Семья как фактор формирования готовности к школе детей, не посещающих детский сад

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Данюшевская Г. А. Семья как фактор формирования готовности к школе детей, не посещающих детский сад // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №12 (Декабрь). – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12167.htm.
Аннотация. В статье поднимаются вопросы о роли семьи в процессе развития и социализации ребенка в условиях перехода в статус ученика. Семья рассматривается как важный фактор эффективной подготовки к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. В статье представлен региональный опыт организации годичного предшкольного образования для детей, не посещающих детский сад по направлению «Взаимодействие с родителями».
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Данюшевская Галина Александровна,педагогпсихолог МБОУдля детей, нуждающихся в психологопедагогической и медикосоциальной помощи «Центр диагностики и консультирования», г.РостовнаДонуdanushevskaya@mail.ru

Семья как фактор формирования готовности к школе детей, не посещающих детский сад

Аннотация.В статье поднимаются вопросы о роли семьи в процессе развития и социализации ребенка в условиях перехода в статус ученика.Семья рассматривается как важный фактор эффективной подготовки к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения. В статье представлен региональный опыт организации годичного предшкольного образования для детей, не посещающих детский садпо направлению «Взаимодействие с родителями». Ключевые слова:подготовка детей к школе, семья, фактор, взаимодействие педагогического коллектива с родителями, предшкольное образование.

Массовое закрытие дошкольных образовательных учреждений в 90х годах привело к тому, что еще пять лет назад их посещали чуть больше 50% детей. Еще и сейчас не решена полностью проблема нехватки мест в детских дошкольных учреждениях. Очевидно, что довольно большая группа детейв дошкольном возрасте не получает образования нужного качества. Тем самым создается проблема неравных стартовых возможностей детей при их поступлении в школу. Преодолеть ее призваны курсы подготовки детей к школе. Однако ведущие занятия педагоги, решая задачи интеллектуального развития детей, все чаще сталкиваются с проблемами ребенка в эмоциональноволевой сфере или с проблемами социализации, общения ребенка со сверстниками. Почему все чаще возникают эти проблемы?Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. А среди различных функций семьи –таких, как репродуктивная, экономическая, воспитательная, терапевтическая, –для формирования готовности детей к обучению в школе особенно важны социализирующая и эмоциональнонравственная функции, поскольку именно семья выступает ячейкой первичной социализации ребенка. Так, многолетний опыт работы с дошкольниками и их семьями позволяет утверждать, что для становления личности ребенка, его нравственных качеств, важен не только тип семейных отношений, а и преобладающий эмоциональнопсихологический климат в семье.Однако в последнее время все чаще и чаще в специальной литературе и в периодической печати появляется термин «кризис семьи». На его признаки указывают в своих работах Л.М. Денякина, В.В. Зайцева, Н.Д.Никандров. Причиной этого, по мнению ряда учёных, стали реалии последних лет, свидетелями которых мы являемся.1.Болезненный переход к рынку породил резкое снижение жизненного уровня малообеспеченных семей и повышение комфортности иматериальной обеспеченности детей из обеспеченных семей, что порождает неприязненные взаимоотношения детей, возникновение ссор, затаенной зависти.2.Разрушение привычной системы ценностей.3.Резкое падение авторитета родителей и педагогов, рост конфликтности детей со школой, родителей с детьми и со школой.4.Духовный, экономический, политический, социальный кризис привел к увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации [1, с. 6].В этих условиях на повестку дня встает задача помощи семье в овладении основами компетентного воспитания. А построение принципов взаимодействия педагогов, ведущих предшкольное образование, и семьи выступает как одна из актуальных проблем, педагогической науки и практики.Институт семьи, с одной стороны, –это исторически сложившаяся устойчивая структура, с другой –это очень хрупкий и мобильный организм, подверженный значительным изменениям под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. За последние 20 лет наше общество прошло путь от полного падения авторитета образования и отстраненности родителей от воспитания детей в 90х гг. через смену ценностных приоритетов до признания важности предшкольного обучения и необходимости раннего развития детей. Но готова ли семья компетентно решать эти задачи?Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней закладываются основы личности ребенка, а по длительности своего воздействия на ребенка ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Однако большинство современных отечественных и зарубежных ученых, анализируя риски перехода дошкольника в статус ученика, указывают, что семья, зачастую, выступает одним из факторов, который может препятствоватьуспешной адаптации ребенка к роли ученика, поскольку на ходе данного процесса сказывается специфика отношений родителей с детьми. Как известно, детей учит то, что их окружает. Так, результатом разумного родительского воспитания и любви к детям является то, что дети 6ти лет: –реализуют свою потребность в авторитете, уважении и понимании со стороны близких и значимых для них лиц; –испытывают чувства привязанности, уважения и любви в ответ на аналогичные чувства родителей; –уверенны и активны, обладают адекватной самооценкой; –доброжелательны к людям; –способны к сопереживанию; –контактны и общительны, стремятся к взаимоотношениям со сверстниками на равных –в силу чего быстрее адаптируются к школьным условиям.Однако при некомпетентном стиле семейного воспитания семья зачастую препятствует формированию готовности к обучению в школе и, как следствие, успешной адаптации ребенка в первом классе. Это связано в первую очередь с тем, что дети имеют неадекватный «Яобраз», заниженные представления о себе, своих возможностях. Как показывает опыт работы с такими детьми, они растут в семьях с повышенным уровнем требований, но с дефицитом межличностного общения: родители с ними мало занимаются, но требуют послушания; низко оценивают их результаты и часто упрекают или наказывают, иногда –при посторонних; не верят в их возможности и не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.Поэтому неудивительно, что, как указываетА.И. Захаров, школа является лишь индикатором, обнаруживающим неблагополучие и промахи семейного воспитания. Именно ошибки в семейном воспитании вызывают нарушения в социальной, личностной и эмоциональной сферах. Дети «уносят во взрослую жизнь тот стереотип отношений, который закладывается в детстве» [2, с.64]. Неконструктивное воспитание в семье приводит к формированию отрицательного опыта общения, который оказывает неблагоприятное влияние на последующие отношения детей с социальным окружением. Сегодня велико число детей, имеющих эмоциональное, личностное и социальное развитие на уровне сниженной нормы, как показала психологическая работа с такими детьми, их семейное воспитание имело такие основные особенности: родители мало общались с детьми, часто они были предоставлены сами себе, их успехи никого не интересовали, а развитие способностей не получало поддержки. Да и само развитие часто понимается родителями весьма однобоко. Так, если психологи говорят о том, что для школьной адаптации важны и умение взаимодействовать со сверстниками, и умение преодолевать трудности и ряд других эмоциональных и личностных особенностей, то, как показывают наблюдения, большая часть родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, так или иначе, уделяют внимание развитию интеллектуальной сферы своих детей, как единственному с их точки зрения критерию готовности к обучению в школе. В то же время родители не придают значения развитию умения слушать, слышать, понимать, сопереживать, общаться со сверстниками и взрослыми, оценивать себя адекватно и т.д. Школа предъявляет определенные требования к поступившим в первый класс детям, поэтому целесообразно чтобы именно школа являлась главным организатором предшкольной подготовки и участвовала в реализации своей модели успешного ученика. Вместе с тем предшкольное образование при школах оказывается привлекательным для родителей, так как подразумевает, с одной стороны, знакомство детей с будущим учителем, со школой и ее жизнью, с другой –тесное взаимодействие учителей и родителей. Однако, как показывают исследования отечественных ученых (М.Безруких, Л.М.Денякина),основное внимание педагогами в группах кратковременного пребывания при школе уделяется развитию познавательной сферы детей, а взаимодействие с семьей ограничивается, в лучшем случае, двумя родительскими собраниями за время подготовки детей. Но готовы ли сами педагоги квзаимодействию с родителями, ведь современные родители также как и современные дети очень разные? Так,родителей детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, условно можно разделить на две группы. К первой группе можно отнести родителей с небольшими знаниями в области психологии детства, испытывающих «информационный голод»,вызванный отсутствием системы работы специалистов с семьей, в которой есть дети, не охваченные дошкольным образованием. Вторую группу составляют родители, которые скупают с прилавков магазинов всю психологическую и педагогическую литературу, не имея, при этом, специального образования, позволяющего объективно оценить предложенный в книгах материал. В результате такого эклектического соединения разрозненных знаний эти родители имеют часто неадекватные представления о нормах развития детей. И в первом, и во втором случае воспитанию и развитию ребенка может быть нанесен ущерб. Как здесь не вспомнить о «педагогическом всеобуче» для родителей, так некстати забытом со времен советской школы?Однако имеется положительный опыт взаимодействия с родителями в рамках групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих детский сад, которые действуют при гимназии № 2 им.А.П.Чехова г.Таганрога с1994–1995 учебного года. Мониторинговые исследования, проводимыеИ.Е.Буршит в данных группах, показали, что «домашние дети» имеют «значительные проблемы в социальной, личностной, эмоциональной сферах: –у 34% дошкольников выявлена сниженная самооценка;–у 42% детей выявлена высокая тревожность,–у 45% –трудности в общении» [3, с.49].При этом отмечался ежегодный рост детской тревожности и трудности в общении.Как отмечает в своих исследованияхИ.Е.Буршит, основную причину такой ситуации родители видят«в уменьшении дворовых игр и игрвообще, основанных на правилах группового взаимодействия», а также в самой семье, ее негативном влиянии на ребенка.В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы в рамках годичного предшкольного образования пришколе максимально увеличить положительные и свести к минимуму отрицательные аспекты влияния семьи на воспитание ребенкаи помочь семье раскрыть свой воспитательный ресурс. Многолетний опыт работы с родителями «домашних» детей в рамках групп кратковременного пребывания при гимназии № 2 им.А.П.Чехова г.Таганрога зарекомендовал себя как способ усиления положительного воздействия семьи на развитие детей. Как это делают в гимназии? Программа взаимодействия с родителями реализуется в несколько этапов.Первый этап (диагностический) заключается в определении:–внутрисемейных социальнопсихологических факторов, имеющих воспитательное значение: микроклимат семьи, его влияние на эмоциональный комфорт ребенка, формирование тревожности;–приоритетов семейного воспитания (создание условий для всестороннего развития ребенка; отношение к вопросам подготовки ребенка к обучению в школе; определение того, кто в семье больше занимается воспитанием: мать, отец, бабушка, дедушка, гувернер); –отношения к предшкольному образованию и готовность к сотрудничеству с педагогами (постоянный контакт с педагогами по вопросам развития ребенка, контакт эпизодический, нет контакта с педагогом, не прислушиваются к рекомендациям).Следующий этап (деятельностный) –организация деятельности педагогического коллектива с родителями, который проводится по следующим направлениям: –«профилактикопросветительское(восполняет «информационный голод» по актуальным темам развития, воспитания детей, преемственности дошкольного и начального образования); –организационнометодическое и коррекционное(дает возможность овладеть определенным набором методов и приемов воспитания, развития, обучения детей);–диагностическое(позволяет за год до школы определить риски и разработать программу индивидуального сопровождения ребенка);–диспетчерское(взаимодействие с узкими специалистами: логопедами, социальными работниками, медиками, психологами, тренерами, работниками культуры, что дает возможность, с одной стороны, эффективно решать возникающие у ребенка или семьи проблемы, с другой –всесторонне развивать ребенка)» [4, c. 9].Третий этап (итоговый) –проведение ежегодного мониторинга эффективности работы с родителями, внесение необходимых изменений в планирование работы на следующий год.В рамках предложенного подхода работа с родителями по конструированию взаимодействия начинается ещё до начала занятий в группах кратковременного пребывания (однадве индивидуальные и дветри групповые консультации, анкетирование родителей, составление социального паспорта семьи), продолжается в течение всего года (семинары, родительские собрания и конференции, встречи с узкими специалистами и т.д.)и завершается круглым столом и индивидуальными психологическими и педагогическими консультациями в конце учебного года. Такая работа с родителями, как показывает практика, является дополнительным фактором развития ребенка и его предшкольного образования,способствующая быстрой адаптации в школе и вхождения в статус ученика, при этом родитель получает знания в области возрастной психологии, знакомится с нормами развития, что позволяет ему адекватно оценивать возможности своего ребенка,получает знания о компетентном воспитании и имеет возможность через тренинги освоить эффективное воспитательное поведение инаучается конструктивно взаимодействовать с педагогами и принимать требования школы, что снижает психологическое сопротивление родителей предлагаемым требованиям педагогов.Все это уменьшает родительский стресс перед школой и повышает эмоциональную комфортность семьи, что является дополнительным фактором адаптации ребенка в школе.Данный региональный опыт организации работы по предшкольной подготовке не только с детьми, но и с родителями показывает, что в течение всего лишь одного учебного года возможно создать условия, при которых ребенок, не охваченный до этого дошкольным образованием, сможет получить то развитие, которое позволит ему легко адаптироватьсяна этапе перехода в статус ученика и быть успешнымна протяжении всего обучения в начальной школе, а также –что немаловажно –построенное в соответствии с представленным выше алгоритмом предшкольное образование повышает статус и значимость школы в глазах родителей.

Ссылки на источники1.Никандров Н.Д. Российская духовная идея как основа общественного воспитания //Православие в современном обществе. –Тула:издвоТГПУ им. Л.Н. Толстого,1999.2.Захаров А.И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста //Неврозы и пограничные состояния. Л., 1973.3.Буршит И.Е. Комплексный подход к формированию готовности к обучению в школе детей, не посещающих ДОУ// Изв. Волгогр. гос. пед. унта. Сер.: Педагогические науки. –2011. №1(55). –С.47–51.

4.Буршит И.Е. Из опыта работы годичных курсов адаптации к школе детей, не посещающих детский сад// Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. –2010. № 10. –С. 6–10.

DanyushevskayaGalina,Teacherpsychologist of the municipal educational institution «Diagnostic and consulting centre» (RostovonDon) for children that are short of psychoeducational and medical, social care.danushevskaya@mail.ruThe family as formative factor for children’s preparedness by school that don’t attend nursery schoolAbstract. In this context we bring up the question of the family’s role in the process of development and socialization of children when they become pupils. The family is the important factor of children’s efficient preparation for schoolthat don’t attend preschool institutions. In this context we consider regional experience of one year's preschool education on «cooperation with parents» for children that don’t attend nursery school.Keywords:children’s preparation for school, a family, the factor, teachers’ cooperation with parents, preschool education.

Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»