Психология

Некрасова Т. А., Цветкова Н. В. Психологический компонент диагностики результатов программы воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 08 (август). – С. 87–93. – URL: http://e-koncept.ru/2022/222009.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
С включением воспитательной программы в общую образовательную программу особую значимость приобрела проблема диагностики личностного развития учащихся, что обусловлено необходимостью конкретизации цели, предмета и методов диагностики. В связи с этим целью статьи стало определение педагогического и психологического компонентов в диагностике результатов воспитательной программы. В статье рассматриваются проблемы диагностических конструктов, обосновывается необходимость дифференциации педагогического и психологического компонентов диагностики воспитательных результатов, приводится краткий перечень методик педагогической диагностики и подробно анализируются возможности применения в диагностике результатов воспитательной программы психологических методик для изучения тревожности, учебной мотивации и межличностных отношений школьников.
Лопатина Е. А., Втюрина Т. А., Низовских Н. А. «Забота о себе» в представлениях студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 08 (август). – С. 75–86. – URL: http://e-koncept.ru/2022/222008.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Принцип «заботы о себе», сформулированный древнегреческими мыслителями, приобрел в современной социокультурной ситуации острую актуальность. Феномену «заботы о себе» исследователи уделяют в настоящее время все больше внимания. Целью статьи является описание результатов исследования представлений студентов колледжа о феномене «заботы о себе», а также анализ связей данных представлений с удовлетворенностью жизнью и психологическим благополучием студентов. Методы исследования: эссе «Забота о себе», авторская анкета, шкала удовлетворенности жизнью Э. Динера, шкала психологического благополучия К. Рифф, опросник САН. Результаты исследования показали, что выявленная структура представлений студентов о содержании «заботы о себе» соотносится с имеющимися в литературе данными и включает в себя стремление заботиться о своем физическом благополучии, личностном развитии, а также заботу о других. Выраженность следования студентов принципам заботы о себе в реальной жизни положительно коррелирует с их удовлетворенностью жизнью, самочувствием, активностью и настроением, а также такими показателями психологического благополучия, как цели в жизни, самопринятие, управление окружением, положительные отношения.
Куликова Т. И. Изучение готовности студентов к использованию сети Интернет в образовательной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 7 (июль). – С. 72–78. – URL: http://e-koncept.ru/2022/222007.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье автор затрагивает проблему готовности студентов к использованию сети Интернет в образовательной деятельности. В условиях перехода к цифровому обществу от будущих специалистов, сегодняшних студентов, требуются новые ключевые компетенции коммуникации и кооперации в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, критическое мышление, управление информацией и данными и т. д. В связи с этим вопрос о готовности студентов к образовательной деятельности в интернет-пространстве является актуальным для изучения. Целью исследования стало изучение психологической готовности студентов к использованию сети Интернет в образовательной деятельности. В статье приводятся результаты эмпирического исследования студентов на оценку психической активации, эмоционального тонуса и напряжения, на выявление трудностей и проблем при переходе на дистанционное обучение (т. е. на степень их готовности), на отношение студентов к формату онлайн-обучения.
Кулагина И. В. Особенности смысложизненных ориентаций личности в среднем возрасте // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 6 (июнь). – С. 154–160. – URL: http://e-koncept.ru/2022/222006.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
Основной особенностью среднего возраста является процесс и результат переоценки ценностей и смысла собственной жизни и деятельности, что обусловливает актуальность рассмотрения именно этих аспектов применительно к мужчинам и женщинам данного возрастного периода. Мы предположили, что трансформация смысловой сферы личности среднего возраста имеет гендерную специфику. С этой целью было организовано эмпирическое исследование. Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу, а также позволили выделить основные особенности смысложизненных ориентаций женщин и мужчин среднего возраста.
Илич М. , Чапала Т. В. Психологические причины возникновения и динамика распространения гастроэнтерологических заболеваний (в период с начала Великой Отечественной войны до пандемии COVID-19 // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – № 5 (май). – С. 156–165. – URL: http://e-koncept.ru/2022/222005.htm
Полный текст статьи Читать онлайн
В статье авторы рассматривают динамику распространения заболеваний желудочно-кишечного тракта и возможное влияние психологических причин на формирование заболеваний данной нозологической группы. Также авторы анализируют данные официальной медицинской статистики России и зарубежные психологические исследования в период с 1939 по 2020 г. (с начала Великой Отечественной войны до пандемии COVID-19). В работе представлены выводы о том, что распространение заболеваний органов пищеварения носит динамический характер и наблюдаются изменения в их характеристиках. В каждом десятилетии проявляются определенные характерные психологические особенности у пациентов с гастроэнтерологическими заболеваниями, что позволяет заключить: в постпандемический период инфекции COVID-19 можно ожидать рост заболеваний, так как наблюдается отчетливая связь эмоционального состояния человека и соматических проявлений в условиях высокого стресса и постстрессовом периоде, что отражается на работе органов пищеварения. Одна из задач психологов направления «Психология здоровья» – профилактика соматических заболеваний и сохранение психологического здоровья путем просвещения и формирования здоровых привычек жизни, что может оказать значимое влияние на профилактику заболеваний гастроэнтерологического профиля.