Full text
ВВЕДЕНИЕ Одной из главных особенностей образовательных организаций ФСИН России являетсяихмногонациональный состав. Многонациональныйсостав и различное вероисповедание вызывают трудности межличностного взаимодействия в среде курсантов, которые не могут справиться со своим индивидуальным восприятием представителейиныхнациональностей и этносов[1]. В академии проводится большое количество разноплановых мероприятий воспитательного характера, в том числе по формированию личности молодых офицеров. Большое внимание уделяется индивидуально-воспитательной работе с личным составом. Проводится изучение ближайшего социального окружения обучающихся, их служебной деятельности, особенностей физического развития и психологических особенностей. Особое внимание уделяется оказанию содействия в решении социально-бытовых проблем. Вместе с тем проблема налаживания многонационального взаимодействия обучающихся требует особого внимания и проведения с курсантами отдельного комплекса мероприятий, направленных наподдержание морально-психологическогоклиматамежнационального и межконфессионального согласия; приобретение совокупности устойчивых знаний, усвоении ценностей толерантности, развитии умений и навыков культуры межэтнической коммуникации, толерантного отношения к представителям различных этносов в образовательных организациях ФСИН России;формирование корректности и внимательности в общении с другими людьми независимо от их этнической принадлежности или вероисповедания. «Одними из главных особенностей образовательных организаций ФСИН России всегда былиполиэтничность и поликонфессиональность. Это обуславливает сложности, мешающие успешному межэтническому взаимодействию в среде курсантов, которые воспринимают представителей других национальностей и религий культур через призму своей культуры и религии» [2, с. 325]. Следовательно, эффективное межэтническое взаимодействие не может возникнуть само по себе, ему необходимо целенаправленно учить[3]. Академия обладает огромным потенциалом для развития личности курсантов. Это обусловлено тем, что именно здесь обучающиеся получают специальные знания, умения инавыки,накапливаютопытсоциальных и профессиональных отношений, у них формируются определенное мировоззрение и профессионально-ценностные ориентации. Курсанты, приобщаясь к определенной культуре, становятся ее носителями. Именно период обучения наиболее важен для курсантов и студентов в плане происходящегов это время реального становления личности в процессах профессионального и личностного самоопределения. Так как ценностные ориентации служат регулятором действий, поступков и поведения личности, то, соответственно, одна из важнейших задач воспитательной работы в вузах состоит в последовательном расширении и углублении представлений курсантов о ценностяхи ценностных ориентациях в различных сферах жизни общества[4]. Формирование межэтнической и межконфессиональной толерантности у курсантов является не только показателем социальной зрелости личности, но и свидетельствует о сформировавшемся профессиональном самосознании, которое определяет поведение сотрудника уголовно-исполнительной системы (далее – УИС), а также понимание требований предъявляемых государством и обществом к личности сотрудника УИС и основных принципов работы в уголовно-исполнительной системе, основанных на соблюдении прав человека,а также общечеловеческих ценностях, в том числе и толерантности по отношению к людям другой этнической принадлежности и верования[5]. ОБЗОР ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Проблема воспитания у молодежи культуры межнационального общения, основанной на принципе межэтнической толерантности, давно находится в центре внимания различных научных направлений. Так, общая теория толерантности в условиях роста полиэтничности общества разработана в трудах таких ученых, как И.В. Абакумова [6], С.К. Бондырева[7],Н. М. Борытко[8], С. Л. Братченко [9], В. Н. Гуров [10], Л. П. Ильченко [11],Д. И. Латышина[12], В.А. Лекторский[13], В. А. Тишков [14]и др. Проблемы формирования межэтнической толерантности и культуры межнациональных отношений освещены в работах таких зарубежных ученых как:Г. Олпорт[15], Дж. Берри[16], С. Мендус[17], П. Николсон [18], М. Уолцер[19] и др. Исследования в области межнациональных взаимоотношений учащихся с учетом их этнической принадлежности представлен в работах В.А. Винченко[20], Н.Н. Жердеевой[21], Н.Л. Кобесашвили[22], Н.Ю. Кудзиевой[23], А.В. Кудряшова[24], В.А. Кучера[25], Г.И. Пилиевой[26], Е.А. Пугачевой[27], И.Б. Резниковой[28],Е.В. Сергеевой[29]и др. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ Объект исследования– формирование межэтнической толерантности у курсантов в вузах уголовно-исполнительной системы. Предмет исследования – условия формирования межэтнической толерантности у курсантов. Цель исследования: теоретически обосновывать и экспериментально проверить предлагаемые условия формирования межэтнической толерантности у курсантов в вузе ФСИН России. Гипотеза исследования:формирование межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России будет эффективным, еслиреализован комплекс следующих условий: 1. включение в учебный процесс занятий, содержащих ценностную составляющую межэтнической толерантности и позитивного межкультурного взаимодействия; 2. активизированаработа кураторов учебных групп; 3. актуализирована воспитательная работа по формированию межэтнической и межконфессиональной толерантности. Сегодня работа по формированию межэтнической и межконфессиональной толерантности у курсантов академии входит как в учебный процесс (преподавания гуманитарных дисциплин), так и во внеаудиторное время. На решение поставленных задач направлены усилия профессорско-преподавательского состава, руководства учебно-строевых подразделений, сотрудников воспитательного аппарата, а также работа сотрудников, являющихся кураторами учебных групп и индивидуальными наставниками курсантов. Так, в учебный процесс преподавания таких дисциплин как «Культурология», «История», «Религиоведение», «Психология», «Философия», «Политология», «Профессиональная этика и служебный этикет» быливключены темы по этнокультурной проблематике,содержащих ценностную составляющую межэтнической толерантности и способствующих развитию позитивного межкультурного взаимодействия. «Информационный фонд» курсантов по данной проблематике пополнили лекционные, семинары и практические занятия, включенные в учебную дисциплину «Религиоведение» по темам: «Этнические и национальные религии», «Религиозные свободы и безопасность человека. Религиозный экстремизм и его последствия», «Свобода совести и вероисповедания. Нормативно-правовая регламентация религиозного служения в местах лишения свободы РФ». Так, например, на семинарском занятии по теме «Этнические и национальные религии» обучающиеся научились разбираться в сущности и особенностях национальных религий, сформировали свои представления об этнических религиях, исповедуемых на территории Российской Федерации. Тема семинарского занятия «Религиозные свободы и безопасность человека. Религиозный экстремизм и его последствия» позволила обучающимся разобраться в причинах расцвета нетрадиционных религий в современном мире, раскрыть особенности сектантства, общественно-опасных религиозных течений, сформировавшихся на территории Российской Федерации, дать характеристику религиозно-мотивированному экстремизму и его последствиям. Проведение семинарского занятия по данной теме предусмотрено в форме «круглого стола». На занятии обучающиеся защищали групповой проект по предложенной в плане семинарских занятий теме в форме презентаций с последующим обсуждением. В темы групповых проектов включена и этническая проблематика. Так, например, одними из тем для групповых проектов являются: «Изучение межнациональной и межконфессиональной толерантности курсантов психологического (экономического, юридического на выбор) факультета Академии ФСИН России; «Закон об уголовной ответственности за оскорбление религиозных чувств верующих: история и практика современной России». В соответствии с рабочими программами учебных дисциплин: «История», «Психология», «Философия», «Политология», «Социология» обучающиеся были ознакомлены с такими понятиями как: «гуманизм», «свобода», «гармония», «многообразие», «добродетель», «общечеловеческие ценности», «толерантность», «индивидуальность», «личность», «социализация личности», «эмпатия» и т.п. Что позволило обучающимся сформировать целостное и систематизированное представление о сущности обозначенных понятий. «При проведении занятий нами были использованы информационные, рефлексивные, диалогические, интерактивные средства, а также средства развития эмпатических способностей для формирования межэтнической толерантности у курсантов. На занятиях по вышеобозначенным дисциплинам нами использовались такие формы работы, как семинары, проблемные лекции, лекции-диалоги, практические занятия, дискуссии, семинар круглый стол, семинар-конференция, викторины, индивидуальные и коллективные беседы, проблемные ситуации, моделирование ситуаций, ролевые и деловые игры, диспуты и др» [30, с. 87-88]. Включение в учебный процесс занятий, содержащих ценностную составляющую межэтнической толерантности и позитивного межкультурного взаимодействия (при изучении гуманитарных дисциплин)необходимо для расширения у курсантов знаний по межэтнической проблематике, принятия и правильного понимания общечеловеческих ценностей и этнических особенностей, проявления уважительного отношения к представителям других этносов, понимания важности позитивного межэтнического взаимодействия и обогащения опыта толерантного поведения – через усвоение норм и правил этнотолерантного поведения; приобретения практических навыков межкультурного взаимодействия. Работа с курсантами по формированию межэтнической и межконфессиональной толерантности также ведется и во внеаудиторное время. Так, например, в целях широкого вовлечения переменного состава в данную проблематику, их подготовку к дальнейшему прохождению службы в рамках внеучебной деятельности ежегодно проводятся: викторина для курсантов и студентов на знание основ традиционных религий; дни национальнойкухни, дни национальной культуры; мероприятия, посвященные Дню народного единства; фестиваль «Дары осени» в рамках которого курсанты академии, представляют свои национальные блюда, превращая их в настоящие произведения искусства; активизирована работа кураторов учебных групп. Хотелось бы акцентировать особое внимание на работе кураторов учебных групп, деятельность которых, по нашему мнению, играет одну из ведущих ролей в воспитательном процессе. Этому во многом способствует проведение мероприятий, направленных на преодоление отчуждения, негативных стереотипов друг о друге представителей различных национальностей и конфессий, формирование взаимного уважительного отношения к культуре, традициям, ценностям. Так, например, в ходе апробации учебно-методического пособия «Формирование межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России» с курсантами проводились семинарские и практические занятия, включающие в себя деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций по межэтнической проблематике. Рассмотрим более подробно некоторые из них. «На практическом занятии по теме «Межэтническая толерантность (основные аспекты)» курсантам было предложено: смоделировать ситуации посредством предложенных упражнений «Суд офицерской чести», «Как быть толерантным в общении» и ролевые игры «Английский парламент», «Паутина предрассудков». В ходе выполнения упражнений у курсантов формировались умения: выслушать другого человека; уважать достоинство других; уважать язык, культуру, традиции и обычаи представителей других этносов; управлять своим поведением, потребностями, сочетая их с интересами окружающих, а также умение преодолевать конфликтные ситуации посредством диалога. Развивались коммуникативные навыки, способности к эмпатии, сочувствию, сопереживанию. Таким образом, происходило определение ценностных ориентаций личности, которые позволили представителю одной культуры вникнуть в сущность другой культуры, оценить ее уникальность и красоту, а также принять другого таким, какой он есть, со всеми его личностными особенностями. В ходе проведения обозначенных семинарских и практических занятий курсанты стремились понять систему ценностей, восприятия, познания, мышления и поступки представителей других этносов, интегрировать новый опыт в собственную культурную систему, осознали важность позитивного межэтнического взаимодействия» [30, с. 89-90]. Совместная работа Академии ФСИН России с религиозными организациями также имела важное значение в воспитательной работе с курсантами. Междуакадемией и Рязанской епархией Русской Православной Церкви было заключено двустороннее соглашение о сотрудничествев котором отражен комплекс воспитательных и мероприятий просветительского характера для православных курсантов академии. Аналогичный проект соглашения в настоящее время готовится с мухтасибатом Рязанской области. Стало доброй традицией проведение в академии научных конференций как внутри вуза так и всероссийского и международного характера по обозначенной проблематике (Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление», ежегодная Международная научно-практическая конференция по вопросам взаимодействия Русской Православной Церкви с государственной системой исполнения наказаний и другие научные мероприятия). Ежегодно в академии проводится множество информационно-пропагандистских мероприятий, в числе которых подготовка тематической стенной печати, проведение мероприятий направленных на просвещение переменного состава об историческом, культурном и духовном наследии представителей различных этнических групп и религий. С целью обеспечения равенства представителей традиционных конфессий, обучающихся в академии, с учетом фактора многонациональности коллектива переменного состава в учебно-строевых подразделениях В работе по формированию межэтнической толерантности у курсантов также эффективны и формы непрямого воздействия, когда акцент делается на том, что естественным образом сближает: спорт, дух здорового соперничества и состязательности, различные направления волонтерства – именно те формы общения, которые создают позитивный эмоциональный фон и при этом способствуют формированию общих ценностей. Так, например, курсанты Академии ФСИН России разных национальностей и религий вместе помогают ветеранам и детям в детских домах, учащимся кадетских классов, идут в наряд или на учения, наводят порядок в общем доме – академии, помогают городу. Важным направлением в организации работы по воспитанию курсантов в духе принципов патриотизма, межэтнической толерантности и профилактике экстремистских проявлений сталотесное взаимодействие с общественными организациями,учреждениями различных ведомств, национально-культурными автономиями. Для реализации этого взаимодействия были разработаны и внедрены межведомственные планы, комплексные целевые программы, совместные проекты, договоры о сотрудничестве. Так, например, в Академии ФСИН России ежегодно утверждается план, направленный на исключение случаев обострения межнациональных конфликтов среди курсантов академии. В целях гармонизации межэтнических отношений, профилактики экстремизма и формирования культуры межнационального общения в академии совместно с управлением кадров ФСИН России разработан и утвержден план мероприятий по предупреждению межнациональных конфликтов и улучшению морально-психологического климата среди переменного состава академии на 2019/20 учебный год. Профилактика экстремистских проявлений и межнациональных конфликтов обеспечивается, помимо этого, постоянным взаимодействием в рамках реализации двусторонних Планов совместных мероприятий с УФСБ и УМВД России по Рязанской области по профилактике экстремистских проявлений и межнациональных конфликтов среди личного состава. Обеспечен безусловный обмен информацией с соответствующими подразделениями и куратором от регионального УФСБ России по Рязанской области о возникновении рисков и факторов, создающих благоприятные условия для межнациональных конфликтоввсредеобучающихся, а равно провоцирующих экстремистские настроения среди личного состава. Для изучения межличностных взаимоотношений и психологического климата в среде курсантов, а также анализа взаимоотношений с руководством учебно-строевых подразделений в академии регулярно проводятся социально-психологическое тестирование в среде переменного состава. В соответствии с результатами исследования сотрудниками отделения психологического обеспечения учебно-воспитательной работы осуществляется ряд мероприятий по оптимизации и улучшению морально-психологического климата в группах. Проводятся групповые дискуссиис элементами тренинга, социометрический опрос, с целью выявления статуса каждого члена учебной группы, аутотренинг. Для сплочения коллектива и улучшения взаимоотношений курсантов разных национальностей в учебных группах первого курса всех факультетов проводятся социально-психологические тренинги. Во время занятий отрабатываются навыки аутогенной тренировки, саморегуляции, тренинговые упражнения, направленные на групповое сплочение и поддержку, развитие внимания, наблюдения, умения слушать и понимать собеседника. Сотрудниками отделения психологического обеспечения учебно-воспитательной работы проводятся лекционные занятия, направленные на ознакомление курсантов с культурой, историей разныхэтнических групп, понятием толерантности и ее критериев; тренинговые занятия, направленные на обучение бесконфликтному общению и способам выхода из конфликтной ситуации. Реализация указанных мероприятий способствовала налаживанию тесных, конструктивных, добропорядочных и уважительных отношений между обучающимися различных конфессий и этносов, что в конечном итоге позволяет говорить о высоком уровне межэтнической и межконфессиональной толерантности у курсантовАкадемии ФСИН России в соответствии с результатами проведенного исследования. РЕЗУЛЬТАТЫ Для определения исходного (общего) уровня межэтнической толерантности, а такжеуровня эмпатических тенденций по отношению к другим этническим группам мы провели констатирующий этап эксперимента нашего пилотажного исследования. На констатирующем этапе экспериментанами были выделены группы респондентов из числа курсантов1-го курса юридического, экономического и психологического факультетов Академии ФСИН РоссииЭГ– (75 человек) и КГ – курсанты 1-го курса юридического, экономического и психологического факультетов Академии ФСИН России (75 человек). Группы были идентичны по количественному составу, а также полиэтничны по своему составу. В целом выборка составила 150 человек. С помощью диагностического инструментария нами было проведено анкетирование по обозначенной тематике, тест для диагностики способности к эмпатии (А. Мехрабиан, Н. Эпштейн) [31]и тесты «Оценка уровня усвоения» (В. П. Беспалько, Ю. Г. Татур) [32, 33]в модификации авторов. Проведенное нами исследование показало, что большинство респондентов в выделенных нами группах (ЭГ и КГ) находятся на среднем и низком уровне межэтнической толерантности. Это подтверждает необходимость внедрения комплекса предлагаемых нами условийформирования межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России. В формирующем этапе эксперимента также участвовали две группы испытуемых. В первую (ЭГ) вошли курсанты 1-го курса юридического, экономического и психологического факультетов Академии ФСИН России ЭГ– (75 человек) вторую (КГ) – курсанты 1-го курса юридического, экономического и психологического факультетов Академии ФСИН России (75 человек). ЭГ подвергалась педагогическому воздействию посредством реализации предложенных нами комплекса условий формирования межэтнической толерантности у курсантов, КГ – нет. По итогам проведенной работы по формированию межэтнической и межконфессиональной толерантностиу курсантов ЭГ повысился уровень знаний по этническойпроблематике, а именно: знания об особенностях этнических общностей, нормах, правилах этнотолерантного поведения и способах предотвращения конфликтных ситуаций на 35%. Положительные эмоции по отношению к представителям иных этносов в ЭГ стало испытывать большее количество респондентов (на 20% первоначального количества опрашиваемых), стал меньше (на 35% первоначального количества опрашиваемых) процент респондентов, испытывающих неприязнь к лицам других национальностей, а также процент респондентов, которые игнорировали или воздерживались от общения с лицами других национальностей. В КГ знания респондентов по этнической проблематике, отношение опрашиваемых к представителям иных этносов, а также процент респондентов, испытывающих неприязнь к лицам других национальностей и игнорирующих общение с представителямидругих этносов остались на прежнем уровне. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Проводимые в Академии ФСИН России мероприятия по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений среди личного состава направлены в первую очередь на решение основной задачи – воспитание офицера, защитника и патриота. Это также готовность к работе с осужденными, возможность показать им пример во многих жизненных ситуациях, ориентированных на правопослушноеповедение, нормы нравственности и справедливости. Наиболее продуктивным опытом по формированию межэтнической толерантности и профилактике межнациональных конфликтов среди курсантов образовательных организаций ФСИН России, по нашему мнению, стала работа по включению в учебный процесс занятий, содержащих ценностную составляющую межэтнической толерантности и позитивного межкультурного взаимодействия (при изучении гуманитарных дисциплин), а также работа кураторов учебных групп, а именно внедрение учебно-методического пособия для кураторов учебных групп из числа профессорско-преподавательского состава «Формирование межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России» в процессе работы на кураторских часах. Таким образом, актуализация этнокультурного потенциала образовательной среды вуза в воспитательной работе; включение в учебный процесс занятий, содержащих ценностную составляющую межэтнической толерантности и позитивного межкультурного взаимодействия (при изучении гуманитарных дисциплин), а также проведенная воспитательная работаспособствовали включению межэтнической и межконфессиональной толерантности в личностную систему ценностей курсантов Академии ФСИН России. Результатом работы по формированию толерантности у курсантов вузов ФСИН должно стать повышение уровня межэтнической толерантности у курсантов образовательных организаций ФСИН России. У будущего сотрудника УИС должны быть сформированы чувства терпимости, уважения к другим, тогда и толерантность к представителям других этносов и людям иной религиозной принадлежности будет естественной. Формирование интереса к культуре, историческому прошлому, обычаям, традициям представителей иных этносов, повышение религиоведческой грамотности и умение вести диалог должно привести к повышению культуры межнационального общения и улучшению взаимопонимания между курсантами различных этнических групп в образовательных организациях ФСИН России. Представляется, что рассмотренный опыт при имеющихся схожих условиях может быть использован образовательными организациями ФСИН России в целях повышения эффективности воспитательной работы средиличного состава.