Личностно-ориентированный подход в обучении школьников иностранному языку

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шех Т. В. Личностно-ориентированный подход в обучении школьников иностранному языку // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2011. – 2 квартал 2011. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2011/11205.htm.
Аннотация. В статье раскрываются особенности личностно-ориентированного подхода в обучении школьников на уроках иностранного языка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шех Татьяна Владимировна,учитель английского языка МОАУ «Лицей №21», г. Киров

Личностноориентированный подход в обучении школьниковиностранному языку

Аннотация. В статье раскрываются особенности личностноориентированного подхода в обучении школьников на уроках иностранного языка.Ключевые слова: личностноориентированный подход, познавательнаядеятельность,творческая активность.

В современном обществе высоко ценятся образованность, школа и учительство. Образование рассматривается как одна из важнейших жизненных ценностей. Однако российские школьники и их родители уже не видят в школе единственный образовательный институт, а ищут дополнительные возможности для получения качественно нового уровня образования, который позволил бы поступить в престижный вуз, получить востребованную специальность.В нормативных документах о школьном образовании государство приоритетной целью ставит подготовку выпускника школы к успешному вхождению в социум и формирование его способности и готовности стать субъектом всей своей жизни. Учитель также является одним из субъектов образовательной деятельности. Но он зачастую ориентируется лишь на итоговые результаты знаний и навыков учащихся, выраженные в балах ЕГЭ. Важнейшим противоречием системы школьного образования для учителя является противоречие между научнопедагогической теорией и образовательной реальностью, вызывающее непонимание ценностносмысловых установок личностноориентированного обучения.В современном российском обществе возникает противоречие между растущим уровнем требований, предъявляемых к современному человеку, условиями жизни в обществе и отстающим от этих требований уровнем социальнопсихологической и практической готовности выпускника школы. Эти противоречия проявляются в рамках как всей системы школьного образования, так и относительно преподавания каждого учебного предмета. Поскольку учебный предмет «иностранный язык» является обязательным в системе российского школьного образования, то многие из перечисленных выше противоречий и проблем относятся и к нему. Ориентация всей системы школьного образования на создание условий для становления свободной, развитой и культурной личности, способной жить в постоянно меняющемся мире и изменять его, требует и изменения общих подходов, целей, содержания и методов преподавания каждого учебного предмета. Личностноориентированный подход, направленный на развитие личностного потенциала каждого ученика, на полноценное развитие всех сторон еголичности и субъектности в процессе социализации, и является таким общим подходом в образовании.Ключевые положения личностноориентированного образования рассмотрены в работах В. В. Серикова, В. В. Бондаревской, В. С. Ильина, В.И.Слободчикова, А.П.Тряпицыной, Р. Дрейвера, Дж. Найсбитта, М. Полани, Дж. Шваба и др.(см., например, [1]).Психологи считают активную и сознательную включённостьрастущего человека в различные виды деятельности и общения, в процессе которых огромное значение имеет становление самосознания, формирование направленности личности, её культуры и мировоззрения, получение культурноисторического опыта важнейшими условиями становления личности. Чтобы стать пригодными для моделирования в школьном образовательном процессе, эти условия должны быть подвергнуты методической интерпретации. Ориентируясь на общепедагогические условия становления личности, необходимо учитывать специфику учебного предмета «иностранный язык». Мы рассматриваем личностноориентированный подход в обучении иностранным языкам как один из основных подходов в общей системе целенаправленного процесса образования. Результатом этого процесса мы видим целостнуюличность выпускника школы: способного, готового и мотивированного на дальнейшее самоопределение, саморазвитие, самообразование. В последние десятилетия в методике обучения иностранным языкам наметился переход от узкого рассмотрения целей и содержания предмета (обучение соответствующим коммуникативным навыкам и умениям) к широкому пониманию его возможностей в плане становления личности учащегося. Данная проблема рассматривалась в трудах А. А. Леонтьева, И. А. Зимней, Е.И.Пассова, Е.С.Полат, Н. И. Гез, В. В. Сафоновой, Н.Ф. Коряковцевой и др.(см., например, [2]). Новый Госстандарт по иностранным языкам определяет личностноориентированный подход как один из базовых. В.П.Кузовлевым, В.В.Сафоновой, О.Л.Грозой, О.В.Афанасьевой, Т.Б.Клементьевой и др. разработаныновые УМК. В чём особенность нашей работы? Мы считаем, что личностноориентированный подход в обучении начинается уже с того, как учитель обращается к детям. Надо иметь мужество, чтобы, несмотря на любые жизненные неурядицы, войти в класс с улыбкой и сказать такое важное: «Goodmorning, children!». Каждая минута урока воспитывает. И учитель учит на уроках не только своей науке, но и правде, справедливости, честности, мужеству, доброте. Необходимо, прежде всего, видеть Личность в каждом ученике. Нормальныйребенок, если он не болен, живо реагирует на все, что происходит на уроке. На реплики, на шутки, на интересную информацию. Абсолютная тишина на уроке –далеко не идеальное условие обучения. Это хорошо знают физиологи и психологи. Личностноориентированныйподход предполагает от учителя создавать в классе атмосферу хорошего настроения. Любой врач скажет, что хорошее настроение, улыбка, смех –лучшее лекарство. Ненормально, когда при ответе ученик испытывает страх, тревожность, подавленность. Без доброго отношения учителя к ученику, без ободрения не родится на уроке общение, а без общения нет воспитания. Ещё В.А. Сухомлинский говорил: «Самое главное, дорогие друзья, –это видеть в своем ученике живого человека. Умственный труд ребенка, его успехи и неудачи в учении –это его духовная жизнь, его внутренний мир, игнорирование которого может привести к печальным результатам. Мое сердце сжимает боль, когда я вижу школьника, который не может понять, что ему объясняется на уроке и получает двойку. Учитель, поставивший ему двойку, представляется ему самым несправедливым в мире человеком»[3]. Личностноориентированный подход требует от учителя избрание приемов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности на уроке, стимулирование учеников к осуществлению коллективного и индивидуального типа, вида задания, формы его выполнения. Мы развиваем в детях творческую активность, любознательность, инициативность, самостоятельность, побуждаем желание знать, веру в свои способности и память, волюи ум. Как средство поощрения, активно используем похвалу. Она пробуждает веру в собственные силы даже у самых слабых учеников. Внимательное отношение учителя к победам учеников значит очень многое. Доброе слово, похвалу можно и даже нужно записывать в тетради (часто за хорошо выполненную работу, записываем в тетрадях «welldone!»). Похвала окрыляет учеников, вселяет новые силы. Создание на уроках ситуации успеха является одним из приоритетных задач личностно ориентированного обучения. Раскрепости неуемную энергию школьника, укрепи его веру в свои силы, направь их в нужном направлении –и ряды неуспевающих поредеют. Как правило, своих учеников на уроке мы разделяем на группы по 4 человека. Это разделение происходит не по уровню обученности («отличник», «хорошист», «троечник»), а по учету индивидуальных (интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных) особенностей ученика, его темперамента, характера восприятия учебного материала, по типу памяти. И более слабым есть за кем «тянуться». Такая методика обеспечивает качественную передачу учебной информации учителем и осознанное восприятие её учащимися.На своих уроках мы широко используем такие методы, как дискуссия, диспут, метод проблемной ситуации, различные ролевые игры, метод творческого самовыражения, проекты и др.Формирование исследовательских компетенций как освоенных учащимися способов деятельности было провозглашено одной из целей преобразования российской системы образования и директивно зафиксировано в «Концепции модернизации российского образования напериод до 2010 года». Проектная деятельность учащихся является одним из направлений личностно ориентированного обучения. Мы учим своих детей «добывать» знания, ибо именно «добытые» знания намного прочнее закрепляются в сознании и это развивает познавательный интерес учащихся. УМК В.П. Кузовлев предполагает выполнять проект в конце каждого раздела (Unit), т. е. фактически по каждой теме учебного материала. Личностноориентированная система обучения, опираясь на то, что личность –это единство психических свойств, составляющих её индивидуальность, реализует своей технологией важный психологопедогогический принцип индивидуального подхода, согласно которому в учебновоспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ученика. При этом, на наш взгляд, создаются оптимальные условия, содействующие развитию личности ученика посредством возрастной ведущей учебной деятельности. Поэтому личностноориентированная система обучения стимулирует ученика к совершению осознанных поступков за счёт обеспечения постоянных условий для самопознания, самосовершенствования, самовоспитания. Занимаясь по личностноориентированной системе обучения, ученик: –получает возможность взглянуть на себя изнутри и извне, сравнивая себя с другими учащимися с целью оценить свои поступки и поведение; –учится преодолевать собственные эмоциональные барьеры;–учится управлять собой через постоянные влияния на учебные и жизненные ситуации; –учится продуктивному общению и иноязычной культуре и т. д.Личностноориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика –субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося.Так в чём же отличие традиционного обучения от личностноориентированного? Приведём сравнительную характеристику, применяемую на уроках для повышения эффективности развития логического мышления учащихся(табл. 1).

Таблица 1Сравнение аспектов традиционного и личностноориентированного обучения

Традиционное обучениеЛичностноориентированное обучениеОриентир на коллективную и фронтальную работу учениковОриентир на самостоятельную работу, собственные открытия учащегосяРабота с группами различной успеваемости

Работа с каждым учеником, выявление и учёт его склонностей и предпочтенийИспользуется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний «среднего ученика»Используется дидактический материал, соответствующий успеваемости и способностям того или иного ученикаУстанавливается одинаковый для всех учащихся объём знаний и подбирается связанныйс ним учебный материал.Устанавливается объём знаний для каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и подбирается соответствующий учебный материалУчебные задания следуют от простого к сложному и делятся на определённые группы сложности.Сложность учебного материала выбирается учеником и варьируется учителемСтимулируется активность класса (как группы)Стимулируется активность каждого ученика с учётом его возможностей и индивидуальных склонностейУчитель планирует индивидуальную или групповую работу учениковУчитель предоставляет возможность выбора групповой или только собственной работыПедагог задаёт для изучения общие для всех темыТемы согласуются с познавательными особенностями учащегосяСообщение новых знаний только преподавателемПолучение новых знаний при совместной деятельности учителя и учащихсяОценка ответа учащегося только учителемСначала оценка ответа самим учащимся, потом учителемОпределение объёма, сложности и формы домашнего задания учителемВозможность выбора учащимся объёма, сложности и формы домашнего заданияУчителя не интересуют стратегии познания учащихся, а важны исключительно конечные или промежуточные результаты обученияУчитель помогает учащимся осознать их познавательные стратегии, организует их обсуждение и «обмен»способами познания

Таким образом, личностноориентированное образование отличается от традиционного тем, что оно предполагает обязательную опору на внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся: знание того, как учащиеся решают задачи, выполняют творческие работы, умеют ли они проверить правильность собственной работы, скорректировать её, какие умственные операции они должны выполнить для этого и т.д.Личностноориентированное образование в рамках обучения иностранным языкам позволяет ставить и решать множественные цели. Включаясь в содержательное общение, в размышления, познание, взаимодействие с культурными объектами через использование иностранного языка, каждый ученик при соблюдении ряда условий формирует собственныеидеи, представления; овладевает новымиспособами и стратегиями действийв различных видах деятельности, решая реальные проблемы; определяется в собственной позиции,отношениях, ценностях,составляющих направленность личности; расширяет набор используемых в деятельностисредств(как языковых, так и неязыковых). Учащийся использует иностранный язык как средствосодержательного общениясо сверстниками; как средствообщения с самим собой(во внутренней речи в режиме внутреннего диалога); овладевает способами критического мышления при решении различных проблем. Характер, содержание и уровень владения этими новообразованиями определяют особенности и свойства личности, субъектности учащегося, его мировоззрение и жизненную позицию, проявляются в действии механизмов самоопределения и саморегуляции в деятельности, выполняемой как на иностранном языке, так и на родном.

Ссылки на источники1.Ильин В. С. Формирование личности школьника (целостный процесс). –М., 1984. –144 с.2.Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. –М., Просвещение, 1969. –214 с.3.Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.–К.:Рад. шк. 1985.–557с.

ShehTatyana,Englishteacher"Lyceum № 21", KirovStudentcentered approachlearning a foreign language schoolAbstract.The article describes the features of a studentcentered approach to teaching students to foreign language lessons.Keywords:studentcentered approach, cognitive activity, creative activity.

Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»