№ 08 (август)
Статей: 13
Читателей: 4431
Педагогика
Терехова Е. С., Пучкова Н. Н., Новикова Л. В. Анализ востребованности использования нейросетей для решения учебных задач // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 1–17. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241123.htm
ART 241123
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11123
Просмотров: 460
Современное образование находится в ключевой исторической точке, где технологические инновации стали неотъемлемой частью учебного процесса и имеют значительное влияние на его структуру и организацию. Особое внимание уделяется использованию технологий искусственного интеллекта, которые открывают новые возможности для оптимизации обучения. Данная статья посвящена анализу востребованности использования инструментов, основанных на работе генеративно-состязательных сетей, в учебном процессе студентами Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Исследование проведено с целью проанализировать уровень востребованности нейросетевых инструментов у студентов и оценить возможность их использования для решения конкретных учебных задач. Для достижения описанной цели были использованы разнообразные методы, включая анализ отечественных и зарубежных научных источников по теме, опрос среди студентов, а также сравнительный анализ результатов опроса и результатов аналогичных исследований. Результаты опроса показали, что студенты высоко оценивают потенциал нейронных сетей, активно используют данные технологии для решения учебных и творческих задач и продолжат их применять в профессиональной деятельности. К сожалению, обучающиеся не в полной мере способны осознать опасность увлечения сгенерированным контентом. Признавая необходимость использования возможностей искусственного интеллекта, считаем важным не только обучать студентов практическим навыкам работы с нейронными сетями, но и уделять внимание развитию критического мышления. Теоретическая значимость данной статьи заключается в расширении знаний о возможностях применения нейронных сетей в художественном образовании, а также в выявлении факторов, влияющих на эффективность их использования. Новизна исследования заключается в фокусе на применении нейросетей в области изобразительного искусства и дизайна. Результаты проведенного анализа выявили специфические проблемы и преимущества использования искусственного интеллекта в указанных областях. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы как для оптимизации образовательной программы Института культуры и искусств, так и для развития стратегий по внедрению современных технологий в образовательный процесс в сфере художественного образования.
Ключевые слова:
высшее образование, художественное образование, нейронные сети, искусственный интеллект
Алференко Д. А. Человекосообразный подход как теоретико-методологическая установка для развития человеческого капитала студента колледжа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 18–34. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241124.htm
ART 241124
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11124
Просмотров: 361
Современная детерминация среднего профессионального образования как сферы развития человеческого капитала предполагает использование адекватных ей теоретико-методологических установок. В связи с этим научный интерес представляет человекосообразный подход, синтезирующим ядром которого выступает целостный разносторонний человек во множестве своих ипостасей (индивида, субъекта, личности, универсума) в современной жизнедеятельности. Целью исследования является научное осмысление, интерпретация и апробация этого человекосообразного подхода как теоретико-методологической установки для развития человеческого капитала студента колледжа. Оно проводилось с использованием методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, наблюдения, опроса, экспертной оценки, диагностики, статистики. В результате: установлено состояние осмысляемой проблематики в современной образовательной практике и степень ее научной разработанности; определена методологическая и опытно-исследовательская база; раскрыта и интерпретирована сущность человекосообразного подхода как теоретико-методологической установки для развития человеческого капитала студента колледжа; сформулированы рекомендации по его использованию. Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые человекосообразный подход стал предметом научного осмысления и интерпретации в контексте развития человеческого капитала студента колледжа; выявлены его ведущие идеи, принципы, средства, обобщенный образ результативности и форматы диагностики в данном контексте. Теоретическая значимость результатов исследования представляет собой вклад в теорию среднего профессионального образования знаний об этом подходе как наиболее адекватной теоретико-методологической установки для развития человеческого капитала студента колледжа в современных реалиях. А практическая значимость заключается в возможности использования в проектировании инновационных социально-педагогических систем и технологий развития человеческого капитала студента колледжа для модуляции на их основе отечественной системы среднего профессионального образования как сферы развития человеческого капитала и модернизации образовательных программ соответствующей переподготовки профессионально-педагогических кадров и наставников.
Корсенюк А. И. Структурно-содержательная характеристика экранной культуры будущих педагогов: результаты теоретико-эмпирического исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 35–51. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241125.htm
ART 241125
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11125
Просмотров: 296
Вопросы формирования экранной культуры студентов – будущих педагогов становятся все более актуальными в настоящее время, поскольку будущие педагоги должны быть готовы к применению новых методов и инструментов в своей работе. Кроме того, они должны уметь эффективно искать, анализировать и использовать информацию, которую человек в основном получает при помощи органов зрения. Также немаловажным является тот аспект, что будущие педагоги должны осознавать ответственность за контент, который они создают и с которым организуют деятельность обучающихся на экранах, а также за то, как он может повлиять на обучающихся. Цель исследования заключается в установлении компонентов, составляющих структуру экранной культуры студентов – будущих педагогов, и определении степени значимости этих компонентов. Исследование базируется на следующих подходах, составляющих его методологическую основу: культурологический, коммуникативный, компетентностный. К методам исследования относятся анализ, обобщение, синтез, анкетирование, метод экспертных оценок, метод факторного анализа. В статье авторами было установлено, что структуру экранной культуры студентов ‒ будущих педагогов составляют аксиологический, личностный, мотивационный, нормативный, операционно-деятельностный, эстетический и этический компоненты. При этом наиболее значимыми являются мотивационный и нормативный компоненты, которые могут быть объединены в группу институциональных факторов. Следующей по значимости является группа утилитарных факторов, к которым относятся аксиологический и операционно-деятельностный компоненты. Оставшиеся компоненты (личностный, эстетический, этический) также входят в структуру экранной культуры, но большого «веса» не имеют. Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении структурно-содержательной характеристики экранной культуры студентов педагогического направления подготовки и определении значимости каждого компонента в общей структуре экранной культуры, что позволяет использовать полученные знания в дальнейших исследованиях, связанных с расширением и формированием теоретического аппарата рассматриваемого феномена. Возможность использования полученных результатов в формировании экранной культуры путем разработки соответствующих педагогических моделей и методик, учитывающих структурно-содержательную характеристику экранной культуры, образует практическую значимость нашего исследования.
Браженец К. С. Метод конструирования в преподавании русского языка как иностранного для развития коммуникативной компетенции студентов в высшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 52–66. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241126.htm
ART 241126
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11126
Просмотров: 355
В условиях действующего Федерального государственного образовательного стандарта российского высшего образования идет процесс исследования проблемы развития коммуникативной компетенции иностранных студентов в области русского языка как иностранного. Автор представляет педагогические условия и учебно-методическое обеспечение, направленные на развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с результатами обучения русскому языку как иностранному. Иностранные студенты неязыковых специальностей используют русский язык как иностранный для самообразования в процессе обучения в высшей школе и намерены в будущем применять его в работе. Готовность к этому процессу становится ключом к их конкурентоспособности на российском рынке труда. Актуальность проблемы использования метода конструирования при преподавании русского языка как иностранного для развития коммуникативной компетенции студентов обусловлена несколькими факторами. Во-первых, общество стремится к использованию инновационных и интерактивных методов обучения, которые позволяют иностранным студентам активно взаимодействовать и выражать свои мысли на русском языке. Во-вторых, метод конструирования является эффективным инструментом развития речевых навыков, когда студенты вынуждены использовать различные грамматические структуры и лексические единицы для описания своей профессиональной деятельности. В-третьих, предлагаемая методика способствует развитию воображения и творческого мышления студентов, так как они должны придумать и построить свои модели общения, используя знания по русскому языку. Наконец, конструирование является доступным и незатратным способом обучения, который может быть использован как в аудиториях, так и во внеаудиторное время. Цель статьи – исследование метода конструирования в преподавании русского языка как иностранного для развития коммуникативной компетенции студентов в высшей школе. Основная идея метода заключается в использовании речевых моделей для создания коммуникативных ситуаций, которые помогают иностранным студентам развивать свои навыки говорения. Основные результаты исследования показали, что этот метод позволяет студентам более активно включаться в учебный процесс, развивать свою творческую и познавательную активность. При создании различных ситуативных моделей при овладении русским языком как иностранным студенты расширяют свой словарный запас, учатся использовать новые слова и конструкции в контексте целостной речи, что эффективно влияет на их говорение и понимание языка. Это помогает развивать навыки межличностного общения, улучшать практику говорения на русском языке. Таким образом, метод конструирования в преподавании русского языка как иностранного является эффективным средством для развития коммуникативной компетенции студентов в высшей школе. Он позволяет активизировать учебный процесс, развивать творческую активность, расширять словарный запас и развивать навыки общения.
Яшкова А. Н. Мотивация достижения младших школьников как фактор их успешности в учебной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 67–80. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241127.htm
ART 241127
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11127
Просмотров: 433
Современная начальная школа создает много условий для развития целенаправленной и продуктивной личности обучающегося, где важную роль играет формирование мотивации достижения, позволяющей этой личности ориентироваться на успех и на получение положительного результата в учебной деятельности. Владея информацией о мотивационных тенденциях младшего школьника, педагоги получают возможность управлять его продуктивностью в учебной деятельности и прогнозировать трудности обучения, где одним из показателей является успеваемость. Целью исследования стало изучение мотивации достижения младших школьников при разной академической успеваемости, в рамках чего успеваемость рассматривается как количественный результат учебной деятельности, а мотивация достижения – как источник активности ребенка, направляющий его на получение успеха в этой деятельности. В качестве методов исследования взяты: опрос с помощью теста «Решетка мотивации достижения», или МД-решетка Х. Д. Шмальта, адаптированного Н. В. Афанасьевой, сравнительный анализ и математический метод вторичной обработки эмпирических данных − статистический F-критерий Фишера. Изучение мотивации достижения обучающихся начальной школы было построено в рамках пилотного исследования на выборке из 92 человек младшего школьного возраста. В итоге удалось увидеть наличие мотивации достижения у большинства младших школьников на среднем уровне развития, где приоритетными для них являются успехи и неудачи именно в учебной деятельности. У обучающихся начальной школы, имеющих успеваемость на «хорошо» и «отлично», выявляется мотивационная тенденция «достижения на успех» на среднем уровне, а у младших школьников с более низкой успеваемостью – тенденция «избегания неудачи» на низком уровне ее выражения. Теоретическая значимость работы видится в рассмотрении проявления мотивации достижения как источника успешности обучающегося в учебной деятельности, где мотивационные тенденции даются в сравнительном анализе при разной их успеваемости в учебной деятельности, а также с учетом возрастных особенностей младших школьников. Практическая значимость заключается в том, что описанные результаты эмпирического исследования могут быть полезны педагогам начального общего образования для профилактики нарушений развития мотивационной сферы обучающихся начальной школы и для мониторинга причин неуспешности младшего школьника в учебной деятельности.
Матвеев В. В., Грибков Д. Н. Особенности развития коммуникативной толерантности менеджеров социально-культурной деятельности при разработке мобильных приложений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 81–98. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241128.htm
ART 241128
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11128
Просмотров: 310
Модернизация высшего образования открывает перспективы использования мобильных технологий для повышения качества обучения специалистов в области социально-культурной деятельности. Кроме того, приоритетными задачами программ подготовки являются: наполнение содержания учебных дисциплин когнитивным компонентом культуры межнационального общения, формирование коммуникативной и цифровой компетентностей. Авторами исследуется проблема обоснования эффективности применения мобильных технологий в обучении специалистов сферы социально-культурной деятельности. Цель исследования – изучить особенности организации практической деятельности менеджеров социально-культурной деятельности при разработке мобильных приложений для формирования их коммуникативной толерантности. Научная новизна: обосновывается потенциал мобильных приложений с социально-культурным контентом для подготовки востребованных специалистов цифрового общества. Теоретическая значимость: выявленные возможности и особенности информационного взаимодействия при проектировании мобильных приложений уточняются применительно к подготовке менеджеров социально-культурной деятельности для формирования их коммуникативной толерантности. Создание мобильных приложений реализовано на занятиях по дисциплине «Инновационный опыт профессиональной деятельности в сфере культуры». Для разработки мобильных приложений специалисты используют инструменты среды MIT App Inventor. Для оценки сформированности коммуникативной толерантности применяется тест В. В. Бойко. Задействовано 82 бакалавра Орловского государственного института культуры. Направление подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность, профиль – «Менеджмент социально-культурной деятельности». При статистической обработке данных использован критерий 2-Пирсона. Авторами описана система работы по применению мобильных приложений социально-культурного назначения для содействия толерантности и мультиязычному взаимодействию; формирования уважения к культурным особенностям других людей; развития эмоционального интеллекта. Особенность предлагаемого информационного взаимодействия – адаптация контента мобильного приложения под специфику направления подготовки. В заключении сформулированы особенности работы, которые обеспечивают дополнительные условия для развития коммуникативной толерантности: добровольный характер общения всех участников информационного взаимодействия; применение информационных технологий для поддержки диалога в рамках профессионального общения; наличие обратной связи через инструменты и компоненты среды разработки. Полученные результаты могут быть использованы для модернизации программ подготовки менеджеров социально-культурной деятельности, курсов повышения квалификации, содержания вебинаров по разработке мобильных приложений.
Кузьмина А. П., Кюрегян А. Л., Перцевая Е. А. Особенности обучения иностранным языкам в рамках программы вуза с точки зрения билингвизма и создание максимально комфортной образовательной среды для обучения студентов-билингвов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 99–113. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241129.htm
ART 241129
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11129
Просмотров: 282
На сегодняшний день в образовательной среде российских вузов востребовано обучение студентов не только из России, но и из других стран. В связи с этим перед преподавателями стоит ряд новых и важных задач при организации учебного процесса с учетом потребностей и психологических и культурных особенностей студентов-иностранцев. На сегодняшний день данная проблема чрезвычайно актуальна, поскольку в процессе интеграции и взаимодействия культур появляется все больше людей, владеющих двумя языками и имеющих право называться билингвами. Цель данного исследования – анализ и классификация такого явления, как билингвизм, подробное изучение билингвизма как фактора, влияющего на образовательный процесс, особенно на изучение иностранных языков. Для реализации данного исследования использовались следующие методы: теоретические – анализ и обобщение научных трудов и литературы по рассматриваемой проблеме; эмпирические – наблюдение, опрос (анкетирование), педагогический эксперимент; математические – статистическая обработка результатов исследования. Руководствуясь данными проведенного социологического опроса студентов из разных стран и регионов России, в статье авторы подробно анализируют и изучают понятие «билингвизм», дают развернутую классификацию его разновидностей. Приводят факторы, способствующие появлению билингвов в сегодняшнем обществе, и объясняют важность изучения данного явления касательно современных тенденций в образовании, рассматривая категории студентов-билингвов и объясняя особенности обучения иностранным языкам всех этих категорий студентов на базе высших учебных заведений. Предлагается и конкретизируется термин «билингвальное сознание», который помогает обозначить личность, владеющую несколькими языками. Практическая значимость работы заключается в выявлении ряда проблем, с которыми сталкиваются билингвы в получении высшего образования вообще и в обучении иностранным языкам в частности, как и преимуществ, которые они могут иметь в обучении, и, соответственно, характеризуется наиболее благоприятная для двуязычных студентов образовательная среда высшего учебного заведения, объясняется необходимость ее формирования в современном образовательном учреждении. В исследовании впервые проводится комплексное исследование понятия «билингвизм» с точки зрения теоретического объяснения концепта и практического понимания, полученного посредством опроса студентов-билингвов.
Макарова В. В., Сергеева М. Г. Сторителлинг как технология формирования компетентности социального взаимодействия будущих менеджеров // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 114–124. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241130.htm
ART 241130
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11130
Просмотров: 316
Современные технологии обучения требуют новых навыков от преподавателей, которые они будут способны реализовать в своей профессиональной деятельности. Требования общества, государства и рынка труда регулярно меняются. Однако существуют традиционные методы обучения, которые приобретают новые формы и модификации. Повествование – это традиционная форма обучения, которой владеют преподаватели, учителя, наставники. Через повествование люди всегда передавали свои знания и опыт. Традиционные лекции по-прежнему не теряют своей актуальности, но чаще всего они не способствуют появлению мотивации к обучению студентов. В связи с этим появляется новая форма повествования – сторителлинг, благодаря которой процесс передачи знаний становится наиболее интересным и увлекающим. Рассказывание истории в любом случае подразумевает обратную связь, которая может выражаться в вербальных и невербальных сигналах, а также в форме рефлексии, а обратная связь, в свою очередь, приводит к развитию социального взаимодействия. Целью данной статьи является изучение литературы отечественных и зарубежных авторов, рассматривающих аспекты сторителлинга в образовании, а также определение уровня осведомленности будущих менеджеров о технологии сторителлинга, анализ готовности студентов к использованию сторителлинга в образовательном процессе. В проведенном исследовании применялись теоретические и эмпирические методы, такие как анкетирование и наблюдение. Основными результатами исследования являются полученные данные анкетирования, подтверждающие, что технология сторителлинга интересна студентам как образовательный метод, а также как метод взаимодействия в управленческой деятельности. В связи с этим сделан вывод о том, что данную технологию необходимо внедрять в учебный процесс высшего образования при подготовке будущих управленцев. Теоретическая значимость исследования заключается в анализе литературы отечественных и зарубежных авторов, изучающих аспекты сторителлинга в образовании. Практическая значимость исследования представлена определением уровня осведомленности будущих менеджеров о технологии сторителлинга, а также анализом готовности студентов к использованию сторителлинга в образовательном процессе.
Капустина Л. В., Баканова И. Г., Кошарская Е. В. Гибкие навыки в IT-образовании глазами современных работодателей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 125–138. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241131.htm
ART 241131
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11131
Просмотров: 338
Актуальность данной темы исследования обусловлена тем фактом, что сегодня большинство учебных планов, предлагаемых в высших учебных заведениях, направлены на развитие жестких навыков у будущих специалистов, отодвигая на второй план формирование гибких навыков в процессе обучения. Если в курсе дисциплин и встречаются отдельные предметы на развитие гибких навыков, то планируются они, как правило, без учета современных запросов работодателей в этой области. Стоит отметить, что сформированные гибкие навыки имеют сегодня первостепенное значение в профессиональной сфере в целом и в IT-области в частности. Цель данного исследования – выявление актуального набора гибких навыков, которые предъявляются кандидатам на соискание должностей в IT-компаниях и делают соискателей конкурентоспособными на рынке труда. Данная работа основана на теоретическом обзоре и анализе отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования. В качестве эмпирического метода исследования было выбрано анкетирование. Научная новизна результатов, в отличие от результатов зарубежных и отечественных исследований по данной проблеме, представлена в следующих основных положениях: 1) технические знания не всегда способствуют профессиональному успеху в IT-сфере, который во многом зависит от того, насколько специалист умеет сотрудничать, слушать и взаимодействовать с другими для продвижения проекта или решения проблемы в команде; 2) гибкие навыки – это дополнительные ценности будущего IT-специалиста, но только при условии, что он осознаёт, какие конкретно гибкие навыки от него потребуются, и сумеет их открыть и развить; 3) университет способен стать подходящей базой для формирования актуального набора гибких навыков у выпускников. Теоретическая значимость исследования заключается в углублении знаний по проблеме формирования гибких навыков у студентов высших учебных заведений, способных улучшить их профессиональную траекторию. Практическая значимость исследования состоит в том, что авторы выявили и описали актуальный набор гибких навыков, основанный на результатах собеседований, проводимых в различных службах, связанных с процессом найма в российские IT-компании: любопытство и готовность учиться; навык межличностного общения; менталитет, ориентированный на клиента; сотрудничество; способность решать проблемы; адаптивность; расстановка приоритетов; наставничество. Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались всесторонним анализом отечественных и зарубежных научных источников по проблеме исследования с учетом основополагающих методологических принципов и использованием методов, соответствующих исследованию.
Позднякова Е. В. Концептуальные идеи формирования универсальных учебных действий учащихся 5–9 классов при обучении математике в деятельностно-цифровой образовательной среде // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 139–154. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241132.htm
ART 241132
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11132
Просмотров: 382
В современной парадигме школьного образования значимой становится сформированность у обучающихся универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих широкую ориентацию школьников как в различных предметных областях, так и в различных видах познавательной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, определяя метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, актуализирует задачу их формирования средствами предметных дисциплин (в том числе и математики). Несмотря на имеющийся большой пласт исследований, затрагивающих структурно-содержательный, процессуально-технологический и диагностический аспекты проблемы формирования универсальных учебных действий школьников в процессе математической подготовки, недостаточно изучена системная организация обучения математике для интегрированного формирования метапредметных и предметных умений, самоопределения и творческого развития всех категорий обучающихся основной школы; не реализованы в полной мере новые образовательные возможности для развития УУД, которые открываются на основе современных цифровых технологий. Целью статьи является представление основных идей концепции формирования ключевых УУД обучающихся 5–9-х классов в процессе математической подготовки в условиях цифровой трансформации образования. Для достижения поставленной цели был использован комплекс теоретических методов, а также такие методы эмпирического исследования, как педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта, применение специализированных компьютерных программ. Ведущими методологическими подходами при построении авторской концепции были выбраны системный (основа научного познания), системно-деятельностный (обеспечивает развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных способов деятельности средствами учебного предмета «Математика»), средовый (обеспечивает наличие предметной деятельностно-цифровой образовательной среды), информационный (обеспечивает возможность создания индивидуальных траекторий обучения, применения синхронных и асинхронных технологий и реализации моделей смешанного обучения математике). Ядро педагогической концепции представлено закономерностями и принципами формирования ключевых универсальных учебных действий. На основе определенных методологических подходов, закономерностей и принципов сформулированы ведущие положения концепции, которые являются основой для проектирования модели соответствующей методической системы.
Зиннатуллина Л. М. Особенности изучения английских фразовых глаголов при помощи цифровых ресурсов на этапе вузовского обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 155–170. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241133.htm
ART 241133
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11133
Просмотров: 332
Сегодня перед изучающими английский язык в официальных учебных заведениях ставится серьезная задача владения языком на уровне образованного носителя языка. Подобное требование влечет за собой необходимость осваивать новые, современные методики образования с учетом психофизиологических особенностей обучающихся всех возрастов. Кроме того, немаловажной составляющей обучения сегодня является мотивированность обучающихся, их вовлеченность в изучение языка, желание использовать и развивать их языковые навыки в дальнейшей профессиональной деятельности. Фразовые глаголы, являющиеся уникальной и важной составляющей английского языка, не присущи русскому языку, что уже вызывает сложности в их изучении. Кроме того, их принадлежность к классу фразеологии и идиоматики влечет за собой дополнительные трудности, связанные с пониманием их семантики, стилистики употребления. Изучение и употребление фразовых глаголов является необходимым условием для обучающегося, стремящегося вывести свой уровень владения языком на уровень носителя языка: их использование делает речь более емкой и вместе с тем экспрессивной, образной и выразительной. Целью данного исследования является анализ существующих методик обучения фразовым глаголам на занятиях по английскому языку и внедрение в существующие традиционные подходы современных цифровых ресурсов, использующих новые приложения, платформы, сервисы. Использование цифровых и компьютерных технологий в образовании сегодня не является новым, но остается остро актуальным и необходимым для успешности роли педагога в учебном процессе. В качестве исследовательского метода нами были использованы методы анализа педагогического опыта, наблюдения, а также анкетирования студентов в ходе экспериментального внедрения авторского курса по обучению фразовым глаголам у студентов I курса неязыковых специальностей. Студентам, разделенным на два потока: экспериментальный и контрольный, были даны дополнительные задания, после чего было проведено финальное тестирование по курсу. Позже им было предложено пройти опрос, позволивший нам оценить наш авторский курс глазами студентов. Результаты исследования вносят вклад в дальнейшее изучение использования цифровых ресурсов в качестве опоры преподавательской деятельности, могут быть использованы в качестве материалов в дальнейшей исследовательской работе.
Кошелева И. Н. Практические аспекты реализации педагогической эмпатии при обучении английскому языку в неязыковом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 171–186. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241134.htm
ART 241134
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11134
Просмотров: 287
Актуальность исследуемой проблемы продиктована условиями гуманизации в образовательной сфере на современном этапе развития общества. Профессиональная деятельность преподавателей иностранных языков выходит за пределы ключевых компетенций в области педагогики и лингвистики, во главу угла ставится комплексное развитие личности обучающихся и реализация их потенциала. Гуманистическая направленность образовательного процесса отражает тесное взаимодействие «преподаватель – обучающийся», предполагающее взаимное уважение и создание благоприятной среды обучения. Соответственно, одним из важных профессиональных качеств педагога, способствующих повышению эффективности учебного процесса, является эмпатия. Цель статьи заключается в комплексном описании концепта педагогической эмпатии, а также способов ее реализации при обучении английскому языку в неязыковом вузе. Исследование опирается на гуманистический подход к обучению иностранным языкам, предусматривающий формирование у обучающихся общечеловеческих ценностей, осознание потребностей других людей, а также чуткость к их эмоциям. Кроме этого работа выполнена в русле гипотезы аффективного фильтра С. Крашена, определяющей влияние аффективных факторов на эффективность усвоения материала. Также во внимание принимается теория социального конструктивизма, которая актуализирует социальную природу когнитивного развития. Изучение теоретических аспектов концепта эмпатии позволило выявить природу педагогической эмпатии и определить ее как один из компонентов социально-эмоциональной компетенции педагога. Так, эмпатия преподавателя определяется как комплексная структура, состоящая из когнитивной (основанной на наблюдении), аффективной (базирующейся на опыте) и действенной эмпатии (отражающейся в действиях). Теоретическая значимость исследования заключается в возможности расширения знаний в области изучения концепта эмпатии в преподавательской профессиональной деятельности, позволяющей глубже понять его сущность. Практическая значимость работы состоит в том, что некоторые представленные стратегии проявления педагогической эмпатии при обучении английскому языку в неязыковом вузе могут применяться в преподавании других дисциплин. Кроме того, описанные теоретические аспекты эмпатии могут составить основу как курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, так и программ с целью оптимизации обучения в контексте среднего и высшего образования с учетом разнообразных потребностей обучающихся.
Психология
Кузнецова М. Н., Хмелькова Е. В. Исследование особенностей словарного запаса у младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 08 (август). – С. 187–198. – URL: http://e-koncept.ru/2024/242014.htm
ART 242014
DOI 10.24412/2304-120X-2024-12014
Просмотров: 279
У младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития отмечается ограниченность словарного запаса, неточность употребления слов, а также большой разрыв между активным и пассивным словарем. Одной из важнейших задач коррекционной работы с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития является развитие словаря. В связи с этим была сформулирована цель настоящей статьи, которая заключается в проведении исследования по выявлению особенностей словаря данной категории школьников. Был проведен количественный и качественный анализ результатов диагностики. Описаны распространенность и симптоматика нарушений словаря у младших школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития.