№ 07 (июль)
Статей: 25
Читателей: 9291
Педагогика
Ланг П. П. Организация образовательного процесса в рамках подготовки специалистов в области права на современном этапе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 1–13. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241101.htm
ART 241101
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11101
Просмотров: 500
Актуальность выбранной темы исследования детерминирована следующими причинами. Во-первых, необходимость совершенствования образовательных процессов обусловлена постоянством преобразований, протекающих в общественной жизни, которые влекут за собой возникновение новых явлений, оказывающих воздействие на материю профессиональной деятельности человека, что в конечном счете определяет потребность в формировании соответствующих навыков и умений. Во-вторых, необходимость совершенствования методов и форм реализации образовательного процесса продиктована ее собственной значимостью для жизнедеятельности человека. Иными словами, развитие общества и государства фактически подталкивает к необходимости модернизации различных аспектов человеческого бытия, включая и процессы получения новых знаний. Основной целью настоящего исследования является комплексное изучение содержательной структуры образовательного процесса в части преподавания юридических дисциплин, фиксация основных проблем и разработка на основе теоретического материала и эмпирического опыта мер по их устранению. В статье проводится анализ положений современной педагогической и правовой доктрины по вопросам организации образовательного процесса в части преподавания юридических дисциплин в образовательных организациях и учреждениях высшего образования. Исследуются положения нормативно-правовых источников, регулирующих образовательную деятельность, рассматриваются авторские мнения и подходы по вопросам реализации образовательного процесса в части преподавания юридических дисциплин. Обозначены актуальные проблемы теоретического и прикладного характера, представлены пути их разрешения с учетом требований сегодняшнего дня. Полученные в ходе настоящего исследования результаты в качестве своего фундамента имеют накопленный теоретический материал и многолетний практический опыт автора. Теоретическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования в ходе дальнейших доктринальных разработок по вопросам организации образовательного процесса в части преподавания правовых дисциплин в образовательных организациях и учреждениях. Практическая значимость итогов исследовательской работы заключается в возможности их использования в ходе разработок учебно-методических комплектов по дисциплинам юридического профиля.
Бабина С. А., Вершинина Н. В., Винокурова Н. В. Моделирование процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников по русскому языку и чтению посредством развития интеллектуально-речевых умений // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 14–30. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241102.htm
ART 241102
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11102
Просмотров: 428
Профилактика ранней неуспеваемости является ведущим фактором повышения уровня освоения младшими школьниками содержательных элементов начальной ступени обучения, в значительной степени характеризующим качество образования в современной школе. Зарубежные и отечественные исследователи сходятся во мнении, что неуспеваемость возникает с самого начала школьного обучения. В связи с этим актуальным становится поиск эффективных мер профилактики учебной неуспеваемости. Для современной методики прямая зависимость успешности в обучении от уровня речевого развития обучаемого является бесспорным фактом. Именно это предопределяет необходимость организации ранней профилактики, в частности, в рамках речевого развития младших школьников. Авторы статьи приходят к выводу о том, что одним из факторов успешности или неуспешности обучаемых становится уровень развития интеллектуально-речевых умений как важнейшей составляющей их функциональной грамотности. Цель статьи заключается в моделировании процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений. Для достижения поставленной цели использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы; обобщение и интерпретация научных данных; статистическая обработка экспериментальных данных; метод педагогического проектирования. В статье проведен подробный теоретический анализ заявленной проблемы, представлена классификация интеллектуально-речевых умений, обоснованы компоненты (целевой, содержательный, технологический, результативный) модели процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников посредством развития интеллектуально-речевых умений. В рамках экспериментального исследования охарактеризованы образовательные результаты первоклассников, указаны основные причины возникновения ранней неуспеваемости, определен уровень сформированности интеллектуально-речевых умений обучаемых. Основные результаты исследования позволят обеспечить актуализацию всех структурных компонентов в части реализации предложенной методической модели с учетом специфики начального общего образования. Теоретическая значимость статьи – формулирование и описание основных направлений моделирования процесса организации ранней профилактики неуспеваемости первоклассников. Практическая значимость статьи определяется возможностью организации работы по профилактике неуспешности обучения в области речевого развития, основанной на систематической отработке интеллектуально-речевых умений первоклассников.
Пилюгина С. А., Сергеева М. Г. Концептуальные положения развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 31–43. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241103.htm
ART 241103
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11103
Просмотров: 426
Современное дополнительное профессиональное образование ставит задачи непрерывного образования учителей общеобразовательных организаций для систематического обновления их профессиональных компетенций, развития профессиональной субъектности учителя. Профессиональная субъектность учителя являет собой субъектность, которая реализуется в профессиональной области и позволяет учителю находить решения профессиональных противоречий, заниматься профессиональным саморазвитием, «снимать» профессиональные дефициты в обучении и самообучении. Для развития профессиональной субъектности учителя необходимы соответствующие условия, одним из которых является разработка и реализация концепции развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования. Цель данной статьи – рассмотрение и анализирование трудов современных исследователей, разбирающих сущность субъектности, профессиональной субъектности, ее специфику, общие характеристики, а также предъявление базовых оснований развития профессиональной субъектности учителя. Результатом статьи выступают основные положения концепции развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования, среди которых следующие: 1) разработка всякой концепции определяется ее востребованностью, общественными причинами, общественным запросом; 2) концепция развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования опирается на исследования феномена субъектности; 3) представляемая концепция развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования являет собой систему теоретико-методологических и методико-технологических знаний о развитии профессиональной субъектности учителя, которая способствует более полной профессиональной самореализации учителя. Теоретическая значимость исследования состоит в анализе современных литературных источников отечественных и зарубежных ученых по вопросам субъектности, профессиональной субъектности. Практическая значимость исследования ‒ в разработке основных положений концепции развития профессиональной субъектности учителя в системе дополнительного профессионального образования, которую можно применять в процессе организации повышения квалификации учителей.
Мамонтова Т. С., Батурин Н. Н., Брызгалов А. А. Приемы стимулирования мотивации учащихся к выбору будущей профессии в рамках профориентационной работы в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 44–58. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241104.htm
ART 241104
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11104
Просмотров: 434
Статья посвящена актуальной проблеме поиска эффективных приемов стимулирования мотивации учащихся к выбору будущей профессии в рамках профориентационной работы в школе. Цель проведенного исследования состояла в выявлении и систематизации таких приемов в соответствии с основными направлениями совершенствования профессионального самоопределения школьников. В ходе проделанной работы использовались теоретические методы исследования: анализ подходов к определению основных понятий рассматриваемой проблемы, анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме профориентации школьников, обобщение собственного опыта организации предпрофильной и профильной подготовки учащихся старших классов к выбору будущей профессии и систематизация выявленных приемов. Анализ понятия «профориентационная работа в школе» носил системный характер, поскольку данный феномен исследовался именно как совокупность направлений совершенствования профессионального самоопределения школьников, образующих систему современной профориентационной работы в образовательном учреждении. Основным результатом статьи стала систематизация приемов стимулирования мотивации старшеклассников к выбору будущей профессии в рамках профессиональной работы в школе. К этапам профориентационной работы были отнесены: а) начальный этап предпрофильной подготовки (начальная профессиональная ориентация); б) основной этап профессионального самоопределения; в) этап профильной подготовки (обучение по профилю с предметно-ориентированными и профессиональными пробами); г) этап психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников. Теоретическая значимость исследования заключается в представлении профориентационной работы в школе как специально организованного процесса, основанного на использовании приемов стимулирования мотивации учащихся к осознанному и уверенному выбору будущей профессии. Полученные авторами статьи результаты могут быть положены в основу внутришкольной систематической профориентационной работы с любыми категориями учащихся.
Декина Е. В., Шалагинова К. С. Психолого-педагогическое сопровождение развития общения у подростков группы риска // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 59–71. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241105.htm
ART 241105
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11105
Просмотров: 365
Актуальность исследуемой проблемы связана с изучением особенностей психолого-педагогического сопровождения развития общения у подростков группы риска. Общение ребенка со взрослыми и сверстниками является важным условием формирования психических способностей и личностных качеств подростка. У подростков, испытывающих трудности в общении, возникают проблемы в учебе, в обмене информацией, искажаются межличностные взаимоотношения. Цели исследования: провести анализ особенностей развития общения у подростков группы риска, выявить содержание и формы развития общения, разработать программу психолого-педагогического сопровождения развития общения у подростков группы риска. Теоретико-методологическую основу работы составили труды ученых в области общения, педагогической и возрастной психологии, психологии девиантного поведения. Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации); эмпирические (тестирование, педагогический эксперимент); методы количественного и качественного анализа. В исследовании приняли участие 20 подростков группы риска. Диагностическая программа включала шесть методик. Новизна публикации связана с разработкой системы психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие общения у подростков данной категории. Эти мероприятия носят коллективный характер и способствуют преодолению трудностей в освоении ведущего вида деятельности. Использовались диалоговые, игровые, тренинговые технологии, индивидуальные и групповые формы работы, направленные на выстраивание коммуникации со сверстниками, достижение взаимопонимания и т. д. Проведенное исследование показало, что психолого-педагогическое сопровождение развития общения у подростков группы риска будет более эффективным при учете их психологических особенностей, опоре на позитивную мотивацию учащихся к приобретению навыков общения, проведении мероприятий по профилактике трудностей в общении и взаимодействии, девиантного поведения. Мероприятия программы предусматривали работу с подростками и их родителями, могут быть использованы в работе педагога-психолога, социального педагога, советника по воспитанию, классного руководителя и др.
Ключевые слова:
общение, психолого-педагогическое сопровождение, профилактика, подросток, группа риска, трудности общения
Заболотнева О. Л., Кожухова И. В. Некоторые приемы реализации микрообучения у студентов языковых факультетов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 72–85. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241106.htm
ART 241106
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11106
Просмотров: 397
Развитие микрообучения иностранным языкам связано с пандемийными и постпандемийными изменениями и тенденциями в высшем образовании, а также особенностями современного мира: VUCA-реальностью, сокращением времени концентрации внимания, развитием нейронаук, получением конкретных, точечных навыков и знаний. Данные особенности находят яркое выражение в связи микрообучения с мобильным и компьютерно-опосредованным обучением. Целью статьи является описание приемов микрообучения, которые могут применяться в образовательном процессе у студентов языковых факультетов. Часть приемов известна и широкоприменяема, при этом небольшой акцент на их выполнении или корректировка проведения задания позволят оптимизировать усвоение материала. Элементы микрообучения могут быть частью аудиторной и внеаудиторной работы, могут представлять обязательный и опциональный компоненты обучения. Приведенные приемы основываются на авторском опыте, а также являются результатом анализа научной и научно-методической литературы по теме исследования, который показал следующие доминанты: тесная связь микрообучения с мобильным обучением; связь микрообучения с точечными темами, разбивка крупных блоков на более мелкие; материал исследования доступен в любое время, в любом месте; микрообучение может быть интегрировано в процесс классического обучения и др. Визуализация является важным атрибутом концепции микрообучения, поэтому наблюдается активное применение презентаций, интеллект-карт, схем, таблиц и эмотиконов. С целью создания оптимальных условий для реализации способностей обучающихся используются различные онлайн-площадки, в частности платформа Телеграм, чат-боты, альтернативные приемы подачи материала, флеш-карты, скрапбукинг и др. Теоретическая значимость исследования связана с синтезом и обобщением имеющегося научного задела по микрообучению, его применимости в условиях высшего образования. Научная новизна исследования заключается в обобщении новейшей отечественной и зарубежной литературы по теме исследования, а также описании внедрения элементов микрообучения в образовательный процесс языковых специальностей. В выводах приводится обобщенная информация по рассмотренной теме.
Ключевые слова:
иностранный язык, индивидуализация, обучающиеся, приёмы, интерактивность, микрообучение
Барахсанова Е. А., Малгаров И. И. Опытно-экспериментальная работа по формированию информационной культуры школьников средствами цифровой образовательной среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 86–102. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241107.htm
ART 241107
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11107
Просмотров: 392
Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что формирование информационной культуры школьников является ключевой задачей современного образования, для решения которой следует применять современные средства цифровой образовательной среды (ЦОС). Цель исследования – доказательство эффективности использования средств ЦОС в образовательном процессе общеобразовательной школы для формирования информационной культуры обучающихся. Методами исследования послужили: теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы по различным аспектам проблемы исследования, анализ содержания нормативно-правовых документов, обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент, тестирование и анкетирование, качественный и количественный анализ результатов эмпирического исследования, обработка данных с применением методов математической статистики. Теоретическая значимость: определена сущность и структура информационной культуры школьника как динамическая интегративная характеристика личности обучающегося, обладающего мотивационно-ценностными ориентациями, морально-этической ответственностью, рефлексивно-оценочными умениями, способного к информационной деятельности для выполнения учебных задач в цифровой образовательной среде. Практическая значимость: разработан и применен диагностический инструментарий, включающий совокупность валидных методик, которые позволяют оценить уровень сформированной информационной культуры школьников средствами ЦОС в рамках выявленных компонентов (мотивационно-ценностный, информационно-деятельностный, морально-этический, рефлексивно-оценочный). Однородность групп, а также результативность формирования информационной культуры обучающихся подтверждена с использованием статистического метода обработки данных исследования. Новизна: реализованы следующие дидактические средства ЦОС: цифровой образовательный ресурс, онлайн-экскурсии, цифровые книги, развивающие мобильные компьютерные игры, мультипликационные фильмы, школьное телевидение, школьный канал в мессенджере, мобильное приложение для саморазвития. Получена положительная динамика формирования информационной культуры школьников в экспериментальных группах. Представленные дидактические средства ЦОС могут быть использованы при формировании информационной культуры школьников учителями общеобразовательных школ.
Чуркина Н. И. «Золотой век» среднего профессионального образования в России: причины и последствия // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 103–116. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241108.htm
ART 241108
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11108
Просмотров: 323
Актуальность статьи обусловлена несколькими противоречиями современного российского образования: ростом численности обучающихся по всем программам подготовки в СПО, увеличением доходов среднего профессионального образования за счет договоров о платных образовательных услугах и неготовностью девятиклассников к ответственному выбору к моменту получения основного общего образования, сохраняющейся ориентацией рынка труда на специалистов с высшим образованием. Эти противоречия определили цель статьи: выделить причины и возможные последствия популярности программ СПО у школьников и обозначить оптимальные модели преемственности среднего профессионального и высшего образования. Проведенный обзор концептуальных оснований преемственной подготовки среднего профессионального и высшего образования позволил автору сделать вывод о наиболее популярных и разработанных подходах в педагогической теории: преемственность подготовки на уровне дидактических решений (согласование преемственного содержания образования (в рамках сквозных учебных дисциплин) и методики обучения – методов, технологий, форм). В статье на основе сравнительного анализа теоретических подходов и результатов анкетирования 132 обучающихся средних профессиональных учебных заведений г. Омска о причинах выбора программ СПО и планах на продолжение обучения в вузе были получены следующие результаты: определены возможные последствия современной ситуации в СПО для всех уровней образования. На уровне школ необходимо изменить действующую модель проведения ЕГЭ (боязнь которого подталкивает значительную часть школьников уходить в учреждения СПО), внедрять формы более ранней профессиональной ориентации в школе. На уровне среднего профессионального образования – рассматривать программы СПО как первую ступень сквозной профессиональной подготовки. На уровне вузов – инициировать и продвигать разные формы преемственности (дидактической и методической), модернизировать наиболее востребованные у выпускников СПО форматы образования (заочную и дистанционную, гибридную формы обучения). Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении характеристик и причин популярности программ СПО у современных школьников, описании комплекса условий, позволяющих минимизировать риски массового ухода школьников после 9-го класса. Практическая значимость результатов связана с возможностью использования выводов статьи для разработки конкретных решений на всех уровнях образования.
Суворова Г. В. Генезис развития неформального образования в России: истоки и периодизация // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 117–135. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241109.htm
ART 241109
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11109
Просмотров: 316
Актуальность исследования предпосылок и исторических условий развития неформального образования в России обусловлена тем, что на современном этапе система неформального образования приобрела ряд ключевых признаков, обозначивших ее становление как самостоятельного социального института. В связи с этим проведение исторического экскурса позволяет выявить периодизацию, ее границы и содержание изменений, обусловивших формирование черт неформального сектора на современном этапе. Проведен анализ научных публикаций современных зарубежных авторов, которые рассматривали его сквозь призму: 1) развития неформального сектора как средства преодоления отсталости в странах «третьего мира» и ликвидации безграмотности; 2) неформального образования как средства большей индивидуализации и личностной ориентации обучения, повышения уровня профессиональной компетенции и навыков людей, уже имеющих высокий уровень, полученный в формальной системе; 3) неформального образования, поддерживаемого системой управления формального сектора для повышения доступности образования в отдаленных районах и сельской местности. Целью исследования стало обоснование и выделение границ этапов развития неформального образования в России. Для этого автор применяет методы теоретического исследования: анализа, синтеза, идеализации, восхождения от абстрактного к конкретному, позволяющему конкретизировать объект исследования и описать совокупность его свойств и определений; метод идеализации для упрощения сложных систем взаимодействия в педагогике; формализации для представления описываемого объекта в знаково-условной форме; исторический метод для выявления исторических фактов и мысленного воссоздания исторического процесса, раскрывающего логику параллельного развития систем формального и неформального образования в России. Основным результатом исследования стало обоснованное выделение периодов развития неформального образования: I этап – 899–1237 годы (IX–XIII века), II этап – 1237–1682 годы (XIII–XVII века), III этап – 1682–1825 годы (посл. четверть XVII – первая четверть XIX века), IV этап – 1826–1900 годы (первая четверть XIX века – начало XX века), V этап – 1900–1917 годы (начало XX века), VI этап – 1917–1991 годы. Теоретическая и прикладная перспективная значимость результатов исследования состоит в том, что позволяет уточнить и конкретизировать содержание VII этапа – развитие практик неформального образования в настоящее время, определив его институциональные признаки и предпосылки оформления содержания.
Исаев А. П., Фомин Н. И. Изобретательская деятельность в вузе: особенности и возможности активизации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 136–154. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241110.htm
ART 241110
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11110
Просмотров: 372
Актуальность исследования объясняется обострением необходимости активизации инновационной деятельности университетов для решения задач технологического развития страны, основой которой является инженерное изобретательство. Цель статьи – изучение особенностей инженерной изобретательской деятельности, сложившейся в настоящее время в вузовской практике, и выявление возможностей ее интенсивного развития. В исследовании использовались методы изучения информационных источников, контент-анализа, экспертных оценок, письменного опроса, устной беседы, статистического и системного анализа. Основные эмпирические данные получены в ходе опроса и контент-анализа интервью экспертов, которыми являлись опытные вузовские изобретатели, имеющие большое количество патентов и авторских свидетельств. В статье рассмотрены наиболее известные концепции и модели изобретательской деятельности. На основе полученных эмпирических данных построена модель изобретательской деятельности современных вузовских специалистов. Сравнительный анализ данной модели и известного алгоритма решения изобретательских задач (АРИЗ) Г. С. Альтшуллера позволил определить особенности структуры и содержания изобретательской деятельности вузовских сотрудников (преподавателей и исследователей), а также ее ограничения. Научная новизна статьи заключается в определении специфики и недостатков вузовской изобретательской деятельности и выявлении возможностей повышения ее активности и результативности. Обоснована и подтверждена гипотеза о том, что существует разрыв между концептуально-методическими достижениями в области изобретательского творчества и инструментально-методическим арсеналом, используемым вузовскими изобретателями. Результаты исследования позволяют сделать вывод о наличии потенциала совершенствования вузовской изобретательской деятельности, который можно реализовать за счет обогащения инструментально-методического арсенала, расширения и усиления спектра мотивирующих факторов, а также создания специальных механизмов и сервисов активного вовлечения молодых и зрелых исследователей в изобретательский процесс.
Шиповский С. В. Особенности и психолого-педагогические условия формирования изобретательского мышления, необходимого для успешного решения практических задач методами ТРИЗ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 155–169. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241111.htm
ART 241111
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11111
Просмотров: 359
Актуальность проблемы особенностей изобретательского мышления, необходимого для успешного решения практических задач методами ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), и психолого-педагогических условий его формирования обусловлена следующим. Современный мир предъявляет человеку новые требования, связанные со способностью воспринимать и обрабатывать информацию. Информационный поток захлестывает человека, и обрабатывать такое сверхизбыточное количество данных затруднительно. Причина заключается в том, что мозг эволюционно не приспособлен к обработке информационных потоков высокой плотности, и как защитные психологические механизмы, минимизирующие последствия перегрузки, появляются инерция и клиповость мышления, приводящие, в свою очередь, к снижению качества восприятия и анализа информации, а значит, к снижению качества умственной деятельности. В этих условиях ТРИЗ может стать эффективным способом преодоления описанных трудностей. Однако пользоваться достижениями ТРИЗ могут только те субъекты, которые владеют развитым изобретательским мышлением, поэтому необходимо выявить психолого-педагогические условия его формирования у представителей современного поколения учащихся. Цель исследования – выявление особенностей изобретательского мышления и определение психолого-педагогических условий, необходимых для его успешного формирования. В основе исследования лежат идеи Г. С. Альтшуллера о преодолении психологической инерции, пяти эвристических уровнях и трех стадиях решения изобретательской задачи; идея мозгового штурма, пересекающаяся с представлениями современной нейрофизиологии о состоянии сверхвозбуждения коры головного мозга с одновременной фиксацией на поиске решения во время решения изобретательских задач; представления Н. В. Рубиной о структуре изобретательского мышления и способах его развития, о связи формирования изобретательского мышления с онтогенезом человеческой психики; достижения современной возрастной психологии: учение Л. С. Выготского о периодах детства, связанных с возрастными новообразованиями, о зонах актуального и ближайшего развития и переводе осваиваемой мыслительной функции из первой во вторую педагогическими средствами, а также работы Д. Б. Эльконина о ведущем виде деятельности на каждом этапе как опоре для педагогического взаимодействия. В результате исследования было выявлено три группы и три модуля, три этапа и восемь стратегий особенностей изобретательского мышления и были сформулированы психолого-педагогические условия, необходимые для формирования изобретательского мышления. Новизна исследования заключается в том, что на основе исследований в области теории мышления и теории решения задач с использованием методов ТРИЗ (как вида деятельности) были сформулированы психолого-педагогические условия развития изобретательского мышления. Теоретическая значимость работы – в систематизации особенностей изобретательского мышления и обосновании учета этих особенностей в педагогической методике. Практическая значимость – в формулировании рекомендаций для проектирования занятий по развитию изобретательского мышления педагогами-практиками; данное исследование может быть полезно практикующим ТРИЗ-педагогам, методистам в области ТРИЗ-педагогики, воспитателям дошкольных образовательных учреждений и учителям школ, использующим в своей работе идеи ТРИЗ, родителям учащихся, увлекающимся изобретательской деятельностью.
Белякова Е. Г., Быков С. А. Личностные предикторы профессионального самоопределения студентов-первокурсников университета // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 170–186. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241112.htm
ART 241112
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11112
Просмотров: 376
В условиях общества неопределенности особую актуальность приобретает проблема выявления личностных характеристик студентов вуза, опосредующих процесс профессионального самоопределения, знание которых позволяет прогнозировать успешность данного процесса. Цель исследования состоит в выявлении соотношения типов профессиональной идентичности у студентов-первокурсников с осмысленностью жизни, академической мотивацией и профессиональным опытом. В качестве теоретической основы исследования выступили концепция личностного потенциала Д. А. Леонтьева, положения теории самодетерминации Э. Деси и Р. Райна, теорий смысла, на основании которых было сформировано предположение о составе личностных предикторов профессионального самоопределения студентов вуза. Результат исследования – выявление связи между статусом профессиональной идентичности и показателями осмысленности жизни, характером академической мотивации и наличием профессионального опыта у студентов-первокурсников. Выявлена умеренная положительная связь между показателями статуса профессиональной идентичности и осмысленности жизни по шкалам: «Общая осмысленность жизни, «Цели в жизни», «Процесс жизни», «Результат жизни», «Локус контроля – Я», «Локус контроля – Жизнь». Установлена умеренная положительная связь между показателями статуса профессиональной идентичности и внутренней мотивации, а также умеренная отрицательная связь между показателями статуса профессиональной идентичности и амотивации. Респонденты с «достигнутым» статусом профессиональной идентичности выделяются наиболее высокими показателями осмысленности жизни и внутренней мотивации, имеют план собственной профессиональной карьеры и опыт профессиональной подготовки или деятельности, уже работают или собираются работать по избранному направлению подготовки и в большей степени, чем обладатели других статусов профессиональной идентичности, не намерены менять направление подготовки. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении представлений о закономерностях и факторах профессионального самоопределения студентов вуза. В практическом аспекте результаты исследования позволят прогнозировать результаты профессионального самоопределения, будут полезны для индивидуализации сопровождения профессионального самоопределения студентов-первокурсников в вузе.
Габдуллина А. Ш. Интеграция применения коммуникативно-когнитивного и геймифицированного подходов для эффективного усвоения грамматики в разговорной практике (на основе английского языка) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 187–200. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241113.htm
ART 241113
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11113
Просмотров: 317
Актуальностью исследуемой проблемы является рассмотрение теории и практики оптимизации усвоения грамматики, которое имеет решающее значение для освоения разговорного английского языка. Цель данной статьи – анализ сущности интеграции применения коммуникативно-когнитивного и геймифицированного подходов для эффективного усвоения грамматики в разговорной практике (на основе английского языка). В статье подробно рассматриваются роль грамматики в освоении разговорного английского языка и различные теоретические подходы к преподаванию грамматики, такие как коммуникативно-когнитивный и геймифицированный. Исследование выявило ряд эффективных учебных методик обучения грамматике в разговорной практике. К ним относятся интерактивные упражнения; ролевые игры, симуляции и групповые дискуссии, которые позволяют обучающимся применять грамматические структуры в реальных коммуникативных ситуациях; аутентичные материалы; использование текстов, аудио– и видеозаписей из реальной речи, которые демонстрируют грамматику в контексте; рефлексивная практика, основой которой является привлечение обучающихся к анализу собственных речевых ошибок и поощрение за использование грамматических структур таким образом, который для них наиболее естественен; технологические инструменты, то есть применение интерактивных приложений, программного обеспечения для распознавания речи и онлайн-платформ, которые обеспечивают обучающимся увлекательную и персонализированную среду обучения. Данная статья вносит значительный вклад в теоретическое понимание преподавания грамматики в разговорной практике. Она предоставляет преподавателям языка практические методики, которые могут повысить эффективность обучения грамматике и способствовать освоению языка обучающимися. Исследование подчеркивает важность сочетания различных учебных методик, позволяющего удовлетворить разнообразные потребности обучающихся и создать благоприятную и мотивирующую среду обучения. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями английского языка, методистами и разработчиками учебных программ для создания эффективных языковых курсов, ориентированных на коммуникативные цели.
Полюдова Е. Н., Алексеева О. П. Актуальность педагогики сотрудничества в научно-педагогическом наследии В. Н. Образцова: к 150-летнему юбилею академика // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 201–214. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241114.htm
ART 241114
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11114
Просмотров: 387
Актуальность исследования обусловлена возрастающим в образовании интересом к работам, фокусирующимся на педагогике сотрудничества как современной форме взаимоотношения в высшей школе в целом и в техническом вузе в частности. Педагогика сотрудничества, истоки которой прослеживаются с античных времен, а также в идеях педагогов-новаторов советского периода, отвечает потребностям инженерного высшего образования. При всей значимости заслуг В. Н. Образцова в научно-технической области и профессиональной подготовке кадров для транспортной отрасли практически нет исследований теоретико-прикладного характера, особенно в изучении авторского педагогического подхода к формированию инженеров-транспортников, к воспитанию специалистов в этой области. Целью исследования является осмысление научно-педагогического наследия академика и особенности реализации педагогики сотрудничества В. Н. Образцова в его профессиональной деятельности. Важной траекторией видится изучение, сохранение и применение в образовательной практике образцовских педагогических традиций. Реализация цели исследования потребовала изучения всего спектра научного наследия В. Н. Образцова и работ, посвященных рассмотрению его деятельности в ракурсе применения особых подходов к трансляции технических знаний. В статье представлен анализ понятия «педагогика сотрудничества» в отечественной и зарубежной литературе, проведена аналогия между принципами педагогической практики В. Н. Образцова и педагогикой сотрудничества. В работе использовались такие методы исследования, как теоретический анализ литературы, историко-сравнительный метод, обобщение и систематизация данных. Определены характерные черты педагогической практики В. Н. Образцова, рассмотрены основные подходы педагогики сотрудничества и близких к ней образовательных педагогических моделей. Авторы приходят к выводу, что субъект-субъектные отношения, основанные на большей автономности обучающихся, способствуют трансляции технических знаний и их развитию в новых направлениях. Практической значимостью исследования являются перспективы применения результатов при осуществлении педагогической деятельности в техническом вузе как в сфере преподавания иностранных языков, так и в организации преподавания других дисциплин. Результаты исследования могут быть интересны преподавателям высшей школы, ученым и практикам, а также широкому кругу лиц, проявляющих интерес к дихотомии «преподаватель – студент». Изучение научно-педагогического наследия академика В. Н. Образцова подтверждает научную ценность его работ и открывает новые перспективы в развитии высшего инженерного образования в России.
Чернякова Ю. С., Зимин П. М. Технология еduScrum как инструмент подготовки к основному государственному экзамену по английскому языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 215–227. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241115.htm
ART 241115
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11115
Просмотров: 340
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена необходимостью поиска учителем эффективных путей обучения, удовлетворяющих потребности современных учащихся школы: возможность творчества и свободного выбора, личная активность и удовлетворенность в процессе учебной деятельности, мгновенное достижение результатов. Целью исследования выступает оценка возможности применения eduScrum для подготовки обучающихся девятых классов к основному государственному экзамену по английскому языку. Ведущим методом исследования является формирующий эксперимент, в ходе которого было определено влияние педагогической технологии В. Вейнандса на подготовку к основному государственному экзамену по предмету «Английский язык» учащихся девятых классов МОУ «Лицей № 23» г. Белоозерского. Также значимое место занимает наблюдение за испытуемыми учащимися на различных стадиях эксперимента, сравнительно-сопоставительный анализ допущенных ими ошибок, анкетирование обучающихся на предмет достижения личностных результатов. Исследование носит предварительный характер, закладывая основу для последующего, более масштабного изучения возможностей использования eduScrum. Обобщая результаты исследования, можно с уверенностью утверждать, что технология eduScrum сыграла положительную роль в подготовке девятиклассников к сдаче основного государственного экзамена по английскому языку. В частности, было выявлено положительное влияние педтехнологии В. Вейнандса на достижение предметных и личностных результатов учащихся. Так, наиболее эффективно eduScrum позволяет подготовиться к разделам «Говорение» и «Письмо». В сфере личностных результатов, в свою очередь, изучаемая технология способствует развитию таких качеств, как ответственность, уверенность в собственных силах и коммуникабельность. Теоретическая значимость настоящего исследования состоит в обобщении и систематизации информации о технологии eduScrum применительно к учебному предмету «Английский язык». Практическая значимость исследования, изложенного в данной статье, заключается в выявлении эмпирических аспектов, оказывающих непосредственное воздействие на эффективность применения eduScrum и требующих особого внимания со стороны учителей-практиков, готовящих обучающихся девятых классов к сдаче основного государственного экзамена по английскому языку.
Одинокая М. А., Смольская Н. Б., Еремин Ю. В. Тематический цифровой коллаж как инструмент развития иноязычной эпидейктической речи студентов-магистрантов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 228–246. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241116.htm
ART 241116
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11116
Просмотров: 384
Актуальность исследуемой проблемы определяется, c одной стороны, стремительным распространением цифровых технологий в современной академической среде, что требует организации и качественной методической поддержки, с другой стороны, проблема наглядности в обучении иностранному языку находится в локусе внимания современного преподавателя. Одним из инструментов качественной методической поддержки может выступать тематический цифровой коллаж, направленный на развитие иноязычной эпидейктической речи студентов-магистрантов в современной академической среде. Целью исследования является представление дидактического аспекта внедрения тематического цифрового коллажа как инструмента развития эпидейктической речи студентов-магистрантов в современной академической среде. В исследовании предпринята попытка уточнить термины «цифровой коллаж», «цифровое коллажирование», «актор-ритор». Выявлен дидактический потенциал использования тематического цифрового коллажа как инструмента развития иноязычной эпидейктической речи студентов-магистрантов. Описаны дидактические преимущества использования цифрового коллажирования, цифрового коллажа; обоснована необходимость их использования в современной академической среде. Проанализированы структурно-содержательные характеристики иноязычной риторической компетенции студента-магистранта. Предложено алгоритмическое предписание организации работы по развитию иноязычных риторико-коммуникативных умений студента-магистранта с применением комплекса выстроенных коммуникативных заданий и риторических задач, ориентированных на преодоление иноязычных риторических затруднений. В ходе исследования был использован критерий согласия Неймана Пирсона для оценки статистической значимости различий показателей. Научная новизна состоит в том, что предложен и внедрен тематический цифровой коллаж как инструмент развития иноязычной эпидейктической речи студентов-магистрантов. Результаты исследования показали, что использование цифрового коллажирования и тематического цифрового коллажа способствует развитию иноязычной эпидейктической речи студентов-магистрантов, позволяет студентам-магистрантам эффективно реагировать на ситуацию или событие, проявлять свою уникальность; добиться фокусировки внимания на текущих задачах и улучшить их результативность.
Иванов Е. Ю. Социализация воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения как двуединый процесс их адаптации и профессионального самоопределения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 247–262. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241117.htm
ART 241117
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11117
Просмотров: 340
Актуальность исследования определяется повышенным вниманием со стороны государства к проблеме воспитания будущих защитников Отечества, что обусловлено сложной для России международной и внутриполитической обстановкой. Сохранение и укрепление традиций профессий служения, к которым относится служба в полиции, становится приоритетной воспитательной задачей, стоящей перед педагогическими коллективами суворовских военных училищ МВД России. Одним из наиболее трудных периодов в училище для суворовцев считается начальный этап обучения, на котором происходит адаптация и автономизация старшего подростка в новой среде, то есть социализация. В таком случае целью данной работы стало уточнение понятия социализации воспитанников, его структуры и признаков. В ходе обзора отечественной и зарубежной литературы были конкретизированы современные представления о социализации, ее смысловой нагрузке, возрастных особенностях старших подростков, отдельных аспектах процессов адаптации и самоопределения, значении традиции в этих процессах. Методологической базой исследования стали философия традиции, концепция социализации, теория оптимального социального окружения подростка и гуманистические идеи в построении воспитывающей среды современных авторов. Для достижения поставленной в исследовании цели использовались теоретические методы синтеза и анализа, в том числе герменевтического и сравнительного. В результате исследования социализация воспитанников суворовских военных училищ МВД России на начальном этапе обучения определена как двуединый процесс адаптации старших подростков к субординационной среде и их самореализации в будущей профессии полицейского. Отображена структура социализации первокурсников, представляющая сложный комплекс из двух разнонаправленных процессов приспособления и обособления, разновозрастного сообщества воспитателей и воспитанников, а также способов взаимодействия между ними. Выявлены признаки социализации: культуросообразное осмысление полицейской службы как профессии служения, осознание и положительное восприятие принадлежности к суворовскому братству, деятельное принятие норм общежития училища, активное включение в созидание воспитательных событий. Эффективность социализации состоит в сохранении баланса между приспособлением и обособлением. Полученные в исследовании выводы обогащают теоретическую базу в сфере подготовки будущих сотрудников органов внутренних дел, задают необходимое направление в разработке современного воспитательного инструментария в суворовских военных училищах МВД России.
Кондрашова Н. В., Каргина М. В. Ценностно-целевые ориентиры развития и совершенствования личностно-творческого компонента профессионально-педагогической культуры у современных педагогов дошкольного и начального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 263–280. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241118.htm
ART 241118
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11118
Просмотров: 365
Актуальность темы определяется необходимостью создания гибкой и непрерывной системы профессионально-педагогического образования, ключевыми изменениями в профессиональной деятельности педагогов дошкольного и начального образования и важностью развития их творческого потенциала и трансформации подготовки с учетом требований времени и индивидуально-личностных особенностей. Цель исследования – обоснование ключевых приоритетов развития личностно-творческого потенциала как важного слагаемого профессионально-педагогической культуры у современных педагогов дошкольных учреждений и начальной школы. Для достижения поставленной цели с позиций компетентностного, культурологического, аксиологического и иных подходов изучались педагогический опыт, современные нормативно-правовые документы и достижения науки, а также результаты исследований о творческом потенциале и профессионально-личностных качествах современных педагогов, востребованных в системе дошкольного и начального образования и пр. Авторами представлена историография изучения этого вопроса, описаны основные приоритетные цели, принципы, условия для формирования профессионально обусловленных и востребованных компонентов личностно-творческого потенциала у современных педагогов дошкольных учреждений и начальной школы. Теоретическая значимость состоит в обобщении опыта и научно-педагогического знания, в определении основных слагаемых личностно-творческого потенциала как критериев успешной деятельности педагогов дошкольного и начального образования. Особое внимание уделено обоснованию значимости активной педагогической позиции, информационной и медиакультуры и готовности к саморазвитию и самообразованию как основополагающей базы для успешной профессионализации и личностно-творческого становления педагогов. В качестве профессионально обусловленных слагаемых личностно-творческого компонента описаны аксиологический, мотивационный, операционально-деятельностный, оценочно-рефлексивный, эмоционально-волевой и иные компоненты. Обусловленным индивидуально-типологическими особенностями каждого педагога обозначен индивидуальный компонент. Практическая значимость заключается в возможности разработки эффективного учебно-методического сопровождения процесса совершенствования одного из значимых компонентов профессионально-педагогической культуры с учетом выделенных аксиологических аспектов.
Пашковская Н. Д. Применение технологии проблемных ситуаций в практике преподавания русского языка как иностранного в высшей школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 281–294. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241119.htm
ART 241119
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11119
Просмотров: 335
По данным Министерства науки и высшего образования РФ на ноябрь 2023 года, в России обучается 355 тысяч иностранных студентов, что составляет около 7,6% от общего числа студентов вузов. В связи с этим возникает необходимость в разработке эффективных методик преподавания русского языка как иностранного, которые учитывали бы специфику обучения в высшей школе. Одной из таких техник является применение проблемных ситуаций, которые активно используются в различных областях и могут быть успешно адаптированы для обучения иностранных студентов. Целью данной статьи является исследование применения технологии проблемных ситуаций в практике преподавания русского языка как иностранного в высшей школе. Данная технология представляет собой метод, основанный на создании образовательной среды, где студенты сталкиваются с реальными ситуациями, которые требуют использования и развития речевых и коммуникативных навыков на русском языке. В данной статье рассмотрены основные принципы использования технологии проблемных ситуаций в практике преподавания русского языка как иностранного в высшей школе, а именно выбор подходящих задач для создания проблемных ситуаций, организация групповой работы и дальнейшая обратная связь со студентами. Преподавание русского языка как иностранного может быть сложной задачей, особенно в том случае, когда иностранные студенты сталкиваются с ситуациями, в которых не могут грамотно выразить свои мысли как бытового, так и учебного характера. Технология проблемного обучения предполагает создание ситуации, в которой студенты должны использовать свои коммуникативные навыки на практике, а не просто запоминать грамматические правила. В рамках исследования будет проанализировано, какие темы и задачи могут быть использованы в качестве проблемных ситуаций, а также какие преимущества и ограничения существуют при использовании данной технологии в высшей школе. Одним из ведущих подходов к исследованию проблемы является анализ существующих исследований и публикаций на данную тему. Особое внимание уделяется эффективности применения технологии, ее влиянию на процесс обучения иностранных студентов. Технология проблемных ситуаций является эффективным методом преподавания русского языка как иностранного в высшей школе. Она позволяет студентам активно участвовать в процессе обучения, развивает их коммуникативные навыки и способствует более глубокому усвоению русского языка. Основные результаты исследования показывают, что использование технологии проблемных ситуаций в практике преподавания русского языка как иностранного способствует более активному вовлечению студентов в учебный процесс. Конкретные ситуационные задания, которые требуют от студентов применения языковых навыков в реальной жизни, мотивируют их и вызывают интерес к изучению языка. Общение в рамках ситуационных заданий позволяет им практиковать свои языковые навыки и освоить новую лексику и грамматику.
Коврова М. А., Пагачева К. А. Веб-квест как средство развития учебной мотивации на уроках русского языка во втором классе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 295–308. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241120.htm
ART 241120
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11120
Просмотров: 375
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части направленности начального общего образования на формирование положительной мотивации в учебной деятельности, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования о формировании личностных результатов, связанных с проявлением познавательного интереса как компонента учебной мотивации в целом и на уроках русского языка в частности. С другой стороны, потребностью либо в пересмотре существующих методов и приемов формирования учебной мотивации на уроках русского языка, либо разработке новых, учитывающих особенности протекания психических процессов современных младших школьников, их интерес к современным информационно-коммуникационным технологиям. Цель исследования – выявление педагогических условий развития учебной мотивации на уроках русского языка во втором классе в процессе применения веб-квеста. Применялись общелогические (анализ, дедукция, обобщение) методы и методы эмпирического исследования. Методологической основой исследования стали труды отечественных и зарубежных исследователей по проблемам формирования учебной мотивации, применения информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе, разработки теоретических и практических аспектов применения веб-квеста на уроках русского языка в начальной школе. Основным результатом статьи является обобщение информации, посвященной развитию учебной мотивации на уроках русского языка в начальной школе. Особое внимание уделено применению веб-квеста как эффективного средства развития учебной мотивации. Рассмотрены разные подходы к понятию «веб-квест», его структуре, педагогическим условиям применения на уроках русского языка в начальной школе, приведены результаты по созданию веб-квеста и его внедрению в учебный процесс во втором классе. Теоретической значимостью исследования являются результаты, которые расширяют представления о педагогических условиях развития учебной мотивации младших школьников на уроках русского языка, попытка систематизации знаний о веб-квесте как средстве обучения. Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации веб-квеста как одного из средств развития учебной мотивации второклассников на уроках русского языка. Полученные практические результаты могут быть использованы исследователями для дальнейшего изучения проблемы формирования учебной мотивации на уроках русского языка и поиска новых методов ее решения, учителями начальных классов для применения в образовательном процессе с целью повышения учебной мотивации на уроках русского языка.
Мантуленко В. В. Аспекты педагогической работы в вузе по предотвращению и снижению риска формирования цифровой зависимости молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 309–331. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241121.htm
ART 241121
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11121
Просмотров: 287
Вопросы цифровой зависимости стали чрезвычайно актуальны в последнее десятилетие, в том числе в контексте образования, в связи со стремительным развитием технологий, активным внедрением искусственного интеллекта во все сферы жизнедеятельности. В научной среде исследуются аспекты негативного влияния цифровизации, риски и последствия чрезмерного медиапользования. Однако до сих пор существуют различные, часто довольно противоречивые, мнения относительно сущности и показателей самого явления цифровой зависимости. Цель данной работы – определение ключевых аспектов педагогической работы в вузе по предотвращению и снижению риска формирования цифровой зависимости молодежи на основе анализа и обобщения мирового опыта изучения данного феномена и собственного диагностического исследования. В задачи работы входило: анализ существующих подходов к изучению явления цифровой зависимости, проведение диагностического исследования, направленного на выявление риска формирования цифровой зависимости молодежи в процессе применения цифровых устройств для выполнения учебных задач, выделение актуальных аспектов совершенствования педагогической работы в вузе по предотвращению формирования цифровой зависимости студентов. Основные выводы, к которым приходит автор в данной работе, касаются неоднозначности трактовок термина «цифровая зависимость», компонентов и критериев данного феномена, отсутствия уровня медиаграмотности поколения «цифровых аборигенов», достаточного для того, чтобы противостоять риску возникновения цифровой зависимости. В результате было конкретизировано понятие цифровой зависимости на основе анализа и сопоставления различных подходов к его интерпретации, в том числе как педагогическая проблема, выявлены некоторые противоречия, существующие в сфере вузовского обучения и способствующие формированию цифровой зависимости молодежи, из чего складывается теоретическая значимость данной работы. Практическая значимость исследования заключается в том, что автором были сформулированы некоторые аспекты, требующие учета при планировании и организации педагогической работы в вузе по устранению негативных эффектов медиапользования и снижению риска формирования и развития цифровой зависимости молодежи.
Петренко Н. В., Лучин В. Л. Развитие изобретательского мышления студентов университета в процессе изучения естественно-научных дисциплин // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 332–346. – URL: http://e-koncept.ru/2024/241122.htm
ART 241122
DOI 10.24412/2304-120X-2024-11122
Просмотров: 326
Исследование развития мышления различных типов у студентов вузов сегодня достаточно актуально. В современных условиях быстро меняющейся реальности важна подготовка специалистов нового типа, способных действовать на основе гибких алгоритмов, самостоятельно проектировать новые методы, алгоритмы и виды деятельности. Развитие соответствующих навыков, умений определено наличием у специалистов особого типа мышления – изобретательского мышления, что требует применения новых подходов и методов в обучении. Развитие изобретательского типа мышления также может быть обусловлено и содержанием обучения. Представлена разработка проблемы развития у студентов университета изобретательского типа мышления, то есть мышления, которое позволяет критически оценивать поступающую информацию и преобразовывать ее, тем самым применяя новые алгоритмы деятельности, а не копируя имеющиеся. Актуальна подготовка кадров, которые могут оперативно решать сложные и нетривиальные задачи, преобразовывать имеющиеся алгоритмы и последовательности действий в рамках учебной, трудовой и иной деятельности. На современном этапе отмечается слабая методическая вооруженность педагогов, которые осуществляют подготовку студентов в образовательных организациях высшего образования, в части развития изобретательского типа мышления. Цель исследования – проанализировать условия развития у студентов образовательных организаций высшего профессионального образования изобретательского типа мышления, в том числе в рамках изучения дисциплин естественно-научного цикла. Решены следующие задачи: проанализированы подходы к проблеме развития изобретательского типа мышления; выявлены педагогические условия развития изобретательского типа мышления (организационные, условия содержания обучения, методологические условия). Проанализирован потенциал содержания естественно-научных дисциплин как одного из средств развития изобретательского типа мышления. В ходе решения поставленных задач выявлен комплекс педагогических условий, которые могут способствовать развитию изобретательского типа мышления. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в рамках работы систематизированы подходы к определению и пониманию сущности изобретательского мышления. Представлен подход к пониманию изобретательского мышления: и как к интегративному качеству личности, и как к системе компетенций, формируемых в процессе учебной и иной деятельности. Выявлены основные условия развития изобретательского типа мышления. Практическая значимость представленного исследования состоит в том, что в ходе разработки проблемы даны рекомендации по развитию изобретательского мышления студентов в рамках подготовки в вузе.
Психология
Никулина Е. А., Хмелькова Е. В. Предпосылки усвоения слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 347–355. – URL: http://e-koncept.ru/2024/242012.htm
ART 242012
DOI 10.24412/2304-120X-2024-12012
Просмотров: 368
Речевое развитие ребенка предполагает завершение освоения слоговой структуры слова к трем годам. Однако при дизартрии развитие слогоструктурирования задерживается. Цель статьи заключается в изучении предпосылок нарушения слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией. Теоретический анализ научной литературы показал, что на сегодняшний день имеется малая часть исследований, связанных с изучением нарушений слоговой структуры слова при дизартрии и причин их возникновения, что подчеркивает актуальность исследования. В статье раскрывается понятие слоговой структуры и ее развитие в онтогенезе, анализируются предпосылки развития слоговой структуры слова у дошкольников с дизартрией.
Ключевые слова:
дизартрия, дошкольники, слоговая структура слова, предпосылки формирования, неречевые процессы
Кулагина И. В. Индивидуально-типологические особенности личности, придающей большое значение ценности «собственное здоровье» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 356–361. – URL: http://e-koncept.ru/2024/242013.htm
ART 242013
DOI 10.24412/2304-120X-2024-12013
Просмотров: 332
Значимость для личности ценности «собственное здоровье» в последнее время становится все более высокой. Особую актуальность она приобретает при достижении личностью среднего возраста, но степень ее значимости у данного контингента не одинакова. Цель нашего исследования состояла в изучении и выявлении наиболее характерных индивидуально-типологических особенностей личности, придающей высокое значение ценности «собственное здоровье». В результате были выделены индивидуально-типологические особенности, свойственные лицам, по-разному оценивающим степень значимости ценности «собственное здоровье».
Экономика
Ангелова О. Ю., Дмитриева Е. М. Удовлетворение социальных потребностей нетрудоспособных членов семьи как фактор повышения качества регионального человеческого капитала // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2024. – № 7 (июль). – С. 362–371. – URL: http://e-koncept.ru/2024/243006.htm
ART 243006
DOI 10.24412/2304-120X-2024-13006
Просмотров: 447
Анализируя феномен индивидуального человеческого капитала, нельзя не учитывать фактор качества жизни как самого индивида, так и членов его семьи, что особенно актуально в 2024 г., который объявлен в РФ Годом семьи. Целью исследования стал анализ взаимосвязи решения внутрисемейных социальных проблем, связанных с нетрудоспособными членами семьи, с повышением качества регионального человеческого капитала. Показано, что эффективная региональная политика, направленная на удовлетворение социальных потребностей нетрудоспособных членов семьи (детей и пожилых людей), влияет на возможность трудоспособного населения обеспечивать свое развитие в профессиональном плане, что обеспечивает рост качества регионального человеческого капитала.