педагогов в условиях вуза. Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования внедрены в практику подготовки будущих педагогов. Концептуальная основа представленной педагогической технологии подготовки будущих педагогов к управлению проектной деятельностью учащихся основной школы может использоваться в процессе обучения педагогов в системе профессионального образования.
Пуйлова М. А., Терских И. А., Налесная С. Л. Взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов учебно-познавательной деятельности обучающихся начальных классов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 177–191. – URL: http://e-koncept.ru/2023/231090.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность проблемы исследования взаимосвязи эмоционального и интеллектуального компонентов учебно-познавательной деятельности обучающихся начальных классов обусловлена тем, что в настоящее время в начальном образовании преимущественное внимание уделяется мыслительным процессам в познавательной деятельности обучающихся. Увеличение объема информации, которую необходимо усвоить в современных условиях, обострило и усилило ценность интеллектуальных способностей человека. Это привело к известной недооценке роли эмоций, сужению познавательной деятельности ученика до рациональных форм ознакомления с учебным материалом. Кроме того, пока не разработана единая теория учебного познания, где взаимосвязь эмоций и интеллекта была бы одной из приоритетных. В статье рассматриваются роль и место эмоционального и интеллектуального компонентов учебно-познавательной деятельности обучающихся начальных классов, структура эмоционального компонента и его влияние на интеллектуальное развитие младшего школьника. Интеллектуальный компонент включает в себя передачу знаний, умений и навыков, развитие мышления; эмоциональное развитие учащихся требует продуманного и целенаправленного руководства эмоциями со стороны учителя. В процессе обучения эти компоненты выступают в неразрывном единстве. Однако целый ряд приемов воздействия педагога начальной школы на эмоциональную и интеллектуальную сферы обучающихся еще недостаточно вычленен в педагогической теории и недостаточно используется в массовой школе. Несмотря на то что роль и место эмоционального и интеллектуального компонентов учебно-познавательной деятельности младшего школьника рассматривались в трудах многих известных педагогов и психологов, пока не удалось создать стройной, четкой теории учебного познания, где взаимосвязь эмоций и интеллекта была бы одной из приоритетных. В связи с этим поиск авторов был направлен на изыскание путей одновременного воздействия на интеллект и эмоции учащихся с целью повышения качества учебно-познавательной деятельности младшего школьника и определения педагогических условий их реализации. Авторами определены и опытным путем проверены психолого-педагогические условия, обеспечивающие взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов учебно-познавательной деятельности младших школьников, позволяющие достичь высоких результатов обучения.
Психология
Сафронова Е. А. Особенности виктимного поведения и жизнестойкости студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 192–199. – URL: http://e-koncept.ru/2023/232011.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире проблема жизнестойкости, а также виктимного поведения стоит особенно остро как на уровне государственной политики, так и на уровне отдельных групп, отдельной личности. Изучение данного вопроса обусловлено процессом личностного становления в юношеском возрасте, а также необходимостью организации профориентационной работы и оказания психолого-педагогической помощи в процессе получения высшего образования. Цель статьи – показать результаты эмпирического исследования особенностей виктимного поведения и жизнестойкости студентов. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного проблеме виктимного поведения и жизнестойкости студентов, проведенного на выборке из 268 респондентов. Теоретически рассмотрены онтогенетические, типологические особенности, а также факторы и условия возникновения виктимного поведения, описана модель жизнестойкости. В результате исследования было установлено, что в студенческой среде преобладает очень низкая ролевая виктимность (76%) и высокий уровень жизнестойкости (72%). В выборках юношей и девушек наблюдаются статистически значимые различия по средним значениям социальной роли жертвы (t = 2,9, p ≤ 0,01), позиции жертвы (t = 2,0, p ≤ 0,05), интегральному показателю виктимного поведения (t = 2,3, p ≤ 0,05) и общей жизнестойкости (t = 3,4, p ≤ 0,01). В результате исследования было выявлено, что жизнестойкость и ролевое виктимное поведение связаны.
Экономика
Радыгина Е. Г. Содержание и классификация корпоративных мероприятий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 200–208. – URL: http://e-koncept.ru/2023/233005.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Корпоративные мероприятия являются важным инструментом управления кадрами, который может помочь компании достичь своих стратегических целей и повысить эффективность работы сотрудников. Цель статьи – выделение оснований классификации и группирование на их основе типов корпоративных мероприятий. Результаты исследования позволили выявить типы корпоративных мероприятий и объединить их в группы по нескольким основаниям: содержанию, регулярности, длительности проведения, типам мероприятий, формату и целям проведения. Выделение типов корпоративных мероприятий и их классификация позволяют использовать различные корпоративные мероприятия в достижении стратегических целей организации с большей эффективностью.
Таскин Ф. А. Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 209–222. – URL: http://e-koncept.ru/2023/233006.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Анализ системы индикаторов устойчивого развития федеральных земель Германии является актуальной задачей, поскольку позволяет оценить степень разработанности концепции устойчивого развития и системы индикаторов устойчивости на региональном уровне, определить вклад каждой федеральной земли в достижение национальных индикаторов Германии и, как следствие, целей устойчивого развития ООН. Целью исследования является сравнение системы индикаторов устойчивого развития Германии на федеральном и региональном уровнях. В ходе работы проведен анализ универсальной системы индикаторов LiKi федеральных земель Германии; представлен состав тематических полей и субиндикаторов земель; сопоставлены субиндикаторы земель и индикаторы устойчивого развития Германии; оценен вклад федеральных земель в достижение целей устойчивого развития Германии.
Ральникова Е. Л. Типология форм государственной поддержки развития малого предпринимательства в сфере розничной торговли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2023. – № 9 (сентябрь). – С. 223–234. – URL: http://e-koncept.ru/2023/233007.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена низкой эффективностью государственной поддержки малого предпринимательства в розничной торговле в городах, что негативно отражается на уровне и качестве обслуживания населения. Целью исследования является анализ и систематизация форм государственной поддержки малого бизнеса в сфере розничной торговли. Автором разработана типология форм государственной поддержки малого предпринимательства в розничной торговле на основе морфологической матрицы. Выявлены недостатки, и предложены рекомендации по совершенствованию форм государственной поддержки малого розничного бизнеса на муниципальном уровне.