Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессиональной инициативы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Черноталова К. Л. Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессиональной инициативы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №11 (Ноябрь). – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12147.htm.
Аннотация. В работе представлен опыт организации самостоятельной работы студентов как итога изучения блока графических дисциплин. Описаны методические находки: тематика презентаций-докладов, функции научно-практических конференций, критерии оценки качества студенческих работ. Самостоятельная работа студентов рассматривается как одна из форм, позволяющих обеспечить студентам с помощью информационно-коммуникативных технологий развитие навыков самообразования и самосовершенствования с учетом индивидуальных способностей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Черноталова Кира Львовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедрыинженернойграфики ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгородсhernotalov@mail.ru

Организация самостоятельной работы студентов как фактор формирования профессиональной инициативы

Аннотация. В работе представлен опыт организации самостоятельной работы студентов как итогаизучения блока графических дисциплин. Описаны методические находки: тематика презентацийдокладов, функции научнопрактических конференций, критерии оценки качества студенческих работ. Самостоятельная работа студентов рассматривается как одна из форм, позволяющих обеспечить студентам с помощью информационнокоммуникативных технологий развитие навыков самообразования и самосовершенствования с учетом индивидуальных способностей.Ключевые слова: графическая подготовка студентов, системы автоматизированного проектирования, информационные технологии,профессиональная мотивация.

Стремительное развитие науки и техники требует поиска наиболее эффективных педагогических подходов, которые способствуют развитию у студентов творческих способностей и профессионального мышления.Сегодняшний выпускник вуза должен не просто владеть некоторыми навыками работы с все возрастающими по объему и усложняющимися по содержанию информационными потоками, а должен быть способен извлекать с их помощью новые знания, самостоятельно выстраивать целостный познавательный процесс в окружающей информационной среде (восприятие –мышление –применение). Итогом развития студента в вузе, результатом профессионального самоопределения должны стать психологическая готовность к профессиональной деятельности, способность к саморазвитию.Особую роль в подготовке специалиста, ориентированного на конструкторскую деятельность, играет графическая подготовка, содержание которой необходимо насытить фундаментальным материалом. Это позволит специалисту свободно ориентироваться в вопросах анализа и синтеза графических моделей, иметь твердые навыки создания геометрических образов инженерных объектов на различной основе и динамично оперировать ими. Для эффективной графической подготовки современныхинженеров наряду с традиционными методами обучения в новой образовательной системе имеет огромное значение поиск, создание и внедрение нетрадиционных образовательных технологий. К таким технологиям можно отнести информационные, телекоммуникационнотехнологические инновации, применение которых требует радикальных изменений в методах и средствах обучения, формах организации образовательного процесса, теории и методологии современного образования. Попадая в новые условия обучения после школы, многие студенты не сразу адаптируются к ним, теряются в выборе приемов самостоятельной работы.Необходимо отойти от схемы «Преподаватель информирует –студент заучивает –преподаватель контролирует» и перейти к схеме «Студент в контакте с преподавателем и своими коллегами осваивает и демонстрирует свои навыки и умения по изучаемой дисциплине». Самостоятельная работа представляет собой форму индивидуальной работы, побуждающую интеллектуальную инициативу и развивающую творческое мышление студента во всех видах познавательной деятельности. Студенты, с одной стороны, легче вникают, понимают и запоминают материал (как говорится в одной иностранной пословице, «Слушаю –забываю, вижу –запоминаю, делаю сам –понимаю» [1]). К сожалению, практика показывает, что в самостоятельной работе студентов встречаются существенные трудности, вызванные в первую очередь недостаточностью, а порой и отсутствием навыков работы с информацией, объем которой постоянно растет. Студенты затрудняются в составлении тезисов, аннотаций, написании рефератов, не умеют сформулировать основные идеи текста, классифицировать и обобщать факты. Поэтому конспекты, рефераты порой представляют собой переписывание статей, разделов книг.Развитие глобальных компьютерных сетей создало принципиально новые условия в работе с информацией.Компьютерные средства, телекоммуникации, сеть Интернет дают возможность активизировать когнитивную деятельность учащихся, порождают дополнительную мотивацию учения, возможности индивидуализировать обучение. Все это предполагает гибкую систему, позволяющую приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно студенту. Проблема доступа к информации сменилась более приятной, но не исключила сложность поиска нужных сведений среди громадного пространства информации. В связис этим ставится задача формирования, начиная со средней школы, коммуникативных навыков, умения добывать информацию из разнообразных источников, обрабатывать, хранить, оперативно обмениваться ею с помощью современных компьютерных технологий. Преимуществами информационных технологий являются удобство и наглядность изложения материала, легкость его перемещения, возможность быстрого поиска нужной информации, умения показать изучаемый процесс или явление в динамике. Расширению и углублению знаний студента способствует подготовка презентации, доклада или реферата.Студенческие рефераты, как правило, дополняют и развивают основные вопросы, изучаемые на лекциях, практических и лабораторных занятиях. Ведущее место должны занимать темы, которые представляют профессиональный интерес, несут в себе элемент новизны. Тем самым создается мотивационная готовность к самостоятельному выполнению задания. Тематику рефератов рекомендует преподаватель, но студенты, как правило, предлагают и свои темы, отражающие круг их интересов.Большие возможности для активизации самостоятельной работы студентов открывают студенческие конференции. Стало традицией проведение студенческой научнопрактической конференции НГТУ. Конференции завершают изучение целого блока графических дисциплин «Начертательная геометрия», «Инженерная компьютерная графика» и «Геометрическое моделирование», а также служат для отработки полученных навыков и умений. В проведении конференций принимают участие студенты второго и четвертого курсов. Студенты могут представлять совместную работу.

Студенты второго курса связывают темы докладов с дисциплинами «Компьютерная инженерная графика» и «Геометрическое моделирование», а студенты пятого курса с «Основами автоматизированного проектирования».Тематика докладов охватывает следующие вопросы:–возможности растровой и векторной графики;–особенности систем параметрического моделирования; –создание поверхностей различного класса в системах автоматизированного проектирования;–новые возможности систем Компас, AutoCAD, 3dsMax, CATIA, SolidWorks, KEDERVIN5, ArchiCAD, TFLEX; –применение языков программирования AutoLISPдля решения учебных конструкторских задач;–моделирование и расчет напряженнодеформированного состояния деталей и узлов автомобиля;–обзор и сравнение возможностей систем автоматизированного проектирования (на конкретных моделях деталей) Компас и AutoCAD, AutoCADи CATIA;–обзор систем по проектированию интерьеров.Работа над рефератом способствует развитию самостоятельного мышления студента, так как требует умения уяснить логику, выбрать основное, кратко изложить содержание изучаемого документа и сделать выводы. В процессе подготовки реферата студент учится перерабатывать, обобщать и систематизировать знания, классифицировать конкретные задачи, приобретая таким образом первоначальные навыки научноисследовательской деятельности. Постоянный контакт студента с преподавателем во время работы над рефератом дает возможность более глубокого индивидуального влияния педагога на студента и дифференцированногоподхода к развитию способностей последнего. Конференции дают студентам возможность проверить, уточнить, систематизировать знания, овладеть терминологией и свободно ею оперировать, научиться точно и доказательно выражать свои мысли на языке конкретной науки, анализировать факты, вести диалог, дискуссию, оппонировать. На базе знаний, умений и навыков, полученных при изучении базовых графических дисциплин, студенты самостоятельно решают задачи по формированию модели деталей, созданию сложной поверхности в другой (от учебного процесса) системе автоматизированного проектирования, проведению расчета, сделать выводы по полученным результатам. Они укрепляют интерес студента к науке и научным исследованиям, учат связывать научнотеоретические положения с практической деятельностью.Причем главное в проведении таких конференций –не столько передача новой информации, сколько расширение, закрепление и углубление знаний, умений, навыков, способов их получения и применения. Среди большого числа функций, которые позволяют решить и выполнить научнопрактические конференции,выделим следующие:–развивающая функция, способствующая развитию критического, творческого мышления, умению убеждать, обосновывать, отстаивать свою точку зрения;–мотивационнаяфункция проявляется в том, что процесс обсуждения задач дает возможность участникам глубже познакомиться с проблематикой изучаемых тем, разнообразием точек зрения, обнаружить пробелы в своих знаниях, что соответственно стимулирует познавательные потребности;–оценочная функция, когда в ходе обсуждения, дискуссий, споров формируются оценки, отношения, ценностные ориентации, что в конечном счете помогает усвоению системы ценностей, определяющих становление личности в человеке;–организационноориентационная функция проявляется в направляемой преподавателем подготовке студентов: подбор источников информации, выбор методов ее обработки и т. д.;–функция контроля –осуществление контроля за содержательностью, глубиной самостоятельной работы студентов; –воспитательная функция: конференция может оказаться даже более действенным средством по сравнению с лекцией, поскольку обратная связь между преподавателем и студентом теснее. Важным условием результативности конференции является атмосфера сотрудничества, взаимопонимания, доверительная обстановка, когда студенты не боятся ошибиться, высказать спорные идеи. Для поддержания интереса к рассматриваемым вопросам целесообразно варьировать темы докладов, начиная от простых и доступных,к более сложным, развивающим творческую активность и самостоятельное мышление студентов.Конференция в сравнении с другими формами обучения требует от студентов довольно высокого уровня самостоятельности –умения работать с несколькими системами, сравнивать, как одна и та же задача решается в разных автоматизированных системах проектирования, делать собственные обобщения и выводы. Подготовка презентациидоклада включает несколько этапов и предусматривает систематическую работу студента и помощь преподавателя, оказываемую ему по мере необходимости.На первый этап характеризуется сбором и анализом информации. Эта стадия тем, что студент намечает конкретные цели работ. На втором этапе –этапе планирования –разрабатывается содержание, устанавливается объем работы, корректируется, если необходимо, первоначальная формулировка темы, составляется план работы, определяется логика раскрытия темы. Затем систематизируется композиция доклада, создаются демонстрационные презентации, пишутся выводы, оформляется работа.В традиционных формах учебной работы студент чаще всего находится в состоянии обучающегося. Наши конференции меняют позицию студента: учащиеся пятого курса выступают с позиции консультанта перед младшим курсом, студенты второго курса выступают как исследователиорганизаторы определенной деятельности. В этом и есть цель конференции: мыслительная деятельность приобретает системный характер, вырабатываются умение ориентироваться в ситуации.Завершающим этапом научнопрактической конференции является обсуждения докладов, выбор лучших для участия в конкурсах научно–исследовательских работ студентов. Лучшие работы неоднократно становились призерами на студенческих конкурсах.Для оценки качества презентацийдокладов на конференции можно использовать следующие критерии:–уровень освоения учебного материала;–постановка проблемы, стремление связать теориюс практикой;–выделение главных вопросов, связанных с профилирующими дисциплинами;–знакомство с последними достижениями науки и техники по предмету;–умение использовать теоретические знания при выполнении задачпрактики;–полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа;–оформление отчетного материала в соответствии с заданными преподавателем требованиями [2].Роль преподавателя во время проведения таких научнопрактических конференции весьма велика. Очень важно, чтобы, не подменяя студентов и не отвечая за них, он сумел стать организатором обсуждения. Наиболее эффективными в развитии технологий обучения в системе высшего образования являются такие методы активного обучения, как виртуальное проектирование и анализ конкретных ситуаций. Такие работы студенты старших курсов выполняют работы по окончании курса «Основы автоматизированного проектирования».Стратегия современной системы высшего и послевузовского профессионального образования, состоит в том, чтобы обеспечить усиление профессиональной мотивации и профессиональной деятельности будущего специалиста, стимулирование творческого потенциала, развитие интеллектуальных, эмоциональных, волевых и духовных качеств. Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе ее возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности. Образование в современном вузе должно быть развивающим и непрерывным, служить основой для личностного и профессионального саморазвития [2].Важно показать студентам, что готовность к непрерывному поиску нового, актуального знания, к грамотному осуществлению информационных процессов (поиска, хранения, переработки, распространения) –одна из профессиональных компетенций специалиста в любой отрасли, которая определяет успешность его личностного роста и социальную востребованность.Активное применение вобучении информационнокомпьютерных технологий и формирование творческого мышления и конструкторских навыков позволит сделать обучение более эффективным и интересным для студентов, а также станет основой для последующего их обучения и будущей профессиональной деятельности.Синтез традиций и инноваций всегда присутствовал в графическом образовании инженера и служил своеобразным толчком к формированию и развитию новой педагогической практики и нового инновационного опыта.

Ссылки на источники1.Ренегар С. Кооперативноеобучение в высшем образовании// Дидактика высшей школы: сб.рефератов. –Минск: БГУ, 2005. –С.105–117.2.Струк Е.Н.Самостоятельная работа как важнейший фактор формирования образовательной инициативы студентов //Инновационные формы и методы в системе высшего профессионального образования в России: науч.метод.материалы.Иркутск: ИГУ, 2010. –С.61–63.

Chernotalova KiraPhD.,Associate professor of the Nizhny Novgorod State Technical University named after R.E. Alekseeva, Nizhny NovgorodChernotalov@mail.ru

The organization of a student’s individual work as a professional initiativekey formationAnnotation.The paper presents experience of independent work of students as a result of studying the block graphic disciplines. Describes the methodological findings: theme presentations, reports, functions, scientific conferences, the criteria for assessing the quality of student work. Selfstudy is seen as a form that provides students with information and communication technology skills of selfeducation and selfimprovement based on individual abilities.Keywords: student’s graphic education, CAD, professional motivation.