Личностно ориентированное обучение химии в современной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Струева И. А. Личностно ориентированное обучение химии в современной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №12 (Декабрь). – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12171.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам эффективного изучения программного материала по химии и использованию современных педагогических технологий.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Струева Ирина Александровна,заместитель директора по учебновоспитательной работе, учитель химииМБОУ СОШ №18, г. Калугаstrueva.irina@mail.ru

Личностно ориентированное обучение химии в современной школе

Аннотация.Статья посвящена вопросам эффективного изучения программного материала по химииииспользованию современных педагогических технологий.Ключевые слова:химия, личностноориентированный урок, индивидуальный учебный план, групповые технологии.

Качество знаний учащихся попрежнему остается одной из главных проблем методики преподавания химии. Эта проблема особенно обострилась в связи с ростом информационного потока, развитием науки и техники. Требования к объему знаний учащихся увеличиваются, а соответственно растут и учебные нагрузки. Поэтому актуальным в настоящее время является поиск эффективного решения проблемы усвоения больших объемов информации среднестатистическим учеником. Одним из способов помощи ученику в усвоении знаний, структурированиюучебного материала является разработка и применение новых педагогических технологий. Самым важным моментом является использование на уроке личностноориентированного обучения. Цель личностно ориентированного образованиясостоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.Среди критериевэффективности личностно ориентированного урокаможно выделить следующие:

–наличие у учителя учебного плана урока в зависимости от готовности класса;–использование проблемных творческих заданий;–применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условносимволическую);–создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;–сообщение в начале урока не толькотемы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;–обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать подругому;–стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;–оценка при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся;–отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности;–при комментировании домашнего задания называется не только тема и объем задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.В связи с этим можно определить цели обучения:–развитие позитивных индивидуальных свойств ученика –способностей, интересов, склонностей;–развитие у учащихся интеллектуальной, исследовательской, информационной, коммуникативной, рефлексивной культуры;–развитие личностносмыслового отношения учащихся к изучаемому предмету;–развитие ценностного отношения учащихся к окружающей действительности.Личностноориентированный урок состоится, если:–учителем будут созданы условия, превращающие учащегося в субъект, заинтересованный в учении, в саморазвитии.–учитель будет являться организатором и помощником учебнопознавательной деятельности учащихся, а не главным действующим лицом на уроке.–субъектная роль ученика будет включать свободу выбора уровня обучения, его темпа;–учебный процесс будет организован через диалог или полилог.Учитель должен на уроке решить одновременно несколько проблем:–успешность каждого ребенка в обучении;–сохранение здоровья каждого ребенка;–приобретение социального опыта.Ответом может быть дифференцированный подход на индивидуальном (субъективном) уровне. Задача–создание таких психологопедагогических условий, которые обеспечивали бы активное стимулирование у учащихся самооценкой образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.Каждый ученик в классе должен иметь ИОСО –индивидуальноориентированнуюсистемуобучения,созданную на основе индивидуального учебного плана. ИОСО учитывает своеобразие психики и личности индивида, ориентирует на развитие своей индивидуальности, работу с каждым учеником в рамках одновременной работы со всем классом(табл. 1).Таблица 1Индивидуальный учебный план

Источники изучения

Контрольныесроки изучения

Необходимо повторить,знать, уметь

Задания на отметку

Дополнительные задания

Отметка

Подпись учителя

«5»«4»«3»123456789

1 –№ параграфа;2 –временные рамки изучения параграфа (материала);3–понятия, термины, правила, которыми должен овладеть ученик;7–индивидуальные дополнительныезадания по мере необходимости;8–учебные результаты.

План позволяет каждому ученику в зависимости от своих способностей, желаний, самочувствия выбрать уровень выполнения заданий, темп усвоения учебного материала по предмету, тем самым создавая условия для движения по коллективному учебному маршруту сообразно своим индивидуальным особенностям.Учебный процесс состоит из 2х блоков –лекционный и лабораторный. Оценки «неудовлетворительно» не существует. Ученик имеет право на ошибку и её исправление. Может быть опережающее обучение, возможен экстернат.Общеизвестно, что общение–важный инструмент прочного, закрепленного во времени усвоения знаний, происходящего на фоне положительных эмоций. Однако большинство применяемых педагогических технологий недооценивают аспект общения учащихся как лимитирующий фактор заполнения информации. Исключением из выше указанной тенденции выступают групповые технологии. Поэтому в построении урока целесообразно использовать этот подход.Существует много разработок групповых технологий, но классическими, наиболее эффективными считаются лишь некоторые из них. Вопервых, коллективный способ обучения. Его основоположником является А.Г.Ривин, современным теоретиком –В.К.Дьяченко [1]. В.К.Дьяченко определяет обучение как «особым образом организованное общение, в ходе которого воспроизводится и усваивается общественноисторический опыт, все виды человеческой деятельности».Известны постулаты А.Г.Ривина.1.Человек развивается в общении.2.Человек мыслит, когда говорит.3.Человеку необходима смена обстановки для более эффективного общения.Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классноурочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые.Групповые технологии имеют ряд превосходств над другими технологиями.1.Построены на общении учащихся, а это главный фактор усвоения информации.2.Организована совместная деятельность.3.Распределение между учащимися начальных действий и операций.4.Возрастает индивидуальная помощь каждому ученику.5.Ит.д.При использовании групповых форм выделяют 5 уровней коллективной учебнопознавательной деятельности.1.Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.2.Работа в статических парах.3.Групповая работа (на принципах дифференциации).4.Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).5.Фронтальноколлективная деятельность при активном участии всех школьников.При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.Собственно групповыми технологиями называют лишь 3йи 4йуровениорганизации учебной работы в классе. Такая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути решения, реализовать их напрактике и, наконец, представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше, чем фронтальная, обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности.

Акценты целейпри этом можно отметить следующие.1.Обеспечение активности учебного процесса.2.Достижение высокого уровня усвоения содержания.Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов.1.Подготовка к выполнению группового задания:–постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);–инструктаж о последовательности работы;–раздача дидактического материала по группам.2. Групповая работа:–знакомство с материалом, планирование работы в группе;–распределение заданий внутри группы;–индивидуальное выполнение задания;–обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;–обсуждение общего задания группы (замечания, уточнения, обобщения);–подведение итогов группового задания3. Заключительная часть–сообщение о результатах работы в группах;–анализ познавательной задачи, рефлексия;–общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Дополнительная информация учителя.Различают следующие видыгрупповых технологий:–групповой опрос;–общественный смотр знаний;–учебная встреча;–диспут;–нетрадиционные уроки: урокконференция, суд, путешествие и т.д.Данную технологию эффективно использовать при изучении темы «Теория электролитической диссоциации», а именно при рассмотрении химических свойств различных классов неорганических веществ в свете теории электролитическойдиссоциации. Учащиеся имеют возможность не только проделать лабораторный опыт, но и обсудить полученные результаты. Сделать выводы, перейдя от частного к целому.Класс делится нагруппы по 4 человека, задания распределяются между членами группы, каждый ученик выполняет по одномузаданию и группа делает общий вывод по поставленной задаче. Таким образом, каждый ученик включен в деятельность. Для общего вывода по теме можно использовать таблицу(табл.2).

Таблица 28 класс«Теория электролитической диссоциации»Химические свойства кислот в свете ТЭД

СолянаякислотаСерная (разбавленная) кислотаОбщий выводОснование+++Основный оксид+++Кислотный оксид–––Металл±±±, с металлами до (Н)Соль+++, присоблюдении3 условийпротеканияреакциидо конца

Запомните!

Кислота + Основный оксид = Соль + Вода

Кислота + Основание = Соль + Вода

Кислота + Металл (до Н) = Соль + Водород

Кислота + Соль = Новая кислота + Новая Соль

Для эффективного проведения группового занятия педагог должен очень хорошо знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в классе; физическое и психологическое здоровье учащихся).Можно отметить высокий уровень (до 80%) усвоения знаний учащимися используя данную технологию.

Ссылки на источники1.Изучение химии в парах сменного состава. 8 класс:методическое пособие. –Калуга: Издательский педагогический центр «Гриф», 1998.

Struyeva Irina,aviceprincipal and a Chemistry teacher of Municipal StateFinancedOrganization «Secondary General School №18»of Kaluga.strueva.irina@mail.ruPersonalityoriented education in the modern school of chemistryAbstract.This article is concerned withthe questions of effective study ofthe materialon Chemistry using some modern educational technologies.Keywords:chemistry, learnercentered lesson, group technologies, personal program.

Рецензент: Горев Павел Михайлович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры математического анализа и методики обучения математике ВятГГУ, главный редактор журнала «Концепт»