Формирование мотивации студентов технического вуза при изучении профессионального иностранного языка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Швалова Г. В. Формирование мотивации студентов технического вуза при изучении профессионального иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №11 (Ноябрь). – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12152.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы мотивации при изучении профессионального иностранного языка студентами ТПУ. Рассмотрена классификация мотивации при изучении учебной дисциплины. Представлены данные опроса студентов ТПУ с целью изучения профессионального иностранного языка.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Швалова Галина Васильевна,старший преподаватель кафедры иностранного языка Институтанеразрушающего контроля ФГПУ ВПО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г.Томск shvgala@yandex.ru

Формирование мотивации студентов технического вуза при изучении профессионального иностранного языка

Аннотация.В статье рассматриваются проблемы мотивации при изучении профессионального иностранного языка студентами ТПУ. Рассмотрена классификация мотивации при изучении учебной дисциплины. Представлены данные опроса студентов ТПУ с целью изучения профессионального иностранного языка.Ключевые слова:учебная мотивация, проблема мотивации, профессиональная мотивация, цели изучения профессионального иностранного языка.

Современный процесс реформирования системы высшего образования во многом связан с расширением экономических, научных связей с зарубежными странами, участием отечественных специалистов в международных конгрессах,симпозиумах, поиском иностранных партнеров для создания совместных предприятий. Эти явления привели к изменению социального заказа на специалистас высшим образованием. Сегодня от выпускника вуза требуется, помимо профессиональных знаний, такой уровень владения иностранным языком, который позволит ему успешно интегрироваться в международном сообществе. Поэтому процесс обучения иностранным языкам в неязыковых вузах стал носить профессиональноориентированный характер. Переориентация целей обучения иностранному языку в вузе потребовала пересмотра форм и методов его преподавания [1]. Важнейшей задачей вузовского образования является развитие стремленияличности учиться всю жизнь, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям. Специалистам инженерного профиля сегодня требуются умения решать профессиональные задачи на родном и иностранном языках и пользоваться «надпрофессиональными качествами» (работа в команде, знание информационного контекста, использование творческого подхода). В связи с изменением парадигмы высшего образования в России и популярностью компетентностного подхода, методическое содержание работы студентов меняется. Оно все больше ориентировано на решение будущим специалистом конкретных, практических проблем с использованием инструментария из различных областей знаний [2]. Поэтому формирование мотивации у студентов при изучении иностранного языка является на сегодняшний день актуальным. Проблема исследования состоит в необходимости выявления трудностей в мотивации студентов в процессе изучения профессионального иностранного языка. Актуальность проблемы исследования, ее теоретическая и практическая значимость, а также личный интерес обусловили выбор темы исследования «Формирование мотивациипри изучении профессионального иностранного языка». Предмет исследования –условия педагогической поддержки развития мотивации студентов при изучениипрофессионального иностранного языка. Цель исследования заключается в определении основных направлений (способов) педагогической поддержки развития профессиональной мотивации будущих специалистов при изучении иностранного языка. Задачи исследования: обобщить существующие в современной литературе подходы к развитию профессиональной мотивации; определить возможные направления поддержки развития профессиональной мотивации при изучении иностранного языка для студентов ТПУ. При изучении данного вопроса были использованы следующие методы: теоретические –теоретический анализ философской, психологической, педагогической и методической литературы по проблеме развития профессиональной мотивации; эмпирический –опрос мнения студентов посредством анкетирования. Рассмотрим, как мотивация, мотивы трактуются в психологии. Необходимо отметить, что в науке понятия «мотив» и «мотивация» определяется поразному, до сих пор не существует общепринятого определения. Чтобы разобраться, что является мотивом для студентов необходимо ответить на вопрос: «Что такое мотивация?». Психологи определяют этот термин таким образом: мотивация –это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление [3]. Это определение связывает три самостоятельных вида психологических явлений: вопервых, мотивацию рассматривают как повод, который активизирует личность для удовлетворения возникших потребностей, вовторых, мотивация является причиной выбора определённой направленности поведения и, наконец, втретьих, мотивацию можно рассматривать как средство самоконтроля человека. Итак, одним из самых главных понятий, связанных с мотивацией являются потребности –состояние нужды в чёмлибо. Любая мотивация основана на потребностях человека и направлена на их удовлетворение. Все потребности можно разделить на двекатегории: внешние и внутренние [4]. К внешним относят органические потребности (потребности в пище, сне и т. д.), к внутренним –материальные, социальные и духовные (потребность в самореализации, любви, учебе и т. д.). Следующим звеном мотивации является побуждение. Побуждение –поведенческое проявление желания удовлетворить свои потребности. Поведение, которое осуществляется, соответственно имеет направление,и направленно оно на цель –осознаваемый результат, который либо удовлетворяется полностью, либо частично, либо не удовлетворяется вовсе. Всё это даёт нам возможность сделать вывод, что мотивы отличаются друг от друга видом потребности, которая в них заложена, формами, которые они принимают, широтой или узостью, а также конкретным содержанием деятельности, в которой они реализуются. Сложным видам деятельности, как правило, отвечает не одна, а несколько одновременно действующих и взаимосвязанных мотивов, образующих разветвлённую систему мотивации действий и поступков человека [5]. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для поступления очень много,и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в едино, формируя сложные мотивационные системы. Долгое время мотивации студентовне уделяли должного внимания, а на самом деле это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению представляет собой достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. Мотивами или, другими словами, причинами, стимулирующими человека и побуждающих его к активной деятельность, в данном случае –учиться, –могут быть самыми различными. Классифицируют мотивацию поразному, например, по направленности и содержанию,выделяют следующие ее виды.1.Социальные мотивы (долг, ответственность, понимание значимости обучения для всего общества).2.Познавательные мотивы (стремление больше знать по всем предметам, стать эрудированным).3.Профессиональноценностные мотивы (без знаний не будет профессии).4.Эстетические мотивы (от обучения получаешь удовольствие, раскрываешь свои скрытые способности и таланты).5.Коммуникативные мотивы (возможность расширять свой круг общения благодаря повышению своего интеллектуального уровня и новым знакомствам).6.Статуснопозиционные мотивы (стремление через учение или общественную деятельность утвердиться в обществе, в своём вузе, группе и т.д.).7.Традиционноисторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени).8.Утилитарнопрактические мотивы (необходимость в получении свидетельства об образовании, которое позволяет получить заветное рабочее место).9.Учебнопознавательные мотивы (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию).По вопросу мотивации был проведён социальный опрос среди студентов ТПУ. Целями изучения иностранного языка, по мнению студентов, являются следующие: для использования в профессиональной деятельности (52%), для общения с людьми разных национальностей (22,5%), для общекультурной подготовки (25,5%). Мотивы изучения иностранного языка студенты хорошо осознают, достаточно высоко оценивают каждый из предложенных вариантов, но делают выбор в пользу мотивов, связанных с профессиональной деятельностью (79,6%). В оценке своей позиции в процессе изучения иностранного языка мнения студентов разделились: очень нравится изучение иностранного языка –33,3%, изучают с большим удовольствием –31,4%, но в том числе 35,3% студентов высказали свою неудовлетворенность в овладении иностранным языком. Студенты уровня “intermediate” оценили свою подготовленность в таких видах деятельности как освоение словарного запаса (49%), чтение и перевод (40%), менее подготовленные оказались студенты уровень “elementary”–для живого общения и свободной речи (33%). При выборе форм изучения иностранного языка студенты отдают предпочтение работе с преподавателем в группах с применениемтехнологий “casestudies”, проектного метода, игровых технологий, в частности деловыхигр(77,6%). Анализ результатов анкетирования показал, что мотивация изучения иностранного языка коррелируется с целями профессионального становления будущих специалистов. Причиной языкового затруднения студентов, их недостаточной мотивацией при изучении профессионального иностранного языка в техническом вузе можно объяснить определённым стандартным подходом ведения занятий. Исследование показало необходимость использования новых технологий обучения профессиональному английскому языку в вузе. Примером формирования мотивации по иностранному языку в техническом вузе является формирование навыков работы с иноязычными профессиональноориентированными источниками информации (чтение, перевод, творческое переосмысление информации, ее личностная оценка и последующее использование), а также формирование навыков устной речи в рамках общеобразовательных тем профессиональной тематики. Уместным будет отметить использование мультимедийных средств в организации самостоятельной работы студентов. Компьютерная система является дополняющим и усиливающим традиционную методику преподавания английского языка, то есть служит главным помощником преподавателя в аудиторное и внеаудиторное время. Примером является учебная электронная среда Moodle, позволяющая осуществлять дифференцированный подход к студентам с разным уровнем готовности к обучению. Созданная для осуществления onlineобучения и позволяющая использовать разнообразные педагогические средства, как традиционные (лекции, справочные материалы, опросы, тесты), так и привнесенные компьютерными технологиями (чаты,Wiki), она может применяться при дистанционном обучении либо в дополнение к очному курсу обучения. Использование данной программы дает возможность создавать задания любой формы: множественного выбора, альтернативные, с кратким ответом, клоузтесты, со свободно конструируемым ответом, что делает компьютерный тест аналогичным бланковому по своей структуре и внешним признакам. Другое важное преимущество –возможность автоматической обработки результатов выполнения заданий, проверяемых по ключу. Интерактивные обучающие программы, основанные на гипертекстовой структуре и мультимедиа, дают возможность организовать одновременное обучение студентов, обладающих различными способностями и возможностями. Обучение становится интерактивным, возрастает значение и роль мотивирующего фактора в выполнении заданий по иностранному языку студентов, усиливается интенсивность учебного процесса. На старших курсах обучение иностранному языку способствует развитию творческого потенциала студента и реализации профессиональных навыков. Эффективность обучения в техническом вузе в значительной мере зависит от качества учебных материалов, методических пособий и инструкций. Учебные материалы, предназначенные для автономного обучения должны включать аутентичные тексты, содержащие профессионально значимую и страноведческую информацию. Их следует составлять таким образом, чтобы работа студента в аудитории была логическим продолжением его самостоятельной работы вне аудитории. Процесс подготовки студентов в высшей школе ставит перед студентами две основные задачи: вопервых, овладеть суммой современных научных знаний и практических навыков по данному направлению, вовторых, уметь творчески мыслить и решать разнообразные сложные научные и производственные задачи. Так предусматривает федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС3) [6]. Эти требования предопределяют все содержание учебного процесса в вузе, где упор делается в первую очередь на раскрытие творческого потенциала будущих специалистов. В контексте исследования уместным будет привести высказывание О. И. Шушляпина: «Поскольку студент не получает готовых знаний в форме готовых ответов от преподавателя, то он сам должен предложить свои версии развертывания конкретных ситуаций, и в этих случаях у студента формируются самостоятельность, самоуважение и, самое главное способность самостоятельно думать, рассуждать, анализировать некий динамический процесс возникновения, становления и развития данной ситуации, используя метод «внутренней игры»» [7]. Это не что иное, как предпосылки коммуникативной мотивации, созданные при постановке соответствующего содержания и соответствующих организационных форм занятия по профессиональному иностранному языку. В учебном процессе по профессиональному иностранному языку также важно сохранить непосредственно интерес к языку. Такая мотивация называется лингвопознавательной, она заключается в положительном отношении студента к самому языковому материалу [8]. СэтойцельюбылиразработаныпреподавателямиТомскогополитехническогоуниверситетаучебнометодическиекомплексыпопрофессиональномуиностранномуязыку:“ProfessionalEnglishforthe3dYearStudentsofThermalPowerEngineeringSpecialitiesandPowerEngineeringIndustry”(2009),“Professional English for Students of Thermal Power Engineering Specialities and Power Engineering Industry”(2010) [9],“Heat PowerEngineering Fundamentals”(2011) (авторыA.V.Krainov, G.V.Shvalova). Данные учебные пособия предполагают реализацию компетентностного подхода, как указывается в упомянутом выше стандарте;использование в учебном процессе различных форм проведения занятий, конференцнедель, которые подразумевают проведение групповых дискуссий на профессиональноориентированные темы, результаты работ студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских конференций в сочетании с самостоятельной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Учебнометодические комплексы по профессиональномуиностранному языкупредставляют совокупность структурированных учебнометодических материалов, обеспечивающих полный дидактический цикл обучения, предназначенных для оптимизации овладения студентами общекультурными и профессиональными компетенциями в соответствии с основной образовательной программой по направлению подготовки. Определенный интерес в этой связи представляет разработанный в соавторстве учебнометодический комплекс “HeatPowerEngineeringFundamentals”.Он предназначен для студентов направления «Теплоэнергетика», а также для бакалавров и магистров специальностей «Физические методы и приборы контроля качества», «Энергетика теплотехнологий». При этом особое внимание в комплексе уделяется методике организации самостоятельной работы студентов, которая включает несколько направлений, в частности подготовку научных докладов, написание научных статей, рефератов, подготовку к практическим занятиям, выполнение расчетнографических работ[10].К разработке данного учебнометодического комплекса авторы подходили с учетом компетентностного подхода в образовании в соответствии с требованиями ФГОС3. Поэтому в рабочей программе дается описание компетенций, формируемых в результате изучения дисциплины, а также представлены результаты образования, являющиеся целью освоения дисциплины: по группам «знать», «уметь», «владеть».Для эффективной работы студентов созданы лабораторные работы, представленные в электронной среде Moodleпо дисциплине «Профессиональный иностранный язык». Данные работы выполняются студентами ТПУ дистанционно, что также оказывают влияние на мотивацию в изучении иностранного языка. Содержание данных ресурсов включает комплекс учебнометодических материалов. Разработаны специальные упражнения для усвоения грамматического, лексического материала. Материалы ресурсов позволяют провести объективную оценку знаний студентов. В сетевом ресурсе составлен англорусский словарь специальных профессиональных терминов. Форма изложения материала способствует развитию необходимых навыков коммуникации в профессиональноориентированной иноязычной среде. Выше перечисленные навыки ведения самостоятельной работы, сформированные у студента вовремя обучения в вузе, усиливают мотивирующий фактор при овладении языком и позволяют ему ориентироваться в любых общественных инновациях, огромном потоке информации, а также применять наиболее рациональные способы ее получения и использования в процессе образования в дальнейшей профессиональной деятельности.

Целью преподавания дисциплины иностранный язык является развитие у студентов умений и навыков в сфере профессионального общения, формирование терминологической базы, обеспечивающей понимание предметной области и ее употребление при чтении и письме. Проведение занятий предусматривает профессиональную мотивацию при изучении студентами дополнительного материала по предметной области из англоязычных источников.Решающая роль в мотивации студентов при изучении вышеупомянутой дисциплины принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом «вообще», а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Формирование мотивации по иностранному языку влияет на самообразование студентов. Мотивация носит многофункциональный характер, оказывает влияние на овладение иностранным языком, является профессиональной составляющей современного специалиста, способствует его становлению,продвижению по карьерной лестнице, значимости в современном обществе.

Ссылки на источники1.Чучалин А.И., Данилова Е.А. Организация самостоятельной работы студентов по профессиональноориентированному обучению иностранному языку с помощью интернетресурсов, сервисов и LMSсред // ITинновации в образовании:Всероссийская научнопрактическая конференция. Петрозаводск, 2005. –URL: http://it2005.petrsu.ru.2.Кошелева Е.Ю., Швалова Г.В. Инновационные технологии СРС по иностранному языку (опыт ТПУ)// В мире научных открытий. –2010. –№ 3, часть2.–С. 45–47. –URL: www.nkras.ru.3.Большой психологический словарь/ Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П.Зинченко. –М.: ПраймЕврознак, 2003.–672 с.4.ClementR., DornyeiZ., NoelK. A. Motivation, selfconfidence, andgroupcohesionintheforeignlanguageclassroom. –Languagelearning, 1994.–44(3). –P.417–448.5.Онал И.О. К вопросу о мотивации студентов неязыковых вузов к изучению иностранных языков// Сибирский педагогический журнал. –Новосибирск: Издво ООО «НемоПресс». –2007. –№12. –С. 131–140.6.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 104100 «Теплоэнергетика» (квалификация (степень) «бакалавр»,«магистр»)/Утвержден Министерством образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2010г. № 543.7.Шушляпин О.И. Личностноориентированный и групповой подход при самостоятельной работе в вузах: обоснование некоторых активных и инновационных методов обучения// Вопросы образования.–2011. №16. –С. 25–30.8.Гизатулина Р.Ф. Проблема мотивации к овладению иностранным языком у учащихся средней общеобразовательной школы//Иностранные языки и межкультурная коммуникация в развивающемся образовательном пространстве: теоретические и прикладные аспекты. Материалы IIIвсероссийской научнопрактической заочной конференции (декабрь 2008г.). –Томск: Издво «Ветер». –С.106–108.9.КрайновА.В., ШваловаГ.В. Heat Power Engineering Fundamentals. –Томск: ИздвоТПУ, 2011. –163с.10.Шульмин В. А. Совершенствование методического обеспечения учебного процесса в магистратуре экономического направления // Концепт. –2012. –№10 (октябрь). –ART 12134. –0,4п.л. –URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12134.htm.

Shvalova Galina, senior teacher of English foreign department, Institute of Nondestructive TestingofNational Research Tomsk Polytechnic University, Tomskshvgala@yandex.ruMotivation Formation of Technical Institute Students in the Studying of Professional Foreign Language.Abstract.The article presents the problem of motivation formation of technical institute students in the studying of professional foreign language by the students of TPU. It presents the motivation problem in studying discipline. The article describes student’s survey data with the goal of studying professional foreign language.Keywords:learning motivation, motivation issue, professional motivation, the goal of studying professional foreign language.

Рецензент: КуимоваМаринаВалерьевна, кандидатпедагогическихнаук, заведующая кафедройиностранного языка института неразрушающего контроля ФГБОУ ВПО «Томский политехнический национально исследовательский университет».