О направлениях развития Лицея № 21 города Кирова

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кожевникова Л. Д. О направлениях развития Лицея № 21 города Кирова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2011. – 3 квартал 2011. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2011/11303.htm.
Аннотация. В статье в историческом разрезе раскрываются основные направления развития инновационного образовательного учреждения – Лицея № 21 г. Кирова. Описываются наиболее значимые достижения учащихся и педагогического коллектива лицея, намечаются перспективы дальнейшего развития.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кожевникова Любовь Дмитриевна,директор МОАУ «Лицей № 21»,г. Кировschoolk21@mail.ru

О направлениях развития Лицея № 21 города Кирова

Аннотация.В статье в историческом разрезе раскрываются основные направления развития инновационного образовательного учреждения –Лицея № 21 г.Кирова.Описываются наиболее значимые достижения учащихся и педагогического коллектива лицея, намечаются перспективы дальнейшего развития. Ключевые слова:образовательная инициатива «Наша новая школа», система «Школа 2100», инновационное образовательное учреждение, направления развития образовательного учреждения.

История средней общеобразовательной школы № 21 города Кирова начинается с 1 сентября 1976 года. 1976–1991 годы стали периодом становления и роста авторитета школы в городе, этапом приобретения педагогическим коллективом профессионального мастерства.В 1992 году в школе были открыты гимназические классы; в 2001году –классы с углубленным изучением отдельных предметов, а с 26 марта 2009 года у школы новый статус –статус Лицея.Создание Лицея –не просто веление времени, не дань моде и не погоня за громкими титулами, а осознанная необходимость педагогического коллектива Лицея в перестройке своей деятельности на развитие творческой личности школьника. Этот вид образовательного учреждения избран нами как наиболее удовлетворяющий запросам родителей и учащихся микрорайона, отвечающий главной цели программы модернизации системы образования.«Всякий новыйвек, давая нам новое знание, дает нам новые глаза», –писал великий Г. Гейне[1].Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения в условиях реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»[2]можно назвать «новыми глазами» образования, поскольку именно в формате стандарта зафиксированы требования государства и общества к целям образования. Обновление образовательных стандартов–это первое из пяти ключевых направлений развития общего образования.Мы уже не раз убеждались в правильности выбора образовательной системы «Школа 2100» [3], по которой наши учителя начальной школы работают более 10 лет.Система «Школа 2100» –это развивающее образование для современной школы, условие для развития функционально грамотной личности –человека самостоятельного, познающего, умеющего жить среди людей; это современная научно обоснованная и проверенная практикой образовательная система, рекомендованная Российской академией образования. Авторский коллектив образовательной системы «Школа 2100» –лауреат премии Правительства РФ 2008 года в области образования за теоретическую разработку основ образовательной системы нового поколения и её практическую реализацию в учебниках. На данный момент 11 регионов России: Республики Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Чувашия; Ивановская, Костромская, Псковская, Ростовская, Ярославская области, Краснодарский край, г.СанктПетербург –участвует в эксперименте. В школах –экспериментальных площадках происходит внедрение алгоритма организации преемственности начальной и основной школы в условиях принятия педагогами общих целей, использования единого комплекта учебников и единых образовательных технологий.

Система «Школа 2100» охватывает все ступени образования: дошкольное и предшкольное, начальную школу, основную школу, среднее специальное, высшее образование. Она наиболее полно и последовательно реализует принцип непрерывности и преемственности в образовании: одними и теми же авторскими коллективами подготовлены пособия для дошкольников, учебники для начальной, основной и старшей школы по всем образовательным областям; во всех учебниках предлагается новое содержание и общие педагогические технологии (проблемнодиалогическое обучение, технология формирования типа правильной читательской деятельности, технология оценивания образовательных достижений); есть полное методическое обеспечение ко всем учебникам (методические рекомендации, контрольные работы, рабочие тетради, наглядные пособия). Это не «жесткая» система, она дает простор творчеству учителя и детей. Она позволяет уже в начальной школе выявить одаренных и талантливых детей, а работа с одаренными детьми –одно из направлений инновационной деятельности лицея.

«Именно педагог должен в первую очередь заботиться о постоянном восхождении своего ученика с одной ступени на другую, что и является необходимым условием успешного обучения», –писал мыслитель древности Платон[4]. Анализ результатов обучения показывает, что наш коллектив успешно справляется со своей главной задачей –обеспечивает качественное образование, что школа является своеобразной школой успеха.Второе ключевое направление развития общего образования –это система поддержки талантливых детей. Наверное, можно сказать, что в нашей школе сложилась система работы по выявлению и поддержке талантливых детей.Начало ей было положено ещё в 1992году, когда по инициативе В.Н.Куликова, бывшего директора школы, руководившего педколлективом17 лет, и запросам родителей и учащихся, были открыты гимназические классы, затем классы с углубленным изучением русского и английского языков, литературы, математики, физики, химии, биологии, а с мая 2009 года у школы статус Лицея. Направления лицейского образования –естественнонаучное, физикоматематическое и гуманитарное.Многие полагают, что работать с одаренными детьми легко. Считают, что одаренные дети –это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение, здесь должно сработать правило: «Не навреди!».Основная работа с одаренными детьми проводится на уроке. Задача учителя –сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития. А это зависит от каждодневного труда учителя, его такта и душевной щедрости.В нашей школе обучается много талантливых ребят. За последние четыре года на региональном уровне Всероссийской олимпиады школьников 29 учащихся Лицея получили дипломы победителя: на заключительном этапе –3 диплома; остальные –призеры олимпиад. Мы с гордостью говорим о том, что выпускница 2008 года Анастасия Зыкова заняла 3е место в международной олимпиаде по биологии. Дипломами и грамотами Министерства образования и науки награждены тринадцать воспитанников школы, трое –удостоены премии Президента РФ, десять учащихся включены в Большую энциклопедию «Лучшие люди России». 2010–2011 учебный год, как нам кажется, был самым успешным: пять стобалльников, из них Корчемкина Татьяна –единственная в области получила 100 баллов по математике; 6 победителей и призеров заключительного этапа олимпиад по физике, информатике, астрономии, технологии; шесть выпускников закончили школу с медалью: трое –с серебряной, трое –с золотой. Одним из необходимых условий в работе с одаренными детьми является принцип, учитывающий специфику интересов, склонностей учащихся. Он реализуется через занятия по собственному выбору ребенка в рамках дополнительного образования. Ежегодно системой дополнительного образования бывает охвачено около 96% учащихся школы. Любой ученик может найти себе занятие по интересам и реализовать свои способности. Как результат –их учебные успехи: стопроцентная успеваемость, высокое качество знаний и достаточно неплохие результаты ЕГЭ: средний балл по каждому сдаваемому предмету в форме ЕГЭ выше областных показателей.Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация исследовательских объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвиженияв предмете. В нашем Лицее в 6 классе учится Ян Катречко, ставший в этом году призером городской олимпиады по биологии среди учащихся 8х классов. По итогам первого полугодия он переведен в 7 класс. Если в конце учебного года Ян сдаст все зачеты и переводные экзамены, то в следующем учебном году он будет учиться в 8 классе. Следует отметить, что в работе с одаренными детьми, вовлечение их в проектную и исследовательскую деятельность огромную и существенную помощь и поддержку нам оказывают преподаватели Вятского государственного гуманитарного университета и Центра дополнительного образования одаренных детей М. А. Бакулева,М.В.Гырдымов,К.А.Коханов, О. А. Пестов. Мы им очень благодарны и надеемся на дальнейшее с ними сотрудничество.Для достижения позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, формирования умений и навыков практической деятельности, профессионального ориентирования с 2001 года на базе школы организуем летние профильные лагеря: математический, экологический, лингвокраеведческий. Вот уже трижды перед началом учебного года учащиеся школы, учителя, студенты ВятГГУ на базе загородного лагеря «Спутник» принимают участие в специализированной смене –сборе актива «Юношеская интенсивная школа научного творчества «Прорыв»». Инициаторами, организаторами этого движения являются П.М.Горев, который начинал свою педагогическую деятельность в нашей школе, будучи студентом, сейчас это кандидат наук, наш научный руководитель, и В.В.Утемов, руководитель одноименной конкурсной программы –победителя областного конкурса программ в сфере отдыха, оздоровления и занятости молодежи. Третье ключевое направление развития общего образования –развитие учительского потенциала.В стандарте последнего поколения особое внимание уделено роли человеческого ресурса в достижении качественного образования, адекватного вызовам времени. Новая позиция педагога в учебновоспитательном процессе, безусловно, требует иной организации профессиональной подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации.С2006 года школа является образовательной площадкой Института развития образования. В настоящее время методическая тема экспериментальной площадки «Преемственность курсов естественнонаучного образования в системе начального общего, основного общего и среднего общего образования». В 2009 году благодаря настойчивости ректора ИРО Г.А.Русских и А.Н.Лямина, научного руководителя экспериментальной площадки, часть педагоговноваторов нашего Лицея, школы № 56 и Лицея города КировоЧепецка прошли курсовую подготовку в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в городе Петрозаводске. Программа пребывания ещё раз показала необходимость научнометодического сопровождения экспериментальной деятельности, её дальнейшее выстраивание с учетом особенностей направлений работы образовательного учреждения, реализации требований к обновленным образовательным стандартам, обеспечения профессиональной компетентности педагогического сообщества школ через исследовательскую и методическую деятельность.На сегодняшний день педагогический коллектив Лицея отличается своим профессионализмом, стабильностью, творчеством. Из 94 педагогических работников 8 имеют степень кандидата наук, 4 заслуженных учителя, 11 почетных работников образования, пятеро награждены грамотой Министерства образования, есть лауреат премии Тепляшиной, четверо учатся в аспирантуре. По профессиональному составу: учителей высшей категории –41; первой категории –27. По стажу работы: до 10 лет –16; от 10 до 20 лет –28; старше 20 лет –50 учителей. Наши учителя и сами становятся активными участниками конкурсов, олимпиад, грантов различного уровня.Мы уверены, что с таким составом педагогов и в целом трудового коллектива, реализация стратегии государства в области модернизации и развития системы общего образования, нашедшей отражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», возможна.Что касается четвертого направления –современной школьной инфраструктуры, конечно же, хочется, чтобы всё соответствовало требованиям и нормам, но без соответствующих финансовых вливаний, нам ситуацию изменить сложно. Мы стараемся по мере возможности приобретать учебные наглядные пособия для уроков, интерактивное оборудование; в школе проведена локальная сеть, которая соединяет все кабинеты, есть лыжная база, приведена в соответствие с требования к оснащению школьная столовая, раздевалки в спортивном зале, туалетные комнаты; у нас неплохая база в кабинетах технологии и т. д. А потребности растут, чем больше имеешь, тем больше хочется, да и новые требования к материальной базе и оснащению кабинетов с введением ФГОС возросли.Здоровье школьников–пятое ключевое направление развития общего образования. В современной школе неразрывно переплетаются проблемы здоровья и образования. Плохое здоровье, как правило, ограничивает возможности получения образования, а дефекты образования приводят к невосполнимым потерям здоровья детей.В данном направлении мы работаем с 1993 года, когда в нашей школе был открыт Центр психического здоровья. Здесь работают детский психотерапевт, психолог, процедурная сестра. Они проводят курс лечения, включающий лечебную физкультуру, массаж, траволечение. В лицее введен третий час физкультуры, 1 раз в четверть проводим Дни здоровья, анализируем, корректируем объем учебной нагрузки и домашнего задания, проводим различные беседы, игры, собрания по формированию у учащихся мотивов здорового образа жизни, но цифры неумолимы: количество детей с нарушением осанки и зрения растет. Хочется закончить выдержкой из послания Д.А. Медведева Федеральному собранию РФ: «Мы обновляем страну, обновляем общество, меняем нашу жизнь, меняемся сами. И по большому счету всё, что мы делаем, мы делаем для тех, кого любим сильнее всего –для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас, чтобы они были лучше, чем мы, чтобы смогли сделать то, что, может быть, не успеем сделать мы. Чтобы из их успехов сложилось успешное будущее нашей великой России».

Ссылки на источники1.Генрих Гейне. Мысли и афоризмы / Сост. К. Душенко. –М.: Эксмопресс, 2000. –192 с.2.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». –URL: http://www.krskstate.ru/ dat/File/krao/projekt1.pdf.3.Образовательная система «Школа 2100» –качественное образование для всех. Сборник материалов / Под науч. ред. Д. И. Фельдштейна. –М.: Баласс, 2006. –320 с. 4.Платон. Диалоги. –М.: АзбукаКлассика, 2007. –448 с.

Kozhevnikova Lyubov’,Director MOAU "Lyceum № 21" Kirovschoolk21@mail.ruOn the directions of the Lyceum № 21 in KirovAbstract. In an article in historical perspective reveals the basic directions of the development of innovative educational institution –Lyceum № 21 Kirov. Describes the most important achievements of students and teaching staff of the Lyceum, and outlines the prospects for further development.Keywords:education initiative "Our New School" and the system "School 2100", an innovative educational institution direction development of educational institutions.

Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»