Психолого-педагогические условия развития готовности будущего психолога к успешной профессиональной деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Лежнева Е. А. Психолого-педагогические условия развития готовности будущего психолога к успешной профессиональной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №12 (Декабрь). – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12166.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросу готовности будущего психолога к осуществлению успешной профессиональной деятельности. В качестве основных компонентов рассматриваются мотивационная и личностная готовность. Автор подчеркивает, что готовность к предстоящей профессиональной деятельности должна формироваться на этапе обучения в вузе и выделяет условия и факторы, способствующие ее развитию.
Раздел: Психология
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Лежнева Екатерина Александровна,аспирант, ассистент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева», г.Саранскeklezzz@ya.ru

Психологопедагогические условия развития готовностибудущего психолога к успешной профессиональной деятельности1

Аннотация.Статья посвящена вопросу готовности будущего психолога к осуществлению успешной профессиональной деятельности. В качестве основных компонентов рассматриваются мотивационная и личностная готовность. Автор подчеркивает, что готовность к предстоящей профессиональной деятельности должна формироваться на этапе обучения в вузе и выделяет условия и факторы, способствующие ее развитию.Ключевые слова: студентпсихолог, готовность,мотивация, профессиональноважные качества, мотивационная готовность, личностная готовность, успешная профессиональная деятельность, карьера.

В настоящее время наблюдается большой спрос на квалифицированных специалистов в области психологии, так как она является востребованной во многих отраслях (педагогика, медицина, менеджмент, кадровое управление, спорт, юриспруденция).Следовательно, расширяются сферы применения профессии «психолог» и круг решаемых задач, встающие перед психологопедагогическими кадрами. А. Б. Косарева указывает, что специфика современного рынка труда определяется нехваткой квалифицированных психологов в производственной и социальной сфере, несмотря на то, что каждый год высшие учебные заведения выпускают значительное число специалистов в области психологии. При этом студентывыпускники не всегда готовы к выполнению профессиональной деятельности по нескольким причинам. Вопервых, сказывается мотивация обучения в вузе: ведущий мотив многих студентов –не приобретение знаний, а получение диплома о высшем образовании. Вовторых, не последнюю роль играет неумение применять теоретические знания на практике. Втретьих, многие студенты не обладают личностными качествами, необходимыми для успешной профессиональной деятельности [1]. Поэтому важным становится рассмотрение вопроса о готовности будущих студентов к психологической деятельности и условиям ее успешного развития в процессе обучения в вузе.В научной литературе рассматриваются различные аспекты понятия «готовность». В. А. Крутецкий определяет «готовность» как пригодность к деятельности, выражающуюся в активном положительном отношении к ней, склонности заниматься ею, переходящей на высоком уровне развития в страстную увлеченность. В понятие «готовность» он вкладывает также наличие определенного запаса знаний, умений и навыков в соответствующей области [2]. А. А. Деркач определяет готовность к деятельности как систему таких мотивов, отношений, знаний, умений и навыков, которые, активизируясь, обеспечивают возможность эффективно выполнять свои функ 1Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им.М. Е. Евсевьева» на 2012 г. Проект «Акмеологическое сопровождение процесса становления карьеры студента вуза».ции [3]. Такое определение делает понятие «готовность к деятельности» практически синонимичным понятию «компетенция». Таким образом, готовность к деятельности предполагает образование таких необходимых установок, свойств и качеств личности, которые обеспечивают будущему специалисту возможность сознательно и компетентностно выполнять свои профессиональные функции и обязанности.Обзор работ по проблеме готовности к профессии (А. Г. Асмолов, Я. М. Волкова, Ю. М. Забродин, Е. Т. Конюхова, Е. М. Кочнева, О. М. Краснорядцева, К. К. Платонов, Р. Санжаева, Б. А. Сосновский, А. М. Столяренко) свидетельствует о том, что мотивационной готовности субъекта к профессиональной деятельности отводится роль системообразующего элемента.О. М. Краснорядцева рассуждая о психологической готовности к профессиональной деятельности, говорит о том, что она может проявляться в следующем:–в форме установок (как проекции прошлого опыта на ситуацию «здесь и сейчас»), предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;–в виде мотивационной готовности к «приведению в порядок» своего образа мира;–в виде профессиональноличностной готовности к самореализации [4].В. С. Хорешман также выделяет одним из главных условий усвоения знаний, приобретения навыков и умений, и, в конечном счете, формирования и развития компетенций положительную мотивацию. Автор считает, что без положительной мотивации к деятельности невозможно формирование компетентного специалиста. Мотивация выполняет разнообразные функции познавательной деятельности студента: побуждает к непрерывной интенсивной деятельности, придавая ей определенный темп (побудительная функция); конкретизируетстепень волевых усилий, придает избирательную направленность познавательным действиям (регуляторная функция); обусловливает результативность (развивающая функция); выступает в качестве внутреннего механизма управления, саморегуляции всей учебной деятельности студента (управленческая функция) [5].Мотивационная готовность студентов к профессиональной деятельности понимается Е. М. Кочневой и Л. Ю. Пахомовой как интегративное личностное образование, в котором авторы выделяют следующие компоненты: –установочный компонент (мотивы профессионального выбора, ценностносмысловые профессиональные ориентации); –когнитивный компонент (знания, умения и навыки, осознание и самооценка которых способствует успешному началу профессиональной деятельности); –личностноволевойкомпонент (личностные характеристики –целеустремленность, решительность, инициативность, интегральный показатель воли); –профессиональноидентификационный компонент (показатель профессиональной идентичности и показатели скрытой профессиональной мотивации) [6]. Большую роль в объяснении влияния мотивации на успешность профессиональной деятельности играет мотив достижения. Применительно к профессиональной сфере деятельности мотив достижения рассматривается в двух аспектах: это вопросы «карьеры» (мотив профессионального роста и мотив социального успеха), и вопросы профессионального и личностного саморазвития (мотив самосовершенствования) [7].С. В. Марихин указывает, что мотивационная сфера профессиональной деятельности, включающая различные виды побуждений (профессиональные намерения и склонности, ценностные ориентации и мотивы профессиональной деятельности, профессиональные притязания и ожидания, профессиональные установки, интересы, готовность к профессиональной деятельности, удовлетворенность трудом) формируются и в процессе профессионального обучения [8]. А. К. Маркова отмечает, что на различных этапах профессионального развития разные мотивы оказываются доминирующими, обеспечивая наибольшую включенность субъекта в освоение и осуществление деятельности. В процессе овладения профессией возрастает роль внутренней мотивации, связанной с самоутверждением себя как профессионала. Вместе с тем смена доминирующей мотивации является глубоко индивидуальным процессом и зависит от личностных особенностей, условий труда или обучения, организации деятельности и т. д. [9].Следовательно, развитие мотивации человека к профессиональной деятельности зависит от осмысления осознанно поставленной цели этой деятельности и выступает фактором готовности к ней. Мотивация определяет потенциальные возможности личности, активность субъекта в профессиональной деятельности, предопределяет развитие специалиста в профессиональном отношении. От мотивационной сферы, в конечном итоге, зависит успех, качество и результат профессиональной деятельности. Мотив достижения является основным условием успешного осуществления профессиональной карьеры.Другие авторы в качестве ведущей составляющей готовности к профессиональной деятельности выделяют личностную готовность, которая понимается учеными как комплексное психологическое образование, как проявление индивидуальноличностных качеств, обусловленных характером будущей деятельности (К.А.АбульхановаСлавская, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, Э. Ф. Зеер, Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников, Н. И. Чеснокова). Проблема личностной готовности психолога активно разрабатывается в рамках рассмотрения вопроса о профессиональноважных качествах, обеспечивающих успешность его научной и практической деятельности (Г. С. Абрамова, Н. А. Аминов и М. В. Молоканов, Л. В. Темнова, В. Д. Шадриков и др.). В литературе встречаются синонимы термина «профессиональноважные качества»: «профессиональнозначимые качества», «профессиональноличностные качества». В научной литературе профессиональноважные личностные качестварассматриваются как: –один из стержневых факторов профессиональной пригодности; –важнейшая составляющая профессиональноличностного потенциала, обусловливающая способность к продуктивному осуществлению профессиональной деятельности; –проявление отдельных психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также для достижения эффективности в профессиональном труде.Набор качеств психолога, описываемый различными специалистами, достаточно широк. Обычно говорят о таких качествах, как высокая мотивация к работе с людьми, желание помогать им, вера в способность людей к изменению, эмпатия, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, высокий уровень саморегуляции, богатое воображение, высокий интеллект, способность к рациональному анализу, интуиция, альтруизм, сенситивность и т. д. [10].Л. Ю. Субботина выделяет следующие требования к личности и чертам характера будущего психолога: эмпатические способности, рефлексивность мышления, умение идентифицировать себя с субъектом взаимодействия и его проблемами; доброжелательность, стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию, тактичность и дипломатичность [11].

В. Д. Шадриков указывает на необходимость развития профессиональноважных качеств уже при обучении в вузе. Движущей силой формированияпрофессиональноважных качеств является противоречие между требованиями профессиональной деятельности и возможностями субъекта, а их развитие в процессе обучения осуществляется как все более тонкое приспособление внутренних условий к внешним условиям и содержанию деятельности[12]. Ю. А. Московская отмечает, что личностнопрофессиональное развитие студентапсихолога осуществляется как неотъемлемая самостоятельная часть целостной системы его обучения в вузе. Формирование высокого уровня развития личностнопрофессиональных качеств выступает одновременно как цель и результат, выражает интегративную характеристику психолога, которая проявляется в его удовлетворенности учебнопознавательной и учебнопрофессиональной деятельностью [13].

Личностная готовность является необходимым условием успешной профессиональной самореализации и профессиональной деятельности будущего психолога. Эффективность процесса профессионализации в целом зависит от действенного прохождения всех его стадий и этапов, но особая роль отводится стадии профессиональной подготовки, где укрепляется профессиональное становление студента, формируются профессионально важные качества, необходимые для будущей трудовой деятельности, происходит развитие личности средствами профессионального обучения. В связи с этим, в процессе обучения в вузе каждому студентупсихологу необходима помощь в поиске своего пути личностного саморазвития и профессионального самосовершенствования, в развитии готовности к профессиональной деятельности. По мнению Е. М. Кочневой и Л. Ю. Пахомовой, одним из путей развития готовности к осуществлению успешной профессиональной деятельности является включение студентов в активную деятельность, которая способствовала быосознанному развитию профессиональных умений будущих специалистов. Современный студент, заканчивая вуз, должен иметь не только определенный запас теоретических знаний, умений и навыков, но и быть готовым реализовать свои профессиональные планы в профессиональной перспективе [14]. Формировать готовность к профессиональной деятельности помогают профессионально ориентированные тренинги, которые обеспечивают приобретение специалистом профессиональноважных качеств, умений, создают условия для развития профессиональных способностей и содействуют повышению эффективности и результативности профессиональной деятельности.В свою очередь, мы выделяем следующие условия, необходимые для развития готовности будущего психолога к успешной профессиональной деятельности:–акмеологопсихологическое сопровождение учебного процесса: проведение психологической диагностики студентов на этапе поступления в вуз и в процессе дальнейшего обучения в вузе; проведение мониторинга личностно профессионального роста в процессе подготовки специалиста; –организация системы мероприятий, направленных на формирование профессионального видения мира в процессе обучения: психологические консультации по вопросам профессиональной ориентации, личностного самоопределения, тренинги по развитию профессионально важных качеств и мотивов профессиональной деятельности; моделирование ситуаций предстоящей профессиональной деятельности;–координация психологической службы в вузе, действующей непрерывно на протяжении всего учебного процесса, которая для студентов младших курсов будет являться способом познания профессии, а для старших курсов –практическим применением знаний и навыков; –организация широкого спектра курсов по выбору (например, более углубленное изучение психологического консультирования, психотерапии, тренинговой работы); и специальных курсов («психология карьеры», «карьерное консультирование», «технология профессиональной успешности», «профессиональное развитие личности и ее карьера» и т. п.)Среди факторов развития мотивационной и личностной готовности студентовпсихологов к профессиональной деятельности отметим следующие:–личная активность студента как показатель его включенности в работу;–опора на его реальный опыт (личный, профессиональный и т. д.);–способность переноса опыта, полученного в процессе обучения, в актуальную жизненную ситуацию;–умение осознавать происходящие изменения.В процессе обучения в вузе очень важно сформировать и развить устойчивую мотивацию к предстоящей деятельности и профессиональноважные качества будущего психолога через создание и реализацию личностно и общественно значимых перспектив в учебной и профессиональной деятельности, улучшение стимулирования процесса самосовершенствования студентов. Психологическое обеспечение учебнопознавательной деятельности и профессиональноличностного роста окажет положительное влияние на эффективность и успешность становления готовности будущего психолога к профессиональной деятельности. Действие условий и факторов будет сопровождать студентов психологопедагогического направления в течение всей профессиональной карьеры.

Ссылки на источники1.Косарева А. Б. Индивидуальноличностные особенности готовности студентовпсихологов к самореализации в будущей профессиональной деятельности: автореф… дис. канд. психол. наук. –М.: 2010. –22 с. 2.Крутецкий В. А. Психология. –М.: Просвещение, 1986. –238 с.3.Деркач А. А. Акмеология. –М.: РАГС, 2004. –299 с.4.Краснорядцева О. М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. –Барнаул: БГПУ, 1998. –112 с.5.ХорешманВ. С. Мотивация как фактор развития предметныхкомпетенций студентов// Известия Южного федерального университета. Технические науки. Тематический выпуск: Педагогика и психология. –2011. –№ 10 (123).–С. 151–157.6.Кочнева Е. М.,Пахомова Л. Ю. Условия оптимизации развития мотивационной готовности студентов к профессиональной деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. –2011. –№ 3. –С. 53–61.7.Яккока Л. Карьера менеджера. –Минск: Попурри, 2001. –416 с.8.МарихинС. В. Психологические аспекты успешности профессиональной деятельности // Мир человека. –2009. –№ 1. –С. 155–163.9.Маркова А. К. Психология профессионализма. –Самара: АСВТ, 2004. –361 с.10.Вачков И. В.Психология тренинговой работы: содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. –М.: Эксмо, 2007. –416 с.11.ХорешманВ. С. Указ.соч.12.Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. –М.: Наука, 1982. –185 с.13.Московая Ю. А. Способы формирования личностной готовности студентовпсихологов к профессиональной деятельности в педагогическом вузе// «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2012», Международная научнопрактическая конференция «Современные направления теоретических и прикладных исследований 2012», 20–31 марта 2012 г.: в 32 Т. Том 12. / Отв. ред. С. В. Куприенко. –Одесса, 2012. –С. 73–81.14.Кочнева Е. М.,Пахомова Л. Ю.Указ. соч.Lezhneva Ekaterina,Graduate student, the assistant of the chair of Psychology of the Mordovian State Pedagogical Institute named by M. E. Evsevev, Saranskeklezzz@ya.ru

Psychologicalpedagogical conditions of development of readiness of future psychologist to successful professional activitySummary.Article is devoted to a question of readiness of future psychologist to implementation of successful professional activity. As the main components are considered motivational and personal readiness. The author emphasizes that readiness for the forthcoming professional activity should be formed at stage of teaching in institute of higher education and chooses conditions and factors promoting its development.Keywords:studentpsychologist, readiness, motivation, professional important qualities, motivational readiness, personal readiness, successful professional activity, career.

Рецензент: Варданян Юлия Владимировна,доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт им.М.Е. Евсевьева»











.