Формирование технологических компетенций у специалистов по социальной работе с безработными
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Фирсов
В.
А.,
Григорьева
М.
И. Формирование технологических компетенций у специалистов по социальной работе с безработными // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2012. – №10 (Октябрь). – С.
21–25. – URL:
http://e-koncept.ru/2012/12133.htm.
Аннотация. Статья посвящена обоснованию актуальности и описанию процесса формирования технологических компетенций у специалистов по социальной работе с безработными. Авторы описывают особенности безработных как социальной группы, предлагают теоретико-методологические подходы, в рамках которых возможно формирование технологического подхода к деятельности специалистов, а также говорят о самих технологических компетенциях, необходимых для специалистов по социальной работе с безработными.
Ключевые слова:
технологические компетенции, технологический подход, социальная работа с безработными
Текст статьи
Фирсов Владислав Алексеевич,кандидат философских наук, заведующий кафедрой философии ФГБОУ ВПО «Пермская государственная фармацевтическая академия Минздрава России», г. Пермьf.firsov@rambler.ru
Григорьева Милана Игоревна,старший преподаватель кафедры социальной работы ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермьmilanagrekhova@list.ru
Формирование технологических компетенций у специалистов по социальной работе с безработными
Аннотация.Статья посвящена обоснованию актуальности и описанию процесса формирования технологических компетенций у специалистов по социальной работе с безработными. Авторы описывают особенности безработных как социальной группы, предлагают теоретикометодологические подходы, в рамках которых возможно формирование технологического подхода к деятельности специалистов, а также говорят о самих технологических компетенциях, необходимых для специалистов по социальной работе с безработными.Ключевые слова:технологические компетенции, технологический подход, социальная работа с безработными.
Характерной чертой современной социальногуманитарной теории и практики является ее технологизация, то есть усиление процессов оптимизации социального пространства, преодоления его разбалансированности на основе инновационного метода освоения социальной действительности, активного воздействия на развитие социальных систем с использованием социальных технологий, что предполагает не только совершенствование познавательных компонентов, использование методов социальной диагностики в теории и практике социальной деятельности, но и активные способы ее изменения и совершенствования: актуализацию и активизацию процессов мотивации, обучения, инновирования как субъектов управления, так и социальных систем в целом [1]. Технологическое мышление становится необходимым качеством современных специалистов социальногуманитарного профиля. Необходимость поиска и применения эффективных и наименее затратных с ресурсной точки зрения способов решения социальных проблем клиентов, а затем описания наиболее успешных практик с целью их дальнейшего совершенствования и реализации, вынуждает современных специалистов по социальной работе не просто осуществлять практическую деятельность по содействию клиентам в разрешении их социальных проблем, но и разрабатывать и внедрять технологии социальной работы с определенными категориями населения, технологии преодоления и профилактики социального неблагополучия. Умение специалистов по социальной работе технологически мыслить особо важно, когда он участвует в социальном проектировании, социальном прогнозировании, моделировании, осуществляет организационноуправленческую деятельность. Все это чрезвычайно важно и для решения проблемы безработицы, которая, не смотря на активную государственную политику занятости, остается актуальной в современных условиях. Безработные граждане –весьма неоднородная социальная группа, что, безусловно, надо учитывать при разработке технологий социальной работы с ними. Безработные –это общественная группа, состоящая из населения трудоспособного возраста, представляющая носителейпродавцов резервной или отвергнутой рабочей силы, в определенный момент времени или навсегда выпадающей из рынка труда, как невостребованный товар, или теряющей свойства быть полезной для капитала [2]. Специалисты социальных служб и служб занятости населения при определении человека безработным руководствуются ст. 3 закона Российской Федерации «О занятости населения», где сказано, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом, в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя [3]. В соответствии с законом «О занятости…» к безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия); занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела; были готовы приступить к работе. При отнесении лиц к безработным должны присутствовать все три критерия, перечисленные выше. В отличие от российской практики, по методологии Международной Организации Труда (МОТ), к безработным могут быть отнесены учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимались поиском работы и были готовы к ней приступить. По определению МОТ занятым (нанятым на работу) населением считаются лица 16 лет и старше, которые предоставляют свой труд для производства товаров и услуг, получают за это оплату, прибыль или семейную выгоду в течение любого периода (разово, в течение недели или более). Занятыми считаются и все люди, которые имели работу или предприятие, но отсутствовали на той работе или предприятии в течение определенного периода на временном основании: люди, которые были больны, на каникулах, в отпуске, декретном отпуске, забастовке или были временно уволены [4]. Следовательно, с одной стороны, безработные –это часть экономически активного населения страны, часть трудовых ресурсов, которые могут и должны быть задействованы в различных сферах жизнедеятельности. Следовательно, разрабатываемые технологии социальной работы должны быть направлены на активизацию их внутренних ресурсов и ориентацию на деятельный образ жизни.С другой стороны, безработные наряду с наименее квалифицированными рабочими и служащими, лицами, не имеющими профессий, вынужденными мигрантами и переселенцами, многодетными матерями, пенсионерами и инвалидами, согласно стратификационной модели Т. И. Заславской, относятся к узкому и маловлиятельному низшему слою российского общества. Основными чертами этой группы М. М. Горбатова и В. В. Нинштиль называют очень низкий личный и семейный доход, малое образование, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы, а также низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социальноэкономическим условиям переходного периода [5]. При этом Т. И. Заславская, говоря о представителях данного социального слоя, дает им следующие социальнопсихологические характеристики:–слабость гражданских, достижительных и либеральных ценностей, высокая ценность покоя и воли, рассматриваемых как отсутствие внешнего принуждения и внешних ограничений;–глубокое отчуждение от власти, недоверие к ее институтам, инициативам и реформам, сочетающееся с патерналистскими ожиданиями в адрес государства;–высокую значимость личностных и социальных сетей, преобладание ориентаций на семью или узкий круг близких людей, коллективизм, взаимопомощь;–неразвитость рациональных мотиваций, неодобрительное отношение к богатству, нерасчетливость поведения;–слабое уважение к формальноюридическим нормам, сниженный уровень моральных запретов, склонность к анархии;–слабую гражданскую активность, отсутствие навыкаборьбы за свои права, предпочтение стратегий скрытого саботажа при сохранении внешней покорности власти [6].Из вышесказанного следует, что безработные, как представители низшего слоя российского общества, обладают рядом социально опасных характеристик. Поэтому социальная политика и социальная работа должны быть направлены на повышение социальной активности данной категории населения, содействие максимальному развитию и реализации человеческогои профессиональнотрудового потенциала. Ю.М.Наумова справедливо замечает, что безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, может быть остановлен. Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкого душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но и тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспосабливаться к существенно изменившимся социальноэкономическим условиям [7]. Все это еще раз подчеркивает актуальность технологического подхода к решению проблемы безработицы и необходимость формирования технологических компетенций у специалистов по социальной работе с безработными.Технология социальной работы с безработными представляет собой совокупность приемов, методов и воздействий, оказываемых специалистами социальных и медицинских служб, служб занятости населения, сервисных и правозащитных некоммерческих общественных организаций (НКО), кадровых служб и иных социальноориентированных организаций, учреждений и предприятий или их структурных подразделений по обеспечению адресного, индивидуального подхода к организации процесса социального сопровождения при трудоустройстве лиц, оказавшихся в ситуации безработицы [8]. Технологический подход дает возможность для организации системной, комплексной, ориентированной на индивидуальные особенности клиентов социальной деятельности, с одной стороны, максимальному использованию возможностей и ресурсов как самого безработного, так и служб занятости, с другой, а также учету особенностей регионального рынка труда и потребностей работодателей, с третьей.Однако,сегодня, когда заходит речь о практике социальной работы, в том числе с безработными, нередко можно встретить скептическое отношение к возможности и необходимости ее технологизации. Эта позиция характерна, прежде всего, для тех, кто полагает, что социальная работа носит исключительно творческий характер и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников. Без сомнения, не всякие действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации. Однако не следует недооценивать роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, что социальная работа –это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми.Все это говорит о необходимости развития технологического мышления и технологический компетенций у специалистов по социальной работе, в том числе, работающих с безработными, под которыми можно понимать способность специалистов по социальной работе с безработными разрабатывать и эффективно применять социальные технологии содействия занятости и трудоустройству безработных, содной стороны, и технологии решения проблемы безработицы, в целом.Процесс осознания необходимости формирования технологических компетенций у специалистов по социальной работе в России начался еще в конце 90х гг. XXвека, М.В. Фирсов, Г.П. Медведева, Е.И. Холостова в своих работах говорили о профессиональных и личностных требованиях к специалисту по социальной работе. Существенный вклад в исследование проблемы профессиональных и личностных требований к специалистам по социальной работе внесла Н.Б. Шмелева, сформулировав методологические подходы к профессиональноличностному развитию специалистов по социальной работе [9]:–антропологический подход, заключающийся в наделении социальной работы гуманистическим смыслом, обеспечении индивидуального, адресного подхода в работе с клиентами;–системноценностный подход, который предполагает комплексность, междисциплинарность, последовательность, взаимодополняемость в работе с клиентами, основанная на общечеловеческих ценностях и принципах социальной работы;–
личностнодеятельностный подход, суть которого, по мнению Н. Б. Шмелевой, заключается в том, что «профессиональная деятельность социального работника задает ему определенные личностные параметры, которые объективно отражают ее функциональную структуру и создают объективные предпосылки ее реализации» [10];–культурологический подход, в соответствии с которым профессиональноличностное развитие социального работника есть явление культуры, а сама культура социального работника –составляющая его жизнедеятельности;–индивидуальнотворческий подход,который, на наш взгляд, связан с тем, что деятельность социального работника и как профессионала, и как личности проявляется с помощью ее творческой компоненты. По сути социальная работа –это есть процесс социального творчества [11], это активность субъекта в процессе преобразования окружающей действительности, создания материальных и нематериальных ценностей;–акмеологический подход, способствующий саморазвитию и активизации внутренних ресурсов личности.В качестве теоретической основы формирования технологических компетенций можно использовать и исследование В. Н. Горбунова, который предлагает в качестве теоретическометодологической основы формирования технологических компетенций использовать системный, аксиологический, деятельностный, личностноориентированый и контекстный подходы, а также технологический подход, в целом [12].Так, исходя из деятельностного подхода к социальной работе, где социальная работа понимается как разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности, технологическая компетентность специалиста будет означать возможность применениятеоретических знаний при осуществлении практической деятельности по саморазвитию безработного, развитию его ресурсного потенциала в процессе преодоления трудной жизненной ситуации и организации деятельности по «помощи клиентам в их помощи самим себе».Аксиологический подход предполагает наличие в деятельности специалистов определенных ценностных компонентов, руководство такими ценностями, как смыслообразующие профессиональные (уважение к личности клиента и признание самоценности каждого индивида; принятие клиента таким, какой он есть; умение понимать социальную природу человека как уникального создания и др.); ценностиидеалы, отражающие целевые установки социальной работы (социальная справедливость, гуманистический смысл деятельности и др.); процессуальные ценности, отражающие основные принципы социальной работы как деятельности (профессионализм, конфиденциальность, толерантность, адресность и др.); нормативноэтические ценности, отражающиеся в поведении социальных работников (эмпатия, уважение личногодостоинства клиента, его права на самоопределение и т.д.) [13].Личностноориентированный подходдает возможность развития специалисту по социальной работе как личности, способствует увеличению его творческого потенциала при решении проблем клиента, задает вектор его саморазвития как профессионала.Применение системного подходав процессе формирования технологических компетенций у специалистов по социальной работе с безработными позволяет обеспечить целостное восприятие ими окружающей действительности, всесторонне оценить социальную проблему клиента и комплексно подойти к организации процесса ее решения.Использование технологического подходапозволяет организовать деятельность последовательно, поэтапно, ставить ясные и достижимые цели и задачи, определятьсодержание деятельности (подбирать необходимые операции и процедуры ее осуществления, применять необходимые методы организации работы и методики выполнения определенных действий), определять критерии оценки эффективности (результата) деятельности и искатьдругие способы решения проблемы, если она осталась нерешенной.Применение описанных подходов специалистами по социальный работе с безработными позволит сформировать столь необходимые и востребованные на практике технологические компетенции, которые представляют собой систему имеющихся у субъекта деятельности знаний, умений и навыков, наличие условий их творческого применения, наличие возможности организовывать проектную деятельность анализировать эффективность и результаты своей деятельности, в целом, а также умение разрабатывать и внедрять собственные инновационные технологии и методики организации процесса помощи клиентам, находящимся в трудной жизненной ситуации.По мнению Л.А. Осьмук и И.А. Скалабан, формированию профессиональных, в том числе технологических, компетенций у специалистов по социальной работе должно способствовать совершенствование компонентов компетенции: знаний, деятельности (умение–навык–опыт), обладание предшествующими социальнопрофессиональными компетенциями (использование имеющегося опыта применения компетенций в определенных ситуациях и коррекция его в соответствии с новыми целями), желание и готовность реализовывать компетентность (ценности, цели, интерес, мотивацию) [14]. В этом и заключаются основные проблемы формирования и применения технологических компетенций специалистами по социальной работе с безработными:–на уровне знаний –не все специалисты, работающие с безработными, имеют социальногуманитарное образование, не владеют технологической культурой, недооценивают достоинства технологического подхода;–на уровне умений, навыков и опыта –нет практики разработки и использования социальных технологий, зачастую имеет место лишь рутинная работа по постановке безработного на учет в органах занятости населения, выплаты ему социального пособия, предоставления информации о вакансиях, реже –о различных программах органов занятости (профессиональной переподготовке, возможности самозанятости и т.д.);–на уровне использования компетентностных моделей –нет необходимости их реализации, в целом, деятельность специалистов представляет собой набор операций, не образующий технологического процесса.В связи с этим можно рекомендовать организациям, осуществляющим деятельность по социальной работе с безработными, следующее.1.Закрепление в качестве обязательных профессиональных требований к специалистам наличие знаний, умений и навыков в области социальной работы.2.Организацию повышения квалификации, исходя из компетентностноориентированной модели к обучению, формирование технологических компетенций.3.Создание условий для применения технологических компетенций на практике, формирование мотивации специалистов для этого.
Ссылки на источники1.Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы. –Владивосток: Издво ДВГТУ, 2002. –92 с.2.Файзуллин И.Ф. Безработица и основные пути ее сокращения: автореф. дис. ... канд. соц. наук.–Уфа, 2007.3.О занятости населения: Закон Российской Федерации от 19апреля1991г. №10321.4.Employment and unemployment. СайтМеждународнойорганизациитруда.–URL: http://www.ilo.org/global/What_we_do/Statistics/topics/Employment/lang-en/index.htm.5.Горбатова М.М., Нинштиль В.В.Исследование социальнопсихологических характеристик и ценностносмысловых ориентаций группы рабочей интеллигенции. –URL: http://kemsu2.narod.ru/2.3.htm.6.Заславская Т.И.Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. –М.: Дело, 2004. –400 с.7.Наумова Ю.М. Социальный механизм регулирования безработицы в крупном провинциальном российском городе (на примере г. Пенза): автореф. дис.…канд. соц. наук. –Пенза, 2007.8.Фирсов В.А., Григорьева М.И. Технология социальной работы с безработными. –Пермь, 2010. –207 с.9–10. Шмелева Н.Б. Личность–профессионализм–деятельность в социальной сфере. –Ульяновск: УлГУ, 2007. –340 с.11.Пэйн М. Социальная работа: современная теория/ под ред. Дж. Камплинга. –М., 2007. –400 с.12.Горбунов В.Н. Формирование технологической компетентности будущего учителя технологии в процессе его профессиональной подготовки: автореф. дис... канд. пед. наук. –Шуя, 2010.13.Шухарева О.Н.Социокультурные ценности социальной работы: социологический анализ: автореф.дис. ... канд. соц. наук.–Екатеринбург, 2008.14.Осьмук Л.А., Скалабан И.А. Учебнопроизводственная практика по направлению 521100, 040400 «Социальная работа» в контексте компетентностноориентированного подхода к обучению. –Новосибирск: Издво НГТУ, 2010. –321 с.
Firsov Vladislav,Candadate of Philosophical Science, associate professor, the Head of Philosophy department, Perm State Pharmaceutical Academy, Perm f.firsov@rambler.ru
Grigoryeva Milana,Senior lecturer of Social Work department of Law faculty, Perm State University (PSU), Permmilanagrekhova@list.ru
Formation of technological competence at socialworkers with unemployed peopleAbstract. This article is devoted to justification of an urgency and the description of process of formation of technological competences at social workers with the unemployed. Authors describe features of the unemployed as social group, offer theoretical and methodological approaches within which formation of a technological approach to activity of experts is possible, and also speak about the technological competences which are necessary for social workers with the unemployed.Keywords:technological competences, technological approach, social work with the unemployed. ISSN 2304120X
Григорьева Милана Игоревна,старший преподаватель кафедры социальной работы ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет», г. Пермьmilanagrekhova@list.ru
Формирование технологических компетенций у специалистов по социальной работе с безработными
Аннотация.Статья посвящена обоснованию актуальности и описанию процесса формирования технологических компетенций у специалистов по социальной работе с безработными. Авторы описывают особенности безработных как социальной группы, предлагают теоретикометодологические подходы, в рамках которых возможно формирование технологического подхода к деятельности специалистов, а также говорят о самих технологических компетенциях, необходимых для специалистов по социальной работе с безработными.Ключевые слова:технологические компетенции, технологический подход, социальная работа с безработными.
Характерной чертой современной социальногуманитарной теории и практики является ее технологизация, то есть усиление процессов оптимизации социального пространства, преодоления его разбалансированности на основе инновационного метода освоения социальной действительности, активного воздействия на развитие социальных систем с использованием социальных технологий, что предполагает не только совершенствование познавательных компонентов, использование методов социальной диагностики в теории и практике социальной деятельности, но и активные способы ее изменения и совершенствования: актуализацию и активизацию процессов мотивации, обучения, инновирования как субъектов управления, так и социальных систем в целом [1]. Технологическое мышление становится необходимым качеством современных специалистов социальногуманитарного профиля. Необходимость поиска и применения эффективных и наименее затратных с ресурсной точки зрения способов решения социальных проблем клиентов, а затем описания наиболее успешных практик с целью их дальнейшего совершенствования и реализации, вынуждает современных специалистов по социальной работе не просто осуществлять практическую деятельность по содействию клиентам в разрешении их социальных проблем, но и разрабатывать и внедрять технологии социальной работы с определенными категориями населения, технологии преодоления и профилактики социального неблагополучия. Умение специалистов по социальной работе технологически мыслить особо важно, когда он участвует в социальном проектировании, социальном прогнозировании, моделировании, осуществляет организационноуправленческую деятельность. Все это чрезвычайно важно и для решения проблемы безработицы, которая, не смотря на активную государственную политику занятости, остается актуальной в современных условиях. Безработные граждане –весьма неоднородная социальная группа, что, безусловно, надо учитывать при разработке технологий социальной работы с ними. Безработные –это общественная группа, состоящая из населения трудоспособного возраста, представляющая носителейпродавцов резервной или отвергнутой рабочей силы, в определенный момент времени или навсегда выпадающей из рынка труда, как невостребованный товар, или теряющей свойства быть полезной для капитала [2]. Специалисты социальных служб и служб занятости населения при определении человека безработным руководствуются ст. 3 закона Российской Федерации «О занятости населения», где сказано, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом, в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя [3]. В соответствии с законом «О занятости…» к безработным относятся лица 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период не имели работы (доходного занятия); занимались поиском работы (обращались в службу занятости, к администрации предприятия, использовали личные связи, помещали объявления в печати и др.) или предпринимали шаги к организации собственного дела; были готовы приступить к работе. При отнесении лиц к безработным должны присутствовать все три критерия, перечисленные выше. В отличие от российской практики, по методологии Международной Организации Труда (МОТ), к безработным могут быть отнесены учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды, если они занимались поиском работы и были готовы к ней приступить. По определению МОТ занятым (нанятым на работу) населением считаются лица 16 лет и старше, которые предоставляют свой труд для производства товаров и услуг, получают за это оплату, прибыль или семейную выгоду в течение любого периода (разово, в течение недели или более). Занятыми считаются и все люди, которые имели работу или предприятие, но отсутствовали на той работе или предприятии в течение определенного периода на временном основании: люди, которые были больны, на каникулах, в отпуске, декретном отпуске, забастовке или были временно уволены [4]. Следовательно, с одной стороны, безработные –это часть экономически активного населения страны, часть трудовых ресурсов, которые могут и должны быть задействованы в различных сферах жизнедеятельности. Следовательно, разрабатываемые технологии социальной работы должны быть направлены на активизацию их внутренних ресурсов и ориентацию на деятельный образ жизни.С другой стороны, безработные наряду с наименее квалифицированными рабочими и служащими, лицами, не имеющими профессий, вынужденными мигрантами и переселенцами, многодетными матерями, пенсионерами и инвалидами, согласно стратификационной модели Т. И. Заславской, относятся к узкому и маловлиятельному низшему слою российского общества. Основными чертами этой группы М. М. Горбатова и В. В. Нинштиль называют очень низкий личный и семейный доход, малое образование, занятие неквалифицированным трудом или отсутствие постоянной работы, а также низкий деятельностный потенциал и неспособность адаптироваться к жестким социальноэкономическим условиям переходного периода [5]. При этом Т. И. Заславская, говоря о представителях данного социального слоя, дает им следующие социальнопсихологические характеристики:–слабость гражданских, достижительных и либеральных ценностей, высокая ценность покоя и воли, рассматриваемых как отсутствие внешнего принуждения и внешних ограничений;–глубокое отчуждение от власти, недоверие к ее институтам, инициативам и реформам, сочетающееся с патерналистскими ожиданиями в адрес государства;–высокую значимость личностных и социальных сетей, преобладание ориентаций на семью или узкий круг близких людей, коллективизм, взаимопомощь;–неразвитость рациональных мотиваций, неодобрительное отношение к богатству, нерасчетливость поведения;–слабое уважение к формальноюридическим нормам, сниженный уровень моральных запретов, склонность к анархии;–слабую гражданскую активность, отсутствие навыкаборьбы за свои права, предпочтение стратегий скрытого саботажа при сохранении внешней покорности власти [6].Из вышесказанного следует, что безработные, как представители низшего слоя российского общества, обладают рядом социально опасных характеристик. Поэтому социальная политика и социальная работа должны быть направлены на повышение социальной активности данной категории населения, содействие максимальному развитию и реализации человеческогои профессиональнотрудового потенциала. Ю.М.Наумова справедливо замечает, что безработица, как социальное явление, приводит к обеднению населения. Этот процесс может стать устойчивым и перерасти в хроническую бедность или, в случае защитных социальных мер со стороны государства, может быть остановлен. Кризисное положение граждан, оказавшихся безработными, характеризуется не только тем, что вследствие низкого душевого дохода качественно изменяется структура потребления, но и тем, что эта категория населения вынуждена ограничивать свои личные социальные контакты, изменять привычки социокультурного досуга. Меняется стиль жизни, возрастает необходимость приспосабливаться к существенно изменившимся социальноэкономическим условиям [7]. Все это еще раз подчеркивает актуальность технологического подхода к решению проблемы безработицы и необходимость формирования технологических компетенций у специалистов по социальной работе с безработными.Технология социальной работы с безработными представляет собой совокупность приемов, методов и воздействий, оказываемых специалистами социальных и медицинских служб, служб занятости населения, сервисных и правозащитных некоммерческих общественных организаций (НКО), кадровых служб и иных социальноориентированных организаций, учреждений и предприятий или их структурных подразделений по обеспечению адресного, индивидуального подхода к организации процесса социального сопровождения при трудоустройстве лиц, оказавшихся в ситуации безработицы [8]. Технологический подход дает возможность для организации системной, комплексной, ориентированной на индивидуальные особенности клиентов социальной деятельности, с одной стороны, максимальному использованию возможностей и ресурсов как самого безработного, так и служб занятости, с другой, а также учету особенностей регионального рынка труда и потребностей работодателей, с третьей.Однако,сегодня, когда заходит речь о практике социальной работы, в том числе с безработными, нередко можно встретить скептическое отношение к возможности и необходимости ее технологизации. Эта позиция характерна, прежде всего, для тех, кто полагает, что социальная работа носит исключительно творческий характер и ее результаты зависят от индивидуального мастерства, искусства, интуиции и личного обаяния социальных работников. Без сомнения, не всякие действия специалиста даже в достаточно сложной социальной сфере поддаются технологизации. Однако не следует недооценивать роль теоретических знаний, теоретической подготовки специалистов социальной работы, забывая о том, что социальная работа –это синтез теории и практики, науки и искусства работы с людьми.Все это говорит о необходимости развития технологического мышления и технологический компетенций у специалистов по социальной работе, в том числе, работающих с безработными, под которыми можно понимать способность специалистов по социальной работе с безработными разрабатывать и эффективно применять социальные технологии содействия занятости и трудоустройству безработных, содной стороны, и технологии решения проблемы безработицы, в целом.Процесс осознания необходимости формирования технологических компетенций у специалистов по социальной работе в России начался еще в конце 90х гг. XXвека, М.В. Фирсов, Г.П. Медведева, Е.И. Холостова в своих работах говорили о профессиональных и личностных требованиях к специалисту по социальной работе. Существенный вклад в исследование проблемы профессиональных и личностных требований к специалистам по социальной работе внесла Н.Б. Шмелева, сформулировав методологические подходы к профессиональноличностному развитию специалистов по социальной работе [9]:–антропологический подход, заключающийся в наделении социальной работы гуманистическим смыслом, обеспечении индивидуального, адресного подхода в работе с клиентами;–системноценностный подход, который предполагает комплексность, междисциплинарность, последовательность, взаимодополняемость в работе с клиентами, основанная на общечеловеческих ценностях и принципах социальной работы;–
личностнодеятельностный подход, суть которого, по мнению Н. Б. Шмелевой, заключается в том, что «профессиональная деятельность социального работника задает ему определенные личностные параметры, которые объективно отражают ее функциональную структуру и создают объективные предпосылки ее реализации» [10];–культурологический подход, в соответствии с которым профессиональноличностное развитие социального работника есть явление культуры, а сама культура социального работника –составляющая его жизнедеятельности;–индивидуальнотворческий подход,который, на наш взгляд, связан с тем, что деятельность социального работника и как профессионала, и как личности проявляется с помощью ее творческой компоненты. По сути социальная работа –это есть процесс социального творчества [11], это активность субъекта в процессе преобразования окружающей действительности, создания материальных и нематериальных ценностей;–акмеологический подход, способствующий саморазвитию и активизации внутренних ресурсов личности.В качестве теоретической основы формирования технологических компетенций можно использовать и исследование В. Н. Горбунова, который предлагает в качестве теоретическометодологической основы формирования технологических компетенций использовать системный, аксиологический, деятельностный, личностноориентированый и контекстный подходы, а также технологический подход, в целом [12].Так, исходя из деятельностного подхода к социальной работе, где социальная работа понимается как разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности, технологическая компетентность специалиста будет означать возможность применениятеоретических знаний при осуществлении практической деятельности по саморазвитию безработного, развитию его ресурсного потенциала в процессе преодоления трудной жизненной ситуации и организации деятельности по «помощи клиентам в их помощи самим себе».Аксиологический подход предполагает наличие в деятельности специалистов определенных ценностных компонентов, руководство такими ценностями, как смыслообразующие профессиональные (уважение к личности клиента и признание самоценности каждого индивида; принятие клиента таким, какой он есть; умение понимать социальную природу человека как уникального создания и др.); ценностиидеалы, отражающие целевые установки социальной работы (социальная справедливость, гуманистический смысл деятельности и др.); процессуальные ценности, отражающие основные принципы социальной работы как деятельности (профессионализм, конфиденциальность, толерантность, адресность и др.); нормативноэтические ценности, отражающиеся в поведении социальных работников (эмпатия, уважение личногодостоинства клиента, его права на самоопределение и т.д.) [13].Личностноориентированный подходдает возможность развития специалисту по социальной работе как личности, способствует увеличению его творческого потенциала при решении проблем клиента, задает вектор его саморазвития как профессионала.Применение системного подходав процессе формирования технологических компетенций у специалистов по социальной работе с безработными позволяет обеспечить целостное восприятие ими окружающей действительности, всесторонне оценить социальную проблему клиента и комплексно подойти к организации процесса ее решения.Использование технологического подходапозволяет организовать деятельность последовательно, поэтапно, ставить ясные и достижимые цели и задачи, определятьсодержание деятельности (подбирать необходимые операции и процедуры ее осуществления, применять необходимые методы организации работы и методики выполнения определенных действий), определять критерии оценки эффективности (результата) деятельности и искатьдругие способы решения проблемы, если она осталась нерешенной.Применение описанных подходов специалистами по социальный работе с безработными позволит сформировать столь необходимые и востребованные на практике технологические компетенции, которые представляют собой систему имеющихся у субъекта деятельности знаний, умений и навыков, наличие условий их творческого применения, наличие возможности организовывать проектную деятельность анализировать эффективность и результаты своей деятельности, в целом, а также умение разрабатывать и внедрять собственные инновационные технологии и методики организации процесса помощи клиентам, находящимся в трудной жизненной ситуации.По мнению Л.А. Осьмук и И.А. Скалабан, формированию профессиональных, в том числе технологических, компетенций у специалистов по социальной работе должно способствовать совершенствование компонентов компетенции: знаний, деятельности (умение–навык–опыт), обладание предшествующими социальнопрофессиональными компетенциями (использование имеющегося опыта применения компетенций в определенных ситуациях и коррекция его в соответствии с новыми целями), желание и готовность реализовывать компетентность (ценности, цели, интерес, мотивацию) [14]. В этом и заключаются основные проблемы формирования и применения технологических компетенций специалистами по социальной работе с безработными:–на уровне знаний –не все специалисты, работающие с безработными, имеют социальногуманитарное образование, не владеют технологической культурой, недооценивают достоинства технологического подхода;–на уровне умений, навыков и опыта –нет практики разработки и использования социальных технологий, зачастую имеет место лишь рутинная работа по постановке безработного на учет в органах занятости населения, выплаты ему социального пособия, предоставления информации о вакансиях, реже –о различных программах органов занятости (профессиональной переподготовке, возможности самозанятости и т.д.);–на уровне использования компетентностных моделей –нет необходимости их реализации, в целом, деятельность специалистов представляет собой набор операций, не образующий технологического процесса.В связи с этим можно рекомендовать организациям, осуществляющим деятельность по социальной работе с безработными, следующее.1.Закрепление в качестве обязательных профессиональных требований к специалистам наличие знаний, умений и навыков в области социальной работы.2.Организацию повышения квалификации, исходя из компетентностноориентированной модели к обучению, формирование технологических компетенций.3.Создание условий для применения технологических компетенций на практике, формирование мотивации специалистов для этого.
Ссылки на источники1.Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы. –Владивосток: Издво ДВГТУ, 2002. –92 с.2.Файзуллин И.Ф. Безработица и основные пути ее сокращения: автореф. дис. ... канд. соц. наук.–Уфа, 2007.3.О занятости населения: Закон Российской Федерации от 19апреля1991г. №10321.4.Employment and unemployment. СайтМеждународнойорганизациитруда.–URL: http://www.ilo.org/global/What_we_do/Statistics/topics/Employment/lang-en/index.htm.5.Горбатова М.М., Нинштиль В.В.Исследование социальнопсихологических характеристик и ценностносмысловых ориентаций группы рабочей интеллигенции. –URL: http://kemsu2.narod.ru/2.3.htm.6.Заславская Т.И.Современное российское общество: Социальный механизм трансформации. –М.: Дело, 2004. –400 с.7.Наумова Ю.М. Социальный механизм регулирования безработицы в крупном провинциальном российском городе (на примере г. Пенза): автореф. дис.…канд. соц. наук. –Пенза, 2007.8.Фирсов В.А., Григорьева М.И. Технология социальной работы с безработными. –Пермь, 2010. –207 с.9–10. Шмелева Н.Б. Личность–профессионализм–деятельность в социальной сфере. –Ульяновск: УлГУ, 2007. –340 с.11.Пэйн М. Социальная работа: современная теория/ под ред. Дж. Камплинга. –М., 2007. –400 с.12.Горбунов В.Н. Формирование технологической компетентности будущего учителя технологии в процессе его профессиональной подготовки: автореф. дис... канд. пед. наук. –Шуя, 2010.13.Шухарева О.Н.Социокультурные ценности социальной работы: социологический анализ: автореф.дис. ... канд. соц. наук.–Екатеринбург, 2008.14.Осьмук Л.А., Скалабан И.А. Учебнопроизводственная практика по направлению 521100, 040400 «Социальная работа» в контексте компетентностноориентированного подхода к обучению. –Новосибирск: Издво НГТУ, 2010. –321 с.
Firsov Vladislav,Candadate of Philosophical Science, associate professor, the Head of Philosophy department, Perm State Pharmaceutical Academy, Perm f.firsov@rambler.ru
Grigoryeva Milana,Senior lecturer of Social Work department of Law faculty, Perm State University (PSU), Permmilanagrekhova@list.ru
Formation of technological competence at socialworkers with unemployed peopleAbstract. This article is devoted to justification of an urgency and the description of process of formation of technological competences at social workers with the unemployed. Authors describe features of the unemployed as social group, offer theoretical and methodological approaches within which formation of a technological approach to activity of experts is possible, and also speak about the technological competences which are necessary for social workers with the unemployed.Keywords:technological competences, technological approach, social work with the unemployed. ISSN 2304120X